Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Привокзальная площадь. Царскосельский Вокзал

 

Знакомство с городом у многих гостей города начинается с Царскосельского вокзала железной дороги (фотоальбом).

07/08/2013 Железноджорожной станции в Пушкине возвращено историческое название «Царское Село»

 

Название Привокзальная пл. появилось в 1950-е гг. в момент строительства современного ж/д вокзала г. Пушкин.

6 ноября 1836 года по железной дороге прошел первый паровоз. В начале января 1837 года происходили новые пробные поездки, уже с паровозами, а 30 октября 1837 года состоялось торжественное официальное открытие дороги.

После открытия железной дороги Царское Село становится популярным местом отдыха. Здесь возводятся резиденции, дворцы и дачи членов императорских фамилий и знатных вельмож, проводят летние месяцы известные архитекторы, художники, поэты, приезжают из Петербурга горожане на массовые праздничные гулянья. Царское Село все чаще стали называть «летней столицей Российской империи».

После прокладки железной дороги, город начинает расти и в восточном направлении, прорываясь через определенные проектом В. Гесте зеленые границы бульваров. Согласно проектным предложениям, под городской квартал отводилось часть выгона между бульваром и веткой железной дороги с выстроенным к октябрю 1837 года по проекту архитектора  Г.Фоссати зданием вокзала. От привокзальной площади предполагалось проложить две улицы для связи с центральными кварталами Царского Села — так называемые «вновь предполагаемые дороги из Царского Села» (Широкая улица и Софийский бульвар) с регулярной застройкой.

 

1 вокзал — постройка архитектора Гаспара Фоссати

 

 

10 сентября 1836 года заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в  полукилометре от границы Царского Села, которая шла по Бульварной ул. (существовал проект — соорудить вокруг Царского Села кольцевую железную дорогу, но эта идея была вскоре отвергнута). Здание вокзала, построенное по проекту архитектора Гаспара Фоссати, в стиле английской готики, было открыто в сентябре 1837 г.

Сохранилось его краткое описание: «Он деревянный, самой приятной наружности, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов и эспланадами, покрытыми красным песком. Здесь можно найти обширные валы для прогулки, вкусный обед, блестящее, приятное общество».

Вокзал представлял собой двухэтажное кирпичное здание с четырёхугольной башней-шпицем и двумя боковыми одноэтажными деревянными крыльями. Между корпусами были предусмотрены навесы, опирающиеся на чугунные столбы и кованые фигурные кронштейны. Общая длина фасада (центральная двухэтажная часть с башней и одноэтажные деревянные флигели с двух сторон) составляла 100 м. Перед зданием была полукруглая площадь, от которой шли 5 аллей.

В нём проходили вечера, балы, концерты, спектакли. Отметим, что эти развлечения начались раньше, чем в Павловске. Этому способствовало и то обстоятельство, что при станции Царское Село была сооружена гостиница. Кстати, Г. Фоссати был удостоен от Императорской академии художеств звания «назначенного» в академики архитектуры за проект «двух гостиниц на железной дороге», то есть для Царскосельской. Кроме того, Гаспар Фоссати принял самое деятельное участие в вышеупомянутом конкурсе на лучший проект вокзала для Павловска.

Серьезная публика по большей части курсировала между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В Павловск ездили развлечься на досуге. Царскосельский вокзал был гораздо серьезнее. Он располагал не к досужему прослушиванию различной легкой музыки, а к вещам гораздо более серьезным – к деланию карьеры например. Но, и в нем проходили вечера, балы, концерты, спектакли. При вокзале была гостиница.

Одно из первых воспоминаний, описывающих как движение по  железной дороге, так и здания вокзала Царского Села, оставил В. Бурьянов: «Теперь отправимся к прекрасному павильону, построенному у выезда из Царского Села в Павловск; он деревянный, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов и эспланадами, покрытыми красным песком. Здесь можно найти обширные зады для прогулки, вкусный обед, блестящее приятное общество. Для чего тут собралась публика? Для того, чтобы ехать по «железной» дороге в Павловск, в экипажах, движимых паровой машиной или «паровозом», как называет эту машину писатель наш Н. И. Греч, наименовавший судно, движимое на воде силою паров, «пароходом», которому это название сохранилось...

Вот идет «паровоз» с трубой, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст. От Царского до Павловска 5 верст пробегает ровно в 7,5 минут. К машине приделана труба другого рода, в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины, шарабаны (Chars a bancs), широкие крытые повозки с шестью рядами скамеек, на 5 человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных, как-то: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Музыка заиграла, дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад… Часовая стрелка едва успела пройти 7,5 минут и мы в Павловске. Посмотрите на колеса наших экипажей: средняя часть иди внутренность состоит из чугуна, а наружность выкована из железа, чтобы они при быстрой езде не лопнули». 

Судя по текстовым и графическим материалам, прокладка трасс и разбивка привокзальной плошади осуществилась к лету 1839 года: был составлен план и началась застройка нового квартала между железной дорогой и городом.  Что же касается застройки квартала, то она не только продвигалась крайне медленно (в 1844 году — три участка и лишь к концу 1860-х годов в основном все участки), но и не была никогда осуществлена в «ансамблевом» проектном варианте. От площади, расположенной у вокзала, проложили бульвар до соединения с бульваром, шедшим от Софии к Московским воротам. После 1900 года бульвар стали называть Софийским. В квартале проложили улицы: Широкая, Жуковско-Волынская, Безымянный переулок и Новодеревенское шоссе.

 

2 вокзал- постройка архитектора К.А. Тона

 

 

Сменившая в 1849-1852 гг. быстро устаревший первый вокзал Г. Фоссатти. Станция первой в России Царскосельской железной дороги была размещена на городском выгоне и с самого начала находилась на месте ныне существующей станции Царское Село — на Привокзальной площади.

 

План местности станции Царскосельской железной дороги, 1854. [станция Царское Село] 

 

Станционный комплекс состоял из нескольких соединенных между собой павильонов с залами ожидания, подразделявшимися на 3 класса, и помещениями для особ императорской фамилии.

 

План вокзала А.К. Тона20

 

В каждом классе имелись свои буфеты, багажные отделения и подсобные помещения. Над главным зданием возвышалась башня с часами, в центральном вестибюле была устроена часовня.

 

План первого этажа20

 

С Царскосельским вокзалом теснейшим образом связана музыкальная жизнь Царского Села. Он, так же, как и Павловский вокзал, предназначался не только для пассажиров, ожидающих поезда. Значительная часть его помещений служила для отдыха и увеселения петербургской аристократии. Там находился большой зал для балов и концертов, ресторан и комнаты для найма, в которых можно было остановиться на несколько дней.

Для развлечения приезжающих в большом зале Царскосельской станции во время обедов пели тирольцы. Таким образом, первые музыкальные увеселения, организованные дирекцией дороги, происходили в Царском Селе в то время, когда Павловский вокзал ещё не был открыт. «Вообразите себе зал, уставленный множеством столов,— писали тогда газеты,— за которыми обедает весёлая молодёжь и кончает загородную прогулку смехом и шампанским, заглушая тирольские напевы двух немочек, вокруг которых собралась непроходимая толпа слушателей». В последующие годы, когда популярнейшим местом гуляний и слушания музыки стал Павловский вокзал, где, естественно, бывали и царскосельские жители, дирекция дороги пыталась использовать для развлечений и Царскосельскую станцию.

 

Привокзальная площадь. Царскосельский Вокзал

 

Осенью 1839 года в её залах дали несколько концертов московские цыгане, приехавшие на гастроли в Павловск. Их выступления собрали так много публики, что большой зал станции оказался тесным. Это явилось причиной прекращения подобных концертов в Царском Селе. Но все же в дальнейшем дирекция дороги в отдельных случаях использовала станционные залы для выступления артистов, но чаще эти помещения арендовали жители города.

В зимние месяцы прекращались шумные увеселения в Павловском вокзале. В опустевшем от дачников Царском Селе начиналась своя тихая жизнь. В большом зале станции, который в этот период становится центром культурной жизни города, силами заезжих трупп ставились драматические спектакли, устраивались самодеятельные постановки, литературно-музыкальные вечера, балы и концерты. В 1852-м году прошла первая массовая елка в большом зале царскосельского вокзала. 31 декабря туда из  подвалов Екатерининского дворца по велению Николая I доставили шампанское. Разливали его всем приглашенным бесплатно. С этого момента и пошла традиция отмечать Новый год шампанским

В 1864 году, когда, увеличилось движение поездов, рядом с вокзалом возвели флигели для пассажиров первого, второго и третьего классов.

29 октября 1865 г. Никитенко заносит в свои дневник: Обедал у князя П. А. Вяземского в Царском Селе. Мы отправились туда вместе с Ф. И. Тютчевым.… После обеда Тютчев отправился к своим дочерям, а я еще посидел немного и побрел на железную дорогу. Но дурно рассчитал время, и мне пришлось битых три часа провести в ресторане железнодорожной станции в приятном обществе двух маркеров, которые забавлялись, катая шары на бильярде. Впрочем, в зале было чисто, и мне подали стакан очень порядочного чаю» .

Анна Андреевна Ахматова, которая провела детство в доме на Безымянном переулке,  недалеко от Привокзальной площади, впоследствии вспоминала «старый вокзал» Тона.

Самое четкое (и вместе с этим подробное) описание жизни вокзала конца позапрошлого века оставил писатель Н.Г.Гарин-Михайловский:

“По укатанному шоссе Царского Села идут и едут: девятичасовой поезд, уносящий в летний душный Петербург всякого рода чиновничий люд на весь день, уже дает повестку длинным протяжным свистком из Павловска.
На вокзале и под навесом платформы сильнее чувствуется бодрящая прохлада свежего утра… Шляпы, котелки, цилиндры, всевозможных цветов военные фуражки.
Поезд подошел, с размаху остановился, выпустил пар, – зашумел и зашипел, – а в вагоны торопливо стали входить один за другим пассажиры.
Большинство ищет уютного уголка, спешит его занять, вынимает прежде всего портсигар, закуривает папиросу, затем развертывает свою любимую газету и погружается в чтение, не упуская из виду, впрочем, и окружающей его обстановки. По расписанию дня это время переезда назначено для газеты, и надо прочесть ее всю… Есть, впрочем, и серьезные любители чтения, и нет-нет да какой-нибудь господин третьего класса в очках, с внимательным серьезным взглядом вынет из кармана номер более серьезной газеты и погрузится в него. Еще реже попадаются люди с журналами в руках: для получасового чтения журнал слишком тяжелая вещь, да еще летом, да еще с утра, перед департаментской работой, где и обязательного, серьезного столько предстоит… На площадке третьего класса счастливая, ветром растрепанная парочка: она, вероятно, курсистка или консерваторка, он – мало думающий о своем туалете студент, у них обязательных дел нет, и они счастливы”.

Кроме того, Гариным-Михайловским были замечены: господин, сидящий у окна второго класса и туповато смотрящий в окно, солидные семейные пары в отделении для некурящих первого класса, кружок бодрых кавалеристов в отделении для курящих, и там же – чиновники, занятые неспешной беседой. Словом, все та же самая демократичность и почти что полный срез различных социальных типов.

В доме 2 у вокзала в конце 1880-х находилась гостиница Доброхотовой Н. А., "с нумерами; Буфет на станции «Царское Село» Ц. ж. д., отдельные кабинеты, Обеды с 2-х час дня и до 7 час вечера".

 

Упоминания:

  • Александров Михаил Михайлович — 1898 – вокзал. Дорожный мастер Царскосельской ж.д.
  • Алексеев Константин Алексеевич — 1898 – мещанин, Царскосельский вокзал. Кассир станции Ц.С, 1917 — потомственный почётный гражданин, СПб, Загородный проспект дом 52. Старший помощник начальника пассажирской станции Царскосельского вокзала.
  • Андреева Антонина Еремеевна — 1898 – дочь кс. в отставке, Ц.С., Вокзал

 

3 вокзал — постройка архитекторов Бржозовского и Минаша

 

 

В 1902-1904 гг. старое здание вокзала было разобрано, на его месте появилось другое сооружение — более просторные залы отвечали требованиям времени. Новый вокзал был построен по проекту архитектора С.А. Бржозовского и инженера С. И. Минаша. В новом решении сохранялась прежняя объемно-пространственная структура вытянутых в линию павильонов, с отдельным великокняжеским корпусом.

Архитектура его была менее строгая, башенок было уже не одна, а две. Симметричное в плане здание было возведено в формах западноевропейской средневековой архитектуры, характерных для периода поздней эвтектики. Вокзал производил эффектное впечатление своим необычным готическим архитектурным стилем. Радовало глаз обилие различных украшений.

В Царскосельском вокзале можно было найти обширные залы для прогулки, вкусный обед, блестящее приятное общество.

Не забыли и о ресторане. Это соседство иной раз приводило к нежелательным последствиям. К примеру, полицейский чин А.Ф.Кошко описывал такую сцену. Один житель Царского Села не успел к поезду, встретил приятеля, они пошли в ресторан, выпили там шампанского, и тут опоздавший вдруг заметил, что к перрону подают какой-то поезд. Он возмущенно бросается к начальнику станции:
– Как же это вы говорите, что ближайший поезд через 45 минут, а это что?
– Это императорский поезд, – ответствовал тот.
– Но неужели же мне нельзя устроиться в вагоне для свиты? – настаивал опоздавший.
– Вот этого не знаю. Обратитесь к инспектору императорских поездов, гофмейстеру Копыткину. Вот он стоит в конце платформы.
Подвыпившего опоздавшего потянуло на шутки. Он подошел к гофмейстеру и нагло произнес:
– Скажите, пожалуйста, вы – господин Подковкин?
Тот со свирепым видом ответил:
– Я гофмейстер Копыткин. Что вам угодно?
– Ах, ради Бога простите! Но не разрешите ли вы мне доехать до Петербурга в этом поезде?
– В императорском поезде частные лица не ездят.
– Да какой же я частный человек! Вы же видите, что я капитан N-ского Его Величества полка, господин Кобылкин?
В результате несчастный попал на гауптвахту.

 Публика здесь бывала самая разнообразная — знаменитые дачники «Города муз» и горожане, принадлежавшие к разным сословиям, высокопоставленные придворные, представлявшиеся к императорскому двору лица, чиновники, гвардейские офицеры и солдаты, министры и флигель-адъютанты. В начале 1900-х гг. завсегдатаем вокзального буфета был писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.  чуть ли не каждый день он просиживал тут с кружкой пива и в истории не попадал. Правда, не стеснялся в выражениях по поводу снующих перед ним столичных карьеристов.

Один из его приятелей писал: “Как-то раз, после того, как поезд унес все это “общество” в Петербург, а мы засиделись за столом, Дмитрий Наркисович разошелся и произнес нечто вроде монолога:
– Какой ужас! Эта человечья тля, полная вырождения, пропившаяся, проигравшаяся, не знающая и не желающая знать ни страны, ни народа, – наши верхи, откуда и только откуда выбирают наших правителей, хозяев судьбы великого народа. Пощелкает он вот так годиков пять шпорами перед размалеванными дамами, и они же пристроят его в губернаторы, а потом и в министры, и росчерк пера такой пустышки будет определять жизнь и судьбу многих миллионов”.

Возможно, Мамин-Сибиряк высказывался и по поводу царской фамилии. Однако поводов для этого у наблюдателя вокзальной жизни было мало. Император с семьей все реже бывали на общедоступных платформах. Для него в 1901 году провели специальную железнодорожную ветку.

После возведения вокзала произошло расширение и реконструкция привокзальной площади. У самой станции Царское Село за полотном железной дороги были выстроены здания и сделаны дорожки  Царскосельского скакового ипподрома, на котором летом ежегодно проводились конные скачки до создания ипподрома на Коломяжском поле в Санкт-Петербурге.

Криулькин Дмитрий Алексеевич, +1906. Похоронен на Кузьминском кладбище. "От товарищей и сослуживцев ЦС ж/д".

 

1912

1 июня в 12:30 переполненный пассажирами поезд, следовавший из Петербурга в Павловск, уже отошел от ст. Царское Село, как вдруг машинист Куннат заметил надвигающийся навстречу из Павловска-2 товарный поезд. Он шел под уклон на ручном тормозе и, развив среднюю скорость, пересекал уже стрелку около семафора, через которую должен был пройти и пассажирский поезд. Все это случилось очень неожиданно, однако машинист Куннат сообразил, что надо делать. Паровоз его поезда находился в 3-х саженях от товарного поезда, когда Куннат дал тормоз. Но это бы не спасло поезда от катастрофы, остановить товарный поезд, шедший под уклон и имеющий 56 груженных вагонов ручным тормозом, не было никакой возможности. И Куннат, учтя это, дал контр-пар, а с ним и задний ход, которым пассажирский поезд пошел обратно к ст. Царское Село. А товарный поезд продолжал настигать его по тому же пути. В пассажирском поезде началась паника, женщины бились в истерике, люди на ходу выпрыгивали из поезда на платформу. Одна женщина, выскочив, ударилась о перонный столб и сильно ушибла голову. Люди, бывшие на платформе, вытаскивали с площадок вагонов кричащих детей. Наконец товарный поезд удалось остановить. Тотчас же остановился и пассажирский. Вскоре товарный поезд был уведен с путей и пассажирский отправился в Павловск-1. Рассказывали, будто виноваты были дежурные, которые решили выпустить товарный поезд, рассчитывая на то, что он преодолеет перегон за 7 минут. Но машинист товарного поезда не успел в этот срок, опоздав на 3 минуты. Уклон и ручной тормоз не позволили ему остановиться. Хотя официально виноватым считается именно машинист товарного поезда.

«Петербургский листок», июнь 1912 года

  1. Бородовский Витольд Андреевич — 1912, Павловск, Гуммолосаровская 22. Царскосельский вокзал, 1913 — Обводный канал 22. Царскосельский вокзал
  2. Шатковский Болеслав Леопольдович — 1912 - потомственный дворя­нин, ттс, Павловск, Солдатская 20. Заведующий полицейской командой Царскосельского вокзала

 

1914

21 апреля 1914 года под поезд бросился Матусовский Михаил  — ученик школы Левицкой

Любопытную заметку мы нашли в газете "Царскосельское Дело" №24, пятница, 13 июня 1914 года. Она дает представление о том, что в части ремонта в нашем городе дорог и площадей, за 100 с лишним лет мало что изменилось:

"- У вокзала. Администрация Моск.-Винд.-Рыб. жел. дороги решила украсить площадь перед вокзалом: устроить фонтан, газон, бетонные тротуары и пешеходные дорожки для проезда извозчиков. После длительной переписки с Дворцовым правлением и министерством и другими учреждениями, было приступлено к сооружению украшений. В первую голову, конечно, привели в негодное состояние всю площадь, исковыряли её и вырубили несколько деревьев по бульвару, захватив часть его. Обыватель, идя на вокзал, недоверчиво взирает ва эту „работу”: то-то будет, злорадствовал он, погружая свои ноги в разрытую землю  и придумывая, как бы благополучно, без членовредительства перебраться через разрытую площадь у  вокзала. А вышла обыкновенная в таких случаях история. Площадь разрыли, и теперь там лениво что-то долбает два-три рабочих, а в некоторые дни а ни одного не видно. Это через две недели после начала работ. Авось в  осени увидим все задуманные администрацией дороги украшения, а пока глотать пыль и вязнуть в волчьих ямах,. пробираясь к вокзалу."

В ноябре 1914 года в железнодорожной истории Царского Села открылась новая страница. В связи с участием России в Первой мировой войне (в то время этого названия, конечно, еще не было) сформировали новое военное подразделение – Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 ЕИВ Государыни Императрицы Александры Федоровны.

30 сентября 1914 года на вокзале собралась толпа- рассматривали немецкое ружье со знаменитым нарезным штыком. Безхитростное повествование солдатика о том, что делают немцы на фронте – добивают наших раненных и мучают попавших к ним в плен солдат и особенно казаков.5

В октябре 1914 года веден ученический поезд из Царского Села в Павловск, отходящий ровно в 3 часа дня, так как на предыдущий многие ученики ен успевали и были вынуждены ждать на вокзале 4 часовго. Так же многие поезда стали делать остановку в Тярлево, что значительно сократило дорогу многим, возвращаюшимся из Павловска и вынужденным идти по Нижнему парку в Царское Село.5

Сбор табака. В Царском Селе организован сбор табака. На улице много прохожих, украсивших свои пальто флажками с хорошо исполненной миниатюрой – фотографическим снимком наследника Цесаревича. Как всегда, вокзал является главным пунктом продажи этих флажков.6

Комитет помощи М-В-Р ж/д собирает рождественские подарки для воинову начальника станции Царское Село до вечера 21 декабря, как от членов комитета так и от частных лиц.7

 

1915

Январь 1915 года. Газета "Царскосельское дело" пишет: "Обледеневшая платформа вокзала. Гололед может привести к тому, что можно упасть и попасть в промежуток между платформой и поездом. В вагонах чрезвычайно низкая температура +8, +12 градусов, а к хвосту поезда — до 0 градусов." 8

Случай на вокзале. 31 января в субботу поезд №77 при отходе из Царского Села в Павловск был остановлен по энерегичному требованию некоего господина. Выяснилось, что в вагоне 1 класса с дамой, ехавшей из Царского Села случился глубокий обморок и что чуть не в бессознательном состоянии она была увезена в Павловск. Поезд остановили, носильщики вынесли даму на носилках в зал 1 класса, где ей была оказана первая помощь случайно оказавшейся на станции сестрой милосердия. Удивительно, что в таком большом ж/д пункте, как Царскосельский вокзал, отсутствует какая-нибудь медицинская помощь. А она периодически нужна пассажирам. Неужели нельзя завести на вокзале хотя бы фельдшера?9

Закрытие шлагбаума. Через переезд по Новодеревенской улице шлагбаум запирает на особый замок дирекция М.-В.-Р. ж/д, сделав тем самым конец ея к Новой деревне совсем изолированным от города. В связи с чем многие пассажиры с той стороны опаздывают на поезд в связи с тем, что когда он был открыт, была возможность попасть на вокзал. В виду того, что другого пути нет, встает вопрос об устройстве пешеходного мостика над путями дороги.10

Удивительная развязанность. В понедельник, 23 марта, в поезде из Петрограда ехали три раненных офицера, вернувшихся из действующей армии. Напротив них сидела богато одетая дама и читала немецкую газету, хотя в Петрограде запрещен выпуск каких бы то ни было немецких изданий. Офицеры вежливо попросили даму отложить чтение хотя бы до прибытия поезда на вокзал в Царское Село. Дама в резкой форме отказала и пригрозила офицерам препроводить их в полицию в ЦС. По прибытии в ЦС дама обратилась к одному из офиеров с просьбой назвать его фамилию. Он сказал, что сделает это, если и она назовет свою. Дама отказалась Стала скапливаться публика и начался публичный скандал. Один из офицеров пригласил старшего жандарма станции Снижченко. Позже к ним присоединился и начальник станции. Только после угрозы применения силы, дама согласилсь пройти в отделение полиции, во избежание публичного скандала, и написать там завление. Она назвала свою фамилию – фамилия была, конечно громкая, но вплне тевтонская. Хочется надеятся, что развязанная дама получила заслуженный урок.11

О нашей ж/д. 7 марта при отъезде поезда из Петербурга во всём составе погасло освещение и кондуктор во все вагоны поставил по жалкой свече. Поезда часто стоят в пути по 10-15 минут. Вообще после крушения на нашей дороге творится что-то неладное, как будто ж/д жизнь выбилась из колеи. 9 марта в вагонах стоял неимоверный холод и пассажиры дабы согреться, были вынуждены бегать взад-перед по вагону (4 градуса по Реомюру, а должно быт не менее 12).12

Допустим ли подобны сбор? В набитый битком вагон поезда, отъехавшего в Петроград из Царского Села на ближайшей станции вошёл молодой человек в непонятной форме и предложил пожертвовать в пользу сирот, погибших на фронте. Тем, кто давал деньги, он давал французсие и бельгийские флажки. В вагоне не было ни одного, кто бы не пожертвовал. Сборщик спрашивал фамилии и записывал их в тетрадку. Все это продолжалось 2-3 минуты, а затем молодой человек исчез. Никто не догадался у него спросить документы. И куда пойдут собранные деньги не понятно. Русский народ – народ седечный, добрый и отзывчивый и злоупотреблять такими чувствами не следовало. Запрещать подобные сборы не нужно, но нужно их проводить с соблюдением определенных условий.13

Новое расписание поездов начало действовать с четверга 30 апреля. Последние поезда местного значения установлен в 1 ч 30 мин., кроме того, для опоздавших есть поезд дальнего следования из Петрограда в 2.30, останавливающися в Царском Селе. Из неудобств — мало останавливаются поездов в Тярлево, и два музыкальных поезда не делают остановку в Царском Селе.14

Еще о расписании поездов. Уже упоминалось о неудобстве расписания поездов: поезд в 8 часов вечера из Петрограда в Царском Селе не останавливается. Но из-за малаго промежутка поездов — в 8 ч. и 8 ч. 20 м. вечера у дверей после отправления 8-ми часового довольно долго наблюдается большое скопление публики. Обыкновенно двери на платформу на станции Петроград открываются за 2 часа до отхода поезда, а здесь из-за промежутка между поезджами всего лишь на 20 минуть; в которых нужно подать поезд к платформе, двери открываются лишь за 8-10 мин. до отхода поезда. Скопившаяся в стеклянном зале, публика, боясь опоздать на поезд и желая занять места, каковых всегда не хватает, потоком устремляется на перрон и в дверях происходит давка. Дамы до сих пор не озаботились снабдить свои шляпные булавки предохранителями и при толкотне, того я гляди, может случится несчастие. Нельзя разве сделать остановку восьмичасового поезда въ Царском Селе и тем самым немного разгрузить поезд 8 ч. 20 м. вечера, затем подавать последний с платформы, с которой отправляются дальние поезда, и открывать тогда своевременно двери для второго поезда — за 20 минуть, Как полагается?15

1916

В октябре 1916 г., когда намечалась реконструкция Главного Царскосельского вокзала, начальник Дворцового управления сообщал в железнодорожное ведомство: «долгом почитаю отметить, что за последние 10 лет все вновь возводимые в Царском капитальные сооружения, имеющие характер монументальный, по воле Государя Императора… возводятся в духе древнерусского каменного зодчества».

Упоминания:

  1. Бородовский Витол. Андреевич — 1913 — Обводный канал 22. Царскосельский вокзал
  2. Антропов Николай Николаевич – 1917 — Помощник начальника Царскосельской станции.
  3. Голубев Владимир Николаевич – 1917 — почётный гражданин, Пассажирская станция Царскосельского вокзала.
  4. Гронников Михаил Дмитриевич – 1917 — клр., Мл. помощник нач. пассаж. станции Царскосельского вокзала

Товарная

  1. Багров Василий Иванович — 1917 — Товарная станция Царскосельского вокзала.
  2. Быстров Илар. Макс. — 1917 — Товарная станция Царскосельского вокзала
  3. Бычковский Иннокентий Феоф. — 1913 — 1917 почётный гражданин, Товарная станция Царскосельского вокза
  4. Воскресенский Иван Прокопьевич – 1917 — Товарная станция Царскосельского вокзала 41. Управление М.-В.-Р. ж. д
  5. Воскресенский Тихон Петрович – 1917 — Товарная станция Царскосельского вокзала.
  6. Гродзинг Александр Андреевич – 1917 — почетный гражданин, Начальник товарной станции Царскосельского вокзала

 

1920

А в 1924 году в Царском Селе (к тому времени переименованном в Детское) на вокзале опять появился Есенин. Но появился уже в новом качестве. Он был приглашен выступать со своими стихами в санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых. С Есениным приехал другой поэт, урожденный царскоселец Всеволод Рождественский. Он вспоминал: “Поезд подошел к детскосельскому перрону. Мы вышли на широкую привокзальную улицу, осененную свежей листвой старых дубов… Многое напомнили они и Сергею о той поре, когда в солдатской шинели возвращался он из Петрограда и бегом торопился поспеть в свой госпиталь к вечерней поверке”.
На следующий день после встречи с учеными Сергей Есенин снова отправился на детскосельский вокзал. Там он продолжил традицию, начатую еще в девятнадцатом веке, и устроил скандал в привокзальном ресторанчике.
А вскоре после этого Есенин вновь приехал в Детское Село, на этот раз в компании приятелей-имажинистов. По воспоминаниям поэта Вольфа Эрлиха, этот визит был неспокойным с самого начала: “Поезд еще не остановился, но мы соскакиваем на ходу и с невероятным шумом перебегаем платформу. Все мы вооружены китайскими трещотками и стараемся шуметь как можно больше. Но, выйдя на улицу, Есенин сразу принимает степенный вид и командует:
– Вот что! Сначала к Разумнику Васильевичу! Повзводно! Раз! Два!”
Имелся в виду историк с загадочным именем Разумник Васильевич Иванов-Разумник.

Отъезд имажинистской делегации организован был под стать прибытию. Учительница Е.Чернова вспоминала о нем: “На платформе было много народу, скоро должен был подойти поезд на Петроград. Не успели мы толком оглядеться, как нам навстречу вышел Есенин, а с ним два “голых” человека в набедренных повязках из полотенец. Сам Есенин был одет вполне корректно: на нем были бежевые брюки и красная шелковая рубашка с пояском, красивые замшевые туфли. Ольга Аркадьевна (детскосельский доктор О.А.Шевелева) разулыбалась, раскланиваясь с Есениным, а рядом “голые” щелкали босыми пятками. Я готова была сквозь землю провалиться, но, к счастью, подошел поезд, и “голые” полезли в окно, подтверждая и этим поступком полное свое презрение к условностям”.

Анна Ахматова: "13 июля 1924. Царскосельский вокзал. Котий (Н.Н. Пунин — прим. сост.) уезжает в Подольскую губернию. Я остаюсь здесь. Ахм."

 

Вместе с тем набирал популярность новый престижный вид транспорта – автомобиль. Железная дорога с ним конфликтовала – в районе станции Шушары шоссе пересекалось рельсами, и автовладельцы, досадуя, ждали, когда наконец-то поднимут постылый шлагбаум. Среди автовладельцев был писатель Алексей Николаевич Толстой. Он отомстил – назвал Шушарой крысу из своего “Золотого ключика”.

 

1938

5 марта  в Пушкине в местной типографии отпечатан первый номер газеты "Большевистское слово". Газета пишет: "Имя Пушкина обязывает. Во время юбилейных торжеств прошлого года нашей общественностью было внесено много прекрасных предложений об увековечении памяти поэта. Что же сделано: ровно ничего.… Даже въезд в наш город, привокзальная площадь, безобразна, грязна и убога: вот почему первая встреча с городом Пушкина производит тяжелое впечатление. Разве так уж трудно привести эту площадь в порядок, сделать ее нарядной. И разве не здесь место статуе Пушкина, нашего Пушкина, жизнелюбца, бойца, любившего народ и умевшего творить для него. Разве не он должен встретить эти тысячи людей, приезжающих почтить его память. Пока что их встречают уродливые ларьки, да пивная… "

Упоминания:

  • Амосов Платон Кириллович — 1905 г. р., русский, б/п, путевой надсмотрщик на ОЖД., проживал: ст. Детское Село Лен. обл., ж.-д. будка 24-го км. Арестован 5 ноября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 декабря 1937 г. Приговорен по ст. ст. 17-58-8; 58-7-10 УК РСФСР. Расстрелян в г. Ленинград 18 декабря 1937 г.
  • Борткевич Петр Михайлович — 1906-1938, ур Витебской губ., поляк, член ВКП(б) в 1932-1937 гг., нач.станции Окт. ж/д, проживал: г. Пушкин ЛО, Безымянный пер., д. 7/9, кв. 7. Приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР. Расстрелян в г. Ленинград 15 января 1938 г. (по др. данным после 23 июня 1938 г.).
  • Дзевенис Болеслав Александрович — 1904 г. р., ур.Псковской губ., поляк, член ВКП(б) в 1925-1937 гг., нач. станции Детское Село, проживал по месту работы, Вокзальная пл., д. 5, кв. 1. Арестован 3 октября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 2 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10 УК РСФСР. Расстрелян в г. Ленинград 8 декабря 1937 г.
  • Драб Михаил Иванович — 1877 г. р., ур. Минской губ., поляк, член ВКП(б) в 1930-1937 гг., слесарь централизации при ст. Детское Село ОЖД, проживал: Пушкин, Вокзальная пл., д. 3, кв. 7. Приговорен по ст. ст. 58-9-10 УК РСФСР. Расстрелян в г. Ленинград 27 ноября 1937 г.

 

1941-1950

15 сентября 1941 года:  Особенно ожесточенный бой разгорелся у вокзала, где оборонялись разведчики полка. Взводом разведки командовал кадровый командир, лейтенант Степан Васильевич Семакин.

Был он среднего роста, молодой, белокурый, румяный, всегда веселый и хитроватый. Он был из тех безоглядных людей, которые о себе никогда не вспоминают, не думают. Он не вел счет дням, что провел в бою и атаках, не помнил, сколько раз встречался со смертью. Он мог часами неподвижно просидеть в траншее, изучая передний край врага, а ночью полз впереди группы к вражеским укреплениям, врывался, брал “языка”.

Жительница города А. С. Дадыченко рассказывала после войны, что ее семья жила в селе Большое Кузьмино При эвакуации завода, на котором работал ее отец, директор просил семью подождать последнюю машину, но машина не пришла, и они не смогли эвакуироваться. Когда в село пришли немцы, им сказали, что в этом месте будет передовая линия, и большинству жителей села пришлось уходить в сторону детскосельского вокзала. Там находились дореволюционные ледники, в которых беженцы и поселились. Через некоторое время немцы приказали освободить ледник. И людям пришлось уходить в Пушкин и поселиться в лицейских подвалах. "

Воспоминания Киры Сергеевны Сретенцевой: "Немцы построили виселицы в разных местах Пушкина. Одна была на Вокзальной площади — там повесили трех пионеров».

В годы войны 1941-1945 гг. вокзал был полностью разрушен.

Разрушенный  разобрали и построили новый каменный вокзал (проект архитектора Е. А. Левинсона и А. А. Грушке), открытый к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина (с 1937 г. Царское Село носит название город Пушкин). От привокзальной площади, заново созданной, проложили три основных магистрали, связывающих город с вокзалом.

4 вокзал — архитекторы Левинсон и Грушке

1 января 1948 года газета "Большевистское слово" пишет: "В генеральном плане развития города Ленина пушкинским парковым ансамблям и окрестностям уделено достойное место. Город Пушкин будет городом-музеем, городом санаториев и домов отдыха, городом-парком. Советские и партийные организации дали задание авторам (профессор Е.А. Левинсон, архитектор А.А. Грушке) сделать вокзал как парадный въезд в город Пушкин.

В центре Привокзальной площади предположен памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Слева, в сторону Ленинграда, находится павильон входа в тоннель (ранее называвшийся — "царский"). В нем, кроме входного вестибюля, будет находиться камера хранения ручного багажа, две общественных уборных, парикмахерская, помещение милиции. Внутри открытого дворика запроектирован небольшой бассейн-фонтан, стены будут покрыты вьющимися растениями. Запроектирована посадка нескольких деревьев".

Еще до открытия вокзал попал в официальную фото-хронику: от него стартовал традиционный пробег Пушкин-Ленинград на приз газеты "Ленинградская правда"

Открытие вокзала состоялось 16 сентября 1950 г.

"Вчера в 8 часов вечера состоялось торжественное открытие вокзала станции “Детское Село”. Вместе с железнодорожниками, строителями вокзала и представителями от партийных, советских комсомольских и профсоюзных организаций города на открытии присутствовал и автор проекта, архитектор Л.Э.Левинсон.

После кратких выступлений представителей общественности, в которых отмечалась сталинская забота о человеке, высокий класс мастерства строителей, была перерезана ленточка, и монументальное сооружение, достойное сталинской эпохи, было открыто."
(Большевистское слово», 16 сентября 1950 г.)

Архитектор Е. А. Левинсон в интервью, опубликованном 15 августа 1954 года в пушкинской газете, нодчеркнул: «При проектировании Привокзальной площади мне, как архитектору, хотелось пайти тот характер, который свойствен городу в связи с его основным назначением как города отдыха. Хотелось найти выражение площади и здания вокзала, определяющие характер дальнейшего пейзажа в сторону центральной части».

Решение парадного ансамбля вокзала и Привокзальной площади, созданного по проекту Е. А. Левинсона и архитектора А. А. Грушке, считается одним из достижений советского зодчества конца 1940-х годов. Проект был отмечен государственной премией.

Авторы проекта стремились композиционное построение вокзала, строгое оформление его фасадов и интерьеров сделать связующим звеном между новой застройкой и исторически сложившимися сооружениями.

Архитектурные формы послевоенного неоклассицизма в облике вокзала унаследовали прежнюю павильонную пространственную композицию, вытянутую в линию.

Комплекс вокзала включает главный двухэтажный корпус и поставленные с ним в одну линию три павильона. Все сооружения связаны широкими арками — проходами на перрон и двориком с фонтаном и пропилеями. В павильонах находятся спуски в тоннели — переходы под железнодорожными путями. Общая композиция плана, строгие классические формы типичны для Царского Села. Авторы стремились придать зданию вокзала черты, близкие к сооружениям дворцово-парковых ансамблей, созданным во второй половине XVIII в. дополняют убранство зала. Приемы объемного решения двухэтажного главного здания в центре с вальмовой крышей, двумя боковыми ризалитами по сторонам несколько заглубленной средней части и его габариты восходят к тоновской постройке.

В оформлении фасадов и интерьеров отражена связь города с А. С. Пушкиным. Фасад главного корпуса декорирован медальонами и барельефными портретами учителей и друзей поэта Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева, В. К. Кюхельбекера.

В зале ожидания, разделенном двумя рядами колонн на три нефа, в конце среднего из них, в нише, установлена бронзовая статуя А. С. Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера.

Вот, что писала газета "Вперед" об отделочных работах внутри вокзала:

"Поток людей проходит по площади, торопясь к поезду. Многие бросают мимолетный взгляд на здание вокзала, внутри которого ведется сейчас большая, кропотливая работа: роспись потолков, художественная лепка, отделка колонн. Все это выполняют архитектурно-реставрационные мастерские Ленгорисполкома.

Проходим в зал ожидания. Комсомолки Конкина и Смирнова устанавливают лепные изделия, украшая ими плафоны.

В небольшом помещении, где расположилась мастерская художественной лепки, под руководством мастера 1-го класса модельщика тов. Громова, трудятся молодые рабочие. Искусные мастера, они выполнили уже ряд сложных работ. Таковы, например, точная копия ворот „Любезным моим сослуживцам", „Орловских ворот" и другая лепка, которая украсит стены зала ожидания.

Значительно перевыполняют месячные планы лепщики Томский, Смирнов, Быстров, Куликова. Все они закончили Ленинградское художественно-промышленное училище и работают по cвoeй специальности от одного до трех лет. Сам мастер Громов работает лепщиком уже 55 лет.

На стенах мастерской висят художественно исполненные эскиэы: „Камеронова галлерея" и "Большой каприз*, „Чесменская колонна*. По ним сделаны модели и произведена отливка лепных украшений. Уже изготовлены и большие медальоны с цифрами на одном 1799, на другом — 1949. Это — годы, знаменующие 150-летие со дня рождения великого поэта.

Над входом в зал для ресторана установлен скульптурный барельеф, изображай паровоз, идущий в наш город после открытия первой железной дороги. В зале заканчивается художественная роспись потолка, ведущаяся под руководством живописца тов. Конанкова.

Между рядами свисающих балок, покрытых скульптурными украшениями, привлекает внимание роспись потолка: дубы на темно-красном симметрично чередующее орнаментом на белом фоне.

По соседству трудятся мраморщики во главе с бригвдиром тов. Фединым. Они повывают искусственным мрамором массивные колоннь.

К 150-летию со дня ния А. С. Пушкина, отделка зала ожидания будет закончена. Пушкинцы увидят здесь мастерски выполненную художественную отделку на темы исторических мест нашего прекрасного города.

М. Сибирский"

Кассовый зал перекрыт лучковым сводом с росписью в виде деревьев с широко раскинутыми ветвями. В тимпанах на торцевых стенах помещены барельефы с профильным портретом А. С. Пушкина. Скульптурные десюдепорты и люстры из кованого железа, белого матового и синего стекла.

В зале ресторана интересно решена стена за буфетной стойкой, облицованная фарфоровыми плитами с выполненными в рельефе и расписанными красками гирляндами, венками и букетами роз. Литые фарфоровые плиты изготовлены на заводе имени М. В. Ломоносова. В разработке образцов плит, кроме архитектора Е. А. Левинсона, принимали участие технолог Г. Л. Ефремов и скульптор-модельщик Л. Г. Семенов.

Тогда же над платформами были построены навесы:

Из газеты "Вперед": "Две недели тому назад в механической мастерской Путьрем-7 слесари-монтажники бригады Щербакова приступили к монтажу ферм и колонн для навеса над островной платформой станции Детское Село. Несколькими днями позже плотники соорудили над частью платформы леса, а 23 февраля в работу включилась другая бригада слесарей — монтажников, руководимая тов. Тарычевым. Ей предстоит установить вдоль платформы 56 металлических колонн и соединить их 28 фермами.
Строители вокзала прилагают все силы к тому, чтобы завершить эти работы ко дню 150-летия со дня рождения А. С Пушкина, На монтаже ферм бригада тов. Щербакова выполняет нормы на 140—150 процентов. Напряженно трудятся и слесари бригады Тарычева — тт. Макейченко, Лядов, Васильев и другие. До конца текущего месяца они обязались установить первые шесть колонн, соединив их фермами.
Работами по устройству навеса над платформой руководит главный механик строительства тов. А. П. Лемещенко."
 

Здание вокзала решено как главное в ансамбле вновь созданной полуциркульной Привокзальной площади.

Преемственность традиций повлияла и на градостроительное решение, хотя Привокзальную площадь спланировали заново по проекту, разработанному в 1947 г. архитекторами И.И. Фоминым и Е.А. Левинсоном.


 

Март 2004, Фотофакт (Царскосельская газета, №10 (9491)

И году не прошло… как был отремонтирован наш вокзал, приятно преобразилась вновь остекленная платформа на Санкт-Петербург. И что же? Вот так она выглядит теперь: стекла выбиты тут и там на всем ее протяжении. Ну что мы за люди!

 

 

Источники:

  1. Г.Семенова, комментарий к альбому Царское Село. Альбом фототипий. Репринт издания Бабкина 1897 г., СПб, Серебряный век, 2009., 200 с.
  2. Мощенникова М.А., Корнилова Н.А. Историческая застройка Царского Села: исторический очерк градостроительного развития (XVIII — начало XX века) / / Дворцовый город Царское Село. СПб., 2009.
  3. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  4. Лавров Владимир Юрьевич. Старший научный сотрудник Историко-литературного музея г. Пушкина. Из сборника "Царскосельский альманах". СПб.: ООО "СРП "Павел" ВОГ", 2007, 308 с.
  5. "Царскосельское дело" №40 пятница 3 октября 1914 года
  6. "Царскосельское дело" №41 пятница 10 октября 1914 года
  7. "Царскосельское дело" №51 пятница 19 декабря 1914 года
  8. "Царскосельское дело" №4 пятница 23 января 1915 года
  9. "Царскосельское дело" №6 пятница 6 февраля 1915 года
  10. "Царскосельское дело" №9 пятница 27 февраля 1915 года
  11. "Царскосельское дело" №13 суббота 28 марта 1915 года
  12. "Царскосельское дело" №11 пятница 13 марта 1915 года
  13. "Царскосельское дело" №17 пятница 24 апреля
  14. "Царскосельское дело" №18 суббота 2 мая 1915 года
  15. "Царскосельское дело" №20 пятница 15 мая 1915 года
  16. Дедушка руских вокзалов
  17. Царскосельская газета
  18. Адресные книги СПб
  19. Материалы газеты "Вперед"
  20. Волгунов, И. И. Альбом чертежей общаго расположения путей, зданий и мостовых сооружений существующих в России железных дорог [Текст] / составил И. И. Волгунов. — Москва: Печатня С. П. Яковлева, 1872. — 8, [2] с., [235] л. ил., цв. ил.; 36х53 см. Опубликовано РГБ

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 11976 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!