Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Полонский Витольд Альфонсович (1879 — 1919)

выпускник Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1901 года, актёр, "звезда" немого кино

 

Среди имен всех учеников, вышедших из стен Николаевской гимназии, имя выпускника 1901 года Витольда Полонского было наиболее известным и популярным в предреволюционной России. Большими тиражами выхолили открытки с его фотографиями, созданные им образы героевлюбовников заставили вздыхатъ по всей стране сотни тысяч любителей кинематографа...

Детство Витольда нельзя назвать безоблачным; родился он в далекой сибирской ссылке, куда его отец, дворянин Могилевской губернии Альфонс Полонский, был сослан как участник польского восстания 1863-1864 гг.. Восстание было жестоко подавлено, Альфонс вместе с братом Иосифом был лишен но суду прав состояния и дворянства, его имущество было конфисковано1.

В кандалах Полонские были этапированы в Восточную Сибирь. Здесь у Альфонса родились двое сыновей Витольд (1879) и Игнатий2. Вероятно, в конце XIX века, после помилования, семья из Иркутска перебралась в Петербург, где Витольд поступил в старшие классы Царскосельской Николаевской гимназии. Его имя встречается н списках учеников и пансионеров гимназии, начиная с 1889/1900 учебного года.

В те годы силами учеников и преподавателей на сцене Городовой ратуши и в стенах гимназии ставились спектакля, проводились музыкальные вечера и концерты.

Быть может, именно участие в этих спектаклях пробудило у Витольда интерес к театру, поскольку после окончания курса гимназии (1901) он выбрал для себя путь актера и поступил на Драматические курсы Московского театрального училища. После окончания курсов, в 1907 году, Витольд принят в прославленную группу Малого театра, где с успехом играл до 1916 года.

В 1910-е годы в России началось стремительное распространение кинематографа. Движущиеся картинки, изображавшие, в основном, великосветскую жизнь с прекрасными женщинами и коварными обольстителями притягивали все больше и больше зрителей.

Красавец-мужчина Витольд Полонский, ставший к тому времени популярным актером театра, как нельзя более подходил на роли киногероев-любовников.

Неудивителыю, что в 1915 году его приглашают сниматься в кино, в ведущую российскую фирму Александра Алексеевича Ханжонкова, у которого работали замечательные режиссеры: П.Чардынин и Е.Бауэр, снимались актеры, ставшие легендами кино: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич, Вера Коралли.

Дебютной ролью Полонского стал образ князя Андрея Болконского в фильме «Наташа Ростова». В течение 1915—1916 гг. вышли еще 9 фильмов с его участием: «Братья Борис и Глеб» (Борис), «После смерти» (Андрей Багров), «Тени Греха» (Владислав Зарицкий), «Жизнь за жизнь» (Князь Барятинский), «Смерч любовный» (Скульптор) и др.

В короткий срок Полонский становится одним из самых популярных актеров, «королем экрана» российского кинематографа. Вот типичный образец рецензий того времени; «Полонский своей благородной и красивой позой заставил поверить в возможность любви с первого взгляда». Кинопресса советовала «подслашивать» фильмы «душкой Полонским».

Фирма Ханжонкова процветала, ее годовая прибыль к началу Первой мировой войны превышала 150 000 рублей, выходил его журнал "Вестник кинематографии", открытый им в 1913 году кинотеатр на Триумфальной площади считался самым престижным и посещаемым в Москве. В фирме работали Ф.Ф. Комиссаржевский, В.Э. Мейерхольд, Г.А. Казаченко, Луи Форестье, дочери Шаляпина...

С началом Первой мировой войны, процветавшая фирма Ханжонкова стала терячъ свои позиции. Его конкуренты предлагали «звездам» существенно большие гонорары. В итоге Витольд Полонский, Владимир Максимов и Вера Холодная ушли в фирму Д.И.Харитонова, где в 1917—1918 гг. снялись в нескольких фильмах, имевших оглушительный успех у зрителей: «У камина», «Молчи, грусть, молчи...» и др.

«Как на исключительное кинематографическое явление, следует указать, что в Одессе картина демонстрировалась непрерывно в продолжение 90 дней, а в Харькове — 72 дня, причем крупнейший в Харькове театр „Ампир" четыре раза возобновлял постановку ее, и все время были „шаляпинские" очереди. С таким же успехом картина шла в Петрограде», — писал о фильме «У камина» киножурнал в 1917 году.

Сюжет этою фильма, основанный на повести А.Дружинина «Полинька Сакс», был типичйым для картин того времени. Во время служебной поездки важного чиновника Ланина (В. Полонский), его жена- Вера (В. Холодная) под влиянием минутной слабости изменила ему со страстно влюбленным в нее князем Печерским (В.Максимов). Когда муж вернулся, она призналась ему во всем. Нежно любящий жену Ланин ради счастья жены дал ей развод, но, не вынеся душевных страданий и раскаянья, Вера покончила жизнь самоубийством. В конце фильма у ее гроба встретились безутешные муж и любовник.

 

В.Холодная, В.Полонский и В.Максимов в фильме "У камина", 1917.

 

В дни февральской революции — 21 февраля 1917 года, в петроградском синематографе "Олимпия" шла драма «Столичный яд» - Драма из светской жизни с участием Веры Холодной и Витольда Полонского. Дивертисмент: Бент «Шведские кукушки», гимнаст Леонтини, виртуоз на балалайке Задорин, танцевальный квартет Барри.

После прихода к власти большевиков киноиндустрия еще некоторое время работала по инерции, продолжались съемки фильмов «из жизни высшего света», но уже делались первые шаги по национализации частных кинофабрик. Кругом полыхала гражданская война, стало не хватать не только кинопленки, но и продуктов и самых элементарных вещей. Жители голодных столиц устремились на относительно более богатой юг. Работники кино также оказались вовлеченными в этот водоворот.

Летом 1918 года В. А. Полонский вместе с актерами Верой Холодной, Иваном Мозжухиным, Осипом Руничем, Владимиром Максимовым и режиссером Харитоновым получили разрешительный мандат от наркома просвещения Луначарского и выехали в Одессу для киносъемок.
В ноябре 1918 года город был занят войсками Антанты. Казалось бы, жизнь актеров была в относительной безопасности. Но люди гибли в пожаре гражданской войны не только от пуль, но и от голода и болезней.

В январе 1919 года Витольд Альфонсович скончался от отравления недоброкачественными продуктами, а через месяц вся Одесса хоронила умершую от испанки (финна) Bepу Холодную. Зра дореволюционного немого кино закончилась, в 1920 голу началась всеобшая эмиграции российских кинематофафистов.

В.А.Полонский был дважды женат. Первый раз на актрисе Малого театра Вере Николаевне Пашенной (1887—1962), ставшей впоследствии Народной артисткой СССР, лауреатом Государственной и Ленинской премий.У них родилась дочь Ирина.

 

Вторым браком Полонский был женат на актрисе Малого театра Ольге Гладковой. От этого брака у него родилась дочь Вероника, ставшая последней возлюбленной Маяковского. В 1929 году молодую красивую актрису МХАТа Веронику Полонскую Осип Брик познакомил на скачках с Владимиром Маяковским. Эта встреча послужила началом последнего романа поэта. Вместе с Вероникой они ездили отдыхать в Хосту и Сочи; ей шел двадцать первый год, ему было тридцать шесть. В своей предсмертной записке Маяковский назвал Веронику Витольдовну членом своей семьи: «Товарищ правительство, моя семьи — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

В начале 90-х годов корреспондент журнала «Экран» навестила Веронику Полонскую в Доме ветеранов сцены. На стене гостиной Вероники Витольдовны висели фотография: Витольд Полонский, а рядом очаровательная девочка с бантом. «Мне здесь лет восемь, — пояснила Полонская. — Я была с папой в Ялте. Он там снимался. Заодно сняли и меня. Не помню названия картины. Жаль… Вскоре отец оставил нас с мамой. Потом умер. А я до сих пор вспоминаю Ялту, красивую белую спальню, кула меня привели, — это была декорация. Стрекотала камера. Я не боялась, ведь рядом — папа».

55 лет спустя после смерти В.Полонского, в Одессе проходили съемки фильма Никиты Михалкова «Раба любви». Прототипом звезды немого кино Канина, которого играл Евгений Стеблов, был выпускник Царскосельской Николаевской гимназии, актер, звезда дореволюционного кинематофафа Витольд Альфонсович Полонский.

В 2006 году К.И. Финкельштейну удалось связаться с Ириной Пономаревой, правнучкой В. Полонского и В. Пашенной, любезно предоставившей для его статьи фотографии Витольда Альфонсовича из семенного архива.

 

Источники, использованные К. Финкельштейном:

  1. Списки политических преступников, лишенных по суду прав состояния, имущество коих подлежит конфискации в казну. 1864
  2. Четверикова Я Роковые женщины Владимира Маяковского // Алеф, 2006. № 3,21.02.2006.
  3. Гинзбург С С Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. С. 370-371.
  4. Полонский В. А. // Кинословарь: в 2 т. М., 1970. Т. 2. Стб. 338-339.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  • Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  • Сайт К. Финкельштейна
Рейтинг: +1 Голосов: 1 3355 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!