Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский парк. Ламский павильон

Фотоальбом Ламский павильон

ОБъект культурного наследия федерального значения. Санкт-Петербург, город Пушкин, Александровский парк, литера Н.

За Ламским прудом, на окраине Александровского парка, видны руины разрушенного в годы войныЛамского павильона или Фотографии.

К ним можно подойти от Арсенала по аллее, ведущей к металлическому мосту через Ламский пруд.- Большому Ламскому мосту или со стороны Еловой аллеи от входа в парк с Волхонского шоссе у Александровки.

Ламский выгон относится к владениям бывшей Императорской Фермы — это присоединенный с западной стороны Зверинца трапециевидный участок между Петербургской дорогой, старым парковым рвом и дорогой на деревню Александровку.

На устройство ламского выгона и строения в царскосельском парке пошли деньги, ассигнованные на перестройку третьей части садовой набережной, которую решено было отложить как менее необходимую. При расчистке лесного участка вырубались кусты и деревья, убирались пни с корнями, ямы выравнивались землей из срезавшихся кочек, мелкие камни отбирали для дальнейшего использования, а «глубоко лежащие большие камни опускали в землю так, чтобы трава могла расти и можно было плугом пройти». Было дано указание «отделать все место так, чтобы могла трава расти и приятно было для глаз».

В клумбах «при ламах» садовый ученик Родионов, помощник Менеласа по садовым делам, высаживал купленные в Красном Селе клены, липы, ясени. Были также посажены каштан и вяз. Одновременно сажали сирень, калину, божье дерево, шиповник» барбарис, вишни и сливы.

Ламский павильон на его территории был построен в 1820 — 1822 годах архитекторами А. Менеласом и И. Ивановым в качестве конюшни для лам, присланных из Южной Америки в подарок Александру I.

Латиноамериканских лам привезли в Царское Село еще в 1816 году и разместили вместе с двумя черепахами при Верхних теплицах. Появлением в России этих экзотических животных ознаменовалось успешное начало русско-американских торговых отношений, положенное деятельностью Российско-американской компании, покровителем которой был сам итератор Александр I.

24 января 1820 года последовало распоряжение о постройке павильона для лам, и Менеласс был «назначен вновь государем императором для работ в Александровском парке, а именно [...] на постройку каменного сарая для америинских зверей, называемых ламы, с жилыми поккоями и амбарами для корма».

К этому моменту архитектор уже выполнил несколько вариантов проекта «ламского сарая»; имелась и смета на построение «дворика с сараями и навесом для лаамов, двумя избами для сторожей, башнею с комнатами и балкконом для украшения места и при оной железные ворота для втьезда в Звернец со стороны деревни Александровки». Тогда же появилась и «смета на сделание на вновь избранном месте вьыгона для ламъ, на очистку леса, засевку клевером и окружение рвом и палисадником».

Павильон лам, как и другие постройки Менеласа, имевшие хозяйственное назначение (в первую очередь, здания на царскосельской Ферме), напоминает проекты землебитных строений из альбома Н. А. Львова, выполненного при ближайшем участии И. А. Иванова, который теперь состоял при Менеласе в качестве помощника по чертежной и рисовальной части. В наибольшей степени это сходство проявляется в проектах, особенно первоначальных вариантах, находящихся в Отделе рисунков Государственного Эрмитажа. Для них особенно характерно сочетание разновеликих объемов, подчеркивающее их функциональное назначение, круглые окна, расположенные прямо во фронтонах, тройные полуциркульные окна.

Работы по постройке павильона и планировке прилегающей территории были проведены в 1822-1823 годах. Строительство шло параллельно разборке Зверинской стены. Получаемые при разборке материалы сразу же шли в дело: из целого и половинного кирпича выкладывались стены (целый кирпич брали из стены со стороны Александровки, битый и половинный — из бастиона близ оранжерей, или, как он назывался, «бастиона по Петербургской дороге на сторону Верхнего сада»), для фундамента под чугунные ворота возили бутовую плиту от разбираемого восточного бастиона, щебенка использовалась в фундаментах и при постройке дорог, а оставшиеся от строительства материалы перевезли затем к Белой башне.

Ламский павильон, гравюра, 1850-е, ГЭ

 

Все здания этого комплекса были связаны между собой и образовывали каре с замкнутым внутренним двором и с трехъярусной башней на восточном углу… Внутренний двор был вымощен мелким булыжником.

Своими очертаниями Павильон лам напоминает итальянские средневековые постройки. Доминантой ансамбля служила высокая трехъярусная башня с рустованными углами и характерным зубчатым парапетом. Вместе с тем некоторые ее детали — аркатура вверху, полочки над окнами и оконные рамы с «готическими» переплетами — характерны для английских неоготических построек. Резкое выделение башни высотой соответствовало ее доминирующему значению в комплексе — в ней находились парадно обставленный кабинет «для высочайших прибытий» и библиотека.

Смотровая башня квадратного сечения являлась главным фасадом павильона, обращенного в сторону проезжей дороги, являвшейся продолжением главной аллеи Александровского парка. Башня соединялась одноэтажным крытым переходом со зданием, второй этаж которого предназначался под кормовые склады и частично для обслуживающего персонала, а нижний — под манеж.

По желанию императрицы Елизаветы Алексеевны для «украшения и закрытия балкона» был изготовлен деревянный трельяж, который «усадили каприфолью, плющом, хмелем, конвумальсом и другими растениями». На балконе образовалась закрытая от посторонних беседка с крышей белого цвета, которая подчеркивала предназначение башни для летнего отдыха.

Кабинет, или «покой для отдыха», а также стены лестницы в башне были расписаны придворным живописцем Дж.-Б. Скотти — «Иваном Скотти» — по его собственным эскизам, утвержденным императрицей Елизаветой Алексеевной. Оригинальные и необычные росписи были созданы «в соответствии с коллекцией Ноmboldе». Плафоны, написанные «в виде неба», были украшены «пальмами, растениями, цветами», фризы расписаны «идолами, иероглифами, меандрами и рустиками» или «архитектурными американскими орнаментами», живопись была выполнена как в «колорите», так и в зеленом тоне и гризайли. Были там и фигуры в «национальных американских костюмах», написанные в цвете.

И.Яковкин пишет: "Взойдем прежде сюда, налево, по лестнице на второй этаж; а внизу осматривать нечего. И здесь хотя просто, но как приятно убрано! Вот на потолке представлено домашнее перуанцами употребление лам и их упряжь, а впряжено их по две к двум колесам на оси. Но подивитесь! Бедные перуанцы выдумали ступицы, выдумали и пальцы к ним, или спицы, но не смогли придумать ободьев, а более употребляли лам как вьючную скотину."

Мебель в кабинете русский ампир 20-х годов. На стенах кабинета были иллюминованные гравюры А. Schuch, а с видами Центральной и Южной Америки.

Главный фасад дома с круглым окном вверху завершался двускатной крышей. Среднюю часть этого же фасада прорезали еще два окна, вытянутых по высоте. Аналогичная пристройка, расположенная с задней стороны смотровой башни, образовывала замкнутый двор с навесными воротами из кованого пруткового железа. Все стены здания были из красно-коричневого кирпича, неоштукатуренные.

Первоначально стены Павильона лам предполагалось оштукатурить.

В одноэтажных постройках располагались различные службы:

  • в угловых «домиках» — жилые покои для присмотрщиков,
  • по обеим сторонам двора — конюшни и манежи для лам,
  • посередине — навес для сена. 

 

На чугунолитейном заводе для Ламского павильона были изготовлены решетки на балконы и «чугунные весьма красивые ворота для прямого из парка проезда на большую дорогу».

остатки опор ворот

Они состояли из четырех колонн с орлами, двух железных калиток и двух чугунных решеток по бокам. При воротах были установлены два «фонарных столба с завитками, с двумя варшавскими фонарями» и четыре чугунных столба наподобие пушек.

В 1846 году ворота, названные Александровскими, перенесли дальше к границе Александровского парка у деревни Александровки.

Вот, что пишет И.Яковкин о времени, когда они стояли у павильона: "Чугунные подле него ворота с таковыми же решетками видели вы уже с Большой дороги, и они служат для прямого по этой шоссее проезда из парка на оную."

Существует другая версия переноса ворот, связанная с эпидемиейхолеры в 1831 году и строжайшими карантинными мерами, предпринятыми в Царском Селе, в связи с этим:

"Читая книгу "А.С.Пушкин в Царском Селе 1831 г." наткнулся на выписки из журнала камер-фурерской должности, где говорится :

  • "15 июля, среда 1831 г… После сего Его Величество с Генерал-Адьютантом Адлербергом выезд имели с Елагина острова в коляске по разным частям города… и от сего последнего отсутствовал обратно в Царское Село, куда по прибытию в место, называемое Слоновые сараи, изволил тут вымыться в приготовленной тёплой ванной". 
  • 23 июля — "… куда по прибытии на место, называемое Слоновые Сараи, изволил тут вымыться в приготовленной тёплой ванной, и после того прибыл в Новый дворец". .
  • 26 июля — "… приехал благополучно в 12-м часу вечера в очистительный Дом в саду за Александровскими воротами, где как Его Величество, так и люди с ним бывшие мылись в ваннах и другие надели платья, а свои оставили в окурке. После того Его Величество прибыл в Новый дворец в 1-м часу полуночи". и т. д.

Это связано, с только что прокатившийся эпидемией халеры. И объяснило мне, зачем расширили парк и переставили Красносельские и Александровские ворота в царствования Императора Николая I, не прихоть а необходимость. Была увеличена санитарная зона до дворца от въезда в Царское Село, который был в то время через Александровку. Елеевая аллея тоже предстаёт не только как парковая посадка, но и как санитарная, хвойная. Скорее это не замысел садовников, а повеление Императора Николая I, известного своим желанием рассматривать чертежи и планы." (источник)

При восстановлении павильона в 1860 году И. Монигетти постарался сохранить его план и силуэт в том виде, каким он был задуман Менеласом.

Свое внимание Монигетти прежде всего обратил на замену деревянных балок металлическими, но, главным образом, — на смягчение суровости кирпичных стен павильона, в особенности фасада его смотровой башни. Желаемый эффект был достигнут простыми средствами — заменой узких окон над парадным входом в павильон одним квадратным трехстворчатым, обрамленным накладным наличником из белого известняка. Незначительное, казалось бы, нововведение Монигетти сделало здание интересным парковым павильоном, хорошо гармонирующим с зеленью окружающих деревьев. Войдя в это здание, посетители могли из окон башни или с верхней его террасы обозревать с высоты Царское Село и его окрестности.

Фотография

В результате дальнейших переделок по проекту Монигетти «на месте галереи, находившейся над фуражным сараем…, был устроен фотографический павильон в виде стеклянной галереи., пристроена лестница и еще одна комната перед павильоном, а рядом с кабинетом в башне, фотографическая лаборатория». Именно здесь впоследствии семья Николая II занималась фотографией.

Фотоателье К.Е. фон Ган и К*

В 1870-х годах он был реконструирован под руководством А.Ф. Видова: появился железный световой фонарь со стоячими и лежачими рамами.

В начале XX века фотографический павильон был возобновлен. При императоре Николае II в манеже для лам содержались ламы, привезенные в 1907 году из южной Монголии подполковником 14-го Стрелкового полка Жуковским… В помещении для присмотрщика были устроены квартиры для парковых сторожей. Вокруг павильона был расчищен парк, вырыт пруд и колодец, территория ограждена полуциркульным рвом с палисадником, и засеяна клевером.

На дорожке от Большого ламского моста со стороны Арсенала сохранились остатки некогда стоявших на этом месте Александровских ворот, которые позднее отнесли дальше к Волхонке и Александровске.

 

1913-1918. Музей местной природы В.Ф. Мольденгауера

В 1913 году В.Ф. Мольденгауер  — энтузиаст естественнонаучного просвещения, «используя служебное положение», убедил начальство Царскосельского дворцового управления, что для сохранения окружавших дворцы парков необходимо их всестороннее научное обследование. В 1913 году ему были выделены на эти цели средства и прекрасное помещение в Царском Селе (бывший Ламский павильон). Так в Александровском парке и был создан «Музей местной природы», который прекратил своё существование по двум весьма весомым причинам — смертью энтузиаста основателя, скончавшегося в 1918 году, и разрухой, царившей во всей стране и Детском Селе в 1920-х гг.

Из воспоминаний Б. Е. Райкова: 

«Летом 1925 г. я осматривал бывший фотографи­ческий павильон в Александровском парке, где находился когда-то музей В. Ф. Мольденгауера. Оказалось, что здание это до 1924 г. простояло без назначения, а с 1925 г. было использовано под част­ные квартиры, причем живущие там лица, не имели ни малейшего представления об его прежнем назначении».

 

В 1941-1944 Ламский павильон был разрушен, он сгорел и был частично востановлен после войны.

В настоящее время в нем хорошо сохранился лишь пол вестибюля смотровой башни, изразцы которого были изготовлены по рисункам Монигетти. Сейчас идет затяжная реставрация с попеременным успехом. 

Виды работ при реставрации Ламских работ ( в соответствии с госзакзаком):

НА I СТАДИИ:
— Расчистки внутреннего двора и прилегающих к наружным стенам территорий
— Восстановление разрушенных частей кирпич¬ной кладки с выполнением гнезд для опоры балок перекрытия и стропильных ферм
— Устройство и окраска кровли
— Устройство системы водоотвода
— Временная закладка оконных и дверных проемов
— Укрепление нижних частей пилонов балконов; при необходимости — стен
НА II СТАДИИ:
— Вычинка кирпичной поверхности, штукатурка и окраска декоративных деталей
— Восстановление фуражного сарая во вну¬треннем дворе
— Восстановление фотопавильона
— Изготовление ворот
— Восстановление конструкций пола
— Восстановление оконных и дверных заполнений; воссоздание фурнитуры
— Восстановление лестниц
— Штукатурка и окраска стен и потолков; из¬готовление балконных решеток
— Благоустройство внутреннего двора, приле¬гающих к зданию территорий и территории вольера
 

Ориентировочная стоимость работ 50 млн. рублей.

 

Источники:

  • Яковкин И. "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  • Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  • Вильчковский С. "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  • Листов В. Н. Ипполит Монигетти. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. — 144 с., ил.
  • Семенова Г. "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Степанова И. Менелас. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Сайт "История города Пушкина"
  • Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  • Государственный Эрмитаж. «Фасад, план для ламов» и другие чертежи (Отдел рисунка. Инв. № 12922,12968,42734). Вид на павильон Ламы. Акварель В. А. Жуковского — там же, инв. № 26547.

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +2 Голосов: 2 10192 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!