Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Полянский Иван Иванович (1872-1930)

коллежский асессор, чиновник особых поручений при МНП, педагог, популяризатор естествознания, организатор курсов для учителей естествознания в Паловске и Детском Селе в 1918-1930-х гг

Фотоальбом семьи Полянских


Иван Иванович Полянский родился в 1872 году в селе Мордове Рязанской губернии в многодетной семье сельского псалом­щика. Отец Ивана Ивановича безвозмездно занимался обучением детей мест­ных крестьян, за что снискал их уважение. От отца к детям перешло стремле­ние учиться и ценить знания.

Отец определил сына в Рязанскую духовную семинарию, которую Иван Иванович окончил в 1892 году первым учеником. В 1896 году поступа­ет в Санкт-Петербургскую Духовную академию на казенный счет. Учась в Духовной академии, у Ивана Ивановича, неожиданно проявляется ин­терес к естественным наукам, он много занимался химией и биологией. И это увлечение естественными науками определило всю дальнейшую судьбу Ивана Ивановича Полянского.

Окончив Духовную академию, он поступает в Петербургский университет на физико-математический фа­культет и в 1900 году оканчивает его с дипломом 1-й степени. По окон­чании университета И. И. Полянский был оставлен на кафедре зоологии у профессора В.М. Шимкевича и в будущем сделал успешную карьеру, получив звание профессора. Был прекрасным педагогом и чутким руково­дителем молодежи.

В 1900-х годах Иван Иванович преподавал в Пажеском Его Императорского Величества корпусе.

Он сумел добиться преподавания естествознания в младших классах духовной школы по программе, составленной им как членом Учёного комитета Святого Синода и по его руководству. Полянский преподавал методику преподавания естествознания в различных высших учебных заведениях, организовывал краткосрочные учительские курсы по всей России, был прекрасно известен и среди педагогов, и среди чиновничества.

В 1904 г. И. И. Полянский издал учебник природоведения для начальной школы «О трех царствах природы», в котором были реализованы взгляды педагога на начальное естественно-научное образование. В содержание начального естествознания Полянский ввел изучение неживой природы, ботаники и зоологии. Педагог указывал, что от изучения отдельных предметов природы дети должны переходить к изучению природных явлений, а затем – к выявлению причинно-следственных связей между ними. Учебник до революции выдержал 14 изданий!

Женат Иван Иванович был на Ксении Капитоновне Случевской (1877-1954), из известного в Петербурге рода Случевских. Со своим будущим мужем Ксения познакомилась, через своего родного дядю, поэта К. К. Случевского. Иван Иванович служил у К. К. Случевского в редакции газеты «Правительственный вестник» и отвечал за научно-просветительский отдел. Константин Константино­вич, увидев незаурядность молодого сотрудника, его энергичность, поря­дочность и воспитание вводит его в дом своего брата Капитона. Знакомство состоялось. Иван Иванович не мог остаться равнодушным к очарователь­ной Ксении, делает ей предложение, на которое она и ее родители дают согласие.

 

 

Иван Иванович Полянский и Ксения Капитовновна Случевская, 1900-е гг

 

Ксения была третьей и самой красивой дочерью в семье генерала Капитона Константиновича Случевского. С самого раннего детства отличалась необыкновенной живостью характера, дружелюбием, желани­ем быть в центре внимания. Окончила Дворянский Екатерининский институт, где много внимания уделяли изучению языков, музыке, театральному искусству, вышиванию и рисованию. По выходе из инсти­тута Ксения свободно владела французским и немецким языком и игрой на фортепиано. Но дальше продолжать образование не стала.

Высокая, статная, с копной пышных волос, широко распахнутыми глазами, чуть вздернутым носиком она нрави­лась мужчинам. Но воспитанная в семье, где чувство семьи, долг женщины и матери были священным, она, выйдя замуж, всю себя отда­ла заботе о муже и сыновьях, которые платили ей тем же.

После свадьбы Полян­ские жили в Сапнкт-Петербурге на Гагаринской улице. Они часто меняли квартиры, пока не оказались на Большом проспекте Петроградской стороны, в доме № 100, принадлежав­шем Кальмеперу. Ксения Капитоновна любила сама выбирать мебель, осветительные при­боры, шторы, всякие милые безделушки, украшавшие их быт. Их квартира всегда была обставлена хорошей красивой мебелью, в гостиной стоял рояль, стены украшали пейзажи Шильдера и Шульца. В кабинете Ивана Ивановича находился дубовый книжный шкаф с подни­мающимися и затем вдвигаемыми внутрь стеклянными дверцами — «штор­ками». Это шкаф был предметом гордости Ивана Ивановича и по наследству перешел к его внуку.

Семья Полянских была необыкновенно гостеприимной. В их доме было людно, весело, уютно, интересно. Ксения Капитоновна любила жить «на широкую ногу», средства мужа позволяли ей это. Здесь постоянно бывали и живали подолгу многочисленные родст­венники, как со стороны сестер, так и со стороны мужа. По воскресным дням устраивались обильные обеды, с многочисленными налив­ками собственного изготовления и всяческими домашними разно­солами.

Молодежь часто устраивала импровизиро­ванное чтение стихов. Читали входивших в моду поэтов Игоря Северянина, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта. Но осо­бенно любили Александра Блока, который был в то время кумиром всей молодежи. А после стихов звучала музыка, говорили о книгах, о театральных постановках. Сре­ди гостей дома Полянских можно было уви­деть знаменитых певцов, ученых биологов, известных музыкантов.

Из воспоминаний племянника Ксении Капитоновны, Игоря Александро­вича Бартенева: «В воскресные дни устраивались шахматные домашние турниры «Имени Чигорина». Нередко во второй половине дня в воскре­сенье — после обеда, мы, группой в несколько человек человек-папа, мама, Юра, Володя, дядя Маля (Измаил Владимирович Случевский — двоюродный брат мамы), его жена — красивая, высокая, пикантная шатенка, еще кто-то, совершали прогулку по Каменноостровскому проспекту «на Острова», т.е. на Каменный остров — через мосты, ведущие к Новой деревни, шли по набережной Малой Невки, мимо дачи Ольденбургского <...>. Это были приятные, спокойные прогулки»}3

Душой всех вечеров были Ксения Капитоновна и Иван Иванович Полянский. В доме Полянских всегда царили мир, согласие и любовь. 

У Полянских родилось двое сыновей - старший Юрий (Георгий) (1904-1993) и младший Владимир (1907-1959).

 

Ксения Капитоновна со старшим сыном Юрием, 1905 г. 

Братья Полянские, ок. 1909 г.

 

Иван Иванович был неутомим во всем, в работе, научных исследованиях, страсти к музыке, литературе, поэзии. Казалось, предчувствуя свою ран­нюю смерть, он спешил, спешил жить и успеть сделать, как можно боль­ше. Он оставил после себя большое литературное наследие, написал ряд учебников. Многие годы Иван Иванович работал над созданием методи­ческого пособия по ботаническим экскурсиям. В него он вложил не только свой огромный опыт, но и всю свою душу. 

За издание учебников и книги Иван Иванович получает солидный гонорар и на эти деньги в 1913 году в Туапсе покупает небольшую дачу, где летом отдыхала не только его семья, но съезжались все сестры Ксении Капитонов­ны Капитонов­ны со своими семьями. Но наслаждаться южной природой и пользоваться Они прожили там всего два летних сезона 1915 и 1916 годов, затем наступила революция, и больше семья Полянских там не бывала. Они даже не пытались узнать, что же сталось с ней. В семье Полянских боялись даже вспоминать свое «поместье». А то «народная власть» могла бы объявить их «помещиками», причислить к разряду «бывших» и пустить их в «расход».

В 1917 г. вышла в свет написанная Иваном Ивановичем  «Методика начального естествознания», в которой Полянский подчеркивает, что мето­дика естествознания базируется на науках о природе и прису­щих им методах научного исследования, а также на данных пе­дагогики и дидактики. Поэтому связь с науками о природе позволяет методике естествознания правильно переработать со­держание науки в учебный предмет, обеспечивая его научность и последовательность. Связь же с педагогикой и дидактикой обязывает ее привести содержание предмета в соответствие с уровнем развития учащихся начальной школы. Эта двойная связь обеспечивает правильное применение методов преподава­ния при изучении учащимися природы.

И. И. Полянский разъяснял, что преподавание естествозна­ния необходимо осуществлять исходя из познавательных про­цессов, происходящих в сознании школьников, т. е. мыслитель­ной деятельности. Ценным было указание на то, что в ходе обучения учащиеся должны развивать отвлеченное мышление, проникая в сущность и закономерные связи изучаемых явлений природы. Полянский предлагал вести уроки так, «чтобы дети становились в роли открывателей: сами бы наблюдали, сами бы говорили, что они видят, и сами бы при содействии учителя доходили до объяснений наблюдаемого, не узнавая предварительно из книги или со слов учителя. Это условие — основное с первых шагов изучения природы». Он указывал также, что от изучения предме­тов младшие школьники должны переходить к изучению яв­лений природы, а затем — к выполнению простых причинных связей между изученными предметами и явлениями. Последнее необходимо осуществлять посредством экскурсий в природу и опытов.

Существенное внимание было уделено И. И. Полянским разработке форм организации педагогического процесса. Он выделял уроки изложения нового материала, практические заня­тия, экскурсии и обобщающие уроки, причем доказывал необ­ходимость их осуществления в тесной взаимосвязи. Урок — главная часть обучения, домашние задания служат лишь допол­нением к урокам. Таким образом, в своей «Методике начального естествозна­ния» И. И. Полянский поднял новые методические проблемы о роли познавательной деятельности школьников при усвоении знаний, о разнообразных формах учебных занятий и их взаимо­связи, о месте уроков, домашних заданий и внеклассных заня­тий в процессе обучения.

 

После 1917 года

Революцию семья Полянских приняла вполне благосклонно, неудачи на фронтах во время Первой Мировой войны, близость Распутина к царскому окружению, непоследовательность и нестабильность внешней и внутренней политики, оказало влияние на политические взгляды Ивана Ивановича По­лянского.

После революции 1917 года он сумел сохранить свое положение эксперта в педагогических вопросах, был приглашён в Наркомпрос лично наркомом А.В. Луначарским.

27 июня 1918 г. скончался популяризатор естествознания В.Ф. Мольденгауэр, не успев завершить самое важное дело своей жизни. В Петрограде особую активность в осуществлении идей В. Ф. Мольденгауера проявил Иван Иванович Полянский. В декабре 1918 г. он предложил проект открытия школьных биостанций, но уже более масштабный, чем предлагал Мольденгауер, предполагавший большее число биостанций. Сам И.И. Полянский писал, что его проект создавался синхронно с проектом Мольденгауэра и даже был поддержан последним, подписавшим его незадолго до смерти. 

Передовые начинания И.И.Полянского разделялись всей наиболее передовой профессурой Петроградского университета. Часть из них принимали непосредственное участие в формировании новой методики преподавания естествознания, являясь лекторами и руководителями практических занятий, экскурсий на Павловской станции. Многие из них были друзьями Ивана Ивановича и часто бывали в его семье, которая подолгу жила в Павловске. Здесь на экскурсионной станции был создан творческий коллектив единомышленников, ученых, биологов, преподавателей и сту­дентов. Здесь не было места «табелю о рангах» и, прежде всего, ценилось творчество, страсть к познанию, широта взглядов и интеллект.

 

 

Старший сын И. И. Полянского — Юрий вспоминал: «В первые годы на Павлов­ской станции существовал обычай, всем преподавателям собираться вечером вместе и пить чай. Люди на этих вечерних чаепитиях обме­нивались мнениями по политическим вопросам, иногда не совсем ло­яльно, относясь к новой власти, много говорили об университетских делах, о науке. Замечательно интересные были эти сборища<...>. Приходится удивляться, как только в число репрессированных позже не попал мой отец, когда всеобщее доносительство было нормой по­ведения в обществе. Возможно, этого не случилось лишь потому, что он умер очень рано и внезапно в 1930 году, и волна репрессий просто не успела до него докатиться».

Но кроме таких вечерних чаепитий Иван Иванович был создателем и ор­ганизатором проведения музыкальных вечеров на станции в Павловске. Вся атмосфера Павловска, ее парки, с куртинами и до­рожками, памятниками архитектуры и музыкальные вечера, проводившиеся в здании местного курзала, где выступали многие знаменитости, в том числе и Иоганн Штраус — все это сыграло на развитие музыкаль­ных вкусов Ивана Ивановича. Он страстно любил музыку, и каждый ве­чер дома играл на скрипке. Репертуар его был самый разнообразный, он очень любил сонаты Бетховена, музыку Моцарта и Чайковского. Он был убежден, что музыка не только способствует развитию человека, но, пре­жде всего, облагораживает душу. Он сумел передать эту любовь к музыке своим сыновьям, особенно старшему Юрию, который хорошо играл на ро­яле и часто на семейных вечерах аккомпанировал отцу. Такой семейный дуэт доставлял удовольствие и отцу, и сыну и способствовал их духовному сближению.

Музыка звучала в доме Полянских постоянно. Летом, живя в Павловске, Иван Иванович собрал вокруг себя таких же увлеченных музыкой людей и каждый вечер на станции устраивались импровизиро­ванные музыкальные вечера. Событием в жизни семьи Полянских, да и всех любителей музыки, было знакомство со знаменитой певицей Медеей Фигнер.

Она подолгу и неоднократно жила летом на станции у Полянских. Вместе со своей дочерью, тоже певицей Лидией Николаевной, Медея Ивановна часто пела на этих вечерах и делала это с большим удовольствием. К тому времени она уже покинула оперную сцену, но голос у нее все еще был сильный и красивый.

Юрий Иванович Полянский писал об этом в своих воспоминаниях: «Дом, в котором мы жили и где проходили наши до­морощенные концерты, располагался на небольшом пригорке. Ког­да М.Фигнер пела, мы открывали все окна. Под окнами собирались люди — в основном работавшие на станции учителя. И вот через окна вырывался ее изумительный по красоте и силе голос. Преиму­щественно она исполняла оперные арии своего репертуара. Осо­бенно незабываемы в ее исполнении арии Кармен. Аккомпанировал ей обычно мой учитель музыки Е.И. Копаневич. Когда она кончала петь, раздавался гром аплодисментов и не только в комнате, где она пела, но и многочисленных слушателей на лужайке перед до­мом… Вот так проходили у нас в Павловске не предусмотренные никакими программами концерты...»2

Полянский был мастером экскурсионного дела, автором ряда работ по методике преподавания естествознания. Его идея нашла горячий отклик у ученых и получила поддержку в Народном комиссариате просвещения Союза коммун Северной области, в структуре которого вскоре была создана экскурсионная секция. В течение 1919–1920 гг. было открыто около десятка биологических станций. 

С 1918 г. его судьба была связана с педагогическими институтами в Петрограде: в 1918–1922 гг. он был профессором Первого педагогического института, в 1925–1929 гг. работал в должности профессора кафедры общей биологии Педагогического института им. А. И. Герцена. 

Впоследствии школьная станция в Детском Селе переориентировалась на обучение педагогов и стала Инструкторской станцией, работавшей со взрослыми. Это было совершенно но­вый тип научно-педагогического учреждения. В основе ее создания лежала идея органического погружения преподавателей естествознания в приро­ду. Преподавателями и руководителями станции был разработан целый цикл экскурсий и экологических троп на самые разнообразные темы: фло­ра и фауна Павловских парков и его окрестностей; мир пернатых; геологи­ческие срезы от ледникового периода до наших дней; жизнь леса и многие другие.

Павловской станцией проф. И. И. Полянский заведовал до своей смерти в 1930 г.

Иван Иванович с супругой, одна из последних фотографий, 1929-1930 гг

 

Иван Иванович Полянский был прекрасным любящим мужем, отцом и добрым отзывчивым человеком. Своих сыновей не только искренне любил, но сумел передать им всю свою увлеченность естественным наукам, и оба его сына стали впоследствии крупными учеными биологами.

Юрий Иванович с любовью писал об отце:«С интересом относился он к моей научной деятельности и постоянно советовался со мною о своих делах. Давал читать свои рукописи, учитывал все мои замечания. Обсуждал со мной планы дальнейших, работ, а по вечерам брал скрипку, а я садился за рояль. И так почти каждый день. Это были отношения не только сына и отца, но и двух друзей — старшего и младшего».

Умер Иван Иванович Полянский внезапно 14 июня 1930 года, как полагали врачи, от кровоизлияния в мозг. Ему шел всего 53 год. Но его увлеченность к естественным наукам, которым он беззаветно служил, не умерла вместе с ним, а нашла свое продолжение в профессиональной деятельности его сыновей Юрия и Владимира.

Похоронен Иван Иванович на Новодевиьем кладбище в Санкт-Петербурге.

фото могилы И.И. Полянского skorbim.com

 

Некоторые труды И.И. Полянского:

  1. Полянский И.И. Учебник природоведения для начальной школы «О трех царствах природы», СПб, 1904
  2. Полянский И. И. Методика начального естествознания. – СПб., 1917 
  3. Полянский И. И. Избранные пед. труды. / Под ред. Б. Е. Райкова. – М., 1929
  4. Полянский И. И. Избранные пед. труды / Под ред. Б. Е. Райкова. – М., 1962.

 

Ксения Капитоновна осталась после смерти супруга одна с сыновьями. В страшные 1930-е годы, в эпоху расстрелов и арестов в её доме находили приют ее опальные сестры:

1930-е. Случевские Нина, Александра и Евгения

 

На это надо было иметь немалое мужество, ведь и ее семья, ее сыновья не были гарантированы от этих бесчинств. Но отвернуться от беды своих сестер Ксения Капитоновна не могла.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны семья Бартене­вых переезжает в квартиру К. К. Полянской, вместе было легче пережить блокаду. В феврале 1942 года Ксения Капитоновна находилась неотлучно у постели своей умирающей младшей сестры Александры Капитоновны.

После смерти сестры, ухода сыновей на фронт и отъезда племянника Игоря Алексан­дровича Бартенева в Самарканд, Ксения Ка­питоновна осталась одна в большой холодной квартире. Чтобы выжить приходилось иногда расставаться с любимыми вещами. В обмен на жизнь, за две буханки хлеба ушел и старин­ный прекрасный кабинетный рояль «Ronisch», на котором некогда, в другой прошлой и свет­лой жизни любили музицировать ее муж и старший сын Юрий. 

К счастью Ксения Капитоновна перене­сла блокаду и осталась в живых. При всем внешнем благополучии, на ее долю выпало немало горя и испытаний. Ран­няя смерть мужа, растоптанная жизнь ее сестер и их семей, страх репрессий, боязнь за жизнь своих сыновей — все это прошло через душу Ксении Капитоновны и оставило немало рубцов на ее благород­ном и нежном сердце.

Она скончалась в 1954 году, в окружении своих родных, сыновей и внуков.

 

Старший сын супругов, Полянский Юрий Иванович (1904-1993) — известнейший в мире биолог. С самого раннего детства влияние отца на формирование его личности, интеллекта, увлечений, и профессиональных интересов было огромным.

Он занимал должность заведующего кафедрой и проректора Пединститута. За его спиной были и военные дороги. Не раз Юрию Ивановичу довелось доказать преданность Родине. Но в сложное послевоенное время, когда началась борьба с «лженауками», после августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года все профессора кафедр биологии и зоологии были уволены из института. Среди них был и Ю. И. Полянский. Его научные работы были Признаны «морганистскими», изъяты из библиотек. Несмотря ни на что, Юрий Иванович своими принципами не поступился и спустя 30 лет был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Юрий Иванович в своей книге «Годы пережитые. Воспоминания биолога»2 с чувством благодарности писал об отце:«Мое домашнее воспитание ока­зали влияние на всю мою дальнейшую жизнь.

Первое — это натуралистические занятия с отцом.<...>. С самого раннего детства начались наши ботанические экскурсии. Они не своди­лись только к тому, что отец называл мне названия растений. Отнюдь нет! Это были интереснейшие рассказы о биологии растений, их роли в природе и т. п. По мере моего «взросления» они становились все более глубокими.<...>.

Второй важной стороной моего дошкольного воспитания явилось изучение иностранных языков. С самого раннего детства я обучался французскому и немецкому языкам. Английский я изучал, будучи взро­слым — в старших классах школы и в студенческие годы, поэтому я владею им хуже, чем двумя первыми». Воспоминания об отце и матери, их взаимной любви и гармонии, царившей в доме Полян­ских, лишний раз подтверждает мысль о том, что все начинается с детства, родительской заботы и воспитания. Остается только добавить, что Юрий Иванович оставил по себе светлую память и чувство благодарности среди своих коллег, для которых он был чуткий, внимательный, требовательный, но мудрый Учитель.

 

Младший сын Полянских — Владимир Иванович Полянский (1907-1959), родился в Санкт-Петербурге. Как и своему старшему сыну, отец с детских лет привил Владимиру интерес и любовь к природе. Еще учась в школе, он настолько был увлечен ботаникой, что становится учеником профессора А. А. Еленкина, создавшего и возглавлявшего школу русских ботаников. Под его руководством Владимир Иванович выполняет свои первые научные исследования. Они были опубликованы в 1924 году, когда Владимиру едва минуло 17 лет.

В 1930 году он окончил биологическое отделение физико-мате­матического факультета Ленинградского университета, не прекращая в студенческие годы исследовательскую деятельность. В 1928 году, будучи студентом, Вла­димир Иванович выступает на Всесоюзном съезде ботаников в Ленингра­де с двумя сообщениями о своих исследованиях. Он был самым молодым участником этого съезда.

Летом в каникулы он вместе с отцом и старшим братом работает на Пав­ловской биологической экскурсионной станции, где ведет курс лекций для учителей-биологов. Повышение квалификации учителей школ было одной из важнейших направлений работы этой станции. В личности Владимира Ивановича удачно соединилась научно-исследовательская и преподаватель­ская деятельность. Так же, как отец и старший брат был до самозабвения предан науке. В 1935 году он защищает кандидатскую диссертацию, а в 1944 году в возрасте 37 лет Владимир Иванович получает звание профессора.

Его трудолюбие, широта знаний и кругозора, открытость, искрен­ность притягивала к нему людей магнитом. Если Юрий увлекался музыкой, то страстью Владимира была поэзия. Двоюродный брат Владими­ра Игорь Александрович Бартенев вспоминал:«… стихи о Прекрасной даме, Соловьиный сад, и, конечно, Двенадцать Володя знал наи­зусть. Это увлечение поэзией было тем более естественно в этом кругу, ибо сам Володя Полянский писал стихи и неплохие.Стихи читались так же и на вечерних собраниях у научного руководителя Володи — академика Александра Александровича Еленкина на его квартире в Ботаническом саду. Там же у А. А. Еленкина читались вслух новые материалы, по истории искусства и культуры. Имен­но там я впервые узнал о Гогене и Ван-Гоге, об их эпистолярном наследии» 3

Большая часть жизни и научной деятельности выдающе­гося ученого-ботаника была связана с Ленинградским университетом. Как преподаватель он был связан в течение многих лет с Военно-медицинской Академией им. С.М. Кирова, а по научной дея­тельности с Ботаническим институтом им. В. Л. Комарова Академии наук СССР (БИН), где он был заведующий музеем. Музей его был любимым детищем.

Страшная болезнь рака, от которой в те годы не было спасения, настигла Владимира Ивановича в полном расцвете его творческих замыслов и науч­ных открытий, в 1959 году. После Владимира Ивановича осталось большое творческое и научное на­следие, свидетельствующее о широте его научного творчества. Он являлся автором 109 научных работ.

Семьи Случевскх и Полянских, чьи судьбы так прихотливо переплелись более ста лет назад, в настоящее время поддерживают связь друг с другом, регулярно встречаются, в том числе, в Санкт-Петербурге и г. Пушкине (б.Царском Селе). 

Представители обоих семейств бережно сохраняют память о своих замечательных предках, продолжая заложенные ими культурные и научные традиции в своих семьях.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. Архив семьи М. И. Бартеневой, СПб  и семьи Полянских, СПб. Фотографии и фрагменты воспоминаний Полянских и Бартеневых опубликованы в книге биографа рода Случевских И.Е. Иванченко "Родов, связующая нить. (Хроника русских семей в документах, фотографиях, дневниках, воспоминаниях и в эпистолярном наследии)". М.: Алетейя, 2011. — 635 с., ил. С. 362-367
  2. Полянский Ю.И. Годы прожитые. Воспоминания биолога. СПб: Наука, 1997.
  3. Бартенев И. А. Воспоминания.
  4. Самокиш А.В. Школьные и инструкторские биологические станции в Петрограде-Ленинграде. Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0 Голосов: 0 686 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!