Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Набережная 12. Николаевская мужская гимназия

Статья создана специалистами Музея Императорской Николаевской Царскосельской гимназии ©

Адреса: в 1920-1930-е гг: ул. Пролеткульта, 10

 

Императорская Николаевская Царскосельская гимназия (фотоальбом)

 

Здание Императорской Николаевской Царскосельской гимназии состоит под государственной охраной как памятник истории и культуры с 1975 года.

В 1995 г. здание бывшей гимназии было включено в число объектов исторического и культурного наследия как Памятник архитектуры федерального значения. 

 

 

Образовательные учреждения, располагавшиеся в здании:

  1. 1870 — 1917 — Императорская Николаевская Царскосельская мужская гимназия
  2. 1917 — 1918 — Царскосельская мужская гимназия
  3. 1918 — 1918 — Гимназия № 1
  4. 1918 — 1931 — 1-я Единая Детскосельская трудовая школа I и II ступени
  5. 1931 — 1938 — Детскосельский педагогический техникум 
  6. 1934 — 1941 — Средняя школа рабочей молодежи № 94
  7. 1940 — 1941 — Школа для взрослых № 124
  8. 1946 — 1961 — Санаторно-лесная школа № 1
  9. 1954 — 2010 — Школа № 174 рабочей молодежи (позднее она станет школой № 650)
  10. 1961 — 1969 — Школа № 488 с продленным днем
  11. 1980 — по наст. время  — кружки Пушкинского дома культуры (3-й этаж)
  12. 1987 — 1990 — часть первого этажа была предоставлена Дому культуры «Современник»
  13. 1990 — 2011 — Межшкольньй центр информационной культуры (МЦИК) «Интеллект»
  14. 2010 — Школа 650 переведена в Тярлево
  15. 2011 — с 15 ноября 2011 года правоприемником МЦИК Интеллект по настоящее время является ГБУ ДО Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий

 

Здание Николаевской гимназии расположено в самой старой части города Царского Села, на углу улиц Малой и Набережной. Вместе с Царскосельской Городовой ратушей оно составляет архитектурный ансамбль, главным фасадом ориентированный в сторону Пятого (Купального) пруда системы Нижних каскадных прудов, берущей свое начало в Екатерининском парке.

На рукописном плане, датированном 1766-1768 годами, впервые обозначен деревянный Материальный двор, выстроенный в конце Мапой улицы у последнего нижнего Каскадного пруда (в будущем Купального) в первой поповине 60-х годов XVIII века: комплекс построек (деревянных кладовых), расположенных по периметру участка в виде неправильного четырехугольника.

Одна из сторон четырехугольника и является  сейчас частью Набережной улицы между Малой и Московской улицами. С юга-запада Материальный двор граничил с деревянным Скотным двором, с юго-востока — с трассой дороги в Государеву Славянку.

Три старых каменных дома постройки 1785 г., которые занимали чиновники, мастера и рабочие («мастеровые») фабрики Ассигнационных бумаг, входившие в место № 149 по городскому плану В. И. Гесте, после 1817 г. продолжая использоваться для жилья служащих Царскосельской обойной фабрики, переведенной в Царское Село из Ропши.

Центральный двухэтажный жилой дом занимал директор фабрики губернский секретарь Абрам Уконин. По сторонам его фланкировали одноэтажные флигели для мастеровых, соединявшииеся высоким глухим забором. За домом директора стоял еще один каменный жилой флигель. Два здания сохранились и по сей день практически без изменений — Набережная 16 (жилой дом) и 20 корп. а (флигель).

 

Участок гимназии на фрагменте карты Царского Села 1857 г.:

 

В июле 1859 года Обойную фабрику упразднили. В связи с закрытием обойной фабрики в 1858 году и ее возможной продажей Общество граждан г.Царское Село, Павловска и Гатчины обратилось в декабре 1858 года в Городовую Царскосельскую Ратушу с просьбой о продаже за 24 тысячи рублей участка земли, принадлежащего данной фабрике на углу Набережной и Малой улиц, размером 3207 кв саженей, со всеми находящимися на нем деревянными и каменными строениями.

28 декабря 1858 года собрание Общества граждан этих трех городов решило устроить в Царском Селе общественную Богадельню для призрения престарелых и убогих граждан. Строительство и устройство Богадельни предложили осуществить за счет 1/4 процентного сбора с капитала купцов всех гильдей этих трех городов, хранившегося в Царскосельской Городовой Ратуше. Этот капитал составлял 50 000 рублей в билетах Государственного заемного банка. На последующее содержание Богадельни общество решило пожертвовать общественный капитал в 60.000 рублей серебром.

Городовая Ратуша обратилась к Главному управляющему Дворцовым Управлением г.Царского Села генералу от артиллерии Я.В.Захаржевскому с просьбой ходатайствовать перед Императором о продаже участка земли бывшей обойной фабрики. В ответ на Рапорт генерала Захаржевского Император Александр II I сентября 1859 года повелел передать часть места, принадлежавшего обойной фабрике со всем строением безвозмездно жителям г.Царское Село.

Здесь было решено построить общественную Богадельню св.Николая и здание присутствия Городовой Ратуши с канцелярией и залом для общественных собраний. Высочайшим указом было разрешено общественную богадельню для призрения престарелых и увечных граждан трёх названных городов именовать в память Императора Николая I и в ознаменование совершеннолетия цесаревича Николая Александровича Николаевской.

 

Первоначальный проект Общественной Богадельни и Городовой Ратуши был составлен городовым архитектором г. Царского Села Николаем Степановичем Никитиным

 

 

Никитин представил 9 чертежей:

  1. генеральный план местности,
  2. фасады богадельни
  3. и Ратуши,
  4. 5 детальных планов
  5. и 2 разреза

 

Первый проект богадельни и Ратуши, чертеж Н.С. Никитина, 1859-1860, архив ГМЗ Царское Село

 

Все они в апреле 1860 года были переданы Ратушей в Царскосельское дворцовое управление на рассмотрение Главноуправляющему генералу Захаржевскому.

В связи с полной неудовлетворенностью представленньм, Захаржевский вернул чертежи для дальнейшей переделки архитектору Царскосельского Дворцового Управления академику Ипполиту Антоновичу Монигетти.

И.А. Монигетти. Журнал "Зодчий", 1881 г., №6, лист 1 

 

К маю 1861 года арх. Монигетти составил три сметы на переделанные им фасады и планы:

  1. На постройку общественной Богадельни на 50 кроватей на сумму 67.636 p. 11 3/4 к.
  2. На перестройку существующего каменного 2-х этажного дома со сделанием надстройки третьего этажа для помещения Ратуши с залом для выборов на 22.442 р.69 к.;
  3. На постройку и пристройку вновь каменных и деревянных служб при Ратуше и богадельне на 6.228 р. 90 к.

 

После утверждения в Ратуше данные сметы и чертежи арх. И.С. Никитина и арх. И.А. Монигетти были переданы генералу Я.В. Захаржевскому.

Монигетти представил 5 чертежей по Богадельне:

  1. генплан участка,
  2. два фасада
  3. два плана,

 

и 2 чертежа по Ратуше — фасад и детальный план.

Захаржевский, рассмотрев указанные материалы, решил вернуть их в Ратушу для последующего обсуждения. Он посчитал, что денег, собранных обществом граждан г.Царского Села, Павловска и Гатчины недостаточно для строительства Богадельни и Ратуши /всего в наличии в кассе Городовой Ратуши было 60 000 рублей/.

Процентный сбор с капитала, собранный за несколько лет генерал требовал употребить для других нужд города, в том числе для выплаты зарплаты чиновникам. Исходя из вышеуказанного Захаржевский предложил Обществу построить одну общественную Богадельню. С постройкой здания присутствия, по его мнению, можно было повременить, так как сама Городовая Ратуша в тот момент располагалась в собственном казенном здании по Московской улице № 51.

Для решения спорного вопроса в виду вторичного обращения Общества граждан об утверждении документов, последние были переданы из канцелярии Министерства Императорского Двора (МИД) в Строительную контору МИДа. В г. Царское Село выезжал эксперт инженер-полковник Г.Е. Паукер для рассмотрения дела на месте.

После окончательного обсуждения в Строительной конторе МИД все документы (чертежи арх. И.А.Монигетти и его же сметы) были одобрены и 19 мая 1862 года Император утвердил проекты постройки как Богадельни, так и Ратуши. При Городовой Ратуше был создан специальный Комитет по строительству Общественной Богадельни и мест присутствия Ратуши, который ведал деньгами, отпускаемыми на все работы.

"Генеральный план места..." арх. Н.С.Никитина является первоначальным вариантом планировки местности Общественной Богадельни, не утвержденным городовой Ратушей в апреле 1860 года. К сожалению, не обнаружен план местности, составленный арх. И.А.Монигетти в 1860 году.

Для того, чтобы представить какой план местности был спроектирован в действительности, можно обратиться к более позднему "генеральному плану места… Николаевской реальной гимназии" составленному, вероятно, архитектором-строителем Видовым А.Ф. в 1869 году:

 

 

Планировка ансамбля была обусловлена неправильной конфигурацией участка, заключенного между трех улиц: Малой, Набережной и Московской. Основной принцип размещения зданий заложенный Никитиным, был сохранен в дальнейшем арх. Монигетти, что подтверждает исключительную способность архитектора Никитина организовать пространство. Зодчий использовал для своей композиции три здания бывшей Обойной фабрики, вытянутые лицевыми фасадами вдоль Набережной улицы.

В отличие от архитектора И.Д.Лукини, построившего эти три дома, он перенес акцент с центрального 2-х этажного дома на крайнее южное здание, размещенное на углу Малой и Набережной улиц, где предполагалось устроить Богадельню. Это здание Никитин развернул двумя лицевыми фасадами по обеим улицам и выделил его центральный угол церковью с прямоугольным выступом. Два боковых фасада заканчивались небольшими прямоугольными крыльями, симметрично расположенными во дворе и с небольшими ризалитами по лицевым фасадам.

Северная постройка бывшей Обойной фабрики была сохранена в неизменном виде, а центральный дом, где помещалась квартира директора фабрики предполагалось расширить во двор к с южной стороны и соединить небольшим переходом с Богадельней.

В центре двора с запада от будущей Ратуши, где находились каменные службы обойной фабрики, должен был разместиться черный двор с навесами, ледником и конюшней. Вокруг служб во дворе и в направлении к Московской улице проектируется большой сад с газонами перед дворовым фасадом Ратуши и фигурными дорожками, сделанными по лекалам. Со стороны Московской улицы сохраняются деревянный лицевой дом и служебный флигель при нем.

Архитектурный эффект проекта Никитина состоял в том, что поместив здание Богадельни на углу Малой и Набережной улиц, сделав его главенствующим в ансамбле, зодчий великолепно организовал пространство в месте пересечения улиц и как бы создал небольшую площадь перед зданием. Поставив здание Ратуши, менее значительное по площади, по Набережной улице, архитектор сделал его продолжением Богадельни, расширив ансамбль по Набережной, с учетом панорамы берега 5-го Нижнего пруда. К сожалению, не видя всех остальных чертежей Никитина по Богадельне и Ратуше, можно только предположить, что заказчика не удовлетворили именно фасады этих зданий, так как общая планировка участка при дальнейшей переработке проекта практически осталась без изменений.

Второй чертеж из первоначального комплекта документов "Фасад части общественной Богадельни с церковью...", составленный арх. Монигетти в 1860 году и Высочайше утверкдзнный 19 мая 1862 года, полностью соответствует возведенному зданию церкви, принадлежавшей Богадельни, в натуре. Глядя на фотографии фасада Николаевской мужской гимназии до надстройки 3-го этажа можно с полной достоверностью утверждать, что здание Богадельни возводилось по утвержденному проекту арх.Монигетти:

 

проект богадельни арх. И.А. Монигетти

 

По первоначальному заданию Богадельня и Ратуша предполагалиссь  как самостоятельные здания и, следовательно, могли быть расположены независимо друг от друга в разных местах. Однако после детального изучения этого вопроса стало ясно, что из чисто экономических соображений их следует объединить.

В 1862 году Монигетти был откомандирован в Ливадию по службе (строить знаменитый Ливадйский дворе), в Дворцовом Управлении Царского Села исправляющим обязанности архитектора остался Александр Фомич фон Видов, именно он и являлся строителем общественной Богадельни /позднее Николаевской гимназии/ и Ратуши, возводимых по первоначальному проекту И.А.Монигетти. По отзыву И. А. Монигетти, Видов «… оказывал отличное знание как в художественной, так и в технической части, и, кроме роскошных переделок во дворцах, выстроил несколько частных зданий в Царском Селе, с величайшим вкусом и удобством».

В августе 1862 года состоялись публичные торги на производство работ, в результате которых наименьшую сумму денег оптом в 95 102 руб. предложили могилевский купец 1-й гильдии Моисей Иосифович Берлин и петербургский купец Наум Конгисер. В этот подряд не входили внутренняя отделка церкви и меблировка Богадельни. После переговоров были утверждены эти же купцы, предложившие окончательную сумму в 74 500 руб., то есть со скидкой в 21,66 % от первоначальной сметной стоимости.

10 сентября 1862 года с М.Берлиным и Я.Конгисером был заключен контракт па проведение всех строительных работ по возведению и отделке зданий Общественной Богадельни, Ратуши и служебных корпусов при них.

Уполномоченным представителем этих двух купцов был объявлен художник-архитектор Иосиф Васильевич Левицкий. Директорами Комитета по Устройству богадельни были назначены купец Петр Логинович Ивашев; купец Григорий Петрович Соловьев; купец Ефрем Парфенович Парфентьев, купец Петр Федорович Сакулин /впоследствии бургомистр/ и председатель Комитета бургомистр Моисей Емельянович Хлебников.

Предполагалось в 1862-1863 гг. закончить работы по обоим зданиям вчерне и выполнить в 1864 г. чистую отделку.  К началу работ удалось приступить только в 1863 году, в связи с чем все сроки контракта были нарушены.

В начале 1863 года был заложен в присутствии Императора Александра II храм во имя Святителя Николая Чудотворца при Общественной Богадельне.

В ноябре 1863 года был Высочайше утвержден Устав Богадельни, в первом параграфе которого говорилось, что она основана «В память почивающего в Бозе Императора Николая I и в ознаменование дня совершеннолетия Его Императорского Величества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича». Этот же текст на мраморной доске предполагалось поместить на фасаде.

С первых дней после начала производства работ стали возникать отклонения от первоначального проекта и смет. Вследствие обнаружившегося значительного уклона местности по Набережной улице произошло существенное повышение цокольной части здания. Это дало возможность устроить в подвальном этаже дополнительные хозяйственные помещения.

В августе 1863 года, когда приступили к началу работ по перестройке каменных холодных служб во дворе Ратуши, то выяснилось, что старый флигель бывшей обойной фабрики находится в аварийном состоянии. Оказалось, что стены этой постройки крайне непрочны из-за очень неглубокого фундамента /не более 12 вершков/. Архитектор-строитель Видов заявил о невозможности надстройки дома, Комитет по устройству Богадельни при Ратуше разрешил сломать существующие каменные службы и построить новые каменные, употребив на это старые материалы, оставшиеся от разломки.

Кроме того, было решено перенести этот флигель на другое, более удобное место во дворе, сдвинув его в сторону Московской улицы. Архитектор Видов составил проект фасада и план новых служб во дворе Ратуши и смету на их возведение на сумму 19 337 рублей вместо первоначальной в 6 223 рубля 90 к..

В ЦГИА хранится чертеж "План и фасад каменных служб во дворе при Общественной богадельне и Городовой Ратуше в Царском Селе", подписанный арх Видовым. Этот чертеж представляет собой один из вариантов перестройки холодных каменных служб бывшей обойной фабрики с пристройками и приспособлением под нужды Ратуши и Богадельни:

 

 

Лицевой фасад старых служб был вытянут вдоль Набережной улицы с отступом от красной линии в глубину двора. К торцевой южной стене под углом зодчий расположил небольшой прямоугольный в плане двухэтажный дом. Замыкали внутренний черный двор одноэтажные деревянные сараи и навесы для дров, конюшня, ледник и пр.

Простые фасады служб сохранившихся и вновь возводимых были решены в соответствии с общим стилем архитектуры Богадельни и Ратуши. Лицевой фасад старого флигеля, раскрепованный по бокам, был разбит прямоугольными филенками со скругленными верхними углами. В этих филенках размещались прямоугольные оконные проемы. Так же был решен первый этаж 2-х этажного вновь возводимого флигеля, где сдвоенные окна с прямоугольными наличниками, также помещались в неглубокие филенки, центральный ризалит лицевого фасада 2-х этажных служб был выделен небольшим треугольным фронтоном. Фасады за вершались карнизом в виде трехступенчатого городка, сложенного из тычков кирпичей.

Такой же карниз имели наружные стены Ратуши и Богадельни с небольшим дополнением: прямоугольный впадиной в каждом фрагменте городка. Карниз одноэтажных старых служб переходил в горизонтальную тягу над первым этажом 2-х этажного служебного корпуса, также оформленную городком. Стилевое единство ансамбля подчеркивали ажурные металлические подзоры по краю кровли, характерные для древнерусского зодчества.

Зтот проект не был воплощен в связи с непрочностью старого флигеля служб. К сожалению, не найдены чертежи служебного флигеля, построенного Видовым в 1865 году, а более поздние генеральные планы местности, фиксирующие его планировочную структуру, но не отделку фасадов; дают возможность определить только его местоположение и основные габариты. В настоящее время на этом месте располагается 2-х этажный каменный флигель, в форме буквы "Г", повторяющий планировку служебного флигеля на более поздних генеральных планах.

Передвинутый в южном направлении от старых снесенных служб, флигель был размещен между Ратушей и сохранившимся жилым домом б.Обойной фабрики, но отодвинут от красной линии. Лицевой фасад новых служб просматривался между Ратушей и домом Обойной фабрики со стороны Набережной улицы. С запада от него размещался черный двор, с трех сторон огражденный небольшими, вероятно, деревянными сараями и навесами. Эти сараи и лицевые службы замыкали прямоугольный в плане черный двор, который имел два проезда между домами.

Новые службы были прямоугольными в плане. Лицевой фасад членился на пять частей широким центральным ризалитом и двумя узкими боковыми. Все остальные служебные постройки представляли собой маленькие, прямоугольные в плане одноэтажные дома.

Из-за существенного превышения первоначальной стоимости строительства подрядчики купцы Берлин и Конгисер стали требовать пересмотрения всех смет и уплаты им за сверхсметные работы до 18 000 руб. Один из контрагентов купец Конгисер отказался продолжать строительство в 1864 году до полной уплаты за сверхсметные работы, произведенные им с купцом Берлиным в течение 1863 года. Комитет при Ратуше отстранил Конгисера и передал его часть по подряду сотоварищу Моисею Берлину по особой подписке за полную сметную стоимость.

В 1864 году продолжались финансовые нарушения в работе Комитета по устройству Богадельни: многие сверхусловные работы производились подрядчиком без смет по одним подрядам Ратуши.

К 31 декабря 1864 года были выполнены по Богадельне следующие работы:

  1. бучение фундаментов под все внутренние и наружные стены;
  2. сложены стенки фронтонов, галереи и лестниц;
  3. сделаны своды в подвальном этаже, под церковью и в коридорах 2-х этажей, над комнатами для прислуги, на лестницах и куполе церкви.
  4. Выстланы полы во всех коридорах, в кухне и пекарне, в ризнице и кладовых, сделаны площадки на лестницах.
  5. Из плотничных работ завершены 3 деревянные круглые лестницы, 2 выгреба и 5 колодцев, вставлены оконные и дверные рамы.
  6. Все крыши полностью покрыты листовым железом с карнизом, поясками, подоконными досками, дымовыми трубами. На крыше положены надстенные 8 желобов (по Богадельне), сделаны полукруглые слуховые окна, водосточные трубы.
  7. Все окрашено по грунту на два раза зеленой краской.
  8. Крыша на куполе церкви покрыта белым листовым железом.
  9. Из состава столярных работ были изготовлены оконные рамы с переплетами и подоконными досками, двухстворные и одностворные филенчатые двери, в помещениях настланы щитовые сосновые полы, в церкви — паркетные дубовые. Сделаны дубовые ступени и решетки для клиросов.
  10. Полностью оштукатурены наружные стены со сделанием рустов и украшений, вытянуты карнизы, пояски, наличники по фасадам, внутри оштукатурены стены, своды и потолки, вытянуты карнизы.
  11. Стены окрашены внутри колерами, полы масляной краской.
  12. На лестнице сделана железная решетка с ясеневым поручнем, для церкви — железный крест, обтянутый латунью и вызолоченный с пьедесталом; два зонтика с кронштейнами для лицевых фасадов и 2 зонтика для надворных дверей.

 

Когда в конце 1864 года Комитет не выдал ни рубля по квитанциям архитектора-смотрителя Видова, подрядчик Берлин также прекратил свою деятельность. 5 мая 1865 года была произведена Комитетом, в присутствии арх. Видова и купца Берлина, проверка выполненных работ. Оказалось, что все здание Богадельни не закончено вчерне, Ратуша не отделана внутри, а надворные службы также не готовы даже вчерне. Таким образом все сроки выполнения работ, заложенные в контракте были не выполнены.

В связи с отказом купца Берлина продолжать строительство, в 1865 году работы по зданиям Ратуши и Богадельни производились из материалов, заготовленных Берлиным и за его счет, но по распоряжениям Комитета при Ратуше.

По частично сохранившимся расходным документам можно установить какие работы производились в 1865 - 1866 годах. Внутренняя отделка помещений Ратуши продолжалась до 1867 года, хотя по официальным сообщениям Ратуша переехала в новое здание еще в 1865 году.

  1. К 1865 году фирмой Сан-Галли были устроены железные конструкции для купола церкви Богадельни и выполнен крест.
  2. Академикам-живописцам Кириллу Антоновичу Горбунову и Алексею Ивановичу Травину заказали написать иконы.
  3. Царскосельский купец Петр Тимофеевич Дылов взял на себя устройство иконостаса с двумя киотами по рисункам арх.Видова.

Все эти работы не входили в контрактные виды и заказывались непосредственно Комитетом при Ратуше.

Важнейшие виды строительных работ по зданию Богадельни, взятые в контракт купцом М.Берлиным, исполнялись следующими подрядчиками:

  1. каменные — Петров, Петр Мазерин, Федор Крючков и другие;
  2. штукатурные — Евграф Смирнов;
  3. кровельные — Федор Михайлов;
  4. лепные — Матвей Куракин;
  5. столярные — Василий Коновалов и пр.

 

Фабрикант Шопен сделал решетки для Парадной лестницы в Богадельне.

В 1865 году подрядчик купец Берлин подал жалобу на Царскосельскую Ратушу в Правительственный Сенат. Разбирательство по жалобе М.Берлина тянулось вплоть до 1867 года, но окончательное решение по расплате с подрядчиком принято не было. Здание Богадельни стояло не достроенное и постепенно разрушалось.

В 1865 году предписанием Ратуши 8 тысяч рублей из общественной суммы, определенной на содержание Богадельни, были заимствованы для продолжения постройки каменного Гостинного двора, но остановка в производстве работ по возведению здания Богадельни, произошла не из-за пожара и восстановления Гостинного двора, как объясняли официальные лица в Ратуше, а в связи с неправильным ведением финансовое дел Комитета, что и привело к конфликту с подрядчиком. 

 

За время строительства здания произошло еще одно существенное изменение в жизни Царского Села, повлиявшего на решение о размещении в здании богадельни другого общественного заведения. Дело в том, что издание в 1863 году нового Устава о пошлинах за право торговли, в силу которого Царское Село отнесено было, по платежу торговых пошлин, к 3-му разряду, число лиц купеческого звания в этом городе значительно уменьшилось переходом их в города низшего разряда. Говоря проще — платежного населения в городе, в виду повышения налога на торговлю, стало значительно меньше, и в городской казне просто стало недостаточно средств для содержания такой большой богадельни. В документах того времени так прямо и указывается, что "дальнейшее распространение общественной богадельни оказалось ненужным и, по замечанию местного начальства, не только не принесло бы существенной пользы, но послужило бы средством к усилению тунеядства" (!)17. Для постоянного помещения престарелых и убогих граждан оказалось совершенно достаточным иметь при существующем городском госпитале особое отделение из двух палат, для неизлечимо больных и убогих обоего пола.

Между тем, в среде Царскосельского общества с давних пор чувствовалась потребность в основании в Царском Селе общеобразовательного заведения с гимназическим курсом: в Царском Селе не было другого мужского учебного заведения, кроме уездного училища, да и то все более и более переполнялось учащимися.

Все эти обстоятельства привели к тому, что10 апреля 1866 года Общественное собрание купцов и мещан г. Царское Село, Павловска и Гатчины обсудило необходимость учреждения в Царском Селе мужской 7-классной гимназии и приняло решение просить Главноуправляющего Дворцовым Управлением Г.Ф. Гогеля ходатайствовать о создании мужской гимназии в Царском Селе. 

При Дворцовом госпитале, в учреждение при Богадельне особом отделении для неизлечимых больных и убогих, общество граждан решило на свои деньги содержать еще одно отделение на 26 богаделенных.

Общество граждан г. Царского Села, Павловска и Гатчины решило отпускать на содержание прогимназии из общественного капитала каждогодно по 5000 руб.

30 ноября 1868 года городские депутаты Царскосельской Ратуши постановили ежегодно па содержание прогимназии включать в городские расходы 2000 руб. Была образована специальная комиссия из 17 членов, во главе с генерал-майором Мейером по устройству мужской гимназии.

16 сентября 1869 года Управляющий Министерства народного Просвещения разрешил открыть частное учебное заведение I разряда и разместить его в здании строившемся под общественную Богадельню. Для окончательной отделки внутренних помещений Богадельни и приспособления ее под гимназию требовалось 15 000 руб. В эти работы входила настилка полов, устройство дверей, печей и проч., что можно было сделать по замечанию арх. Видова за 4-5 месяцев.

За время строительства Богадельни с 1862 года в фонд строительства поступило 22 000 руб. добровольных пожертвований 8 000 р. Из этой суммы, как уже выше указывалось, было заимствовано Ратушей на возведение Гостинного двора и 10000 руб. было потрачено па саму Богадельню. Остальные деньги хранились в Ратуше. По справке, составленной арх.Видовым по поводу окончания постройки Богадельни в конце 1869 г., видно, что из ассигнованных за прошлые годы денег оказалось неизрасходованного кредита 15481 р. 63 к.

В декабре 1869 года в связи с повелением Императора Александра II "Обратить здание Богадельни с необходимыми в ней приспособлениями в частную мужскую реальную гимназию...», Ратуше было дано распоряжение немедленно и окончательно отделать здание общественной Богадельни под помещения гимназии. Все работы велись под наблюдением академика арх. Видова.

Было необходимо произвести за январь - сентябрь 1870 года следующие работы:

  1. Установить плитные ступени по всем лестницам,
  2. Выстлать лещадною плитою все лестничные площадки, а также перед церковью и палатами в коридоре 2 этажа,
  3. Сделать все паркетные полы, перегородки и 3 круглые деревянные лестницы в церкви.
  4. В печную работу входило изготовление 18 утермарковских печей, 24 голландских, а также очагов и жаровен в кухнях.
  5. Штукатурные работы предполагали вытяжку карнизов во всех комнатах, требовалось окрасить стены, потолки и полы, окна и двери.
  6. Металлические работы включали изготовление решеток па лестницах, 2-х зонтиков по улицам и 2-х зонтиков надворных, а также железного креста с обтяжкою латуни и вызолоченном пьедестале.

 

С января 1870 г. начались работы по устройству Николаевской гимназии в здании Общественной Богадельни.

По сохранившимся распискам и наряда па произведенные можно выяснить, кто занимался отделочными работали в здании гимназии. Самые крупные работы: столярные и плотничные — выполняя крестьянин Константин Кузьмич Соколов. 14 и 24 марта он дал подписку на постройку вновь двух деревянных сараев для дров, заборов, подземных труб, мусорных ям и отхожего места.

 

 

  1. На чертеже арх. Видова мы видим небольшой одноэтажный деревянные сарай длиной 6 саженей, шириной 3 сажени и высотой до 1 2/3 сажени. Он был разбит по фасадам на прямоугольные филенки и имел в центре прямоугольные ворота.
  2. Кроме сараев К.Соколов сделал простой забор в 1 столб вышиной, 1/2 сажени длиной 12 погонных саженей с двумя воротами и лицевой забор с решетчатым верхом вышиною 3 аршина и длиной 16 погонных саженей с одними воротами с таким же решетчатым верхом, выходившие на Набережную улицу.
  3. Этим же мастером были уложены подземные деревянные водосточные трубы из 3 пластин длиной 35 погонных саженей. Расположен ограды и водосточных труб отмечены на генеральном плане места, принадлежащего Царскосельской Городовой Ратуше 1870 года.

 

Кроме работ, связанных; со служебными постройками во дворах Гимназии и Ратуши К.Соколов в самом здании Гимназии

  1. В 3-х комнатах уложил балки,
  2. Настлал подборы,
  3. Сделал подливку под штукатурку,
  4. По подписке от 23 июля им были выполнены дополнительно шпалерник по улицам и во дворах. Шпалерник представлял собой столбы, высотой в парадное крыльцо соединенные между собой тремя параллельными бревнами.
  5. Ставни в 3-х окнах колокольни. 

 

  • Все дверные и оконные приборы разных видов, приборы для печей, чугунные водопроводные трубы, вытяжные вентиляторы поставлял купец Осипов.
  • Владелец гончарных заводов купец А.Балашов продал для гимназии полуторные и мелкие дерптские изразцы для всех печей.
  • Все малярные работы по зданию Гимназии были выполнены купеческим сыном Ив. Кириловым,
  • штукатурные — Романом Ивановым,
  • каменотесов, работавших на обтеске лещадных плит для лестниц и площадок с марта по апрель подряжал крестьянин Арсений Талызинов.
  • По подписке от 15 марта 1870 года печной мастер Петр Лопухин сделал две безметальные пневматические печи для обогревания церкви и 2-х рекреационных залов, расположенных на 2-м этаже с двух сторон от церкви.
  • 8 и 12 июня состоялись торги по изготовлению мебели и поставке дров для гимназии, на которых никто не победил.
  • 16 июля в «Дворцовое управление были представлены план и подписка крестьянина Василия Шахова на земляные работы по устройству двора и сада Гимназии. Было предложено вымостить у фундаментов булыжным камнем. Главноуправляюигий Царскосельскш дворцовым Управлением генерал Гогель разрешил устроить сад и двор по подписке Вас. Шахова, но потребовал вместо булыжного камня использовать плитную щебенку, остав¬шуюся от уже сделанных "пешеходов" /пешеходные дорожки/ перед гимназией по Малой и Набережной улицам.
  • У купца Платона Орлова была куплена чугунная винтовая лестница в 20 ступеней, поставленная им в западном дворовом крыле Гимназии для соединенияквартиры директора, находящейся на 2-м этаже с его приемной и канцелярией в 1-м этаже. Лестница располагалась в помещении, примыкавшем к черной западной лестнице по 1 и 2 этажам и завершалась площадкой с 13 железными прутьями.

 

Объемно-пространственное решение гимназического здания, поставленного с незначительным отступом от красной линии, обусловлено его угловым расположением на перекрестке Малой и Набережной улиц. Здание представляет собой симметричную композицию, с церковью в центре и двумя крыльями по бокам.

 

Здание до настройки 3-им этажом, 188816

 

Центром композиции служит купол гимназической церкви на высоком барабане с выступающей вперед прямоугольной алтарной апсидой, завершенный треугольным щипцом. Боковые крылья, формирующие стреловидную форму плана гимназии, по флангам симметрично обработаны ризалитами со щипцами.

Прямоугольные в плане боковые части завершались со двора Г-образными выступами.

Перед лицевыми фасадами гимназии по Малой и Набережной улицам были устроены небольшие газоны с кустарниками, огражденные штакетником. Пешеходные дорожки по улицам и во дворе гимназии и вдоль фундаментов самого здания выложены из плитной щебенки.

Небольшой овальной формы газон находился перед центральной частью дворового фасада., посередине чистого двора гимназии. Юго-западную часть гимнастического двора занимал большой сад неправильной формы, протянувшийся вдоль границ участка, северо-запада. 

С юго-запада от здания, между Малой улицей к границе участка находилась небольшая площадка с деревянным сараем для дров. Два черных двора с хозяйственными постройками размещались с запада от здания Ратуши и ее чистого двора. Сад Ратуши, разбитый в северо-западной части участка и примыкал к хозяйственным постройкам.

Близко расположенный со стороны Набережной улицы кубический объем Городовой ратуши соединялся с гимназией одноэтажным переходом. Парадный вход с крыльцом находился с правой стороны по Набережной ул. рядом с переходом в Ратушу, которым соединялись вестибюли зданий.

 

Внешнее оформление здания гимназии

 

 

Гимназия была построена в так называемом "псевдорусском стиле" второй половины XIX столетия. В это время продолжалось использование в творчестве многих архитекторов элементов архитектуры, заимствованных из стилей разных эпох и стран: античности, романской архитектуры, готики, ренессанса и пр.

Более ранние архитекторы стилизаторы, такие как братья Нееловы, Фельтен, Старов и другие отличались более широким подходом к использованию других стилей, то архитекторы второй половины увлекались мелкими деталями и фрагментами. Это приводило к более перегруженным композициям и чисто внешним повторениям менее значительных стилистических признаков.

Если более ранние архитекторы, используя свои немногочисленные сведения об истории древнерусской архитектуры перерабатывали их в совершенно особые не похожие на оригиналы собственные творения, то поздние архитекторы увлекались копирование отдельных элементов. Так как в этом период времени увлечения русской истории особенно широко распространялось среди средних слоев населения, появляется большое количество жилых, доходных и общественных построек, выполненных в этом стиле. Поэтому проект арх.И.А.Монигетти здания Богадельни и Ратуши в "русском стиле" нашел полную поддержку горожан Царского Села.

Двухэтажное здание на высоком цоколе имело симметричную композицию с объемом церкви в центральной части. Вертикальные междуэтажные тяги разделяли здание на три части: высокий цоколь, нижний этак и повышенный верхний этаж.

Цоколь сложенный из известняковых плит был не оштукатурен и в связи с наклоном местности повышался к Набережной улице. В северной части здания, где в цокольном этаже размешались служебные помещения было сделано 6 цилиндрических окон для их освещения. Цоколь завершался кордоном, отделявшем нижний этаж от подвального. Они не имели на фасаде никакого обрамления, в переплетах было установлено по 4 стекла.

 

 

Первый (нижний) этаж был обработан рустом, причем в отличие от общепринятого штукатурного руста, причем в отличие от общепринятого штукатурного руста, здесь все элементы были выполнены из тесанного и отшлифованного кирпича. Лицевые фасады были обработаны бриллиантовым рустом, а дворовые — гладким. Дворовые окна нижнего этажа были частично сдвоены, и все оконные проемы по лицевым и дворовым фасадам имели обрамление в виде прямоугольной гладкой рамки.

Под церковью помещение ризницы освещали 4 небольших "половинных" окна, сделанные на подобие бойниц в толще стен 67.

Сложная профилированная междуэтажная тяга отделяла нижний этаж от верхнего.

Верхний этаж имел гладкую поверхность. Завершалось здание карнизом с декоративным орнаментом типа "городка с падинами" сложенного из лекальных кирпичей. Этот узор выкладывался несколькими рядами кирпичей положенных "плашмя" и "ребриком". Такой же карниз проходил по всем фасадам Гимназии со стороны двора и сада, а также по куполу церкви.

 

 

По крыше всего здания Гимназии был сделан невысокий аттик, декорированный "падинами".

Лицевые фасады были раскрепованы в местах примыкания к церкви и завершались фронтонами в трех местах: над церковью и двумя входами с Малой и Набережной улиц. Вернее это были "щипцы"- фронтоны лишенные горизонтального карниза, а в верхних двух скатах украшенные одним рядом "городка".

 

 

Парапетная стенка имела "падины" только на лицевых фасадах и переходила в гладкие аттики, разбитые на филенки по другим фасадам.

Со стороны двора по верхнему этажу в центре располагалась колокольня с тремя полукруглыми окнами. Над центральным окном и находилась арка колокольни толщиной в 2 кирпича. Окна верхнего этажа по лицевым фасадам были обрамлены наличниками сложенными из фигурного кирпича. Эти наличники представляли собой перевязанные в центре трехчетвертные колонны с капителями, на которые опирались гладкие "перетяжки", завершалось обрамление лицевых окон треугольными сандриками.

Окна дворовых фасадов были частично удвоенны и имели перетяжки, опирающиеся на гладкие пилястры. Над окнами были помещены прямоугольные профилированные сандрики.

 

 

Церковь имела "флорентийское" сдвоенное окно в центре на торцевой стене, выходившей на угол Малой и Набережной улиц. Правильнее было бы эту форму окна называть не "флорентийским", (как это указано в сметной документации 70), а "трифорий. Эта форма характерна тем, что два узких полуциркульных окна поставлены так близко, что перекрывающие их арочки опираются на одну полуколонну в центре и две четверть колонки по бокам. Оба окна перекрыты одной общей аркой, т.е. наличником, который обрамляет целое окно.

В тимпане над двумя маленькими арочками расположено небольшое окно в круглом наличнике. Общий наличник украшен растительными орнаментами.

Боковые окна церкви представляли собой узкие окна, обрамленные полуциркульными наличниками, опирающимися на трехчетвертные ко тонки. Все углы были обработаны спаренными тремя трехчетвертными колонками, выполненными по высоте иго размеру окон верхнего этажа. Центральное сдвоенное окно завершалось крестом, выложенным из лекального кирпича и треугольным фронтоном с городком.

 

 

Восьмигранный купол церкви был поставлен на восьмигранное же основание — постамент. Грани купола имели такие же сдвоенные окна, как и торец церкви, но были обрамлены наличниками в форме стрельчатых арок. Купол завершался небольшим круглым постаментом с яблоком, на котором был укреплен железный крест, обтянутый латунью и вызолоченный вместе с пьедесталом 71.

Под центральным окном церкви на ее торцевой стороне была поставлена белая мраморная доска с надписью, рельефно выбитой: "Во славу Божию вечной памяти благочестивейшаго великаго Государя Императора Николая I и благовернаго Государя Великаго князя Цесаревича Николая Александровича, посвящен дом сей гражданами г.  Царскаго села образованию юношества".

Кровля всего здания с надстенными желобами, полукруглыми слуховыми окнами, покрытием карнизов, поясков, подоконных досок, сандриков, капителей, дымовых труб и водосточные трубы с воронками были окрашены по грунту на два раза зеленою масляной краской. Ку-|ол церкви был покрыт белым листовым железом с ребрами и тоже выкрашен масляной краской.

Входы с улиц имели одинаковое оформление, только Парадный подъезд с Набережной улицы имел крыльцо с 7 ступенями, сложенные из лещадной плиты. Ступени вели и к дворовым входам в гимназию, и ко входу в подвальный этаж, расположенному в небольшом дворике, ограниченном Гимназией, Ратушей и проходной галереей.

 

 

Оба парадные входа с улиц имели входные сосновые двухстворчатые двери, разбитые на филенки и выкрашенные под дуб. Эти двери имели обрамление в форме портала, оформленного декоративными пилястрами с опирающейся на них декоративной балюстрадой. Все детали были выполнены из фигурного тесаного кирпича.

Какой-то тесный и неловкий вход. 
Да лестница, взбегающая круто, 

Рядом с парадным входом над карнизом была повешена вывеска "Николаевская мужская гимназия".

Стены гимназии были окрашены светлой охрой за два раза, а все карнизы, наличники, тяги, галтели были выкрашены по фасадам белой клеевой краской. Оконные переплеты выкрашены белой масляной краской.

 

1880. Фасад Николаевской гимназии. Литография Г. Иозери

 

8 сентября 1870 г. и новое двухэтажное здание мужской гимназии было торжественно открыто в присутствии Императора Александра II и лиц Императорской Фамилии.

Чин освящения здания и молебен совершил епископ Ладожский Павел (Лебедев). День освящения здания гимназии — 8 сентября — был выбран неслучайно, поскольку он совпадал с днем рождения Цесаревича Николая Александровича (почившего в 1865 г.).

Снаружи, вверху стены алтаря домовой церкви гимназии на мраморной доске была выбита надпись: "Во славу Божию, вечной памяти в Бозе почивших Государя Императора Николая и Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича посвящен дом сей гражданами Царского Села образованию юношества". 

 

Описание интерьеров Гимназии (перейти по ссылке на описание)

 

Впоследствии здание гимназии дважды расширялось и надстраивалось. При этом особенное внимание было обращено на сохранение композиционной целостности ансамбля И.Монигетти и А.Ф.Видова.

В 1877 г. арх. Н. С. Никитин со стороны двора и сада пристроил к зданию гимназии симметричные флигели, предназначавшиеся для квартир директора с одной стороны и инспектора — с другой.

 

Императорская Николаевская Царскосельская гимназия — история учебного заведения (описание по ссылке)
 

Семье третьего директора гимназии И.Ф. Анненского также была предоставлена квартира при гимназии. Квартира И.Ф. Анненского

Благодаря усилиям Л. А. Георгиевского и средствам попечителя гимназии И. В. Рукавишникова в 1891 году при гимназии был открыт пансион5. Для его организации здание было надстроено третьим этажом, а во внутренней части здания был пристроен флигель, в котором были устроены Актовый и Рекреационные залы.

27 февраля 1901 года во время пожара сгорел один из деревянных лазаретов гимназии.

В 1906 году из-за «крайне неудовлетворительного гигиенического состояния» пансион был закрыт и освободившиеся помещения были приспособлены под учебные кабинеты и квартиры служащих гимназии.

В 1909 году в гимназии, наконец—то, была проведена канализация, водопровод в здании был в здании изначально.

 

После 1917

15 марта 1918 года состоялся очередной выпуск в бывшей Николаевской мужской гимназии, которая теперь носила новое название – Царскосельская мужская гимназия. Это был последний выпуск гимназистов, в аттестатах которых осталось подлинное имя этого города. После этого оно носило название «1-я Детскосельская трудовая школа I и II ступени» и в нем многое изменилось, хотя еще преподавали некоторые старые учителя.

Возможно, еще до войны(?) исчез и любимый Анненским балкон с террасой на южной торцевой стене гимназии.

 

1930-е

В 1932—1938 гг. в здании располагался Детскосельский педагогический техникум,

Техникум имел два сектора: дневной и заочный.

Директором был Кукушкин Михаил Григорьевич. Завучем дневного сектора работал Жуков Василий Никифорович, заочного сектора — Иванов Николай Владимирович.

Техникум имел три общежития для 250 студентов: на ул. Пролеткульта 10 (здание гимназии), и на Колпинской (Пушкинской) д. 22 и 52.

В 1938 г. техникум был переведен в Ленинград.

Параллельно с педагогическим техникумом, в 1934—1941 гг. в здании помещалась Средняя школа рабочей молодежи № 94, которая имела подготовительный класс и 5—10 классы.

Школа 94 рабочей молодежи, 1939

1940-е

В 1940-1941 учебном году в здании гимназии размещались две школы для взрослых. Помимо школы № 94, в здании работала школа № 124. В ней был подготовительный класс и 5-8 классы. Перед введением платы за обучение с учащихся 8-го класса, последний был упразднен, т.к. из него выбыло более половины учащихся.

В 1940—1941 учебном году в обе школы было зачислено 518 человек, к концу года осталось 218 учащихся. Основные причины отсева: производственные и семейные причины, введение платы за обучение, слабая подтотовка, выезд из Пушкина.

Здание гимназии после войны имело незначительные повреждения. Поэтому в 1946 г. его восстановили и разместили Санаторно-лесную школу № 1 для детей, пострадавших от голода в период блокады Ленинграда. Эта школа просуществовала в здании до 1964 года.

Воспоминания старожила города Владимира Репина: "Однажды, классе в третьем, подойдя к школе (тогда – 409, бывшая Царскосельская мужская гимназия), мы увидели оцепление. Саперы отправили нас домой и целый день таскали из-под фундамента взрывчатку, заложенную фашистами перед уходом. Почему все это не рвануло, почему не было найдено сразу после освобождения Пушкина – я не знаю." 

Директором Санаторно-лесной школы был назначен Азбукин Александр Васильевич, известный историк, семья которого жила после войны в деревянном доме в начале Магазейной улицы.

31 августа 1961. Коллектив школы. В нижнем ряду в центре — директор, Азбукин Александр Васильевич

По воспоминаниям Пронягиной Нины Сергеевны (Рябковой), она с семьей после войны, с 1946 по ноябрь 1958 года жила в квартире на первом этаже гимназии ( сейчас каб.112). Многое изменилось, но она помнит планировку, большую лестницу. На 3-м этаже – плакат с портретом Сталина. Её мама жила в Пушкине с 1931 года, а с 1946 жила в здании гимназии и работала там гардеробщицей. В кабинете, где училась Нина Сергеевна, жила учительница немецкого, которую потом репрессировали.
 

1950-е

В очерке  «Поэты Царскосельской гимназии» выпускника Николаевской гимназии 1911 года Дмитрий Кленовский пишет:

«Я не знаю, что сохранилось сейчас, после войны от Царского Села. Говорят, многое разрушено. Но если что и сохранилось, то границу между «старым» и «новым» было бы, вероятно, еще труднее провести, чем прежде. Ведь из «нового» за полустолетие многое стало «старым», не только внешне приобрело аромат старины, но превратилось исподволь в исторический памятник, реликвию, элизиум теней… Таково, например, то неказистое казенное здание «Императорской Николаевской Царскосельской Гимназии», что высилось на углу не помню уже каких двух улиц. Архитектурной достопримечательности оно никак не представляло. Но через его классы, коридоры и кабинеты прошли такие замечательные люди нашего недавнего литературного прошлого, что, очутись я сейчас в Царском Селе, с таким же трепетом подошел бы к нему, с каким подходил когда-то к зданию пушкинского лицея...».

 

Находившийся в эмиграции Дмитрий Кленовский не знал, что Отечественная война пощадила здание бывшей гимназии и оно, по-прежнему, стоит на пересении царскосельских улиц Набережной и Малой. Его внешний облик сохранился почти в первозданном виде: лишь окраска сменилась с белоснежно-белой на желтую, да исчезли любимый Анненским балкон с террасой и мраморная доска на фасаде, гласившая: «Во славу Божию, памяти...».

 

С 1954 г. часть помещений занимала школа № 174которая продолжала свою работу, и к настоящему времени имеет № 650.

Школа 650 переведут из здания в Тярлево только в 2010 году, когда его закроют на капитальный ремонт.

В 1958 году начался полный восстановительный ремонт здания.

1960-е

18 сентября 1961 г. Санаторно-лесная школа № 1 была реорганизована в общеобразовательную школу-интернат № 1 и переведена в г. Павловск.

10 сентября 1961 г. в здании открылась Школа № 488 с продленным днем. Директор и завуч школы в письме от 30 мая 1963 г. секретарю Пушкинского РК КПСС Каменеву Г. М. отмечали, «что в первом учебном году условия работы были очень тяжелые: не отремонтировано помещение, ломаная мебель. Учащихся отобрали из всех школ самых трудных, с плохой дисциплиной, с большими пробелами в знаниях. В 9 классах учится 290 детей, из них второгодников — 41, со сниженной оценкой по дисциплине — 30 учащихся. Не оборудованы кабинеты физики, химии. Трудности усугубились тем, что в помещении расположились еще вечерняя и спортивная школы. Необходима игровая комната и комната для отдыха детей, чего мы не имеем. Но при школе работает столовая с двухразовым питанием, Есть три спальных помещения, в которых дети 1-2-х классов, в количестве 120 человек проводят дневной сон».

Ученик 6-7 класса 488 школы (1963-1964 гг) вспоминает, что в те годы их классной руководительницей была учительница математики Новицкая Нина Матвеевна. Дети в классе были, в основном, из неблагополучных семей или семей, где родители подолгу отсуствовали дома. У него у самого родители были геологи.15  

В 1964-1965 учебном году школьные преподаватели писали доклады по атеистическому воспитанию и формированию коммунистических убеждений у учащихся. Воспитатель 5А класса Науменко М. И. в своем докладе писала:«<...> В практике работы многих школ серьезным недостатком является подмена формирования убеждений простым усвоением нравственных понятий, истин, норм».

В 1969 г. школа № 488 была расформирована.

 

1970-е

Большой урон зданию гимназии, как памятнику истории и архитектуры, был нанесен в результате капитального ремонта в 1970-е годы, когда были полностью уничтожены парадная лестница и художественная отделка. Многие большие по площади помещения, и в частности комнаты бывшей квартиры Анненского, были разбиты деревянными перегородками на части. Со стороны алтарной части, с угла здания, на первом этаже пробили входную дверь.

В бывшем помещении церкви, где 4 декабря 1909 года было совершено отпевание Анненского, была закрашена вся настенная живопись, а купол перекрыт железобетонным перекрытием, исказившим внутренний облик храма.

В гимназическом дворе был полностью уничтожен сад и снесены служебные флигели, баня и лазарет. Из всех артефактов и объектов, связанных с гимназией во дворе здания на настоящее время (2010-е) сохраняется только ледник.

1980-е

В 1980 году третий этаж здания был предоставлен под размещение кружков Пушкинского районного Дома культуры, находящегося в соседнем здании (ул. Набережная, тогда — Пролеткульта, 14). Вопрос о расширении помещений ДК стоял крайне актуально, так как здание бывшей Ратуши не могло вместить все более растущее количество творческих коллективов.
 

1986 – 1989 годы в помещении на 1 этаже, под домовой церквью б. гимназии работает Кукольный театр «Деревянная лошадь». Режиссер — Игорь Фокин.

С 1987 по 1990 год часть первого этажа была предоставлена еще одному учреждению -Дому культуры «Современник» (директор Александр Старков). Вокруг него стали собираться молодежные творческие коллективы. Это

  1. Уникальный Кукольный театр «Деревянная лошадь» (режиссер Игорь Фокин)
  2. детская художественная студня, впоследствии ставшая Музеем «Царскосельская коллекция», (руководитель Александр Некрасов),
  3. эстрадный ансамбль «Платные услуги» под управлением композитора Игоря Крестовского,
  4. арт-рок группа «Стретто» (руководитель Игорь Пономарев),
  5. студии «Фанта-театр общения» и «Дромос» (Путь) (руководитель Евгений Куний),
  6. дискотека «Зеркало» Виктора Решетова,
  7. дискотеки Алексея Кашина, Алексея Саликова, Владимира Цеикова,
  8. курсы машинописи (преподаватель Надежда Вдовенко),
  9. рок-группа «Спокойной ночи» (руководитель Николай Барабанов).

В результате творческого сотрудничества разных коллективов в городе Пушкине впервые были организованы крупные киноконцертные программы совместно с кинотеатрами «Руслан» и «Авангард».

В 1988-1989 гг. Министерство культуры России выступило с характерной для «перестроечного» времени инициативой, предложив дворцам и домам культуры России, руководству и коллективам, которые считали необходимым обновление системы организации работы, разработать соответствующую программу.

В ДК «Современник» была сформулирована новационная целевая программа и регламент работы для государственных учреждений культуры России. Всего в Министерство было представлено около 50 разных вариантов. Делегация ДК «Современник» в составе: Александр Егорович Старкон, Евгений Ефимович Кунин и Игорь Александрович Фокин представила свою целевую финансовую программу, которая была признана лучшей и практически стала основой для административных новаций Министерства культуры России того времени.

1990-е

26 сентября 1990 г. был образован Межшкольньй центр информационной культуры (МЦИК) «Интеллект» (организатор и впоследствии директор (с 1990 по 2007 год) Имедашвили Рамаз Шалвович), который разместился на втором этаже. Основные направления деятельности центра:

  • Обучение школьников — общеобразовательная информатика (реализация федерального стандарта по предмету «Информатика и ИКТ» в школах района, кружковая и факультативная работа),  профессиональное обучение на основе компьютерных технологий.
  • Компьютерные курсы для школьников и взрослых
  • Студия журналистики
  • Кружки технического творчества по вычислительной технике и электронике
  • Обучение руководителей ОУ и учителей-предметников
  • Районные медиатека и фильмотека

Социально—педагогические проекты и программы центра:

  • ежегодный районный фестиваль «Школьная информатика»,
  • МИА — межшкольное информационное агентство,
  • Открытый Царскосельский форум школьной прессы,
  • Районная молодежная газета «Шаг»,

Утраты отдельных деталей исторического облика гимназического здания, произошедшие с 1917 до настоящего времени, связаны с разорением домовой церкви в 1920-е годы, частичным искажением первоначальной планировки (была ликвидирована центральная лестница и главный вход с Набережной, заложен дверной проем со стороны Малой улицы, на месте памятной доски с угла пробита новая дверь). Однако в целом эти изменения незначительны.

В эти годы, после долгих лет забвения, сделаны важные шаги в восстановлении исторической памяти.

В конце XX века на здании появилась памятная доска, гласящая: «Здесь в здании Царскосельской Николаевской гимназии с 1903 по 1906 год учился Николай Степанович Гумилев (1886— 1921)».

2000-е

В 2003 году у здания гимназии была установлена мемориальная доска, сообщающая что: «В этом здании бывшей Николаевской мужской классической гимназии в 1896—1905 годы жил и работал выдающийся русский поэт и педагог Иннокентий Федорович Анненский. Здесь учились поэты Н. Гумилев, Н. Оцуп, Г.Раевский (Оцуп), В.Кривич, Д. Кленовский, Вс.Рождественский, искусствовед Н. Пунин, стратонавт А. Васенко, географы В. Визе, М. Павлов, врачи М. Глазунов, П. Светлов, композитор В.Дешевов, деятели театра и кино: Н. Акимов, В. Горданов, И. Гольдберг, Ю. Свирин, О. Иванов, Н. Ефимов, Р. Мирвис».

Но, увы, доска вскоре исчезла — в один из вечеров её разбили местные вандалы.

В октябре 2006 г. были начаты переговоры между благочинным Царскосельского округа и хозяевами здания, в результате которых была достигнута договоренность о возобновлении богослужений в домовом храме б. гимназии.

До 2007 года на первом этаже несколько комнат занимала фильмотеки РОНО.

24 января 2007 г. на куполе был установлен деревянный восьмиконечный крест, а на следующий день — 25 января 2007 г. — благочинный Царскосельского округа протоиерей Геннадий Зверев совершил малое освящение церкви.

12 декабря 2009 года, накануне 100-летней годовщины смерти Иннокентия Федоровича Анненского состоялось торжественное открытие еще одной мемориальной доскина здании гимназии — на этот раз посвященной поэту и директору Царскосельской Николаевской мужской гимназии.

Мероприятие проводилось в рамках подготовки к 300-летию г. Пушкина (Царского Села). Вела мероприятие директор "Историко-литературного музея города Пушкина" Давыдова Наталья Алексеевна.

С приветствием к собравшимся царскоселам выступили: заместитель главы администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Боголюбова Татьяна Вадимовна, редактор журнала "Звезда" Арьев Андрей Юрьевич, поэты Кушнер Александр Семенович и Пурин Алексей Арнольдович, автор композиции-мемориальной доски скульптор Зайко Виктор Владимирович, педагоги школы № 650, расположенной в части здания бывшей гимназии, где находилась квартира И.Ф. Анненского и где разместили композицию-мемориальную доску.

Под торжественную мелодию и аплодисменты собравшихся с мемориальной доски сняли покрывало. Священник отец Геннадий освятил доску. Участники церемонии возложили к ней цветы. Еще одним памятным местом в Царском Селе стало больше.

К 2010 году здание гимназии пришло в аварийное состояние, учить детей в нем стало уже просто опасно.  Школа 650 переехала из здания б. гимназии в Тярлево

 

Реконструкция здания началась в конце 2010 года, заказчиком выступал комитет по строительству, подрядчиком ООО «Корпорация В». В рамках проекта была демонтирована часть здания.

 

 

 

Снос коснулся лишь пожарной лестницы, пристроенной к зданию в 1970-х. Данное решение было вынесено КГИОПом по причине «конструктивного и архитектурного несоответствия историческому зданию».

Первоначально планировалось, что реконструкция памятника завершится в конце 2011 года, однако работы в постройке удалось завершить лишь к апрелю 2013 года.

 

Теперь в здании разместится "Центр технического творчества и информационных технологий", который  стал приемником располагавшегося здесь до реставрации МЦИК (Межшкольного центра информационной культуры) "Интеллект".

Давно уже не скрипят перья гимназистов, канули в лету облаченный в ливрею с золотыми галунами швейцар при входе, исполнявшиеся учениками на языке оригинала греческие трагедии и рукописный литературный журнал. Вместо латинского и греческого изучаются языки программирования, взамен самодеятельных спектаклей в студии журналистики центра «Интеллект» создаются документальные и игровые фильмы, на смену рукописному журналу пришли компьютерная графика и веб-сайты учеников. Новый век рождает новые задачи.

8 сентября 2015 года в здании гимназии открылся новый музей — Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии

 

Подготовлено специалистами  Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

Архивные материалы:

  1. ЦГИА ф. 19, Оп. 113, д. 2780, д. 4056, д. 4142
  2. ЦГИА ф. 44, on. 1, д. 5, 130, 133
  3. ЦГИА ф. 1001, on. 7, д. 42
  4. ЦГИА ф. 6830, on. 1, д. 224
  5. ЦГИА Ф. 139 оп. 1-1 д. 7696. О разрешении открытия при Имп. Николаевской Царскосельской гимназии пансиона
  6. ЦГИА Ф. 64 оп. 1 д. 1680. О передаче 10-ти вакансий казеннокоштных пансионеров из Царскосельской гимназии в училище
  7. ЦГИА Ф. 64 оп. 1 д. 1900. Об израсходовании сумм на содержание пансионеров, переведенных из Царскосельской гимназии лит.А, смета 1910 г.
  8. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за XXV лет её существования (1870-1895). С.-Петербург, 1895. 256 с.
  9. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет её существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. 100 с.
  10. Пискарев И.И. Сведения об учреждении Николаевской Царскосельской гимназии. СПб.: Печатня В.Головина. 1870. 16 с.

 

Литература:

  1. Бушев О. В. Пансионерский быт гимназистов первой половины XIX века
  2. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992
  3. Историческая справка к проекту реставрации по памятнику истории и культуры Николаевской мужской гимназии г. Пушкин. Санкт-Петербург. 1991.
  4. Карта Царского Села 1857 г.
  5. Кленовский Дмитрий. Поэты царскосельской гимназии. Новый журнал. № 29, 1952. С 132-138.
  6. Лавров Владимир Юрьевич. Старший научный сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина. Из сборника "Царскосельский альманах". СПб.: ООО "СРП "Павел" ВОГ", 2007, 308 с.
  7. Лапис И.А… Историческая справка к проекту реставрации Николаевской гимназии, Центр историко-культурных исследований "Цветы", 1991 для КГИОП
  8. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. — 144 с., ил. — 5000 экз.
  9. Мещанинов М.Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. СПб, Genio Loci, 2007.-583 с
  10. Тоесева А. Монигетти. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  11. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб,: Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.
  12. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  13. Финкельштейн К.И. Кузница кадров поэтов и ученых: Николаевская Царскосельская гимназия // Знаменитые универсанты. Золотая книга Санкт-Петербургского университета. Т. 3. СПб.: Знаменитые универсанты, 2005. С. 562-590.
  14. Царскосельская газета
  15. Воспоминания б. военного моряка Юрия Юрьевича об учебе в 488 школе
  16. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1887-1888 уч. год. СПб.: Тип. Балашева, 1888.- 88 с., 1 л. ил.
  17. Сведения о Николаевской гимназии в Царском Селе. 1870-1872 уч. год. СПб.: Печатня В.И. Головина, 1871.- 16 с. С.1-2 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9991 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!