Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений




Меню


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить
Забыли пароль?


Случайная картинка

2012.07.24 Пасхальное яйцо 400-летие Дома Романовых



Софийская площадь. Софийский Вознесенский собор

Фотоальбом Софийский (Вознесенский) собор

 

Софийский собор. Церковь Лейб гвардии Гусарского Его Величества полка. Памятник архитектуры федерального значения. (современный адрес: Софийская пл., 1) 

 

Золотой век Царского Села неразрывно связан с временем правления императрицы Екатерины Великой. В годы её царствования русские войска одержали ряд блестящих побед над Турцией. Россия мечтала о возрождении православной «Греческой империи» со столицей в Константинополе... Памятники в честь русских побед, установленные в царскосельском парке на протяжении войны с Турцией, уже не устраивали императрицу. Новым памятником мыслился грандиозный собор в уездном городе София. Центром Софии, строящегося Ч. Камероном, стала обширная площадь с Софийским собором, проект которого Камерон разработал еще в 1780 году.  Одновременно была изготовлена деревянная модель Софийского собора.

Грандиозный собор по своему облику должен был напоминать константинопольскую Софию. Таково было условие: шесть лет назад закончилась русско-турецкая война, и царскосельском парке начали устанавливать памятник прославлявшие победы русской армии и флота, русских полководцев и флотоводцев: Кагульский обелиск, Чесменскую и Морейскую колонны. Рядом с парком был созда целый ансамбль, посвященный присоединению Крыма  к России,— Запасной двор. Здания, формирующие эту площадь, напоминали турецкие сооружения, на самой площади установили Крымскую колонну.

Таким же своеобразным памятником победы над турками должны были стать новый город София и Софийский собор. Этим объясняются их названия: София, Софийский. Не случайно модели Софийского собора, Чесменской колонны, Кагульского обелиска были выставлены вместе в Петербурге, «подле Исаакиевской церкви в небольшом каменном здании, состоящем из одного зала». Неожиданно для автора проект огромной «Софийской церкви» не получил «высочайшего утверждения» и строительство было «по великости отменено». После показа моделей публике Камерон обратился в совет Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания академика за проект и модель Софийского собора.

По настоянию Ю. М. Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено». Кроме того, была и другая причина — уже давно осложнились личные отношения между Камероном и Фельтеном. С приездом Камерона Фельтену не поручали больше работ в Царском Селе.

28 августа 1781 года было принято постановление совета Академии художеств: «По прошению г. архитектора Шарль Камерона о принятии ево в общество Академическое по представленной от него работе, представляющей модель церкви святыя Софии... Прежде усмотрения практики к докладу в общем собрании не допускать; о чем ему и объявить, если пришлют или сам явится». Модель собора оставили в Академии художеств, проект вернули в Царское Село.

Камерон никогда более в Академию художеств не обращался и никакого академического звания не имел.

Грандиозность первоначального проекта собора, очевидно, и стала причиной ошибки, которая многократно повторялась в различных изданиях. Историки Царского Села ныне существующий собор называли повторением Софии Константинопольской. «Повторение» здесь проявилось только в одном — в композиционном значении здания. София Константинопольская расположена на главной площади столицы, доминирует в ансамбле площади, возвышаясь над дворцом византийских императоров. Юстиниан, строя Софию, стремился в облике грандиозного храма воплотить силу и могущество своей империи, а также подчеркнуть торжество христианства. Такими же идеями руководствовались, создавая новый город.

Софийский собор Камерона должен был господствовать над окружающей застройкой площади, над городскими кварталами одноэтажных домов и скромными присутственными местами в маленьком городе София.

В 1782 году Камерон разработал второй проект Софийского собора, осуществленный.

Во втором проекте 1782 года архитектору удалось передать сходство со знаменитым архитектурным прототипом без однозначного копирования при помощи «говорящих деталей». Так вполне традиционный храм эпохи строгого классицизма тяжеловатых, но благородных пропорций, квадратный в плане, с одинаковыми четырехколонными портиками дорического ордера под треугольными фронтонами, Камерон увенчал пятью пологими куполами. Центральный плоский купол с множеством больших арочных окон, прорезающих высокий барабан, стал той главной деталью, которая роднила две Софии.

Соборная церковь Софии — Премудрости Божией была заложена 30 Июля 1782 г. архиепископом Новгородским и Санкт-Петербурским Гавриилом (Кременецким) в присутствии Императрицы Екатерины II, в 21 лето царствования Ея..  Камерон так же присутствовал на торжественной закладке собора. в Константино-Еленинской церкви в присутствии императорской фамилии была отслужена Божественная литургия по случаю закладки.

Чертежи Камерона пока обнаружить не удалось. Некоторые исследователи его творчества высказывали даже сомнение по поводу его авторства и считали, что собор возводился по проекту И. Е. Старова. Между тем архивные документы неопровержимо свидетельствуют о том, что автор собора — Камерон. Но он не мог наблюдать за производством работ и просил поручить это опытному архитектору, так как «Софийская церковь состоит из многих арков, которых конструкция весьма мудра». Этот контроль и поручили И. Е. Старову. О Софийском соборе есть важное свидетельство И. Г. Георги. В своей книге о Петербурге он упомянул модель церкви Софии, сделанную «по чертежу... Камерона», а перечисляя звания архитектора Старова, добавил: «Под его ведением построена Софийская церковь в Софии».

"В четверг, 27 июня 1784 года, - значится в камер-фурьерском журнале, - поутру, около 9 часов, тело покойного его пр-ва А. Д. Ланского из дому его вынесено с должною честью в соборную Софийскую церковь, где оное после литургии отпето высокопреосвященным митрополитом Новгородским и С.-Петербургским с другими тремя архиереями и с прочим знатным духовенством; потом для погребения всем оным духовенством, також знатнейшими обоего пола особами из соборной церкви препровождено до кладбища и в имеющейся тут часовне предано земле".

Главный престол — во имя Вознесения Господня — был освящён 20 Мая 1788 г. митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в присутствии Императрицы Екатерины II, Цесаревича Павла Петровича, Великих Князей Александра Павловича и Константина Павловича. При входе в собор ещ недавно сохранялась мраморная доска с этими датами.

Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма. Рассчитанный на восприятие с розных точек обзора, в том числе и со стороны императорского парка, на картине П. Мартынова 1815 года «Царскосельский парк. Вид на Большое озеро» купол Софийского собора прекрасно виден за парадным фасадом Софии -- цепью высоких трехэтажных домов вдоль будущей Парковой улицы. Точка обзора выбрана художником не случайно. Именно здесь, на месте выстроенной при Александре I Гранитной террасы, находилась в 90-е годы XVIII века одна из «смотровых площадок», возведенных Ч. Камероном для лицезрения ансамбля главной площади города Софии, так называемая «Вторая каменная галерея».

Сходство с византийским храмом прослеживается и в интерьере Софийского собора: в «невесомости» центрального купола, зрительно «отрезающего» потоками света центральную часть от остального объема, в умелом сочетании разных типов сводов, рождающих впечатление постепенного нарастания пространства, в необычном насыщенном цвете восьми колонн из красно-черного гранита, напоминающих древние колонны из красного порфира в константинопольском храме.

Собор, квадратный в плане, увенчан пятью плоскими куполами на невысоких барабанах, которые под малыми: куполами прорезаны круглыми окнами, а под центральным куполом — большими арочными. Его фасады акцентированы четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Цоколь собора облицован огромными гранитными плитами. Гладь стен в глубине портиков прорезана небольшими нишами, в которых предполагалось установить скульптуры, три круглых медальона должна была украсить лепка. Фундамент и пол собора сложены из пудостской плиты.

Собор трехнефный, центральный неф перекрыт большим куполом, который покоится на четырех больших арках, опирающихся на пилоны.

Их украшают темно-коричневые гранитные колонны и пилястры ионического ордера с позолоченными базами и капителями.  Неожиданно применение гранита в интерьере Камерона. Гранита он больше нигде не использовал.  Монументальная «стройность» колонн, вытесанных из цельных блоков красно-черного гранита, подчеркивает величавую простоту храма и гармоничность его пропорций. Своим насыщенным и необычным цветом они создают благородный контраст со светлым тоном стен. Копонны Софийского собора — еще одна «говорящая деталь», указывающая на архитектурный прототип. Их количество, гамма и местоположение соответствует самым древним колоннам из красного порфира храма Св. Софии в Константинополе.

Екатерина II, давая высокую оценку новой постройке в письме к М. Гримму, писала: ...Это церковь очень красива внутри и снаружи: в интерьере 8 колонн... каждая из гранита красно-черного цвета, добытого в карьерах острова на Ладоге, колонны превосходные».  А П.П.Свиньин в 1817 году обратил к ним полные восторга слова: «...Со времён египтян во внутренности ея в первый раз явились сии колоссальные гранитные столбы, коих только Казанские могли превзойти!». Софийский собор, возводившийся как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии, стал одним из первых монументальных культовых сооружений русского зрелого классицизма.

Сходство с византийским храмом прослеживается и в интерьере Софийского собора: в «невесомости» центрального купола, зрительно «отрезающего» потоками света центральную часть от остального объема, в умелом сочетании разных типов сводов, рождающих впечатление постепенного нарастания пространства, в необычном насыщенном цвете восьми колонн из красно-черного гранита.

Красота и необычность колонн собора, построенного по проекту Ч. Камерона, отмечалась и современиками, и потомками. Софийский собор, возводившийся как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии, стал одним из первых монументальных культовых сооружений русского зрелого классицизма.

При постройке храма было приказано, для доставления во все места воды, провести подземныя трубы из Боуеровского канала: в том числе одна труба проведена  под собором и сделаны были, как вне, так и снаружи церкви, два колодца, покрытыя решетками. При возобновлении собора в 1849 году, эти колодцы уничтожены.

С окончанием возведения в 1788 году Софийского собора город обрёл, наконец, свой символический смысл. Парящего над деревьями Царскосельского сада купола, столь сходного с главой византийской Софии, и стоящей посреди Большого пруда Чесменской колонны - символа морских побед России над Турцией, представлялось достаточным для понятной современникам аллегорической картины освобождения Константинополя.

Софийский собор  еще до освящения в 1788 году попал на страницы «Нового и полного географического словаря Российского государства». Описывая Софию, авторы справочника отмечали: «...Знатное пособие от щедрот Ея Императорского Величества на него иное, в короткое время украсило его многими каменными строениями изящной архитектуры, меж коими примечания заслуживает Соборная церковь, приведенная в 1787 году почти к окончанию". «Прекрасная большая церковь, построенная «...по подобию Софийской церкви в Константинополе» — так писал о нем по прошествии нескольких лет И. Г. Георги .

1788 г. — Настоятелем нового собора был назначен духовник Их Императорских Высочеств протоиерей Андрей Самборский

1788—1845 гг. — Софийский собор — капитульная церковь ордена святого равноапостольного князя Владимира.

Никифоров Иоанн  - г. Софии Соборной церкви священник, 47 л., паралич., 1797

В 1804 г. был устроен и 6 Ноября того же года освящён левый придел — во имя св. великомученицы Екатерины

В храме Софии к тому времени примечательны:

  • гранитный ковчег, бывший под главным престолом и вынутый при возобновлении собора в 1849 году; в нем хранится другой ковчег из белого мрамора, в котором в серебрянном ящике часть св. мощей. Там лежит 6 серебрянных монет с изображением Екатерины II. На ковчеге серебрянная вызолоченная доска с надписью: "Сия соборная церковь", в имя Софии Премудрости Божией, заложена Петербургской губернии, в городе Софии, июля 30-го, в лето от создания мира 7990, от Рождества Христова 1782, царствования же благочестивейшей императрицы Екатерины II двадцать первое, при наследнике цесаревиче Павле Петровиче, супруги его марии Федоровне и благоверных государяхъ великих князьях: Александре Павловиче и Константине Павловиче".
  • Затем в этот храме множестве икон художественной работы, из числа которых наиболее прекрасны:запрестольный образ Введения во храм Богородицы, работы Соколова, в 1788 году; Воскресения Христова и Вознесения работы Бельскаго, в 1791 году, - этого художника есть в одной из зал Царскосельского большого дворца экран, который по сюжету и манере письма ничем не отличается от работы известного робера, -затем Преображения (1792 г.) работы Евставия меньшого, Сошествия Св. духа и Сретения Господня, 1796 г., работы Георгия Скливоса, Благовещение, 1792 г. - Михаила Воинова, Рождества Христова, 1791 г.- Петра Дрождина, Крещение Господня, 1793 г. - Ивана Бельского, Явление Иисуса Христа апостолам в воскресение, 1795 г. - Угрюмова; Рождество Богородицы, 1793 г. - Пустынина; Успение Божьей Матери 1792 г. - Дрожина.
  • Затем в этом храме есть несколько серебрянных церковных вещей, пожертвованных офицерами лейб-гвардии Гусарского полка и затем такие же исторические, принесенные в дар императрицею Екатериною II. Из последних серебрянное паникадило, весом 5 пуд. 13 фунт. Наверху на яблоке, литера Е, под яблоков на ободке надпись; потом два больших серебрянных подсвечника, в виде цветка: оба весом 2 пуда 38 фунтов, четыре серебрянных лампады, две из них весом в 22 фун.22 зол. и две 18 фун.72 зол. Затем серебрянные молоток и лопатка, с ручками слоновьей кости, употребленные при закладке храма.
  • До 1812 года здесь было много драгоценных предметов церковной утвари. Все это в тяжкие годины отечественной войны передано на хранение в дворцовое ведомство. В описи церковного имущества Софийскаго собора 1788 г., под означенными вещами сказано: "По сей описи золотая утварь в царскосельскую придворную церковь мною вся отдана на сбережение, по Высочайшему повелению; Софийского собора ключарь протоиерей Григорий Гомзин. Оную золотую утварь по описи принял в целости протоиерей Павел Сергеев. Сентября 16-го 1812 года" После 1812 года вещи не были возвращены.

До 1817 г. Софийский собор состоял в Епархиальном ведомстве

9 сентября 1817 года Государь Император Александр I высочайше повелел: «состоящий в городе Софии собор обратить в полковую церковь лейб-гвардии гусарского полка». Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. Софийский собор был передан из Санкт-Петербургской епархии в ведение Военного духовенства. В соборе был только один престол — Софии премудрости Божией, а храмовым праздником был день Вознесения Господня.

27 февраля 1832 года Кирасирский полк  прибыл в Царское Село из города Вендена (Лифляндской губернии). На благодарственном молебне присутствовал Николай I, который затем наблюдал занятие полком новых казарм.Так как в казармах не нашлось места для полковой церкви, то для служб был назначен северный придел Софийского собора.

 После прибытия в Царское Село Кирасирского и Образцового пехотного полков священникам этих полков дозволено было служить в соборе по очереди. Позднее, в 1849 году в храме были устроены еще 2 придела: южный — св. А. Невского, и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный кирасирскому полку вплоть до постройки его полкового храма.

Впоследствии к собору приписывались все воинские формирования царскосельской Софии, не имевшие собственных церквей. У каждого полка императорской Гвардии был свой Святой Покровитель и, соответственно, свой полковой храмовый праздник. (Полковой храм или один из его приделов всегда освящали в честь и память какого-либо важного события из жизни полка: его основания, военной победы и т. д., объясняя событие Промыслом Божьим и увязывая памятную дату с соответствующим Святым из православных святцев). Став полковой церковью, София не только сохранила высокий нравственный дух и ту идею, которая была заложена при её создании, но и прививала любовь к Отчизне, лучшим традициям нашей духовной культуры.

В 1848-1850 году в Софийском соборе был проведён капитальный ремонт и устроены еще 2 придела: южный придел благоверного князя Александра Невского и передан Образцовому пехотному полку, и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный кирасирскому полку.  Для главного придела Софийского собора по проекту архитектора Военного министерства Ивана Денисовича Черника был изготовлен новый иконостас; проект иконостаса для боковых приделов разработал архитектор П. Егоров.

Чин освящения этих приделов совершил настоятель Спасо-Преображеского Всей гвардии собора в С.-Петербурге протоиерей Василий Сицилийский. У каждого полка императорской Гвардии был свой Святой Покровитель и, соответственно, свой полковой храмовый праздник. (Полковой храм или один из его приделов всегда освящали в честь и память какого-либо важного события из жизни полка: его основания, военной победы и т. д., объясняя событие Промыслом Божьим и увязывая памятную дату с соответствующим Святым из православных святцев).

В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.

С 1891 г. на протяжении 22 лет настоятелем собора являлся протоиерей Иоанн Филиппович Сперанский, положивший немало сил на его благоукрашение

В главном приделе собора находился большой запрестольный образ Введения во Храм Пресвятой Богородицы, написанный в 1788 г. художником Соколовым, в алтаре левого придела, за престолом, помещается образ Явления Бога Моисею на горе Синае. В 1898 г. в правом приделе был установлен запрестольный образ Воскресения Христова, пожертвованный вахмистром полка. 

1900-е

В 1900 г. на заводе Усачёва в Валдае для Софийского собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти медных колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 тонны). Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора.

В 1903-1904 годах к северу от собора была выстроена отдельно стоящая соборная колокольня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуау. Купольное завершение колокольни было близко по форме куполам самого собора. В её нижнем этаже и по сей день находится небольшая часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

В 1905 г., после капитального ремонта, левый придел Софийского собора был вновь переос­вящён во имя св. великомученицы Екатерины.

В изданном в 1911 г. к 200-летию Царского Села путеводителю по Царскому Селу, её автор, С. Н. Вильчковский, писал: «Соборъ внутри отличается весьма простой отделкой. Стены его выкрашены въ светлый тот и только у окон идетъ весьма небольшой, слегка золоченый, орнаментъ. Восемь колоннъ и столько же пилястръ изъ цельных кусковь полированнаго гранита украшаютъ среднюю часть храма. Иконостасы всехъ трехь приделовъ... белые с позолотой. Надъ солеёй средняго придела съ потолка спускается стильная серебряная люстра екатерининского времени. У клиросовь средняго придела стоятъ два массивныхъ серебряныхъ подсвечника той же эпохи. Тутъ же, предъ алтаремъ, около старыхъ полковыхъ штандартовъ, въ большой серебрянной витрине, за стекломъ сохраняется серебряная вызолоченная закладная доска 1782 года, молотокъ и лопаточка, на которой имъется вензель Императрицы Екатерины и надпись на Английскомь языке: "Чарлзь Камеронъ, архитекторъ».

Пилоны и стены собора были украшены огромными картинами, написанными на Евангельские сюжеты известными живописцами того времени. В средней части собора среди прочих особо выделялся образ Свт. Павла Исповедника, устроенный в 1836 г. офицерами Гусарского полка и украшенный серебряной золочёной ризой. Другой образ — св. благ. Князя Александра Невского, устроенный офицерами в память своего Шефа — Императора Александра II, помещался в киоте из белого мрамора.

В западной части собора, у пилонов, находились знамена и знаки, отбитые у кокандцев генералом Черняевым 22 Сентября 1864 г. при городе Чимкенте. Здесь же находилась мраморная доска с именами чинов Лейб-гвардии Гусарского полка, павших во время первой Русско-Турецкой войны.

В Октябре 1913 г. И.Сперанского сменил священник Митрофан Викторович Блажевич (1869—...)- полковой священник Гусарского полка, георгиевский кавалер. В этом же году церковь получила официальное наименование — Софийский Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка собор}

Мирно и тихо протекала жизнь в Софии, пока не началась первая мировая война и время великой смуты в Российском государстве.

Январь 1915 года. Император, согласно определению Священного Синода соизволил на сопричисление священника церкви ЛГ Гусарского ЕИВ полка о. Митрофана Бложевича к ордену Св. Владимира 4 степени с мечами.21

 

После 1917

Через несколько дней после октябрьского переворота эхо грозных событий отозвалось в Царском Селе. В городе началась паника, многие искали утешения и пастырского наставления в православных храмах. Участь Софийского собора, к счастью, не была столь драматичной, как судьба Собора св. Екатерины в центре Царского Села. Вскоре после мученической кончины его протоиерея Иоанна, 26 ноября 1917 года в престольный праздник Екатерининского собора, Владыка Вениамин Митрополит Петроградский и Гдовский (ныне священномученик, расстрелян в августе 1922 года) преподнёс в дар «благословение, утешение и ободрение причту и прихожанам» список с чудотворного образа Божией Матери «В скорбях и печалях утешение».

Софийский собор после большевистского переворота стал приходским.

С августа 1919 г. настоятелем этого собора становится протоиерей Сергий Васильевич Сырнёв (1858-1938?).

6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного райсполкома о закрытии собора. Официальное постановление Леноблисполкома о его ликвидации было подписано лишь спустя год, 10 октября  1934 года. Находившиеся в храме картины были передны в Русский музей, откудa, кaк выяснилось, исчезли без следa. Храм был закрыт, службы в нём прекращены, однако само здание не было уничтожено полностью, хотя и подвергалось долгие десятилетия разграблению и забвению.

Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада всякого хлама. Территория площади была превращена в учебный полигон.

Во время Великой Отечественной войны собор получил некоторые повреждения и после войны был превращен в место свалки, в центральной части которой сооружался гигантс¬кий костёр, где утилизировались отходы производства.

Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.

 

 

Восстановление

Лишь в 1988 году образовалась церковная община, которая взялась за восстановление Софийского собора. После чего, будучи митрополитом Ленингрaдским и Новгородским, Алексий II (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора.

13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.

1989, 8 мая — Указ митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о назначении протоиерея Геннадия Зверева настоятелем Софийского собора. Среди руин храма в престольный праздник Вознесения Господня, настоятелем Софийского собора протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая Божественная Литургия.

«Был возвращён к жизни храм, напоминающий о славных событиях русской истории, а вместе с ним к нашему народу возвращается историческая память, издревле присущий ему духовный и культурный облик. Тропа народная снова была проложена к этому святому месту».

По окончании службы настоятель обратился к верующим со словами: «Дорогие братья и сёстры! Посмотрите на эти стены. Не есть ли это сегодняшний образ наших с вами душ? Разве это не отражение нашего общества? Всё поругано, всё осквернено. Что же нам делать? Молиться Господу нашему Иисусу Христу. И с молитвой трудиться ради возрождения храма сего и душ наших. Постепенно, возрождая собор, мы будем возрождаться сами и тем самым поможем возродиться нашему Отечеству...»

С этих слов начались долгие годы восстановления Софийского собора. Вскоре в подвале храма были обнаружены неразорвавшиеся снаряды. Вызванные сапёры потребовали закрыть собор, но духовенство не допустило этого. В течение двух недель выносили из подвала «смертоносный клад», вывозили его за город и обезвреживали.

Иван Саутов: Случилось чудо

— Когда несколько лет назад решили реконструировать Большой Кремлевский дворец, московские архитекторы предложили свой проект, но он не очень понравился Ельцину. Управделами Бородин приехал наши дворцы смотреть и вдруг предложил: «Иван Петрович, вы, может, поучаствуете?» — «Ну что ж, мне интересно». В сжатые сроки наша команда архитекторов подготовила проект, я повез его в Москву. Когда Ельцин пришел ознакомиться, то посмотрел сначала московский, потом наш, и заявил: «Мне больше нравится питерский, давайте на этом остановимся». Два с половиной года я дня по четыре в неделю проводил в столице, иногда в один и тот же день успевая улететь и возвратиться. За участие в реконструкции дворца получил Госпремию, тогда это было 15 млн 967 тыс. рублей, примерно 3,5 тысячи долларов. Рассудил так: «Деньги эти свалились, я их не ждал, отдам в церковь». Отнес в Софийский собор, на его реставрацию. Мне выписали приходный ордер, который я дома спрятал в бумаги, в секретер. Через какое-то время жена Ольга (это моя вторая супруга, с которой к тому времени мы прожили 15 лет, но вот детей не было) наткнулась на ордер: «Ваня, отдать деньги — это твое решение, ты их заработал, но я обратила внимание на дату. В этот день я была в консультации. И мне сказали, что у нас будет ребенок!» И вот случилось чудо, у нас родилась дочь. Скоро Анастасии пять лет. Я же говорил, что Царское Село — место необыкновенное.

Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.

В июле 1990 г. был освящён правый придел — во имя св. благоверного Князя Александра Невского, а несколько позднее и левый — во имя сев. равноапостольных Царей Константина и Елены.

5 августа 1990 года был отслужен молебен в честь святого Серафима Саровского по случаю начала реставрации колокольни. А уже в апреле следующего года отреставрированная колокольня благовестом созывала прихожан на молитву.

В храме ни на один день не прекращались богослужения. Общей молитвой и общими силами за десять лет удалось то, что, казалось бы, невозможно было осуществить — превращённый в развалины храм полностью восстановлен.

 

1992 г. — К Софийскому собору приписана церковь мученика Иулиана Тарсийского.

Указом Президента Российской Федерации от 20 Марта 1995 г. Софийский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

В 1998 году завершилась частичная замена старого пола новыми лещедными плитами. Часть старых плит оставлена, как память о прошлом собора, о тех великих гражданах России, которые ступали на эти плиты и преклоняли на них колена, молясь о нашем Отечестве.

В том же году были отлиты базы для гранитных колонн собора. Большая работа была проведена силами Балтийской Строительной Компании.

К празднику Вознесения Господня 1998 года и к двухсотдесятилетнему юбилею храма в мае 1998 года были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, идентичные между собой, являющиеся копией дореволюционных. Подлинные иконы и прекрасные настенные картины на библейские сюжеты, украшавшие прежде Софийский собор, вернуть не удалось. Их судьба неизвестна по сей день.

Поначалу храм украшали только иконы, пожертвованные прихожанами собора. Среди них есть образа, хранившиеся в семьях верующих в самые жестокие годы гонений и с любовью принесённые в дар своему собору.

Сейчас уже завершена иконопись для иконостаса, написаны образы евангелистов для подкупольных парусов и иконы особо почитаемых в соборе святых — священномученика Иоанна Царскосельского, великомученика Пантелеймона Целителя и святителя Иоасафам Белгородского.

20 декабря 1998 года торжественно включили архитектурную подсветку Софийского собора и колокольни.

В 1999-м был выпущен красочный буклет-альбом, рассказывающий об истории и современной жизни прихода.

20 мая 1999 г., главный престол Софийского собора был освящён по полному чину митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении большого числа петербургского духовенства и местных священнослужителей.

«Прошло 10 лет, как Вознесенский (Софийский) собор был возвращён Русской Православной Церкви. Многие были свидетелями той мерзости запустения, которая постигла это святое место. И вот, несмотря на короткий срок, всего 10 лет, трудами отца Настоятеля, братии, прихожан и благотворителей святого храма сего, Святая София приобрела свой первоначальный вид, снова засияла в этом чудном уголке Царского Села. Спасибо протоиерею Геннадию Звереву и всем его помощникам и сподвижникам, кто внёс свою лепту в это Богоугодное дело. Бог Вам в помощь в Ваших предстоящих трудах! Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».

 

В настоящее время к Софийскому собору приписаны

находящиеся в Царском Селе

  • Знаменская церковь
  • Церковь св. муч. Иулиана Тарсийского
  • Казанская церковь на Казанском кладбище
  • Новоустроенная церковь св. великомученика Пантелеймона

и несколько часовен. Остальные приписные храмы находятся за пределами Царского Села:

  • Церковь Святителя Николая Чудотворца, устроенная в 1994 г. при следственном изоляторе № 4 в Санкт-Петербурге (ул. Лебедева, 39)
  • Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в посёлке Лесное Пушкинского района, устроенная в 1997 г.
  • Церковь Смоленской иконы Боэ/сией Матери в посёлке Поги Тосненского района
  • Построенная в 2003-2007 годах на территории Невского лесопарка во Всеволожском районе деревянная церковь Покрова Пресвятыя Богородицы
  • Часовня Святителя Тихона Патриарха Московского на Южном кладбище Санкт-Петербурга, возведённая в 1990-1994 годах по проекту архитектора Н. П. Величко и освящённая протоиереем Геннадием Зверевым 14 Июня 1994 г.  

 

Современная жизнь общины собора

Собор бережно хранит традиции, присущие полковому храму, основы которых были заложены в начале прошлого века, когда Софийский собор стал храмом лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка.

Восстановление церкви и часовни на Казанском кладбище

Тесная дружба связывает собор с расположенными в Царском Селе Военно-Морским Инженерным Институтом и кадетскими корпусами. По инициативе руководства Военно-Морского Инженерного Института и дирекции Государственного Музея-Заповедника «Царское Село» восстанавливается часовня-колокольня на Казанском кладбище, которая будет освящена во имя Николая Мирликийского, покровителя моряков.

Также ведётся реставрация кладбищенской церкви Казанской иконы Божией Матери

Воскресная школа при Софийском соборе

В сентябре 1990 года была открыта воскресная школа для детей, первые занятия в которой проходили в строительных вагончиках, установленных возле храма. Благодаря поддержке районной администрации общине передали заброшенное здание в непосредственной близости от собора. Это позволило в январе 1992 года начать работы по его реконструкции и к январю 1995 года перевести воскресную школу в новое помещение. Полностью перестроенное здание сделало возможным проведение занятий в нескольких группах одновременно и позволило увеличить число учащихся.

12 декабря 1997 года, в дни, когда царскоселы отмечали 80-ю годовщину со времени кончины священномученика Иоанна Кочурова, в церковноприходской школе Софийского собора прошёл первый семинар для учителей царскосельских школ, ныне проводящийся регулярно. Педагоги давно проявляли интерес к занятиям учащихся в церковноприходской школе, где ученики постигают духовные ценности, получают знания в тех областях истории и культуры, которых лишены были люди старшего поколения.

Издание газеты

В 1994 г. причтом было начато издание приходской газеты «Софийский собор». К 1998 г. вышло 27 номеров газеты. С 1999 г. газета выходит под названием «Ковчег».

Благотворительная столовая для малоимущих

1998 г., 12 сентября — Организация благотворительной столовой для малоимущих. Важным объектом в социальной работе общины Софийского собора стала благотворительная столовая, которая разместилась в старом помещении воскресной школы. В этой столовой ежедневно питается около двухсот человек.

Подсобное хозяйство, детский лагерь и центр возрождения русской деревни в Тосненском районе, деревян Поги

Для обеспечения столовой продуктами в Тосненском районе на землях бывшей усадьбы «Новолисино» с помощью Музея-заповедника «Царское Село» создаётся новое подсобное хозяйство.

На территории заброшенной усадьбы, включающей в себя ландшафтный парк, храм Смоленской иконы Божией Матери (построенный в 1850—1855 гг.), было решено создать своеобразный центр возрождения религиозной, общественной и хозяйственной жизни русской деревни.

Сегодня значительно расчищен от сорного леса старинный парк, отреставрирована дренажная система, отсыпаны вновь дороги. Сейчас в усадебном комплексе существуют столярный цех, животноводческая ферма, конюшня, пасека, теплицы, возделаны поля для овощеводства. С 1992 года ведётся реставрация храма, в котором еженедельно проходят богослужения.

С лета 1995 года на территории подсобного хозяйства создан детский православный лагерь. Ребята, трудившиеся и отдыхавшие в нём, помогали восстанавливать храм и хозяйство, находившиеся в долгом запустении.

Там же при поддержке Петербургских Телефонных Сетей ведётся строительство Дома престарелых, который должен стать крупным социальным центром Царскосельского благочиния. Проект рассчитан на двадцать пять человек, каждый из которых будет иметь свою комнату со всеми удобствами.

Служение в местах заключения

Особое место в жизни общины Софийского собора занимает служение в тюрьмах. В августе 1993 года была освящена церковь прп. Серафима Саровского в режимном учреждении УС-20/3 в пос. Форносово. Завершено строительство другой церкви св. Николая Чудотворца в следственном изоляторе ИЗ-45/4 на ул. Лебедева, д. 39, у Финляндского вокзала.

 

Празднование 20-летия восстановления Софийского Вознесенского собора

 

 

 

Ни перемена статуса в 1817 году, когда он из приходского храма превратился в полковую церковь лейб-гвардии Гусарского полка, ни перестройки 19 века, ни разрушения Великой Отечественной войны не изменили его первозданного облика. Возрожденный после полувекового запустения он и сейчас является архитектурной доминантой южной части города.

 

 Современная жизнь Софийского собора:

 

Источники:

  1. Въстникъ Военнаго и Морского духовенства, журналъ, 1913, № 1, с. 3.
  2. Вильчковский С.Н. Царское Село, 1911, репринтное издание 1992
  3. Историко-статистическй свъдъния о Санктъ-Петербургской епархии. Выпускъ VIII, СПб., 1884, с. 358
  4. Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  5. Мещанинов М.Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. СПб, Genio Loci, 2007.-583 с
  6. Мощенникова М.А. Царскосельская София. СПб.: Серебряный век, 2009, 31 с.
  7. Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII - начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009. С. 5-94.
  8. Пискунов Б. Город Царское село. Исторический очерк, СПб, Царскосельский альманах, 2005 год. -79 с.
  9. РГИА, ф. 806, оп. 7, д. 428, л. 206
  10. Семенова Г.  Царское Село:знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  11. Смирнов В.Н., Рабин Э.Э. Прогулки по старому городу. Комм. Тарасов В.В., СПб, Серебряный век, 2006. 320 с.
  12. Софийский собор, газета, 1995, № 4, Январь-Февраль, с. 4.
  13. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, КГИОП, 2003
  14. Хайкина Л. В. Софийский собор в г. Пушкине. Историческая справка. Л., 1987
  15. Царскосельская газета, 1994, 25 Января.
  16. ЦГА СПб, ф. 132, on. 10, д. 34, л. 16.
  17. ЦГА СПб, ф. 7179, on. 10, д. 772, л. 23.
  18. ЦГИА СПб, ф. 712, оп. 2, д. 16, л. 3-3б, 12.
  19. Цитовичъ Г. А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание, Пятигорскъ, 1913
  20. Цылов Н. И. Атлас города Царского Села. СПб., 1858
  21. "Царскосельское дело" №6 пятница 6 февраля 1915 года
  22. Сайт "История Царского Села"

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1

Загрузка комментариев...

« Назад