Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский дворец. Камеронова галерея

 

Фотоальбом Камеронова галерея

 

 

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Название «Камеронова галерея», к которому теперь все так привыкли, впервые употребил П. Н. Петров, историк архитектуры, в статье «Значение архитектора Камерона», опубликованной в журнале «Зодчий» в 1885 году. Это один из тех немногих случаев в истории архитектуры, когда имя автора неразрывно связано с названием сооружения, возведенного по его проекту. Правда, было бы правильнее весь ансамбль в целом называть «Термы Камерона» — галерею, Холодные бани, Агатовые комнаты, Висячий сад и Пандус. В документах конца XVIII века ее называли просто «галерея», позднее, в XIX веке, встречается несколько названий: «галерея статуй», «колоннадная галерея», «галерея против грота» и «светлая галерея».

Она возведена рядом с дворцом, их разделяет всего лишь несколько метров, и хотя по своему облику, стилевому решению это совсем разные сооружения — яркое барокко и строгий классицизм, они не противостоят друг другу. В этом огромная заслуга Камерона. Он сумел найти единственно возможное место для галереи — на склоне холма, спускающегося к Большому пруду, — и поставил ее по линии строившегося тогда дворцового корпуса — «первoro флигеля».

В 1773 г. через своих корреспондентов Н. Кошена и Э. Фальконе Екатерина II заказывает архитектору Ш.-Л. Клериссо план паркового павильона в виде «античного дома». Завязывается активная переписка, в которой императрица не без гордости заявляет: «Я способна приказать построить подобную греческую или римскую рапсодию в моем Царскосельском саду». Она дает плану наименование «моя античная причуда» .

 

 

Увы, она не могла быть легко осуществлена: когда Клериссо начал присылать грандиозные чертежи и гуаши «дома римского императора», из Петербурга ответили, что «по его чертежам пришлось бы выстроить целый дворец, втрое больший того, в котором живет императрица». Явно переоценив щедрость Екатерины II, он предложил вместо павильона целый дворец, снабдив проект пространной сметой, в которую не забыл включить и значительный гонорар, а в нем отдельной строкой плату за вдохновение. Оскорбленная императрица более не желала слышать о дерзком архитекторе, распространив свой гнев и на его соплеменников. Хотя высший свет в России продолжал изъясняться преимущественно на французском языке, а Петербург удостоили визитом Этьен Фальконе и Дени Дидро, французских зодчих в России до самой смерти Екатерины больше не было.

Но сама идея не была забыта. Путешественник Д. Паркинсон записал в своем дневнике, что садовый мастер Буш показывал ему «превосходный план, который она [императрица] сочинила для этого сооружения». Была задумана ротонда, окруженная колоннадой, к которой должна была вести другая колоннада, отходящая от апартаментов императрицы под острым углом по отношению к торцу дворца. Проект не был осуществлен и, вероятно, трансформировался в замысел Круглого зала и Новой галереи, которая была построена, но не полностью завершена на месте Катальной горы.

Через несколько лет императрица встречает архитектора, способного осуществить ее мечты о воссоздании классической архитектуры. В 1781 г. она лишет Гримму: «У меня здесь имеется архитектор по имени Камерон… Он известен трудом об античных термах… Он великий поклонник Клериссо; картоны последнего служат Камерону для украшения моих новых апартаментов». Вольтеру императрица сообщает о новом плане: «Я завладела мастером Камероном, который напитан изучением древних… Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть!».

 

 

Проект галереи Камерон разработал летом 1783 года, 16 сентября он был утвержден. В ноябре архитектор писал А. А. Безбородко, что «в состоянии исправить великолепно» галерею, и добавил: «… сие строение останется в некоторой степени монументом состояния наук и художеств». В марте 1784 года архитектор подал в Контору строений Царского Села ее план и модель. Эти документы не сохранились:чертежи вернули архитектору для ведения строительных работ, а после его смерти наследники Ч. Камерона уехали в Англию и увезли с собой весь семейный архив. С тех пор его следы теряются. Но кое-что из архива было посзднее выкуплено у Вальтера Камерона (читайте об этом в биографии архитектора)

Галерею стали строить на месте каменной стены, до 1760-х годов ограждавшей старый регулярный сад. В 1783 году разобрали остатки стены и одновременно с ней находившийся рядом павильон «Жедепом» (зал для игры в мяч), созданный при Ф.-Б. Растрелли в 1750-х годах в дереве и в 1779 году перестроенный для проживания фрейлин, а весной 1783 года замененный деревянным на каменном фундаменте Камер-юнгферским домом. Этот дом осенью было повелено разобрать и перевезти в Софию, чтобы на его месте строить колоннаду, модель которой была уже готова.

16 января 1784 года началось строительство галереи. Два с половиной года велись работы под руководством мастера каменных дел петербуржца Ильи Армянинова. Вместе с ним работали итальянские мастера М. Кеза и Д. Минчаки,  причем в контракте на строительство, который заключили с  М. Кезой, он взял на себя обязательства «… производить все строения по показаниям Камерона в самой чистоте, лучшим манером, с надежной прочностью...»… Пункты договора предусматривали выполнение всех видов работ: «Верхний этаж с колоннами, внутренние арки и стены должны быть из кирпичей, а базы под колонны из пудостского камня. Верхний пол в галерее выстлан должен быть мраморными плитами квадратными <...> половина серого и половина белого мрамора». Условия договора закреплялись залогом подрядчика: Кеза отдавал под залог «свой каменный дом, стоящий в С.-Петербурге на адмиралтейской стороне, до тех пор, пока строение… галереи совершенно окончено не будет» и принято заказчиком.

Проект Камерона осуществили полностью, без изменений. В результате со стороны Большого пруда появились сооружения в классическом стиле, заслонившие растреллиевскую архитектуру. Была построена галерея, служащая для парадных обедов, прогулок и обозрения парка в плохую погоду. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота ее нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты.

Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами, простенки между которыми выложены грубо обработанным пудостским камнем. Первый этаж галереи — мощная аркада, сложенная из пудостского камня, нарочито грубо обработанного. Массивны блоки камня, пилястры и замковые камни с вытесанными на их поверхности круглыми рельефами, точно такими же, как на здании Холодных бань. В первом этаже располагались жилые помещения, почему иногда галерея называлась «светлая колоннада с покоями под ней».

 

 

Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Пилястры первого этажа стали своеобразными постаментами для стройных колонн, они подчеркивают их изящество и устремленность ввысь. Камерон применил здесь свой любимый ионический ордер, капители типа Эрехтейона, каннелированые колонны, но в отличие от строгих ордерных канонов резко, почти вдвое увеличил расстояние между колоннами (интерколумнии). Это прекрасный пример творческого освоения классического наследия античности. Отказываясь от традиционного интерколумния, Камерон, говоря современным языком, экспериментировал, проверив все предварительно на модели, и достиг небывалого эффекта.

Камерон внес изменения и в антаблемент. По сравнению с традиционным он облегчен, архитрав и фриз объединены, как в портике кариатид Эрехтейона. Гладкий фриз украшен лишь тонкими изящными венками, а карниз — маленькими львиными масками, такими же, как на здании Агатовых комнат. Совершенны капители колонн с великолепно разработанными волютами красивого рисунка, с высокими шейками, что придает им и самой колонне особую стройность. На капители тонко прорисована плетенка, ее нет лишь на угловых колоннах.

Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают ему совершенную прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечного контраста бытия.  Этот разительный контраст между массивным первым этажом и колоннадой придает ей особую легкость, она кажется невесомой, насквозь пронизанной воздухом и светом.

Необычная архитектура Камерона создала для этого исключительно благоприятные условия. Идейное содержание здания объясняет странные особенности использования зодчим избранного им ордера. Все исследователи галереи отмечали, что ее колонны расставлены невероятно широко, во много раз шире, чем это положено по канонам классического ионического ордера. Правда, Камерон схитрил: на внутренних стенах средней части своей постройки он установил небольшие пилястры, и на чертеже, если их совместить с колоннами внешнего контура галереи, возникала картина, соответствовавшая правилам построения ордера. Он даже видел в молодости подобную схему, начерченную самим Андреа Палладио и найденную в Виченце одним из английских коллекционеров.

 

 

Но все же осуществленное им желание августейшей заказчицы состояло в том, чтобыс галереи открывались широкие виды, которых бы не нарушали часто стоящие колонны. В этом заключался едва ли не самый существенный замысел екатерининского Царского Села. В обрамлении совершенных, сверкающих белизной колонн, с точными, выполненными по недавним обмерам из книги «Древности Афин» копиями капителей Эрехтейона, раскрывалась многозначная и разнохарактерная панорама. Так, как бы изнутри архитектурного пространства, выражавшего античный идеал, открывались картины, передававшие символы побед императрицы, ее мечты о будущем и представления о своей стране и всем мире.

Архитектор несколько раз повторил мотив четырехколонных портиков: у двух основных входов — с восточной и западной сторон они поддерживают фронтоны колоннады, а на вытянутых в длину северных и южных фасадах повторены с декоративной целью. Фриз и карниз, опоясывающие галерею, трактованы в строгой классической традиции: фриз украшен изящными венками,карниз — львиными масками.

Для отделки первого этажа галереи, так же как и для Холодной бани, Пандуса и Висячего сада, Ч. Камерон использовал пудостский камень, добывавшийся в окрестностях Санкт-Петербурга, в селе Пудость; этот материал напомнил ему своим цветом и фактурой «обветренные» камни античности. Пол галереи мраморный, из небольших черных и белых плит.

 

 

В период строительства Камероновой галереи изменения были внесены только при создании лестницы, ведущей на второй этаж. В первоначальном проекте лестница поднималась из парка лишь до помещений первого яруса. Такой ее можно видеть на рисунке архитектора Д. Кваренги конца XVIII века.

Два верхних марша, ведущие на колоннаду, были добавлены позднее по распоряжению Екатерины II: арки по сторонам входа заложили, на площадке первого этажа поставили основание новой лестницы с изящно изогнутыми маршами, и новая лестница стала продолжением существующей. Она стала величественнее и торжественнее и по праву считается одной из самых красивых в европейской архитектуре.

Камерон сложил весь объем лестницы из более прочной, чем пудостский камень, сясьской плиты, подчеркнув ее открытый, безразличный к капризам погоды характер. Решетка — ажурная, легкого и строгого рисунка с ромбами и листьями аканта. Ее ковали русские умельцы на сестрорецких оружейных заводах, такая же решетка и на колоннаде. По первоначальному замыслу предполагалось украсить галерею железной решеткой с позолотой; новая решетка, сохранившаяся до наших дней, была выкрашена в белый цвет. Она огибает колоннаду и спускается вниз по лестничным маршам.

Камерон с гениальной простотой решил монументальную лестницу и украсил ее устои двумя колоссальными статуями Геркулеса и Флоры Фарнезских, отлитыми из бронзы — свободные повторения античных оригиналов, отлитые по модели Ф. Г. Гордеева литейным мастером В. Б. Можаловым. Интересно отметить, что в Древнем Риме в термах Каракаллы стояла скульптура Флоры. В «Краткой летописи о Селе Царском» И. Яковкин в 1786 году сделал запись о перевозке туда из Петербурга статуи Геркулеса и через год — Флоры.

Талантливость архитектора проявлялась буквально во всем. Точно найдены пропорции всех частей галереи большой протяженности. Умело использованы контрасты между отдельными частями здания при общей гармонии целого, галерея удачно соединена с другими частями ансамбля.

 

 

В марте 1787 года строительство Камероновой галереи, которым руководил архитектор царскосельской Конторы строений И. В. Неелов, было закончено. В отзыве Камерона отмечалось, что «по заключенному с подрядчиком каменного дела мастером Кезой и санкт-петербургским купцом Ильей Армяниновым договору строящаяся в старом саду новая галерея мною… найдена в довольном успехе». Отзыв архитектора свидетельствовал не только о том, что его замысел воплощен полностью, но и о его высокой оценке мастеров-исполнителей. К сожалению, установить имена работных людей и строителей-мастеровых, участвовавших в создании такого необычного для России архитектурного сооружения, оказалось почти невозможно. В архивных докумен¬тах XVIII века указывались только имена подрядчиков.

Верхний ее ярус и по сей день остается таким, как два века назад. Перепланировке подверглись лишь помещения первого этажа, использовавшиеся под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин (в настоящее время в них размещаются временные выставки). Колоннада служила своеобразным бельведером: с нее открывается великолепный вид на Большой пруд и пейзажный парк. Галерея доминирует над парком, и ее колоннада видна издалека.

Все упомянутые части необычного ансамбля были изобильно украшены скульптурой, отлитой из бронзы в Академии художеств. Даже сегодня, когда многие статуи переместились, мы легко угадываем ясную программу декора: 

 

Скульптура и бюсты Камероновой галереи (нажмите на ссылку для перехода на описание)

 

Общая площадь галереи — 600 кв. м. Застекленный центральный зал (Длина -70 м; Ширина-4.4 м). Строительство галереи завершилось весной 1787 года, через пять лет работы возобновились, необходим был ремонт.

Катерине нравилось гулять по галерее в дурную погоду; она любила обеды в стеклянной зале колоннады; проводила часы в агатовых комнатах, куда перевозились с ее приездом любимые книги ее библиотеки. С колоннады открывался обширный вид на ее детище — Софию и парки; отсюда в ясный день можно было видеть вдали всю местность до берегов Невы. Снизу из фрейлинского садика поднимался аромат цветов, и стареющая Государыня наслаждалась тут физическим покоем и удобством, в устроенной по ее личному вкусу части дворца и, все еще крепкая духом, готовилась послать лучшего своего полководца Суворова, для прекращения анархии, охватывавшей Францию и весь запад Европы.

Отсюда, среди пышного, необычайно роскошного круга придворных кавалеров и вельмож, правила она, своей твердой рукой, Россией, достигшей за время ее 34х летнего царствования высшей степени могущества. Тут провела она последнее лето своей жизни, все время сообщая Гримму, что она совсем здорова, на зло всем ее внешним врагам. Через два месяца после ее отъезда в Петербург апоплексический удар пресек жизнь Великой Государыни, и Екатерининские Орлы через 9 лет должны были пережить день Аустерлица, еще не оправившись от бури, которую они вынесли в правление ее несчастного сына.

После смерти Екатерины и вступления на престол Павла I началось буквально разорение Царского Села. Увозили все — деревья в кадках и горшках, птиц с птичьим двором, карпов из прудов, «сколько тогда наловить смогли».  В январе 1799 года — с Камероновой галереи сняли скульптуры: Геркулеса и Флоры и отправили в Петербург для Михайловского замка. Лишь в декабре 1808 года их вернули на прежнее место.

В 1857 году подверглась переделкам «Геркулесовая лестница у Камероновой колоннады». Были разобраны два марша ветхой существующей лестницы из тридцати одной ступени с двумя площадками и положена новая лестница «с укреплением железными пиронами и скобами и заделкою ступеней с обеих сторон в стены» с тремя площадками, а также переделаны две полукруглые лестницы на колоннаду.

 

 

До 1930-х годов и в 1970-х на Камероновой галерее размещалась выставка придворных карет, которая сейчас располагается в Дежурных конюшнях.

1941-1944

 

Из письма А. КучумоваА. Зеленовой от 27 апреля 1944 года: Выходим на бывшую Зеркальную площадку-  она также завалена обгорелыми балками и листами железа, так как потолок и крыша ее сгорели и рухнули. Отсюда открывается знакомая перспектива Камероновои галереи… Она все та же, светлая и белая, только степы и колонны местами выщерблены осколками снарядов.

 

 

Одна колонна вырвана совсем. Рамы окон и дверей все выломаны, поэтому галерея стала в полном смысле ажурной, сквозной. У решетки к садику Ниобы баррикада — укрытие из земли и гранитных пьедесталов от бюстов. Большая лестница и решетки на ней все целы, увы… нет только Геркулеса и Флоры, они украдены, видимо, их фрицы поставили на кладбище в Антропшине, еще не проверили (позднее их найдут именно там -прим.ред.).

Спускаемся в нижние помещения галереи. Вонь… грязь… тряпье и бутылки. Здесь жили испанцы. В коридоре устроена своеобразная капелла — у поперечной стены поставлены золотые колонны, снятые с иконостаса церкви, на них чаша и скрижали Моисея, между колонн резное сияние тоже с иконостаса, вокруг него целый хоровод ангелочков-амуров с карнизов церкви. Стоило для этого ломать чудную отделку Растрелли! Поднимаемся обратно наВисячий садик...".

Зоя Томашевская, архитектор, вспоминает: Екатерининский дворец тоже был сильно разрушен и разграблен. А вот Камеронову галерею, начиненную минами, удалось спасти. Мой учитель по академии Герман Германович Гримм и начальник отдела охраны памятников Николай Белехов примчались в Пушкин в январе буквально по следам немцев и своими руками, маленькими ручками кабинетных ученых, вытолкали эти бомбы в пруд.

В 1946 году мастера специальных научно-реставрационных производственных мастерских впервые после войны отремонтировали и окрасили фасады Камероновой галереи. Это позволило в 1947 году открыть в галерее выставку «Чесменская победа», где экспонировались картины из дворцовых собраний, изображающие историческую победу русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году.

Тяжелый и самоотверженный труд реставраторов и коллектива музейных работников позволил уже в 1948 году открыть для обозрения в летнее время «Агатовые» комнаты. С тех пор помещения ансамбля Камерона постоянно используются под выставочные экспозиции. На втором этаже Камероновой галереи до  1990-х былв открыта выставка экипажей. В нижнем ее этаже в течение всего года работали выставки «Русский форменный костюм» и «Произведения декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XX века» из коллекции Екатерининского дворца-музея. В первом этаже Холодных бань была развернута временная выставка «Русский и западно-европейский фарфор XVIII — начала XX века».

Большую работу по изучению архивного материала, подготовке научных справок, оформлению музейных экспонатов построек Камерона выполнили сотрудники музея Е. С. Гладкова, М. Г. Воронов, В. В. Лемус, Т. И. Авраамова, И. К. Смирнова, Г. В. Петрова и другие. Благодаря колоссальному, тгруду музейных работников и реставраторов сегодня можно познакомиться с уникальным сооружением, созданным талантом Камерона и умелыми руками русских мастеров.

 

Реставрация Камероновой галереи, лестницы, гротов в 2010 году:

Рассказывает руководитель проекта ООО «Геоизол» В. Б. Рупышев:
— Начало наших работ пришлось на февраль месяц, когда неожиданно для всех грянули самые серьезные морозы, сопровождавшиеся выпадением рекордного количества снеговых осадков. Чтобы выполнить задачи, поставленные нашим заказчиком, дирекцией музея-заповедника, пришлось начать с возведения большого технологического укрытия над всей лестницей, поставить внутри этого контура и в гротах теплогенераторы. Только так можно было приступить к реставрации прямой и овальной лестниц, ведущих к порталу здания, к выемке грунта из пространства гротов, реставрации и укреплению кирпичной кладки внутри гротов.

 

 

Участвуя в реализации разных реставрационных проектов, наши специалисты повидали немало. Однако картина, представшая взорам, когда мы «зашли» на данный объект, мало с чем выдерживала сравнение. Исторические конст­рукции гротов под лестницей были завалены землей и мусором, стены едва ли не сплошь проросли известковыми сталактитами, были основательно поражены солями, а на обширных участках подверглись необратимым разрушениям. Потому первое, чем пришлось заняться, носило характер «черновой» и в какой-то мере рутинной работы. В частности, в гротах понадобилось снять мощный почвенный слой, за которым были скрыты внутренние поверхнос­ти кладки, затем удалить оттуда все развалившиеся кирпичи, а затем обработать всю кирпичную кладку необходимыми составами от высолов и биопоражений. Только после этого следовало приступать собственно к реставрации.

 

В гроте до войны стояла статуя лежащей Клеопатры (Ариадны)

 

Дальше пришлось «ускоряться», требуя этого и от своих сотрудников, и от задействованных на площадке субподрядных организаций. В итоге практически за апрель-май мы общими силами отреставрировали всю историческую кирпичную кладку в гротах, усилив ее специальными анкерами Desoi, возведя дополнительные кирпичные арки, которые теперь воспринимают всю нагрузку от сводов, и выполнили инъекционное укрепление кладки.

Теперь картина разительно изменилась. Во всяком случае, гротам возвращен полностью достоверный исторический вид. «Сплошная» реставрация затронула каждую из этих искусственных «пещер», задуманных Чарлзом Камероном — причем и ранее известные, и ту, что была обнаружена уже современным архитектором Автандилом Кавтеладзе в ходе производства работ. Конструкции их сводов сейчас надежно укреплены с помощью веерных нервюр, перехвативших и перераспределивших нагрузки. Везде, где было возможно, специалисты Мастерской Васильева сохранили старую кладку. Ее восполнение новым, но аутентичным материалом производилось лишь в местах наиболее сильных деструкций.

 

 

И все-таки гроты — это нечто «внутри», то есть не слишком бросающееся в глаза при бег­лом осмотре. Это, впрочем, ничуть не преуменьшает важности их восстановления.

Другое дело — Парадная лестница, которая к началу реставрации успела прийти к не менее удручающему состоянию.

Напрасно скептики сомневались, выйдет ли у современных мастеров все в точности так же, как у их предшественников из XVIII столетия. Благодаря точному следованию всем установкам архитектурно-реставрационного задания, конструктивному взаимодействию с генеральным подрядчиком, компанией «Геоизол», и верности принципам научной реставрации команда Васильева сумела «реанимировать» лестницу в лучшем виде. Безукоснительно, без всякой миллиметровой погрешности повторен профиль ступеней, исторический внешний вид которых сохранился лишь фрагментарно, вокруг каждой стоит своя вставка, все воссозданные элементы выполнены из лещадной плиты — исторически применявшегося материала, добываемого и сегодня на старых путиловских каменоломнях. Кроме того, всюду произведено удаление поздних цементных покрытий, замастичены пилоны, на которых стоят скульптуры Флоры и Геркулеса, выполнена реставрация туфа.

 

 

Ольга Таратынова, апрель 2012:

Интересно, что в процессе реставрации под Овальной лестницей был найден малый, третий грот, который, хоть и остается глухим, но, как прочие гроты оснащенный гидроизоляцией, служит надежности отреставрированных конструкций. Историческая кладка разбиралась буквально вручную, возводились новые кирпичные стены, но при этом сохранялись фрагменты старых.

По словам директора музея-заповедника, замена несущих конструкций произведена с ювелирной точностью, лестница не разбиралась. Начиная с 15 мая, посетители смогут снова любоваться Овальной лестницей. А к концу 2012 — началу 2013 года будет завершено благоустройство территории с организацией водоотвода и приспособлением помещений цокольного этажа под музейную экспозицию.

 

Наталья Кудрявцева,, главный архитектор ГМЗ «Царское село»:

«Постепенно своды гротов Камероновой галереи стали разрушаться, их кирпичная кладка утратила несущую способность. Необходима была срочная реставрация. Она велась в течение сезонов 2010-2011 годов. Была полностью восстановлена гидроизоляция площадок и ступеней парадной лестницы. В тех местах грота, где были особенно сильные разрушения, своды восстановили современным кирпичом. Чтобы несущая конструкция стала надежней, были выстроены четыре дополнительные арки, которые взяли на себя нагрузку веса Овальной лестницы, расположенной прямо над гротом.

Во время реставрации здесь был найден пистолет нач 20 века, свидетель событий революции и гражданской войны».

 Современная жизнь галереи:

Март 2012 года В Царском Селе снимают новый фильм о войне 1812 года

 

Источники:

  • Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Л., 1987.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.
  • Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с. 
  • Письма А. Кучумова
  • Воронов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Изд. 2-е. Л., 1990.
  • Квартальный надзиратель
  • Дизайн и строительство
  • ИА Регнум
  • 5 канал

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 19461 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!