Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Екатерининский парк. Адмиралтейство

 

Фотоальбом Адмиралтейство

29 октября 1762 года повелено перенести деревянный шлюпочный сарай со стороны катальных гор на противолежащий восточный берег, на место, где позднее и будет выстроено Адмиралтейство. В деревянном здании хранились шлюпки для прогулки Императрицы по Большому пруду и жила команда матросов. Там же было  деревянное здание для жилья птиц, частью содержавшихся ранее на птичьем дворе у Нижнего пруда. В царствование Елизаветы Петровны деревянный шлюпочный сарай и двор были перенесены на другую сторону озера за плотину, на место современного комплекса Адмиралтейства.

24 июня 1772 года  подтверждено повеление разобрать деревянные и построить каменный шлюпочный сарай с матросским домиком.

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством, был возведен в 1773 году по проекту архитектора В. И. Неелова на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая. Ансамбль строился летом 1773 года. Внутренняя отделка помещений производилась в 1774–1775 годах

29 января 1773 года повелено построить каменных два Птичных корпуса по сторонам Шлюпочного сарая.

Василий Иванович Неелов, архитектор Адмиралтейства, отправленный Екатериной II в 1770 году в Англию вместе с младшим сыном Петром, получил задание от Императрицы привезти чертежи "строений древнейших и новейших". Оставив сына доучиваться, В. И. Неелов вернулся через год со множеством гравюр и рисунков, часть которых позднее была вывешена на стенах верхнего зала шлюпочного сарая Адмиралтейства. В результате в Царском Селе появились новые типы фасадов в готическом стиле -Эрмитажная кухня, Адмиралтейство, Красный (Турецкий) каскад и Арсенал.

Адмиралтейство и Эрмитажная кухня являются основными из так называемых «готических» построек В. И. Неелова. Они явились своеобразной «архитектурной шуткой» в ответ на прихоть императрицы, пожелавшей украсить свой сад модными тогда в парках Европы псевдоготическими постройками. Неелов не пошел по пути слепого копирования западноевропейских образцов, а подошел к поставленной ему задаче не столько как зодчий, но главным образом как опытный декоратор и паркостроитель.

Трем корпусам своего наиболее живописного, «романтического» ансамбля — Адмиралтейства — он придал вид, отдаленно напоминающий средневековые замки.

В расчете на восприятие симметричного ансамбля, расположенного на берегу Большого озера, с отдаленных точек его архитектурно-декоративные детали были укрупнены и упрощены в рисунке. После побелки они четко выделялись на темно-красном фоне кирпичных стен. Вместо стрельчатых «готических» арок Неелов ввел ложные декоративные окна преувеличенных размеров с клинообразными наличниками. Красный кирпич стен, стрельчатая форма окон, зубчатые завершения башен, использованные в корпусах Адмиралтейства, - выраженные мотивы готической архитектуры, популярные в украшении парков второй половины XVIII века.

Все три корпуса помимо декоративного имели и хозяйственное назначение.

Центральный двухэтажный прямоугольный корпус со ступенчатым фронтоном,  и примыкающими по сторонам круглыми башнями, где расположены гранитные винтовые лестницы, предназначался для хранения лодок и называется соответственно -  Шлюпочный сарай. Вынесенный вперед, центральный павильон был выделен по высоте ступенчатым щипцовым фронтоном с флагштоком. Плоские фигурные ниши, выложенные в кирпичной кладке его башенок, должны были по своему силуэту имитировать анкеры, характерные для построек средневековья.

В нижнем этаже центрального корпуса хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской "флотилии", среди которых были и экзотические: индейская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка и другие, включая трешкоуты императрицы Екатерины II, турецкий калек Николая I (подарок султана) и другие. Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров.

Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

В башнях центрального корпуса располагаются 2 винтовые лестницы, находящиеся в боковых круглых башнях и ведущие в большой светлый зал на втором этаже; зал назывался Голландским - по традиции, идущей от Петра I, морская тема в России часто связывалась с Голландией. Зал был отделан белыми глазурованными плитками (12 000 плиток), полы покрыты плитками темно-красного цвета. (10 000 плиток) Во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. На стенах зала размещались 166 английских гравюр с видами пейзажных парков, приобретенные в Англии в 1770-х годах. так же в зале хранилось большое количество флагов. Ими в торжественные дни украшали яхты и бот, суда были так же освещены разноцветными фонарями.

Упоминания:

  • Проскуряков - 3 Ластового экипажа баталёр, 60 л., старость, умер в ЦС в 1819. Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей
  • Дмитриев Василий Фёдорович – 1861 – ттс., мл. смотритель при Птичном корпусе и за работами в садах Дворцового правления, имеет знак отличия за XV лет, медаль 1853-1856 г., 1875 – ттс
  • Антонова Екатерина Константиновна –1898 – Птичий двор в Императорском саду.

В 1901 году в зале был установлен знаменитый Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет начиная с 1654 года, а в 1713 году преподнесли в подарок императору Петру I.  Глобус был доставлен в Царское Село в 1901 году из Академии наук.  В разных справлчниках по-разному описывают сложности его доставки в Россию в петровское время - в одних, что сотни крестьян вырубали и расчищали дорогу перед ним, в других, что вместо лощадей эти крестьяне сами впрягались в повозку, везущую глобус. Одно несомненно - при существующих средствах транспортировки, доставка глобуса была поистинне грандиозной задачей.

Вывезенный во время последней войны в Германию, Готторпский глобус был возвращен и сейчас находится в собрании Кунсткамеры. Немцам пришлось разобрать крышу Адмиралтейства, чтобы увезти глобус, а вот как его здесь разместили русские умельцы- неизвестно.

1911. А. Бенуа. Кормление птиц Императором Александром I на "Птичьем дворе" в Царском Селе, в присутствии Императора Фридриха-Вильгельма

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.

Декоративные башни этих двух корпусов, закругленные лишь с лицевого фасада со стороны озера, В.Неелов опоясал свисающими на широко расставленных лепных кольцах драпировками. Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были вырыты два круглых пруда и располагались небольшие пейзажные садики.

В одном из флигелей до начала 20 в. сохранялся бассейн для лебедей и уток, с помещением для их зимовки.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик, расположенный справа от одного из Птичных домиков. Здесь жили матросы-гребцы,  которые в XVIII веке катали и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.

В подражание голландским постройкам фасады шлюпочного сарая, двух птичьих флигелей и домов для матросов оставили неоштукатуренными. На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали - наличники, тяги и др. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные, с полуциркульным верхом.

Башни увенчиваются зубчатыми парапетами и шпилями. В Адмиралтействе, как и в Эрмитажной кухне, мы видим черты декора, характерные для раннего классицизма; белое обрамление окон и дверей, легкие белые рельефные изображения драпировок, пропущенных через кольца в верхних частях башен. Между главным зданием и флигелями были вырыты круглые пруды для птиц, а в одном из птичьих флигелей до 1917 года имелся бассейн для лебедей и уток с помещением для их зимовки.

Упоминание: Димитриев Василий Фёдорович – 1863 – тс., Младший смотритель при птичном корпусе и за работами в садах Дворцового правления ЦС

 

До революции на берегу Большого пруда находился ажурный крытый причал для прогулочных лодок, построенный в 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И.К. Герардом.

В 1903 году начальником Адмиралтейства назначают Евгения Ивановича Аренса и его семья получает служебную вартиру в Шлюпочном сарае.

1912. Л. Аренс, Н. Пунин, Е. Полетаев у Адмиралтейства

На десять лет дом Аренсов станет местом встречи  молодежи Царского Села, среди которой немало знаменитых имен - Гумилев, Пунины, Дешевов и многие другие.

В 1913 г. Е.И.Арене оставил должность начальника Царскосельского Адмиралтейства и переехал с семьей в Петербург.

23 июня 1913 года Н. Н. Пунин писал:

«Только что вернулся из Адмиралтейства и бесконечно грустное настроение. Вышел на «Праще» на озеро, закатывалось солнце, Адмиралтейство было огненным, были, как иглы, раскаленные стволы сосен. Объехал вокруг острова, вокруг Шквала, один; первый раз было грустно как бы до боли и первый раз не хотелось грусти, уйти бы куда-нибудь, потому что это ужасно, что все проходит. Потом прошел по пустым комнатам дома, снял шляпу в гостиной из благоговения, постоял, подумал, не хватало подойти к роялю и взять какую-нибудь ноту. В сущности, я ничего не думал, ничего не вспоминал, но было сиротливо, как матери после смерти детей, как мужу, от которого ушла жена...»
 

После Великой Отечественной войны

А. Кучумов в письме своей жене от 23 июня 1944 года пишет:

В глубине аллеи на миг мелькает Морейская колонна - она хорошо сохранилась. По берегу подходим к Адмиралтейству - здания все целы, в Голландском зале сохранились рамы, по через выломанную фрамугу над воротами шлюпочного сарая видно, что половины пола зала нет... На месте глобуса торчит пустой рельс от крепления. Бандиты распилили глобус, и через разобранный пол и ворота сарая вытащили его и увезли. В самом сарае выломаны антресоли и перегородки, из лодок же уцелели только большой бот Павла I и бот Екатерины II, другой ботик Екатерины  II и пирога полузатоплены в озере, все остальные лодки и гондола, видимо, пошли на дрова. Деревянный дом, в котором мы жили, доживает последние дни. Снарядами вырваны боковые части нижнего этажа, поэтому бывшая наша квартира и симметричная ей висят в воздухе..."

В 1954 году был восстановлен фасад Адмиралтейства после разрушений в годы войны

В настоящее время центральный корпус комплекса используется для размещения временных выставок, а в одном из Птичников работает ресторан «Адмиралтейство». 

Осенью 2011 года перед Адмиралтейством расположили две композии проекта  "Paragone или Спор искусств. Живопись в 3D версии"

 

2016.12.21 Адмиралтейство в подарок

 

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село:знакомое и незнакомое", 2009
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Письма А. Кучумова 

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток! 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 8537 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!