Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Городская проблема - автомобиль на газоне

Газон (франц. gazon) – участок земли со специально созданным травянистым покровом, большей частью ровно и коротко подстриженным.

Газоны – неотъемлемый элемент в озеленении. Для устройства газона почва глубоко и основательно перекапывается, причем корни сорных трав удаляются со всей тщательностью. Посев газонных трав производится чаще всего ранней весной, тотчас после стаяния снега, а перекопка почвы - с осени.

Наши газоны перед подъездами домов зачастую имеют плачевный вид–не только в силу отсутствия достаточного ухода за ними, но чаще по причине их использования не по назначению. Например, в качестве стоянки автомашин.


Насколько правомерно такое их использование?

Попытаемся разобраться с правовыми признаками территорий, занятых газонами.

Согласно ГОСТу № 28329-89, под газоном понимается травянистый покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся как фоном для посадок и парковых сооружений, так и самостоятельным элементом ландшафтной композиции. Каких-либо официальных толкований и разъяснений понятия «газон» со стороны судебных органов и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга нет. В настоящее время действует закон Санкт-Петербурга от 21.05.2004 № 254-38 «Об охране зеленых насаждений», в котором под понятием «зеленые насаждения» понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения. Можно лишь выделить признаки, отличающие данный вид благоустройства поверхности земли от прочего. Так, руководствуясь Методикой оценки экологического состояния зеленых насаждений на территории Санкт-Петербурга при оценке качества газона следует обращать внимание на его спланированность, интенсивность зеленого цвета, равномерность по высоте, отсутствие нежелательной растительности, проплешин, троп.

Все эти признаки газона объединяет одно – его рукотворность. Далее, в соответствии с Регламентом внешнего благоустройства Санкт-Петербурга участки с растительным грунтом должны отделятся от участков с твердым покрытием бордюрным камнем. Это же касается и пешеходных дорожек на территориях с растительным грунтом (парки, сады, скверы, бульвары, улицы), по краям которых должен быть установлен бордюрный камень.

Однако правила федерального уровня содержания газонов предусматривают и периодическую вертикальную обрезку его краев, не имеющих облицовку бордюрным камнем в соответствии с профилем данного газона.

Из вышеприведенного можно сделать вывод о том, что под газоном в Санкт-Петербурге следует понимать заранее спланированный, равномерный по высоте растительный грунт в виде зеленого насаждения с однородным или стандартным для его типа составом растений, края которого ограничены бордюрным камнем или имеют обрезку.

Газон, как один из видов зеленого насаждения, в зависимости от форм собственности на земельные участки, на которых он расположен, и в зависимости от категории доступа к ним в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об охране зеленых насаждений» может подразделяться на:     

  • газон, расположенный на выделенных земельных участках, предназначенных для целей общего пользования (в парках, садах, скверах, на бульварах, улицах);
  • газон на земельных участках, предназначенных для целей ограниченного пользования (доступ на которые осуществляется на платной основе или имеет особый режим использования);
  • газон на внутриквартальных территориях;
  • газон на территориях, выполняющих специальные функции (санитарно-защитные, водоохранные, мелиоративные, противопожарные зоны, кладбища, зоны землеотвода магистралей, а также на земельных участках, за пределами жилых, общественно-деловых и рекреационных зон) и др.

По закону охране подлежат все зеленые насаждения, на территории Санкт-Петербурга независимо от форм собственности на земельные участки, на которых эти насаждения расположены.

Таким образом, нахождение транспортных средств на любых газонах будет являться административным правонарушением и в соответствии с ч.2 ст.35 Закона Санкт-Петербурга об административных правонарушениях в сфере благоустройства № 239-29 от 29.05.03 может повлечь административное наказание в виде штрафа в размере от 1–5 тысяч рублей.

В нашей повседневной жизни мы, не задумываясь, часто становимся субъектами правоотношений, регулируемых местным законодательством. Так, приехав вечером с работы, мы ищем место для парковки автомобиля и, не найдя его, ставим свое средство передвижения на газон.

 Между тем мы становимся субъектом административного правонарушения, подпадающего под компетенцию административной комиссии, работающей на территории каждого городского района, хотя административные комиссии не относятся к судебной системе,.и не обладают тем опытом, который имеют судебные органы в правоприменительной деятельности. Кроме того, в самих законах Санкт-Петербурга многие аспекты правоотношений все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования, а уже урегулированные имеют многочисленные пробелы, да и сам статус административных комиссий не совсем ясен, так как они являются одним из коллегиальных субъектов административной юрисдикции. В КоАП РФ им отведено очень скромное место: они названы в Кодексе только в ст. 22.1 в качестве коллегиальных органов административной юрисдикции, создаваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.


Согласно с п.1.4. ч.1 Положения об административных комиссиях Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением правительства города от 29 июня 2004 года № 1198 “О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга ” от 22.04.2004 года № 211-35 “Об административных комиссиях Санкт-Петербурга” они в своей практической деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, КоАП РФ, иными федеральными правовыми актами , Уставом Санкт-Петербурга, названным Положением, а также иными правовыми актами города.

Основной задачей административных комиссий является рассмотрение протоколов об административных правонарушениях. При этом нужно заметить, что члены комиссии не являются теми лицами, которые уполномочены составлять протоколы об этих правонарушениях. Рассматривая административное дело, должностное лицо выступает одновременно и судьей, и представителем органа исполнительной государственной власти.

Например, анализируя деятельность административной комиссии Пушкинского района Санкт-Петербурга, можно приqти к выводу, что значительная часть всех рассмотренных комиссией дел – это протоколы, предусмотренные Законом об административных правонарушениях в сфере благоустройства (982 из 1126 рассмотренных в 2008 году). Среди подобных дел основу составляют правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.35 названного Закона – нахождение транспортных средств на газонах, на территориях парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок. И большую проблему в толковании и применении этой нормы составляет понятие «газон». Граждане, привлекаемые к административной ответственности, часто не понимают, за что их привлекают и что они нарушили, ссылаясь на отсутствие поребриков, ограждений и прочих средств ограничения, позволяющих не допустить повреждения.

Следует обратить внимание на то, что этой нормой предусматривается ответственность только за нахождение транспортных средств на газоне. Для законодателя не имеет значение ущерб, причиняемый газону автомобилем, карается само действие. Порча же газона, также как и деревьев, кустарников, цветов и пр., является нарушением правил содержания и охраны и подпадает уже под действие ч.1 ст.35 Закона № 239-29.

При квалификации действий тех владельцев транспортных средств, которые припарковали автомобили на территории с частичным либо лишенным травянистого покрова грунте, необходимо руководстввоваться следующим. Диспозиция ч.2 ст.35 Закона Санкт-Петербурга № 239-29 предусматривает ответственность за нахождение транспортных средств на газонах. Главным отличительным признаком газона, как уже отмечалось выше, является наличие растительности. Причем неважно, в каком состоянии она находится. Допускается даже ее фрагментарность, т.е. наличие проплешин, троп, примесь нежелательной растительности. Все может подсказать автовладельцу, что здесь находится газон. Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная норма носит сезонный характер, поскольку ни о какой растительности, ни о каком газоне не может идти речь, когда выпал снег или лежит лед.

Но возникает вопрос: как быть с теми владельцами транспортных средств, которые осуществили парковку не на газоне, а на зеленом насаждении, не являющимся газоном. Получается, что данное нарушение просто «выпадает» из под административной ответственности, предусмотренной ст. 35 названного Закона.

Нам кажется, подобное нарушение подпадает уже под действие ч.1 ст.35 закона № 239-29, предусматривающей ответственность за нарушение правил охраны и использования парков, садов, скверов, бульваров и т.д. По этим правилам в зоне зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, категорически запрещается парковать и хранить автотранспорт.

Существует еще одна проблема в применении этой нормы. Так, на рассмотрение в комиссию поступают протоколы, в которых сотрудники УВД привлекают к административной ответственности граждан за нахождение их автомобилей не на траве газона, а на голой земле, не без оснований аргументируя свои действия тем, что при отсутствии на таком земельном участке постоянной парковки автомобилей травянистый покров обязательно был бы. Как уже сказано, административная комиссия при квалификации подобного рода правонарушений руководствуется следующим: диспозиция ч.2 ст.35 Закона Санкт-Петербурга № 239-29, как и правил содержания, охраны и производства работ в зоне зеленых насаждений предусматривает лишь ответственность за нахождение транспортных средств на газонах, т. е., для законодателя не имеет значения ущерб, причиняемый газону автомобилем, а следовательно, и наличие травянистого покрова. Карается само действие правонарушителя.

Таким образом, для комиссии остается лишь определить, какой тип зеленых насаждений должен находиться на данном месте: естественная травянистая растительность (тогда деяние квалифицируется по ч.1 ст.35 Закона Санкт-Петербурга № 239-29 от 29.05.2003, или искусственная, т. е. газон (в этом случае применяются нормы ч.2 ст.35 этого Закона.

Что же касается проблемы парковок транспортных средств на газонах. то представляется, что постановлением правительства следует утвердить официальную трактовку понятия “газон”, а для устранения путаницы изложить ч.2 ст.35 Закона об административных правонарушениях в сфере благоустройства в следующей редакции: «… нахождение транспортных средств на территориях, отведенных под газоны и зеленые насаждения, а также …» (далее по тексту).

И еще, при рассмотрении статуса административных комиссий возникает мысль о дублировании ими функций судебной системы. Они являются структурами при исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, т.е. налицо смешивание функций исполнительной власти и судебной. Спрашивается, зачем создавать отдельные квазисудебные структуры, тратить денежные средства на их содержание, если проще направить протоколы по подведомственности в мировой суд, который рассматривает те же дела, что и сами комиссии. Тем более что аналогия в законах Санкт-Петербурга об административных правонарушениях, например за продажу товаров в неустановленных местах, уже предусмотрена.

Б.М. Алексашин,
Почетный адвокат России,
член-корреспондент МАОН,
заведующий а/к
«Институт Правозащиты»,

Д.Е. Чукович
Юрист административной
комиссии Пушкинского района
Санкт-Петербурга

21/08/2012

Право. Юридиечская газета

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1970 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!