Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царёв Михаил Иванович (1903-1987)

выпускник I Единой Детскосельской трудовой школы (б.Царскосельской Императорской Николаевской гимназии) 1919 года, актер, народный артист СССР

 

Михаила Ивановича без тени иронии или насмешки называли в театральной среди «Царь» не только из-за обилия званий и постов (Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и государственной премий, художественный руководитель Малого театра, председатель правления Всероссийского театрального общества), но и за редкое актерское мастерство, позволявшее ему «царить» на сцене, за достоинство и благородный аристократизм.

С Николаевской гимназией выдающегося мастера русской сцены связывал непродолжительный период, но именно здесь, благодаря участию в школьных спектаклях, он получил первые уроки актерского мастерства и режиссуры. Отсюда начался его «путь к театру».

Он был ровесником двадцатого века, века жесткого, порой беспощадного. И все его будущие перипетии вряд ли могли себе представить жители сонной, провинциальной Твери, куда далеко не сразу доходили раскаты начинавшихся в Петербурге и Москве бурь. Со старой и новой столицами Тверь связывала Николаевская железная дорога. Именно рядом со станцией в небольшом двухэтажном доме, как и все железнодорожные здания того времени, выкрашенном охрой, родился Михаил Царев 1 декабря 1903 года, в семье старшего железнодорожного фельдшера Ивана Изотовича Царёва2.

«Всякий раз, когда я еду по железной дороге, мне вспоминается детство: оно было пронизано шумом поездов, гудками, не мешавшими спать даже ночью, озарено снопами искр из паровозных труб, наполнено жизнью станции с ее спешкой и томительным ожиданием. Мое детство прошло рядом с машинистами и сцепщиками, диспетчерами, стрелочниками и кондукторами, которых лечил мой отец – Иван Изотович Царев. Он был фельдшером и служил в Твери, где в казенном доме близ станции я и родился» – такими словами начинает книгу своих воспоминаний народный артист СССР Михаил Царев.

Отец его Иван Изотович с утра до вечера пропадал на работе, мать — Мария Петровна всё своё время уделяла заботам о семье. Михаил был младшим ребёнком с семье, где кроме него было ещё два брата и сестра.

Из тверских воспоминаний осталось у Михаила Царева не слишком много: прогулки по небольшому тенистому саду, расположенному около дома, разговоры взрослых о Русско-японской войне и забастовках 1905 года. Пользуясь тем, что семья имела право на бесплатный проезд по железной дороге, Царевы часто оплавлялись в лес за грибами и ягодами. Порой мать с отцом уезжали в Москву и после восторженно делись впечатлениями о спектаклях Московского художественного театра, на которых им удалось побывать.

Миша Царёв, 6 лет2

В 1908 году, когда Мише ещё не исполнилось пяти лет, семья переехала из Твери в Ревель (Таллин), это было связано с новым назначением отца.  Здесь Михаил поступил в Ревельскую Николаевскую гимназию.

Читать Михаил научился ещё до гимназии, учила его старшая сестра, к тому времени уже работавшая учительницей. Когда Михаил Царёв немного подрос, он стал летом работать в вагонных ремонтных мастерских. По воспоминаниям Царёва, вопреки тому, что он вырос посреди железной дороги, его никогда не тянуло к технике. Обучаясь в Ревельской Николаевской гимназии, Царёв любил уроки иностранного языка, истории, географии, русского языка.

В первом классе гимназии русский язык Михаилу Царёву преподавал нелюдимый преподаватель по фамилии Тюленев. Уроки он вёл отстранённо, словно его это не касается. Как-то Тюленев задал выучить наизусть отрывок из поэмы Н. А. Некрасова. Когда очередь рассказать отрывок наизусть дошла до Михаила, обычно молчавший учитель нарушил молчание и произнёс:

«После того, как ты скажешь „гляжу“, — погляди в окно, и когда ты там как бы увидишь, что поднимается медленно в гору лошадка, вот тогда и скажи».

В тот день за рассказанный отрывок Михаил получил «пять с плюсом» и запомнил совет учителя. Позже Михаил Иванович осознал, что это был его первый урок по системе Станиславского1

Уже с начальных классов его главным увлечением стал театр. Михаил посещал любительские спектакли, в которых играла его сестра, читал на концертах стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, вскоре ему стали давать небольшие роли в самодеятельных постановках. Большое впечатлен не на него произвели выступления приезжавших на гастроли профессиональных трупп. В десять лет на вопрос «Кем ты хочешь быть?» отвечает:«Я хочу быть артистом».

Шла Первая мировая война и, когда летом 1917 года немецкие войска начали приближаться к Ревелю, И. И. Царева эвакуировали в Царское Село, где семья поселилась в доме рядом со станцией Императорский павильон.

Осенью Михаил пошел в VII класс Царскосельской Императорской Николаевской гимназии. Каждый день, идя на занятая, он проходил мимо мест, связанных с жизнью Пушкина: дома на Колпинской, Лицея, Екатерининского парка.

«Пушкин входил в мое сознание конкретными, продолжающими его шаги тропинками, по которым можно ходить, стенами домов, которых можно коснуться, окнами, в которые можно заглянуть, шумом деревьев, который можно услышать», <...> Любовь к Пушкину осталась во мне навсегда. Не случайно в дальнейшем я часто читал на концертах его произведения», — вспоминал Михаил Иванович.

В Царском Селе окрепло увлечение Михаила театром: он посещал утренники в петроградском Александрийском театре» Палас—театр, Петроградскую оперетту, был участником школьных спектаклей. Несмотря на голодное и холодное время «военного коммунизма», в гимназии сохранялись традиции самодеятельных театральных постановок. Живое участие в них как актер и режиссер принимал Миша Царев.

Особо запомнился ему гимназический спектакль по комедии Тургенева «Завтрак у предводителя», где он сыграл роль Алупкина. Видевший этот спектакль отец Михаила сказал ему: «Ты бы меньше ходил в оперетку, а побольше в Александрийский театр." Эти слова стали пророческими, вскоре Михаил Иванович стал актером прославленной труппы.

Стремление учеников к театру поддерживал преподаватель русского языка, поклонник искусства, Алексей Михайлович Малоземов, ставший с 1922 года директором 1-ой Единой трудовой школы — как стала после 1917 года именоваться б. Николаевская гимназия. Однажды он пригласил Михаила к себе домой.

«В холодное, голодное время пришел я к Малоземову, Он завел граммофон, и мы слушали Шаляпина, Качалова… В этом его, таком простом поступке я почувствовал искреннюю заинтересованность и забочу учителя о судьбе своего питомца», — вспоминал Царев.

Когда в 1919 году Михаил закончил школу, сомнений в определении жизненного пути у него не возникло, он выбрал для себя «путь к театру».

Как раз когда Царев оканчивал гимназию, Александровский театр в Петрограде начал набирать молодежь в Школу русской драмы. Михаил Царев решил прочитать на экзамене монолог Городничего из «Ревизора» Гоголя. И попал в точку. С ним начинает заниматься прекрасный артист Юрий Михайлович Юрьев. Именно по его рекомендации уже в 1920 году Царев был принят в труппу Большого драматического театра в Петрограде. Говорят, что у каждого артиста должен быть свой театр. Если он его не сумел найти, то полностью реализовать свои способности ему вряд ли удастся. Для Михаила Царева таким театром был Малый театр. Однако до того, как в 1937 году он попал на его сцену, ему пришлось поработать в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя. В течение четырех лет он работал у Мейерхольда. И вот наконец сцена Малого театра.

В 1924 — 1931 гг. работал в театрах Москвы, Махачкалы, Казани и Симферополя, с 1931 года играл в Ленинградском академическом театре драмы.

В 1934 году уже полюбившийся ленинградцам актер неожиданно для многих перешел в театр Мейерхольда, где запомнился великолепно сыгранными ролями Чацкого в спектакле «Горе от ума» и Армана Дюваля в «Даме с камелиями».

М.И. Царёв, 19372

В 1937 году театр Мейерхольда закрыли, и М. Царев вместе с ведущими актерами труппы перешел в московский Малый театр. Вся последующая жизнь Михаила Ивановича была неразрывно связана со сценой этого прославленного старейшего российского театра. В течение 40 лет М.И.Царев блистал на сцене Малого театра в заглавных ролях пьес классического репертуара и в спектаклях советских авторов. 

М.И. Царёв, 19423

Вершиной актерского мастерства считаются его роли Федора Протасова в «Живом трупе» Л. Н. Толстого, Егора Ильича в «Селе Степанчиково» Достоевского, Арбенина в лермонтовском «Маскараде», Макбета в одноименной пьесе Шекспира, Вожака в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского.

В 1936 году у Михаила Ивановича родилась дочь Катя, которая станет позже не актёром, как папа и мама, а музыкантом.

Екатерина Михайловна с теплотой вспоминает свое детство:

ои впечатления детства, которые остались со мной на всю жизнь — это, конечно, прежде всего, поэзия, стихи, поскольку папа не только играл в театре, но и читал стихи, в том числе в различных концертах. И мама моя, которая тоже когда-то в юности была артисткой – она тоже очень любила стихи. Эта любовь, конечно, перешла ко мне и с самого начала я знала очень много стихов и, надо сказать, что именно то, что я узнала в детстве, я помню и сейчас."

В годы Великой Отечественной войны Михаил Иванович Царев был эвакуирован вместе с труппой Малого театра в Челябинск (1941–1942). Оказавшись в гостеприимном Челябинске, М. И. Царев практически с первого дня, вместе со своими товарищами, погрузился в непрерывную, активную работу. С присущей ему исключительной энергией и целеустремленностью, кроме репетиций и выступлений в спектаклях, Михаил Иванович принимает непосредственное участие в концертах на мобилизационных пунктах, в воинских частях, отбывающих на фронт, выезжает в колхозы, на фабрики и заводы, число которых в Челябинске увеличилось практически вдвое.

 

 

М. И. Царев выступал перед публикой, зачитывая строки из вступления к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, эпизода «Бой с барсом» из поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», стихи советских поэтов К. Симонова и А. Суркова… Свойственное артисту умение передать дух героического, стремление показать духовный взлет и чувство самоотверженности человека в эти дни были особенно необходимы людям. Искусство актера было пронизано одним чувством, объединявшим всю страну, — желанием сделать все для победы. Любимая М. И. Царевым поэзия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова возрождала в усталых людях память о красоте и веру в свои силы. "Красота спасет мир!" – подобного девиза придерживалась вся труппа Малого театра.

Осенью 1942 г. определился перелом в Отечественной войне, а 9 сентября «Комсомольская правда» в информационной заметке сообщила о возвращении Малого театра в Москву после вполне плодотворных 10-месячных гастролей в Челябинске. 16 сентября 1942 г. Малый театр в полном составе вернулся в Москву, а 17 сентября уже состоялась репетиция. И уже московский зритель смог познакомиться с премьерой спектакля 5 ноября 1942 г. 4  

В кино Михаил Царев снимался мало. В 30-е годы им был сыгран ряд ролей, одной из самых удачных стал доктор Ливси в фильме Владимира Вайнштока «Остров сокровищ» (по одноименному роману Стивенсона).

М.И. Царёв в роли доктора Ливси в фильме "Остров Сокровищ", 1937 г.

В дальнейшем кинематограф являлся неким отражением театральной деятельности актера. На экране Михаил Царев воплотил немало образов, сыгранных им на сцене Малого театра. В 1952 году он снялся в экранизациях пьес Островского «Горе от ума» (безусловно, в роли Чацкого) и «На всякого мудреца довольно простоты» (в роли Егора Дмитриевича Глумова).

В 70-е – 80-е годы Михаилом Царевым был поставлен ряд фильмов-спектаклей, где он сам же исполнил главные роли: «Горе от ума» (Павел Афанасьевич Фамусов),

«Доходное место», «Старик», «Дети Ванюшина». Кроме того, актер сыграл роли в фильмах спектаклях Леонида Хейфеца «Король Лир» (король Лир) и «Заговор Фиеско в Генуе» (Верина), в фильме-спектакле Леонида Варпаховского «Оптимистическая трагедия» (Вожак) и других.

У Михаила Ивановича была еще «любимая роль» театрального деятеля. С 1950 по 1963 год он был директором Малого театра, в 1964-1986 годах — председателем Всероссийского театрального общества. Коллеги Царева по Малому театру писали, что как директор, он сумел удержать высочайший актерский уровень и традиции труппы, хотя сохранять гармонию в среде талантливых людей было совсем непросто.

«В театре возникали разные ситуации, и у него была оппозиция. Но из всех конфликтов он выходил достойно. У него было удивительное ощущение себя. <...> Благородство, достоинство — сейчас этого так мало».

Сменивший Царева на посту директора Малого театра Юрий Соломин говорил не только об уникальности своего предшественники, о величии его таланта, но и о его редком по нынешним временам бескорыстии:

«… он был нестяжатель. После его кончины у семьи ничего не осталось — ни дачи, ни сберкнижек, ни, тем более, зарубежных вкладов. <...> Но он оставил после себя имя».

Умер Михаил Иванович Царёв 10 ноября 1987 года (по другим источникам - 4 ноября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Его дочь — Царёва Екатерина Михайловна — Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор, выпускница фортепианного отделения АМКМГК им. Чайковского. Преподаватель (музыкальная литература).
 

Сочинения М.И. Царева:

  1. Царёв М.И. За наступающей армией / М.И. Царев // Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны: сб. ст. / отв. ред. Л. Е. Шаповалов. – Москва; Ленинград, 1949. – С. 71–74.
  2. Царёв М.И. Что такое театр / М.И. Царев. – Москва: Молодая гвардия, 1960. – 48 с.
  3. Царёв М.И. Неповторимые мгновения / М.И. Царев. – Москва: Молодая гвардия, 1975. – 176 с.
  4. Царёв М.И. Малый театр / М. И. Царев. – Москва: Моск. Рабочий, 1976. –128 с.
  5. Царёв М.И. М и р т еатра / М. И. Ц арев. – Москва: Просвещение, 1987. – 255 с.
  6. Царёв М.И. Жизнь и творчество: сборник / Всерос. театр. о-во; отв. ред. П. А. Марков. – Москва: Всерос. театр. о-во, 1983 – 639 с. 

 

Призы и награды:

  1. Герой Социалистического Труда (1973).
  2. Три ордена Ленина (1964, 1973, ?).
  3. Два ордена Трудового Красного Знамени (1949, 1953).
  4. Орден Октябрьской Революции (1983).
  5. Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли капитан-лейтенанта Боровского в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  6. Государственная премия СССР (1969) — за исполнение роли Вожака в спектакле «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского и главной роли в спектакле «Старик» М. Горького.
  7. Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за исполнение роли Павла Афанасьевича Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. Коржевич М. Путь актера, м., 1981.
  2. Михаил Царёв: Жизнь и творчество / Отв. ред. П. А. Марков; Редактор В. Ф. Рыжова; Художник В. В. Максин. — М.: Всерос. театр о-во, 1983. — 640 с, ил. Имен Указа.: 27 с.
  3. «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского: Глумов – М. И. Царев. Фото из журнала: Жилякова, Т. Государственный академический Малый театр в Челябинске в 1941– 1942 гг. [Текст] // АВТОГРАФ. Челябинск-АРТ. – 2004. – № 3 (25). – С. 20. [Фото из фонда музея Государственного академического Малого театра]
  4. Культура Южного Урала  в контексте Великой Отечественной войны. М.И. Царёв 
  5. Статьи В. Максимовой, Е.Глушенко, Ю.Рыбакова, В.Соломина о М.И.Цареве на сайте Малого театре
  6. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 3051 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!