Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Павловское шоссе 10, 12. Дача Юсуповой

Фотоальбом Усадьба 3.И. Юсуповой (Павловское шоссе 10, 12)

 

Юридический адрес 189620, СПб, г. Пушкин, Павловское шоссе, д. 10. Общая площадь: 1320, 50 кв. м.

Статус: Государственная собственность, в лице КУГИ Санкт-Петербурга. Категория охраны: Памятник истории  и культуры федерального значения. (Указ  Президента РФ от 20.02.95  № 176  «Об  утверждении  Перечня  объектов  исторического   и  культурного  наследия федерального (общероссийского)  значения»).  

 

Усадьба княгини Юсуповой является самой яркой постройкой, выполненной Монигетти по частному заказу в Царском Селе, и справедливо считается одной из «жемчужин» русской архитектуры.

История строительства дачи княгини Юсуповой (урожд. Зинаиды Ивановны Нарышкиной) (1809-1893) овеяна ореолом тайны и романтики, сопутствовавших экстравагантной жизни этой представительницы древнего рода.

 

княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урожденная Нарышкина, в несанкционированном браке с «французским генеральным советником» де Шэво маркиза де Серр 

Однако если изучить архивы, все становится вполне обычным для Царского Села, города дворцового ведомства, земли коего принадлежали царствующему императору, не подлежа отчуждению. Строительство здесь регулировалось особо жестко. Разрешение на отвод участка на правах Всемилостивейшего пожалования мог дать лишь царь, что после застройки документально оформлялось в виде «данной»:

«По Указу Его Величества Государя Императора Александра Николаевича, самодержца Всероссийского и проч.
Дан сей лист супруге французского генерального советника графине Зинаиде Ивановой де Шово маркизе де Серр на владение двумя местами с имеющимися на оных строениями, состоящими в г. Царском Селе 3 части по левой стороне Павловского шоссе под № 1 и 2. Земля мерою, как значится на включаемом у сего плане погону: с правой стороны 60 саж. с левой 69 саж.; а в остальной задней части места 85 саж. 2 арш., всего же квадрату 6364 саж. г. Царское село Майя 22 дня 1863 г. Подписано: Его Императорского Величества".

Основная часть насаждений, образовавших аллеи и куртины между Павловским шоссе и Верхней (Ново-Павловской) дорогой, появилась здесь благодаря трудам садовых мастеров Царскосельского дворцового правления Ф. Ф. Лямина и И. Ф. Пипера в 1839–1847 гг.

Особое внимание уделялось социальному положению и «благонадежности» будущих дачевладельцев. Однако выбор был невелик – об отводе мест просили, в основном, небогатые обыватели Царского Села – булочники, камердинеры, военные. Осенью 1855 г. царь утвердил план отвода шести дачных «мест» в Отдельном парке, разработанныйарх. А. Ф. Видовым.

В 1854 году, в связи с распродажей участков земли под строительство частных дач вдоль Павловской дороги, княгиня  Юсупова решила построить себе дом в Царском Селе. Вдове тайного советника кн. Юсуповой первой по ее прошению предоставили участок площадью около 2,2 га.

14 февраля 1856 года получила от имени великого князя Николая Николаевича разрешение «на постройку каменной дачи по левую сторону Павловской дороги» на двух десятинах земли. Но, вероятно, еще задолго до этого княгиня пригласила Монигетти составить проект особняка, так как хранящийся в ГМЗ «Царское Село» подписной эскиз дачи «Фасад на Павловскую дорогу» высочайше утвержден графом Адлербергом уже 20 января 1856 года (на листе имеется соответствующая помета).

Участок был сравнительно большой и открытый со всех сторон.

План дачи Юсуповой. Рисунок Монигетти

 

Юсупова представила архитектору полную свободу в выборе композиции и стиля дачи, ее размеров и разбивки сада. Условия устраивали Монигетти, и он принял заказ, пообещав Юсуповой построить нечто вроде царскосельского Эрмитажа.

В связи с постройкой царскосельской дачи в семье Юсуповых сохранилось предание, описанное в мемуарах правнуком Зинаиды Ивановны — Феликсом Юсуповым. Согласно этому преданию. Николай I однажды предложил княгине провести лето в «царскосельском домике "Эрмитаж"». Княгиня ответила, что «отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным имением. А все ж купила землицы близ дворца и построила домик в точности как государев подарок». Действительно, исследователи, описывающие дачу 3. И. Юсуповой, всегда сравнивают ее с находящимся неподалеку павильонов Эрмитаж: два здания роднит и диагональное размещение ботовых флигелей, и форма купола, расположенного над центральным залом.

И действительно, он создал дворец-игрушку, который безусловно может быть отнесен не только к лучшим постройкам Монигетти, но и вообще к самым интересным произведениям русской архитектуры 50-х годов XIX века. Однако Монигетти построил, прежде всего комфортабельный загородный дом, отличный по композиции и планировке от паркового павильона и сложно декорированный в стиле позднего рококо в соответствии с пожеланием избалованной заказчицы, выбравшей из предложенных проектов наиболее вычурный.

 

С каким увлечением работал Ипполит Антонович над проектом дачи Юсуповой, можно судить по рисункам-чертежам этого проекта. Проект дачи был исполнен в двух вариантах. Так же, в двух вариантах, был разработан проект оранжереи и зимнего сада, примыкающих к особняку. Характерно, что на плане усадьбы Монигетти показал не только очертания отдельных построек, но также и лепку на потолках помещений особняка, намеченную в формах рококо.

В первоначальном варианте особняк был задуман в формах, близких к барокко. Сложная по силуэту, живописная объемно-пространственная композиция особняка, построенная на нарастании масс к центру, завершалась вычурным барочным куполом. Однако декор стен в этом варианте проекта был намечен еще довольно сдержанным, близким к русскому барокко 1730-х годов. Очевидно, эта сдержанность декоративного убранства фасадов не удовлетворила заказчицу, а может быть, и самого Монигетти. Во всяком случае, он разработал другой проект, отличающийся еще большей сложностью композиционного построения объема и предельной вычурностью декора, выдержанного в духе позднего барокко середины XVIII века.


 

Диагональное размещение угловых «павильонов» и форма купола, несомненно, навеяны композицией царскосельского Эрмитажа. Однако Монигетти еще больше усложнил абрис стен, придав угловым павильонам восьмигранную форму. Используя сложный контур стен, Монигетти богато украсил их многочисленными колоннами, пилястрами, фигурными наличниками, фронтонами и картушами. Интересно задуманы крыльцо главного входа с его оригинальным «хрустальным» навесом, а также въездные ворота с хорошо прорисованной решеткой из кованого железа.

Особняк Юсуповой получился эффектным и живописным, однако его фасады явно перегружены декоративными деталями, что особенно ощущается при сопоставлении постройки Монигетти с ее прототипом— царскосельским Эрмитажем. Перегруженность декором, вычурный рисунок лепнины внесли в облик здания ту манерность и дробность, которая отличает его от произведений Растрелли и Чевакинского. Особняк Юсуповой, подобно фасадам великокняжеских дворцов — Ново-Михайловского и Николаевского, строительство которых (по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера) развернулось в эти же годы, характеризует тот процесс нарастания декоративности, количественного «умножения» на фасадах лепных деталей, который быстрым темпом развивался в архитектуре в конце 50—60-х годов. В итоге этого процесса эклектизм перешел в свою вторую стадию, охватывающую последнюю треть XIX века, отмеченную решительной антипатией к простоте, окончательной утратой чувства меры в декорировке фасадов и произвольным смешением стилей.

Если в 1840—1850-х годах стилизации «под Растрелли» были весьма «модными» и в ряде случаев, действительно, удачными, то в последней трети XIX века «стиль Растрелли» стал казаться уже скучным, и формы барокко архитекторы начали соединять с мотивами других стилей. Начало этого процесса отчетливо ощущается и в облике дачи Юсуповой. Действительно, «растреллиевские» колонны, пилястры и фронтоны Монигетти дополнил той пышно-вычурной лепниной, которую сам Растрелли никогда не использовал в отделке фасадов своих построек. Лепное убранство фасадов юсуповской дачи приближается по изощренности и обилию деталей к работе Ж. Мейссонье —знаменитого французского архитектора-декоратора, яркого представителя стиля рококо, которого сами современники называли «вывертывателем дуг, закруглителем и завивальщиком каждой формы».

Выбрав в качестве «источника вдохновения» царскосельский Эрмитаж, Монигетти, однако, не стал буквально повторять его композицию. Он прекрасно учел, что несколько абстрактно геометрический абрис плана с двумя осями симметрии, пригодный для увеселительного павильона царицы, не соответствует функции жилой загородной дачи. Вследствие этого, ограничившись стилизацией «под Эрмитаж» в компоновке только двух парадных фасадов дачи, два других фасада Монигетти скомпоновал иначе.

Большой заслугой архитектора было решение проблемы пространственно-функциональной взаимосвязи дачи и прилегающей территории. Многочисленные террасы, лестницы, открытые площадки пластически обогатили композицию дома, связали его (и в функциональном и в эмоционально-эстетическом смысле) с зеленью окружающей лужайки, внесли в архитектурно-художественный облик здания мотивы, непосредственно отвечающие его функции.

В этом — коренное отличие произведения Монигетти от царскосельского Эрмитажа, композиция которого отмечена известной замкнутостью. В компоновке лестниц и террас юсуповской дачи Монигетти проявил немало подлинной творческой выдумки, создав очень интересную в ритмическом отношении «игру» линий и плоскостей. С левой стороны особняка почти вплотную к нему была возведена оранжерея, она же — зимний сад для прогулок гостей в ненастное время.


В правой угловой части особняка Юсуповой со стороны Павловского шоссе Монигетти расположил флигель для прислуги и кухни, оформленный в стиле раннего барокко. В том же стиле построил он дом садовника на территории дачи (в конце сада). Более спокойные и сдержанные формы служебных зданий эффектно оттенили пышность княжеского особняка.

Проект известного петербургского зодчего И. А. Монигетти  император утвердил 20 января 1856 г.

Проект особняка, оранжереи и зимнего сада был разработан в двух вариантах. Окончательным оказался проект, отличающийся большей сложностью построения и вычурностью декора: угловые павильоны имели восьмигранную форму, стены богато украшались многочисленными колоннами, пилястрами, фигурными наличниками, фронтонами и картушами. Дача в Царском так понравилась Юсуповым, что в конце 1857 года Монигетти получает от них предложение постоянно работать в качестве архитектора «для работ, могущих быть в Санкт-Петербургском доме и в других местах».

Дача Юсуповой, Архив ГМЗ Царское Село

 

В 1856 году Ипполит Антонович Монигетти  начал строить эту изумительную по красоте усадьбу, состоящую из трех зданий: дачи, кухонного флигеля, дома садовника и еще пруда и сада – то есть прекрасный усадебный комплекс, каких немного, а также птичника, созданного архитектором А.Вайтенсом (ныне не сохранился) — это небольшое строение удивительно сочетало формы архитектуры модерна и западнорусских крестьянских построек.

Проект Монигетти, как в решении планировки участка, так и в оформлении фасадов осуществили с частичными изменениями. Чертежи, хранящиеся в Эрмитаже, отражают процесс работы зодчего, поиск архитектурного решения, однако утвержденного и осуществленного проекта среди них нет. Однако в РГИА имеется копия генерального плана с утверждающей визой и подписью архитектора.

По чертежу, устройство хозяйственной зоны в противоречие правилам застройки Царского Села 1808 г. намечалось со стороны улицы. Это, похоже, и послужило причиной его переработки. Особенности объемно-пространственного решения подсказывают, что Монигетти полагал сделать дачу композиционным центром Отдельного парка. Однако при реализации проекта эта роль была значительно снижена.

Наиболее существенным отступлением стало изменение ориентации главного корпуса строго по сторонам света, так как кухонный флигель лицевым фасадом вывели в ограду. Из-за этого так и не построили цветочный павильон с оранжереями, который вместе с флигелем придавал симметрию и равновесие композиции. Деревянную конюшню (утрачена в 1930-е гг.) возвели на другом месте, рядом с домиком садовника.

Одним из лучших в архитектуре Петербурга считается решение главного фасада с большой овальной террасой, плавно спускающейся в сад двумя лестницами.  Главный фасад обращен в сторону Отдельного парка. Известный мастер, творивший в эпоху эклектики И.А.Монигетти, создал господский дом в стиле русского барокко середины XVIII века: развитые формы, обильная сложного рисунка лепнина, лучковые крепованные фронтоны, арочные и овальные окна в богатых наличниках, картуши, балюстрады и тумбы.

 

 

Архитектурный облик здания отличала яркая красочная цветовая гамма фасадов. Красиво прорисованный купол, завершавший центральный зал, делал силуэт сложного в плане здания запоминающимся.

Дача имела выраженный характер паркового павильона. Архитектура главного дома навеяна мотивами итальянских вилл. Его компактный объем был центром объемно-пространственной композиции сада. Парадные залы и кабинеты восьмигранной конфигурации в плане, образуя сквозные анфилады и связи с садовым ландшафтом, занимали бельэтаж. Под террасой, выходящей в парк, были устроены "гроты" из натурального камня. Интерьеры дома также были оформлены по примеру лучших дворцово-парковых построек.

Подверглась существенной переработке планировка сада, которая включала устройство регулярного партерного участка с фонтаном и полукруглой видовой площадкой на границе с Отдельным парком. В южной части намечалось устроить круглый пруд с островком. Ландшафтную композицию обогащали большие садовые диваны подковообразной формы, имевшие широкое распространение в русских усадебных парках.

 

 

Прием размещения кухни и комнат прислуги в отдельном флигеле, под углом примыкающем к основному объему, восходит к композиции императорского Баболовского дворца ( 1780-е гг., арх. И. В. Неелов).

Строительство велось на деньги владелицы и завершилось в 1859 г. в отсутствие княгини.Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. В документах того периода ее именуют «супругой французского генерального советника», не упоминая прежних титула и фамилии. Представителем заказчицы был ее поверенный, стройкой руководили вначале сам Монигетти, а затем каменных дел мастер Торичелли. «Данную» на право владения от имени Александра II управляющий Царскосельского дворцового правления отправил с большим опозданием в 1863 г. через полицейский участок по петербургскому адресу княгини.

Текст без общепринятой в Царском Селе формулы «на вечное и потомственное владение» не лишен интереса: «По Указу Его Величества Государя Императора Александра Николаевича, самодержца Всероссийского и проч. и проч. дан сей лист супруге французского генерального советника графине Зинаиде Ивановой де Шово маркизе де Серр на владение двумя местами с имеющимися на оных строениями, состоящими в г. Царском Селе 3 части по левой стороне Павловского шоссе под No 1 и 2. Земля мерою, как значится на включаемом у сего плане погону: с правой стороны 60 саж. с левой 69 саж.; а в остальной задней части места 85 саж. 2 арш., всего же квадрату 6364 саж. г. Царское село Майя 22 дня 1863 г. Подписано: Его Императорского Величества и проч.».

Въезды на территорию со стороны Павловского шоссе в ограде оформлены воротами. Их кованые створы украшал вензель владелицы – «ЗЮ».Содержание дачи обходилось не дешево В перечне расходов семьи – городской налог по Царскосельской даче – 99 руб.

 

Впоследствии наиболее крупные работы на даче производились в 1910-е гг., когда она принадлежала внучке первой владелицы, графине Сумароковой-Эльстон, княгине Юсуповой и использовалась особо активно. Кабинет в мансарде над кухней устроили, вероятно, для ее сына. Пристройкой полукруглого ризалита и треугольного помещения для винтовой лестницы расширили жилые апартаменты на антресольном этаже с юго-западной стороны. Переход из кабинета в комнаты сделали рядом в надстройке.

Скорее всего, тогда же заделали западающие части стен между ризалитами на северо-западном фасаде. При этом изменения исторического облика фасадов были внесены тактично, с учетом элементов авторских решений Монигетти.

Таковы и новое овальное окно-люнет в надстроенном переходе в кухонный корпус, и переделанные в прямоугольные с лучковой перемычкой окна овальной формы в мансарде на главном фасаде, и оформление увеличенных оконных проемов в антресольном этаже на юго-западном фасаде.

На даче Юсуповых находились интереснейшие коллекции декоративно-прикладного искусства, редчайшие минералы, великолепная живопись.

Классические интерьеры соседствовали с изысканными интерьерами в восточной стиле.

Многие залы украшала изумительная лепка в духе лучших камероновских интерьеров Екатерининского дворца. Каждая деталь интерьера — от ткани штор до мебели - говорила о тонком вкусе заказчицы.

 

В сентябре 1917 года дом, уже после февральской революции, но еще до октябрьской, предоставлялся для "расквартирования" войск. По документам, предоставляемыом Управлением Гражданской милиции, которое направляло списки в Царскосельскую Временную Управу, значилось: по литере А (для постоя не менее 25 солдат). Павловское шоссе, д. 4 и д.6 (кн. З.Н. Юсуповой).

 

После 1917 года

После революции коллекции особняка были переданы в Екатерининский дворец.

Сначала в здании размещалась детская трудовая колония им. Луначарского, а с 1920-х гг — а здание приспособлено для отдыха воспитанниц хореографических училищ.

С 1921 года усадьба была летней дачей воспитанниц Ленинградского хореографического училища, стены ее помнят юных Галину Уланову, Марию Семенову, Татьяну Вечеслову. Татьяна Вечеслова вспоминала: 

«Детская фантазия, — пишет она, — буйно расцветала во время отдыха на лоне природы. За резной чугунной оградой белел дворец, весь утонувший в кустах сирени, словно спрятавшийся от посторонних взглядов. Только фасадом он выходил на шоссе. Вокруг раскинулся замечательной красоты сад… В саду мы находили лужайки, словно покрытые бело-розовой пеленой – это цвели махровые маргаритки… Извилистые дорожки со смыкающимися над головой деревьями, заглохший пруд с островком, на котором стояла полуразвалившаяся беседка, утопая в кустах сирени. Сирень тоже была какая-то особенная, крупная и душистая, да и все цветы в саду цвели буйно и щедро… Весь сад был сиреневым, как будто пролог из “Спящей красавицы”».

Место это связано также с именами замечательных педагогов, в частности, прославленнойА.Я. Вагановой, чье имя сейчас носит училище… Будущие актеры балета часто давали в Детском Селе школьные спектакли в Доме культуры, в Китайском театре.

В 1933 г. облик интерьеров жестко изменило приспособление дачи под лабораторию (мукомолку) и квартиры сотрудников Всероссийского института растениеводства. О трагичной судьбе одной из семей, живших до войны на даче читайте здесь.

Пострадавшее за время войны и оккупации в 1941-1944 годах, здание отремонтировали без реставрации, пристроив две новые террасы. Частично уцелевшую к тому моменту отделку интерьеров окончательно уничтожили перепланировкой и приспособлением под детский санаторий. Лестницу перенесли в объем центрального зала, заменив его перекрытие бетонными плитами. Еще до начала этих работ впервые в 1947 г. по заданию ЛО института «Академпроект» арх. Ю. В. Билинский и Д. Л. Гольд (1918–2003) выполнили обмер и фотофиксацию фасадов и интерьеров. В дополнение к двум фотографиям начала 1900-х гг. они являются основным иконографическим материалом по первоначальному облику памятника, представляя большой интерес для его изучения и реставрации..

Затем здание пустовало. Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш.

Здание  после  закрытия  детского  сада  в 1985 году  не  эксплуатировалось,  стояло  раскрытым.  В соответствии  с  предварительным проектным  обследованием,  выполненным  предприятием «Каменное  зодчество»  в  1992 г.,  фундаменты  и  кирпичная  кладка  стен находились  в удовлетворительном  техническом  состоянии,  металлические  балки  междуэтажных  перекрытий были  местами коррозированы,  деревянные  конструкции  чердачного  перекрытия,  стен  мансарды  и  кровли  были  местами  повреждены  различными видами  грибов.  

После   криминального «пожара-поджога» в  мае  1994 г.   техническое  состояние  здания  еще  более  ухудшилось:   выгорел купол  и  чердачное  перекрытие центральной  части,  при  тушении пожара  насыщены  влагой междуэтажные  перекрытия   и   стены.

Одной из ярких архитектурных достопримечательностей Петербурга грозило полное разрушение. Любые попытки КГИОП найти для нее использователя до недавних пор заканчивались неудачей. Но однажды дело сдвинулось, и вот уже не первый год здесь идет реставрация. Памятник постепенно возвращается к жизни.

Воссоздание купола — проект 1998 г. ОАО «Литейная часть-91». Произведена разборка послевоенных перегородок, выполнены первоочередные реставрационные работы.

2002

В 2002 год в бюджете СПб выделяется 4 млн р. субсидий Фонду по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга на проектирование и реконструкцию дачи княгини Юсуповой.

2003

В архитектурной мастерской «Рест-Арт-Проект» разработан эскизный проект реставрации.

В реставрации дачи Юсуповой начинает "светиться" имя б. пушкинского депутата Бориса Киселева.

Из интервью с ним в "Царскосельской газете":
— Самая страшная организация для строителей — это ГИОП. Когда я взялся восстанавливать эту дачу — не ожидал, что возникнут такие барьеры. И дело не в финансовых сложностях, которые уже полностью решены. Мы каждый камень и каждый метр согласовывали с ГИОПом. Подрядчики говорили, что легче сломать и выстроить заново. Но ГИОП этого не разрешает. Я удивляюсь только, что 20 лет дача стояла никому не нужная, что в районе так отнеслись к этому памятнику истории… Знаете, мы вывезли более 20 машин мусора, люди работали чуть не в противогазах — настолько загажено было здание… А ГИОП ставил очень жесткие условия восстановления — дело доходило до скандалов. Была даже ситуация, когда работы приостановили на пять месяцев. Мы доказывали, что южная стена не выдержит новых конструкций и просто рухнет. Тогда несколько месяцев стену испытывали в разных природных условиях и в конце концов мы оказались правы — стену надо разбирать. Теперь мы нашли общий язык, и я хочу поблагодарить главу администрации Каратуева и председателя КУГИ Ворсина, которые понимали, что без поддержки нам очень сложно. Сейчас начнется интенсивная работа. Кровля уже закончена. Скоро будет восстановлена стенка, а к осени начнутся внутренние работы. И к следующему лету, я думаю, жители Пушкина увидят это старинное здание во всей красе. Мы подняли исторические документы, связанные с дачей Юсуповой — более четырех месяцев шли подготовительные работы. Восстановление дома ведет одна из пушкинских строительных фирм — «Стройсвет». И строители, если есть возможность поставить в стенку камушки того времени, — ставят, чтобы дача поднялась почти в первозданном виде. Ведь были и война, и пожары, и невнимание…

Сейчас мы еще не решили, как здание будет использоваться. Пока идет восстановление. Хотя я могу заверить пушкинцев, что никакого казино там не будет. Мы не хотим опережать события — есть несколько вариантов использования дома. Причем, мы, еще не запустив объект, уже платим огромные деньги за его использование. Но я благодарен людям, которые звонят, пишут, поддерживают эту работу, а не ищут негатива в каждом шаге, не понимая и не зная моей работы. Но когда мы закончим восстанавливать Юсуповскую дачу, я расскажу, как это происходило и на какие средства. Я ведь тоже не по личной инициативе взялся за этот особняк. В феврале 2000 года президент Путин проводил в Кремле совещание по подготовке к 300-летию Петербурга. А вы знаете, как президент любит Пушкин и Павловск. И вот Путин спросил губернатора Яковлева о руинах на Павловском шоссе. Тот ответил, что пусть Киселев и командует, раз живет в Пушкине. Так и пришлось мне заняться восстановлением дачи — по личному поручению президента. И вот скоро дача Юсуповой будет восстановлена. Предстоит еще много работы по восстановлению сада. А на исторических снимках перед дачей был огромный фонтан. Мне рассказывали, что после войны этот фонтан засыпали землей, как ненужную роскошь. Словом, реставрация — это тяжелый труд, и сейчас я не знаю, взялся бы я за такую работу еще раз… Уж очень много проблем создают государственные структуры.

2005

Дачу берет в аренду на 49 лет банк ВЕФК

Из статьи"Коммерсанта" (2005 год): Как рассказал Ъ вице-президент банка ВЕФК Игорь Соболевский, дачу вместе с земельным участком (общая площадь здания дачи — 1505 кв. м, площадь участка — 1,93 га) банкиры взяли в аренду на 49 лет. Теперь под наблюдением КГИОПа финансисты перестраивают ее под отель на 17-18 номеров, на данном этапе компания инвестировала в реконструкцию $4,5 млн. Гостиницу планируется открыть в конце лета 2006 года. Банкиры также претендуют на участок по соседству, который сейчас занимает Пушкинский противотуберкулезный диспансер, и ведет по этому поводу переговоры с администрацией Петербурга. "Мы готовы построить новое здание диспансера в городской черте Пушкина, а на этом месте — трехзвездочную гостиницу; весь проект можно было бы реализовать за 2,5-3 года", — отмечает господин Соболевский. 

2007

О том, как проходило восстановление дачи Юсуповой в 2007 году рассказалпрезидент "Фонда 300-летия Санкт-Петербурга" — Вячеслав Владимирович Иванов:

— Вячеслав Владимирович, каким образом в дальнейшем будут попользоваться территория и здания бывшей дачи княгини Юсуповой?

— Учитывая уникальность архитектурных решений усадьбы, действуя в рамках президентской программы по развитию туристического бизнеса в Пушкинском районе и на основании Указа Президента РФ "О развитии туристического бизнеса (2004 год) в Пушкинском и Курортном районах Санкт-Петербурга, было принято решение воссоздать исторический облик зданий с размещением в нем отеля высокого уровня типа Аппартамент-Отель". Для постояльцев гостиничного комплекса будет создан красивый парк в границах существующих территорий.

— Мы знаем, что работы начались в 2003 году. Не могли бы Вы раосказать о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать?

Действительно, в 2003 году началась разработка проектной документации силами привлеченных лицензированных организаций, имеющих большой опыт восстановления и реставрации объектов культурного наследия Санкт-Петербурга. Генподрядчиком проектных и строительных работ является ООО "Петростройпроект". Учитывая сложность и уникальность данного объекта, по мере необходимости к процессу проектирования и выполнения реставрационных работ привлекались авторитетные организации, такие, как ООО "Спецпроектреставрация". ООО "Арт — Эксперт*, ООО "Профинвестпроект".

— В процессе восстановления памятника что удалось воссоздать в соответствии с перооивчаяв ним проектом?

— Удалось все, что каким-либо образом охранялось государством. Фасады, оконные и дверные заполнения, крыльцо, ограда, то есть облик самой дачи и садовника — все будет облик самой дачи и домика садовника все будет воссоздано так, как это было задумано архитектором Монигетти. А внутри, к сожалению, не осталось ничего, что представляло бы историческую ценность. Никаких иконографии, исторических материалов по интерьерам, которые были здесь раньше, в архивах не сохранилось. Мы приблизительно представляем себе в каком стиле было решено внутреннее убранство. Номера отеля будут выдержаны в стиле той эпохи. В гостинице будет 15 номеров. Уровень пять звезд — подразумевает и определенный уровень их комфортности.

— Когда, по Вашему мнению, будут завершены работы?

— Конечно, мы искренне хотим и прилагаем все усилия для того, чтобы как можно быстрее воплотить этот проект в жизнь. Поскольку объект уникальный, то действовать приходится очень осторожно. Большое внимание уделяется всему, что представляет историческую ценность. Очень не просто разместить в здании, спроектированном и построенном в XIX веке, современную гостиницу* отвечающую мировым стандартам. Мы понимаем также, что не за горами празднование 300-летия Царского Села. На сегодняшний день мы поставили задачу — уложться до конца 2008 года

-  Известно, что планировалось расширить территорию гостинничного комплекса, включив в него здание, в котором находится туберкулезная больница.

— Выступая как руководитель "Фонда 300-летия Петербурга", могу сказать, что наша организация не претендует на эту территорию.  Уже сейчас площадь усадебного участка составляет 1,93 Га и этого достаточно для осуществления проекта. Мы занимаемся его благоустройству. Оно ведется в соответствии с проектами, согласованными с соответствующими организациями.

— Гостиница частная? Кому будет принадлежать?

— Бывшая усадьба княгини Юсуповой является историко-архитектурным памятником, который принадлежит и  будет принадлежать государству. Наша организация его арендует. Срок аренды 49 лет.

— Вы интересовались историей рода Юсуповых?

Конечно, я как гражданин России, тем более житель Санкт-Петербурга, изучал и знаю историю Государ ства Российского. Невозможно недооценить роль всего семейства Юсуповых в историческом процессе своего времени. К более ввнимательному изучению биографии княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой и всего, что с связано, меня обязывает большое дело, о котором мы с вами говорим. Мы подходим к воссозданию этого исторического памятника не как к простому строительному объекту. Мы возвращаем к жизни одну из ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга, возрождая отрезок истории нашего государства.

Марина ОРЛОВА, Царскосельская газета, № 45 (9677) 15-21 ноября 2007 года

 

2008

В 2008 году ВЕФК по числу отделений уступает место лишь Сбербанку. 

В 2008 году реставрация фасада дачи в купольной части была завершена

2009

А в 2009 году с банком ВЕФК разгорелся скандал: В марте 2009 года Гительсон был арестован за ущерб вкладчикам в 900 миллионов рублей, причем больше всего пострадали вложения Ленинградского областного отделения Пенсионного фонда России и средства правительства Ленобласти.

2010

В апреле 2010 года Гительсона выпускают на подписку о невыезде, после чего банкир исчезает за границей. С декабря 2010 года его розыском начинает заниматься петербургское отделение Интерпола.

2011

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2011 года по делу в отношении Фонда по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга  открыто конкурсное производство на срок шесть месяцев. Фонд объявлен банкротом.

2013

В апреле 2013 года появляется новая информация: В Австрии был арестован находящийся в международном розыске с декабря 2010 года экс-владелец банка «ВЕФК» Александр Гительсон. Следственный комитет обвиняет его в хищении около двух миллиардов рублей. Отделение Интерпола Петербурга активно охотилось за банкиром последние восемь месяцев.

15 июля За дачей княгини Юсуповой теперь будет присматривать пушкинский ДК

2014

18 апреля В судьбе усадьбы Зинаиды Юсуповой наметился позитивный финал — в настоящее время проводятся необходимые мероприятия по передаче усадьбы княгини Зинаиды Юсуповой  Санкт-Петербургскому государственному Музею театрального и музыкального искусства.

2015

31 октября 2015 года появилась новая информация о том, что усадьбу передадут Музею А.В. Суворова, который планирует открыть в усадьбе З. Юсуповой Музей эмиграции

 

Библиография (собрано М. Галеевым :

 

  1. Рабочий  проект  капитального  ремонта  детского  сада  № 3.   Ленжилпроект,  1985 ;
  2. Предпроектные     предложения   по   реконструкции   и   реставрации     б. дачи      кн. З.И. Юсуповой      в   г. Пушкине.        МНПК  «Технолог»  АН  СССР,  1991 ;
  3. Предварительные   работы      по      реставрации     и    приспособлению     памятника   архитектуры  дачи  кн. З.И. Юсуповой.   Предприятие  «Каменное  зодчество»,  1992 ;
  4. Историческая  справка.   Архитектурное  бюро  «Литейная  часть — 91»,   1995 ;
  5. Перечень  объектов      исторического     и     культурного        наследия   федерального  (общероссийского)   значения         // Российская газета».   1995,  01 марта,   12 апреля ;
  6. Петербургский  НИПИГРАД,       ИНРЕКОН.         Положение     об     исторической     зоне    г. Пушкина  с особым статусом градорегулирования  (пояснительная  записка).    СПб.,  1996 ;    
  7. Гребельский П.,  Думин С.,  Апакидзе Г.  и  др.       Дворянские   роды   Российской  Империи.  М., 1996.    Т. 3,   с. 111 — 115 ;
  8. Козьмян  Г.К.   Город  Пушкин.   Историко — краеведческий   очерк-путеводитель.   СПб., 1992.  С. 45 — 46 ;
  9. Гинзбург  А.М.,  Кириков  Б.М.   Архитекторы — строители  Санкт-Петербурга   середины  XIX  -  начала     XX  века.  Справочник.    СПб.,  1996.  С. 218 ;
  10. Пунин  А.Л.      Архитектура   Петербурга   середины   XIX  века.    Л., 1990.   С. 223  (204 — 249) ;
  11. Ласточкин  С.Я.,  Рубежанский  Ю.Ф.      Царское Село — резиденция  российских  монархов.   СПб., 1998. С.128 — 130 ;
  12. Смирнов В,  Рабин Э.      Прогулки  по  старому  городу    // Вперед.   1983,  № 33 ;
  13. Метревели Н. Творение  Монигетти    // Вперед.   1991,  23 июля ;
  14. По  материалам  дневника  В. Пуришкевича.   Мужчины  рода  Юсуповых        // Вперед.  1991,  23 июля ;
  15. Юматова С. Женщины  рода  Юсуповых // Вперед.   1991,  23 июля ;
  16. Кириллин  Ю. Монигетти  // Вперед.   1992,  № 8,  9,  10 ;
  17. Соловьева Т. Былой  соперник  «Эрмитажа» // С.-Петербургские  ведомости. 1996, 20 июля ;
  18. Сабурова Т. Бархатный  сезон  // Родина.  1999,  № 1 ;
  19. Черновская Л.  Между  прошлым  и  будущим     // Вперед.   1991,  25 июля ;
  20. Черновская Л., Ромодин С.  Мы добьемся восстановительных работ // Царскосельскаягазета.1994, № 43 ;
  21. Черновская Л.  Пожар  на  даче  Юсуповой    // Царскосельская  газета.   1994,  № 55 ;
  22. Черновская Л.  Дача  Юсуповой:   еще  одна  надежда    // Царскосельская  газета.   1994,   23 мая ;
  23. Спиридонова Н.  Дача  Юсуповой:  лед  тронулся ?    // Царскосельская  газета.   1994,  № 128 ;
  24. Черновская Л., Демичева Н.   О даче Юсуповой и не только о ней      // Царскосельская газета.1995, № 83 ;
  25. Горячев М. О  даче  Юсуповой  // Царскосельская  газета.   1995,  № 137 ;
  26. $ 10  млн   превратят  дачу  в  буколический  рай    // Деловой Петербург.   1996,  № 52 ;
  27. Рубин С.,  Зацепин Ю.    Продать  нельзя  разрушить    // Коммерсант — daily.  1996,  № 119 ;
  28. Беловецкий Д.  Траст,  который  лопнул      // Царскосельская газета.  1997, № 136.  («Огонек», № 43) ;
  29. Думащин Ю.  Дача  Юсуповой  просит  скорой  помощи // Царскосельская газета.1997,  № 3 ;
  30. Думащин Ю., Никифоров Ю.       Дача  Юсуповой  -  памятник  вандализму        // Царскосельская газета.   1997,  № 14 ;
  31. Горскова Н.  Нелюбимая красавица, или Еще раз о даче Юсуповой // Царскосельская газета.1997,  №19 ;
  32. Думащин Ю.  Дача  Юсуповой  перестанет  разрушаться ?    // Царскосельская газета. 1997,  №101;
  33. Думащин Ю.  Дача  Юсуповой:   лед  тронулся?   // Царскосельская газета. 1999,  № 25 .

 

Источники:

  1. Листов В. Н. Ипполит Монигетти. — Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1976. — 144 с., ил.
  2. Г. Семенова История с продолжением. В Царском Селе положено начало реставрации уникальной дачи
  3. Е. В. Абарова, Н. П. Матвеев, Т. С. Саркисова. Недавнее прошлое Павловского шоссе Царского Села
  4. Графика коллекции ГМЗ Царское Село
  5. Фото интерьеров - собрание МУ Архангельское. Опубликовано на ресурсе culture.ru/arkhangelskoye
  6. Сайт www.aprioru.narod.ru
  7. Материалы СМИ 
Рейтинг: +4 Голосов: 4 18829 просмотров
Комментарии (4)
Михаил # 25 ноября 2011 в 16:54 +1
К сожалениию, тяжело смотреть во что превратилась дача З.И.Юсуповой теперь, когда бюджетные деньги закончились.
Lorena # 7 июня 2016 в 13:47 +1
Фотографии интерьеров этой замечательной дачи
http://vm1.culture.ru/arkhangelskoye
Photojour # 10 июня 2016 в 12:31 0
Волшебно! Большое спасибо, создали альбом
Lorena # 14 июня 2016 в 13:39 0
Пожалуйста!