Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Агатовые комнаты

Фотоальбом Агатовые комнаты

Это общая статья об истории создания Агатовых комнат. Вы можете сразу перейти на описание конкретных интерьеров:

Агатовые комнаты. Ротонда (Купольный зал)
Агатовые комнаты. Агатовый кабинет
Агатовые комнаты. Библиотека 
Агатовые комнаты. Большой зал
Агатовые комнаты. Кабинетец
Агатовые комнаты. Лестница 
Агатовые комнаты. Овальный кабинет
Агатовые комнаты. Яшмовый кабинет

В числе роскошных комнат Екатерининского дворца оригинальны и драгоценны яшмовые и порфирные кабинеты, известные под именем "Агатовых комнат" в верхней части павильона "Холодных бань" или Терм Камерона.

Здание Холодной бани с “Агатовыми комнатами” было построено для императрицы Екатерины II в 1780-1788 гг. архитектором Чарльзом Камероном и стало одним из его лучших произведений. Оно занимает центральное место в комплексе Терм Камерона и является, вкупе с Камероновой галереей, единственной постройкой этого архитектора, сохранившейся в первоначальном виде. Изысканность архитектурного убранства и редкостная отделка интерьеров второго этажа Холодных бань всегда вызывали огромный интерес специалистов и любителей искусства.

 

О материалах, использованных в отделке Агатовых комнат

Внутренней отделке Агатовых комнат Ч. Камерон придавал особое значение, он получил от императрицы указание убрать комнаты “великолепнейшим образом”: интерьеры Агатовых комнат декорированы цветной уральской и алтайской яшмой, которую российские мастера XVIII века обрабатывали с исключительным мастерством. Помимо самоцветов, были использованы многие другие роскошные материалы: натуральные мраморы, порфиры, искусственный мрамор; многочисленные орнаменты выполнены из позолоченной бронзы, своды украшены лепкой и живописью, полы набраны из экзотических цветных пород дерева.

Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основу для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе — открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой. В уникальной и чрезвычайно дорогостоящей отделке яшмовых комнат отразился расцвет русского камнерезного искусства в конце XVIII в. — времени, когда были открыты основные ископаемые богатства России.

В соответствии с проектом архитектора стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике «русской мозаики». Особую трудность представляли заключительные работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была вручную осуществлена русскими мастерами.

Стены двух помещений второго этажа облицевали пластинами уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита, которую в XVIII веке называли «мясным агатом». Уразовсепя яшма была найдена в 1752 году в окрестности деревни Уразово, на Южном Урале. По своим качествам — структуре, химическому составу, цвету и происхождению в природе — эта яшма ничего общего с агатом, кроме твердости, не имеет. Академик И. И. Лепехин (1740—1802), одним из первых посетивший месторождение цветного камня на Южном Урале в 1770 году, в своих дневниковых записях отметил, что даже местные мастера «перемешивают» цветные камни и часто яшму называют агатом, а агат — яшмой. Это наглядно проявилось в Конторе строений Царского Села. Все яшмы, полученные из Петергофа и употребляемые, для убранства кабинетов, в документах именуются агатами. Это обстоятельство и послужило поводом второй этаж Холодных бань называть «Агатовыми» комнатами.

Использование яшмы как облицовочного материала не снизило интереса к ней, как это произошло, например, в истории с малахитом, сошедшим с рынка роскоши после появления на пилястрах и колоннах иконостаса Исаакиевского собора. Яшме это не грозило уже потому, что культура её была молода, едва набирала силу; к тому же, в отличие от общедоступного интерьера собора, Агатовые комнаты были личными комнатами императрицы, и круг допускаемых сюда лиц был ограничен. Напротив, дальнейшая история яшмы свидетельствует, что Агатовые комнаты только подняли престиж этого камня. Он использовался в малых кабинетных формах, в изящных безделушках в сочетании с золотом, бриллиантами и даже стеклом, в парадном оружии, словом, был достаточно популярен в среде знати.

Вопрос о «горном восточном хрустале», упомянутом в документах и якобы использованном в отделке комнат, является более сложным. В отделке яшмовых кабинетов, сохранившейся с XVIII века, хрусталя не было и нет. Однако слово «хрусталь» из документов проникло в литературу, где упоминаются «Агатовые» комнаты. В то же время имеются серьезные документальные рвидетельства, указывающие на то, что под названием "Горный восточный хрусталь" скрывается другой камень. Так, в расчетных ведомостях стоимости работ указывается, что наличники дверей, окон, карнизы и фризы яшмовых кабинетов делаются из «восточного хрусталя». В натуре эти фрагменты выполнены из светлой и темно-зеленой весьма распространенной и широ¬ко известной калканской яшмы.

Труды по минералогии разных времен и документальные материалы позволяют сделать вывод о том, что «горный восточный хрусталь» не научное, а торговое название камня. Нарекли его так купцы, торговавшие со странами Востока. В XVII столетии из Индии, Бирмы и Китая в европейские страны и Россию они ввозили камень жадеит (жад) и изделия из него. Среди многих разновидностей жадеита встречается зеленоватый полупрозрачный минерал, напоминающий хрусталь, который по твердости сравнивали с хрусталем и называли его «восточным жадом». По-видимому, не придавая значения названию и справедливо считая, что в камне важна его природная красота как главная ценность, сначала жад, а затем и нефрит стали именовать «восточным хрусталем». Позже, когда на Урале были найдены зеленые яшмы  разных оттенков, близких к жаду, им присвоили такое же наименование.

Кроме яшм в отделке был использован и более мягкий зеленый уральский офиокальцит, причисляемый к мраморам.

Весной 1783 года Ч. Камерон получил распоряжение Екатерины II подготовить проект яшмового убранства для комнат второго этажа Холодной бани. Архитектор исполнил волю императрицы и подготовил проекты двух яшмовых кабинетов.  


Технология обработки яшмы

12 сентября 1783 г. Камерон заключил контракт с подрядчиком – крестьянином Кашинского уезда Василием Давыдовым на исполнение работ из яшмы и агата в помещениях Агатовых комнтах. Временная мастерская, находившаяся в усадьбе подрядчика Давыдова, вероятно, располагала еще более примитивным по сравнению с казенными гранильными фабриками оборудованием. Те пользовались «вододействующими машинами», а в Царском Селе воды для этих целей не было. Там, по-видимому, использовали дешевый ручной труд, наиболее выгодный на временных работах. В лучшем случае мастерская Давыдова могла применять лишь конную тягу. О том, какой была техника в царскосельской мастерской, частично можно судить по сохранившемуся в архивах чертежу деревянной машины, предназначенной для обработки яшмы.

В 1799 году Царскосельская контора поручила мастеру Ивану Балакшину провести необходимый ремонт яшмового покрытия в комнатах Холодных бань. Обращаясь в контору с рапортом по этому поводу, Балакшин писал, что требуется деревянная машина, так как инструментами яшмовые работы выполнять невозможно. К рапорту он приложил чертеж той машины и разъяснил, что следует «употреблять лес сосновый, берсловый и бакаутной, также железо, сталь и свинец по показанным в рисунке местам».

Машина с ручным приводом была сделана охтенским жителем мастером Петром Григорьевым. Она представляла собой простейшее устройство, весь механизм которого состоял из деревянного зубчатого колеса диаметром 60—70 сантиметров и цевочной катушки, помещенных в деревянный станок с крышкой. Колесо и цевочная катушка устанавливались на вертикальных осях, верхние концы которых выходили на поверхность крышки. На оси колеса сверху укреплялась ручка, а на ось катушки надевался деревянный круг, покрытый свинцовой пластиной. Посыпанная абразивным порошком (алмаз, наждак, корунд), смоченным водой свинцовая пластина становилась инструментом для об работки твердого камня.

Машину обслуживали двое рабочих: один вращал колесо, другой обтачивал яшмовые плитки. Не исключено, что работа на этой машине выполнялась и одним человеком.

Такие машины широко использовались и, вероятно, были единственно возможным приспособлением для точной подгонки каменных плиток и профильных деталей при облицовке стен. Непосредственная отделка камнем на всех этапах была сложной и физически тяжелой работой. Исполнители ее должны были обладать не только высоким мастерством камнереза, но и иметь вкус художника, ведь техническая сторона, подразумевающая тонкую укладку пластин с едва заметными соединениями, не мыслилась без выявления художественного образа.

Особую трудность представляли последние, завершающие процессы - шлифовка и полировка, призванные выявить яркость красок, глубину и сочность тонов, красоту рисунка. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников, карнизов и других фрагментов архитектуры сложного профиля. Эта работа, производившаяся вручную, потребовала огромных затрат физической силы, времени и высокого мастерства.

Завершение отделки двух яшмовых комнат красивейшим цветным камнем явилось торжеством русского искусства, большой победой мастеров, выполнивших эту титаническую работу, с честью выдержавших трудный экзамен. Яшмовые комнаты являются уникальным произведением русского искусства XVIII века. К сожалению, имена мастеров — создателей этого бесценного памятника — остаются неизвестными.


Бронзовые детали интерьеров

В декоративном убранстве помещений второго этажа Камерон широко использовал золоченую бронзу, которая к тому времени занимала большое место в искусстве благодаря ее особым свойствам, позволяющим точно воспроизводить мельчайшие детали формы. К тому же поверхность бронзы хорошо поддается обработке, расчеканивается, полируется, может быть химически патинирована, подвергнута золочению, под воздействием внешних условий приобретает красивые оттенки. Этот яркий, нарядный материал в сочетании с цветным камнем, наборным деревом и мрамором подчеркивает богатство и изысканность архитектурного убранства интерьеров.

В период раннего классицизма в русской и европейской архитектуре редко так широко применялась бронза. В 1780-х годах в Петербурге имелось несколько бронзолитейных мастерских. Они выполняли заказы строителей, воздвигавших дворцы. Художественное бронзовое литье, его чеканка и золочение достигли в то время высокого совершенства. Великолепными образцами этого искусства являются бронзовые орнаменты и каминные приборы Агатовых комнат и многочисленные предметы убранства интерьеров Екатерининского дворца — каминные решетки, таганы, осветительная арматура, исполненные по рисункам Камерона. В этих изделиях восхищает разнообразие орнаментов, изумительно высокое мастерство чеканки, умение сочетать матовое и блестящее золочение, создающее игру света и тени.

Подрядчиками по художественной бронзе были Иосиф Басселье — содержатель часовой фабрики в Петербурге - и медного дела мастер Шперлинг. Фактически же эти работы в 1785-1787 гг выполнили талантливые русские мастера, оставшиеся неизвестными.

 

Лепные работы в Холодных банях, живопись, окраска

Лепные фигуры и орнаменты на потолке Агатового кабинета выполнил скульптурный мастер К. Гофферт. Вероятно, он же выполнял лепные работы в зале и Яшмовом кабинете.

В 1786 году Ж.-Б. Шарлемань выкрасил «разными красками» потолки в двух «агатных комнатах» и Овальной» декорировав их живописью и позолотой; также были выкрашены потолки и стены в двух кабинетах (с живописью), всех покоев нижнего этажа и лестницы. В том же году по особому указанию потолки в двух «агатных комнатах» перекрашивались заново белой краской и заново золотились некоторые орнаменты. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Ж.-Б. Шарлемань и живописец И. Рудольф.

При непосредственном участии Шарлеманя масте­рами по камню были выполнены работы по оформле­нию Агатовых комнат. Это шесть каминов из белого мрамора с орнаментной резьбой, два барель­ефа к каминам в Большом зале, панель и плинтус бе­лого мрамора, завершение дверей из белого мрамора, шесть мраморных статуй к торшерам — все для Боль­шого зала, несколько десятков погонных метров резного, фриза из пудостского известняка для фасада Холодных бань.

 

Столярные работы в интерьерах Агатовых комнат

Летом 1784 года одновременно с выполнением штукатурных работ возник вопрос об изготовпении столярных изделий. 2 сентября 1784 года Камерон представил в Царскосельскую контору рисунки полов и дверей для Холодных бань,  инкрустированных «разноцветными деревьями» и перламутром и более простых, но тоже украшенных «разноцветным деревьями» четырех дверей в кабинеты нижнего этажа. По оценке Камерона, стоимость полов и дверей составляла 69 206 рублей.

Такая высокая цена сразу же насторожила Контору строений, и она запросила Камерона, утверждены ли проекты Екатериной II. В ответ на возражения Конторы против этих дорогостоящих работ, Камерон уклоничво ответил, что «как Е. И. В. соизволила мне приказать комнаты в строющейся бане убрать великолепнейшим образом, а присланные в контору к произведению в действо рисунки полам и дверям суть такие только, которые сходствовать будут с красотою прочей работы», «или я бы их не представил».

После такого уклончивого ответа Контора строений возвратила чертежи Камерону и потребовала «поднести оные для высочайшего ея императорского величества рассматривания и когда те рисунки... конфирмованы будут, тогда и представить оные в Контору строения, которая потом не преминет употребить свое старание...».

Не надеясь на то, что Камерон быстро выполнит данное ему предписание, Контора строений обратилась к А. А. Безбородко с просьбой показать рисунки Екатерине II. 13 сентября 1784 года последовал ответ: «...чтобы столь богатых полов и дверей не делать, тем более, что из вещей сего рода, заказанных для дома покойного господина генерала-порутчнка Ланского, остались многие с заплатою за них из казны, которые тут употреблены быть могут...»

Дом, для которого были приготовлены упомянутые выше паркеты и двери, строился на Дворцовой площади, напротив Зимнего дворца, по конкурсному проекту архитектора Ю. М. Фельтена. В 1782 году по его проекту начались отделочные работы. А через год Екатерина II подарила этот дом генерал-поручику А. Д. Ланскому. Внезапная смерть молодого генерала летом 1784 года приостановила работы по отделке здания. Исполняя распоряжение императрицы, Контора Строений предписала Камерону «съездить в Санкт-Петербург и там в строющемся... Ланского доме приготовленные полы и двери, какие в тое холодную баню годны будут, отобрав, велено сюда перевезти...».

Камерон нашел, что полы хороши, «искуснаго прожекта», но не подходят по размерам для комнат строящихся бань, кроме двух паркетов, предназначавшихся в доме Ланского для галереи и столовой. Непригодность паркетов Камерон мотивировал тем, что «по большей части комнаты в строющейся бане суть овальные». Двери из дома Ланского, по мнению Камерона, также не годились, так как по проекту они «должны быть убраны агатами и мраморами».

Однако доводы Камерона не приняли во внимание. Изготовленные полы, двери и резные украшения перевезли в Царское Село. В первой половине 1785 года архитектор вынужден был подготовить проект использования во втором этаже Холодных бань полов и дверей из дома Ланского, и осенью 1785 года приступили к его осуществлению. Используя в «Агатовых» комнатах паркеты, изготовленные по чертежам Фельтена, Камерон сумел так превосходно сочетать их со всей остальной отделкой залов, что за все прошедшее время его авторство не вызывало сомнения. В великолепных произведениях Фельтена и Камерона виден характерный для каждого художника, индивидуальный почерк. В полах, сделанных по чертежам Камерона для залов Екатерининского дворца, отмечается склонность к строгой геометричности (рисунки паркетов для Холодных бань не сохранились). Полы Фельтена более живописны, однако рисунок их иногда перегружен.

Работу по укладке готового паркета с частичной доделкой нового в 1785 году выполнил столярного дела мастер Иоганн Шпонгольц. Полы, заготовленные, для дома Ланского, были использованы в Большом зале в двух яшмовых комнатах и Овальном кабинете. В дву остальных комнатах — Кабинетце и Библиотеке, полы сделаны по рисункам Камерона. Исполнителем их был тот же Шпонгольц.

Двери в помещениях второго этажа архитектор предполагал оформить сложным набором арабесок из разноцветных пород дерева. Однако этот проект дверей также признали слишком дорогим, после чего Камерон представил новый, упрощенный вариант, который и был осуществлен в натуре (сохранилась лишь одна из трех дверей в Большом зале).

Двери яшмовых кабинетов с внутренней стороны облицевали камнем, а другую сторону отделали по ynpoщенному рисунку. В Кабинетце и Библиотеке поставлены двери из дома Ланского. Полотнища, которые по размерам оказались малы, увеличили надставкой по периметру амарантовым деревом.

Вся постройка агатовых комнат велась под руководством Камерона, при помощи английских рабочих, и каменных дел мастером Иосифом Минчакки. Внутренние украшения бани и живопись в ней исполнены Шарлеманем. В отделке интерьеров участвовали известные мастера, как русские, так и иностранные: лепные работы выполнял О. Мельников, яшмовые облицовки — И. Балакшин, скульптурные работы Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт, искусственный мрамор — мастер де Падри, живопись — И. Рудольф.

В Царском Селе была построена специальная мастерская, где производилась распиловка полученных из Петергофа яшмовых камней на пластинки толщиной 8-10 мм, и обрабатывались детали разного профиля для наличников, карнизов и плинтов. В 1784-1786 гг. было получено более тысячи необработанных камней разного размера и формы, общим весом без малого полторы тысячи пудов, то есть 25 тонн. После завершения работы оставшейся красной и зеленой яшмы числилось 235 пудов 20 фунтов. Яшма и агат привозились с Петергофской гранильной фабрики.

Для обеспечения долговечности отделки было решено выложить кирпичные стены плитами камня — известняка и затем облицевать яшмой. В 1786-87 гг. эта работа была выполнена, стены комнат были покрыты сяской плитой: “самой крепкой, толстой и крупной и самой лучшей доброты толщиной от 5 до 10 вершков”. При этом плита заготавливалась по элементам стен. Облицовочным работам предшествовали три года подготовительных работ. Работа по облицовке комнат яшмами производилась во второй половине 1786 г. и первой половине 1787 г.

Агатовые комнаты представляют собой комплекс 7-ми помещений разного объема и назначения.

Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный, тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы. В залах Агатовых комнат, так же как и на фасаде, архитектор большое место отводил скульптуре. В нишах, на каминах, столах и тумбах были установлены статуи и бюсты с изображением мифологических персонажей, философов, императоров и военачальников. В конце 1780-х годов в «Агатовых» комнатах насчитывалось тридцать статуй и бюстов. К началу текущего столетия здесь оставалось только одиннадцать предметов. В годы войны вся скульптура из внутреннего убранства погибла. Значительная часть рельефной скульптуры, использованной в декорировке залов, за небольшим исключением, сохранилась до наших дней.

В 1787 году отделка Холодной бани была завершена.

Это небольшое здание стало самой дорогостоящей частью царскосельского комплекса. Ни один дворец Европы не имел столь ценной отделки стен. Наиболее сильное впечатление на современников производил убор из драгоценных камней. Г. Р. Державин назвал это создание Камерона «терем, Олимпу равный», где самоцветы горели как «тучи звезд».

 

Интерьеры Агатовых комнат: 

Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой, которая явлется одновременно и внутренним и внешним помещением комнат - половина с колоннами выступает в Висячий садик, а  из сплошной противоположной  стены  три двери ведут во внутренние помещения: прямо в Большой зал, направо - в Библиотеку, налево - в Кабинетец. 

Центральное положение занимает Большой зал; меньшие по размерам кабинеты — Агатовый, Яшмовый, Овальный, Библиотека, Кабинетец — располагаются вокруг него. Три самые большие комнаты расположены вдоль стены, обращенной к партеру парка перед Екатерининским дворцом, образуют наиболее ценную анфиладу Агатовых комнат. Агатовый и Яшмовый кабинет расположены к парковой стене торцом, их более протяженная стена обращены на Екатерининский дворец и во Фрейлинский садик

 

Для ознакомления с описанием каждого зала пройдите по гиперссылке на его названии:

 

  • Агатовый кабинет.     Наиболее изысканным и богато отделанным помещением Агатовых комнат является Агатовый кабинет.  Две двери соединяют кабинет с лестницей и Большим залом, который вместе с Агатовым и Яшмовым кабинетами, расположенными на одной оси, составляет анфиладу трех наиболее интересных помещений Агатовых комнат. 

  • Большой зал.  Светлый, нарядный Большой зал, перекрытый крестовыми сводами, является центральным и главным помещением павильона.

  • Яшмовый кабинет.  Из Большого зала можно пройти в Яшмовый кабинет, поражающий обилием красок и оттенков уральской яшмы, ярких и приглушенных. 

Комнаты, выходящие в Висячий садик: 

  • Лестница  Из Агатового кабинета дверь выходит на винтообразную гранитную лестницу, так же имеющую выход в Висячий садик.

  • Ротонда - одновременно является и внутренним и внешним помещением

Агатовые комнаты —- подлинный шедевр архитектуры. В них Камерон, несмотря на большие трудности, бесконечные изменения проекта, создал уникальные интерьеры, облицованные уральскими яшмами, применил разнообразные композиционные решения, добился необычайном гармонии, единства декоративного убранства.

Работы в Агатовых комнатах И. Монигетти

В течение 1855-1856 годов мастера Петергофской гранильной фабрики проводили реставрацию стен Агатового и Яшмового кабинетов Агатовых комнат. Бронзовые детали отделки были заново позолочены «Английским магазином Никольса и Плинке".

А в 1857 году реставрационные работы продолжились уже noд надзором и по сметам архитектора И. Монигетти; в это же время в Агатовых комнатах было устроено духовое отопление, изобретенное в середине 1830-х годов генерал-майором Н.А. Аммосовым. В первом этаже павильона Холодная баня установили две пневматические печи, в стенах проложили дымовые трубы для подачи теплого воздуха во второй этаж и каналы для поступления свежего воздуха в камеры, где находились нагревательные приборы. Во втором этаже, в Агатовых комнатах, под паркет уложили трубы для теплого воздуха, на стены комнат установили медные позолоченные душники.

Также были исправлены и вычищены мраморные камины, а камин, находящийся в Кабинетце, перенесен на другое место «с добавлением на оном новых порезок и верхней доски». Обновленную позолоту получили бронзовые канделябры у мраморных статуй и бронзовые украшения у мраморных ваз и на тумбах, а также решетки на девяти балконах. В трех комнатах, выходящих в Висячий сад, была проведена реставрация потолков и стен, живопись в медальонах на потолках и на стенах — частично исправлена, а частично написана заново; позолочены лепные украшения на стенах.

Все работы, за исключением живописных, были произведены к 1 августа 1857 года слесарным мастером Штамом. В работах с живописью, требовавшей серьезных исправлений, Монигетти писал: «Так как сия работа заключает в себе более художественна, как риставрировка медальонов и написание некоторых из них вновь, а также и большаго фриза, и вообще вся работа комнат требует много знания и вкуса, то предполагаю что оную работу может только исполнить хорошо Художник Вундерлих». Но Царскосельское дворцовое правление не прислушалось к мнению архитектора, и работа была поручена академику П. Титову, запросившему за нее меньшую сумму.

 

В годы Великой Отечественной войны и оккупации искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах Агатовых комнат сильно пострадали.

Из письма А. КучумоваА. Зеленовой от 27 апреля 1944 года: Входим в Портик Агатовых комнат. Клодионовские весталки исчезли. На их местах мраморные статуи-торшеры из Главного зала (4 шт.), у которых содрана вся бронза с порфировых цоколей и отломаны бронзовые ветви-светильники, иногда вместе с руками, другие четыре нa месте, в зале, ветви целы, медальонов на пьедесталах нет... Агатовые - это арийский дом «культуры»...В главном зале сцена, обитая холстом, по сторонам от нее две кариатиды от дверей Большого зала, над порталом решетка китайского карниза и над ним картуш - раковина с головками ангелов из церкви... В противоположном конце зала балкон на толстых балках и железных стоиках, безжалостно прибитых к изумительному паркету. Он покрыт слоем грязи, в каком виде сохранился, сказать трудно... Наборные двери в боковые кабинеты исчезли, уцелели только на портике, и то изрезанные ножом. С каминов содраны бронзовые орнаменты и мраморные фигурки муз, наложенные на порфир... Большие барельефы целы. Плафон было не достать, поэтому сохранился. Ниши пусты, вазы, видимо, украдены... Агатовый кабинет почти цел, исчезла только бронза (орнаменты, тяги панелей) на высоту арийского роста, выше сохранилась. Каменные двери на месте. Яшмовый кабинет - повреждены сыростью фриз и лепка, содрана часть орнаментов и все бронзовые барельефы, двери с повреждениями и без ручек, но на местах. В окнах, заделанных бревнами, сделаны амбразуры для пулеметных гнезд. В следующих комнатках повреждены камины, разрисованные цветными карандашами. В библиотечке исчезли все двери и рамы окон, пока они забиты досками... Спускаемся виз в Холодные бани...." .

Значительная часть бронзовых орнаментов, украшавших стены всех помещений, была уничтожена; бесследно исчезли многие мраморные скульптуры, шесть яшмовых ваз, девять бронзовых барельефов со стен Яшмового кабинета, бронзовые медальоны с тумб торшеров Большого зала.

Ремонт и реставрация помещений первого этажа частично проводились в 1949, 1977–1978, 1996 годах. 

 

Современная реставрация Агатовых комнат:

 

 

 

 

Однако, несмотря на большие потери, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции. Это замечательный памятник русского искусства, одна из самых ценных жемчужин царскосельских парков. Только чудом можно объяснить то обстоятельство, что, являясь продолжением большого Царскосельского дворца, который во время последней войны дважды горел и представлял собой руины, творение Камерона сохранило всю свою хрупкую и изящную отделку, наружную и особенно внутреннюю: яшмовые и мраморные облицовки, драгоценные паркеты, живопись, скульптурные барельефы, тончайшие золоченые орнаменты..

В 2000 г., сотрудники ГМЗ “Царское Село” обратились во Всемирный фонд памятников, рассчитывая получить спасительный грант. Результатом обращения стали средства на проведение необходимых исследований. Всемирный фонд памятников (World Monuments Watch /WMW) — это всемирная программа, нацеленная на обнаружение и сохранение объектов мирового культурного наследия, находящихся под угрозой.

Программа World Monuments Watch находится под патронажем World Monuments Fund /WMF/ — частной некоммерческой организации, основанной в 1965 году с целью сохранения мирового художественного и архитектурного наследия. В 1995 году Фонд запустил программу World Monuments Watch в качестве отклика на растущее число факторов, угрожающих объектам культурного наследия во всем мире. Выходящий раз в два года Список 100 объектов, находящихся под угрозой является основным средством, благодаря которому программа World Monuments Watch /WMW/ отбирает объект и оказывает адресную помощь, позволяющую предотвратить серьезные угрозы разрушения и утраты памятника культуры.

Агатовые комнаты: шанс на спасение В отличие от Списка мирового наследия ЮНЕСКО, Список 100 WMW не является постоянным, он является временным средством, дающим возможность соответствующим организациям, правительственным учреждениям и частным лицам направить усилия на сохранение памятника культуры в критические моменты. Помимо деятельности, направленной на привлечение общественного внимания, Фонд предоставляет в отдельных случаях финансовую помощь для принятия необходимых мер. Фонд уже дважды помогал музею-заповеднику “Царское Село”, выделив максимальную сумму (по 100 000 $ в год) на ремонт кровли Александровского дворца.

Благодаря средствам, выделенным Фондом Сэмюэля Кресса (Samuel H. Kress Foundation) и Всемирным Фондом Памятников (9 тыс. $), петербургскими высококвалифицированными специалистами по реставрации камня С. Шадриным и С. Тучинским, совместно с реставраторами “Царскосельской янтарной мастерской” были проведены серьезные исследования, результатом которых стал договор на последующую консервацию и реставрацию Агатовых комнат. В процессе исследовательских работ идентифицировались мастики, определялся их состав и состояние. Были составлены картограммы наиболее характерных дефектов облицовки. Теперь реставраторам предстояли работы по нормализации отопления и вентиляции в здании с учетом создания оптимальных условий в Агатовых комнатах. Требовалась реставрация каменных ограждающих конструкций со штукатурной отделкой и отделкой известковым туфом, отделки Яшмового и Агатового кабинетов, стен Большого зала.

Результаты исследований, проведенных специалистами, оказались неутешительными. Более 50 % яшмовой облицовки находится в аварийном состоянии. Процесс утраты облицовки идет уже давно. Разрушение искусственного мрамора наблюдается на 60 % площади Большого зала. Появление дефектов связано с нестабильным температурно-влажностным режимом помещения и различных слоев отделки стен. Ситуация осложнялась наличием многочисленных реставрационных вмешательств, связанных с установкой камней на разнообразные по составу мастики, наличием красочных слоев, нанесенных по поверхности мастик на поврежденных участках облицовки.

В июле 2002 года Фонд Сэмюэля Кресса и Всемирный фонд памятников выделили на осуществление первого этапа работ по реставрации Агатовых комнат средства в размере 50.000 долларов.

В октябре 2010 года между музеем, ОАО "РЖД" и благотворительным фондом "Транссоюз" было заключено трехстороннее соглашение на выделение средств для научной реставрации павильона. В соответствии с соглашением к 2013 году будут отреставрированы 7 интерьеров павильона: Лестница, Библиотека, Агатовый кабинет, Большой зал, Яшмовый кабинет, Овальный зал и Кабинетец. К концу 2011 года уже будут готовы Агатовый кабинет, Библиотека и Кабинетец. В общем и целом объем средств составит 270 млн рублей.

Работы ведут петербургские реставраторы ООО "Царскосельская янтарная мастерская" под руководством художника-реставратора Бориса Игдалова.

Игдалов отметил, что научная реставрация Агатовых комнат требует детальной подготовки и пристального внимания. "У нас работают реставраторы пятнадцати направлений - от резьбы и позолоты до живописи, паркетов, мраморов - натурального и искусственного, камня - яшмы уральской. Реставраторы детально подготовились к работе, но все равно сложные задачи продолжают возникать по ходу работы. В частности, как отмечает Игдалов, необходимо постоянно помнить о температурном режиме в павильоне, оптимальная температура при реставрации - около 16 градусов, впоследствии, уже после реставрации, музею также предстоит решать вопрос с температурным режимом павильона. "Яшма тяжела в обработке и обрабатывается только алмазом", - отметил специалист.

Главный архитектор ГМЗ "Царское село" Наталья Кудрявцева сообщила, что особенность реставрации Агатовых комнат - максимальная бережность, на три четверти идет реставрация, а не воссоздание. Сюрпризом для специалистов в Агатовом кабинете оказалось, что основой живописного слоя оказалась бумага - она "дожила" до наших дней с XVIII столетия, это создало дополнительные проблемы при реставрации живописи. Реставрация живописи проводилась специалистами отдел смешанных техник Государственного Русского музея (ГРМ). Одновременно с работами в павильоне в условиях мастерской продолжается реставрация демонтированных исторических паркетов, наборных дверных полотен и оконных переплетов, начата реставрация мраморной скульптуры и бронзы. (По сообщениям ИА Регнум)

"Нам удалось собрать серьезных специалистов по каждому из 15 видов реставрации, - рассказал его директор Б. Игдалов. - Не знаю в Петербурге других объектов со столь богатой отделкой интерьеров: твердый и мягкий камень, мрамор, в том числе и искусственный, столярка, позолота, живопись, паркеты. Это интереснейший объект в нашем богатом шедеврами городе".

На днях специалисты показали журналистам завершающий этап реставрации лепного золоченого декора и живописи потолка Агатового кабинета.

- Наибольшую сложность представляет реставрация живописных вставок из Библиотеки, - рассказала главный хранитель Лариса Бардовская. - Словно осенние листья, кусочки живописных вставок опадали под воздействием времени и неблагоприятных условий. Реставраторы работают с ними предельно осторожно, соблюдая музейный подход в консервации.

На пресс-конференции директор музея-заповедника Ольга Та-ратынова выразила искреннюю признательность благотворителям. В практике музея столь крупная сумма от российских благотворителей - 270 миллионов - получена впервые. (По материалам Царскосельской газеты)
 

 

Источники:

  • Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987
  • Воронов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Изд. 2-е. Л., 1990.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Борис Игдалов. Директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская», художник-реставратор высшей категории. ДРАГОЦЕННЫЕ КОМНАТЫ
  • И. Степаненко. Камерон. Сборник: Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
  • Зайцева И.И. «Коллекция книг французских» императрицы Екатерины II
  • Царскосельская газета. Суббота, 22 февраля 2003 года № 14 (9437). Агатовые комнаты
  • 2007 Видеорепортаж НТВ об Агатовых комнатах
  • Письма А. Кучумова
  • Материалы информагенств и СМИ о современной реставрации

 У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Рейтинг: +1 Голосов: 1 22113 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!