Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Набережная 14. Городовая ратуша (Пушкинский Дом культуры)

 

Фотоальбом. Вторая Городовая Ратуша. Дом культуры

 

 

В тяжелое для России время, в самый разгар Крымской войны, на престол вступил Александр II. Он родился в Москве, в Кремле, но детство свое провел в Павловске и в Царском Селе. Впоследствии, как и его отец Николай I, Александр стремился деятельно участвовать в жизни царской резиденции. В годы его царствования построены Николаевская мужская гимназия, Лютеранская церковь, Мариинская женская гимназия и городовая Ратуша.

1859

Первоначальный проект Общественной Богадельни и Городовой Ратуши, предполагавший перестройку Дома директора Обойной фабрики, был составлен городовым архитектором г. Царского Села, разработавший ранее новую планировку этого участка, Н.С. Никитиным.

Все они в апреле 1860 года были переданы Ратушей в Царскосельское дворцовое управление на рассмотрение Главноуправляющему генералу Захаржевскому. В связи с полной неудовлетворенностью представленньм, Захаржевский вернул чертежи для дальнейшей переделки архитектору Царскосельского Дворцового Управления академику Ипполиту Антоновичу Монигетти.

Проекты ратуши и богадельни были выполнены Монигетти в том же 1859 году, но реализация их задержалась на два года из-за отсутствия у Городского управления нужных средств, а также в связи с затруднениями в выборе мест для их постройки в Царском Селе.

Разместив окна в два яруса, Монигетти добился того, что оба центральных зала (аван- и конференц-залы) выглядят эффектно. В их оформлении Монигетти ближе, чем в других работах, подошел к традициям классицизма. Не исключено, что Монигетти вполне сознательно обратился в данном случае к приемам классики, — он стремился, избегая дворцовой пышности, придать архитектурному облику интерьеров внутреннюю значительность, парадную приподнятость в сочетании с официальной подтянутостью. Такой путь «создания образа через стиль» характерен для архитекторов-эклектиков.

В стилевом отношении эти интерьеры напоминают произведения раннего русского классицизма, однако строгость классической архитектуры смягчена здесь гирляндами, венками и тому подобными лепными украшениями, навеянными мотивами барокко. На фоне многих других парадных интерьеров второй половины XIX века, в большинстве своем страдающих чрезмерной пышностью и тяжеловесностью декора, интерьеры ратуши выделяются своей строгостью, четким ритмом архитектурных членений, тонкой проработкой лепных деталей.

В композиции фасада Ратуши Монигетти повторил алмазный руст, византийские колонки и треугольные сандрики. Надстроенный им третий антресольный этаж обработан малыми сдвоенными окнами и завершен сложным карнизом с аттиком. В центре фасада вместо сдвоенного окна помещалась надпись «Царскосельская городовая ратуша», отмечавшая большой двусветный зал, который размещался по оси главного фасада.

Интересно отметить, что в композицию конференц-зала Монигетти включил хоры, разместив их в виде лоджий на уровне окон верхнего света. Лоджии завершены балконами с ограждением из балясин, что придает залу особую торжественность и делает его светлым и полным воздуха.

Строительством Ратуши занимался специально созданный комитет по устройству Царскосельской общественной богадельни и Ратуши, возглавляемый старостой, почетным гражданином Василием Барановым и Себастианом Ламони. Из докладной градоначальнику:

“Во вновь выстроенной Ратуше началось отопление печей для просушки и по настоящее время употреблялась для топлива имевшаяся щепа, которой более уже нет, а потому имею честь испрашивать для разрешения употреблять ли старый строительный хлам подрядчика, или же будут отпускаться для сего дрова. 25 октября 1865 года. С.Ламони”.

Известен также еще один персонаж, актвно участвовавший в постройке Ратуши — это Хлебников Моисей Емельянович (1800 — 1868) — булочник, поставщик ЕИ Дворца, бургомистр ЦС, Председатель Комитета по строительству Николаевской гимназии и ратуши, Дворцового госпиталя, похоронен на Кузьминском кладбище.

28 октября 1865 года датирован счет на оплату вставленных зимних стекол. 19 октября 1865 года здание Ратуши застраховано Российским страховым обществом. Счет подписал староста Кучумов.

Год постройки ясен, а вот чтобы узнать, в каком месяце вошла в строй городовая Ратуша, пришлось заняться исследовательской работой. В архивах Екатерининского дворца Г.Д.Ходасевич, старший научный сотрудник музея, нашла несколько документов, свидетельствующих о начале работы Ратуши.

С 1866 года по 1917 в здании на Набережной размещалась Царскосельская городовая ратуша (перейти по ссылке)

 

1902. Перестройка Ратуши

В 1902 году по проекту Р.Р. Баха, главного архитектора Царского Села, сделана пристройка для Малого Парадного зала

с роскошной мраморной лестницей и декором в стиле Людовика XVI.

 

Стены украшали портреты царственных особ. Зал был предназначен для проведения различных торжественных заседаний, выездных сессий окружного суда, воинских присутствий, а также спектаклей, концертов и различных увеселительных мероприятий.

1917

 

Февральская революция 1917 года в Царском Селе

1917

В апреле 1917 года в ратуше было проведено собрание делегатов по выборам в Царскосельский Совет. В Совет вошли в основном  эсеры и меньшевики. После Октябрьской революции и разгрома отрядов Керенского — Краснова председателем Царскосельского Совета стал большевик Н.И. Татаринцев.
 
1918
 
Ратуша упразднена декретом Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны 29 марта 1918 г.  А, 15 апреля и 23 июля были проведены конференции Царскосельской организации большевиков.
 
1919

В январе 1919 года на партийной конференции было принято решение о разделении уезда на три района: Колпинский, Детскосельский и Гатчинский. Были объединены городской и уездный Советы в один Детскосельский Совет.

В декабре 1919 года стало известно о гибели под Нарвой члена уездкома П.И. Ильина. Его тело было доставлено в Детское Село и похоронили наКазанском кладбище. Ратуша стала называться Домом Ильина.
 

1944

11 июня 1944 года В городе состоялся радиомитинг, посвященный 145-Й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Он происходил в доме культуры, бывшей городской ратуше. Речи то и дело оглушались взрывами — саперы подрывали мины, которых в городе И парках оставалось немало. Первое слово на митинге получила актриса В. А. Мичурина-Самойлова, едва сдерживавшая слезы, она говорила о городе как о любимом человеке, с которым была в долгой разлуке. В тот день в старой ратуше звучал и стихи Аины Ахматовой, Ольги Бергольц, Веры Инбер… Вспоминает В.А.Мануйлов: «Большой зал был  полон, в открытые окна врывался запах свежей зелени, ветер шелестел листвой. На торжественном собрании выступала и Анна Ахматова. Анна Андреевна прочла всем известные стихи о Пушкине-лицеисте:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.

Голос Ахматовой в тот день звучал еще совсем молодо, и это стихотворение как-то особенно взволновало всех. Сколько всего было пережито! И Пушкина, и вещее его слово мы пронесли через испытания военных лет, как что-то родное и близкое каждому из нас».

1960-е

по материалам газеты Вперед за 1969 год

Драмматический кружок существует в Доме культуры двадцать три года. Театром-студией стал только в шестидесятом. На этой сцене ставились пьесы Толстого  и Горького — пьесы, сложные для сценического воплощения. А. насколько спектакли были удачны, можно судить хотя бы по одному факту из творческой биографии коллектива. В 1968 году за постановку горьковских «Мещан» актеры получили диплом I степени на городском смотре самодеятельности.

У студии есть своя душа — ее художественный руководитель Лев Владимирович Шостак, свои «звезды». Питомцы студии поступают в театральный, в
институт культуры, в музыкальные училища и продолжают приезжать в Пушкин ка репетиции. Но для всех — и для профессионалов, и для тех, у которых театр — вторая профессия, жизнь на сцене начиналась одинаково.

Почему человека тянет играть на сцене? — это говорит Юрий Васильев. Для него, театр — профессия. Окончил институт культуры. Теперь методист ДК… Ведет кружок художественного слова. — Вряд ли кто-нибудь может вам ответить

— А помоему, театр —.болезнь. Болезнь тела и души, — присоединяется к разговору Игорь Брусенцов, журналист, — в ДК давно. Играю резко отрицательных персонажей, вроде Бенкендорфа в "Александре Пушкине" и Бесссменова в «Мещанах». Но моя актерская биография интереса не представляет. Вы лучше спросите, как стал певцом Виталий Романов.

Виталий занимается в училище им. Римского-Корсакова. но продолжает участвовать в спектаклях Дома культуры., сказывается страстное увлечение. На экзаменах в студию читал Гамлета, а пел шутливую сенку мушкетеров.

А вот меня даже и детства авали Лоркой-артисткой, — говоритЭлеонора Тимошенко. — — Встречаю знакомых, спрашивают: «Ты артистка?», а я учителыница французского языка. В «Мещанах» Элеонора играла Елену, да так, что ее игрой восхищались даже строгие знатоки искусства. Татьяна Андреевна Рыбина по возрасту старейший участник труппы, а ее театральный стаж невелик. Как-то не считала самодеятельность серьезным занятием, но однажды попала на спектакль ДК.

— Едва дождалась конца — сразу же за кулисы. Говорю: "Возьмите меня к себе". Учила первую роль в Екатерининском парке, ходила по аллеям и вслух ее повторяла. Я ведь живу студией, я здесь молодею.

Что же привлекает столь разных людей в Дом культуры? Почему сюда приходят и директор Александровского ДК Валерий Агафонов, и техник аэропорта Борис Васильев и школьник Саша Зарецкий? Что заставляет Бориса Галеркина, человека с дипломом экономиста рваться в Пушкин с многочисленных заседаний, опаздывать, волноваться и пугать домашних своим «вживанием»  в роль?

Последнее слово за Львом Владимировичем: Лена, прочти *Зинку", пожалуйста.

Встает девочка в школьном платье. Мимо пройдешь и не заметишь. Она читает стихи Ю. Друниной умно, без крика, и настолько хорошо, что дух эахвает, и вопрос, "почему" она здесь, отпадает caм собой. Это призвание.

  С. Виноградова

 

 Интерьеры парадных помещений ратуши хорошо сохранились. Аванзал и конференц-зал бывшей ратуши в наши дни стали парадными залами Дома культуры, где проводятся концерты, торжественные заседания, танцевальные вечера.

 

Упоминания:

  • Аксёнов Алексей Иванович — 1914 — Царскосельский мещанин. Городская ратуша, депутат от мещанского общества
  • Анкудинов Михаил Николаевич – 1914 — личный почётный гражданин. Городская ратуша ЦС, торговый депутат.
  • Анкудинов Павел Николаевич – 1917 — купец, Павловск-2, улица Матросская дом 2. Царскосельская городская ратуша, мелочная и мясная торговля.
  • Баранов Василий Егорович — 1913 — почетный гражданин, казначей Демидово-Шёлковской богадельни,  Московская дом Харченко. Городская ратуша; рейнский погреб
  • Безруков Степан Петрович — 1917 — клр., деревня Новая сб.д. Царскосельская городская ратуша.
  • Димитриев Димитрий Поликарпович – 1863 – 1965 — гс., секретарь в Городской Ратуше ЦС
  • Дмитриев Дмитрий Поликарпович – 1861 – 1872 — кр, секретарь городской ратуши Царского Села
  • Ерошкин Константин Петрович – 1895 — Конюшенная улица. Городская ратуша

 

Источники:

  1. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. — 144 с., ил.
  2. Большакова Любовь Захаровна. Дворцовый город Царское село во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.: особенности управления и городское хозяйство
  3. Павлова С.В. Пушкинский Лицей. Путеводитель. — СПб.: Паритет, 2004.- 192 с. -ил.
  4. Материалы газеты Вперед (Большевистское слово, Царскосельская газета)
  5. РГИА. Ф. 472. Оп. 15. Д. 33. О разрешении предоста-вить права участвовать в собрании Царскосельской городовой ратуши. – 1866 г. – 119 л.
  6. РГИА. Ф. 488. Оп. 1. Д. 1757. Отчеты Царко-сельской городовой ратуши. – 1882 г. – 78 л.
  7. Денисова М.П. Царскосельская городовая ратуша в системе управления городом (1808-1865 гг.): обзор источников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 6.С.173–176;

 

Современная жизнь ДК: 

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6786 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!