Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Соборная площадь. Екатерининский собор

 

Церковь во имя святой Великомученицы Екатерины (фотоальбом)

В судьбе  архитектора.А.Тона принял участие Оленин А.Н. Именно он помог архитектору получить проект церкви св. Екатерины.

1834

19 июля 1834 – Строительство Екатерининского собора. Министр Императорского двора генерал-лейтенант светлейший князь Петр Михайлович Волконский отправил из Петергофа бумаги в Священный Синод, министерство финансов и управляющему Царскосельским дворцовым правлением Якову Васильевичу Захаржевскому, где сообщается о том, что “государь Император, утвердив составленные архитектором Тоном фасад и план церкви, предложенной к постройке в Царском Селе, высочайше повелеть соизволил: постройку сей церкви произвесть в три года, начав с будущего 1835 года, и с оного же года отпускать на сей предмет в Царскосельское дворцовое правление в течение трех лет: из Государственного казначейства по 100 тысяч рублей и из сумм духовного ведомства по 30 тысяч рублей”.

22 июля – из Гатчины, последовало дополнение в том, что означенную церковь Государем Императором Николаем I решено строить в память святой великомученицы Екатерины. Главный городской храм посвящается соименной покровительнице Екатерины I, основательницы Царского Села, вензель которой включен в герб города.

24 августа – архитектору собора Константину Тону из царскосельского дворцового правления послано уведомление, что Государь Император Николай I утвердил его план и фасад церкви с просьбой доставить без промедления подробное исчисление о количестве материалов, потребных для постройки, а также описание работ, которые должны быть произведены в 1835 году.

10 сентября – архитектор Константин Тон представил смету на следующий год на 168 тысяч 420 рублей, куда входит жалованье архитектору и помощникам.

5 декабря – последовало Высочайшее разрешение на рапорт управляющего Царскосельским дворцовым правлением Якова Васильевича Захаржевского министру Императорского двора генерал- лейтенанту князю Петру Волконскому о благовременном подряде каменных материалов, как главнейшей статьи.

Через царскосельский земской суд дано объявление по уезду: купцам, мещанам и крестьянам, желающим поставлять наступающим зимним путем кирпич, известь, песок, плиту. Подряды на поставку кирпича с торгов выиграли голова Федоровского посада Константин Семенов и крестьянин Кузьминской слободы Матвей Беломоин, на поставку извести – царскосельский купец второй гильдии Федор Лыткин.

1835

В 1835—1840 годах в центре площади по проекту архитектора К. А. Тона построили монументальный Екатерининский собор, ставший важной высотной доминантой в новом районе города и композиционным центром площади. Это одно из лучших культовых сооружений зодчего.

1838

Три самых больших колокола для храма отливались в Ярославле в 1838 году по повелению Николая I

Собор — сооружение раннего периода эклектики, когда при строительстве православных храмов использовалиок характерные формы московской архитектуры XVI и XVII веков. Новое направление, создателем которого был К. А. Тон, получило название «русский стиль».

Собор был пятиглавый, крестово-купольный, четырехстолпный, компактного кубического объема. Купола и кресты первоначально были позолочены.

Над созданием его интерьеров работали художники: А. Е. Егоров написал четыре образа, Ф.П.  Брюллов — двенадцать пророков, профессор Ф. А, Бруни — св. Екатерину, св. Александра и «Тайную вечерю". Восхищал всех пятиярусный резной золоченый иконостас.

1840

Освящение состоялось 24 ноября 1840 года в присутствии императора. В 1851—1852 годах были созданы два придела — Александра Невского, Константина и Елены.

После открытия собораглавная площадь Царского села стала называться Соборной.

1841

14 июля – вновь построенную Екатерининскую церковь причт принял в Епархиальное ведомство в присутствии Благочинного, при этом отмечено, что “строение храма еще отделывается от дворцового Царскосельского правления”. К этому событию составили “Опись церкви во имя Святой Великомученицы Екатерины, построенной по Высочайшему повелению в г. Царском Селе против полиции”. Окончательно церковь святой Екатерины сдана по описи благочинному Царскосельского уезда священнику Кузьминской Благовещенской церкви Антонию Игнатьеву 14 июля 1841 года. Постройка обошлась казне по одним данным в 157 тысяч 430 руб. 31 коп. серебром, по другим – 159 тысяч 883 руб. 88 коп. серебром.

8 октября 1841 года вновь построенный храм (Екатерининский собор) посетили императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга и Александра Николаевны. Показывал им новый храм священник Феодор Тигодский. Императрица обратила внимание на привезенный из Италии образ Тайной Вечери, поставленный над Царскими вратами, и на святые иконы царицы Александры и Великомученицы Екатерины. На вопросы императрицы о состоянии церкви отвечали священник Феодор Тигодский и церковный староста Иван Буров. Ценные сведения о храме сообщены в описании, которое составил ключар Екатерининского собора Феодор Иванович Тигодский, служивший здесь около четверти века.

1850

Опись храма начата в 1850 году, окончена в 1852 году

Священники и служители:

  • Ветвеницкий Андрей Афанасьевич (1824-1883), 1861 рукоп. 1846 г., из Петербургской епархии,,  протоирей Екатерининского собора, ключарь, законоучитель уездного училища, духовник арестантов, отделения общества попечительного о тюрьмах ЦС, Похоронен на Казанском кладбище
  • Ламанов Павел Николаевич (1818—1894) Протоиерей. Наст. Екатерининского собора 1883—1893, похоронен на Кузьминском кладбище
  • Никитеев Василий — притчик, 1845 указан в в метр. записи Уконина Ф.А.
  • Петропавловский Андрей — дьякон, служил с А.А. Ветвеницким
  • Сильницкий Федор Васильевич, +1850 — ключарь ЦС Екатерининского со­бора, служил священником 37 лет, похоронен на Казанском кладбище
  • Тигодский Федор — 1845 указан в метр. записи Уконина Ф.А., в 1846 г. становится ключарем собора, в 1848 г. указан священником в метр. записи Укониной Н.А.
  • Тихомиров Михаил Павлович, 46 л., рукоп. 1845 г., священник, из Петербургской епархии, студент семинарии.
  • Феодоров Иоанн Кодратович — 63 л., рукоп. 1832 г., священник, из Петербургской епархии.
  • Флоровский Александр Феодорович — дьякон, 33 л., рукоп. 1866 г., из Петербургской епархии.
  • Фёдоров Иоанн Кондратьевич – Умер 18 августа 1878 года на 70 году. Священник ЦС Екатерининского собора (Кладбище села Большое Кузьмино)

 

1889

14 августа 1889 года — Кабинет Его Императорского Величества не нашел возможным удовлетворить просьбу об оказании пособия на позолоту куполов Екатерининского собора из министерства Императорского двора, и “разрешил выкрасить, что хотя и к сожалению имеет быть приведено в исполнение в последствии”.
Площадь, на которой расположен собор, находится в ведении Дворцового Управления и, к сожалению, остается не огражденною и не освещенною, о чем ходатайствовали причт и староста собора.

 

Работы по позолоте Екатерининского собора в 1893-1894 гг. производились под руководством архитекторов А. Ф. Видова и А. Р. Баха.

26 мая 1899 года в Екатерининском соборе были отслужены литургия и панихида в честь празднования 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина.

 

1907

Нереализованный проект С.Данини — пристройка колокольник к Екатерининскому собору

Так как у собора никогда не было колокольни, в январе 1910 г. причт возбудил ходатайство о ее сооружении. Мотивировал причт просьбу тем, что «Тон еще при жизни изволил собственноручно написать на плане пристройки колокольни „согласен"». Свой проект колокольни С.А. Данини составил еще в 1907 г. В июне 1910 года хозяйственный отдел кабинета министерства Двора Его Императорского Величества ответил отказом на том основании, что проект не гармонирует с видом площади (финансовая сторона дела также была упомянута). Чертежи были возвращены причту и старосте. Ныне они хранятся в НИИМ РАХ.

У С. Н. Вильчковского упомянуто, что в 1894 г. Данини якобы реставрировал собор. Однако по архивным делам работы но его позолоте в 189 3-1894 гг. производились под руководством архитекторов А. ф. Видова и А. Р. Баха.

Сохранились планы Данини нереализованного проекта:

106. Северный фасад, фрагмент. Надпись вверху: «Боковой фасад Царскосельского собора»; надпись справа внизу: «Предполагаемая пристройка»; подпись справа внизу: «Архитектор С. Данини 1907». Тушь, бумага. 72,4x67,7. НИМРАХ. А-14779.

110. Екатерининский собор. План. Надпись вверху. «План собора Св. Великомученицы Екатерины в городе Царском Селе»; надпись на обороте вверху’. «Копия». Тушь, акварель, калька полотняная. 32,8x42,0. НИМРАХ. А-14775.

111. Екатерининский собор. План амвонов. Надпись вверху. «План амвонов Екатерининского собора в Царском Селе в существующем виде»; подпись справа внизу: «Архитектор С. Данини». Тушь, акварель, бумага. 20,9x32,6. НИМРАХ. А-14781.

112. Обмеры крылец. Три разреза. Надпись вверху: «Разрезы крылец собора Святой Великомученицы Екатерины в Царском Селе»; надпись внизу тушью: «План с подлинным верно: Арх. Бах, марта 26 1903 года»; подпись справа внизу: «Архитектор С. Данини». Тушь, акварель, калька полотняная. 32,9x41,9. НИМРАХ. А-14782.

Упоминание:

  • Фокко Степан Яковлевич – 1907 – священник, ЦС, Оранжерейная дом  Екатерининского собора, 1909 – ЦС отд. епархии брат. Пресвятой Богородицы, 1911 – 1917 - зав. 1-о классной церковной школой, Пр. Адамович, Гимназия Стоюниновой

 

1913

Празднование 300-летия Дома Романовых в Царском Селе. 20 Февраля 1913 года, накануне юбилея во всех церквях Царского Села в 12 ч. дня было совершены панихиды по царям и императорам из Дома Романоных. В Екатерининском соборе панихиду служила. протоиерей о. Афанасий Иоанович Беляев в сослужении с соборными священниками при хоре певчих.

В самый день юбилея во всехъ церквях были совершены торжественные литургии. С утра на улицах небывалое оживление, дома красиво украшены флагами и растениями. Особой торжественностью отличалось служение в Екатерининском соборе.

Собор переполнен молящимися. Присутствуют представители города и общественные деятели:

  1. генералъ-майор князь М. С. Путятин,
  2. полковники: П. В. фон Нотбек,
  3. С. Н. Вильчковский,
  4. полицмейстер И.П. Новиков,
  5. К. В.Васильев-Васильков,
  6. ратманы В. М. Яковлев и А. М. Барабошин,
  7. офицерыГусарского полка,
  8. Императорсие стрелки, 1 и 2 полков,
  9. адъютант коменданта Царского Села поручик Н. П. Абрамов,
  10. старосты: соборный А. И. Шалберов и Знаменской церкви Ф. И. Густерин,
  11. члены Царскосельского Комитета Союза 17 Октября: В. И. Попов, В. В. Навроцкой, А. С. Сергеев,
  12. учебные заведения
  13. и масса молящихся.

Служба идет с особой торжественностью. О. Стефан Фокка обращается к народу и говорит о сегодняшнем великом дне.

По окончании обедни, был отслужен благодарственный молебен. Соборный диакон Василий Папин провозглашает её мощным голосом многолетие Царствующему Дому. Хор поет молитву „Спаси Господи люди Твоя" и многая лета. Все становятся на колени.

По окончании молебна, о. А. И. Беляев обращается к народу и сообщает, что на днях депутация приветствовала Государя Императора и принесла поздравления от граждан города, удостоившись поднести Его Величеству св. икону Знаменской Божией Матери и имев счастье выслушать Высокомилостивейшие слова благодарности.

Затем крестный ход, сопровождаемый народом, вышел из собора и на площадке состоялся церковный парад. Был исполнен гимн, покрытый громовым ура войска и народа. Войско прошло церемониальным маршем, а крестный ходь удалился с площадки, сопровождаемый народом.

1914 

Молебен о ниспослании русскому оружию победы. В воскресение 20 июля в 1 час дня в Екатерининском соборе. Перед молебствием митрофорный протоиерей А.Беляев прочел полученную от военного министра Сухомлинова телеграмму об объявлении Германией войны Росссии и произнес слезно-прочувствованную речь. Собор был переполнен.
С 27 июля в Екатериниском соборе открывается сбор пожертвований на нужды семей воинов.

1915

По установившейся традици в ночь на 1 января во всех местных храмах происходила встреча Нового года. Пустынные улицы к вечеру иживились и к храмам потянулись приличные вереницы народа. С особой торжественностью встретили Новый Год в Екатерининском соборе. Храм до тесноты был переполнен и залит светом.1

6 января праздник Богоявления. Во всех церквях торжественные богослужения, сопровождаемые обрядом водосвящения. Причем особо торжественный молебен прошел в Екатерининском соборе, где наблюдалось редкое скопление богомольцев. Множество народа стояло у храма на площади. Около 12 часов из собора вышел грандиозный крестный ход на городскую Иордань. Величественна процессия проследовала к Владимирскому дворцу, где на приготовленной Иордане был соверешен водосвятный молебен. После погружения креста в воду, и пения праздничного тропаря, процессия вернулась в храм.1

Встреча Пасхи. 22 марта во всех церквях –торжественные богослужения. В особенно парадной обстановке – пасхальная заутреня в Екатерининском соборе. Собор переполнен, опоздавшие столпились на площади. Около 12 часов из собора вышел крестный ход. По пути следования зажигались бенгальские огни и аллюминация.

Зиму 1915/16 года Н.С. Гумилев почти всю провел в Петрограде. Он много читает. В круге его чтения — книги, раньше не так занимавшие его, — религиозные, особенно работы замечательного ученого, священника Павла Флоренского. «У человека есть свойство все приводить к единству, — заметил однажды Гумилев, — по большей части он приходит этим путем к Богу». Часто бывает в церкви — всегда один. Дважды говел в царскосельском Екатерининском соборе.2

Благодарственное молебствие. Весть о падении Перемышля распространившаяся в столице 9 марта 1915 года с быстротою молнию пришла в Царское Село. В знак радостного известия город украсился флагами. Около 8 часов раздался мощный звук соборного колокола, к Екатерининскому собору потянулись длинные верницы народа. В необычайно торжественной обстановке сонмом городского духовенства совершено было молебствование. Перед этим протоиерей А.И. Беляев произнес прочуствованную речь. Собор был переполнен молящимися.3

В первый день Пасхи ина имя настоятеля Екатерининского собора пришло анонимное письмо по почте оскорбительного содержания., где почтенного пастыря и все духовенство обвинили в фарисействе. Узнав про этот поступок, прихожане собора тут же собрались, составили адрес и скрепив его многочисленными подписями поднесли уважаемому и любимому пастырю со словами признательности и утешения.4

23 апреля, в день Тезоимениства Александры Фёдоровны все Царское Село украсилось флагами, в всех церквях были торжественные богослужения. Придворное духовенство было на службе в Феодоровском государевом соборе. С большой торжественностью богослужение было отслужено также в Екатерининском соборе. Болебствие было совершено перед иконой св. Георгия Победоносца и закончилось провозглашением многия лета Царствующему Дому и воинству, после чего вокруг собора проследовал крестный ход.5

В понедельник, 25-го мая, в высокоторжественный день рождения Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны особой торжественностью отличалось богослужение в Екатерининском соборе, которое севершало приходское духовенство вместе с настоятелем собора. На богослужении присутствовали: царскосельский комендант, и обер-офицеры местного горнизона, представители министерства нар. пр. и городской полиции и др.6

1916

В ноябре 1916 года осуществляется мечта заветная, которая не давала покоя Иоанну Кочурову многие годы: в Екатерининском соборе Царского Села появилась вакансия приходского священника, он пишет прошение, и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории его назначают на это место. Служение приходского пастыря в храме на Родине – именно об этом он молился многие годы. 

Поступив в клир Екатерининского собора и привезя жену и пятерых детей (старший сын Владимир уже был на военной службе), Кочуров получил, наконец, долгожданную возможность полностью окунуться в жизнь русского приходского пастыря в одном из главных приходов Санкт-Петербургской епархии. Паства Екатерининского собора тепло и с большим уважением приняла нового приходского священника, и он ревностно и благоговейно совершал службы, радуя всех своей эрудицией и красноречием и собирая под своды Екатерининского собора прихожан со всех концов Царского Села.

Казалось, вот и наступили светлые и чáянные времена – молись и служи во славу Божию до конца дней своих. Но судьба уготовила Кочурову совсем иную долю. С этого момента события начинают разворачиваться стремительно, шаг за шагом приближая финал.

1917

Уже через 3 месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор, разгорающаяся в Петрограде Февральская революция втянула в свой бурный водоворот и Царское Село. Многомесячное заточение императора с семьёй в Александровском дворце и солдатские волнения в воинских частях, расквартированных в Царском Селе, сразу же привлекли к городу внимание революционных кругов.Нервная атмосфера нагнеталась и междоусобной смутой, разливавшейся как яд по стране и всё никак не кончающаяся война. Все эти тревожные месяцы с амвона Екатерининского собора звучало вдохновенное слово отца Иоанна, стремившегося внести в души прихожан хоть толику покоя и призывавшего их к религиозному осмыслению и новых событий, и своего места в них.

В октябре 1917 года власть в Петрограде захватили большевики. А в Царском Селе всё ещё стояли казачьи части генерала П. Н. Краснова, сохранявшие верность Временному правительству и А.Ф. Керенскому. На Царское Село двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, солдат и матросов, дабы вытеснить Краснова из города.

Утром 30 октября 1917 года, уже на подступах к Царскому Селу, большевики начали артобстрел города. В Царском началась паника, многие жители устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь найти там прибежище. Кочуров произнёс проповедь, призывая народ к спокойствию. В соборе собрался весь клир, и решено было отслужить молебен о прекращении междоусобной брани.Собор был заполнен до отказа, и настоятель собора протоиерей Николай Смирнов вместе со священниками отцом Иоанном Кочуровым и отцом Стефаном Фокко решили пройти по городу с крестным ходом, читая нарочитые моления о прекращении междоусобной братоубийственной брани.

Они вышли на ход уже под артиллерийским обстрелом. Крестный ход растянулся на многие улицы, женщины рыдали, дети плакали, мужчины громко молились, а священники во главе произносили горячие молитвы, призывая народ к спокойствию.

Вечером 30 октября, во избежание боёв на улицах Царского, казачьи части были выведены командованием из города, и утром 31 октября, не встретив никого сопротивления, в Царское вошли большевики.

31 октября (13 ноября)  – на окраине Царского Села, возле Кузьминского кладбища у ветки железной дороги убит протоиерей Екатерининского собора Иоанн Кочуров. Из книги Джона Рида:“Я вернулся во дворец Совета в Царское в автомобиле полкового штаба. Здесь всё оставалось, как было: толпы рабочих, солдат и матросов прибывали и уходили, всё кругом было запружено грузовиками, броневиками и пушками, всё ещё звучали в воздухе крики и смех — торжество необычной победы. Сквозь толпу проталкивалось с полдюжины красногвардейцев, среди которых шёл священник. Это был отец Иоанн, говорили они, тот самый, который благословлял казаков, когда они входили в город. Позже мне пришлось услышать, что этот священник был расстрелян”.

Из приложения Джона Рида к своей книге: “Вечером, когда войска Керенского отступили из Царского Села, несколько священников организовали крестный ход по улицам, причём обращались к гражданам с речами и уговаривали их поддерживать законную власть, т. е. Временное правительство. Когда казаки очистили город и на улицах появились первые красногвардейцы, то, по рассказам очевидцев, священники стали возбуждать народ против Советов, произнося соответствующие речи на могиле Распутина, находящейся за императорским дворцом. Один из этих священников, отец Иоанн Кочуров, был арестован и расстрелян раздражёнными красногвардейцами”.

На страницах газеты «Всероссийский Церковно-Общественный Вестник» через несколько дней было приведено свидетельство корреспондента одной из петроградских газет: «Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник о. Иоанн Кочуров запротестовал и пытался разъяснить дело. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Священник долго хрипел и грыз мёрзлую землю. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал «прикончить, как собаку»».

Джон Рид ошибался: Кочуров не «возбуждал народ против Советов» во время крестного хода, он произносил проповедь, призывая народ к спокойствию и проповедь эта была лишена какого-либо политического оттенка. Большевики вошли в Царское утром 31 октября, Екатерининский собор был по-прежнему полон молящимися. Кочуров был в соборе.

Существует две версии его гибели. По первой его арестовали в соборе. Он пытался протестовать, но получил несколько ударов по лицу, был отведён на царскосельский аэродром и там расстрелян на глазах своего сына-гимназиста. По второй, он снова пошёл с крестным ходом о прекращении междоусобной брани, во время которого его и убили принародно: выстрел в голову только ранил его – его ещё добивали прикладами, таща за волосы по булыжникам мостовой…

На следующее утро тело было доставлено в дворцовую больницу, где его видел один из членов Государственной Думы, но наперсного креста на Кочурове уже не было… Крест был подарен ему в Америке на десятилетие служения. Сбылись слова Кочурова: «…я не расстанусь с ним до моей могилы. Но ему не место в могиле. Пусть он останется здесь, на земле, для моих детей и потомков, как святая семейная реликвия…». Но он не достался его детям на память. Крест попросту украли его убийцы…

4 ноября 1917  — в склепе Екатерининского собора по просьбе прихожан погребен протоиерей Иоанн Кочуров.

Из сообщения руководства Петроградской епархии в газете “Всероссийский Церковно-Общественный Вестник”: “В среду, 8 сего ноября, в 9-й день по кончине протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного в Царском Селе 31 октября, будет совершена в Казанском соборе в 3 часа дня архиерейским богослужением панихида по протоиерею Иоанну и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным. Приходское духовенство, свободное от служебных обязанностей по приходу, приглашается на панихиду. Ризы белые”.

 24 ноября 1917- в престольный праздник Екатерининского собора святитель Вениамин совершил в соборе Божественную литургию. Газета “Всероссийский Церковно-Общественный Вестник” пишет: “Литургия закончилась горячим словом Архипастыря, обратившегося к народу с горячим призывом к единению, любви и братству. Попутно владыка помянул об ужасном событии — расстреле дорогого пастыря местного храма отца Иоанна Кочурова и заметил, что как ни печально это событие, но в нем есть и утешение от сознания, что пастырь отдал жизнь за любовь к Богу и ближним, что он явил собой пример христианского мученичества. Слово Архипастыря произвело на всех сильное впечатление, у многих видны были слезы. По окончании Литургии в усыпальнице собора состоялась заупокойная лития у гроба о. Иоанна. После службы владыка посетил семью почившего в церковном доме”.

1934

  • При выборах в Детскосельский Горсовет рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов зарегистрированы наказы о закрытии Екатерининского собора, вынесенные избирательными собраниями жен начсостава и военнослужащих воинских частей гарнизона, рабочих и служащих 212 военно-строительного участка, просто "жильцов".

1937

  • 10 июля — архитектурно-планировочный отдел Ленсовета предписал Детскосельскому райисполкому произвести позолоту глав Екатерининского собора.
  • Август — архитектурно-планировочный отдел Ленсовета отменил свое предписание от 10 июля, сочтя затраты на работу слишком высокими.

1938

  • 12 марта — протоиерей Федор Забелин освобожден от должности настоятеля Екатерининского собора. Отныне протоиерей продолжает свое служение в Знаменской церкви. Клир просил у ленинградского митрополита нового священника, но получил устный ответ: «Священников нет, прислать некого, и придётся сдать собор» и весной 1938 имущество собора было описано и сдано.
  • В мае в Екатерининском соборе изъят образ святого великомученика Пантелеймона, пожертвованный собору вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой.
  • 27 апреля — двадцаткой собора возбуждено ходатайство перед Ленинградским митрополитом о направлении в Екатерининский собор нового священника.
  • 11 мая — двадцатка Екатерининского собора обратилась в президиум райсовета с заявлением: "На наше ходатайство ЛНГР Митрополиту и присылке в собор священника от 27.04 с.г. мы получили переданный нам устно ответ от владыки: "Священников нет, прислать некого и придется сдать собор". Без священника собор функционировать не может, а потому ждем ваших распоряжений относительно всей процедуры сдачи имущества собора". Председатель 20-ки Триумфова. Казначей Никитина. Секретарь Соловьева. Члены 20-ки — Комарова, Куркина, Петрова, Миневрина, Булкин, Никитина, Кох, Широков, Кузьмина, Коок, Смирнова, Титова, Трофимова, Церинкова, Керпель, Никитина (подписей — пять).
  • 1 июня — из решения президиума Пушкинского райсовета: "Принимая во внимание поступившие от 20-ки бывшего Екатерининского собора заявление от 11 /V 1938 г. за № 40 об отказе от дальнейшего использования здания собора для нужд религиозного культа, возбудить ходатайство перед Президиумом Ленинградского Облисполкома о закрытии Екатерининского собора в г. Пушкине и о передаче здания собора Пушкинскому райсовету РК и КД для культурных и оборонных целей". Заместитель председателя Пушкинского райсовета Макаров. Секретарь райсовета Козлов.
  • В июле президиум Пушкинского райсовета возбудил перед президиумом Ленсовета ходатайство о закрытии собора и сносе «как не представляющего собой культурной ценности».
  • 11 июля Екатерининский собор был закрыт. Здание предложили использовать под театр и кино, а подвалы под газоубежище, но до этого дело так и не дошло. 

1939

  • В мае его обнесли глухим дощатым забором, рабочие сняли кровлю, церковные иконостасы и мебель были вывезены, иконы расколоты топорами, свалены в кучу и сожжены в подвале в храмовых печах.
  • 5 июня 1939 года  в половине шестого утра, по команде горного инженера Э.Н. Нильсена, Екатерининский собор был взорван.

  • Раньше бытовало мнение, что взрыв был сделан в верхней части храма, а подвал сохранился. Но мнение было ошибочно.
  • 12 июня — газета “Большевистское слово” поместила на своих страницах статью инженера-конструктора Г. Ф. Мартинсона: “… На месте бывшего собора, в центре города, перед зданиями районного Совета необходимо воздвигнуть памятник, в котором отобразить не только образ великого поэта, но и героев его бессмертных произведений. Прошу президиум районного Совета рассмотреть мое предложение, а к общественности города Пушкина обращаюсь с просьбой о поддержке”. Но все эти планы так и не приобрели черты реальных объектов.

1950

  • К 1950 году груды кирпичей от собора, которые так никто и не стал убирать, постепенно осели, были частично растащены, и на расчищенном месте разбили городской сквер

1960

  • 22 апреля 1960 года на месте взорванного собора открыли памятник В.И. Ленину.

Воссоздание собора по проекту архитектора А.В.Михалычева

 

2006 год

7 декабря — в День святой великомученицы Екатерины на Соборной площади, где стоял собор, состоялась торжественная закладка собора. Закладку воссоздаваемого собора освятил настоятель Царскосельского Софийского собора протоиерей отец Геннадий (Зверев). Первые кирпичи в основание храма заложили организаторы общественного движения за восcоздание храма строительная компания "СтройСвет" и община прихода Царскосельского Софийского собора. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в своем обращении выразил уверенность, что воссоздание собора станет достойным подарком религиозной и культурной жизни Царского Села в дни 300-летне го юбилея.

 

2007 год


13 февраля — правительство Санкт-Петербурга подписало распоряжение о мерах по выполнению работ по сохранению собора святой Екатерины в Царском Селе.

15 февраля — научный совет по сохранению культурного наследия правительства Санкт-Петербурга принял Концепцию воссоздания собора святой Екатерины в Царском Селе, разработанную строительной компанией "СтройСвет".

1 марта — открылся Web-сайт Благотворительного фонда.

7 апреля — перед Пасхой расконсервирован фундамент собора. После Пасхальной недели начаты подготовка и оборудование строительной площадки.

2 июля — начаты работы по инженерным сетям Екатерининского собора.

13 июля — забита первая свая в основание Екатерининского собора.

17 сентября — в основание Екатерининского собора забита последняя свая.

16 октября — закончилась заливка фундамента собора. Грандиозный котлован за один день проглотил первые 620 кубов бетона. Фундамент главного храма города должен быть прочным, как никогда. Ведь на такой основе будет располагаться собор общей площадью 1 145 квадратных метров и 53 метра высотой. Одновременно в нем могут находиться 2 тысячи человек.

13 ноября — 90-летие со дня убиения святого пастыря Иоанна Кочурова.

7 декабря — в День святой великомученицы Екатерины Благотворительным фондом в Интернете объявлена акция "Именной кирпич — в стену храма".

23 декабря -1 000-й участник благотворительной акции "Именной кирпич — в стену храма".
 

___________________________________________

13 сентября 2008. Мой район

Работы по воссозданию собора Святой Великомученицы Екатерины – одного из главных объектов в рамках подготовки к 300-летию Царского Cела — идут полным ходом.

В строящемся храме святой Екатерины поселилась пара белых голубей.  По словам специалистов, сделать храм таким, каким он был, очень сложно: проектной документации и архитекторских чертежей не сохранилось. Опираться пришлось только на старые фотографии и открытый в результате археологических раскопок фундамент.  По своим размерам храм в Царском Селе будет больше, чем Петергофский. Высота собора вместе с крестом составит 53 метра, а общая площадь здания – более 1000 квадратных метров. Одновременно храм сможет принять до 2000 прихожан.

Хороший знак

Строительство исторической доминанты Пушкина находится в самом разгаре. Стены храма уже выросли до 18 метров. В настоящее время рабочие укладывают кирпич, впереди – кровельные работы и возведение башен под купола.  Над воссозданием Екатерининского собора трудятся около 50 строителей и 10 проектировщиков. Как говорит мастер участка № 2 Виталий Кращук, рабочие надеются закончить объект к 300-летию Царского Села.  «Есть свои сложности, на такой высоте работы опасны», – говорит Виталий. Эскизы куполов Екатерининского собора пока лишь прорабатываются. Их храм получит только к зиме. Тогда же и начнутся отделочные работы. Зато уже сегодня художники и конструкторы «Вятских кустарных мастерских» изготавливают иконостас. С июня в строящемся храме поселилась пара голубей. Пернатые живут на карнизных плитах. Когда голуби прогуливаются, рабочие шутят: «Территорию проверяют». Птиц строители подкармливают и верят, что их появление во вновь возводимом Екатерининском соборе – знак свыше.

Твоя частица – в храме

Свою помощь в строительстве оказали уже около 16 тысяч человек. Они стали участниками акции «Именной кирпич – в стену храма». Как рассказали в благотворительном фонде «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе», самое крупное пожертвование за последние два месяца – тысяча долларов.  Люди подписывают «благотворительные» кирпичи своими именами или именами близких. Фамилии будут внесены в список для церковного поминовения. Часть подписанных кирпичей уже вложена в стены собора, часть дожидается своей очереди в поддоне. Жительница Пушкина Ольга Костромкина с супругом также решили сделать вклад в воссоздание храма: «Мы давно готовились к этому шагу. А окончательно решили внести пожертвование, когда поняли: строительство близится к завершению. Нас четверо в семье: муж, я и двое детей. Мы пожертвовали четыре тысячи рублей. Знаете, когда подписываешь именные кирпичи, думаешь: вот эти бруски, на которых имена твоих самых близких людей, лягут в стены храма. Когда собор будет построен, обязательно будем его посещать».

 

Первый крестный ход у Екатерининского собора. 24 апреля 2011 года. Автор видео Максим Горсков.

 

 

 

 

 

Церковно-исторический музей в пещерной части храма

7 декабря 2010 г., в день памяти святой Екатерины, благотворительный фонд "Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе" объявил акцию "Позолотим купола всем миром!". Тогда же была разработана концепция будущего церковно-исторического музея.

Музей был открыт четыре года спустя, в день празднования Дня города Царского Села, 24 июня 2014 года:

 

Екатерининский собор. Музей храмов Царскосельского благочиния

 

 

 

Источники:

  1. "Царскосельское дело" №2 пятница 9 января 1915 года
  2. "Царскосельское дело" №13 суббота 28 марта 1915 года
  3. "Царскосельское дело" №11 пятница 13 марта 1915 года
  4. "Царскосельское дело" №14 пятница 3 апреля 1915 года
  5. "Царскосельское дело" №18 суббота 2 мая 1915 года
  6. "Царскосельское дело" №22 пятница 29 мая 1915 года

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 7321 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!