Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Мор Яков Георгиевич (1840—1914)

действительный статский советник, филолог, педагог, директор Царскосельской Императорской Николаевской гимназии с 1906 по 1914 год.1

Фотоальбом Я.Г. Мора

 

2 января 1906 года, на основании предписания управляющего петербургским учебным округом, И. Ф. Анненский сдал Николаевскую гимназию, назначенному на его место Якову Георгиевичу Мору.

В 1893 году Анненский: сменил Мора на посту директора 8-й петербургской гимназии — через 13 лет произошла обратная замена.

 

Я.Г.Мор образование получил в Юрьевской учительской семинарии, потом окончил курс в Юрьевском университете на филологическом факультете. 

Педагогическую деятельность начал 20 ноября 1863 года в Брест-Литовске учителем греческого языка в Витебской гимназии.

Затем учительствовал в Витебской гнмназии, в 1873 г. был назначен преподавателем древних языков в VI Спб. Гимназии. В 1874 г. ему было поручено открыть 5 прогимназию, впоследствии преобразованную в 8 гимназию, где он состоял директором до 1893 г., когда был назначен окружным инспектором С.-Петербургского учебного округа. На посту директора его и сменил И.Ф. Анненский.

В 1890 году Я.Г. Мор получил чин действительного статского советника.

В бытность директором гимназии, Мор председательствовал в педагогическом совете Покровской женской гимназии. Должность окружного инспектора, администратноного характера, была тягостна для Я.Г. и в 1896 году он вновь вернулся к педагогической деятельности в качестве директора 6 Гимназии. Этой гимназией Я. Г. руководил до 1906 г., когда перешел директором в царскосельскую гимназию. 

 

Мор Я.Г. Книга упражнений по греческой этимологии / Сост. Я. Мор, дир. Спб. 6-й гимназии. — 3-е изд. испр. и значит. доп. — С.-Петербург: Изд. К. Л. Риккера, 1897. — 242 с. 

 

Будучи окружным инспектором, он был назначен членом Ученого Комитета Министерства Народного Просвещения и членом попечительного совета Высших женских курсов в С.-Петербурге. В течение своей педагогической деятельности Я. Г. принимал деятельное участие в комиссии по преподаванию военной гимнастики в наших гимназиях, в комиссиях по исследованию нового способа освещения классных помещений и по пересмотру учебных планов, программ и правил об испытаниях в гимназиях и прогимназиях, в Высочайше учрежденных комиссиях в 1900 и в 1902 гг. по преобразование средней школы и др. 

Кроме того на Я. Г. возлагались неоднократно ответственные поручения ревизионного характера (ревизия Псковской гимназии в 1894 г. и др.).

Во время всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде Я. Г. за поучительные диаграммы и таблицы по С.-Петербургскому Учебному Округу получил диплом II разряда. 

В 1898 г. он командирован делегатом от России на Бельгйский конгресс школьной гимнастики.

Участвуя в комиссиях по преобразованию средней школы, Я. Г. был также председателем комиссии по пересмотру положения о женских гимназиях (1903 г.), о педагогической подготовки учителей средних школ (1908 г.) и по пересмотру положений и правил о родительских комитетах при средних учебных заведениях (1908 г.).

В Обществе Классической филологии и педагогии он принимал деятельное участие в течние многих лет. Им было составлено несколько учебников по греческому языку, изданы брошюры педагогического содержания: об обременении учеников гимназии, о материальном положении преподавателей средней школы, о физическом воспитании и пр., а также напечатано в разных журналах множество статей критического характера.3

Как и И. Ф. Анненский, Я. Г. Мор был филологом-эллинистом и даже составлял учебники по греческому языку, писал статьи и брошюры на педагогические темы, но по своим воззрениям на педагогическую деятельность был полной противоположностью своему предшественнику.

По-видимому, это был педагог-практик с узким кругозором (В. Кривич язвительно замечал, что Мор путал Некрасова с Добролюбовым), но большим практическим опытом и хорошими административными способностями.4

В воспоминаниях большинства современников он предстает реакционером и душителем свобод, ставившим во главу угла порядок, букву инструкций, чистоту и занятия гимнастикой.

«При его появлении все замерзало. Холодом и жутью пронизывало всех — от служителя и приготовишки до учителя и великовозрастного гимназиста. В легких шевровых сапожках без каблуков, в чистеньком мундире с звездой, неслышно выходил из своего кабинета тихий и страшный старичок с ледяными глазами. Это был Мор, директор гимназии, преемник Иннокентия Анненского», — вспоминал Николай Оцуп.

«… безжалостного к ученикам и формально, "по-начальнически" державшего себя с учителями, ставившего чуть не в центр гимназического образования гимнастику на приборах и в результате заслужившего за всю многолетнюю жизнь только боязнь и дружную нелюбовь и педагогического, и ученического состава», — представлял Я. Г. Мора В. И. Кривич.4

 

Вскоре после прихода Мора из гимназии были удалены два приглашенных Анненским и любимых учениками преподавателя: учитель русского языка В. И. Орлов и преподаватель математики И. М. Травчетов. Позднее из гимназии был переведен законоучитель протоирей А. В. Рождественский, как не обеспечивший надежного духовного надзора над учениками.

Нового директора встретили в штыки и ученики, и их родители. 7 июля 1906 года в газете "Царскосельская речь" появилась статья "Служителя и Мор"5, в которой возмущенные жители Царского Села писали, не стесняясь в выражениях, о самодурстве директора Мора, запретившего выпускать на гимназический двор и ул. Малую детей служителей, о беспричинных увольнениях служащих гимназии и пр.  

" <...> это не начальник, он кровопиец внутри гимназии и около нее стоят стоят стражники из состава служителей по 6 час. в сутки без смены. 

Господи неужели у нас в России нет умных и добрых людей перед которым мог человек бы объясниться и неужели нет, кроме этого сумасшедшего Мора. Господи, неужели этот Мор имеет душу, а эти служащие люди разве без души.." 

 

В заключении статьи авторы взывают к предыдущему директору Иннокентию Федоровичу Анненскому: "<...>  где-же наш дорогой Иннокентий Федорович г. Анненский, наш отец родной будь ты за нас защитник и заступник навсегда."

Тогда же всплывает и скандальная история с растратой средств пансиона гимназии. Много лет должность бухгалтера и эконома гимназии занимал некто Козьмин Л.Г., который был также смотрителем здания гимназии и бухгалтером. В РГАЛИ хранится «Письмо учеников Николаевской гимназии товарищу министру народного просвещения М.П. Герасимову о закрытии пансиона для учащихся из-за долгов директора Мора и воровства эконома Кузьмина».6

В 1906 году из-за «крайне неудовлетворительного гигиенического состояния» пансион был закрыт, а освободившиеся помещения были приспособлены под учебные кабинеты и квартиры служащих гимназии.

Однако, даже критики Мора отмечали, что с его приходом гимназия, пусть внешне, но преобразилась в лучшую сторону: были наведены образцовые чистота, порядок и дисциплина; появились новенькие светлые парты, озонирующие воздух елочки в вазонах и растения на классных окнах.

"Когда, уже осенью, гимназия опять открыла свои двери, вернувшиеся в свою Alma Mater ученики были ошарашены ожидавшими их переменами. Коридоры и классы были чисто выбелены и увешаны географическими картами, гербариями, коллекциями бабочек. В застекленных шкафах ласкали взор чучела фазанов и хорьков, раскрашенные гипсовые головы зулусов и малайцев. В классах стояли новенькие светлые парты и озонирующие воздух елочки в вазонах. Полусумасшедший Мариан Генрихович, невоздержанный отец дьякон и слишком соблазнительная француженка — бесследно исчезли. Исчезли и усатые второгодники. Но не было больше и Анненского. Великая реформа явилась делом рук нового директора, Якова Георгиевича Мора, маленького, сухонького, строгого, но умного и толкового старика. Он привел с собою плеяду молодых, способных учителей, навел чистоту, порядок. Гимназия приняла благообразный вид.

Мор, фазаньи чучела, головы краснокожих, елочки в вазонах — все это произвело на молодые души потрясающее впечатление. Все приумолкли, присмирели, стали прилежнее учиться Моор проходил по коридорам деловитым шагом, опустив голову, внимательно глядя себе под ноги. Гимназисты, стоя рядком у стен, почтительно расшаркивались. Если кто приходил в гимназию в неряшливом виде, Моор подзывал его к кафедре и, подняв палец, стыдил перед всем классом, повышая на каждом слове свой тоненький голосок: "И это есть ученик Императорской Николаевской Царской Гимназии!!

Его не любили, но боялись и слушались. Гимназия стала на хорошем счету. Появились в ней сыновья графа Гудовича, лейб-медика Боткина, свитских генералов. Казалось, "подметено" было в стенах Царскосельской Гимназии так, что и пушинки прошлого не осталось. Но, — странное дело, — ни Моор, ни педагоги, ни штукатурщики, ни озонирующие воздух елочки не выветрили из этих стен духа той высокой поэзии, которая в них переночевала."-писал о Море Д. Кленовский7

 

Страшным старичком с ледяными глазами описывает Мора выпускник гимназии 1914 года,  поэт Николай Оцуп : 

"В коридорах изредка появлялся маленький опрятный старичок с яйцевидной лысой головой и ледяными глазами почти без ресниц. При его появлении все замерзало. Холодом и жутью пронизывало всех— от служителя и приготовишки до учителя и великовозрастного гимназиста. В легких шевровых сапожках без каблуков,  в чистеньком мундире с звездой, неслышно выходил из своего кабинета тихий и страшный старичок с ледяными глазами. 

Это был Мор, директор гимназии, преемник Иннокентия Анненского. 

Еще два года назад при Анненском в классах устраивались митинги, гимназисты распивали водку под партами, издевались над учителями, и умнейший русский лирик должен был, чуть-чуть шепелявя и вызывая этим насмешки учеников, просить и убеждать их, без всякого успеха, конечно.

Времена резко изменились. Гимназию ведено было подтянуть, Анненского убрали и на его место назначили Мора. Этот никого не просил и не убеждал, но все от мала до велика сжались и присмирели."8

 

Несмотря на строгости, введенные Я. Г. Мором, по-прежнему, проходили музыкальные и литературные вечера, ставились самодеятельные спектакли, издавался литературный журнал, а в марте 1906 года в рекреационном здании гимназии была вывешена географическая карта, где черной рамкой был обведен остров Березань — место расстрела руководителя крейсера «Очаков» П. П. Шмидта.

Любимым детищем Якова Георгиевича была гимнастика, приучавшая учеников к милым его сердцу организованности и порядку. Неудивительно, что одним из наиболее запоминающихся событий за время его директорства, стал гимнастический праздник, состоявшийся 9 мая 1910 года на площадке во дворе гимназии.

«Под звуки военной музыки гимнасты прошли церемониальным маршем, затем образовали группу в количестве 100 человек и показали вольные упражнения. <...> Далее проходили упражнения на аппаратах: ученики старших классов прыгали через кобылу и козлы и показывали искусство ловкости на параллельных брусьях. Ученики же младших классов упражнялись на качелях и в прыганьи в вышину. Праздник закончился пением национального гимна».

 

В ЦГИА СПб хранится отчет о поездке директора гимназии и преподавателя гимнастики Николаевской гимназии в 1910 году в Берлин для ознакомления с методом преподавания.11

Таковы вехи 8-летнего руководства гимназией сурового Якова Георгиевича Мора. В памяти учеников суровый Яков Георгиевич остался, как сумевший навести в гимназии образцовый порядок и дисциплину, но не завоевавший любви и уважения учеников. И если сейчас где-либо и упоминается его фамилия, то лишь как антипод И.Ф.Анненского, своего предшественника на директорском посту.

07 декабря (24 ноября) 1913 года, согласно фотографии помещенной в газете "Петербургский листок"13, Я.Г.Мор отметил 50-летие своей профессиональной деятельности:

 

 

Немногим спустя, в 1914 году, Яков Георгиевич скончался в возрасте 74 лет2 

Сменил его на посту последний директор Императорской Николаевской Царскосельской гимназии (с 1914 по 1917 год) — историк, поэт, писатель и педагог Константин Алексеевич Иванов.

 

Награды Я.Г. Мора:

  1. Св. Анны 3-й ст. (1872)
  2. Св. Станислава 2-й ст. (1875)
  3. Св. Анны 2-й ст. (1878)
  4. Св. Владимира 1-й ст. (1883)
  5. Св. Владимира 3-й ст. (1887)
  6. Св. Станислава 1-й ст. (1898) 

 

Труды Я.Г. Мора:

  1. Книга упражнений по греческой этимологии [Текст] / сост. Я. Мор, директор СПб. 8 гимназии. ­ Изд. 4­ е, испр. ­ С.­Петербург: Издание автора, 1900. ­ X, 242 с. ; 22 см. — В содерж.: Упражнения; Грамматические правила; Греческо-русский словарь; Русско-греческий словарь.
  2. Им составлено несколько учебников по греческому языку,
  3. изданы брошюры педагогического содержания: об обременении учеников гимназии, о материальном положении преподавателей средней школы, о физическом воспитании и пр.,
  4. а также напечатано в разных журналах множество статей критического характера.12

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. ЦГИА Ф. 139 оп. 1-1 Д. 16420 Мор Яков директор Царскосельской гимназии
  2. ЦГИА Ф. 139 оп. 1-1 д. 16419. Мор Юлия вдова директора Царскосельской гимназии
  3. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. С. 23-25. Глава написана письмоводителем гимназии Козьминым. 
  4. В.Кривич (В.И.Анненский). Об Иннокентии Анненском. Страницы и строки воспоминаний сына //Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях.//Памятники культуры: Новые открытия. М., 1983. Ежегодник. М. «Наука». 
  5. Служителя и Мор // Царскосельская речь. 7 июля 1906 г., №12. 
  6. РГИА Ф. 1597, оп. 196 2 л Письмо учеников ЦС гимназии товарищу министра народного просвещения И.П. Герасимову о закрытии пансиона для учащихся из-за долгов директора Мора и воровства эконома Кузьмина 
  7. Дмитрий Кленовский. Поэты царскосельской гимназии.//Николай Гумилев в воспоминаниях современников. М.: "Вся Москва", 1990. С. 25-32.
  8. Николай Оцуп. Царское Село (Пушкин и Иннокентий Анненский).//Оцуп.Н. Океан времени: Стихотворения; Дневник в стихах. Статьи и воспоминания. 2-е изд. СПб.: Изд. «Logos» 1994. С. 501-511.
  9. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. СПб,: Изд-во Серебряный век, 2008. 150 с., ил.
  10. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  11. ЦГИА СПб. Фонд 139. Опись 1. Дело 12197
  12. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. С.25
  13. Фото опубликовано на сайте Starosti.ru
Рейтинг: +1 Голосов: 1 1531 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!