Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Бахи Александр Робертович и Роберт Робертович

Немецкие архитекторы сыграли важную роль в 300-летней истории и культуре Царского Села. Но их имена незаслуженно обойдены вниманием искусствоведов и историков. А ведь они оставили значительный след в развитии нашего города. Это и А.Ф. фон Видов, К.К. Шмидт. И, конечно, представители многочисленного семейства скульпторов и архитекторов Бахов. 

 

В первом ряду (слева направо) Р. И. Бах, архитектор А. Р. Бах, скульптор Р. Р. Бах; второй ряд - крайний справа - скульптор Н. Р. Бах; крайний справа в третьем ряду - архитектор Е. Р. Бах. Газета "Вперед", 1979

Вклад в развитие русской культуры семейства Бахов (нем. Bach) крайне велик. Начало династии было положено немцем по происхождению Робертом-Генрихом Бахом, который русифицировал свое имя на Роман Иванович (1819, Рига – 1903, Петербург.) . Прибывший в конце 1830-х гг. в Петербург из Риги немец лютеранского вероисповедования Роберт-Генрих Бах после завершения обучения на скульптурном отделении Императорской Академии художеств с 1852 г. преподавал в классе лепки в школе Общества поощрения художеств. Скульптор не без таланта (его работы хранятся в Русском музее, Музее Академии художеств), он спустя три года после выхода из Академии был приглашен на место главного художника петербургской фирмы «Никольс и Плинке», занимавшейся изготовлением и продажей художественных изделий из бронзы, серебра, камня.

В многодетной семье Р.-Г. Баха было пятеро сыновей. Роман Иванович с раннего возраста воспитывал их в любви к творческому труду. Постепенно привлекая к участию в выполнении частных заказов, он прививал детям художественный вкус, интерес к истории искусств. Дома, под наблюдением отца, они приобрели основательные навыки в рисунке и лепке. Все пятеро впоследствии прошли школу Академии художеств.

  • Александр (Петр Александр) Романович (Робертович) Бах (1853—1937) — архитектор Царскосельского дворцового управления;
  • Роберт Романович Бах (1853—1885) — российский скульптор, академик Петербургской АХ;
  • Николай Романович Бах (Иоган-Николай) (1853 — 1885) — талантливый скульптор, акварелист, академик Императорской АХ
  • Константин Романович Бах (Франц-Константин) (1857—1918) — рисовальшик;
  • Евгений Романович Бах (Карл-Евгений) (1861—1905) — архитектор и акварелист.

 

Александр Романович (Робертович) Бах  (1853-1937) 

Имя А.Р. Баха было имя Павел Александр, но чаще его называли Александром. Будучи сыном скульптора, он рано соприкоснулся с творческой атмосферой, которая определила его дальнейшую судьбу. «В 1875 году он поступил в Петербургскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а через три года стал учеником». Учился Александр Романович хорошо, и «дважды награждался серебряными медалями и в 1883 году – золотой». В 1884 г. А. Р. Бах закончил Академию художеств и получил звание классного художника первой степени.

В следующем году его «определили» на службу в Технико-строительный комитет Министерства внутренних дел. Однако с 1886 г. Александр Бах связывает свою творческую судьбу с Царским, а затем и с Детским Селом, где он проработает фактически всю вою жизнь. Первоначально его назначили помощником архитектора Царскосельского дворцового управления. Спустя десять лет он получил должность архитектора, которую и занимал до 1917 года.

Проживал с 1886 г. на Садовой улице, д.4,  в одном из Кавалерских домов.

В 1892 по проекту А.Баха построена Городская купальня на 5 Иорданском Нижнем каскадном пруду. Это сооружение в виде паркового павильона в "мавританском" стиле и довольно больших размеров. Купальня была двухъярусной , с балконами и галереей, завершенной куполом.. Мостики к ней были устроены от берега против Николаевской гимназии.

Работы по позолоте Екатерининского собора в 1893-1894 гг. производились под руководством архитекторов А. Ф. Видова и А. Р. Баха.

В 1895 году не подалеку от товарной железнодорожной станции он строит комплекс образцовой городской скотобойни.

В ночь с 1 на 2 января 1896 г. умирает архитектор А. Ф. Видов. В рапорте министру Двора В. Б. Фредериксу начальник Царскосельского управления В. Е. Ионов просил ввести в штат должность еще одного архитектора, первым назначив Александра Робертовича Баха. На эту просьбу было получено Высочайшее соизволение.

В ответном письме 15 марта 1896 г. Фредерикс сообщает, что Государь утвердил вторым архитектором при управлении С.А. Данини. Указы о назначении Данини и Баха были подписаны одновременно 17 апреля 1896 г. Старшинства между архитекторами определено не было, но были подробно разделены их обязанности.

А. Р. Бах должен был заниматься Екатерининским дворцом, Лицеем, зданиями, принадлежащими городу и Дворцовому управлению (в частности Гостиным двором, Ратушей, Госпиталем), городскими дорогами и наблюдением за частными постройками — чем он занимался еще при Видове. Такое разделение обязанностей в основном сохранялось (исключение составил Дворцовый госпиталь, расширение которого было позже поручено Данини). С Бахом Данини связали долгие годы совместной службы.

Круг обязанностей городского архитектора был весьма широким. Он планировал новые постройки, должен был курировать градостроительную деятельность других архитекторов, просматривал представленные на утверждение чьи-либо проекты, следил за строительством в Царском Селе в целом.

Одной из первых работ А.Р. Баха было сооружение в 1898 г. подпорной террасы перед зданием Царскосельского Гостиного Двора.

В 1899 году вся Россия отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина. В юбилейные дни на здании Лицея была открыта мемориальная доска «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817» работы архитектора  А.Р. Баха.

К столетней годовщине Александровского Лицея, торжественно отмечавшейся в январе 1912 г., будет приурочена вторая мемориальная доска на здании Лицея с надписью: «В сем здании с 1811 по 1843 г. находился Императорский Лицей». Ее так же выполнил архитектор А. Бах.

Он занимался реконструкцией здания Городовой ратуши, где по его проекту в 1902 году была сделана присторойка для парадного зала, с особой лестницей.

В 1902 году в Китайском театре были даны спектакли для посещавшего Россию с визитом французского президента Эмиля Лубе. В ноябре 1902 г. архитекторам С. А. Данини и А. Р. Баху президентом Франции было присвоено звание «Officier de Г Instruction publique» и пожалован соответствующий знак. Звание обычно присваивалось профессорам и ректорам французских университетов, а также иностранцам за заслуги по распространению французской культуры за рубежом. Поскольку мы (А.В.Козлов, автор книги о С. Данини) не знаем точной причины награждения, то можем лишь предположить, что оно было связано с ремонтом Китайского театра в предверии приезда президента в Царское Село, единственной возможной формой участия архитекторов в русско-французских торжествах.

В самом начале XX в. архитектор построил Пальмовую теплицу, включив ее каменный торец в ограду со стороны Садовой улицы.

Ему же, видимо, принадлежит и перепланировка сквера, раскрытого к Садовой улице, с центральной клумбой-цветником в центре. В тридцатые годы XX в. металлические конструкции Пальмовой теплицы разобрали и перевезли в Таврический сад. От постройки Баха сохранился торцовый фасад в формах архитектуры неоклассицизма, служащий воротами тепличного комплекса.

Статский советник (январь 1908 г.).

Стоит также упомянуть о создании А. Р. Бахом в 19101913 годах высокого ограждения вокруг здания бывшего полицейского управления – эта стена из бетонных плит замкнула пространство, так как угловые здания к тому времени уже были снесены.

Как архитектор дворцового управления, Александр Робертович Бах принял деятельное участие в организации Юбилейной выставки, прошедшей в Царском Селе в 1911 году и приуроченной к 200-летию основания города. За эту деятельность Александр Робертович был награжден «золотым портсигаром с бриллиантом» - «за труды по устройству» выставки».

Творчество мастера, еще малоизученное, характеризует широкий диапазон.

Начальником Царскосельского дворцового управления, при котором А. Р. Бах служил архитектором, был С. Н. Вильчковский, Автор известного путеводителя по Царскому Селу. В 1913 г. в письме к полковнику Вильчковскому министр внутренних дел высказывает следующее замечание: «Некоторые дома по размерам своим и по архитектуре для Царского Села как небольшого города приобретают значение построек монументальных, появление которых значительно изменяет самый вид города…». В качестве примера он приводит постройки А. Р. Баха.

Так же в 19111913 гг. А. Р. Бах осуществил свой собственный проект устройства улиц в бывшей колонии Фриденталь.

Однако в начале XX века не все проекты утверждались в Царскосельском дворцовом управлении. Из-за этого возникла некая хаотичность застройки, особенно в новых кварталах города. «В 1913 г. на это было обращено особое внимание. И буквально к следующему, 1914 году был разработан специальный проект упорядочения застройки района севернее Кузминского (Октябрьского) бульвара (Т.н. "новые места"). Активное участие в новом проектировании принял и шестидесятилетний Бах».

Был выработан проект постройки города, в котором «предусматривалась ширина улиц не менее десяти сажен («в большинстве обсаженных деревьями»). Необходимо было также оставлять «обширные площади для могущих возникнуть впоследствии монументальных зданий». Вокруг существовавшего здесь утилизационного завода при бойне предполагалось создание полосы зелёных насаждений. Что касается внешнего, эстетического облика улиц, авторы проекта требовали, чтобы были они «прямые, в одном квартале расходящиеся лучами, а в другом – пересекающие центральную артерию».

В 1916 году «За особые труды по обстоятельством, вызванным войною», по ведомству Министерства Императорского двора объявлена Высочайшая благодарность заведывающему контролем Министерства, архитектору |Царскосельского дворцового управления, статскому советнику Александру Баху. Кавалер ордена св. Владимира IV степени (за труды по созданию памятника Глинке), св. Анны II и III степени, Станислава II степени, ордена Слона.

От первого брака имел сына Александра (род. 18.02.89). После смерти жены вступил во второй брак с дочерью статского советника Анной Георгиевной Козминой (29 июня 1914 г.).

Упоминание в Адресной книге СПб: 1895 - ттс., архитектор, Садовая 4, 1913 - 1917 сс., архитектор, Павильон Царскосельского дворцового управления

 

После 1917

Октябрьскую революцию А.Р.Бах встретил уже известным архитектором и принял советскую власть. Архитектором б. Дворцового управления он работал по октябрь 1918 г. После установления советской власти Царскосельское дворцовое управление было упразднено.

Потом по июнь 1920 г.—архитектор Управления художественных имуществ Республики. 

После открытия музеев в Детском Селе было создано Управление Детскосельскими дворцами-музеями. С июня 1920 г.  назначенный на должность архитектора при Детскосельском управлении отдела музеев и охраны памятников искусства старины,  А.Р. Бах принимает активное участие в ремонтно-реставрационных работах дворцов и парковых павильонов.

Круг вопросов, которые решало Управление Детскосельскими дворцами-музеями под руководством А. Р. Баха, был весьма широким.  Управление занималось мелким ремонтом фасадов зданий, но позднее - капитальным ремонтам. Не смотря на трудности этого времени, Управление принимало все меры по охране памятников ансамбля. С ним вместе работали скульпторы В. В. Коз­лов и В. Ф. Разумовский, главным хранителем музеев Детского Села тогда был изве­стный искусствовед В. И. Яковлев.

С 1923 г. увеличивается число смет, направленных управлениями пригородных дворцов-музеев на рассмотрение в Петроградское управление научных учреждений, а также документов об ассигновании средств на ремонтно-реставрационные работы. Архитектор Управления Детскосель-скими дворцами-музеями А.Р. Бах направил на рассмотрение 17 смет на текущий и капитальный ремонт на общую сумму 50 303 руб. (в ценах 1923 г.).

Активно велись реставрационные работы. Отчеты Ленинградского отделения Главнауки и управлений пригородными дворцами-музеями показывают широкий фронт работ, развернувшихся в 1923-1927 гг. Проводились разного рода работы. В ряд срочных работ было поставлено исправление карниза здания Лицея в Детском Селе, разбитого снарядом.

В 1926 году реставрированы и окрашены под старую бронзу большие картуши на фронтонах павильона Эрмитаж. Декор Эрмитажной кухни допол­нили отлитые из цемента по исправленному оригиналу две вазы; две капители реставрированы на фасаде Камероновой галереи. Для павильона Концертный зал отлили бюсты Меркурия и Аполлона.

Ремонтно-реставрационными работами были охвачены и другие парковые сооружения: Адмиралтейство, Нижняя ванна, Китайская деревня и театр. В том же году были проведены большие работы по реставрации декоративной скульптуры Екатерининского парка, музейной мебели и фарфора детскосельских дворцов.

 На зиму закрывали деревянными щитами площадку у Агатовых комнат, фонтан и Кагульский обелиск в Собственном садике, памятник Ланскому и 55 статуй Екатерининского и Александровского парков. Под руководством А. Р. Баха проводились обмеры скульптурного декора дворцов.

А.Р. Бах уделял также внимание, особенно с 1926 г., приведению в порядок парков.  В первые послереволюционные годы значительная часть площади Александровского и Баболовского парков находилась в ведении Сельскохозяйственного института и городского отдела коммунального хозяйства. Главный хранитель дворцов В. И. Яковлев и архитектор Бах справедливо рассматривали парки как органическую часть художественных ансамблей и энергично боролись за исправление допущенного просчёта. Их упорство увенчалось успехом. К 1926 году парки полностью перешли в ведение Детскосельских музеев.

В этот период в парках развернулись интенсивные работы: по капитальному ремонту плотин у Горбатого моста, Орловских ворот, Адмиралтейства, у Шапели и на Крестовом канале. В парке велись омолаживающая подрезка кустарников, проводилась уборка больных и сухостойных деревьев в Екатерининском, Александровском, Баболовском парках и в садоводстве «Палей». Помимо этого в Екатерининском парке осуществили очистку прудов.

Даже краткое перечисление основных работ, которые выполнялись небольшим коллективом Управления, раскрывает перед нами картину плодотворного труда, который направлял Александр Робертович Бах. Несмотря на преклонный возраст (в 1927 году ему было 74 года) он изо дня в день отдавал все силы и знания сохранению художественно-архитектурных ансамблей Детского Села

Трудности послереволюционных лет коснулись всех, в том числе и скульпторов, архитекторов. Из-за трудностей с жильем некоторые дворцовые помещения были приспособлены под квартиры.

Наибольший объем исполненных ремонтных работ падает на 1927 г. что объясняется подготовкой учреждений по охране памятников к празднованию 10-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Известно, что Данини материально помогал его родным. Дружба между семьями продолжалась и по кончине Александра Робертовича, и после гибели его сына. Александр Александрович Бах был арестован в 1939 г. и умер от разрыва сердца во время первого же допроса в НКВД.

Они оба были похоронены на Кузьминском кладбище Царского Села. Только в 2004 г. удалось восстановить могилу А.Р. Баха и установить надгробный памятник, который объединил память об отце и сыне.

В 1941 г. семья А. А. Баха была принудительно эвакуирована в Казахстан (без права возвращения в Ленинград после окончания войны) из-за немецкого происхождения.

Анна Георгиевна Бах осталась жить на Садовой улице, позже уехала в Германию и прожила в Западном Берлине до самой своей смерти в 1959 г.

  1. В 1892 по проекту А.Баха построена Городская купальня на 5 Иорданском Нижнем каскадном пруду
  2. Работы по позолоте Екатерининского собора в 1893-1894 гг. производились под руководством архитекторов А. Ф. Видова и А. Р. Баха.
  3. По проекту архитектора А. Р. Баха во втором этаже главного здания Дворцового госпиталя в 1896 г. сделали новую операционную и перевязочную. Полы этих помещений покрыли метлахской плиткой, стены и потолки — каменно-лаковым составом Шиллинга.
  4. Принимал участие в реконструкции Гостиного двора по его проекту в 1898 г.
  5. В самом начале XX в. архитектор А.Р. Бах построил Пальмовую теплицу, включив ее каменный торец в ограду со стороны Садовой улицы. Ему же, видимо, принадлежит и перепланировка сквера, раскрытого к Садовой улице, с центральной клумбой-цветником в центре. 
  6. Дом городовых, возведенный в 1900 г. и предназначавшийся для проживания царскосельских городовых с семьями.
  7. Пристройка Баха в 1901—1902 годах к зданию Царскосельской городовой ратуши, Парадный зал
  8. в 1910 – 1913 годах создал высокое ограждение вокруг здания бывшего полицейского управления
  9. в 1910-1912 гг Пушкинская 28. Женская гимназия МНП
  10. в 1911 – 1913 гг. А. Р. Бах осуществил свой собственный проект устройства улиц в бывшей колонии Фриденталь
  11. По его проекту в 1900 году выполнен пьедестал для памятника Пушкину-лицеисту и мраморная мемориальная доска на Лицее
  12. Городская скотобойня

 

Бах Роберт Робертович (1859-1933 гг.)

— известный русский скульптор и академический педагог, работал в жанре скульптурного портрета. 

Роберт Робертович Бах был третьим сыном в семье. Родившийся 28 января 1859 г. Роберт (Роман) уже в детском возрасте проявил незаурядный талант в искусстве лепки, но родители решили, что он прежде всего должен получить хорошее общее образование, а развитием художественного таланта сына будет заниматься его отец.

Роберта устроили в престижное училище при петербургской лютеранской церкви Святой Анны (Анненшуле). Преподавание здесь велось на немецком языке. Несмотря на высокую стоимость обучения (сто рублей в год), многие родители не только лютеранского, но и других вероисповеданий стремились устроить своих детей в Анненшуле, славившуюся основательной подготовкой своих воспитанников. В разные годы здесь обучались Н.Н. Миклухо-Маклай, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Кони, В.В. Струве, К.Г. Фаберже, А.К. Беггров и другие известные в России деятели. Гимназическое, реальное и женское отделения этого училища были по статусу приравнены к государственным. Роберт учился на реальном отделении.

В списках выпускников Анненшуле Роберт Бах не значится. Как отмечено в училищной летописи, он выбыл из училища «в промежуток времени от Пасхи 1878 года до Пасхи 1879 года с намерением поступить в Академию художеств». Без свидетельства об окончании реального училища Роберт не имел права на зачисление в высшие учебные заведения. Хорошо подготовленный отцом, он выдержал экзамен по рисунку и художественной лепке и с осени 1879 г. стал за плату двадцать пять рублей в год «вольным посетителем» скульптурных классов. Уже в первый год обучения талант Роберта был отмечен особым поощрением Совета Академии — 27 октября 1879 г. ему «объявлена похвала за лепку группы медвежат». Ученические работы Роберта поощряются и в последующие годы его обучения в Академии: в 1880 г. похвала Совета «за лепку с натуры бюста молодого человека и за группу борцов».

Свой талант Роберт совершенствовал под руководством профессоров скульптуры А.Р. фон Бока, Н.А. Лаверецкого и И.И. Подозерова.

Помимо занятий в Академии молодой скульптор посещает домашнюю школу замечательного педагога, преподавателя Академии художеств академика живописи Павла Петровича Чистякова, отметившего одаренность Р.Р. Баха.

«Врубель, Серов, Бруни, Матэ, Зреляков, Саллос, Дервиз, Баруздина, Бах и Рейхардт по воскресениям у меня собираются с шести часов вечера и рисуют с натурщика. Учу последнему и самому трудному в технике искусства рисования — учу связи в фигуре (живой, конечно). Серов и Бах обещают много хорошего». (Из письма П.П. Чистякова В.Е. Савинскому от 18 января 1884 г.)

В 1885 г. П.П. Чистяков согласился позировать Роберту, решившему создать его бюст в гипсе.

«С меня бюст творит некий г-н Бах, молодой юноша. Я стараюсь, сижу во всю мочь и, кажется, недаром. Бюст будет настоящий, т.е. сделанный сознательно и похож», — писал в одном из писем Чистяков.

Роман Бах закончил Академию художеств в 1885 г. и «получил звание классного художника третьей степени». Среди имен воспитанников, удостоенных награждения Советом Академии художеств в 1883–1 884 академическом году, значится имя Роберта Баха, получившего малую поощрительную медаль за классные работы.

После этого он преподавал в школе Императорского общества поощрения художников (1888 – 1906гг.).

В совершенстве владея техникой лепки, Р.Р. Бах делает попытки уйти от догм академического искусства, отразить характерные черты и психологическое состояние портретируемых людей. Выполненный в 1889 г. в гипсе бюст Романа Ивановича Баха, отца Роберта, по праву считается одной из наиболее удачных работ скульптора (экспонировался на выставке в Императорской Академии художеств в 1890 г., приобретен Музеем Академии художеств).

При реконструкции здания Императорского общества поощрения художеств в Петербурге по эскизу автора проекта архитектора И.С. Китнера Р.Р. Бах выполнил в гипсе «колоссальную по размерам» композицию «Гений искусств». Расправив мощные крылья, мифологический герой с факелом просвещения в одной руке и ветвью славы в другой стремился в высь, символизируя торжество и всепобеждающую силу искусства. Статуя была установлена над левой частью здания, подчеркивая асимметрию его фасада. За статую «Гений искусства» и «известность на художественном поприще» в 1891г. Р.Р. Бах удостоился звания академика.

Одной из крупных и наиболее известных работ Р. Р. Баха является памятник М. И. Глинке на Театральной площади.

Вершиной творчества Баха являются памятник «Пушкин – лицеист», установленный в Царском Селе в ознаменование 100-летия со дня рождения А.С. Скульптора, чей талант получил признание в художественных кругах, персонально приглашают участвовать в частном конкурсе на памятник А.С. Пушкину в Царском Селе, который предполагалось открыть в 100-летний юбилей со дня рождения поэта. Проект Р.Р. Баха, названный жюри конкурса лучшим, был принят для воплощения в бронзе.



В конкурсе приняли участие скульпторы В. А. Беклемишев, В. Л. Позен, М. А. Чижов и Р. Р. Бах.

Открытие памятника А. С. Пушкину состоялось 15 октября 1900 г. в Лицейском садике. Царскоселы сразу полюбили этот памятник, ведь скульптору удалось передать творческое настроение юного поэта.

Вдохновение и мастерство Роберта Робертовича ярко блеснули в этом глубоко лиричном, созвучном русской душе произведении. Скульптор вернул бронзового Александра Пушкина в то счастливое для него время, когда он еще только грезил славой и был равным среди товарищей-лицеистов. Плавно струящиеся линии фигуры сидящего на парковой скамье мечтательно-задумчивого Пушкина-юноши прекрасно гармонируют с невысоким, оставляющим гения на Земле, простым постаментом. Памятник в Лицейском садике стал гордостью российской скульптуры и визитной карточкой Р.Р. Баха, занявшего после этой работы достойное место в Пантеоне русских скульпторов и художников.

Сам скульптор любил этот памятник больше других своих творений. «Будучи в преклонном возрасте, Бах переехал в Детское Село. Он часто приходил в Лицейский сад, навещал своё «детище»».

Уменьшенную авторскую модель памятника (высота 22,5 см, размеры постамента 17 ,5 × 11 11 ,5 см), выполненную из дерева и гипса и покрытую черным лаком, скульптор подарил сыну поэта Александру Александровичу Пушкину, присутствовавшему на открытии памятника 15 октября 1900 г. С той поры модель почти сто лет бережно хранилась потомками великого поэта, а в конце XXв. была передана в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве.

Совет Высшего художественного училища 1913 г. Р. Р. Бах среди стоящих второй справа

В 1906 г. академик профессор скульптуры Р.Р. Бах стал действительным членом Императорской Академии художеств. Он вошел в число шестидесяти ее корифеев, из которых сорок пять в соответствии с Уставом Академии представляли художников всех видов изобразительного искусства, а пятнадцать назначались «из лиц, не принадлежавших ни к какой художественной специальности, но известных своими познаниями вообще в области искусств». Достигнув высшего в России для художника-творца официального статуса, Роберт Робертович по-прежнему много времени уделяет преподавательской деятельности, постоянно трудится в своей мастерской, участвует в выставках, работает в жюри российских и международных конкурсов, представляя Петербургскую академию художеств.

Р. Р. Бах на пер. плане в центре. 1928 г.

Р. Р. Бах воспитал ряд талантливых советских скульпторов. Один из них – З. И. Азгур (автор памятника В. И. Ленину на Соборной площади) – в своей книге «То, что помнится…» оставил о нем воспоминания.

«1926 год я встретил, будучи уже студентом Академии художеств в Ленинграде, занимаясь у таких профессоров, как Роман Романович Бах, Матвей Генрихович Манизер и Всеволод Всеволодович Лишев. Эти скульпторы-художники в настоящем смысле слова — творцы. Учиться у них было и интересно и трудно. Трудно, потому что они раскрывали перед студентами, кроме профессиональной стороны, целый мир чувств человека и явлений, который непременно должен стать доступным скульптору».

Он же: «Его внешность трудно описать. Маленького роста. Длинные седые волосы. Бородка. Своими пропорциями напоминал памятник композитору М. И. Глинке, который он поставил в Ленинграде. Вечно торчащая в зубах трубка – прямая, флотская – придавала его лицу значительность, особенно когда он был чем-то недоволен.
Ершистый и насмешливый, он был в то же время нежным человеком. Крепко сбитый, бородатый, с трубкою в зубах, Роман Романович казался нам непререкаемым авторитетом, и мы верили каждому его слову»

После закрытия в 1917 г. Высшего художественного училища при Академии художеств Р.Р. Бах жил на заработки от частных уроков для желающих освоить искусство рисунка и лепки, преподавал рисование в трудовых школах в Петрограде. Революционная стихия разрушила сложившуюся в России систему воспитания художественных талантов. 12 апреля 1918 г. Императорская Академия художеств была упразднена. Высшее художественное училище при Академии было преобразовано в Свободные художественные мастерские (позднее — Петроградские государственные художественно-учебные мастерские — ВХУТЕМАС).

В сентябре 1918 г. Р.Р. Баха письмом из Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения пригласили преподавать там.. Роберт Робертович принял приглашение наряду с Г.Р. Залеманом, Л.В. Шервудом, А.Т. Матвеевым, В.В. Лишевым, И.Я. Гинцбургом. Эти мастера старой художественной школы сознавали, что на стыке двух эпох им выпал жребий стать не только хранителями традиций искусства русской скульптуры, но и проводниками его достижений в народную гущу в совершенно новых условиях. Служение искусству Р.Р. Бах поставил выше личных обид, которые, несомненно, у него были после того как в революционном угаре были разрушены его произведения монументальной скульптуры в Феодосии, Вятке, Иркутске.

Потрясения и невзгоды революционных лет не сломили в Роберте Робертовиче духа художника. Он активно способствует восстановлению культурной жизни в новой России.

Умер Р.Р. Бах в Ленинграде 17 сентября 1933 г.

 Источники:

  • Данелюк Е.В.. Немцы - архитекторы Царского Села ( конец XIX — начало ХХ веков)
  • Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
  • Семенова Г. "Царское Село:знакомое и незнакомое", 2009
  • Л.Л. Сардак. Скульптор Роберт Робертович Бах // Кунсткамера
  • Добров А.. Об авторе памятника А. С. Пушкину. К 125-летию со дня рождения Р. Р. Баха. // Вперед. 1984. 9 февраля. С. 4.
  • Назарова Г. И. Лицейский сад и памятник Пушкину. СПб., 2000. С. 40.
  • Кормильцева О. Архитектор Детского Села. // Вперед. 1979. 20 сентября. № 113. С. 3.
  • Афанасьева З., Соминич Г. Творческий вклад Александра Баха // Вперед. 1978. 26 января. №12. С. 3, 9 февраля. № 18.
  • С.Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 8321 просмотр
Комментарии (2)
Туляк # 27 февраля 2011 в 06:21 0
Про памятник Петру 1 в Туле ничего нет. Хороший памятник. В Туле тоже "сразу полюбили этот памятник". Просьба отредактировать статью в этом направлении.
Photojour # 8 июля 2011 в 15:03 0
Мы описываем работы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в Царском Селе, при этом уважая их творчества в других местах - не объять необъятное, увы))