Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Дворцовая 15. Римско-католическая церковь св. Ионна Крестителя

 

Римско-католическая церковь св. Ионна Крестителя (фотоальбом).

Официальный адрес: Дворцовая  ул., д.15 .

В 1783 г. Екатерина II подписала указ, по которому в России создавалась католическая епархия с центром в Могилеве. Во главе епархии императрицей был поставлен Виленский епископ Станислав Сестренцевич-Богуш (1731-1826). По численности национальных групп в XVIII — начале XIX в. среди католиков преобладали немцы, затем французы, итальянцы и поляки. Построенный на деньги Александра I храм в Царском Селе стал третьим католическим собором после храма Св. Екатерины, возведенного на Невском проспекте в 1781 г.

До постройки церкви (костёла*) в Царском Селе существовалакатолическая каплица**, с 1811 г. помещавшаяся в деревянном доме на Госпитальной улице (участок 331), принадлежавшему действительному статскому советнику Осипу Осиповичу Мезонневу.

На том же месте в 1819 г. вместо деревянной предполагали построить каменную церковь и начали сбор пожертвований по подписке от людей всякого вероисповедания. Суммы были невелики: историограф Н. М. Карамзин пожертвовал 25 руб., Императорский лицей 35 руб., за шесть дет собрали 30000руб. Принимал пожертвования генерал-адъютант Адам Петрович Ожаровский.

В январе 1825 г. под его председательством был учрежден специальный комитет по строительств и в феврале В. И. Гесте выполнил отвод нового места для строительства между Кузминской, Колпинской и Московской улицами. Благодаря стараниям председателя строительного комитета, император к собранной сумме добавил еще 30 000 руб. в казначейских билетах.

Строительство Царскосельской римско-католической церкви по проекту В.П. Стасова было поручено братьям Адамини — Леоне (Лен Фомич, 1789-1854) и Доменико (Дементий Фомич, 1792-1860).

Их отец, Томмазо, выходец из Итальянской Швейцарии, поселился в Петербурге до 1796 г. и поступил на службу в Кабинет ЕИВ каменных дел мастером. Братья получили образование на родине Первым приехал в Россию в 1816 г. Л. Адамини. Через два года к нему присоединился брат. Доменико был, в художественном отношении, самым талантливым из всей семьи Адамини. Свою работу в Санкт-Петербурге он начал подмастерьем каменных дел на постройке Михайловского дворца. Потом участвовал в строительстве дворца на Елагином острове и большого дома на углу Марсова поля и набережной реки Мойки. Несмотря на то, что в 1825 г. Доменико уже работал в Царском Селе, его «определили к строению Исаакиевского собора в должности архитектора по практической части с жалованием 5000 руб. в год и предоставле¬нием казенной квартиры». В 1827 г. Доменико вернулся на родину. Церковь Иоанна Крестителя явилась его последним законченным сооружением.
В архиве семьи в Швейцарии сохранились несколько графических листов Доменико Адамини. Среди серии его рисунков есть планы и разрезы католической церкви в Царском Селе, рисунок тушью, изображающий внутренний вид этой церкви. Гравюру, созданную, видимо, по его собственному рисунку, архитектор посвятил одному из заказчиков, А. П. Ожаровскому.

 

Закладка нынешнего здания костёла состоялась 24 июня 1825 г. в присутствии министра Народного Просвещения адмирала А. С. Шишкова и множества знатных лиц. В основание костёла были положены две бронзовые доски с соответствующими надписями на русском и латинском языках.

В литературе чаще всего можно встретить указание, что строительство нового здания велось по проекту архитекторов Леоне и Доменико Адамини, при участии. В. П. Стасова. Однако, на самом деле, все с точностью до наоборот — проект Стасова, строители- Адамини.

атрибуция этой гравюры Е.А. Плюшара, найденная нами, 1825 год. Но, вероятно, ее датировка не раньшще 1826 года, исходя из дат постройки нового здания. На гравюре также запечатлен очень любопытный артефакт- на ограде костела видны скульптуры, справа  и слева.

Из документов видно, что, действительно, здание закончено в 1826 г., и Адамини назван «строившим католическую церковь». На литографии, изданной, очевидно, в связи с окончанием постройки, т. е. в конце 1820-х годов, под общим видом костела указано, что проект и строительство осуществили братья Адамини.

Кроме того, Александр Бенуа опубликовал рисунок Доменико Адамини с изображением интерьера этой церкви. Казалось бы, этими документами исчерпывается вопрос и никаких сомнений в авторстве Адамини нет.

 

Интерьер костела в Царском Селе. Рисунок тушью Доминико Адамини (воспроизведено. по журн. «Старые годы», 1909 г., апрель)

Датой начала строительства следует принято 1825 г., что подтверждается точной записью в «Краткой летописи о селе Царском»: в 1825 г. «летом отстроена в черне и покрыта железом католическая церковь».

Установление этого факта важно потому, что дает возможность датировать время составления проекта началом 1825 г. Эта дата бесспорно подтверждается также проектом костела, составленным в феврале 1825 г. Стасовым.

Внимательное рассмотрение двух чертежей Стасова (боковой фасад и разрез с видом на алтарь) и сличение их с выстроенным зданием и рисунком интерьера Адамини показывает большую их общность. Близкие друг другу размеры и подобные композиции проектируемого и осуществленного зданий, одинаковая организация интерьеров, даже разработка деталей (полуциркульное окно на боковом фасаде, обработка сводов и арок) — все это дает полное основание утверждать, что костел был выстроен по проекту Стасова, несколько обогащенному (вместо ионического — коринфский ордер) в процессе строительства.

Адамини же был строителем, что позволило автору литографии приписать ему и авторство по проекту.

Постройкой заведовал особый комитет под председательством генерал-адъютанта А. П. Ожаровского, а средства на строительство были пожалованы Императором Александром I и Его Семьей.

История создания католической церкви в Царском Селе зафик­сирована в документах Российского государственного историче­ского архива (РГИА): «На постройку церкви Его Величество по­жаловал из Государственного Казначейства июня 23 дня 1825 года 30 тысяч руб. Деньги переданы в Комитет по постройке, где глав­ным лицом был генерал-адъютант граф Ожаровский».

Спустя год постройка костёла была окончена и 21 Ноября 1826 г. он был полностью освящён Минским епископом Матфием Липским. Первоначально костёл имел лишь один (главный) придел св. Иоанна Крестителя, позднее в 1906-1908 годах были пристроены и освящены боковые — в воспоминание Моления о Чаше и во имя Пресвятой Девы Марии Розария. Над главным престолом находился гравированный на бронзе образ Усекновения Главы Св.Иоанна Крестителя — дар княгини Лович, супруги великого князя Константина Павловича. Восточный фасад костёла был увенчаннебольшой звонницей, на которой находились три колокола. Среди святынь храма был и металлический крест с частицами Честного Животворящего Креста Господня.

 

Захоронения в храме

В церковном склепе в начале XX века находилось 15 могил, среди которых были могилы митрополита Игнатия Людвига Эммануила Мещерского, командора Мальтийского ордена графа Иосифа Илинского, графа Юлия Литты, настоятеля храма прелата Константина Мацулевича, графа и графини Ожаровских. Одной из самых примечательных была могила княгини Иоанны Лович, урождённой графини Розен.

Поскольку в подвале под костёлом было погребено тело княгини Лович, скончавшейся в Царском Селе в 1831 г., то уже в следующем году по проекту архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя он был значительно расширен,. А, 10 апреля 1833 г. в костёл из Варшавы был доставлен алтарь тамошней католической церкви, перед которым венчалась княгиня Лович.

Литография «Вид интерьера католической церкви в Царском Селе» открывает помимо имени Ожаровского, имя второго заказчика и имеет надпись на французском языке о том, что архитектор Доменико Адамини посвящает этот вид графу Литта. Интерьер церкви впечатляет величавой торжественностью пространства, полуциркульные своды украшают кессоны с розетками, вероятно, живописные, как обычно в архитектуре этого времени. У алтаря идет служба, в церкви несколько групп молящихся. Надпись на литографии, исполненной С. К. Ветровым, позволяет предположить, что рисовал вид сам Д. Адамини. Рисунок этого интерьера без фигур хранится в архиве семьи в Швейцарии.

 

Как писал в 1911 г. С. Н. Вильчковский: «Престолы исполнены изъ искусственного мрамора. Надъ главнымъ престоломъ замечателенъ гравированный на бронзе образъ Уссыкновения главы Иоанна Крестителя, даръ Княгини Ловичъ — супруги Цесаревича Константина Павловича. Тутъ же художественной работы крестъ съ коралловымъ изображетемъ Распятаго. Въ церковномъ склепъ пятнадцать могилъ».

С именем графа Юлия Помпеевича Литты  связано немало страниц российской истории и культуры. Он председательствовал в комиссии по строительству Исаакиевского собора, являлся руководителем или членом многих комитетов, комиссий и благотворительных обществ, занимал видные должности при дворе. В течение семи лет управлял гоф-индендантской конторой, а также Дворцовым правлением и обустройством города Царское Село.

Граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арозе, принадлежал к одной из самых родовитых семей Милана. Рыцарь Мальтийского ордена, Литта служил на флоте. В Россию его направил в 1789 г. великий магистр в ответ на просьбу Екатерины II прислать ей опытных морских офицеров. В 1798 г. он женился на Е. В. Скавронской, урожденной Энгельгардг, племяннице Г. А. Потемкина.

В Царскосельской католической церкви Юлий Помпеевич был старшиной. Его стараниями украшался интерьер. Для алтаря церкви в 1825 г. художник Александр Шевелысин скопировал в Эрмитаже картину Ф. Альбани «Св. Иоанн Креститель, крестящий Спасителя». В апреле 1833 г. в главном алтаре появилось распятие из кораллов и небольшой образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи», написанный на бронзовом позолоченном основании. Они были присланы старшине церкви из Капеллы Варшавского королевского замка, со всеми алтарными принадлежностями.

Ю. П. Литта скончался 26 января 1839 г. в своем доме на Миллионной. Согласно воле усопшего, тело было погребено в Царскосельской католической церкви без торжественных церемоний. В церкви был сделан большой мраморный монумент по рисунку архитектора Череролли. Граф Браницкий, по завещанию покойного, выдавал 6 тысяч руб. архитектору для расчета с подрядчиками. Погребальные помещения и надгробный памятник сооружали рабочие Царскосельского дворцового правления. Захоронение и монумент были утрачены. В настоящее время в фондах Музея Городской скульптуры обнаружена прямоугольная гладкая бронзовая табличка с лаконичной надписью: «Jules Rene / LITTA / Nc a Milan / Le 1| 13 avril MDCCLXIII / mort a st petersbourg / le 24(5 janvier|fevrier MDCCCXXXIX.

Скорее всего, в похожем стиле в катакомбах церкви было оформлено и надгробие графа Ивана Степановича Лаваля

На правах директора департамента 30 лет управлял 3-й экспедицией особой канцелярии в Министерстве иностранных дел. Имел дом на Английской набережной около Сената. Умер 20 апреля 1846 г. в чине действительного тайного советника и кавалера ордена Св. Александра Невского.

Сохранился фрагмент надгробия — гравированная на бронзе надпись, по краю — бронзовые листья аканта, по углам — головки херувимов: Jean-Francois / Comte de Laval / ConseiIler prive actuel chambelIan / Maitre de la cour de second e classe / Chevalier Grand-Croix de I’ordre de / Saint Alexandre-Nevsky, de l’aigle / Blanc, de Saint Vladimir, de sainte / Anne, / Chevalier de Pordre royal, / Comilitaire de Saint-Louis, / Etc etc etc / Ne a Marseille le 4 octobre 1761 / Decide a Saint Petersbourg / 20 avril 1846.
 

  • В катакомбах церкви был похоронен и командор мальтийскою ордена граф Иосиф-Август Ильинский (1760-1844), получивший графский титул от императрицы Марии-Терезии. Иосиф-Август был российским сенатором, действительным тайным советником, кавалером ордена Св. Александра Невского. Его имя встречается в документах, связанных с великим князем Константином Павловичем. Известно, что он некоторое время проживал в Мраморном дворце и в составе двора цесаревича в Варшаве. Граф Ильинский имел большое влияние на княгиню Ж. Лович.
  • К Мальтийскому ордену принадлежал князь Эммануил Николаевич Мещерский (1842-1877), также погребенный в катакомбах.
  • Мало известно о захоронении митрополита римско-католических церквей России Игнатии-Людвике Корвин-Павловском (1775-1842). Родом из подольских дворян. В 1817 г. стал доктором богословия по церковному праву в Полоцкой Академии. Член римско-католической коллегии в Санкт-Петербурге с 1824 г. Николай I 23 апреля 1839 г. назначил его Могилевским архиепископом. Из Рима пал пум он получил в храме Св. Екатерины в Санкт-Петербурге только 22 июня 1841 г. Корвин-Павлове кий венчал великую княгиню Марию Николаевну с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, поскольку брак проходил по православному и католическому обрядам. Он скончался в Царском Селе 20 июня 1842 г.
  • Наиболее полные сведения сохранялись о погребении и строительстве склепа княгини Жанетты Лович. Супруга великого князя Константина Павловича, урожденная графиня Грудзинская, скончалась в Большом Царскосельском дворце 17 ноября 1831 г. Согласно завещанию, ее похоронили в Царскосельской римско-католической церкви. Церкви выделялось на вечное поминовение княгини из ее капитала 20 тысяч руб.20 Приготовление к погребению поручались архитектору О. И. Шарлеманю. Опочивальню княгини опечатали, и тело поместили в первой приемной комнате. Граница всех приготовлений простиралась до дверей Китайского зала.

24 ноября 1831 г., вечером, забальзамированное тело княгини в сопровождении флигель-адъютанта императора и шестидесяти гвардии офицеров, служивших у покойного великого князя Константина Павловича, было привезено без церемонии в Царскосельскую католическую церковь во имя Рождества Св. Иоанна Крестителя.

На обряде погребения 27 ноября присутствовал двор, члены царской семьи, представители римско-католического духовенства, священники доминиканского и пиарского орденов. В день похорон исполнялась церковная вокальная и инструментальная музыка. Дубовый гроб, обитый малиновым бархатом с золотым газом и украшенный бронзовыми вызолоченными досками и резным распятием, поместили в катакомбы церкви Рождества Св. Иоанна Крестителя, созданные по чертежам архитектора О. И. Шарлеманя, и состоявшие из двух помещений — деревянных сеней, стоящих на каменном фундаменте, и склепа. Последний представлял собой небольшое помещение с одним окном; кирпичные стены и свод склепа были оштукатурены и выкрашены клеевой краской, пол выложен плиткой. На фронтоне находи¬лись крест, выполненный из вызолоченной меди, и доска черного мрамора с эпитафией из бронзовых букв с золотом. В церкви на правом столбе у алтаря располагалась такая же эпитафия на фран¬цузском языке: «Здесь покоится ее светлость, княгиня Иоанна Лович, супруга Его Императорского высочества великого князя Константина Павловича. Родилась в Позене 17 (29) мая 1795 г.» скончалась в Царском Селе 17 (29) ноября 1831 г>.

В сооружении гробницы участвовали каменщик М. Попов, столяр И. Кононов, лепщик П. Афанасьев, штукатур М. Кудряфьев, бронзовых дел мастер А. Герейн и мастер по мрамору Мадерни; орнамент писал академик Ф. Торичелли. В 1905 г, граф Бенкендорф осмотрел гробницу Ж. А. Лович, после чего было вынесено решение о ее реставрации, так как мраморная доска пришла в ветхость, штукатурка на стене гробницы потрескалась. Ремонтные работы проводил ись под руководством архитектора Царскосельского дворцового управления Данилина. Останки княгини Лович находились в Царском Селе до 1929 г., когда семья Хлоповских обратилась к властям с просьбой о перенесении праха княгини на родину. После различных согласований разрешение на это было получено. 7 апреля, после эксгумации, саркофаг с останками княгини отправили в Польшу.

  • Одним из последних захоронений стало погребение 8 ноября 1864 г. в склепе Царскосельской римско-католической церкви праха статс-дамы (с 1862) графини Юлии Петровны Строгановой. Юлия Петровна Строганова, урожденная Альмейда-Ойенгаузен (1782-1864), дочь португальского графа Карла-Августа д’Ойенгаузена и поэтессы Леоноры д’Альмейда. В первом браке жена графа д’Ега, португальского посланника в Мадриде. Здесь встре¬тила Г. А. Строганова, который был с 1805 по 1810 гг. российским полномочным министром при испанском дворе, и последовала за ним в Россию. В 1826 г. стала его женой. Имя Юлии Петровны связано с благотворительностью и учреждением детских приютов. Захоронение утрачено, ее мраморное надгробие находится у стены Лазаревской усыпальницы в Александро-Невской лавре, а бронзовый герб с него хранится в фондах Музея городской скульптуры.

 

Упоминания:

  • Каетан Кристианович (Кристинович)– 1861 – священник Доминиканского ордена, 1861-1865 вице-настоятель церкви Св. Иоанна Крестителя, имеет крест и медаль 1853-1856 г.
  • Пупкевич Юлиан - 1861 — 1863 — священник доминиканского ордена, настоятель церкви Св. Иоанна Крестителя, имеет ордена Св. Анны и Св. Станислава 3-й ст., наперсный крест, крест и медаль 1853-1856 г.
  • Лукашевич Лаврентий — 1864 — 1865, священник доминиканского ордена, настоятель церкви Иоанна Крестителя

 

Не все истории людей, связанных с Царскоселькой церковью удалось восстановить. Но найденные сведения позволяют говорить о мемориальном значении здания.

на фрагменте карты 1857 года под номерами 39 обозначены дома католической церкви

В 1894 г. к костёлу была приписана сооружённая в посаде Колпино каплица. 17 Мая 1910 г. на могиле Надежды Петровны Бялокоз (сконч.1907) — супруги полковника Е. Л. Бялокоз — на Казанском кладбище Царского Села была устроена металлическая застеклённая часовня-усыпальница с алтарём, также приписанная к костёлу (до настоящего времени не сохранившаяся).

Помимо них к костёлу были также приписаны каменная каплица св. Стефана в имении князя Л. П. Витгенштейна на мызе Дружноселье (близ ст. Сиверская), построенная в 1834 г. архитектором А. П. Брюлловым в память супруги владельца имения Стефании Доминиковны Радзивилл, скончавшейся в 1832 г. (закрытая в начале 1920-х годов, каплица в настоящее время стоит без окон и без дверей, медленно разрушаясь)7, а также деревянная каплица в дачном посёлке Марково (ст. Поповка), построенная в 1909 г.

В 1905 г. настоятель попросил С.А. Данини, который был прихожанином церкви, выполнить проект ее расширения. По-видимому, были проблемы со средствами, так как в действительности пространство храма было увеличено ненамного. Работы выполнялись совместно с инженером И. Ф. Пентковским.

В 1906—1908 гг. была значительно расширена алтарная часть (новая апсида заняла всю ширину храма), устроены две пристройки по бокам, а снаружи за алтарем возведена звонница, под которой сейчас находится кабинет настоятеля. Со стороны главного фасада эти изменения почти не заметны.

Наархивной фотографии справа видна одна из пристроек, еще не оштукатуренная. Решетка перед собором со стороны Кузьминской улицы была сооружена, возможно, тоже по проекту Данини, в августе 1906 г..

1913

19-21 февраля в Царском Селе отмечается 300-летие Дома Романовых. В римско-католическом костеле также состоялось торжественное богослужение.

Сперва была отслужена ранняя литургия — прелатом Д.Вончковским, затем поздняя и молебен, за которым исполнялось «Те Deum laudamus". Позднюю литурпю и молебен совершал настоятель костела, С. Б. Пжерембель: пел хор детей под управлением А. А. Вансовича, органиста костела. Присутствовало много молящихся, среди которых ученики и ученицы польской школы с учительским персоналом во главе.

1914

Некролог в газете "Царскосельское дело"8: 3 сентября умер инженер путей сообщения, дсс, Казимир Леопольдович Пентаковский. Отпевали его в костеле. О.Пржерембель сказал слово." 

Упоминания:

  • 1913 — Бончковский Дионий — пастор, Колпинская 3
  • 1915 — Бялокоз Вячеслав Людвигович. Капитан. Полк не установлен. Убит. Отпевали в Царскосельской римско-католической церкви. Похоронен 3.03.1915.

 

1915

Похороны капитана К.А. Корвин-Пионтковского. В понедельник 27 апреля в римско-католичческом костеле состоялось отпевание тела и заупокойная месса по капитану Казимиру Александровичу Корвин-Пионтковскому, скончавшемуся от тяжелой плечевой раны в Дворцовом госпитале. Покойный был подобран на поле сражения и внесен своим денщиком из сферы неприятельского огня на более безопасное метсо. Он был настолько слаб что спасти его не было совершенно никакой возможности и в субботу 25 апеля он скончался. На панихиде и выносе тела присутствовали доктор княжна В. Гейдройц и полковник С.Н.Вильчковский и персонал лазарета. Гроб был украшен белым крестом из цветов белой сирени и белых тюльпанов и ярко зеленого молодого вереска от ЕИВГИ Александры Федоровны. После отпевания гроб увезли в г. Лиду для погребения в фамильном склепе.9

1916

Общество пособия бедным детям Царскосельского римско-католического прихода (Новая ул. сб. д.).

  • Председатель Завадский Николай Николаевич
  • Товарищ председателя — Кавецкий Сигизмунд Михайлович
  • Секретарь — Макаревич Людвиг Генрихович
  • Казначей — граф Комарницкий Адольф Болеславович

Последствия Октябрьской революции не сразу сказались на жизни прихода. Так в 1918 г. в день престольного праздника Св.Мессу отслужил декан Константин Будкевич и по улицам города прошла многолюдная праздничная процессия с участием братств и духовенства. В 1923 г. почти все храмы Петрограда были закрыты на несколько месяцев. 29 марта Губисполком пригрозил опечатать и Детскосельскую католическую церковь, если прихожане откажутся подписать расписку на пользование имуществом храма. Требуемая расписка была дана, и церковь не закрыли. В это время изъяли часть церковных ценностей "на нужды голодающих Поволжья".

Столетие прихода отмечалось в 1926 г., сохранились фотографии.

На протяжении 25 лет, с 1904 по 1929 г., настоятелем Царскосельского костёла являлся Станислав Брониславович Пржирембель(1867-1934), пользовавшийся большим уважением у прихожан. После его ареста, храм обслуживали приезжавшие из Ленинграда французские священники Иоанн Амудрю и Михаил Флоран. Дважды, — 27 ноября 1934 г. и 22 июля 1935 г., президиум Пушкинского горсовета принимал решение о расторжении договора с приходским советом "из-за невыполнения ремонта" храма, но прихожане смогли оплатить все ремонтные работы. Финансовое бремя всё возрастало и 19 января 1938 г. члены "двадцатки" вынуждены были написать заявление о том, что "не в состоянии нести расходы по зданию, уплачивать государственные налоги и страховать здание", а поэтому отказываются от его использования.

1 Февраля 1938 г. по постановлению президиума Детскосельского райсовета костёл был закрыт (постановление президиума Леноблисполкома о его закрытии было подписано лишь 21 Апреля 1938 г.10), находившееся в нём имущество было передано в райфинотдел, а само здание было отдано под физкультурный зал. Согласно архивным документам, останки 38 человек, находившихся в это время в усыпальнице костёла, были перезахоронены 15 Сентября 1938 г. на Казанском кладбище. Последний настоятель костёла ксендз Кловис Флоран продолжил своё служение в костёле Notre Dame de France — единственном оставшемся действовать в Ленинграде.

Кловис-Мишель Флоран  — (1902-1995) — католический священник, монах доминиканец, Апостольский Администратор Ленинграда, участник движения Сопротивления, душепастрырь католиков во Франции, СССР и Алжире. Последний настоятель царскосельской католической церкви перед ее окончательным закрытием в 1930-е годы.

Во время Великой Отечественной войны здание костёла получило частичные повреждения, однако уже к 1947 г. было восстановлено и передано «под культурно-просветительные цели». Вплоть до 1988 г. в здании находилась велосипедная секция спортивной школы, а в 1988 г. в нём был открыт концертный зал.

С 17 Марта 1991 г. по просьбе польских рабочих-реставраторов в костёле были возобновлены Богослужения. На куполе вскоре был установлен крест, однако полностью здание общине передано так и не было. 1 Октября 1997 г. католический приход и дирекция Государственного музея-заповедника «Царское Село» подписали договор о совместном использовании здания, в котором на протяжении восьми лет продолжал находиться концертный зал.

После долгого перерыва первое Богослужение в храме состоялось 17 марта 1991 г. Отец Эдмунд Каптуркевич отслужил Св.Мессу для польских реставраторов, работавших на восстановлении храма. Тогда на службе присутствовало и 7 местных католиков. С тех пор число прихожан выросло в несколько раз. О.Эдмунд обеспечил храм церковной утварью и облачением, а Богослужения стали проводиться по воскресеньям и праздничным дням. Прихожане обеспечивались религиозной литературой.

Указом Президента Российской Федерации от 20 Марта 1995 г. здание костёла было включено в число памятников архитектуры федерального значения. В настоящее время к Царскосельскому приходу приписана домовая церковь (каплица) Святых Апостолов Петра и Павла в городе Колпино, в которой раз в неделю совершаются Богослужения.

Важным событием было посещение храма чудотворной статуей Божией Матери Фатимской 30 октября 1996 г.

1 августа 1997 г. первую Св.Мессу в Царскосельском храме отслужил новый настоятель о.Бронислав Чаплицкий. 1 октября 1997 г. приход подписал с дирекцией ГМЗ "Царское Село" договор о совместном использовании здания. Инаугурация ежедневных Богослужений произошла 1 октября 1997 г. при участии ректора Санкт-Петербургской Духовной Семинарии о.Бернардо Антонини и её администратора о.Андрея Стецкевича.

Лишь 24 Июня 2006 г. здание костёла было полностью возвращено Римско-Католической Церкви. Торжественную мессу по этому случаю в нём совершил архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Приходская жизнь сосредотачивается на ежедневных богослужениях, проводится катехизация детей и взрослых, обучение министрантов. По будням, перед Св.Мессой читается молитва Святого Розария, а по субботам происходит поклонение Святым Дарам. При храме имеется небольшая библиотека и собрание христианских видеофильмов. В приходе распространяются периодические издания католической литературы. Пушкинский храм является единственным в Санкт-Петербурге, вокруг которого проводятся торжественные крестные ходы.

_________________________________________
"Костёл (от латинского castellum — «небольшая крепость») — польское название римско-католического храма, которым в России традиционно именовались все католические церкви.

"" Каплица устар..- часовня (обычно католическая или лютеранская) 

 

 

24.06.2011 200 лет католичества в Царском Селе 

 

Источники:

  1. Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  2. Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  3. Статья В. М. Белковская, О. В. Новикова ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ в сборнике: Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
  4. Мещанинов М., "Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей". Краткий исторический справочник. СПб, Genio Loci, 2007.-583 с.
  5. Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.: ил.В 1906-1908 годах,
  6. Карта Царского Села 1857 года
  7. Церковь святого Иоанна Крестителя в Пушкине (Царском Селе)
  8. "Царскосельское дело" №37 пятница 12 сентября
  9. "Царскосельское дело" №18 суббота 2 мая 1915 года

 

другие фотографии, связанные с храмом

Рейтинг: 0 Голосов: 0 10457 просмотров
Комментарии (3)
Католический приход Святого Иоанна Крестителя # 16 января 2011 в 23:25 0
Католический приход Святого Иоанна Крестителя

http://www.ioannkrestitel.ru/
Виктор # 5 марта 2011 в 15:37 0
Под не вполне пристойным "уссыкновением" подразумевается, надо полагать, "усекновение", то есть отсечение?
Таких ошибок лучше не делать...
Photojour # 15 апреля 2011 в 10:40 0
Виктор, это старославянский, а не ошибка, там дословно (доБУКВЕННО) процитирован С.Н.Вильчковский- автор известнейшего путеводителя по Царскому Селу