Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский дворец. Угловая Гостиная Александры Федоровны

Фотоальбом Угловая гостиная

 

Угловая гостиная на половине  императрицы Александры Федоровны входила в состав парадной анфилады дворца, которая почти полностью сохранила простое и строгое убранство,  созданное Дж. Кваренги в конце XVIII века. Она замыкает Парадную анфиладу Александровского дворца.

Стены Гостиной облицованы белым искусственным мрамором, пол украшен большим ковром стиля ампир работы французской фирмы Савоньер (Savonierre). Угловая гостиная стала одним из любимых мест Александры и Николая в Александровском дворце с первых дней их пребывания здесь. В этой комнате пересекались частная и официальная жизнь обитателей Дворца: Гостиная хранит память как о семейных беседах, так и о важных государственных переговорах, которые оказывали влияние на развитие событий в стране и в мире.

В этом помещении императрица принимала министров, иностранных послов и депутации; Здесь же она принимала придворных и представителей знати. В Угловой гостиной устраивались завтраки и обеды, приемы и концерты; здесь выступали Ф. Шаляпин и другие знаменитые артисты императорских театров. Императрица сама была великолепной пианисткой и всегда играла с удивительным подъемом. К тому же, Гостиную использовали по случаю особенных обедов или ужинов. В комнате могло с комфортом разместитьсядо 30 человек, здесьустраивались концерты, в которых участвовали члены императорской семьи; несколько раз в этой гостиной собирались заседания Императорского Исторического общества.

Угловая гостиная Императрицы Александры Федоровны считалась одной из самых больших комнат во дворце, а также самой большой комнатой в личных покоях императорской семьи. Она соединялась с одной из дворцовых библиотек и располагалась в правом углу Александровского дворца. Семь огромных окон Гостиной смотрели в Александровский парк. Стены комнаты увенчаны прекрасно вылепленным антаблементом — его чеканность и ясный классический дизайн являются характерной чертой работы архитектора Кваренги. Гостиная сохраняла строгий стиль конца 18-го столетия, который определила для дворца своего внука Екатерина Великая.

Вполне возможно, что некоторые предметы из меблировки Гостиной были частью оригинальной меблировки екатерининских времен.

Первоначально стены белого искусственного мрамора были украшены пятью большими зеркалами, снятыми при переделках в середине XIX столетия. Снежная белизна комнаты оттенялась тяжелыми, ярко-красными оконными занавесями, имевшими внутреннюю драпировку из тонкого кружева. Пол был выложен паркетом темно-золотого цвета. В центре комнаты на потолке висела красивая хрустальная люстра с рубиново-красной стеклянной сердцевиной. Подобное красное стекло очень сложно произвести — красный цвет достигается добавлением золота в расправленное стекло еще до того, как стеклодув начнет придавать ему изящные формы. Люстра датируется эпохой Екатерины Великой и, скоре всего, она являлась частью оригинальной обстановки комнаты.

В 1844—1845 r.г. производились росписи нескольких плафонов, а также и переделки убранства некоторых комнат по рисункам архитектора Штакеншнейдера; тогда художником живописи Василием Додоновым и живописным мастером Василием Вдовичевым были отделаны угловой кабинет Александры Федоровны, соседняя с ним комната и др.

Меблировка включала в себя некоторые прекраснейшие образцы, находившиеся во дворце. В том числе — письменный стол с вертящейся крышкой и музыкальным механизмом внутри. Он был сделан прославленным немецким мастером по изготовлению кабинетной мебели Давидом Рентгеном. Стол датировался временем постройки дворца и, возможно, был одним из свадебных подарков АлександруПервому и его жене Елизавете от Екатерины II. Этот шедевр являлся официальным письменным столом Александры Федоровны и считалсяодним из самых ценных произведений искусства во дворце. После революции 1917 года стол отправили в Москву. Затем его вернули в Петербург и отослали в Эрмитаж, где он находитсяи сейчас. На его место в Угловой Гостиной музейные работники поставили другой стол работы Рентгена, один из подходящей пары, найденной во дворце. Вероятно, эта пара письменных столов принадлежала Александру и его юной жене Елизавете.

В Гостиной также находилось множество образцов французской мебели 18-го века. После Французской революции новое французское правительство устроило распродажу мебели из бывших королевских дворцов. Представители Екатерины II присутствовали на этих аукционах и сделали большое количество покупок. Александровский дворец как раз строился в то времяи вполне возможно, что некоторые предметы королевской мебели были приобретены специально для его обстановки. Две ширмы из слоновой кости, покрытые гобеленами, имеют французскую королевскую монограмму и, очевидно, относятся к эпохе Людовика XV.

Возможно, учитывая ампирный стиль мебели в Угловой гостиной установили двери карельской березы, позаимствовав их из бывших комнат Николая I, и, в соответствии с ними, по рисункам архитектора Царскосельского дворцового управления С.А.Данини, фирма Ф.Ф. Мельцера изготовила два застекленных шкафа, также из карельской березы. Сюда же была внесена мебель, созданная в 1820-х годах для Николая Павловича по проектам В.В.Стасова в мастерской А.К.Тура.

В 1896 году архитектор Р. Ф. Мельцер добавил еще мебели, включая неподходящий уголок в стиле 18-го века, а затем все кресла перетянули материалом зелено-яблочного цвета, имитирующим стиль эпохи Людовика XV. Это соединило различный дизайн мебели в один гарнитур.

Декоративные украшения гостиной представляли собой набор предметов конца 18го, 19го и начала 20го столетий. Несколько маленьких статуэток, в том числе — бюсты императора Александра I, его жены Елизаветы и императора Павла I. Здесь же присутствовал раскрашенный фарфоровый бюст Александра I работы Эноха Вуда (фабрика Веджвуд), изготовленный в Англии в 1814 году. На стене находилась великолепная мраморная резьба работы Мари Анн Коло 1774 года, изображающая Екатерину Великую — эту резьбу Советское правительство продало в 1933 году.

В начале каждого часа Гостиная оглашалась звонкими ударами нескольких часов 18-го века, стоявших в разных частях комнаты.

 

Часы Хронос (Гений смерти), нач. 19 в. Франция. Париж. Мастер Антуан-Андре Раврио (?). Часовой мастер Тьери. Бронза, мрамор, эмаль; литье, чеканка, патинирование, золочение, шлифование, полирование. Подробнее

 

Стены украшали несколько больших живописных полотен. Самым заметным была картина "Казаки работы Детайля. Это полотно создал французский художник-баталист Эдуард Детейль в 1889 году для Александра III. Детейль также работал и для Николая II Р в покоях императора имелось несколько акварелей этого художника. "Казаки" были проданы за 50,000 долларов — на сегодняшние деньги это примерно миллион долларов.

Между двух дверей, ведущих в Гостиную, висел большой портрет в тяжелой золоченой раме — портрет Александры Федоровны, созданный в 1903 году немецким художником Каульбахом, одним из любимых живописцев императрицы. Мрачноватое полотно изображает императрицу в темном лесу — она в розовато-лиловом мерцающем платье с бриллиантовой диадемой на голове. После того как художник сделал наброски лица императрицы, он попросил послать ее платье к нему в мастерскую в Мюнхен, где оно было одето на фигуру той же комплекции, что и у Александры Федоровны. Таким образом художник завершил портрет. После того как портрет был закончен и отослан в российскую столицу, Каульбах смиренно спросил императрицу, может ли она оставить ему платье как памятный подарок — и она дала свое согласие. Потомки Каульбаха до сих пор хранит это платье. Эскиз Каульбаха к портрету стал для Николая II любимым изображением супруги и император поместил его в свой Новый кабинет.

Одним из самых известных предметов в Гостиной был гобелен "Мария Антуанетта с детьми", копия с портрета Виже-Лебрен, сделанная в 1887 году (лен; прядение, ткачество). Внешняя политика императора Николая II была традиционно привержена Франции. Политический и военный союз России с республиканской Францией подтвердился государственным визитом российского императора в Париж осенью 1896 года, когда он был триумфально встречен правительством и народом. С этого периода франко-русские встречи на высшем уровне проходили регулярно. Весной 1902 года состоялся визит в Россию президента Франции Эмиля Лубэ, которого разместили в апартаментах Большого Царскосельского дворца, предварительно отреставрировав интерьеры в соответствии с новейшей модой. Гобелен, изображающий французскую королеву Марию Антуанетту с детьми, был привезен президентом для русской императрицы. Подарок с благодарностью приняли и разместили на стене в Угловой гостиной Александровского дворца.

Здесь же находилось несколько сувениров французского производства: зеркала; «вечные» металлические ручки для письма — последняя новинка, которую Александра Федоровна держала на своем рабочем столике; бронзовая женская фигура с веткой мирта в руке, олицетворение Франции, — подарок Николаю II от города Парижа. Гобелен подарил Александре Федоровне французский президент Лебрюн, который коллекционировал личные вещи Марии Антуанетты. Императрица очень интересовалась несчастной королевой Франции и много читала о ее судьбе. Когда Александра Федоровна и Николай перед своей коронацией посетили Францию с визитом, французский президент пригласил Александру Федоровна остановиться в покоях Марии Антуанетты в Версале. После революции 1917 года подаренный гобелен музейные гиды называли несчастливым талисманом, "предначертавшим" судьбу Александры Федоровна. Сегоднянам кажется это оправданным, а в те времена никто и не подозревал, что ждет Александру Федоровна, поэтому подарок не считали неподходящим.

В 1895 году будущее Николая и Александры виделось блестящим и определенным. 23-го апреля молодая императрица Александра Федоровна в первый раз после принятия ею православия праздновала день своих именин. Праздник проходил в Александровском дворце. В Угловой гостиной отмечались все торжества семьи последнего императора.  Николай II: «[…] Воскресенье. Именины моей ненаглядной Аликс! В первый раз и ей самой странным казалось справлять новый для нее праздник. После кофе принимали всех садовников с фруктами и цветами, а также большую депутацию от людей Двора, которые поднесли каждому из нас по иконе. Камер-фурьер Герасимов сказал очень трогательное приветствие. В 10 3/4 приехала Мама из Петербурга, и мы отправились к обедне, куда съехалось все семейство. Затем в Угловой зале Александровского дворца был завтрак на 26 человек...» Подобный праздник был устроен и 25 мая (по старому стилю.): Александра Федоровна впервые отмечала свой день рождения в России.

И, наконец, рядом с полотном Детейля располагалась большая картина "Коронация Николая II " работы датского придворного живописца Л.Туксена. Копии этой картины находились в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге у вдовствующей императрицы Марии Федоровны и в Букингемском дворце в Лондоне.

До войны в комнате находился портрет Николая II, работы В. В. Верещагина,  который был изображен как простой армейский офицер. Обращала на себя внимание громадная картина худ. Детайля „Казаки". Донское, кубанское, терское и уральское казачество Романовы считали своей опорой. Обладая хорошей урожайной землей, в большинстве своем кулаки и зажиточные землевладельцы, казаки менее всего были склонны к бунтам и "крамоле". Романовы правильно угадали социальную природу казачества, и не случайно личная охрана Николая II состояла сплошь из казаков.

Из мебели еще в 1935 году в комнате были: стол-бюро красного дерева с бронзовыми украшениями, работы крупного мебельного мастера Давида Рентгена, голландский комод XVIII века, ширмы русской работы начала XIX века и ковер. Кресла, стулья и угловой диван в стиле Людовика XVI, работы начала XX столетия.

Если бы вы были послом, министром или иностранным высокопоставленным лицом, то, скорее всего, Александра Федоровна приняла бы вас здесь, в Угловой Гостиной. Здесь же она принимала придворных и представителей знати. К тому же, Гостиную использовали по случаю особенных обедов или ужинов.

20 августа 1915 года в Угловой гостиной состоялось заседание Совета министров. Царь об’явил об отставке вел. кн. Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего. Высшее руководство армией Николай II брал на себя. Министры приняли решение царя сдержанно. Буржуазные круги были очень недовольны этим решением.

В апреле 1916 года в Угловой гостиной состоялся прием членов французского правительства Вивиани и Альбера Тома. Целью их приезда в Россию было выяснить русские военные ресурсы, добиться отправки на французский фронт 400 тысяч русских солдат в обмен на орудия и снаряды. Впечатления, вынесенные гостями о способности России успешно вести войну, были не вполне утешительными. В разговоре с Родзянко, Альбер Тома сказал: „Россия должна быть очень богатой и уверенной в своих силах, чтобы позволить себе роскошь иметь такое правительство, как ваше, в котором премьер-министр -бедствие, а военный министр — катастрофа".
 

После 1944 года

Отделка Угловой гостиной значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны; интерьер был восстановлен в 1947–1951 годах. В настоящее время в гостиной представлены ковер, гобелен, живопись и керамика, находившиеся здесь при последних владельцах, а также другие уникальные предметы из убранства залов Александровского дворца.

По плану реставрции Александровского дворца (2010 / 2011 гг) в Угловой гостиной Александры Федоровны, одном из немногих помещений с сохранившейся отделкой, будет заложен поздний проем в Кленовую гостиную и раскрыты проемы в Библиотеку. В покоях императрицы укрепят штукатурный слой живописного плафона, выполненного в начале XIX века художником Скотти и прошедшего реставрацию в 1949 году. 

Источники:

  • Яковлев В. И. Александровский дворец-музей в Детском Селе. Л., 1927.
  • Сайт Alexanderpalace.org
  • Статья из Википедии
  • Бардовская Л.В., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008. 34 с. 
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 10225 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!