Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Фуражный 4. Церковь св. преп.Сергия, игумена Радонежского, Всея Руси чудотворца

 

Церковь св. преп.Сергия, игумена Радонежского (фотоальбом)

 

Восстанавленный православный храм Лейб-Гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка в Царском Селе в Софии в Фуражном переулке.

 

 

Первая церковь

1850-е

Лейб-гвардии 2-й Стрелковый батальон был сформирован 27 марта 1856 г. изчинов стрелковых рот 2-й Гвардейской пехотной дивизии. 29 апреля 1857 года Шефом Лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона был назначен родившийся в этот день Великий князь Сергей Александрович. 25 Декабря 1857 г. Лейб-гвардии 2-й Стрелковый батальон был переименован в Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский батальон с причислением к 3-й Гвардейской пехотной дивизии.

В июле 1910 г. батальон был развёрнут в одноименный полк и 6 августа того же года получил наименование Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Полковой праздник первоначально приходился на 17 апреля, однако впоследствии был перенесён на 25 сентября — день памяти св. преподобного Сергия игумена Радонежского.

1860-е

До 1863 г. Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский батальон имел церковь, находившуюся в деревянной казарме на Павловском шоссе, устроенная усердием командира батальона князя А. И. Барятинского. Освящение церкви обер-священником Главного штаба гвардии и гренадёров протопресвитером Василием Божановым состоялось в 17 (29) апреля 1857 года. В 1863 году батальон был переведён в Варшаву, а здание церкви впоследствии было передано лейб-гвардии стрелковому его величества батальону. В походах батальону сопутствовала походная церковь, с которой находился складной иконостас, высланный из московского комиссариата в 1862 году.

 

Второе здание

1870-е

После перевода батальона в Варшаву была передана 1-му Стрелковому батальону. Из утвари 2-й Стрелковый батальон взял лишь складной иконостас и в казармах устроил походную церковь. По возвращении в 1871 г. в Царское Село батальон был расквартирован на Гатчинском шоссе в зданиях провиантских магазинов, вблизи Орловских ворот. Богослужения в это время совершались в Софийском соборе. Антиминс, иконостас и утварь походного храма, взятые батальоном из Варшавы, первоначально хранились частью в цейхгаузе и частично в южном приделе Софийского собора.

В 1879 г., после возвращения батальона из Турецкого похода, усердием командира батальона, флигель-адъютанта полковника фон Мевеса и помощника ктитора купца Эраста Вайкова (Байкова), в выделенном батальону помещении была устроена новая церковь, освящённая 21 Ноября 1879 г. протопресвитером Иоанном Рождественским.

1880-е

Церковь находилась во втором этаже трёхэтажного каменного здания батальонной казармы на Гатчинском шоссе (нижний этаж был полуподвальным). Как сообщалось в вышедшем в 1884 г. VIII выпуске «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии»: «Длина церкви 25,2 аршинъ, ширина 7,7 аршинъ, высота около 8 аршинъ… Два окна церкви обращены на батальонный дворъ». *.

Из находившихся внутри церкви икон особый интерес, по словам современника, представляли две иконы: икона Явления Божией Матери преподобному Сергию — дар Императрицы Марии Александровны и икона Спасителя — дар Светлейшей Княгини Екатерины Михайловны. На металлической доске, помещённой в храме, были начертаны имена погибших под Горным Дубняком, Араб-Канаком и Филипполем.

Так же в храме хранились:

Напрестольный сребро-позолоченный крест — дар в 1904 году бывшего шефа батальона великого князя Сергия Александровича.

Облачения из золотого глазета, с шитым серебром оплечьем. Материалом служил покров, бывший на гробе императрицы Марии Александровны. Облачение было пожертвовано великим князем Сергеем Александровичем.

Мундиры императоров Александра II и Александра III, хранившиеся в особых мундирах.

Однако храм был расположен очень неудобно: рядом с ним и сверху играли полковые музыканты; под двумя окнами церкви, обращенными на батальонный двор, находились выгребные ямы; под церковью была устроена хлебопекарня, запах которой проникал в храм, — всё это вызвало необходимость устройства отдельного здания для церкви.

В 1889 г. недалеко от казарм по ходатайству командира батальона генерал-майора Н. Д. Скарятина (Скаряшина(?) для батальонной церкви, за счёт казны, было выстроено каменное здание, на Софийском плацу,  в котором разместились учебный зал и цейхгауз. Устроенная в этом же здании церковь была освящена 21 Августа (2 сентября) 1889 г. законоучителем Царскосельского женского училища духовного ведомства протоиереем Феодором Павловичем. Рядом с церковью была сооружена временная звонница.

1900-е

В 1903 г. по инициативе командира батальона генерал-майора Сергея Ивановича Кутепова и на средства московского купца, потомственного почётного гражданина Николая Алексеевича Протопопова, по проекту архитектора Александра Глебовича Успенского к зданию был пристроен алтарь с солеей, а с улицы сделан вход под новой высокой каменной колокольней. Между храмом и учебным залом была устроена стена с аркой.

Новый каменный храм во имя св. преподобного Сергия Радоженского был освящён в Высочайшем присутствии Императора Никоаля II и великой княгини Марии Павловны 19 Ноября 1904 г.  протопресвитером Александром Желобовским При освящении также присутсвовали Главнокомандующий войсками Гвардии и Петербургского военного округа Великий Княь Владимир Александрович и шеф Лейб-гвардии 2-го Стрелкового батальона Великий Князь Сергей Александрович. Чин освящения совершил протопресвитер Военного духовенства Александр Желобовский.

Учебный зал был соединён с церковью широкой аркой, что значительно увеличивало её внутренние размеры и позволяло вместить не только весь батальон, но и довольно большое число посторонних молящихся. Впоследствии храм был отделён от учебного зала глухой каменной стеной с двустворчатой дверью.

 

 

Внутренний вид храма поражал всех своей художественной отделкой и благолепием. Стены были сплошь покрыты фресками в стиле старинного суздальского письма XVI века, исполненного художником С. В. Чехониным. Образа были расположены в несколько рядов, причём нижние были вставлены в серебряные рамы чеканной работы. Ряд образов, перед которыми горели изящные ажурные лампады, помещался наверху. На плоском потолке голубого цвета со звёздами находилось живописное изображение Святой Троицы, а с углов спускались четыре огромных светильника в виде ажурных чаш, проливающих мягкий желтоватый свет.

 

 

За полукруглой аркой находился роскошный дубовый иконостас. Иконы в дубовом иконостасе были написаны в 1889 году художником К. А. Горбуновым. На колокольне храма помещались восемь медных колоколов (общим весом в 172 пуда), самый большой из которых весил 106 пудов 30 фунтов. По мнению современников, этот храм являлся одним из лучших творений архитектора А. Г. Успенского.

В алтаре находился мраморный жертвенник, на котором была установлена металлическая доска с именами убитых в битвах Русско-турецкой войны 1877—1878 годов: под Горным-Дубняком, Араб-Канаком и Филиппополем.

 Первоначально в склепе под храмом было погребено лишь тело одного из строителей церкви генерал-майора Сергея Ивановича Кутепова, скончавшегося 16 Сентября 1905 г. В 1915-1917 годах в усыпальнице были также захоронены тела ещё нескольких чинов полка, павших на полях Первой Мировой войны.

С января 1909 г. настоятелем полковой церкви являлся священник Алексий Никитич Ливанский (1871-...), в годы I Мировой войны отличившийся в боях в Восточной Пруссии, где он находился со своим полком, и в Декабре 1915 г. перемещённый к Покровской церкви в Мариенбурге (под Гатчиной).

В 1910 году в документах о крещении Моисеевой Софьи Никитичны упомянут Георгий Приморский — священник ЛГ 2-го Стрелкового батальона

Последним же настоятелем полкового храма с этого времени и вплоть до расформирования полка (который с 1917 г. скромно именовался 2-м Стрелковым резервным полком) являлся протоиерей Никанор Викентъевич Пучковский.

___________________________________________

 

 

Андреев И. Детство дворцового мальчика. Воспоминания церковного старосты. Литературная обработка текста и подготовка к публикации Николая и Марины Коняевых:

В церкви

В воскресенье, почти всегда, когда у нас гостила тетя Аня, ходили к обедне в церковь 2-го Стрелкового батальона. Церковь эта во имя преподобного Сергия Радонежского находилась на Фуражной улице, идущей от Местного лазарета на Гатчинской дороги к Софии. Прежде чем попасть в церковь, нужно было войти в большой манеж, в восточной стороне которого и был вход в церковь. А вообще церковь была очень близко от нас, и, в пасхальную ночь, крест ее, с электрическими лампочками, очень хорошо был виден из окон. Прихожанами ее были не только солдаты и офицеры 2-го батальона, но и жители деревень Аракчеевки, Перелесина, водопроводной Орловской станции, живущие по близости сторожа…

Церковь была очень уютная. Очень хорошо пел хор из солдат и кантонистов. Мне особенно нравилось, когда «шестопсалмие» читал какой-нибудь мальчик из кантонистов. Мне он представлялся не таким, как все, а особенным. Я никак не мог себе представить себя читающим шестопсалмие… Да и не только читать и петь на клиросе, но даже и прислуживать в алтаре батюшке: выносить свечу, подавать кадило – казалось мне необыкновенно трудным, доступным и понятным только избранным мальчикам.

Иногда мне думалось, что вот такой мальчик умер и все его жалеют и плачут о нем; какое-то двойственное появлялось чувство Хотелось и оказаться на его месте, лежать в гробе и в тоже время наслаждаться слезами и горем своих близких, вспоминалось, как меня, по моему мнению, незаслуженно наказывали, а вот теперь пусть поплачут!

Всенощная на меня производила глубокое впечатление… Неярко горят лампады и свечи, звучит пение, которого я не понимал, но мелодия все равно как-то влияла на душу…Не понимал я и смысла богослужения, но все в совокупности: и пение, и чтение, и то, что совершал батюшка, было полно глубокого смысла и значения.

Постепенное нарастало напряжение и потом какое-то успокоение, умиротворение: и тихое, и молитвенное: «Слава в вышних Богу», и, наконец, выход батюшки без ризы, когда он читал такую чудную молитву «Христе, Свете истинный…» и крест на нем поблескивал, и слегка позванивала цепочка, и после этого дружное солдатское пение: «Взбранной воеводе…», и свежий морозный воздух на улице – все это вспоминается до сих пор. За свечным ящиком стоял всегда фельдфебель Селицын, папин знакомый, стройный, подтянутый, в форме тонкого сукна, с нафабренными черными усами…

Туманные картины

Во 2-ом батальоне по воскресеньям, после обедни, батюшка объявлял иногда, что вечером будут «туманные картины», на такую-то тему. Устраивали их в теплом манеже, перед церковью. Народа собиралось много. Кроме солдат, приходили из Аракчеевки, Перелесина, Софии, школы нянь, дома раненых…Все рассаживались по скамейкам и ожидали начала.

Наконец два солдата приносили и клали на пол большую раму с натянутым полотном, смачивали его водой и ставили к стене, напротив скамеек; приготавливали место для фонаря и для батюшки. Около шести часов приходил батюшка, и после пения «Царю небесный» все садились и батюшка начинал чтение, время от времени передвигая картины в фонаре. В памяти не сохранилось полностью отдельных тем, но осталось что-то, очень хорошее, слившееся в одно представление о древнем мире, нашей старине, монастырях, церквах, природе. Мягкие, нежные краски, самая неподвижность картины, ожидание: а что будет дальше?

Создавало какое-то непередаваемое словами впечатление… Когда потом пришлось увидеть первый кинематограф, он показался каким-то шумным, беспокойным, и не понравился. Привлекала внутренняя красота «туманных картин». После окончания пели «Взбранной воеводе», и все расходились по домам до следующего раза. Если случался какой-либо праздник и был набор картин, то показывали картины на праздничную тему. Дома за вечерним чаем или ужином обсуждали увиденное, дополняли один другого, и самой активной была тетя Аня.

__________________________________

Первоначально в склепе под храмом было погребено лишь тело одного из строителей церкви генерал-майора Сергея Ивановича Кутепова, скончавшегося 16 Сентября 1905 г. В 1915-1917 годах в усыпальнице были также захоронены тела ещё нескольких чинов полка, павших на полях Первой Мировой войны:

  • Владыкин Леонид Владимирович. Поручик. Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Похоронен 14.08.1917. в Царском Селе в церкви лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка.
  • Котелевский Апполинарий Дмитриевич Поручик, лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Убит. Похоронен 3.08.1916 в Царском Селе в церкви лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка.
  • Леш Павел Леонидович — поручик, Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Убит похоронен на Царскосельском братском кладбище 03.03.1915. Перезахоронен 22.11.1915 в склепе полковой церкви.
  • Пфунд Альберт Георгиевич — подпоручик, Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Умер от ран, полученных в бою, в Киеве 18.07.1917. Похоронен 14.08.1917 в Царском Селе при церкви лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка.
  • Серебренников Георгий Адрианович — подпоручик, Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Убит, похоронен 03.08.1916 в Царском Селе в церкви лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка.
  • Тайнов Александр Николаевич — подпоручик, Лейб-гвардии 2-й Стрелковый Царскосельский полк. Похоронен 14.08.1917 в Царском Селе в церкви Лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка.

 

После 1917

 

 

Церковь была официально закрыта 17 Марта 1921 г., а её имущество было передано в церковь бывшего Лейб-гвардии 1-го Стрелкового полка, также вскоре закрытую.

В годы Великой Отечественной войны они были сильно разрушены, остались только коробки зданий, без перекрытий, крыши и коммуникаций — такими в 1972 году их передали на баланс автошколе № 2, так ранее назывался Пушкинский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта. Стране нужны были водители, и никто не думал в те годы о возрождении церквей.

Помещение храма подверглось капитальной перестройке. Колокольня была снесена, внутри было сделано двухэтажное перекрытие. Убранство храма полностью уничтожено.

Государственная инспекция по охране памятников выдала разрешение на строительство второго этажа. Документ, подтверждающий этот факт — письмо № 7/288 от 28 февраля 1973 года. В нем, в частности, написано: "Государственная инспекция по охране памятников архитектуры, рассмотрев Вашу просьбу о надстройке второго этажа здания в г. Пушкине по Фуражному переулку, № 4, разрешает надстройку второго этажа. Учитывая наличие второго этажа над 1/3 здания, осуществить предполагаемую надстройку в габаритах существующего второго этажа с сохранением рисунка оконных проемов, с последующим восстановлением всех штукатурных тянутых карнизов, наличников и пилястр по шаблонам, выполненным с натуры".

После этого в западной части здания (с выходом на Красносельское шоссе) размещался Пушкинский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта. Помещение храма подверглось изнутри капитальной перестройке. На месте алтаря устроен склад разного хлама и лестничный пролёт. Само здание изнутри разделено перекрытиями на два этажа. На втором этаже (в новодельной пристройке, рядом с колокольней) размещалось кафе «У Орловских ворот».

Внутренняя планировка здания была перестроена под учебные классы, лаборатории, слесарные и ремонтные мастерские, коридоры и, конечно же, общественные места. Никто из сотрудников старшего поколения не помнит, чтобы в подвалах были обнаружены захоронения. Строительные работы продолжались семь лет и были окончены в 1980 году. Годы перестройки для автошколы были тяжелыми: отсутствовали теплоснабжение, водоснабжение, канализация, не было даже нормального освещения здания.

 

2009

В 2009 г. верующие образовали инициативную группу, которая стала добиваться возвращения Церкви того, что осталось от храма. Несколько лет велись напряженные переговоры.

8 октября 2010 г. рядом с поруганным храмом состоялся первый молебен преподобному Сергию Радонежскому.

26 сентября 2012 г. храм был официально возвращен Русской православной церкви. Объявлен государственный тендер на проведение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ по сохранению памятника. Восстановление церкви приурочено к 700-летию преподобного Сергия Радонежского.

8 октября 2012 г., в престольный праздник, в храме прошло первое богослужение.

Выиграла тендер на проектирование компания ЗАО «БалтСтрой», занимающая лидирующую позицию среди генеральных подрядчиков, специализирующихся на реставрации памятников истории и культуры и успешно реализующая масштабные проекты в различных регионах России. 

С сентября 2013 года начались основные реставрационные работы по воссозданию храма, устранению пристроек и надстроек, демонтажу кровли и второго этажа, восстановлению звонницы и колокольни.

Существенно усложняет процесс реконструкции то, что в годы разрухи были утрачены все образцы живописи. Единственное, что есть у реставраторов, – два, к счастью, качественных снимка 1904 г. интерьера церкви с расписными фресками художника С.В.Чехонина и дубовым иконостасом, исполненным в 1889 г. К. А. Горбуновым. Дубовый резной иконостас планируется восстановить. В планах компании воссоздать и памятные доски, где перечисляются герои-воины полка, погибшие во время Первой мировой войны. Рабочие надеются найти останки офицеров Стрелкового полка, похороненных под спудом храма.

Продолжался активный поиск артефактов и упоминаний о Стрелковом полке. Реставраторы обращались к жителям города с просьбой о помощи и содействии в этом нелегком деле.

В храме преподобного Сергия Радонежского каждую субботу в 15.30 проводились службы.

 

Духовно-просветительский центр при храме

В бывшем учебном зале Лейб-Гвардии 2-го стрелкового Царскосельского батальона, силами сотрудников Воскресной школы при благословении протоиерея о.Геннадия, создан Духовно-просветительский центр Царскосельского благочиния.

На первом этаже находится в процессе создания:

— музыкально-хоровой класс;
— мастерская по обучению швейному искусству;
— мозаичная мастерская;
— мастерская авиа-моделирования.
— зал на 2-ом этаже для проведения выставок и семинаров духовной тематики.

В процессе годичных работ реставраторы составили целую коллекцию находок, которые в будущем пополнят экспозицию музея 2 Стрелкового полка. Ряд найденных при реставрации бытовых вещей недавно разбавил предмет, напомнивший о том, что церковь все-таки полковая: найдены пулемет «Максим» образца 1910 года и саперная лопатка с клеймом 1916-го. Судя по пулевым отверстиям, «Максим» явно участвовал в боевых действиях, на внутри храмовой территории, в тайнике, он пережил Гражданскую, Великую Отечественную и семь послевоенных десятилетий… До революции 1917 года в храме находились несколько икон, пожертвованных императрицей Марией Александровной и Великой княгиней Екатериной Михайловной, мундиры Александра Второго и Александра Третьего и другие дары членов императорской фамилии.

 

Выставка "Гвардейские стрелки на службе Отечеству"

Основной целью данной выставки была идея показать через призму прежде всего документов, фотографий и артефактов эпохи становления стрелков, как нового рода войск в Российской императорской армии на примере Лейб-Гвардии 2-го стрелкового батальона.

 

 

Представленные материалы иллюстрируют прежде всего шефов и командиров стрелковых батальонов конца XIX- начала XX в. с момента их создания до момента гибели Империи. Представлены мемориальные вещи командира полка великого князя Сергея Александровича Романова, личные вещи воинов 2-го стрелкового, а также многочисленные элементы подлинных и реконструированных комплектов униформы, холодного оружия, наград и знаков.

 

 

Выставка была подготовлена в кратчайшие сроки известными общественным деятелем Иваном Дмитриевичем Шаховским, коллекционерами Дмитрием Матлиным (Председатель Александровского общества), Сергеем Крипаком.

 

 

8 декабря (понедельник) 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин освящения церкви преподобного Сергия Радонежского и открытие духовно-просветительского центра Царскосельского благочиния. 

 

 

Современная история храма: 

 

 

 

Источники:

  1. Мещанинов М.Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. СПб, Genio Loci, 2007.-583 с
  2. Статья в Википедии
  3. Анна Шклярова. Восстановление храма преподобного Сергия Радонежского. "арскосельская гащета, июнь 2013 года
  4. Сообщения СМИ 
  5. Сайт храма
  6. Собственные материалы сайта tsarselo.ru
Рейтинг: +1 Голосов: 1 8202 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!