Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909)

русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, педагог и административный деятель образования, дсс, преподаватель и директор Императорской Николаевской Царскосельской гимназии1

Семейный фотоальбом Анненских

 

16 октября 1896 года на должность директора Царскосельской Императорской Николаевской гимназии, был назначен Иннокентий Федорович Анненский, сменивший на этом посту Георгиевского Льва Александровича.

Во многом, только благодаря десятилетнему директорству этого выдающегося поэта, филолога, эллиниста и педагога Николаевская гимназия заняла особое место в истории учебных заведений России. И если о царскосельском лицее при пято говорить, как о пушкинском лицее, то с тем же правом царскосельскую гимназию можно назвать гимназией Анненского.

Родился Иннокентий Федорович в Западной Сибири, в городе Омске, 20-го августа 1855-го года в семье "командированного" в Сибирь государственного чиновника Фёдора Николаевича Анненского.

Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири. Когда Иннокентию было около пяти лет, отец получил место чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, и семья из Сибири вернулась в Петербург, который ранее покинула в 1849 году.

 

Федор Николаевич и Наталия Петровна Анненские, родители поэта. Наталия Петровна, урожденная Карамолина (или Кармалина), предположительно происходила из рода Ганнибалов. Фотоархив ГЛМ

 

Иннокентий в пять лет тяжело заболел, и болезнь дала осложнение на сердце; сердечником он был всю жизнь, от паралича сердца потом и умер.

Болезненный мальчик сменил несколько учебных заведений, И.Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии (1865—1868). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса. Закончил свое среднее образование Иннокентий в 1875 году, сдав экзамены на "испытание зрелости" и получив аттестат об окончании гимназического курса в Гимназии Человеколюбивого общества. 

Наконец, уже юношей, поселился вместе со старшим братом, который взялся его готовить в университет. Отец братьев в это время почти разорился, ввязавшись в какую-то финансовую авантюру, за разорением последовал апоплексический удар – по-нынешнему инсульт. Иннокентию пришлось оставить гимназию и готовиться к сдаче экзаменов самостоятельно, а брату и его жене – фактически заменить юноше отца и мать.

 

  Н,Ф. Анненский

Н.Ф. Анненский, старший брат поэта

 

Старший брат, Николай Фёдорович (1843-1912) — экономист-статистик в министерстве путей сообщения, публицист, учёный, глава «Русского богатства» — был опорой и ангелом-хранителем этой семьи. Он и его жена, Александра Никитична, педагог и детская писательница, исповедовали идеалы народничества. По признанию Иннокентия Фёдоровича, брату и его жене он был «всецело обязан интеллигентным бытием».

 

Н.Ф. Анненский со своей семьёй



Впрочем, он сам был чрезвычайно книжный мальчик, с детства влюбленный в литературу. В «Моем жизнеописании» Анненский признавался: «… я рос слабым, болезненным ребенком и, в отношении физического развития, оставался далеко позади своих сверстников. Довольно рано начал я учиться и, сколько помнится, никогда не тяготился учением. Выучившись читать под руководством моей старшей сестры, я с удовольствием принялся за чтение книг, доступных моему возрасту и развитию. Обстановка, среди которой я рос, оказывала большое влияние на развитие во мне ранней охоты к чтению: я рос почти без товарищей, среди людей, которые были старше меня...»

В 1875 он поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. По сведениям сына Анненского В.Кривича его отец знал или когда-либо изучал 13 языков: русский, латинский, греческий, французский, немецкий, английский, итальянский, польский, санскрит, древнееврейский, сербский, болгарский и один из африканских языков — дина.

Кроме того, Анненский хорошо знал западноевропейскую поэзию и, пожалуй, в своих стихах ориентировался не на русских предшественников, а на французских символистов – Верлена, Бодлера, Рембо, которых много переводил.

Анненский начал писать стихи ещё в детстве, но сёстры обнаружили его патетическую поэму «Магали». Мария Фёдоровна уверяла, что в ней был такой стих: «Бог шлёт с небес ей сладостную фигу».  Можно представить, сколько шуток это породило! Иннокентий стал прятать свои поэтические опыты. В молодости, студентом, он продолжал писать, но никогда не печатал, относился к ним резко критически. 

Перед каждым поэтом рано или поздно встает вопрос, как зарабатывать на жизнь; Анненский зарабатывал преподаванием, хотя куда с большим удовольствием, наверное, уединился бы со своими стихами и переводами. Преподавал он преимущественно древние языки – он вообще был «классик», но и античную литературу, и русский, и даже теорию словесности; много размышлял о том, как правильно преподавать детям язык и литературу.

По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета со степенью кандидата, долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности.

 

И.Ф. Анненский, 1870-е. Паспарту фотографии Перла Г.М. (H.Perl), СПб, Невский 66, архив Музея Николаевской гимназии10

 

За 17 лет педагогической деятельности (до вступления в должность директора Николаевской гимназии) он прошел путь от преподавателя латинского и греческого языков петербургской гимназии Гуревича до директора 8-й петербургской гимназии.

 

 

Профессор Б.Е. Райков, бывший ученик 8-й Санкт-Петербургской гимназии, писал в своих воспоминаниях об Иннокентии Анненском:

"…о его поэтических опытах в ту пору решительно ничего не было известно. Его знали лишь как автора статей и заметок на филологические темы, а свои стихи он хранил про себя и ничего не печатал, хотя ему было в ту пору уже лет под сорок. Мы, гимназисты, видели в нем только высокую худую фигуру в вицмундире, которая иногда грозила нам длинным белым пальцем, а в общем, очень далеко держалась от нас и наших дел.
Анненский был рьяный защитник древних языков и высоко держал знамя классицизма в своей гимназии. При нем наш рекреационный зал был весь расписан древнегреческими фресками, и гимназисты разыгрывали на праздниках пьесы Софокла и Еврипида на греческом языке, притом в античных костюмах, строго выдержанных в стиле эпохи."

 

Когда министр просвещения И. Д. Делянов предложил ему новое назначение на пост директора Николаевской Царскосельской гимназии, Анненскому не хотелось расставаться с 8-й гимназией, но он не мог отказаться от предложения министра, который откровенно сказал ему, «что отказ от назначения сюда поставил бы его в крайне затруднительное положение. Что у него нет другого лица, которое он мог бы спокойно отправить в Царскосельскую гимназию», намекая на близость гимназии ко Двору и умение, при необходимости, соблюсти этикет при общении с лицами императорской фамилии.

Иннокентий Федорович принял предложение и 16 октября 1896 года официально вступил в должность директора.  Вместе с семьей он переехал в Царское Село, где получил служебную квартиру при гимназии.

Первые годы службы Анненского в царскосельской гимназии были весьма благополучны.

25 мая 1897 года Николаевская гимназия полным составом под руководством И.Ф. Анненского отправилась на экскурсию в Кронштадт и Петергоф.

Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1 июля 1897 г.

Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 8 сентября 1897 года

6 ноября 1897 года директор И.Ф. Анненский произнес речь о царствовании и деятельности Императорицы Екатерина II.

8 ноября 1897 года директор имел счастье представляться ЕИВ вл кн Владимиру Александровичу в СЕВ Дворце в Царском Селе. Вл кн удостоилъ И.Ф. Анненского довольно продолжительной беседы в кабинете. При этом ЕВ изволил милостиво расспрашивать его о прежней службе и о том, в каком состоянии он нашел ныне вверенную ему гимназию.

Такого же визита, но уже в паре с Почетным попечителем Н.А. Дурдиным Анненский удостоился 22 сентября 1898 года, они "имели счастье представляться ЕИВ вл кн Владимиру Александровичу в Собственном ЕВ Дворце в Царском Селе, при чем удостоились принести ЕВ от имени гимназии глубочайшую признательность за то, что он осчастливил гимназию своим посещением. Беседа Вл кн с представлявшимися продолжалась около получаса, и в заключение ЕВ изволил в высокомилостивых словах отозваться о воспитанниках Императорской Николаевской Царскосельской гимназии."

В 1899 году, на грани двух веков, Россия праздновала 100-летний юбилей своего великого поэта – А.С. Пушкина. И.Ф.Анненский, в конце 1897 года удостоенный награждения золотой Пушкинской медалью, присужденной ему Императорской Академией наук, принимал участие и в организации, и в проведении юбилейных торжеств в Царском Селе

Со сцены Китайского театра в Александровском парке прозвучала блистательная юбилейная речь И.Ф. Анненского «Пушкин и Царское Село», ставшая достойным вкладом в отечественную пушкиниану. 

Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 2 июня 1899 года

Помимо прямых обязанностей директора и преподавателя греческого языка (до 1902 г.) Николаевской гимназии И. Ф. Анненский был еще и классным наставником, к которому, как и в современной школе, ученики обращались со своими проблемами и заботами. Из отчета гимназии за 1898/1899 учебный год следует, что Анненский был наставником класса, закончившего гимназию в 1901 году.

Иннокентий Федорович участвовал в работе Ученого комитета народного просвещения и комиссий при отделении русского языка и словесности академии наук, писал статьи на педагогические темы.

 

Анненский И.Ф.среди выпускников Николаевской гимназии 1899 года, за ним стоит сын — В. И. Анненский (Кривич). Фото из фондов ГЛМ

 

 

 

В это же время продолжалась его творческая работа: он переводит трагедии Еврипида, создает оригинальные трагедии на античные темы, издает в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о» (Никто) единственную прижизненную книгу стихов «Тихие песни». Первая книжка вышла, когда автору было 48 лет; это едва ли не самый пожилой дебютант во всей русской литературе. 

 

 

Иннокентий Федорович исполнение обязанностей директора гимназии, особенно в последние годы службы, считал «постылым и тягостным делом, которым я себя закрепостил», мечтал целиком посвятить себя творчеству. Но материальная необходимость вынуждала его оставаться на директорском посту. В 1904 году он впервые подает прошение о назначении ему пенсии по выслуге "25 лет по учебной части". В Музее Николаевской гимназии хранится копия оригинала его заявления. На заявлении сделаны несколько приписок и резолюций, сделанных министерскими чиновниками. Одна из них поучительного тона "Разъяснить, что ходатайству о пенсии должно предшествовать ходатайство об оставлении на службе или увольнении" и внизу резолюция — "Оставлен на службе с 25 августа 1904 года на 5 лет предложением Министерства Народного Просвещения".

 

Прошение Анненского, архив МНГ

 

Надо сказать, что это заявление И.Ф. Анненский написал 25 августа 1904 г. И. Ф. Анненский с семьёй выехал тем летом лечиться в Саки, грязелечебный курорт в Крыму, где вместо поправки здоровья ещё больше заболел тяжёлой формой дизентерии. "В условиях Сакской жизни оставаться было невозможно, и отца в почти безнадежном состоянии перевезли в Ялту, где и взяли квартиру в доме доктора (и писателя) С. Я. Елп<атьевского> на Дарсановской горе"., -напишет позже в воспоминаниях его сын Валентин. Но решение об оставлении его на службе еще на 5 лет было принято еще в июле.

 

Анненский с супругой в Ялте, после болезни. Архив А.А. Севастьянова

 

Тональность резолюций министерских чиновников не оставляет сомнений в том, что не любить административную работу у поэта было более, чем достаточно причин. Такая раздвоенность внутренней жизни приводила к тому, что «В стенах Царскосельской Гимназии находилась только его официяльная, облеченная в форменный сюртук, оболочка», а главная часть жизни проходила за стеной, отделявшей классы гимназии от его кабинета. Здесь, на рабочем столе директора, стоял ларец из кипарисового дерева, в котором хранились стихотворения поэта, считающиеся теперь одной из вершин поэзии XX века, но непонятые и не признанные современниками"; то, чем он по настоящему жил.

 

 

Его внешность в этот период описал в своих рецензиях на его творчество бывший преподаватель гимназии Варнеке Б.В.:

"Очень высокий и стройный, он своим обликом напоминал тех кавалеров, какие попадались на французских иллюстрациях 60 годов. Сходство с ними усиливал покрой его щегольского платья с подчеркнутым уклоном в сторону мод 60 годов. Галстухи, широкие из черного атласа, такие, как у него, я видал только на портретах герцога Морни. На манер французских дворян времен III империи подстригал он и свою бородку, от которой всегда сильно пахло тонкими духами и фиксатуаром. Длинные ноги его с очень высоким подъемом над ступней плохо гнулись, и походка получалась тоже какая-то напряженная и деланная. Среди филологов и педагогов такая фигура была совсем необычна. Славился он среди членов Общества своими стихотворными переводами трагедий Эврипида, печатавшимися в "Журнале Министерства народного просвещения".

Трудности в служебном отношении начались для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи, вызванные первой русской революцией, не обошли стороной и Николаевскую гимназию.

Несмотря на серьезность положения И. Ф. Анненский старался не вмешиваться в дела своих воспитанников, выступал в защиту гимназистов перед начальством и родителями учеников, был противником репрессивных мер, но вместе с тем старался оградить гимназию от «влияния улицы».

 

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия в 1905 году

 

Однако гимназия оказалась на плохом счету у учебного руководства; многих раздражала независимая позиция директора, его нерешительность в установлении строго порядка, попытки отстоять «крамольное юношество». Все эти обстоятельства привели к «добровольной» отставке (1 января 1906 года) И. Ф. Анненского с поста директора гимназии, хотя каких—либо официальных обвинений ему предъявлено не было.

 

И.Ф. Анненский среди гимназистов. Предположительно — это выпуск 1906 года Николаевской гимназии12

 

2 января 1906 года, на основании предписания управляющего петербургским учебным округом, И. Ф. Анненский сдал гимназию, назначенному на его место Якову Георгиевичу Мору.

Из-за его ухода был вынужден покинуть гимназию и её священник Александр Рождественский и многие другие преподаватели, разделявшие педагогические взгляды Анненского.

 

Семья Иннокентия Федоровича

 

В 1877 году И. Анненский страстно влюбляется в Н. Хмара-Борщевскую и через два года по окончании университета женится на ней.

Образ жены Анненского в мемуарной и биографической литературе несколько мифологизирован и наделен весьма противоречивыми чертами, неоднозначность оценок присуща и свидетельствам о характере их семейных отношений.

Анненская (урожд. Сливицкая, в первом браке Борщевская, еще при жизни мужа ставшая именовать себя сначала Хмара-Борщевской, а впоследствии Хмара-Барщевской

Надежда (Дина) Валентиновна (1841 — 1917) — дочь отставного генерал-майора, небогатая помещица, жена Анненского с 23 сентября 1879 г. Дина Валентиновна овдовела 1 декабря 1867 г., когда ей было 26 лет отроду, а ее сыновьям: Платону — 4 года, Эммануилу — 2 года. Смерть Петра Петровича Борщевского — первого ее мужа, которого она горячо любила, явилась для Дины Валентиновны тяжелым ударом судьбы.  Вдовствовать ей пришлось долгих 12 лет, занимаясь воспитанием своих детей.

Сыновьям Дины Валентиновны — Платону и Эммануилу, учившимся с 1874 года в С.-Петербургской 6-й гимназии, предстояло осенью 1877 года перейти в III класс, а они были "троечниками". Слабые их успехи в усвоении предметов гимназического курса были известны их матери и очень ее заботили, а потому она решила нанять для своих сыновей на время летних каникул репетитора. Именно это обстоятельство привело ее к знакомству со студентом II курса Иннокентием Анненким, нуждавшимся тогда в подработке.

Из насыщенного большим числом неточностей мемуарного повествования племянницы Анненского Т. А. Богданович, в значительной степени основанном на семейном «предании» о нем, явствует, что «в 23 года он страстно влюбился в мать двух своих учеников, бывших немногим моложе своего учителя. Хотя невесте было в то время 46 лет, но она была исключительная красавица, и юноша совершенно потерял голову. Сразу же он и женился на ней, взяв на себя заботу о большой семье, привыкшей к обеспеченной, почти богатой жизни, и считал предметом своего честолюбия, чтобы жена и ее дети ни в чем не ощутили разницы с прежней жизнью» .

23 сентября 1879 года (ст.ст.) Иннокентий Фёдорович женился на "милой Динуше". Венчание состоялось в одной из домовых церквей СПб, по адресу: Лиговский проспект, 26. В здании тогда размещался Дом Призрения малолетних бедных имени В. Ф. и И. Ф. Громовых Императорского Человеколюбивого Общества (здания было, увы, снесено в 1998 г. -прим.сост.).

Стремясь обеспечить семью, молодой преподаватель ведет в гимназии до 56 уроков в неделю, что и совсем здоровому человеку не под силу…

В 1880 году у них родился сын Валентин.

Несмотря на всю разноголосицу мнений о ней, не вызывает сомнений, что отношения супругов, переживавшие на протяжении тридцатилетней их «безразлучной», по словам сына, жизни различные времена, оставались по-своему теплыми и близкими до последних дней Анненского.

1898. Поэзия К. К. Случевского. Этюд А. Коринфского / Рецензия И.Ф. Анненского

Почти все мемуаристы отмечали, что Иннокентий Анненский представлял собой причудливое сочетание нескольких обликов, противоречащих один — другому. Мало кто из современников мог предполагать, что его превосходительство Действительный Статский Советник — директор гимназий и поэт, пишущий модернистские стихи и критические статьи о поэзии русских символистов — одно и то же лицо. А в глазах большинства из тех, кто знал об этом, он выглядел директором—чудаком.

«Анненский казался нам директором-чудаком. В Гостином дворе в книжной лавке Митрофанова уже которую зиму за стеклом в окне, засиженный мухами, стоял экземпляр книги стихов: Ник—то «Тихие песни», и мы знали, что это сборник стихов Анненского. Никто из нас в ту пору этой книги не читал, но если бы даже и читал — самый факт: директор пишет стихи ни в какой мере не соответствовал царскосельским представлениям о директоре и его времяпрепровождении и в наши головы не укладывался» — вспоминал выпускник гимназии 1907 года, искусствовед Николай Пунин.

По-разному оценивали современники облик Анненского — директора и педагога: от восторженных до резко критических.

Преподаватель гимназии Л. Л. Мухин писал, что«он был кумиром своих учеников», отмечая его необыкновенный дар слова и блестящее знание европейской и русской литературы .

Другой преподаватель П. П. Митрофанов говорил, что ученики и преподаватели любили его за то, что«он умел вдохнул» нам любовь к нашему делу и давал нам полный простор в проявлении наших сил и способностей» и чтили как «опытного педагога, гуманного гуманиста».

Выпускник гимназии 1900 года поэт и прозаик Сергей Горный отмечал, что когда «официальный мундир чуть—чуть расстегивался», то «отслаивалась твердая, "нарочная" кожура», и ученики «со всем богатством радости в юношеских, бродивших умах, со всей переливавшейся жаждой к искреннему слову слышали, видели, тянулись к тому настоящему, что было спрятано в этом человеке» .

Совершенно не интересуясь деловой стороной и хозяйством, он свалил эти обязанности вполне и целиком на эконома и письмоводителя...».

В юбилейном отчете гимназии 1911 года приводится биографическая статья об И. Ф. Анненском, написанная письмоводителем Л. А. Козминым. Все сказанное о поэзии Анненского уместилось в ней в одно предложение: «Не чужд был И. Ф. и чистой лирики: много занимаясь, в особенности последние годы, вопросами искусства, он выпустил два сборника стихов и ряд переводов западно-европейских поэтов».

Но пожалуй теплее всех об Анненском — педагоге сказано в проспекте царскосельской школы совместного обучения Е. С. Левицкой, в создании и разработке программ которой Анненский принимал большое участие:«Сам поэт, он в сердце человека видел красоту, и понимал высокую радость незаметного для массы педагогического труда» .

Этим высказываниям противоречит отрицательный взгляд на педагогическую деятельность Анненского уже упомянутого нами преподавателя древних языков гимназии Б. В. Варнеке, ценившего Анненского как филолога—переводчика, драматурга и образованнейшего человека, но не воспринимавшего его ни как директора, ни как поэта. «Но еще хуже протекало его директорство в административном отношении».

О неспособности Анненского-директора поддерживать порядок в стенах вверенной ему гимназии писал выпускник гимназии 1913 года поэт Николай Оцуп: «… при Анненском в классах устраивались митинги, гимназист распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно» .

Но, так ли важно, хорошим или плохим чиновником и хозяйственником был поэт, ученый, критик и педагог Иннокентий Анненский?’ Пушкин и Тютчев были чиновниками министерства иностранных дел, мало кто вспоминает об этом, читая стихи великих поэтов. Главным делом жизни Анненского стало его творческое наследие: стихотворения, переводы, пьесы, критические статьи. Немало сделал Иннокентий Федорович и, как педагог, заслуживший любовь и уважение большинства окружавших его учеников и преподавателей.

 

Посмертная книга стихов И. Анненского, изданная его сыном Валентином Кривичем

 

После ухода с поста директора Анненский занял должность инспектора учебного округа. Несмотря на необходимость частых и утомительных поездок, эта должность освобождала его от каждодневного директорского труда и давала ему больше возможностей для твор­ческой работы.

С 1906 года жил Иннокентий Фёдорович Анненский в одном из домов врача А. А. Эбермана. Казённую квартиру при гимназии Анненскому пришлось освободить, но он остался в Царском Селе и почти два года прожил в доме на Московском шоссе.

1909 — Захаржевская улица дом Панпушко.

Прошение об освобождении от должности инспектора С. -Петербургского учебного округа Анненский подал 26 октября 1909 г.; удовлетворено оно было 20 ноября  1909 года.

А через 10 дней он умер от сердечного приступа на ступенях Царскосельского вокзала в Петербурге, в конце утомительного дня 30 ноября 1909 года.

Татьяна Богданович писала: «Иннокентий Федорович, проезжавший на извозчике мимо вокзала, вдруг сделал знак извозчику, чтобы он повернул к вокзалу. Сойдя с него, он сделал шаг и сразу же упал со всего роста на ступени лестницы. Проходивший на вокзал врач подошел к нему, выслушал и констатировал моментальную смерть от разрыва сердца. Мне вспомнилось потом, как Иннокентий Федорович говорил шутя: "Я бы не хотел умереть скоропостижно. Это все равно что уйти из ресторана, не расплатившись». 

На следующий день после смерти Анненского было опубликовано сообщение: "Увольняются от службы: согласно прошению окружной инспектор С. -Петербургского учебного округа, действительный статский советник Анненский, с 1-го ноября, с мундиром, означенной должности присвоенным <...>" (Правительственный вестник, 1909, 1 декабря, No 256, с. 1).

 

Некролог И.Ф. Анненского в газете Россия от 3 декабря 1909 года.

 

Отпевали Анненского 4 декабря 1909 года в церкви Николаевской гимназии, той самой, где он в течение 10 лет присутствовал на службах по своему положению директора. На панихидах в доме Анненского и на его похоронах побывало много народа, многим из них — или их детям Иннокентий Федорович помог получить или продолжить образование. Для большинства провожавших Анненского в последний путь он был видным деятелем народного просвещения и гуманным директором, для посвященного меньшинства значительным филологом—классиком и переводчиком трагедий Еврипида.

 

Могила И.Ф. Аненского и членов его семьи на Казанском кладбище

 

И лишь присутствовавшие на похоронах члены редакции журнала «Аполлон» (М.Кузмин, М.Волошин, А.Толстой и С. Маковский), прощались с ним, как с большим поэтом. 

«Мы хоронили его на Казанском кладбище Царского Села; отпевание вышло неожиданно многолюдным, его любила учащаяся молодежь, собор был битком набит учениками и ученицами всех возрастов. Чувствовалось, что ушел человек незабываемый. <.„> Он лежал в гробу торжественный, официальный, в генеральском сюртуке Министерства народного просвещения. И это казалось последней насмешкой над ним — Поэтом» — вспоминал С. Маковский.

 

В.Кривич. Оттуда (стихотворение, написанное им после похорон отца)

 

Источники, использованные К. Финкельштейном:

  1. The diaries of Nikolay Punin 1904-1953. University of Texas Press. Austin, 1999. P. 1-24.
  2. Варнеке Б. В. И. Ф. Анненский // Лавров А. В., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях// Памятники культуры: Новые открытия. М.: Наука, 1983. С. 71-76.
  3. Горный Сергей. И. Ф. Анненский (Листок на могилу) // Биржевые ведомости, утр. вып., 3 декабря 1909 г.
  4. Иннокентий Анненский. Избранные письма // Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979.
  5. Кривич Валентин. Иннокентий Анненский по семейным воспоминаниям и рукописный материалам. Литературная мысль. № 3. Пг., 1925. С. 255.
  6. Маковский Сергей. Иннокентий Анненский // Сергей Маковский. Портреты современников, Нью-Йорк, 1955.
  7. Митрофанов П. П. Иннокентий Анненский // Русская литература XX века: 1890-1910. Под ред. проф. С. А. Венгерова. Т. II. М.: Изд. Т-ва Мир, 1915. Т. 2. Кн. 6. С. 281-296
  8. Мухин А. А. И. Ф. Анненский (некролог). Гермес, 1909. № 20. С. 608-612.
  9. Оцуп Николай. Царское Село (Пушкин и Иннокентий Анненский) // Оцуп Н. Океан времени: Стихотворения; Дневник в стихах. Статьи и воспоминания. 2-е изд. СПб.: Logos, 1994.
  10. Федоров А. Иннокентий Анненский. Жизнь и творчество. Л.: Художественная литература. 1984.
  11. Школа Левицкой. (1900-1911). Проспект. Тип. А. С. Суворина. СПб., 1911. С. 15.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. ЦГИА Ф.139 оп. 1-1 д.15903. Аннеский Иннокентий Федорович — директор Царскосельской гимназии
  2. Annensky.lib.ru
  3. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб,: Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.
  4. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  5. Сайт К. Финкельштейна
  6. Дом на дне пруда
  7. Анненский Иннокентий Федорович: Собрание сочинений
  8. Ирина Лукьянова. Учитель
  9. Статья в Википедии об И.Анненском
  10. Копия фотографии подарена Музею Николаевской гимназии, оригинал хранится в частной коллекции
  11. Благодарим за содействие в получении некролога Б. Сыромятникова
  12. Фонд ГМЛ. В центре — И.Ф. Анненский. Это пока единственное, что можно утверждать об этой фотографии категорически.
    Атрибуция фотографии отсутствует. Дата и место съемки предположительные по косвенным признакам (схожесть интерьера на др. фотографиях Николаевской гимназии, форма гимназистов и сильное внешнее сходство одного из гимназистов этого класса с выпускником Николаевской гимназии 1906 года. 
    Учитывая тот факт, что Анненский покинул пост директора гимназии 1 января 1906 года, то эта фотография могла быть сделана с не выпускным классом, а на год раньше, с гимназистами 7 класса. Музей Николаевской гимназии будет признателен за любые сведения, которые помогут уточнить атрибуцию фото.
Рейтинг: +2 Голосов: 2 9732 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!