Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Набережная 4. Лютеранская церковь

 

Фотоальбом Набережная 4. Лютеранская церковь

Объект исторического и культурного наследия как Памятник архитектуры федерального значения.

Датой основания лютеранского прихода в Царском Селе считается 1811 год. Однако, Лютеранскую церковь было разрешено построить в 1817 году. 7 сентября 1817 года появилось дело об отводе места под постройкулютеранской церкви в Царском Селе.

Поручено оно было "городовому" архитектору Царского Села, надворному советнику и кавалеруВ.И. Гесте. Инициаторами постройки являлись законо-учитель Царкосельского лицея — Кристиан Фридрих Гнихтель и директор Егор Антонович Энгельгардт. В 1818 году император Александр I  пожаловал 20 тысяч рублей на строительство деревян­ной кирхи.

Участок, на котором она находилась, был отдан в веде­ние Царскосельского лицея… Местность. в которой расположена церковь, в XVII году принадлежало Нижнему конюшенному двору со шталмейстерским флигелем, обнесенному оградой из штакетника на каменном фундаменте и с каменными же столбами. Эта ограда сохранилась до настоящего времени.

С 1796 года по высочайшему указу императора Павла I конюшни использовались для размещения лошадей лейб-гвардии Гусарского полка. Для нужд полка здесь построили деревянную казарму. Лицевым фасадом она была ориентирована в сторону шталмейстерского дома, а торцом обращена к набережной пруда.

 

фрагмент литографии Лангера 1820 г., на которой слева видна часть деревянного здания первой кирхи

 

Деревянная лютеранская церковь сооружалась одновременно со строительством дворца Кочубея напротив него через Нижний пруд, по проекту Стасова. 20 января 1817 г. Стасову препроводили отклоненный проект этой церкви с резолюцией: «Высочайше повелено план и фасад пересмотреть архитектору Стасову».

Строительство попроекту Стасова развернулось в 1818 г., и уже в феврале следующего года церковь была отстроена. 13 октября 1818 года евангелическо-лютеранская церковь Преображения господня была освящена.

Известно изображение лицевого фасада кирхи, которое имеется на литографии, выполненной по рисунку лицеиста В.П. Лангера в 1819 году.

Из рапорта архитектора В. И. Гесте от 29 января 1820 года из­вестно, что лютеранская церковь «у меня начерчена». Здание было построено в стиле ампир, в архитектурном решении главного фаса­да использована композиционная схема античного «храма в антах»: трёхколонный портик, обрамлённый внешними стенами, увенчан полным антаблементом и фризом с метопами и триглифами и завер­шён треугольным фронтоном.
 
В 1822 году под руководством архитектора В. П. Стасова произ­водилась переделка портика: «были сделаны 4 столярные каннелированные колонны (вместо трёх) вышиною в 1 аршин, переделано крыльцо — перед колоннами опущено ступеней 26 поп саж. и пере­стилка 32 лещадных плит на площадке».14 Счёт в размере 800 рублей на оплату выполненных работ (столяру Тарасову, каменщику Бату­рину, штукатуру Зайцеву) подписан архитектором Стасовым 11 мая 1822 года.
 
Богослужения в храме совершались вначале лицейским пастором, а в 1843 году, после перевода Лицея в Петербург, церковь перешла в ведение Министерства внутренних дел.
 
Петр Андреевич Роттаст, который кроме обязанностей эконома Лицея с 1841 года, выполнял и функции полицмейстера (смотрителя) зданий Лицея и, конечно же, входил во все хозяйственные нужды кирхи. Кроме того, он был на протяжении четырнадцати лет бессменным старшиной при Царскосельском евангелическо-лютеранском приходе. За свою усердную и бескорыстную деятельность на ниве духовного служения Петр Роттаст в 1834 году удостоился благодарности генеральной консистории.
 
В 1857 году архитектор Н. С. Никитин составил проект при­стройки тёплого тамбура к зданию лютеранской церкви, который обозначен со стороны алтаря на плане участка. Разрешающая виза Якова Васильевича Захаржевского — управляющего дворцо­выми правлениями и городом Царское Село, свидетельствует о том, что пристройка была разрешена.

14 августа 1860 года по высочайше утверждённому проекту, разработанному архитектором А. Ф. Видовым, была заложена новая каменная кирха. По поручению совета евангелическо-лютеранской общины архитектор А.Ф. Видов составил проект новой церкви на месте обветшавшего старого здания. Проект, как сообщает Вильчковский, император утвердил еще в 1860 году. Закладка нового здания состоялась 14 августа 1860 года. Видов использовал образцовый проект для лютеранского храма, разработанный его учителем архитектором К.А. Тоном.

В 1864 году, после того как император Александр II лично выделил приходу семь тысяч рублей, началось строительство. Спустя год постройка кирхи была окончена и 17 апреля 1865 года, в день рождения императора, она была освящена.

  • Фехнер Андрей (Август-Вильгельм) (1851 – 1867) - пастор в Царском Селе и Павловске, Ост-Ингерманландский лютеранский Пробстский округ

 

«Недалеко от парка в окружении низких каменных домов, помнящих эпоху Елизаветы Петровны, грустное и суровое кирпичное здание — лютеранская кирха».

Здание, выстроенное из красного кирпича в неоготическом стиле с высоким остроконечным шпилем, выходит фасадом на Набережную улицу и очень красиво смотрится с противоположной стороны пруда. Это ещё одна вариация на тему готической архитектуры, но, в отличие от парковых павильонов подобного характера, эта церковь выстроена много позже. Углы фасада и боковые стены здания были обработаны контрфорсами.

На первом этаже кирхи расположен просторный двухсветный вестибюль с низкими арочными сводами. Из вестибюля металлическая лестница с деревянными ступенями и перилами вела на второй этаж, на хоры, которые расположены над входом в торце нефа. Центральный неф значительно превосходит боковые по высоте и отделён от них стрельчатыми арками.

Кирха была рассчитана на 400 сидячих мест, а богослужения в ней совершались на немецком и латышском языках.

«Обычно гудел орган торжественно и важно… Со стен глядели цифры, римские и арабские, указуя псалмы. Скамейки деревянные были жёстки и тяжелы, как кирпичи. Молитвенники тоже — чёрные кирпичи с белой начинкой. Всё было сухо, неуютно, но практично. Сел и сиди, никакого беспокойства. Орган задаёт тон, люди подтягивают. Напевы тяжёлые и густые. Слово к слову приставляется, как кирпич к кирпичу, и растёт стена… Конец службы был всегда интереснее… По всей улице двигались с мужьями и в одиночку лютеранские старушки в старомодных жакетах с бархатными воротниками, с громадными юнгами и ридикюлями, в шляпах-нашлёпках с украшениями из украшениями из какой-то пыльной чёрной чепухи… Честные немецкие матери шли со свитой выводков»." Кирпичная элегия. Воспоминания царскосела Э.Голлербаха.

Упоминание: 

1898 — Анс Фридрих Александрович (Андреевич) — 1898 — Средняя улица дом Лютеранской церкви (Фридрих Андреевич).1907 – клр., Набережная улица дом Лютеранской церкви. Управление СПб почтово-телеграфного округа.

С 1905 года в Царском Селе возникает латышская община.

 

На церковном участке было построено здание начальной школы, которая находи­лась в ведении Министерства внутренних дел, а содержалась на цер­ковные деньги. Школу посещали в основном дети немецкой колонии Фриденталь, которая была основана в Царском Селе в 1817 году. Школа содержащаяся на церковные суммы и на плату в 2 рубля в месяц на учение., в которой к 1909 году насчитывалось в общей сложности сорок учащихся.  Она состояла в ведении Министарства внутренних дел.

«Это были особые богослужения для детей, с нравоучительными беседами, начинались они в три часа дня. Какие-то старые девы с каплей на кончике носа «своими  словами» излагали катехизис и Библию, заставляя нас повторять расказанноеое. Единственным волнующим событием в лютеранской церкви было Рождество. Рождество — это значило: перед алтарем огромная елка, Василий священнодействует, как жрец, поджигает шнурок, огонь бежит по свечкам. Становится светло и уютно. Дети поют и волнуются...».

 

  • Вегенер Эмиль-Эвальд (1841-1898) — пастор, похоронен на Казанском иноверческом кладбище9
  • Добберт Александр Александрович (Александр-Николай) (1869–1902) — пастор церкви
  • Берман Густав-Иоганес Густович (р.21.07.1870-?) (1903 — 1914, по др. свед. 1922 ?) - пастор, Ц.С., Набережная улица дом Лютеранской церкви. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия; Мариинская женская гимназия и женская гимназия МНП, Царскосельском коммерческое училище

 

1914

6 августа 1914 года в местной лютеранско-евангелической церкви прошло молебствие о даровании победы русскому оружию. Там собрались русские немцы, которые любят нашу общую родину.
Нашими местными лютранами Царского Села и Павловска уже пожертвовано в пользу евангелического полевого лазарета 245 р., в пользу семей ополченцев 78 р., кроме того передано около 400 шт разного белья.

1915

Во вторник 20 октября 1915 состоялись похороны колонистского старосты Александра Федоровича Мундигера.

Лютеранская церковь была переполнена молящимися, пришедшими отдать покойному последний долг. Гроб утопал в роскошных венках от всех обществ, в которых Александр Филиппович принимал участие. Среди венков отметим с надписями: "Много и плодотворно потрудившемуся на пользу семей воинов. Александру Филипповичу Мундингеру" — признательное Царскосельское городское попечительство", затем были венки от вдовы, "от друзей — соседей", от Царскосельского общества взаимного кредита, от нотариуса Бородича и др.

После отпевания пастор Берман произнес прочувственную речь, охарактеризовал деятельность покойного, положившего в основу своей жизни помощь ближнему. Траурная процессия двинулась к Казанскому кладбищу, где тело было предано земле. На похоронах присутствовали, кроме родственников и знакомых, представители общественных организаций: общества взаимного кредита, городского попечительства,  страхового общества и др., где покойный принимал деятельное участие в качестве члена."

 

После 1917

 

Пасторы:

  1. Шнакенбург Отто (1922–1927)
  2. Ваккер Фридрих (1929–1930)
  3. Мытсник Хари (1977–1981)
  4. Салумяэ Тийт (1981–1989),
  5. Сурво Арво (1889–1890),
  6. Благини Владимир (1990–1992), 
  7. Головин Виктор (1993–1997),
  8. Тульнин Фёдор с 2003.

 

Известно, что в 1920 году приходу принадлежали квартиры проповедников, четыре деревянных дома и ценных бумаг на 86 тыс. 500 рублей.

Первый этаж церковного здания в 1930 году переоборудован под общежитие для рабочих. Через год советской властью было принято решения о полном закрытии церкви и передаче помещений второго этажа Ремонтно-механическому заводу под столовую и красный уголок.

Согласно архивным документам, в 1922 году во время изъятия большевиками церковных ценностей «… количество ценностей в этой церкви незначительно...»’". Кирха была закрыта в начале 1930-х годов (не позднее 1934 года), а в её помещениях разместился Осоавиахим, который находился здесь до начала войны.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно не пострадало (по рассказам очевидцев, немцы оборудовали на нём наблюдательный пункт). После войны внутри здания была произведена перепланировка и его помещения были отданы под школу шофёров до середины 1970-х годов. В первом этаже здания была устроена автомастерская, часть оконных проемов заложена, со стороны двора вместо окна устроены ворота.

В конце 1950-х годов среди финнов-лютеран Санкт-Петербурга, Гатчины и Пушкина начался сбор подписей об открытии собственной лютеранской кирхи. В 1970-х годах началось возрождение финских лютеранских приходов (первый из них был зарегистрирован в Петрозаводске), что послужило толчком к рассмотрению вопроса о передаче финской общине здания кирхи в городе Пушкине.’"

В 1977 году, по инициативе финской евангелической общины, был выполнен реставрационный ремонт и архитектурный обмер фасадов под руководством архитектора М. И. Толстова. А, Урхо Калева Кекконен — восьмой президент Финляндии,  прислал строительные материалы и на свои средства нанял специалистов для восстановления Кирхи.

Повреждённая выветриванием и механическим воздействием кирпичная кладка реставрировалась специально подобранным кирпичом и штукатурным раствором с пигментом, была произведена очистка фасада, восстановлено входное крыльцо, временно отремонтированы декоративные элементы шатра, установлен крест. В интерьерах были разобраны перегородки советского времени, восстановлена лестница и лепка пилонов, оштукатурены и окрашены стены, побелена лепка, раскрыты заложенные оконные проёмы, а воротный проём заложен и превращен в окно. Было восстановлено отопле¬ние, водопровод, канализация, проложены сети электроосвещения и установлены осветительные приборы. Ремонтные работы произ¬водились без установки лесов. Участок со стороны Средней улицы и со стороны Нижних конюшен обнесён металлической оградой. Со стороны Набережной улицы по сохранившимся фрагментам была восстановлена старая ограда на каменном фундаменте, а на месте углового дома — построена заново.

Основные технические показатели здания евангелическо-лютеранской кирхи:

  • высота фасада с шатром — 32,31 метра;
  • высота до основания башни — 17,55 метра;
  • площадь подвала — 275 квадрат¬ных метров;
  • площадь первого этажа — 313,2 квадратных метра;
  • общая площадь здания — 906 квадратных метров.
  • Цоколь облицован известняком, ступени крыльца выполнены из гранитных блоков.
  • Наружные стены здания выложены из лицевого кирпича, сандрики и оконные откосы оштукатурены.
  • Фундамент бутовый, ленточный. В здании две лестницы: одна — каменная с плитными ступенями, вторая — металлическая, на хоры, с деревянными ступенями и перилами.

В гом же 1977 году церковь передали финской общине, заново освятили во имя Воскресения Христова и с 11 ноября 1977 года в ней начались богослужения на финском и русском языках.

В 1995 году здание евангелическо-лютеранской кирхи было включено в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. Это здание пока продолжает играть роль высотной доминанты южной части города Пушкина.

 

Источники:

  1. И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825, КОЛО, СПб, 2008
  2. С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911, репринтное издание 1992
  3. Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил., переплет
  4. Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  5. Абарова А.В. Архитекторы Царского Села: Александр Видов. Александр Колб, СПб.: Genio Loci (ООО "Медиа-Практика"),  2008.- 120 с.: ил.
  6. Сайт "История города Пушкина"
  7. Сайт Кирилла Финкельштейна
  8. Справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга", СПб, 2003
  9. Царскосельский некрополь / Под редакцией Давыдовой Н.А., Груздевой Г.Ф. СПб.: Серебряный век, 2014 – 280 с., ил. С.129
  •  

другие фотографии, связанные с храмом

Рейтинг: 0 Голосов: 0 8094 просмотра
Комментарии (1)
Мавлюд # 12 апреля 2010 в 13:40 0
Добрый день!

Дополнительная информация из следующего источника:  
Немцы в России. Люди и судьбы. Сб. статей. Отв. редактор Л.В. Славгородская.  Спб., 1998.

Статья:  А.Д. Сыщиков «Из истории лютеранских общин Ингерманландии»:
Приход Царское Село и Павловск.

Лютеране Царского Села, вначале немногочисленные, примыкали к общинам Павловска и Гатчины. Толчком для учреждения прихода в Царском Селе послужило открытие в 1811 г. Императорского Лицея, впустившего в свои стены много учителей, служащих и учеников лютеранского исповедания. Инициатором открытия прихода был директор Лицея действительный статский советник Георг фон Энгельгардт. В 1818 г. была построена деревянная церковь, а в 1865 г. – каменная.
Павловская часть прихода с 1790 по 1851 г. обслуживалась священником Гатчины. В конце 1851 г. Павловская община была на равных правах  объединена с царскосельской, и пастор Царского Села стал также и пастором Павловска. В 1796 г. в Павловске при поддержке императрицы Марии Федоровны была построена деревянная церковь Св. Фридерики-Доротеи, в которой некоторое время велись и католические службы. После пожара 1877 г. она была заново отстроена.
В 1820 г. в окрестностях Царского Села была основана немецкая мануфактурная колония Фриденталь; она присоединена к Царскосельскому приходу, а впоследствии и в административном отношении она слилась с Царским Селом. В приход входила также немецкая колония Этюп, основанная в 1811 году.
В Царском Селе и Павловске имелись церковные советы. Приход Царское Село с Павловском насчитывает 1000 прихожан, из них 700 немцев и 300 эстонцев. К приходу, помимо названных пунктов, относятся селение Пулково и три бумажные фабрики на Ижоре. У прихода две церкви: церковь Преображения Господня в Царском Селе, вмещавшая  400 человек, и церковь Св. Фридерики-Доротеи, способная принять 200 человек.
Пастору общины полагалось 200 руб. от короны, 600 руб. от немецкой и 100 руб. от эстонской общины; за пасторство в Павловске  150 руб. из казны  и  250 руб.  от общины. Школы общины были в Царском Селе и в Павловске, и обе двуклассные.
***
С уважением М.Х.Галеев