В 1858 году адрес дома был Малая улица дом 18.
На перекресток Малой и Леонтьевской улиц по нечетной стороне Малой выходит спортивная площадка школы 406.
По данным Атласа Цылова за 1858 год и Раскладочной ведомости налогов за 1870 год, третий дом от угла на этой стороне перекрестка принадлежал гвардии полковнику Петру Мартыновичу Мейеру. Мейерам также принадлежали дома во Фридентальской колонии.
Пётр Мартынович (1813-1882) — гв. полковник, впоследствии — генерал-лейтенант, с 1870 по 1877 год был Почётным попечителем Императорской Николаевской Царскосельской мужской гимназии.7 Похоронен на Кузьминском кладбище.
В "Справочной книжке дач, сдаваемых внаем на лето в в Царском Селе" за 1888 год дом Мейера описан следующим образом:
У Цылова этот дом отмечен как 1-эт. с мезонином.
Дом известен тем, что в мае 1854 года великий композитор М.И.Глинка и его сестра Л.И.Шестакова снимали дачу у генерал-майора Петра Мейера в их доме. Композитор написал свой знаменитый романс «Попутная песня» на слова Н.В. Кукольника под впечатлением поездки в 1840 году по магистрали Петербург – Царское Село.
М. И. Глинка бывал в Царском и ранее. «… В 1825 я познакомился с семейством кн. Хованской,— писал он в «Записках»,— старший сын её, Юрий Сергеевич, воспитывался в Царскосельском Лицее; я с ним подружился и в короткое время был принят в доме как родной. Кроме дочерей и родственниц жила у них девица Лигле из Вены, она учила музыке дочерей княгини, превосходно играла с листа и аккомпанировала. С ней я много играл в 4 руки, большею частию квартеты Гайдна, симфонии Гайдна, Моцарта и даже некоторые пьесы Бетховена. Они жили тогда в Царском Селе. Я иногда приезжал к ним на несколько дней; мое появление приводило всех в радость… Действительно, я умел в то время разнообразно потешать моих знакомых, в особенности удачным исполнением сцен из оперет».
В 1828 году в Царском Селе Глинка совместно с кн. Сергеем Голицыным дали представление, где исполнили серенаду и куплеты с хором: «Липа в черной мантии». Глинка писал: «В Царском Селе также мы да¬ли еще представление, где произвели мою серенаду и куплеты с хором: Лила в черной мантии (слова кн. С. Голицына). Куплеты пел Иванов, а хор — придворные певчие...» Н. К. Ивапов — известный тенор.
Зимой 1853 года, живя в Париже, Глинка получил от сестры Людмилы Ивановны Шестаковой (Стунеевой) письмо с предложением обосноваться на лето в Царском Селе. И вот 16 мая 1854 года, не останавливаясь в Петербурге, Глинка с доном Педро (его секретарем) приехал в Царское, где его уже ждала Людмила Ивановна. Дача была снята Василием Павловичем Энгельгардтом (астроном, музыкант) по точному указанию М. Глинки: «домик с садиком, но с садиком за домиком, то есть чтобы такового с улицы не было видно».
Здесь, в Царском Селе, у Глинки постоянно собиралась «своя компания», группа молодых энтузиастов, поклонников его музыки — братья Стасовы, Серов, а также старые друзья — Степановы, певец Лодий и другие. Как-то раз друзья: Энгельгардт, В. А. Кологривов, И. Н. Пиккель и другие музыканты устроили музыкальный квартетный вечер и между прочими вещами неожиданно для Глинки сыграли его юношеский квартет… и он не узнал его.
Вечерами они ходили гулять в один из парков или в оранжереи. «Мы никуда не ездили — брат не любил; один раз всего были в Павловске на музыке, и то по моему желанию», — вспоминала впоследствии Л. И. Шестакова. Концерт, очевидно, не произвел на Глинку впечатления, так как он нигде о нем не упомянул. Однако из письма композитора к В. В. Стасову из Берлина (11/23 августа 1856 г.) видно, что Глинка изредка виделся тогда с Й.Гунглем; может быть, их знакомство все-таки состоялось летом 1854 года в Павловске?8
Сюда к Глинке приезжали В. В. Стасов и брат Д. В. Стасов, юрист, большой любитель музыки; В. П. Энгельгардт, друг Глинки, астроном, музыкальный деятель; А. Ф. Львов, композитор, скрипач; А. Я. Билибина, известная в 1840 — 1850-х годах в Петербурге певица-любительница, сопрано; А. Н. Серов, композитор.
25 августа Глинка покинул Царское и переехал в Петербург. Главным занятием Михаила Ивановича здесь была работа над воспоминаниями. Он назвал их «Записки». На первой странице рукописи первой части «Записок» написано: «Царское Село. 3 июня 1854 года». Печатать их Глинка не пожелал, предназначая «Записки» для тесного круга друзей и знакомых. Полный текст впервые появился уже после его смерти в журнале «Русская старина» в 1870 году.
Приехавший в 1856 году в Петербург И. Штраус, и возглавивший оркестр Павловского музыкального вокзала, из произведений русских композиторов большое внимание справедливо уделял творчеству М. И. Глинки, которое основательно изучил. Представление об ртом дает программа первого глинкинского вечера Штрауса 20 мая 1862 года.
На этом концерте был Н. А. Римский-Корсаков, в то время гардемарин. «Играно было просто прелесть, все, кроме лезгинки»,—писал он М. А. Балакиреву 21 мая 1862 года. Концерт И. Штрауса в Павловске он снова посетил 16 июля 1863 года. Музыка «Ночи в Мадриде» Глинки доставила ему наслаждение, омрачить которое не смогло исполненное затем «чудовищное попурри».
Глинкинские вечера стали своего рода традицией в последние павловские сезоны Штрауса. В программу концерта из сочинений Глинки 18 июля 1863 года он включил «Молитву», романс «Я помню чудное мгновенье» (обе пьесы были инструментованы для этого концерта, первая — В. Шубертом, вторая — Штраусом), Испанскую увертюру № 2 («Ночь в Мадриде»), романсы «Не искушай» и «Не называй ее небесной» спел В. Карганов.8
Упоминание: Альберг Вильгельмина Иосифовна – 1898 – вдова клр., Малая улица дом Мейер
Владельцам дома в 1907 году указаны дети П.М. Мейера- Александр (надворный советник) и Петр (подполковник) Петровичи.
В 1915 году дом упомянут в царскосельской газете: "6 апреля 1915 года прислуга г. Мейера, живущая в его доме по Малой улице Елизавета Трофимова заявила полиции о краже е вещей во время ее отъезда в Варшаву к раненному мужу."4
В сентябре 1917 года дом, уже после февральской революции, но еще до октябрьской, предоставлялся для "расквартирования" войск. По документам, предоставляемым Управлением Гражданской милиции, которое направляло списки в Царскосельскую Временную Управу, значилось: Д. Мейера (Малая,17), конюшня в 4 стойла, ледник, прачечная.
Дом, как и многие деревянные дома в центре Пушкина, вероятнее всего, сгорел во время Великой Отечественной войны. Сейчас в этом месте, на перекресток Малой и Леонтьевской улицы, выходит ограда участка школы 406.
Источники:
Нет комментариев. Ваш будет первым!