Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Горданов Вячеслав Вячеславович (1902 - 1983)

выпускник I Трудовой Единой школы Детского Села, б.Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, 1919 года, кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР. 

Фотоальбом семьи Гордановых

 

Вячеслав Вячеславович Горданов родился 15 (28) июля 1902 года в польском городе Плоцке в дворянской семье.Плоцк в то время был административным центром Плоцкой губернии Привислинского края Российской империи (ныне относится к Мазовецкому воеводству Польши). Переяславский 46-й драгунский императора Александра III полк, где служил его отец, с 1891 г. находился в составе Варшавского военного округа, куда входила и Плоцкая губерния. Скорее всего, чтобы замаскировать принадлежность к семье офицера царской армии, Вячеслав Вячеславович указывал впоследствии в автобиографиях местом своего рождения не Плоцк, а находящийся в Белоруссии город Полоцк, вставив в название города одну лишнюю букву.

1900-е, В. Горданов, Варшава1

В Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии Гордановым принадлежали деревни Пелеши и Кошелевицы, сохранились также фамильные надгробия при церкви в с. Модолицы. (Ныне это Плюсский район Псковской обл.).1

Родовое имение Гордановых в деревне Пелеш

Родовое имение Гордановых в деревне Пелеш Лужского уезда С.Петербургской губернии1

Породнены Гордановы были с Герингами и с Римскими-Корсаковыми, чьи усадьбы Любенск и Вечаша находились по соседству (именно там Н.А.Римский-Корсаков написал большинство своих опер).1

Род Гордановых, по преданию, переселился в Россию из Румынии в свите князя Кантемира.2 Многочисленные предки Вячеслава Вячеславовича по мужской линии были офицерами. Брат прадеда В.В. Горданова – Алексея Степановича Горданова, адъютант Кавалергардского полка, корнет Евсей Степанович Горданов (1777-1859), принимал участие в убийстве Павла I в мартовскую ночь 1801 г.3

Другой прадед — известнейший в православном и придворном мире своего времени человек – Василий Борисович Бажанов (1800-1883), протопресвитер и член Святейшего Синода, духовник Их Императорских Величеств, главный священник Двора и гвардии, доктор богословия.

Бажанов Василий Борисович, архив ГПИБ4

Бажанов был не только духовником Николая I, но и законоучителем членов императорской семьи, в том числе будущих императоров Александра II и Александра III. Среди более чем 20 сочинений Бажанова — основанные на составленных им курсах Закона Божия и христианского поведения для наследника престола великого князя Александра Николаевича книги "О вере и жизни христианской"(6-е изд. 1884), "Об обязанностях христианина" (1839 г.), а также слова и речи нравоучительного содержания, адресованные детям и юношеству.

Дед В.В. Горданова – полковник Вячеслав Алексеевич Горданов (1829-1877)

Горданов В.А.

Горданов В.А.1

был женат на дочери В.Б. Бажанова – Александре Васильевне (1841-1892).5

Горданова (урожденная Бажанова) А.В.

Горданова (урожд. Бажанова) Александра Васильевна1

В семье росли трое детей:

  1. дочь Александра (1864 г.р.)
  2. сын Алексей (1868 г.р.) 
  3. сын Вячеслав (1871 г.р.)

 

Александра вышла замуж за Ивана Яковлевича Коростовца, выдающегося дипломата, участника подписания Портсмутского мира.

Иван Яковлевич приходится племянником поэту К.К.Случевскому, сын которого Николай, так же закончил Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию в 1902 году.

Алексей, также выбрал военную стезю женился на Надежде Михайловне (урожд. Смоляк):

У них было пятеро детей - три дочери и два сына.

Младший сын, отец кинооператора Горданова В.В. — Горданов Вячеслав Вячеславович-старший (1871 г.р.) был штабс-ротмистром 46-го драгунского Переяславского Императора Александра III полка, исполнял должность начальника полковой учебной команды.

Горданов В.В.- старший, архив Филатовой Н.М.

Имел награды: Св. Станислава 3 ст., серебряная медаль в память царствования Императора Александра III.2

Мама — Елена Авакумовна (урожд. Векилова), армянка по происхождению, была дочерью полковника:

Родители позднее разошлись и Вячеслав жил с мамой в Царском Селе, куда они переехали из Пелешей.

Октябрьский переворот 1917 года рабросал по разным странам семью Гордановых. Александра Вячеславовна Горданова-Коростовец оказалась вместе с мужем-дипломатом и детьми в эмиграции, ее братья и племянники остались в России.

 

Сын В.В. Горданова-старшего и Е.А. Векиловой — Вячеслав, заканчивал б. Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназии в 1919 году, когда она уже стала I Трудовой Единой Детскосельской трудовой школой. В советские годы, на которые пришлась вся взрослая жизнь Горданова, дворянское происхождение, как и полученное при царском режиме образование, были не в почете.

Неудивительно, что в автобиографической книге «Записки кинооператора»6 Вячеслав Вячеславович ничего не говорит о своем происхождении. Он лишь вскользь упоминает о своей учёбе в одном из лучших учебных заведений царской России. Но именно своей семье и гимназии он обязан высокому уровню культуры, который помог ему стать одним из лучших кинооператоров советской России.

 

В.Горданов в юности, архив Филатовой Н.М.

 

Благодаря прекрасной домашней библиотеке, заложенной еще его дедом, он с ранних лет приобщился к чтению. На всю жизнь В. Горданов сохранил привитую с детства любовь к классической музыке, регулярно посещал концерты, совсем маленьким слушал Шопена и Чайковского, позже Скрябина и Рахманинова. Большой культурой и вкусом, во многом, он был обязан своей матери7, поддерживавшей сына во всех его начинаниях.

Горданов В.В.-гимназист, архив Филатовой Н.М.

Знание поэзии, литературы, языков и основ оптики, пригодившиеся Вячеславу в выбранном деле, он приобрел в Николаевской гимназии. В семейном архиве сохранился очень редкий документ — квитанция об оплате Гордановым Вячеславом учебы в гимназии за 1 полугодие 1912 года, который говорит о том, что в гимназии Вячеслав учился, как минимум, с первого класса. Любопытно, что его фамилия в квитанции написана с ошибкой:

 

В 1920-е годы, в разговоре с художественным руководителем Ленфильма А.И. Пиотровским, В. Горданов с чувством благодарности вспоминал преподавателя гимназии Петра Аполлоновича Сидорова, который читал им «Феонида из Мегары» в своем переводе и даже под скрипку; Александра Александровича Бородина, который был руководителем их класса, а до этого учился в той же гимназии у И.Ф.Анненского. Наряду с Блоком, Тютчевым, Лермонтовым и Пушкиным, Анненский был любимым поэтом Горданова.

Встретившийся с Вячеславом Вячеславовичем в начале 1930-х музыкант Л. Арнштам вспоминал8

"Я познакомился с ним в самом начале 30-х годов, на симфоническом концерте ленинградской филармонии. Конечно, мы встречались и до этого, и чуть ли не каждодневно в коридорах «Ленфильма», где я тогда только-только начинал свою кинематографическую жизнь как музыкант. И я уже знал что этот высокий молодой человек с округло мягкими очертаниями лица, почитается, так же как и его друг Андрей Москвин, новатором в операторском искусстве.

Случайно оказавшись рядом, мы ушли и после концерта и долго бродили по городу. Вячеслав Гарданов был совсем не дилетантом в музыке. Его знания и тонкость его немногословных суждений удивили меня, профессионала-музыканта. Чуть позже я поразился его памяти на стихи. Только человек, совершенно преданный поэзии, мог помнить такое количество строк целых стихотворений…

А потом я узнал в нем знатока живописи и графики, прекрасного гида по любым музеям Ленинграда и по самому городу, красотою которого мы были одержимы с детства. Незаметно Граданов со свойственной ему деликатностью стал посвящать меня и в некоторые «секреты» своей профессии он не вдавался в технические подробности, но его ненавязчивые, как бы случайные уроки открыли мне профану, истинную поэзию работы оператора, от которой зависел и засвисит, в сущности, всегда конечный результат того, что нам зримо на экране."

Выбор профессии Вячеславом, во многом, предопределили его увлечение фотографией и дружба с Андреем Москвиным, его соучеником по Николаевской гимназии, ставшим, как и В. В. Горданов, ведущим представителем «ленинградской операторской школы». 

Летом 1922 года, после демобилизации из армии, Вячеслав возвратился в родной город, ставший к тому времени, не Царским, а Детским Селом. Однажды, после прогулки по паркам, он решил зайти в дом к жившему на улице Малой другу Андрею. С собой у него был старый фотоаппарат «Кодак», и он снял в лучах заходящего солнца сидевшего с книгой у окна Москвина. Проявленный отпечаток поразил друзей новым видением натуры: «Свет выхватывал из темноты лицо, скользил по книге и по спинке кресла, все остальное уходило в глубокую тень». Снимок приоткрыл перед ними мир фотоискусства, значение света, подвигнул к новым поискам, которые впоследствии назовут периодом «романтической фотографии» на их творческом пути.

В. Горданов, 1923 год9

Увлечение фотографией стало причиной поступления Горданова на кинотехническое отделение Фототехнического института, позже переименованного в Ленинградский кинофототехникум. Вячеслав Вячеславович вспоминал, что в первые годы обучения здание института не отапливалось и не убиралось, преподаватели не получали зарплату, занятия велись нерегулярно, не было фото– и кинооборудования. Образование в техникуме в 20-е годы зависело, в основным, от инициатив самих студентов. Знания приобретались из редких бесед с профессорами, сведений из той литературы, которую смогли достать, собственных поисков и практики на кинофабрике на последнем курсе.Закончил он кинофототехникум в 1928 году.

Однако энтузиазм молодости и целеустремленность помогли Горданову добиться поставленной цели: в 1929 году на экраны вышел первый фильм, в заглавных титрах которого стояли слова «оператор В. Горданов». Это был фильм режиссера В. М. Петрова «Адрес Ленина», поставленный им на кинофабрике «Совкино». Творческая биография оператора начинается, как правило, с освоения опыта учителей и старших товарищей. Молодой оператор работает на нескольких фильмах ассистентом. В его первых самостоятельных работах обычно заметны следы чужих влияний. Постепенно укрепляется профессиональное мастерство, вырабатывается свой собственный стиль. Зрелость приходит не сразу. У Горданова этот процесс прошел удивительно быстро. Ассистентского стажа у него не было — придя на киностудию в 1928 году, он сразу стал снимать «Адрес Ленина».10

Вместе с Петровым, художником Н. Г. Суворовым и другими участниками творческой группы Вячеслав Вячеславович снял также фильмы «Фриц Бауэр» (1930), «Плотина» (1931), «Беглец» (1932). 

Второй фильм Горданова — «Фриц Бауэр» — художественный руководитель «Ленфильма» А.И Пиотровский назвал, вместе с «Новым Вавилоном» А.И Москвина и «Золотыми горами» Ж. Мартова, вершиной первого периода развития ленинградской операторской школы. Искусствоведы говорят об операторской работе Горданова над этим фильмом как об «экспрессионисткой», близкой к изобразительным приемам немецких художников–экспрессионистов 20-х годов, хотя создатели фильма в то время с образцами современного немецкого изобразительного искусства практически не были знакомы и открывали новые художественные приемы самостоятельно (контрастное освещение световыми пятнами, крупные портретные планы).

Снятые Гордановым фильмы – «Гроза» с А. Тарасовой в роли Катерины (1934) и «Петр Первый» с Н. Симоновым и Н. Черкасовым в главных ролях (1937), вошли в золотой советской кинематографии, во многом благодаря его выдающейся операторской работе.

кадр В.В.Горданова во время съемок фильма «Петр I». На снимке актеры Н.Симонов в роли Петра I и М.Жаров в роли Меншикова. Архив Филатовой Н.М.

Прежде, чем начать работу над фильмом, он внимательно изучал не только относящееся ко времени и содержанию картины изобразительные материалы (живопись и графику), но и стихи, прозу и музыку «совпадавшими своим содержанием и настроением с нашей работой». Горданов должен был картину сперва «услышать и только потом увидеть».

Так цикл стихов Вс. Рождественского (также ученика Николаевской гимназии) «Германия» помог ему увидеть зрительные образы фильма «Фриц Бауэр», образы для фильма «Гроза» он находил в картинах Кустодиева11

Переходной для Горданова работой является фильм «Беглец», — первая звуковая картина, над которой работала группа. В «Беглеце» уже явственно видно стремление Горданова пересмотреть арсенал своих изобразительных средств. В этой работе Горданов отходит от своей излюбленной манеры фееричного разбрасывания пятен света, от эффектных светотеневых построений, от сгущенной тонально… Фильм был поставлен в 1932 году и явился одним из первых звуковых фильмов в нашей кинематографии.

Беглец (1932), реж. Владимир Петров. На съемочной площадке. В.В. Горданов -первый справа в верхнем ряду

В 1933–1935 гг. В. В. Горданов вел педагогическую работу в Институте киноинженеров, в 1935–1938 гг. руководил операторской мастерской «Ленфильма», в предвоенные годы экспериментировал в области цветового кино, а за три дня до начала Великой отечественной войны закончил съемку фильма «Маскарад» по драме Лермонтова.

В ранних фильмах осваивал приёмы острой пластической выразительности. Позднее достиг изобразительной остроты композиции кадра (глубокая насыщенность тона, напряжённость контрастов), получившей точное драматическое и психологическое обоснование. Своеобразный темпераментный почерк оператора, склонность к тонкому изобразителному подтексту отличают его последующие работы. Мастер экспериментировал также в области цветного кино (фильм «Цветовое ревю», 1940).

В 1942—1944 годах Вячеслав Горданов фронтовой кинооператор, снял художественный фильм «Варежки» и документальный «Ладога».

Во время блокады он познакомился со своей будущей женой. Воспоминания об этом оставила Рашель Мильман, рассказ которой записал Яков Бутовский13: "… она (Рашель-прим. сост.) один раз в жизни была свахой. С оператором Вячеславом Гордановым (домашнее имя— Вяча) она работала на «Варежках». Иногда он заходил к ней - чтобы как- то отвлечься от постоянного одиночества и чувства голода, они играли на пианино в четыре руки. Горданову около сорока, он не женат, и Рашель решила, что ему подойдет Муся - Маргарита Лазаревна Мухаринская, адвокат, с которой она познакомилась у Рыбаковых. На какой-то праздник она позвала Мусю, Вячу, Леночку Рывину, которая привела Олю Берггольц, еще кого-то. Все принесли свои пайки, где-то достали спирт… Рашель засмеялась: «Сплошной девичник… Все толстые от одежды в десять слоев, и Вяча—длинный, тощий… Я его посадила… Ну, чтоб он был между мной и Мусей… Он пошел ее провожать. И с того дня они… в общем, они стали мужем и женой...»

Горданов В.В. с женой Маргаритой Лазаревной Мухаринской, архив Филатовой Н.М.

В 1950 году В.В. Горданов был награжден Сталинской премией за работу над фильмом «Академик Иван Павлов» (1949), ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. Но по прежнему любил "романтическую фитографию"

художественное фото В.В. Горданова. Портрет жены М.Л. Мухаринской, архив Филатовой Н.М.

Но методы «романтической фотографии» оказались несовместимыми с принятым в то время академическим стилем, и В. Горданов перешел в цех комбинированных съемок. 

Его любили и уважали коллеги. На один из юбилеев они подготовили ему в подарок рукописный журнал "Горданиана", в котором были и такие строки:

Он во всём без хвастовства 
Был примером мастерства: 
Он знаком как оператор,
Как начальник, комбинатор,
Созидатель, председатель,
Как фотограф, как создатель,
Как исследователь… но
Ждём мы книгу от него!
 

Альбом, подготовленный к юбилею В.В. Горданова коллегами-кинематографистами, архив Филатовой Н.М.

 

И сегодня фильмы одного из лучших советских кинооператоров, выпускника Николаевской гимназии В. В. Горданова, служат для новых поколений деятелей киноискусства примером успешного применения новых изобразительных приемов, умения передавать свои мысли с помощью пластики кадра.

Последние годы своей жизни он провел в Доме ветеранов кино в Москве. Умер В.В. Горданов 18 ноября 1983 года. Похоронен на Охтинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Дедушка и бабушка В.В. Горданова похоронены рядом с другими членами семьи Гордановых на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.


Работы В.В. Горданова:

  • 1929 Адрес Ленина
  • 1930 Фриц Бауэр
  • 1931 Плотина
  • 1932 Беглец
  • 1932 Для вас найдется работа совм. с В. Яковлевым
  • 1933 Гроза
  • 1937 Петр Первый (1-я серия) совм. с В. Яковлевым
  • 1940 Осень совм. с М. Магидом
  • 1941 Маскарад
  • 1942 Варежки
  • 1946 Во имя жизни
  • 1949 Академик Иван Павлов (совм. с М. Магидом, Л. Сокольским, Е. Кирпичевым)
  • 1952 Кемери


Премии:

  • 1950 Сталинская премия I степени (1949  Академик Иван Павлов)

 

В 1973 году в Ленинграде, издательство "Искусство" вышла книга "Кинооператор Вячеслав Горданов". Книга состоит из двух частей: воспоминаний заслуженного деятеля искусств РСФСР В. В. Горданова «Записки кинооператора» и очерка Я. Л. Бутовского «От романтической фотографии к поэтическому кино». Монографический очерк Я.Л. Бутовского анализирует творческий путь В. В. Горданова, особенности его операторского почерка. 

          

Ныне в Москве проживают многочисленные потомки двоюродных братьев кинооператора – брата Вячеслава (в том числе Лариса Вячеславовна Горданова (р.1925), опекавшая своего двоюродного дядю в последние годы его жизни в Москве в Доме ветеранов кино), брата Алексея, а также сестры Ларисы (сестры Ольга и Мария, единственные в 80-е гг. помнившие детское уменьшительное имя Вячеслава Вячеславовича – Чурик, остались бездетными). Среди последних– кандидат исторических наук, автор многочисленных публикаций по истории XIX в. – Наталия Филатова. В ее семье сохранились фотографии предков, выполненные в конце XIX – начале XX вв.

Около девяти десятилетий cемья Гордановых почти ничего не знала о судьбе семьи И.Я. Коростовца. И только недавно такая «встреча» состоялась, благодаря знакомству Наталии Маратовны Филатовой с автором книги о роде Случевских-Коростовец, Ириной Евгеньевной Иванченко.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники и примечания:

  1. Сведения о роде Гордановых приведены по сведениям внучатой племянницы В. В. Горданова Натальи Маратовны Филатовой.
  2. РГВИА, фонд 409, опись 2, дело 26013, п/с 317-991
  3. О Евсее Горданове см.: Панчулидзев С.А. Сборник биографий кавалергардов. 1762-1801. По случаю столетнего юбилея Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы мари Федоровны полка. Т.2. СПб., 1904. С.405-406.; Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне. Лондон, 1859-1861. Т.2. (Репринтное издание: М., 1971). С. 48-51.
  4. ГПИБ, Издание портретов. Т. 1: 100 портретов. — 1865. — [10] с., 100 л. портр., 124 с.
  5. Подробнее о Бажанове В.Б.: Оржеховский И. В., Теплова В. А. Бажанов Василий Борисович // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 4. — С. 255-256. — ISBN 5-89572-009-9.
  6. Кинооператор Вячеслав Горданов. Л.: Искусство, 1973. Книга состоит из двух частей: автобиографических заметок В. В. Горданова «Записки кинооператора» и очерка Я. Л. Бутовского «От романтической фотографии к поэтическому кино».  
  7. В 1928 году Елена Авакумовна заболела тяжелым нервным недугом. «Ее болезнь отложила неизгладимый горестный отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь», – писал В. В. Горданов.
  8. Арнштам Л. Мастер // Советский экран. 1974. № 1.
  9. "Отечество нам Царское Село". Сборник исследовательских работ участников городской историко-краеведческой конференции сборников 27.02.2010 г., посвященной 300-летию Царского Села, стр.139
  10. Бутовский Я. Кинооператор Вячеслав Горданов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения // Л.: Институт искусств. 1973.
  11. ГАРДАНОВ В. Воздух искусства // Искусство кино. 1962. № 12
  12. Энциклопедия отечественноо кино
  13. Бутовский Я. Л. Рашель // Киноведческие записки. 2008-2009. № 89-90.
 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 1321 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!