Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Радищева 4. Особняк Кочубея (Учебный центр подготовки руководителей)

 

 

Радищева 4. Особняк Кочубея (фотоальбом)

 

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб признан памятником архитектуры федерального значения. Историческое название — дача В.П.Кочубея в Царском Селе.

 

 

Усадьба А.А. Половцева

Композиционным ядром обывательской застройки 3-й городской части Царского Села была усадьба А.А. Половцева на Велиовской улице, приобретенная впоследствии Василием Петровичем Кочубеем — петебургским аристократом, действительным статским советником и церемониймейстером двора Его Императорского Величества. В 5 минутах ходьбы находится дом другого представителя этого славного рода — графа Виктора Павловича Кочубея, государственного канцлера и друга императора Александра I -  Запасной (Владимирский) дворец.

Первое упоминание об имении. стоявшем на этом месте, относится 1835 году. деревянный дом, построенн архитектором С.И. Черфолио для первого владельца участка — коллежского асессора Александра Андреевича Половцева (подлинное написание фамилии в архивных документах, ныне предпочитают писать «Половцов».

После это дом в 1830-1850 гг. перестраивал инженер Н.С. Никитин3

В 1858 году, в соответствии с данными Атласа Цылова на Велиовской (Радищева) улице на центральном участке между Волконской и Стесельской улицей мы видим участок действительного статского советника Александра Андреевича Половцева, видимо это тот же владелец, получивший повышение по чину. На участке стояли три деревянных здания, причем центральное- со значительном отступом от красной линии улицы, на котором был разбит сад. Центральный дом усадьбы был с мезонином, на каменном подвале.

 

 

В феврале 1858 года был переведен из Санкт-Петербурга на постоянные квартиры в Царское Село Кавказский эскадрон, составлявший вместе с командой линейных казаков Собственный Его Императорского величества конвой. Эскадрон был укомплектован представителями феодальной знати кавказских народов. Взводы разместились в частных домах Софии: 2-й взод был размещен  в доме вдовы статского советника Половцова. Александр Андреевич, стало быть к этому времени скончался.

В последствии дом перешел в наследство к внуку — Петру Александровичу Половцеву, сыну Александра Андреевича — Половцова Александра Александровича, так же владевшего в Царском Селе домом.

Десятью годами спустя, в Олонецких ведомостях, мы встречаем следующее упоминание об интересующем нас имении :

"Судебный пристав С.-Петербургского окружного суда Матусевич,…, объвляет, что на удовлетворение претензии мещанина Михаила Иванова Иванова, по закладной в 15000 руб. с % с 21 октября 1868 года, будет проводиться 13 февраля 1871 г., с 10 часов утра, в зале заседаний.., публичная продажа недвижемого имения, принадлежащего графине Елене Михайловне Заводовской, заключающегося в

  • деревянном 2-х этажном доме,
  • 2-х деревянных 2-х этажных флигелях,
  • сараях, ледниках и прочих службах, а также оранжереи и саде,

приносящего дохода до 2000 руб., и состоящего в Царском Селе, 3-я часть в Софии, по Велиовскй улице под № 20. Имение заложено мещанину Михаилу Иванову Иванову в 15000 руб., и будет продоваться в полном составе. Торг начинается с оценочной суммы 17000 руб. ..."

 

Судя по всему Иванов торг выиграл и приобрел имение. Тридцать лет спустя этот участок в Справочнике царскосельских дач за 1888 указан, как еще принадлежащий Иванову, за № 3. Из описания сдающихся  в найм помещений, можно судить о размере усадьбы:

1-я кварт.: Домъ деревянный. Въ нижнемъ этажъ — 8 комнатъ съ мебелью, 2 кухни, ледникъ, каретный сарай, конюшни, две комнаты людскихъ, большой балконъ в садъ, 1,000 руб.
2-я кварт.: верхний этажъ 8 комнатъ съ мебелью, 2 кухни, 2 людскихъ и большой балконъ, 700 р.

 

Усадьба В.П. Кочубея

 

Василий Петрович Кочубей в те времена являлся действительным статским советником и церемониймейстером при дворе Николая II. Будучи приближенным к Императорскому двору и се­мье последнего российского монарха, которая постоянно проживала в Александровском дворце, В. П. Кочубей решил приобрести земельный участок для постройки дома в Цар­ском Селе, и в 1911 г. стал владельцем ветхого деревянно­го строения, возведенного архитектором С. И.Черфолио для коллежского асессора А. А. Половцева.

Проект каменного особняка, выполненного молодым талантливым архитектором А. И. Таманяном (Тамановым) был утвержден министром Двора бароном В. Б. Фредериксом 3 июня 1911 г. На месте старого дома Половцева по утчержденному проекту возвели новый каменный, частью двухэтажный и частью трехэтажный на высоком подвале дом.

 

1911. Проект парадного фасада особняка Кочубея, ГМЗ Царское Село14

 

Вдохновленный итальянским зодчеством, поклонник русского классицизма, влюбленный в творчество Ч. Камерона. Таманов создал проект изящного и ком­фортабельного дома-особняка для небольшой семьи, глава которой обладал неограниченными средствами. Это был настоящий дворец в миниатюре — с парадным подъездом в виде шестиколонного портика дорического ордера, великолепными фасадами в монументальных формах неоклассицизма, роскошными интерьерами с дворцовой планировкой. Его часто называют также особняком, следуя определению  О. Мандельштама, считавшего, что жилые здания в Царском Селе —«особняки, а не дома».

Особняк построен в стиле неоклассицизма. Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности.

 

 

Дом В. П Кочубея, выполненный в формах русской архитектуры начала XIX в., пред­ставляет собой двухкорпусное здание с двухэтажной длинной частью и трехэтажной короткой, соединенными в плане в виде буквы «Г». Выступающий портик из шести каннелированных дорических колонн, сдвоенных по краям, позволил создать перед ломом пандус. Колонны портика поддерживают балкон, огражденный балюстрадой. Центр фасада завершен ступенчатым аттиком. Гладь стен оживлена красивыми по рисунку тройными палладианскими окнами.

В архитектуре паркового фасада основное внимание уделено полуротонде, застеклен­ной в первом этаже и открытой, украшенной шестью дорическими колоннами во вто­ром. Ротонда, увенчанная куполом, придает интимность дому и связывает его с парком.

 

 

Будучи достойным потомком прославленного Пушкиным героя, Кочубей отличался если не скупостью, но бережливостью, и был чрезвычайно расчетлив. Сохранившиеся документы рисуют картину многоступенчатого контроля домовладельца и его доверенных лиц над строителями за соблюдением сроков, качеством работы, расходованием средств. Неоднократно по требованию заказчика вносились изменения в первоначально задуманный архитектором замысел.

По словам Кочубея, «почти везде и у всех, в том числе и у многих петербургских домовладельцев, имеются управляющие гражданские инженеры и архитекторы, однако это не мешает этим владельцам пользоваться советами и иметь в качестве строителей домов других архитекторов и гражданских инженеров». Каменные, кирпичные и печные работы доверили царскосельскому подрядчику С.З. Левину за оптовую цену в 135 тыс. рублей в итоге трехдневных переговоров («приходилось возиться по 5-6 часов подряд»).

Строительство дома вчерне осуществили довольно быстро, к лету 1912 г. Кочубей заложил его в Санкт-Петербургском кредитном обществе, получив кредит на производство отделочных работ. За досрочное выполнение контрактов основным подрядчикам назначили премии, что вызвало напряжение между смежниками. В ноябре 1913 г. архитектор отошел от руководства строительством особняка, будучи категорически против надзора за своей работой со стороны инженера В.Я. Лангвагена, которого Кочубей назначил поверенным. Заказчик не сильно сокрушался — его интересовал не столько архитектор, сколько его чертежи, которые к тому времени были готовы. Кроме того, Кочубей считал, что работы при Таманове «идут черепашьим шагом». .

Оформление интерьеров продолжил.друг А.И. Таманова архитектор-художник Н. Е. Лансере. «Дорогой Коля, — писал Таманов. — Если тебе эта работа улыбается — принимай; я никаких претензий не имею ни к тебе, ни к другим архитекторам, кто бы ни взялся за эту работу». В 1913 г. Лансере приступает к работе над интерьерами особняка вместе с архитекторами В.И. Романовым и В. И. Яковлевым и завершает их оформление в 1914 г., не отступив от первоначального замысла Таманова.

Столярными работами (изготовлением оконных рам, дверей и паркетов) занималась фирма Товарищество П.Беляев — Наследники. Смета на исполнение наборных паркетов была утверждена 22 мая 1912. В ней рукой Таманяна были сделаны следующие указания, имеющие отношение к рисункам паркетов и их композиции:

  • Паркет в зале № 3, Аванзала фриз имеется, середина — паркет Михайловского дворца empire. В смете было отмечено: Зал № 3 и Аванзал № 3. Паркет по рис. арх. А.И.Таманян.
  • в гостиной № 5 "паркет Растрелли",
  • в Ротонде (Проходной) — паркет по рис. Германского посольства,
  • зал и Аванзал -фриз "а-ля-грек".
  • Малая гостиная паркет розетка — фриз Растрелли,
  • Большая гостиная — паркет кирпичик, розетка, углов — 4, фриз.
  • Для Белого зала шаблоны паркета делали Лансере и Романов. Геометрический рисунок паркета Белою зала имеет большое сходство с паркетом одной из бывших гостиных Михайловского дворца. 

 

Цену заявим по получении рисунка.  Настилка наборных полов началась 25 июня 1913. Все работы "Товарищество П.Беляев — Наследники" закончило в октябре 1913. Причитавшаяся сумма в 18 270 руб. была ему выплачена I сентября 1914 после чистки и починки треснувшего паркета, а также мелкого ремонта оконных рам и дверей." Имеющиеся на сметах замечания указывают на то, что общий замысел паркетов каждого зала принадлежал Таманяну, а их изготовление производилось Товариществом П.Беляев — Наследники по шаблонам Лансере. 

Осенью 1913 г. семейство Кочубеев переехало в новый дом, где в январе 1914 г. состоялся бал-новоселье. Гости были поражены убранством особняка. Парадный вход в загородный дом и сегодня украша­ет шестиколонный дорический портик.

 

Интерьеры особняка (для ознакомления с описанием конкретного интерьера, перейдите по ссылке на его названии)

 

Интерьеры царскосельского особняка были велико­лепны. Парадные залы дома располагались на первом эта­же и состояли из Белого зала с Аванзалом (Большая зала), Охотничьего зала (Столовая), Розовой (Малой) гостиной, Кабинета, Золотой (Большой) гостиной — самой яркой жемчужиной парадной анфилады, Коллекционной, Библиотеки.

План 1 этажа особянка В.П. Кочубея, 191115

 

Парадные интерьеры особняка по желанию заказчика были выполнены в различных стилях: от строгого классического решения Парадного вестибюля и Большой залы до насыщенной пластики Большой гостиной, декорированной в стилистике рококо.

Тяжелые дубовые двери, облицованные темным мореным дубом, сохранив­шие на полотнищах декоративные фигурные резные ор­наменты, медленно открывают тайны внутренних покоев особняка. Приемы начинались в Парадном вестибюле. Отсюда во время приемов и балов появлялся хозяин, и начиналась оригинальная церемония, которая получила название «Встреча последнего гостя».


 

Беломраморная лестница ведет в галерею, три двери из которой открываются в Белый зал с полуротондой (Большую залу с Аванзалом) — наиболее обширное и самое эффектное по архитектурному реше­нию помещение особняка, из которого, в свою очередь, можно было выходить в сад.

 

Дверь из Большого зала ведет в камерную Розовую гостиную. В этом небольшом уютном помещении обычно накрывались столы для семьи Кочубеев в отсутствие гостей.

 

Для Парадного кабинета хозяина Таманян избрал стиль, который обозначил как «Ренессанс, скорее — ранний».

 

Большая (Золотая) гостиная,  примыкающая к главному вестибюлю — подарок В.П.Кочубея жене Варваре Васильевне, жемчужина особняка.

 

В Столовой (Охотничий Зал) можно было удобно расположиться с десертом, выкурить сигару или трубку и, конечно, послушать "охотничьи байки" хозяина особняка. 

 

В Жёлтом зале, ныне так же, как и Охотничий зал, используемым под ресторанный зал, сохранилась изящная посудная стойка в стиле модерн.

 

Достопримечательностью здания были Коллекционная и особая бронированная комната-сейф, «безопасная кладовая» для хранения драгоценностей. 

 

Во время оккупации г. Пушкина в особняке Кочубея размещалось одно из отделений гестапо — тайная канцелярия, и отделка этих двух за­лов была полностью утрачена (после окончания войны не восстановлена).

Историческая Дубовая лестница сохранилась в угловой части особняка, она сейчас используется, в основном, для служебных целей.

 

 

 

Во вто­ром этаже раполагались спальни, уборные, гардеробные, классные комнаты. В третьем этаже — кухня, буфет, моечная, столовая для служащих и ряд людских.

Особенностью дома являлось расположение в подвальном этаже ряда подсобных помещений котельной, душевой, или «гидротерапевтического кабинета» с ду­шем Шарко, комнаты с аппаратом для подогрева постельного белья, складов и вин­ных погребов. Усадь­ба была снабжена канализацией и отоплением, была полностью электрифицирована. Даже въездные ворота и все массивные двери открывались при помощи электричества.

Интерьеры со стильным убранством и уникальной ме­белью В. П. Кочубей увековечил на многочисленных фо­тоснимках, устроив с этой целью специальную комнату-фотоателье. Многие фотографии, сделанные хозяином дома и профессиональными фотографами по его заказу, сохранились и в настоящее время хранятся в российских государственных архивах.

Перебравшись в новый дом, в январе 1914-го князь устроил бал-новоселье. Жизнь особняка ничем не отличалась от жизни многих других дворянских особняков, расположенных на территории Царского Села: приемы большие и малые, балы и маскерады, музыкальные собрания, в которых принимала участие музыкальная и литературная элета не только Царского Села, но и Санкт-Петербурга. 

Первая мировая война, начавшаяся летом  1914 года помешала стать дворцу Кочубеев его одним из центров светской жизни Царского Села. Семейство Кочубеев проживало в особняке до 1917 г. 

После октябрьского переворота вся семья Кочубеев эмигрирует в Бельгию. Василий Петрович закрыл свой особняк, оставил все ключи от его комнат и кладовых. Существует предание, что после отъезда хозяина в вестибюле обнаружили сложенный вдвое лист бумаги, на котором было написано 5 слов: «От России получил — России возвращаю».

 

 

После 1917

 

В сентябре 1917 года дом, уже после февральской революции, но еще до октябрьской, предоставлялся для "расквартирования" войск. По документам, предоставляемым Управлением Гражданской милиции, которое направляло списки в Царскосельскую Временную Управу, значилось: Велиовская, дома 4,6,8 (В.П. Кочубея).

Василий Петрович покинул свой царскосельский дом в конце 1918 г., и после его отъезда особняк был нацио­нализирован. 

В 1918 г. дом Кочубея национализирован и передан в Наркомпрос для устройства детского приюта. Уникальные коллекции помещены в музейное хранилище во дворце Палей, где они находились до середины 1920-х гг., а далее следы их теряются.

Здание, по всей видимости, было слишком роскошно для приюта и в 1926 году по указанию СМ. Кирова в этом особняке был организован отлично оборудованный санаторий для старых большевиков; здесь отдыхали также зарубежные гости.

В 1927 г. здание занял Дом ветеранов рево­люции 1905 г. К этому времени лучшие образцы убранства интерьеров были перевезены во дворец княгини Палей, где в это время сосредоточили национализированное имуще­ство царскосельских особняков.

1941-1945 

В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был оккупирован немецкими войсками. В особняке Кочу­бея находилось гестапо. В результате военных действий, прямым попаданием снаряда была повреждена кровля Аванзала.

Из воспоминаний очевидца: "Оставшиеся к осени 1942 г. в городе около 300 жителей были согнаны в рабочий лагерь, своеобразное «гетто». Жить разрешали только в нескольких домах: в доме на углу улиц Коммунаров и Пролетарской, двух домах в Софии и на верхних этажах дворца Кочубея на улице Радищева. Город стал полностью запретной зоной. По нему могли ходить только те, у кого был пропуск гестапо. На работы водили под конвоем. Людей заставляли работать по 7 часов, кормили плохо и наказывали за любую провинность. Руководил лагерем Селезнев."

31 октября. Утварь Знаменской церкви перенесена во дворец Кочубея (в котором располагался немецкий госпиталь), где с этого времени стала совершаться Божественная литургия.

 

Подвергнувшееся разграблению и поврежденное здание восстановлено в 1947-1948 гг., а затем передано Школе подготовки колхозных кадров.

В начале 1950-х гг. парадные помещения особняка реставрировали с реконструкцией, приспособив для размещения дома отдыха «Пушкино» на 100 человек (для партработников обкома КПСС). Комнаты второго этажа и кухонный трехэтажный флигель, а также служебные корпуса в саду были приспособлены для новых жильцов, но парадные интерьеры бережно сохраняли и реставрировали. Мебель для них собирали по антикварным магазинам и разным учреждениям, при этом подбор и расстановка предметов осуществлялась по старым фотоснимкам.

Долгие годы он стоял закрытым, в идеальном порядке, с охраной. Вокруг тишина и спокойствие. Его держали на тот редкий случай, когда какой-нибудь высокопоставленный советский чиновник вдруг захочет провести день-два в Пушкине.

Рассказывают, что в апартаментах «люкс» в середине 1960-х гг. останавливался А.Н. Косыгин.

1986 год. В особняке разместился ФГОУ Академия дополнительного профессионального образования "Учебный центр подготовки руководителей" 

Осуществленная в 1987—1989 годах пристройка, которая по объему больше дворца, совершенно исказила замысел этого замечательного памятника архитектуры начала XX века. Нарушены пропорции, искажен облик усадьбы, ее целостность.

В 1991 году Комиссия по инвентаризации имущества и денежных средств Ленинградской партийной организации КПСС в Приложении к распоряжению мэра СПб от 15.10.91 N 523-р рекомендовала: "… По зданию-памятнику б.особняк Кочубея (г.Пушкин, ул.Радищева, 4) считать необходимым изъять с баланса Учебного центра Ленинградского политехнического университета им.М.И.Калинина и передать на баланс в городской Комитет по управлению имуществом..."

В 2009 году к Центру пристроили новый гостиничный корпус, который лицевым фасадом выходит на Парковую улицу


Сохраняя наследие

Совместная история аристократичного особняка Кочубеев на Велиовской улице в Царском Селе (н. Радищева, 4) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) началась в 2012 г. В тот год здание и расположенный в нем Учебный центр подготовки руководителей вошли в состав университета.

Для особняка это стало очередной сменой хозяина, уже привычной за долгие годы его суще­ствования с октября 1913 г. Построенный с любовью и с использованием самых передовых тех­нологических решений дом прослужил семье Василия Петровича Кочубея до револю­ции 1917 г. В 1918 г. семья Кочубеев была вынуждена эмигрировать за границу, а особняк был национализирован. В разное время здесь находились Дом старых большевиков и ветеранов революционного дви­жения, военный госпиталь, дом отдыха работников Ленинградского обкома КПСС, и, нако­нец, Учебный центр подготовки руководителей НИУ ВШЭ (УЦПР НИУ ВШЭ).

Для Санкт-Петебургского филиала НИУ ВШЭ ценность исторического объекта и собранной в нем коллекции уникальных произведений декоративно-прикладного искусства и живописи была очевидна сразу. Долгое время это наследие демонстрировалось участникам образова­тельных программ и мероприятий, организуемых УЦПР НИУ ВШЭ.

Однако, развивая уже сложившуюся традицию информационно-просветительских проек­тов, сегодня НИУ ВШЭ видит своей задачей не только сохранение культурных ценностей, но и знакомство с ними широких кругов людей, интересующихся российской историей. Ведь прикосновение к прошлому через наследие известных дворянских родов — это всегда возможность обогатить свой культурный мир и глубже понять суть современности.

Для студентов магистерской программы «Прикладная и междисциплинарная история» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в особняке Кочубеев была открыта возможность прохождения практики. Итоговыми работами ее первых выпускников стали собственные дизайн-макеты к выставке «Особняк Кочубеев. „Дворянское гнездо" в Царском Селе».

Встречный интерес к проекту выставки со стороны Государственного музея-заповедника «Царское Село» позволил организовать экспозицию в Зубовском флигеле знаменитого Екатерининского дворца и приоткрыть тем самым двери в дом одного из интереснейших дворянских родов для широкой общественности.

Нам же (составит.), выставка и выпущенный к её открытию каталог, позволили обновить альбомы и статьи нашего сайта, рассказывающие об особняке Кочубеев.

 

Источники:

  1. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  2. Семенова Г.В. За забором  / Дворец Кочубея. Адреса Петербурга, №22/34, 2006 г.
  3. Проект перестройки дома Половцева на Велиовской ул. в ЦС. Фасады и планы дома.  Арх. Н.С. Никитин. подл. тушь, акв. бум. 55Х46, 45*38. 1830-1850 гг. ЦГИА СССР. Ф.485. оп.3. д.1017. л.1-3.;
  4. Цылов Н. И. Атлас города Царского Села. СПб., 1858
  5. Справочная книжка, содержащая в себе список дач, отдающихся на лето, и необходимые сведения по царскосельской железной дороге и по Царскому Селу.- СПб, 1888
  6. РГИА. Фонд 971, опись1, ед.хран.71. Год: 1911—1915.Письма инженера Р. Эрихсона В. П. Кочубею и инженеру В. Я. Лангвагену об устройстве отопления и вентиляции в доме Кочубея в Царском Селе, с приложением сметы и планов частей дома
  7. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк — путеводитель. Сост. Г. К. Козьмян. СПб., 1992.
  8. Новиков Ю. Богат и славен Кочубей… // Смена. 1990, 07 апреля.
  9. Олонецкие ведомости, 1871 год
  10. Божьей милостью зодчий
  11. Экскурсия методиста «Учебного центра подготовки руководителей» Усачёвой (Бантиковой) Л.В.
  12. Сайт Учебного центра, расположенного в б.особняке
  13. Рощинский паркетный завод 
  14. Каталог выставки ГМЗ Царское Село "Дворянское гнездо" в Царском Селе, 2016
  15. Выставка ГМЗ Царское Село "Дворянское гнездо" в Царском Селе, 2016
Рейтинг: +1 Голосов: 1 22721 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!