Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский парк. Китайский театр

Фотоальбом Китайский театр

В 1748 году в Зверинце были построены павильоны и люстгаузы. На месте одного из них, в 1778 году, построен театр или "оперный дом".

В России уже в начале ХVII века в убранстве дворцовых интерьеров широко использовались изделия китайский мастеров прикладного искусства. Великолепные собрания китайского фарфора, лаки, эмали, произведения по дереву, кости и камню украшали Большой Царскосельской и Большой Петергофский дворцы. Сооружение Китайского ансамбля в Царском Селе также являлось данью моде. Искусство Китая поражало своей отличностью от русской и европейской культуры, что и делало его столь привлекательным.

Созданные в Царском Селе, сооружения Китайского комплекса связаны не только общностью замысла, но и территориально. Мысль о превращении части Нового сада в "англо-китайский" сад была реализована с большой последовательностью и мастерством. Скрипучая беседка, Большой каприз, Китайская деревня, Крестовый мост, Китайские мостики,  Китайский театр, Драконов мост и Большой Китайский мост являются составными "англо-китайского" сада. Здание Китайского театра — самое большое сооружение из китайских построек Царскосельских парков.

Китайский театр, прежде называвшийся Каменной оперой, расположен в одном из четырех боскетов регулярной части Александровского парка Как и близлежащая Китайская деревня, театр был спроектированАнтонио Ринальди. Он еще в 1760-х годах выступал как тонкий мастер и знаток декоративных форм искусства Китая, в те годы он работал в Петербурге при дворе Екатерины II. В собрании Государственного Эрмитажа сохранилось 7 чертежей, разработанных Ринальди для Китайского театра: планы первого и второго этажей, главный фасад, продольный разрез, два поперечных разреза (на одном листе) и плафон зрительного зала. Из них 5 опубликованы Г.Г. Гримом в работе "Графическое наследие Антонио Ринальди".

9 сентября упомянутого года архитектор Неелов сообщил Конторе строений Села Царскаго следующее собственноручное повеление Екатерины: “Китайский снаружи театр в назначенном квадрате строить против зверинца; буде отыщу план, пришлю, а буде нет, то надлежит план делать, взяв за основание внутреннее расположение ораниенбаумскаго театра”. Архитектор Неелов представил Государыне план и фасад опернаго дома, которые и удостоились Высочайшаго одобрения.

Строительство здания началось в 1778 году и велось в течение года под присмотром И. В. Неелова. который внес в первоначальный замысел некоторые изменения.  Театр имел 32 сажени в длину и 10 в ширину. Сооружение имело вполне европейские черты; архитектурные формы и внешний декор театра отличались относительной простотой: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими наличниками дверей и окон. Карниз, вероятно, уничтоженный при ремонтных работах в XIX веке, имел сложный рисунок и был разноцветным, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку. Оно простое по композиции и незамысловатое по декоративному оформлению. Со стороны заднего и боковых фасадов к основному трехъярусному объему примыкают двухъярусные части: вестибюль и симметричные пристройки для гардеробных и артистических комнат.

Его постройка обошлась в 29023 руб. 14 коп. (по ценам того времени). Больший интерес представляло внутренне убранство театра. Здесь были как подлинные изделия китайского производства, так и стилизация "под Китай". Внутреннее убранство было пышным и нарядным.

Зрительный зал овальной формы был окружен тремя ярусами лож. В них попадали через коридоры вдоль стен театра, а в коридоры — из двухэтажного фойе в торце здания, где и был главный вход. Крутая кровля фойе оставляла возможность продолжить лестницы на третий этаж.

Зрительный зал вместимостью до 500 человек кроме партера, имел два ряда ярусов и ложи. Потолок зала, барьеры ярусов, сцена были ярко разрисованы драконами, фигурами китайцев, восточным орнаментом, знаками зодиака. Кругом было много позолоты: отовсюду свешивались колокольчики, бусы из шариков, подвески. В простенках были закреплены вырезанные из дерева стилизованные бюсты китайцев. Спирали из фольги и картона, ярко раскрашенные и увенчанные головками китайцев из папье-маше, обвивали деревянные столбы, поддерживающие перекрытия между ярусами. Мишурная маскарадность зала как бы воссоздавала фантастический Китай XVIII века. Основным тоном зала был голубой.

Зрительный зал освещался золоченной бронзовой люстрой в виде чаши украшенной живописью в китайском вкусе, колокольчиками, десятью драконами. Произведения подлинного китайского искусства украшали парадные ложи и фойе.

Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака. В интерьере висели колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона, положенного на блестящую фольгу. Центральная императорская ложа и две боковые великокняжеские были пышно украшены подлинными китайскими произведениями искусства: декоративными лаковыми панно XVII- XVIII веков с написанными золотом по черному лаку пейзажами, цветами и человеческими фигурками, а также фарфором и мебелью.

В Царской ложе, кроме того, надо отметить драпировку из оранжевого китайского шелка с пейзажной и жанровой живописью. Фойе театра находилось за Царской ложей. Оно было обтянуто желтым штофом и уставлено золоченной мебелью, обитой белым штофом. Украшением этого фойе был мраморный камин работы восемнадцатого века. Он был покрыт барельефами, изображающими фантастических китайцев.

Большую художественную ценность представлял театральный Занавес. В источниках 1910-40 гг. указано, что занавес расписан по эскизу художника-декоратора Роллера. В более поздних источниках можно встретить другую фамилию—Иосиф Крист. Однако во втором случае указана более точная дата 1779 г. и дано описание занавеса: на нем изображена панорама фантастического китайского города на берегу моря или многоводной реки, он был оранжевого шелка и расписан сценками и пейзажами в "китайском вкусе". В росписи плафона, в оформлении трех ярусов зрительного зала и поддерживающих эти ярусы столбов так же использовались китайские мотивы.

Печальна участь мастера из Италии Бриганция, который строит механизмы в Китайском театре. Пыляев пишет о  нем: Известный строитель Царскосельскаго театра, затем сцен Эрмитажнаго и Большаго театров. Убытки при кладке фундамента государственнаго банка довели этого художника до сумасшествия, и он покончил с жизнью, бросившись в Фонтанку, близ Летняго сада; по смерти его императрица запретила употребление машин на театрах.

В театре, кроме общего входа, имелся "собственный", т.е. предназначенный только для царского семейства, подъезд. Вход в театр был бесплатным и все места раздавались по чинам, более высокое положение при дворе — более почетное место, причем жены придворных и офицеров гвардии размещались в соответствии с чинами мужей.   В партере никто не сидел — там можно было только стоять, и он предназначался для лиц в скромных чинах.

1770-1780-е

Впервые в камер-фурьерском журнале театр упоминается в 1774 году — Августа. 18-го числа, в Понедельник. … По полудни в начале 7-го часа ЕЯ И.В. с Их И.Выс. и со всеми персонами, соизволила шествовать в оперный дом, где представлена была Французская комедия. В Россию в 1773 году по приглашению Екатерины II приехала французская оперная труппа. Она дала летом 1774 года в Царском Селе несколько представлений.

Однако, в других источниках указывается, что Китайский театр был открыт 13 июня 1779 года представлением новой оперы придворного композитора Джованни Паизиелло «Дмитрий Артаксеркс», которая была показана Екатерине II, дипломатическому корпусу и "знатному шляхетству".  В Царское Село, из Санкт-Петербурга «имели приезд знатные персоны обоего пола, господа чужестранные министры и знатное шляхетство». Все проходили в новопостроенный в верхнем саду Оперный дом. Вход в театр был по билетам. В 6 часов, прибыли Ее Императорское Величество и Их Императорские Высочества. В средней парадной ложе присутствовал Великий Князь Александр Павлович.

Успех спектакля был так велик, что 16 июня его повторили для тех же зрителей.

21 июня эта же опера была показана еще раз в присутствии приглашенных из Санкт-Петербурга лиц, в числе коих были и все члены Святого Синода. Следом был поставлен его же «Идол китайский». Именно Паизиелло служил основным поставщиком театрального репертуара при Екатерине II. Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. В XVIII веке летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными.

29 июля1779 года в Оперном доме Екатерина уже присутствует на представлении. "Следом был поставлен его же «Идол китайский». Именно Паизиелло служил основным поставщиком театрального репертуара при Екатерине II.  После полудня в четыре часа приезд имели в Село Царское знатныя как российския, так и иностранныя обоего пола особы и собирались во вновь построенный оперный дом, в саду. В исходе шестого часа в оперный же дом шествовать изволила Ея Императорское Величество с Их Императорскими Высочествами для смотрения вновь сочиненной итальянской оперы “Буф”. Вход в театр был по билетам. Присутствовал и Ее Величество Екатерина II и Их Высочества Павел Петрович и Мария Федоровна.

19 и 25 августав Китайском театре была исполнена итальянская опера «Идол китайский» с балетом. В присутствии Императрицы, Павла Петровича, Марии Федоровны и других персон.

В 1779 году в Царском Селе, на сцене Китайского театра, была так же представлена опера «Деметрио». Музыка капельмейстера Дж. Паизиелла, текст аббата Метастазия, балет поставлен Канциания, декорации Градицции. В спектакле участвовали: Клеониса (Царица Сирийская) — г-жа Бонафина; Альцест — г-н Компанючи; Фениций — г-н Бабини; Олиит — г-н Пори; Бареена — г-жа Сенковская; Митран — г-н Амати и другие итальянские певцы.

Интересно привести также описание Китайского театра, оставленное баронессой. Димсдейл, посетившей Царское Село в 1781 году вместе с мужем. Представление в нем входило в программу летних торжеств, нередко проходивших в Царском Селе, — церковных, кавалерских праздников, тезоименитств. Баронесса, которая вместе с мужем также бывала в числе приглашенных, описывает «увеселительный дом» (так она называет театр) как очень славное здание рядом с дворцом, где дают оперу раз или два в неделю, полностью за счет императрицы. Места распределялись согласно рангу присутствующих. Баронессе посылали билет в ложу в соответствии с ее статусом. Ложи располагались в ряд перед сценой: ложа императрицы была очень большая, с креслом, крытым алым бархатом, приближенные стояли вокруг нее. Великие князь и княгиня сидели в ложе прямо на сцене, как в Англии король, королева и королевская семья.

1820-1830-е

После смерти Екатерины II в течение 25 лет в Китайском театре не было представлений. Они возобновились 22 июля 1821 г. парадным спектаклем в день именин вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. Помимо выступлений придворных артистов на сцене театра выступали гастролеры. Например, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг. Билеты в театр, кроме придворных, продавались и простой публике в ограниченном количестве во избежании тесноты… В следующие годы также довольно часто ставили здесь немецкие и французские пьесы.

1890-е

В 1893 году здесь состоялась мировая премьера пьесы Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». В том же году — трагедия Софокла "Царь Эдип" в исполнении учеников Николаевской гимназии. После этого был перерыв в представлениях до 1902 года.

В 1899 г. во всей стране было торжественно отмечено столетие со дня рождения А. С. Пушкина. 27 мая 1899 г. поэт И. Ф. Анненский на Пушкинском празднике в Китайском театре произнес речь «Пушкин и Царское Село», в которой раскрыл связь творчества великого поэта с городом, очень метко названным им одним из «урочищ Пушкинской славы». 

1880-е

В 1880-х годах в царскосельском Китайском театре находилось 47 стульев «с выгнутыми ножками на птичьих лапах и золочеными маскаронами на верхней части».

1900-е

9 мая в Царское село прибыл французский президент Эмиль Лубе, которого встречал государь Николай II.

При дворе последнего императора наблюдалось возрождение интереса к старинному театру. В 1902 году здесь были даны спектакли для Эмиля Лубе.  Для этого вечера театр был отремонтирован и в нем устроено электрическое освещение. До этого спектакли шли при множестве горевших свечей.

В честь высокого гостя вечером в Китайском театре состоялся спектакль. На сцене Китайского театра шел второй акт «Конька-горбунка» с участием московской балерины Л.А. Рославлевой и петербургской танцовщицы Ю.Н. Седовой и второй акт «Лебединого озера» с участием артистов Мариинского театра О.О. Преображенской, П.А. Гердта, А.Д. Булгакова, Н.А. Солянникова и других.

Великий князь Константин Константинович с гвардейскими офицерами играл на этой сцене в «Принцессе Грезе».

После в Париже вышла восторженная, богато иллюстрированная, хотя и поверхностная книга «Путешествие в Россию президента Лубе». В ней упоминается и это событие: «… Театр, в котором в последний момент решили устроить гала-концерт, очевидно, в память праздников в Компьене, не использовался многие годы, и рабочие трудились без отдыха, чтобы закончить подготовку вовремя».

В ноябре 1902 г. архитекторам С. А. Данини иА. Р. Баху президентом Франции было присвоено звание «Officier de Г Instruction publique» и пожалован соответствующий знак. Звание обычно присваивалось профессорам и ректорам французских уни¬верситетов, а также иностранцам за заслуги по распространению французской культуры за рубежом. Поскольку мы не знаем точной причины награждения, то можем лишь предположить, что оно было связано с упомянутым ремонтом Китайского театра, единственной возможной формой участия архитекторов в русско-французских торжествах.

В мае того же года на этой сцене были поставлены опера "Фауст" балет "Конек-Горбунок" и фрагменты оперы "Борис Годунов" с декорациями К.А. Коровина.

Перестройка театраС.Данини

В 1908 — 1909 годах под руководством придворного архитектора С. Данини производится капитальный ремонт здания. Сцена, сохранявшая устройство с XVIII века, переоборудуется по последнему слову техники; теперь на новой сцене театра можно было ставить большие оперные и балетные спектакли.

Двухэтажные выступы по сторонам главного фасада, примыкающие к сцене, архитектор продолжает вдоль стен, сделав их несколько шире. В обоих этажах размещены новые фойе и лестницы. Новые пристройки невозможно было отличить от старых, и только сейчас, когда на здании отсутствует штукатурка, видно, что новые кирпичи в кладке толще старых. Применена другая кладка также в навершиях стрельчатых окон.

С правой стороны к сцене (на втором ярусе) примыкала новая Императорская ложа. Отдельный подъезд для царской семьи — посередине здания, со стороны Парнаса — вел по мраморной лестнице на второй этаж (ее остатки можно видеть еще сейчас). Центральная лестница была сделана из мрамора и украшена двумя торшерами, взятыми из Александровского дворца

«За императорской ложей фойе обито зеленым штофом, с золоченой мебелью по рис[ункам] Данини,—вспоминает дочь архитектора.—Другое фойе отделано лепкой в стиле Людовика XV. В этом зале были двери полированного ореха с фарфоровыми медальонами, также по его рисункам». А. И. Иконников писал, что двери эти были когда-то сняты из покоев левого крыла Александровского дворца и просто взяты С. А. Данини со склада. Возможно, что это те двери, которые прежде были в Концертном зале Александровского дворца и хранились на складе в Китайской деревне. Эти двери из этого фойе  ведут в небольшую аванложу малой Императорской ложи.

Фойе являлось музеем фарфоровых изделий русского производства середины XIX века. Камин, люстра, канделябры, вазы и рамы для зеркал и даже дровяной ящик сделаны из фарфора.  Комната эта украшена лепкой в стиле Людовика XIV.

Два новых фойе располагались по сторонам зрительного зала, они имели большое музейное значение. Правое фойе отделано лепкой стиля Людовика XV. В нем помещаются громадная фарфоровая люстра, зеркала, камин, сделанные на Императорском заводе. При Николае I (1840-1850 гг.), до переделки части Александровского дворца в 1880 г. эти зеркала и камин украшали одну из парадных залов.

Тогда же, в 1909 г., Данини Деревянные конструкции заменил металлическими, сделал противопожарный железный занавес между сценой и залом, подъемный механизм которого также можно еще видеть, и железный подъезд на чугунных колоннах со стороны главного входа в театр вместо прежнего, меньших размеров. Люстру заменил на другую, работы Мейссеенского фарфорового завода XVIII века.

В 1910 г. в здании было проведено центральное отопление, до этого театр был летним. Полукруглый зал, разделенный проходом к сцене, вмещал 9 рядов с 12 местами в первом ряду и несколько мест перед центральной императорской ложей (всего 136 мест); на трех ярусах было по 5-6 лож с каждой стороны, в среднем по 6-8 мест.

Работы по ремонту обошлись в 58 000 р., отопление в 4500 р., лепные работы — в 1461 р.

Сохранились планы обновленного театра:

1908. Китайский театр. С.Данини. Поперечный разрез

101. Китайский театр. План II этажа. Надпись вверху: «Китайский театр. План 2-го этажа»; подпись в правом нижнем углу: «Архитектор С. Данини 1904». Тушь, акварель, бумага. 33х6з. РГИА. ф. 485. Оп. 3. Д. 647. Л. 11.

102. Китайский театр. План I этажа. Надпись вверху: «Китайский театр в гор. Царском Селе. План I этажа»; подпись в правом нижнем углу: «Архит С. Данини 1904». Тушь, акварель, бумага. 33*63. РГИА. ф. 485. Оп. 3. Д. 647. Л. 12.

103.Зрительный зал Китайского театра. План. Тушь, бумага. 33х4*« РГИА. ф. 485. Оп. 3. Д. 647. Л. 13.

В 1909 году был поставлен спектакль "Измайловского Досуга" слож­ную по постановке пятиактовую трагедию Шиллера «Мессинская невеста», в пе­реводе Августейшего поэта К.Р.  Режиссиро­вал этот спектакль H. Н. Арбатов; в пьесе 38 ролей: 2 женских и 36 мужских; женские роли Донны Изабеллы и Беатриче исполняли В. П. Пушкарева-Котляревская и Д. М. Мусина-Озаровская, все мужские — 36 офицеров Измайловского полка; Великий Князь Кон­стантин Константинович исполнял роль Дона Цезаря — одного из сыновей Донны Изабеллы, Мессинской княгини. В пьесе много музыки: реквием на органе исполнил капитан фон Витт, сигналы, фанфары, марши — хор полко­вой музыки и певчие Лейб-Гвардии Измайлов­ского полка. Государь Император пожелал ви­деть эту постановку и 28 января того же 1909 года спектакль был повторен в Царском Селе в Императорском Китайском театре в высочайшем присутствии, а также в присутствии Великих Княгинь и Князей. Государь Император присутствовал на спектакле в форме лейб-гвардии Измайловского полка. Во время представления в театре присутствовали придворные чины и лица свиты с супругами, также командиры и офицеры частей Царскосельского гарнизона. В одном из антрактов Государь Император проследовал на сцену и удостоил исполнителей милостивым вниманием.
 

1910-е

Постановок китайского театра на этой сцене никогда не бывало. В РГИА сохранились афиши некоторых спектаклей.

12 мая 1911 г. предполагалась постановка «Принцессы Грезы» Э. Ростана. Играть должны были вел. кн. Константин Константинович (К. Р.), князья Императорской крови Константин Константинович Младший, Олег и Игорь Константиновичи

Во время Царскосельской юбилейной выставки в 1911 году театр был открыт для широкой публики:

"Самымъ главнымъ и самымъ интереснымъ развлеченіемъ на ВыставкЪ были—историческіе спектакли, поставленные въ Императорскомъ Китайскомъ ТеатрЪ, гостепріимно распахнуішіемъ свои двери на время Выставки. Театръ этотъ, чудный по своему внутреннему убранству и любопытнii въ историческомъ отношеніи, до сего времени былъ недоступенъ для широкоіі публики и только во время Выставки всЪ могли любоваться этимъ шедевромъ въ области те атралыной архитектуры XVIII вЪка".

В Китайском театре шел ретроспективный показ спектаклей, иллюстрирующий развитие русского театра и музыки за 200 лет. Играли «Семиру» А. П. Сумарокова (в постановке 1757 г.), «Невесту-невидимку» Екатерины II (1772) с декорациями М. В. Добужинского, «Несчастье от кареты» В. Б. Княжнина, «Бахчисарайский фонтан» кн. А. А. Шаховского по А. С. Пушкину, комедию «Арлекин в серале» Ж.-ф. Сен-фуа в переводе Г. П. Гагарина 1769 г. и др.

 

Н. Н. Пунин — А. В. Корсаковой (19 сентября 1911 г.)
«Я только что вернулся из китайского театра, где теперь по случаю юбилейной выставки ставятся исторические пьесы екатерининских и ближайших к ним времён.
И не помнится, Вы видели прошлой зимой нашу «китайскую деревню» и театр -это удивительное сочетание китаизма, наивного и странно—глубокого вкуса, желтого, красного и голубого экстаза и мистики, грубости и чванства с роскошью, блеском, непревзойденным величием Людовиков, отраженным в несколько варварском, несколько татарском и слишком умном зеркале екатерининского двора — наша «китайская деревня» может восхищать, восторгать не за чистоту стиля — Китай, эта загадочная страна, меньше всего, может быть, рассказана в этих прямых линиях стен и зубцах крыш, но остроумие, но несравненный вкус, такт вкуса, если так можно выразиться, с каким Екатерине удалось соединить слишком чуждый нам стиль со стилем века, — этот вкус повергает все частицы моего существа в какой—то глубокий эстетический восторг; и когда я сижу в этом небольшом театре и вижу эти ложи с китайцами, аистами и колокольчиками или когда, как в тумане, меня пьянит все больше и больше этот поток, эти медленные волны оранжевого и желтого, а за голубой занавесью раздаются удары гонга, возвещающего начало представления..».

 

В февраля 1913 г. в театре состоялось торжественное заседание памяти Козьмы Пруткова (50-летие со дня «смерти»). Был также сыгран отрывок из «Ревизора».

Театральная жизнь окончательно прекращается в 1914 году. В годы 1-й Мировой войны театр превратился в арену ура-патриотических выступлений, Здесь исполнялись гимны государств-союзников России по империалистической войне, звучали сцены из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Здесь в концертах участвовали известные писатели и поэты. На одном из таких вечеров читал стихи Сергей Есенин.

 

после 1917

После революции 1917 г. театр долго не функционировал, однако, он был открыт для осмотра с осени 1918 г.

И Наркомпрос, и городские власти требовали устраивать, в нем спектакли. Г.К. Лукомский же убеждал, что Китайский театр — уникальный памятник, который важно сохранить. Только в результате огромных усилий Китайский театр удалось отстоять.

Среди сооружений Китайского комплекса только Китайский театр сохранял внутреннюю отделку и обстановку, созданную еще в XVIII столетии до начала Великой Отечественной войны. Это придавало ему особую стилистическую законченность. Лишь летом 1930 года в Китайском театре возобновляются спектакли.

1940-е

При эвакуации музейных ценностей в начале войны, в Китайском театре были вынуты из лож лаковые китайские панно XVIII в.; их вывезли в два приема: в Горький и в Ленинград.

15 сентября 1941 года при вражеском обстреле это уникальное сооружение почти полностью сгорело.

А. Кучумов в письме  к А.Зеленовой описывает Китайский театр после войны: "Подходим к Китайскому театру… Увы… эта часть парка теперь не так живописна, ибо много вековых сосен здесь вырублено. Сам театр напоминает большой пустой ящик без крышки… Входим в подъезд… Лестница мраморная уцелела, но все стало черным, даже мрамор. У двери груда перегоревших ключей, которые висели в ящике… Сразу вспоминаю Лиду Башкину — ее хозяйство. Две первых гостиных-фойе относительно уцелели. Железобетонные потолки и полы Данини выдержали. На стенах сохранилось даже много лепных украшений. В Голубом фойе висит бронзовая с фарфором люстра, рожки целы, но часть фарфорового стержня лопнула и упала на пол, куски леркат тут же.

Мне кажется, вполне возможно реставрировать, так как роспись фарфора сохранилась хорошо. В таком же виде и консоли зеркал — они все на месте, фарфор частью на месте, частью отпал целыми пластами. Два зеркала висят (бронзовые каркасы) с частью фарфора, два других лежат на полу, видимо, были сняты фрицами. Из всех четырех можно составить целиком одну раму и одну консоль к нему. Это будет интересно. На одной из боковых лестниц нашел полуобгоревший стул с перламутром. Большой зал, где проектировалась выставка, тоже сохранил пол и потолок, зато все остальное — зрительный зал, сцена и пр. — пустое место с завалами из железа. На месте портала сцены завал из кирпича и упавшего железного занавеса, под ними может быть что-нибудь и уцелело случайно из спрятанного мною."

До сих пор театр не реставрирован. Сейчас можно увидеть только руины первого каменного оперного театра России, ведь Большой театр в Петербурге открылся лишь в 1783 году.

Летом 1986 г. горожанами Ленинграда и Пушкина была проведена расчистка руин театра от завалов и зарослей кустарника и проведена первичная консервация.

В 2009 году появилась было надежда на его воссоздание:  Первый оперный театр расходится на кирпичи — но она так и осталась надеждой.

В 2011 году в интервью СМИ глава ГМЗ Царское Село Ольга Таратынова сказала: "Возрождать Китайский театр, как театр не имеет смысла"… Больше ничего не добавив..

В феврале 2016 года профессиональный строитель Мацин Юрий Захарович создал фильм-реконструкцию о Китайском театре:

  

Источники:

  1. И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Клебанов Б. П. Царскосельская юбилейная выставка. 1710-1910. СПб., 1911
  4. Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  5. Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.: ил.
  6. Зиглин В.И. Царское Село в царствование Императрицы Екатерины Великой.
  7. Иконников А. Китайский театр и «китайщина» в Детском селе.- М.; Л.: Огиз; Изогиз, 1931.- 40 с.: ил.
  8. Фомин Н. Детское Село. Китайский театр и китайские затеи в Детском Селе. Л., 1935.
  9. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  10. Цылов Н.И. "Атлас города Царского Села", 1857, репринтное издание, 2007
  11. Ирина Дементьева, 530 школа. Китайский театр в Царском Селе. Сборник "Отечество нам Царское Село". Пушкинский ДТЮ, 1998
  12. А.Кучумов. Павловский дворец. История и судьбы
  13. Сайт "История города Пушкина"
  14.  

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 12848 просмотров
Комментарии (5)
Анна Ка # 1 мая 2012 в 14:34 0
То есть со сменой руководства все заглохло... Но не стоит отчаиваться, я более чем уверена, что возможно реконструировать театр. И руководство планировало это делать по чертежам Данини, то есть реконструировать уже театр начала 20 века.
Тогда можно ли будет поставить в один ряд Китайский театр в Царском селе с театром в Останкино и гонзаговским в Архангельском? Или все-таки с натяжкой?...
Photojour # 1 мая 2012 в 14:46 0
Театр сам по себе настолько уникален, что можно и не ставить его никуда, он все равно однозначно был жемчужиной и надо искать все возможные варианты его возрождения!
Дмитрий Кудряшов # 21 апреля 2016 в 14:19 0
Планируется создание макета театра в масштабе 1:200
https://pp.vk.me/c636629/v636629216/6ae0/El62k7ruzGc.jpg
Дмитрий Кудряшов # 27 апреля 2016 в 11:47 0
Процесс пошёл:
http://cs636629.vk.me/v636629216/12269/VjWmqAR8-SA.jpg
http://cs636629.vk.me/v636629216/1227b/jQSQzEwfSSs.jpg
Дмитрий Кудряшов # 26 мая 2016 в 14:42 0
Макет практически готов:
http://cs630626.vk.me/v630626216/2af40/-4Ih13F_DoI.jpg

Подробнее этапы создания макета: http://vk.com/feed?q=%23%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_67§ion=search