Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Парковая 18, 18а. Особняк графа Гудовича

 

Парковая 18,  18а. Усадьба графа Гудовича (фотоальбом)

Богатый особняк графа В.В.Гудовича, ориентированный в сторону Екатерининского парка.

 

 

Он построен в 1900-е гг. по проекту Данини С.А. и включает несколько исторических доволадений.

Граф Василий Васильевич Гудович — шталмейстером Высочайшего Двора.

В марте 1900 г. Гудович купил два смежных участка под номерами 2 и 3 по Волконской улице (против Чертова мостика в Екатерининском парке). Разрешение на постройку на них двухэтажного с подвалом каменного дома, двух таких же по высоте каменных служебных флигелей и еще одного, частично каменного служебного дома, подписано 11 июля и в августе 1900 г. получено С. А. Данини по проекту которого в 1901-1903 гг. и была построена усадьба. Большой дом с аркой и балконом над ней выходит главным фасадом на улицу.

Фасад в стиле модерн и внутренняя планировка с парадной лестницей принадлежит к лучшим работам зодчего. 

Прототип особняка очевиден — это дача великого князя Бориса Владимировича. С участия в ее строительстве начинались царскосельские труды Данини и, несомненно, он оставался под впечатлением от этого образца английской архитектуры. Естественно, выбор архитектора отвечал и запросам заказчика — губернского предводителя дворянства, видной фигуры в жизни Царского Села. Учитывалось и то, что такой стиль импонировал августейшей семье. 

 

 

Родство особняка Гудовича с великокняжеской дачей прослеживается в свободной асимметрии композиции, вариациях треугольных и трапециевидных (вальмовых) щипцов, заполненных контрастной графикой фахверка, краснокирпичных стенах первого этажа, множестве типоразмеров окон, высоких черепичных крышах и рельефной кладке дымовых труб, фасады здания равноценны, но ни один из них не повторяет другого. В то же время дом Гудовича отличается изяществом и рафинированностью форм, исторические мотивы полностью переплавлены в стилистику модерна.

В разнообразии рисунка фасадов проявилась тяга неоромантического модерна к индивидуализации элементов. Важнейшие средства выразительности — цвет и фактура материалов. Сопоставления радомского песчаника, гранита, красного и белого кирпича, дощатого фахверка и керамической черепицы рельефнее раскрывают эстетические качества каждого материала.

 

Светлый песчаник цоколя оттеняет фактурность гранитных рустованных углов и наличников. Оконные проемы подчеркнуты красными обрамлениями на белом фоне или, наоборот, белыми — на красном.

Многоскатная кровля и дымоходные трубы превращены в эстетически полноценные компоненты художественного целого. Компактный блок здания дополнен верандой и оригинальной террасой с арочным проездом на гранитных колоннах.

 

Интерьеры также были выдержаны в духе английских коттеджей. План зданяя учитывал лучшую ориентацию жилых комнат, их размеры, расположение. В интерьере значительное место отведено личным апартаментам, а, не парадным помещениям. Кабинет владельца, гостиные, спальни, ванные были очень удобны и уютны.

 

 

 

Особняк вместе со служебными флигелями составлял микроансамбль, в котором утилитарные строения были решены теми же архитектурными средствами: красный кирпич, фахверковые щипцы, черепичные кровли, фигурная выкладка труб.

В архиве архитектора сохранились фотографии интерьеров: дубовая лестница на второй этаж, комнаты, украшенные лепными фризами и отделанные деревянными панелями.

Снаружи особняк сохранился неплохо, правда, черепичная кровля заменена на металлическую. Два перестроенных служебных флигеля находятся за домом. Один из них надстроен, о его первоначальном виде напоминают печные трубы своеобразной формы и нескольких досок на уровне второго этажа, которые имитировали фахверк.

На участке был разбит большой сад с фруктовыми деревьями, цветами и кустарником.

Ограда с каменными фигурными столбами, характерных для модерна волнообразных очертаний, возведена Мельцером.

 

Проекты усадьбы графа В. В. Гудовича:

156. Особняк. Главный (северный) фасад. Акварель, тушь, ватман. 33,6x24,1. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1381/1-ХШ.

157. Особняк. Задний (южный) фасад. Эскиз. Черновой вариант. Карандаш, ватман. 41,4х 39,7. Архив С. А. Данини.

158. Служебный флигель, фасад. Подпись справа: «С. Данини». Акварель, тушь, ватман. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1381/10-ХШ.

159. Служебный флигель, фасад. Надпись вверху: «фасад флигеля лит. J по линии». Карандаш, тушь, ватман. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1381/6-ХШ.

 

Проекты С.Данини для особняка Гудовича, арендованный Гвяздовским:

223. Фасад. Надпись по центру: «фасад дома лит. Д по линии а-б»; подпись внизу: «Построено по этому плану. Архит. С. Данини»; надпись вверху рукой Данини: «Дом графа Гудовича, арендованный Гвяздовским». Тушь, карандаш, ватман. 6г,7Х 32,7. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1381/2-ХШ.

224. Планы дома лит. Д. i и 2 этаж. Надпись вверху: «Планы дома лит. Д 2-й этаж»; надпись в центре: «1-й этаж». Акварель, тушь, карандаш, ватман. 62,7x32,7. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1381/2.2-ХШ.

225. Разрез. Надпись вверху: «Разрез дома лит. Д. по линии в-г». Акварель, тушь, карандаш, ватман. 62,7x32,7. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1381/2.1-ХШ.

 

Упоминание в адресных книгах:

  • Арапов Михаил Степанович – 1907 — Велиовская дом графа Гудовича. Подр. по построению деревянных домов.
  • Архипова Александра Максимовна – 1907 — Велиовская улица дом Гудовича. Повивальная бабка.

 

В 1914 году в доме Гудовича на Волконской улице был организован сборный пункт денежных средств и вещей в помощь семьям воинов. Заведовала складом княгиня Святополк-Мирская.

А буквально через несколько дней Царское Село узнает о том, что младший сын Гудовичей —  Пётр Васильевич Гудович, пал в бою, в самом начале Первой Мировой войны:

 

"Третья жертва войны.
На днях убит в бою молодой граф Петр Васильевич Гудович – юноша 18-ти лет, воспитанник Кадетского корпуса Императора Александра I. Поступил в действующую армию добровольцем. Царское Село его помнит хорошо, он был большим любителем конного спорта и еще недавно на своей скаковой лошади тренировался на местном ипподроме, приготовляясь к скачкам.
Пётр Васильевич — второй сын графа Гудовича, первоначально воспитывался в Николаевской гимназии."3

 

После 1917

 

В сентябре 1917 года до указан, как Волконская, д.18 и д.20 (гр. В.В. Гудовича).

После революции граф В. В. Гудович эмигрировал в Эстонию, позже перебрался во Францию.

С 1917 года до осени 1919 года в доме располагалась трудовая школа первой ступени им. Луначарского (школа так же занимала особняк Комстадиуса на углу Парковой и Радищева). Заведующей была оставлена О.В. Бобылёва, помощницей -  Мальцева Н.Э.

В школе одно время училась Виргиния — дочь архитектора дома С.А.Данини. Чтобы сократить путь домой, она пересекала Волконскую (ныне Парковую) улицу и через дыру в ограде и Чертов мостик шла на Оранжерейную, срезая угол парка. Однажды осенью 1919 г. Виргиния долго стояла у бывшего особняка — перейти улицу не давали колонны войск Юденича, шедшие на освобождение Петрограда.

 

После войны в особняке открылся детский сад (теперь это детский сад 1 «Теремок»), Вход в детский сад тогда был со двора, а в хоз.флигеле во дворе стояла лошадь, которая обслуживала нужды детского сада.

Воспоминания старожила города Сидоренко К.П.:

Родители, очевидно, понимали, что оставлять меня одного или гулять на улице или дома очень тревожно. К этому времени открылся детский сад в Софии, в старинном доме Гудовича, куда я и был определен. Вход в детский сад тогда был со двора. В детский сад приходилось ходить одному довольно далеко туда и обратно — через территорию Всесоюзного института растениеводства (ВИРа), вокруг Колонистского пруда, далее по Советскому (ныне — Софийскому) бульвару, Парковой улице до детского сада.

На территории ВИРа стояло несколько домов, но там никто не жил.В подвале одного из домов где-то в августе я обнаружил склад детонаторов (взрывателей) для мин. Но что это была очень опасная находка, я узнал только тогда, когда пришел в детский сад. Воспитательница куда-то отлучилась, а я раздал эти детонаторы другим детям и мы начали ими играть на балконе первого этажа. Когда воспитательница вернулась, увидела, чем мы заняты, она отобрала у нас детонаторы и вынесла их с балкона. Я был отчислен из детского сада.

 

Источники:

  1. Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.: ил.
  2. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  3. "Царскосельское дело", №35, 29 августа 1914 года
  4. Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1949 гг.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 8057 просмотров
Комментарии (4)
Тамара Максимова # 23 июня 2011 в 22:59 0
Мой детский сад. Сюда меня сдавали на неделю.
И лошадь помню. Помню свой страх, когда увидела как эта лошадь жевала вату из ватника конюха, стоявшего спиной к ней и горячо разговарившего с кем-то из сотрудников детского сада.
Галина # 13 февраля 2012 в 08:22 0
И я в этом садике жила неделями, домой забирали только в субботу во время тихого часа, так как по субботам был укороченный рабочий день....  Очень хорошо помню строительство детских яслей на территории садика: мы так и норовили проскользнуть на строительную площадку smile, и чтоб мы не получили каких-нибудь травм, нас стали водить на прогулки в Екатерининский парк.
Lonev # 18 ноября 2012 в 00:55 0
Уважаемые господа! Считаю необходимым поправить автора статьи особняк графа Гудовича. Граф Василий Васильевич Гудович,шталмейстер Высочайшего двора не был прямым потомком генерал-фельдмаршала И.В.Гудовича,а приходился ему правнучатым племянником  Источник- родословная графов и дворян Гудовичей.
Photojour # 18 ноября 2012 в 13:04 0
Lonev, спасибо большое за комментарий. Но в статье про "прямого" потомка ничего не говорится, просто упомянуто их родство. Но, если Вы сможете дать ссылку или более развернутые комментарий по его родословной, мы с удовольствием дополним ими статью  smile