Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Подбельского шоссе. Царскосельский ипподром

Первые в России организованные бега и начали проводиться с лёгкой руки Алексея Орлова. Россияне всегда были охочи до молодецких забав, будь то кулачные бои или конные состязания на скорость. В Москве, где находилось немало желающих прокатиться «с ветерком» по узким улицам, существовала даже специальная «Инструкция по Московской Полицмейстерской Канцелярии» 1722 года, где говорилось: «...а имеющих охоту бегать на резвых лошадях в запуски, тем людям такое бегание чинить позволяется токмо выезжая в поле и где мало людей, и в тех местах осторожно, чтоб кому повреждения никакого не учинилось, а по улицам такого бегания отнюдь не чинить». Зимой ни одни Святки и Масленица не обходились без массовых катаний на русской тройке; лихие горожане «изрядного достатка» частенько устраивали гонки прямо на льду реки, напротив Кремля. Огромные толпы зевак облепляли тогда берега и свешивались с мостов, чтобы поглазеть на бесплатную потеху.

Граф Орлов-Чесменский, к великому облегчению московской полиции, безуспешно боровшейся с лихачами, впервые придал этой забаве упорядоченный характер—в конце XVIII века он открыл у Донского монастыря площадку для конных бегов.Хотя уже с 1785 года победители награждались призами, довольно долгое время эти соревнования были чистым спортом (как тогда говорили, «охотой»)—денежных ставок, как на петушиных боях, публика не делала. На бега собирались все, кто искал знакомства со знатным вельможей или желал похвастаться своими лошадками. И постепенно бега превращались из простого соперничества удалых ездоков в соревнование пород и искусства подготовки лошадей.

В начале 1834 г. завсегдатаи графских бегов, коннозаводчики и просто богатые москвичи объединились в «Общество охотников рысистого бега». Высочайшим рескриптом им было пожаловано Ходынское поле, где 1 августа прошёл первый рысистый забег. Эта дата и считается днём рождения Московского ипподрома, одного из старейших в мире. Поначалу любители бегов и скачек устраивали состязания на раздельно оборудованных полях, лишь в 1930 году эти площадки слились в единый универсальный ипподром.

К 1837 году беговые общества были созданы уже во многих городах России, в 1841 году открылся ипподром в Царском Селе.

У самой железнодорожной станции в течении зимы 1840 года и весны 1841 года по проекту архитектора А. Кавоса за полотном железной дороги были выстроены здания и сделаны дорожки скакового ипподрома, на котором летом ежегодно проводились конные скачки.

Тогда же, в 1841 году к итптодрому была проложена дорога, начинавшаяся от доpoги на Колпнно (ныне улица Новодеревенская), то есть начальный участок нынешнего шоссе Подбельского.

Скачки в Царском Селе проводились до создания ипподрома на Коломяжском поле в Санкт- Петербурге. Леонтий Николаевич Бенуа построил трибуну ипподрома. Ему же принадлежит строительство ипподрома в Коломягах.

Окружность ипподрома заключает в себя 2 версты (2134 метров). Скаковое место или круг, как и место для рысистых бегов, были yстроены прекрасно и вполне сообразно со строгими мерами этого дела, здания, обращенные лицевой стороной к Царскому Селу, заключаются в 3-х отдельных корпусах, кроме которых, как само собою разумеется, есть маленькие постройки, конюшни и т.п.

Первый со стороны Санкт-Петербурга корпус-павильон для Императорской Фамилии, он совершенно квадратный, в 2 яруса; в нижнем находились Собственныя Ея Величества комнаты и несколько других для Двора. Второй ярус состоял из прекрасной ротонды с куполом, поддерживаемым 16 коринфскими колоннами.

Второй дом предназначался для членов комитета. В нижнем этаже комитет храпил книги для записи лошадей, а вообще эта часть была назначена для делопроизводства.Второй ярус—зал для других членов комитета.

Третье здание в 22 сажени длины и в 6 сажень высоты—галерея для публики. Подобно зданиям древних цирков, она включала в себя 2 амфитеатра, один вверху, а другой внизу, между которыми тянулись 2 яруса просторных лож, (по 21 в каждой), помещенные между 22 колоннами. Входы в амфитеатр достроены в верхний с боков, а в нижний с боков и с середины: здесь могло поместиться до 1000 человек.

 

Нарушая скучную однообразность плоского обшитого поля, широко разлегшегося по эту сторону железной дороги, эти здания, красивые и чистые, под освещением их выходящих углов, с темными пятнами впадин и стройными линиями контуров составляли даже издали превосходное искусственное украшение места. Царскосельский ипподром служил одновременно двум целям: организации скаковых и рысистых испытаний. Однако в 1868 г. рысистые испытания прекратили, свое существование в Царском Селе и были полностью перенесены в Петербург, на Неву в зимний период. И только в 1880 г. были проведены первые бега. Чтобы иметь в достатке обученных коней, необходимо было строить большие утепленные конюшни.

В XVIII веке в Царском Селе к этому времени существовало множество мелких конюшен, а также большие конюшни типа Нижних, Наследнинских, Дежурных конюшен. Особенной по своему значению является Пенсионерская конюшня.

Заезды обычно проходили во второй половине лета или осенью и пользовались большой популярностью среди петербуржцев.

Ипподром Царского Села предназначался для привлечения публики из Санкт-Петербурга в Царское Село и, предположительно, должен был стать излюбленным местом горожан. На нём разыгрывались крупнейшие императорские призы, здесь был организован кружок для развития скачек ездоков-охотников, объединивший различные социальные слои населения. Царскосельские скачки для Петербурга были тем же, что Лоншанские для Парижа или Королевские для Лондона.

Основным предназначением рысаков был отнюдь не спорт, они считались прежде всего высококлассными экипажными лошадьми, поэтому для состязаний их запрягали в довольно тяжёлые и неповоротливые дрожки, а особой популярностью пользовалась русская дуговая упряжь (тройки). Власти считали эти «ходовые испытания» делом государственной важности—не будем забывать, что в XIX веке лошадь всё ещё была «двигателем» как гражданского, так и военного транспорта. Разведение выносливых и резвых пород лошадей сулило немалые выгоды, а их систематические испытания стали одним из методов целенаправленного отбора лучших из лучших.

Царскосельский ипподром в дни Юбилейной выставки 1911 года

Инициатива введения тотализатора в России принадлежит графу А.Н.Нироду. В 1876 году на Царскосельском ипподроме впервые открывается тотализатор. Нирод вывез из-за границы счетчик и демонстрировал его первоначально для лиц высшего общества, причем первый билет в тотализатор изволила купить тогдашняя супруга Наследника-Цесаревича, будущая императрица Мария Федоровна.

Тотализатор, официально разрешённый в 1876 году на Царскосельском, а в 1877-м и на Московском ипподромах, предназначался в первую очередь «для изыскания финансовой помощи коннозаводчикам». Однако первоначально выручка была ничтожной, игра шла вяло, и ничего не предвещало начала ипподромного бума. Перелом наступил летом 1883 года, когда известный харьковский коннозаводчик И.М. Ильенко привел на московские скачки, поскольку в Харькове ипподром не работал, жеребца Фаг-о-Балла от Фонтенуа и Ракеты.

Фаг-о-Балл выступал в солидной компании, где явным фаворитом считался, успешно выступавший в тот год, жеребец Перкун, под седлом жокея экстра-класса, англичанина Амброза. Еще на трёх участниках скачки ехали тоже английские жокеи, что было данью моде того времени. На Фаг-о-Балле скакал мало кому известный харьковский жокей Воронков. Как и ожидалось, скачку повел Перкун. За ним, с небольшим просветом, шли ещё три лошади, и на всех – англичане. Публика и не смотрела в сторону, но на финише Воронков неожиданно выслал Фаг-о-Балла и выиграл корпус у Амброза. За билет на Фаг-о-Балла, купленный шутки ради, выдача составила баснословную сумму - 1319 рублей. Целое состояние. Эта новость буквально переломила отношение москвичей к ипподрому. Помещение ипподрома стало людным. Все газеты обсуждали шансы лошадей перед крупными призами.
Ипподромы, еще вчера влачившие жалкое существование, ожили. Оборот тотализатора, увеличившийся в десятки раз, позволил значительно увеличить призовые поощрения, а это, в свою очередь, пробудило интерес у коннозаводчиков к выращиванию высококлассных лошадей и их предипподромной подготовке.

Это сейчас ипподромы ассоциируются у широкой публики главным образом с игорной индустрией, но и в те времена, и сейчас они являются не только развлекательными заведениями. Во многих странах средства, полученные от тотализатора, идут как на содержание самих ипподромов, так и на развитие коневодческой отрасли вообще. К сожалению, в нашем отeчестве этот порядок был нарушен потрясениями последних десятилетий. Дореволюционный же оборот одного только московского тотализатора превышал оборот всех европейских вместе взятых, казна получала по 700 тысяч рублей золотом чистого дохода. Призовые были фантастическими: за вычетом налогов (на которые, в частности, была застроена Беговая улица) и отчислений «Обществу охотников рысистого бега» порядка 75 % денег шло на выплаты по ставкам. К началу XX века Россия считалась значимой конной державой со своими светскими традициями и выдающимися племенными достижениями. 

 

1892 год, Пыляев

мъ vis-a-vis скаковое учреждение (поле), где бываютъ скачки, единственныя въ России по своимъ размерамъ и по организации. Сезонъ скачекъ открывается съ начала июля и продолжается до половины августа; скачки происходятъ два раза въ неделю. Скачки эти постоянно привлекаютъ большой наплывъ публики не только изъ столицы, но и изъ другихъ местъ нашего отечества

Из воспоминаний князя Васильчикова: Вблизи Царского Села находился скаковой ипподром, на котором ежегодно, в начале лета, в течение двух месяцев происходи ли скачки: гладкие, барьерные и стиппельчезные*. В гладких участвовали лошади больших скаковых конюшен, которые в те годы принадлежали преимущественно польским владельцам чистокровных заводов: князьям Любомирским, графам Потоцким и братьям Решке (знаменитым в то время оперным певцам), в барьерных же и стиппельчезных скачках состязались почти исключительно офицеры кавалерийских полков, как гвардейских, так и некоторых армейских. В их числе были всегда и офицеры Л.-гв. Гусарского полка. Среди последних очень скоро в те годы выдвинулся молодой корнет Булатович. Он окончил Императорский Александровский лицей и, по отбытии воинской повинности в Л.-гв. Гусарском полку, был произведен в 1892 году в том же полку в офицеры. Небольшого роста, но очень крепко сложенный и исключительно смелый и предприимчивый по характеру, Булатович скоро занял одно из первых мест среди стиппельчезных ездоков.

 

Царскосельские скачки не имели равных в России и проводились вплоть до конца XIX столетия. Но ипподром в отличие от Павловского вокзала не принадлежал акционерному обществу Царскосельской дороги и из-за финансовых неурядиц в коние концов прекратил свое существование.

  • Беринг Оттом. Оттом. - 1913 - 1917 почётный гражданин. Бухгалтер Императорского Царскосельского скакового общества.
  • Вахтер Константин Логг. – 1895 - дсс., Императорское Царскосельское скаковое общество.
  • Вильсон Вячеслав Львович – 1917 - двн.,Помощник секретаря Императорского Царскосельского поощрительного скакового общества
  • Нирод Александр Николаевич (Александр Густав Мориц) (1847, Царское Село - 1913), крестник  ЕИВ Имп. Николая I, вице-президент Имп. Царскосельского скакового общества (1901-1907), член Совета ГУ Гос. коннозаводства, шталмейстер ВД, тс

В одном из служебных зданий ипподрома позднее разместилась частная школа Левицкой для детей обоего пола.

С 1915 по 1918 гг на месте ипподрома существовала радиостанция

 

Источники:

  • Абарова А.В. Архитекторы Царского Села: Александр Видов. Александр Колб, СПб.: Genio Loci (ООО "Медиа-Практика"),  2008.- 120 с.:ил.
  • Бега. История с продолжением
  • Вильчковский С. Н. Царское Село. Путеводитель. 1710-1910. СПб., 1911
  • Князь Иларион Васильчиков. «То, что мне вспомнилось…» М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.46-49.
  • Полина Фомина, 477 школа. Тени лошадей над Царским Селом. Сборник "Отечество нам Царское Село" Пушкинский ДТЮ, 1998 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 8674 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!