Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Крюденер-Струве Борис Александрович (1897-1947)

барон, выпускник Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1915 года (серебряная медаль), советский музыковед, виолончелист, доктор искусствоведения.

Фотоальбом Крюденер-Струве

 

Борис Александрович Крюденер-Струве — лютеранин, родился 19 февраля (3 марта) 1897 в селе Боброво близ Коломны Московской губернии1 в семье дворянина, барона Александра Амандовича Крюденера-Струве, пасынка выдающегося инженера Аманда Струве, депутата Государственной Думы:

 

Крюденер-Струве Александр АмандовичПлакат "Члены Государственной думы" Портреты. Первый созыв, 1906-1911 г.5

 

В Боброве 2 сентября 1863 года военным инженером Амандом Егоровичем Струве был основан Машиностроительный завод, один из старейших машиностроительных заводов в России.

Творческая атмосфера семьи будущего музыканта, проникнутая духом литературы, науки и искусства, стала важной предпосылкой в определении его ранних музыкальных предпочтений и серьезных успехов в музыкальных занятиях.2

Среднее образование Борис Александрович получил в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, в которую он поступил в 1913 году в 7 класс и закончил в 1915 году с серебряной медалью.1

Музыкальное образование получил:

  1. по своей основной специальности (виолончель) — у проф. Лейссена (1911–1913) (Швейцария), Пиорковского (1915–1918) и проф.Е. В. Вольф-Израэля (1918–1922);
  2. по фортепиано и теоретическим дисциплинам — у проф. Гейма (Швейцария).3

 

 

Борис Александрович Струве2

 

Несмотря на серьезные занятия музыкой, по окончании гимназии в 1915 году Б.А. Струве поступает в Петроградский университет на отделение естественных наук, а спустя год уходит из университета в Императорскую Военно-медицинскую академию. Естественнонаучное образование, несомненно, способствовало выработке у него строгого научного мышления. Знания физиологии и анатомии, полученные в годы учебы, впоследствии отразились в трудах, связанных с анализом явлений игрового процесса.4 ВМА он также не заканчивает, проучившись там до 3 курса.

Поиски сферы деятельности завершаются к двадцати годам выбором пути профессионального музыканта-виолончелиста.

С 1922 года начал концертную деятельность, давал концерты в государственной академической капелле в Ленинграде. Тогда же начал и педагогическую деятельность в студи им. Лилиной в Ленинграде.

Переломным моментом в жизни Б.А. Струве стал 1925 год, ознаменованный началом его научной деятельности. Этому способствовали жизненные обстоятельства: с одной стороны, начавшаяся в 1920 году педагогическая работа благоприятствовала его обращению к научно-методическим исследованиям, с другой стороны, прогрессирующая болезнь руки, вследствие которой он вынужден был ограничить исполнительство и сосредоточиться на педагогике, отдав ей все силы и любовь к искусству.4

С 1931 г. преподавал историю и теорию смычково-струнного исполнительства в Ленинградской консерватории, с 1935 г. профессор.

Интересный документ в его деле:

27/х 35 г.
Председателю Ленсовета
тов. Кодацкому, Ивану Федоровичу.

Несмотря на наше двукратное ходатайство перед жилищным управлением Ленсовета от 8 сентября и 15 октября с. г. за № 2288 о предоставлении профессору Струве-Крюденер Б. А. квартиры, таковая по сей день (прошло 2 месяца) ему не предоставлена.

… В целях нормального течения учебного сезона, просим оказать всемерное содействие в срочном предоставлении проф. Струве-Крюденер и его семье квартиры,  которой он лишился в связи с[недоразумением происшедшим с его высылкой] административным выселением его из Ленинграда. Ныне т. Струве-Крюденер возвращен по распоряжению НКВД обратно на место своей основной работы.3

 

Тогда он был выслан в Саратов.

В 1940 году он становится доктором искусствоведения.

Б. А. Струве преподавал в Ленинградской консерватории с 1931 по 1947 годы. Он создал два новых курса: «История смычкового искусства» и «Научные основы смычково-струнной техники», которые читал в консерватории и музыкальных техникумах.

С 1939 года руководил в Ленинградской консерватории кафедрой истории и теории игры на смычковых инструментах, созданной по его же инициативе. В архиве Консерватории сохранилось дело Струве Б.А. с многочисленными документами. (Д. 214)3

Учениками Струве были И. П. Благовещенский, Н. И. Васильев, Л. С. Гинзбург, Л. Н. Раабен.

В годы эвакуации Ленинградской консерватории, в Ташкенте, Струве занимался изучением узбекской музыкальной культуры; в 1944 году правительство Узбекской ССР наградило его почетной грамотой.

В личном деле музыканта сохранилась его переписка во время эвакуации, в которой, в частности, говорится: "Общий Отдел Исполкома Кировского Райсовета депутатов трудящихся, получив Ваше заявление по вопросу сохранности квартиры и вещей, оставленных в квартире, ранее занимаемой Вами, по ул. Стачек, д. 43, кв. 22, сообщает, что квартира опечатана. На все вещи, находящиесяв ней — имеется акт".3

Положения, выдвинутые в методических работах Струве, до сих пор актуальны. Музыкант стремился к научному объяснению явлений игрового процесса, анализу их с точки зрения физиологии. Это удавалось Струве в силу того, что его деятельность в сфере музыкально го исполнительства подкреплялась медицинским образованием.

Струве внес значительный вклад в отечественное инструментоведение. Он разработал научную классификацию струнных инструментов, исследовал закономерности исторического развития музыкальных инструментов, выявил факторы, влияющие на их эволюцию. 

Сочинения:

  1. Научные основы игры на смычковых инструментах и значение этой дисциплины для смычковой педагогики, Л., 1926;
  2. Вибрация на струнных инструментах (преимущественно на виолончели), Л., 1926;
  3. Типовые формы постановки рук у инструменталистов. Смычковая группа, М.-Л., 1932;
  4. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах, Л., 1933;
  5. Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов, Л., 1935;
  6. Виола помпоза И. С. Баха в связи с проблемой изобретательства в истории музыкальных инструментов, "СМ", 1935, No 9;
  7. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов, Л., 1937, М., 1952;
  8. Очерки по истории смычковых инструментов, Л., 1938;
  9. Предыстория скрипки и виолы, Л., 1939;
  10. Пьер Гавинье как скрипач-исполнитель и педагог, в кн.: Очерки по истории и теории музыки. Сб. научных трудов и материалов Государственного научно-исследовательского института театра и музыки, (т. 2), Л., 1940;
  11. Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

 

Научное наследие Б.А. Струве представляет первый этап обобщения и систематизации знания в области смычкового исполнительства и инструментоведения в России первой половины ХХ века5.

Умер Борис Александрович Струве 29 апреля 1947 в Ленинграде. Похоронен на Красненьком кладбище. Около 2010 года надгробная плита была разбита и выброшена на свалку. Могила (на 2011 год) никаким надгробием не отмечена.6

 

 

В 2014 году в Санкт-Петербурге, в издательстве "Композитор" вышла монография о Борисе Александровиче Струве2

 

 

Настоящая монография — первое исследование, посвященное жизни и творчеству выдающегося музыковеда, виолончелиста, создателя курса «История смычкового искусства», доктора искусствоведения, профессора Ленинградской консерватории Бориса Александровича Струве. На основании ранее неизученных архивных источников реконструирована научная биография ученого. Обобщены и систематизированы результаты его научной и педагогической деятельности, что позволило выявить не только круг проблем и вопросов, не утративших своего значения сегодня, но и те стороны творчества музыковеда, которые остались без внимания в науке. В Приложениях впервые опубликованы уникальные ма­териалы: фотографии, афиши концертов и документы из семейного архива Б. А. Струве. 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. ЦГИА Ф. 139 Оп. 1 Д. 15034  1915-1916. Л. 62-70 Сведения о выпускниках ИНЦГ 1915 года
  2. А.В. Устюгова "Научное наследие Бориса Александровича Струве." Монография. СПб: Композитр, 2014.-208 с., ил.
  3. Р. Смольянинова, О. Филипенкова. Документы из личного дела Б. А. Струве Б.А. Струве в Консерватории СПб
  4. Устюгова А.В. Диссертация Научное наследие Бориса Александровича Струве
  5. Статья в Википеди о Крюднере Струве А.А.
  6. Некрополь Санкт-Петербруга
Рейтинг: +1 Голосов: 1 1590 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!