Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Малая 15_17. Дом Мейера (утрачено)

 

В 1858 году адрес дома был Малая улица дом 18.

 

На перекресток Малой и Леонтьевской улиц по нечетной стороне Малой выходит спортивная площадка школы 406.

По данным Атласа Цылова за 1858 год и Раскладочной ведомости налогов за 1870 год, третий дом от угла на этой стороне перекрестка принадлежал гвардии полковнику Петру Мартыновичу Мейеру. Мейерам также принадлежали дома во Фридентальской колонии.

Пётр Мартынович (1813-1872) — гв. полковник, впоследствии — генерал-лейтенант, с 1870 по 1877 год был Почётным попечителем Императорской Николаевской Царскосельской мужской гимназии.7 Похоронен на Кузьминском кладбище.

В "Справочной книжке дач, сдаваемых в наем на лето в в Царском Селе" за 1888 год он описан следующим образом: Швейцарский дом в саду, 14 комнат, в 2 этажа, с мебелью, сарай, конюшня на 3 стойла, ледник и сад. И в них каждый этаж может быть нанят отдельно". У Цылова этот дом отмечен как 1-эт. с мезонином. 

Дом известен тем, что в мае 1854 года великий композитор М.И.Глинка и его сестра Л.И.Шестакова снимали дачу у генерал-майора Петра Мейера в их доме. Композитор написал свой знаменитый романс «Попутная песня» на слова Н.В. Кукольника под впечатлением поездки в 1840 году по магистрали Петербург – Царское Село.

М. И. Глинка бывал в Царском и ранее. «… В 1825 я познакомился с семейством кн. Хованской,— писал он в «Записках»,— старший сын её, Юрий Сергеевич, воспитывался в Царскосельском Лицее; я с ним подружился и в короткое время был принят в доме как родной. Кроме дочерей и родственниц жила у них девица Лигле из Вены, она учила музыке дочерей княгини, превосходно играла с листа и аккомпанировала. С ней я много играл в 4 руки, большею частию квартеты Гайдна, симфонии Гайдна, Моцарта и даже некоторые пьесы Бетховена. Они жили тогда в Царском Селе. Я иногда приезжал к ним на несколько дней; мое появление приводило всех в радость… Действительно, я умел в то время разнообразно потешать моих знакомых, в особенности удачным исполнением сцен из оперет».

В 1828 году в Царском Селе Глинка совместно с кн. Сергеем Голицыным дали представление, где исполнили серенаду и куплеты с хором: «Липа в черной мантии». Глинка писал: «В Царском Селе также мы да¬ли еще представление, где произвели мою серенаду и куплеты с хором: Лила в черной мантии (слова кн. С. Голицына). Куплеты пел Иванов, а хор — придворные певчие...» Н. К. Ивапов — известный тенор. 

Зимой 1853 года, живя в Париже, Глинка получил от сестры Людмилы Ивановны Шестаковой (Стунеевой) письмо с предложением обосноваться на лето в Царском Селе. И вот 16 мая 1854 года, не останавливаясь в Петербурге, Глинка с доном Педро (его секретарем) приехал в Царское, где его уже ждала Людмила Ивановна. Дача была снята Василием Павловичем Энгельгардтом (астроном, музыкант) по точному указанию М. Глинки: «домик с садиком, но с садиком за домиком, то есть чтобы такового с улицы не было видно».

Здесь, в Царском Селе, у Глинки постоянно собиралась «своя компания», группа молодых энтузиастов, поклонников его музыки — братья Стасовы, Серов, а также старые друзья — Степановы, певец Лодий и другие. Как-то раз друзья: Энгельгардт, В. А. Кологривов, И. Н. Пиккель и другие музыканты устроили музыкальный квартетный вечер и между прочими вещами неожиданно для Глинки сыграли его юношеский квартет… и он не узнал его.

Вечерами они ходили гулять в один из парков или в оранжереи.  «Мы никуда не ездили — брат не любил; один раз всего были в Павловске на музыке, и то по моему желанию», — вспоминала впоследствии Л. И. Шестакова. Концерт, очевидно, не произвел на Глинку впечатления, так как он нигде о нем не упомянул. Однако из письма композитора к В. В. Стасову из Берлина (11/23 августа 1856 г.) видно, что Глинка изредка виделся тогда с Й.Гунглем; может быть, их знакомство все-таки состоялось ле­том 1854 года в Павловске?8

Сюда к Глинке приезжали В. В. Стасов и брат Д. В. Стасов, юрист, большой любитель музыки; В. П. Энгельгардт, друг Глинки, астроном, музыкальный деятель; А. Ф. Львов, композитор, скрипач; А. Я. Билибина, известная в 1840 — 1850-х годах в Петербурге певица-любительница, сопрано; А. Н. Серов, композитор.

25 августа Глинка покинул Царское и переехал в Петербург. Главным занятием Михаила Ивановича здесь была работа над воспоминаниями. Он назвал их «Записки». На первой странице рукописи первой части «Записок» написано: «Царское Село. 3 июня 1854 года». Печатать их Глинка не пожелал, предназначая «Записки» для тесного круга друзей и знакомых. Полный текст впервые появился уже после его смерти в журнале «Русская старина» в 1870 году.

Приехавший в 1856 году в Петербург И. Штраус, и возглавивший  оркестр Павловского музыкального вокзала, из произведений русских композиторов большое внимание справедли­во уделял творчеству М. И. Глинки, которое основа­тельно изучил. Представление об ртом дает програм­ма первого глинкинского вечера Штрауса 20 мая 1862 года.

На этом концерте был Н. А. Римский-Корсаков, в то время гардемарин. «Играно было просто пре­лесть, все, кроме лезгинки»,—писал он М. А. Балаки­реву 21 мая 1862 года. Концерт И. Штрауса в Пав­ловске он снова посетил 16 июля 1863 года. Музыка «Ночи в Мадриде» Глинки доставила ему наслажде­ние, омрачить которое не смогло исполненное затем «чудовищное попурри».

Глинкинские вечера стали своего рода традицией в последние павловские сезоны Штрауса. В програм­му концерта из сочинений Глинки 18 июля 1863 года он включил «Молитву», романс «Я помню чудное мгновенье» (обе пьесы были инструментованы для этого концерта, первая — В. Шубертом, вторая — Штраусом), Испанскую увертюру № 2 («Ночь в Мад­риде»), романсы «Не искушай» и «Не называй ее не­бесной» спел В. Карганов.8

Упоминание: Альберг Вильгельмина Иосифовна – 1898 – вдова клр., Малая улица дом Мейер

Владельцам дома в 1907 году указаны дети П.М. Мейера- Александр (надворный советник) и Петр (подполковник) Петровичи.

В 1915 году дом упомянут в царскосельской газете: "6 апреля 1915 года прислуга г. Мейера, живущая в его доме по Малой улице Елизавета Трофимова заявила полиции о краже е вещей во время ее отъезда в Варшаву к раненному мужу."4

В сентябре 1917 года дом, уже после февральской революции, но еще до октябрьской, предоставлялся для "расквартирования" войск. По документам, предоставляемым Управлением Гражданской милиции, которое направляло списки в Царскосельскую Временную Управу, значилось: Д. Мейера (Малая,17), конюшня в 4 стойла, ледник, прачечная.

 

Дом, как и многие деревянные дома в центре Пушкина, вероятнее всего, сгорел во время Великой Отечественной войны. Сейчас в этом месте, на перекресток Малой и Леонтьевской улицы, выходит ограда участка школы 406.

 

Источники:

  1. Цылов Н. И. Атлас города Царского Села. СПб., 1858
  2. Справочная книжка, содержащая в себе список дач, отдающихся на лето, и необходимые сведения по царскосельской железной дороге и по Царскому Селу, — Спб, 1888
  3. Раскладочная ведомость налогов на недвижимые имущества уездного города Царского Села С.Петербургской губернии за 1870,  1907 гг
  4. "Царскосельское дело" №15 пятница 10 апреля
  5. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  6. Лавров Владимир Юрьевич. Старший научный сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина. Из сборника "Царскосельский альманах". СПб.: ООО "СРП "Павел" ВОГ", 2007, 308 с.
  7. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с.
  8. Розанов А.С. Музыкальный Павловск. С.: ЛО Изд-ва Музыка, 1977.-159 с., ил.
Рейтинг: +2 Голосов: 2 2621 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!