Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Адамов Василий Фёдорович (1876 - после 1915)

потомственный почетный гражданин, преподаватель психологии и логики в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, автор учебника по психологии

Фотоальбом Адамов В.Ф.

 

Адамов Василий Фёдорович — православный, сын Потомственного почетного гражданина Фёдора Тимофеевича Адамова, священника Троицкой церкви г. Мценска Орловской губернии.1 Его отец известен тем, что вошёл в 1894 году в число священнослужителей, читавших Св. Евангелие у гроба в Бозе почившего Императора Александра III во время следования траурного поезда, на участке от ст. Орёл до ст. Мценск.2

Василий Адамов родился 5 января 1876 года. Первоначальное образование в 1891 - 1897 гг получил в 1-м Орловском духовном училище, получив аттестат по 1-му разряду и звание студента семинарии.3

В 1897 году в Мценске он исполнил воинскую повинность, будучи зачисленным ратником ополчения 2-го разряда,4  после чего продолжает свое образование по духовной стезе и едет учиться в Киевскую духовную семинарию, где окончил 2 полных курса в 1897 — 1899 гг.5 После чего решением Совета Академии он был переведён на 3-ий курс, но по семейным обстоятельствам покидает Академию, не смотря на то, что обучался он там на казенный счет и в случае выбытия обязан был вернуть Академии весьма круглую сумму в размере 456 р. 17 коп.5

Этими семейными обстоятельствами, очевидно, стал брак Василия Фёдоровича, в который он вступил 31 октября 1899 года. Его супругой стала дочь священника, Павла Николаевна Акимова, венчались молодожены в Скорбященской церкви при Орловских богоугодных заведениях.6  В июле этого же года Василий Фёдорович получил удостоверение, подтверждающее его звание Потомственного почётного  гражданина.7 

В следующем 1900 году Василий Адамов подаёт документы на классическое отделение историко-филологического факультета Императорского Юрьевского университета.8 12 декабря 1901 года, по итогам испытаний, студенту В.Адамову была присуждена золотая медаль за работу "Беллерофонт в древнегреческом мире и искусстве".9  В период обучения в Юрьевском университете, он проживал в г. Юрьеве, на Аллейной ул., д.25.10 

Вскоре, в ноябре 1902 года, Адамов принимает решение о переводе на историко-филологический факультет С.-Петербургского Императорского университета и в декабре получил разрешение на переход.11 Спустя два года, 25 октября 1904 года он получает Свидетельство об окончании курса СПбИУ.12 

Не смотря на то, что он уже с 1 августа 1904 года преподавал логику и психологию в Императорский Николаевской Царскосельской гимназии,13 и переехал в Царское Село, на Павловское шоссе, д.1, Василий Фёдорович планировал продолжить своё обучение в СПбИУ, о чем подал прошение.14 В Николаевской гимназии он будет преподавать до 1 августа 1907 года. 

Василий Фёдорович Адамов стал одним из основоположников преподавания психологии в русской школе.

Психология, как самостоятельный предмет в то время только начинала входить в гимназический курс. По уставу 1804 года в русских гимназиях существовала штатная должность старшего учителя философии, изящных наук и политической экономии. При четырехгодичном курсе на его долю выпадало преподавание комплекса предметов. В 1-м классе он преподавал логику и всеобщую грамматику, во 2-м — психологию и этику, в 3-м — эстетику и риторику, в 4-м — естественное и народное право и политическую экономию. Однако в 1811 году психология была изъята сначала из петербургских гимназий, а в 1819 году главное управление училищ издало дополнительные правила, по которым психология, так же как эстетика и этика, исключалась из учебного курса всех гимназий.15

В 1899 году выходит статьи П.Д.Боборыкина о необходимости введения философии, главным образом психологии, в число предметов средней школы – эту дату можно считать началом введения психологии в российскую школу. В 1906 году Министерством образования была утверждена учебная программа по психологии и “Психология” была включена как самостоятельный общеобразовательный предмет, предназначаясь для учащихся старших классов 16-18 лет.15 И в этом году в Санкт-Петербурге вышел "Учебник элементарной психологии" для старших классов двумя изданиями В.Ф. Адамова16

 

 

Его учебник был тогда одним из самых популярных и до сих пор упоминается и цитируется во многих статьях о преподавании психологии в школе. Вот, как его оценивают современные специалисты:

"Содержание распределяется по четырем разделам: введение; общие условия психологических явлений; познавательная деятельность души; чувствование. В структуре содержания прослеживается стремление автора выделить некоторые фундаментальные основания для систематизации психологического знания. Практически каждый вопрос в учебнике В. Ф. Адамова изложен в контексте естественнонаучной ориентации и отражает достижения экспериментальной психологии. Психологические феномены рассматриваются автором с позиции дуализма. Данный учебник показывает стремление В. Ф. Адамова объединить и классифицировать знания, которыми располагала к тому времени психология, раскрыть логику развития науки. Очевидно, в содержании этого учебника отразилась и история возникновения психологии, которая в значительной степени была областью философии, прежде чем стать самостоятельной наукой."17

В 1905 году директор Императорской Николаевской Царскосельской гимназии И.Ф. Анненский дарит экземпляр своего перевода "Вакханок" преподавателю психологии вверенной ему гимназии Василию Фёдоровичу Адамову:

 

 

Владелец этого автографа опубликовал его в сети со следующим комментарием:

"Вакханки". Трагедия Эврипида. Стихотворный перевод с соблюдением метров подлинника, в сопровождении греческого текста и три экскурса для освещения трагедии, со стороны литературной, мифологической и психической, Иннокентия Анненского, директора 8-ой С.-Петербургской гимназии. Спб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1894.

Экземпляр с автографом: «Многоуважаемому сотоварищу В. Ф. Адамову — И. Анненский. 1/VIII 1905. Ц. С.».

Книга «Вакханки» издана исключительно хорошо – в первую очередь, конечно, благодаря тому, что напечатана она в прекрасной академической типографии. Представленный выше автограф исторически относился к другому экземпляру, вероятно, погибшему в войну: многие книжники (например, Лесман), не имея физической возможности эвакуировать свои библиотеки, изымали из них и брали с собой лишь листы с дарственными надписями. Мне он достался в виде замызганной полоски бумаги – но автографы Анненского столь редки, что отказываться не приходилось. ..."18

 

Автограф даёт понять, что относился Анненский к Василию Фёдоровичу именно, как к "сотоварищу", а не как как директор к подчиненному. После ухода Анненского из Николаевской гимназии в 1905 году, её покинули многие преподаватели, уважавшие и поддерживавшие своего директора. Так, в 1907 году, и В.Ф. Адамов переходит преподавать в 3-ю СПб гимназию19, преподавал он также в Театральном училище и на Драматических курсах при этом училище. До какого момента он там преподавал не ясно, но в 1914 году в С.-Петербургский учебный округ поступает запрос из Московского учебного округа относительно недостающего в дипломе Адамова испытаний — по введению в языкознание и сравнительной грамматике индоевропейских языков.20 

Видмо решить проблемы с недостающей квалификацией преподателю не удалось, так как в 1915 году, уже в качестве преподавателя Мценской гимназии, Василий Федорович Адамов составил и издал исторический очерк «Чудотворный образ святителя Николая в г. Мценске». Его труд был посвящен пятисотлетию со дня обретения чудотворного образа в 1415 году, которое широко и торжественно отмечалось в древнем граде Мценске.21. Возможно, что возвращение Василия Фёдровича Адамова на родину было связано с обстотельствами идущей уже второй год Первой мировой войной, побудившей его переехать на родину, к семье.

Дальнейшая судьба Василия Фёдоровича не выяснена.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Фонд 14. Опись 3. Дело 40513. 1903-1915. Личное дело студента СПбИУ Адамова Василия Фёдоровича. Л.6 Аттестат выпускника Орловской 1-ой духовной семинарии (училища)
  2. В. И. Агошков. Церковные сообщения. О царях. Опубликовано на proza.ru
  3. Д. 40513. Л. 6. Аттестат Адамова об окончании 1-го Орловского духовного училища
  4. там же. Л. 15. Удостоверение о прохождении Адамовым воинской повинности
  5. там же. Л. 7. Свидетельство об окончании Адамовым 2-х курсов Академии 
  6. там же. Л. 7 об. Выписка из свидетельства о бракосоветании Адамова
  7. там же. Л. 14. Удостоверение
  8. там же. Л. 4. Разрешение на перевод Адамова их ЮИУ в СПбИУ
  9. там же. Л. 5. Сведения об успешности Адамова по окончанию курса в ЮИУ
  10. там же. Л. 2. Билет на проезд
  11. там же. Л. 1. Прошение Адамова о переходе  
  12. там же. Л. 8. Свидетельство Адамова об окончании СПбИУ
  13. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. 
  14.  (Л.9)
  15. Стоюхина Н. Психология нужна всем / Журнал «Школьный психолог" №13 / 2003
  16. Адамов, В. Учебник элементарной психологии. СПб.: Тип. Башмачниковых, 1906; Адамов, В. Учебник элементарной психологии / В.Ф. Адамов. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Типо-литография "Энергия", 1906. 
  17. К вопросу о преподавании психологии в школе. Исторический анализ Толстых И. Э., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета efikrol@yandex.ru, Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / 2010, № 13
  18. Маргиналии собирателя: Анненский. Часть 1 (№№ 1 — 16).
  19. Н.Ф. Аретьев. Личный состав 3-ей гимназии 1823-1923 гг. на ресурсе memoclub.ru
  20. Д. 40513. ЛЛ.25, 26.
  21. Град Святого Николы. К 600-летию явления чудотворного образа св. Николая во Мценске

 

Создано 20.04.2017 / отредактировано 22/10/2017

Рейтинг: 0 Голосов: 0 81 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!