Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Розенберги

Розенберги — многочисленная семья немцев-лютеран, представители которой служили в системе народного просвещения в Царском Селе.

Фотоальбом Розенбергов

 

Глава семьи - Розенберг Николай Густавович (18571916) — лютеранин, выходец из городских обывателей г. Ревеля (н. Таллинн, Эстония), статский советник (1906), 32 года преподавал немецкий язык в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, с 1881 по 1914 гг.1

Первоначальное образование Николай Розенберг получил в немецкой гимназии г. Ревеля, после чего 3 года учился в Дерптском (н. Тарту, Эстония) университете и выдержал специальное испытание на получение Свидетельства на звание учителя немецкого языка гимназий и прогимназий в Таганрогской гимназии, свидетельство было выдано ему Одесским Учебным округом 19 августа  1881 года за № 5957.1

Розенберг Н.Г., 19002

 

По отбыванию воинской обязанности состоял, тем не менее, запасным унтер-офицером из вольноопределяющихся 95 пехотного Красноярского полка и был, как сейчас бы сказали, прописан в Сибирской губернии до первого выхода на пенсию в 1906 году.1 

С 1 сентября 1881 года он допущен к преподаванию немецкого языка  в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, с октября он уже в штате гимназии, в которой прослужит 32 года.1

Нет свидетельств, которые позволили бы нам сейчас прояснить ситуацию, как в течение довольно краткого времени Розенберг из Ревеля едет учиться в Дерпт, экзамены сдает на юге России, в Таганроге, приписан к службе в полку в Сибири, а поступает на службу, в итоге, в Царском Селе. На все эти перемещения у него ушло лет пять! Интересная ситуация, учитывая, что следующие 35 лет до самой своей смерти он проживет в одном городе — Царском Селе. Историю, мы надеемся со временем прояснить (прим.сост.).

В 1884 году по ходатайству СПб Учебного округа Николай Розенберг исключен Эстляндской Казенной палатой из числа мещан по вышгороду Ревелю. А 18 сентября этого же года он избран членом Хозяйственного Совета Николаевской гимназии и состоял в этой должности 15 лет, до 1899 года.1

С 1886 года Н. Розенберг совмещает преподавание в Николаевской гимназии с преподаванием в Царскосельской Мариинской женской гимназии.1

Усердная служба преподавателя была отмечена довольно быстрым повышением в чине — за три года, с 1886 по 1889, он дослужился до чина коллежского советника, а к 1893 году он уже статский советник.1

В 1887 — 1888 гг помимо немецкого языка он преподавал гимнастику,3  с 1891 — Розенберг утвержден в должности воспитателя, с 1895 — воспитателем в гимназическом пансионе.

Николай Густавович занимался, помимо преподавания, методической работой и написанием учебных пособий по немецкому языку. Он принимал участие в переводах и редактировании серии литературно-учебного издания "Избранные произведения немецких и французских писателей для классного и домашнего чтения, автором и издателем которой был его коллега по Николаевской гимназии С.А. Манштейн.4

Розенберг принимал участие и в составлении отчета к 25-летию гимназии, отмечавшемся в 1895 году5, состоял членом Общества вспомоществования нуждающимся ученикам ИНЦГ

Николай Густавович был женат на Аделаиде (Адель Вильгельмине) урожденной Зальцберг (27 февраля 1861 — 17 января 1942). У супругов было семеро детей — две дочери и пятеро сыновей:6

  1. Елена (р. 23.09.1887)
  2. Николай (р. 28.07.1889) — выпускник Николаевской гимназии 1908 года
  3. Елизавета (р. 12.02.1892)
  4. Иван (Ганс, р. 12.12. 1893) — ученик Реального училища Николая II
  5. Пётр (1895-?) — ученик Реального училища Николая II, на 1916 год состоял на военной службе прапорщиком
  6. Михаил (р.17.10.1897), учился в Николаевской гимназии 2 четверти учебного года в 1910-1911 уч. году в 4 классе, на 1916 год на казенный счет учился в Инженерном военном училище
  7. Виктор (1902-1945), эмигрант

 

Такое большое семейство требовало существенных расходов от преподавателя, не имевшего никаких дополнительных доходов, кроме жалования. В 1901 году за службу в ведомстве Марии Фёдоровны он получает из него средства на содержание сына Ивана сроком на 6 лет. И в том же году предложением Попечителя Учебного окргуа ему назначается высший оклад по ведомству в его должности.6

6 октября 1906 года новый директор гимназии Я.Г. Мор, назначенный после вынужденного ухода И.Ф. Анненского, испрашивает Попечителя Учебного округа о назначении Н. Розенбергу пенсии в связи с 25-летием срока его службы и продлением ему службы еще на 5 лет. Прошение удовлетворено и Розенберг остается преподавать в Николаевской гимназии еще на 5 лет, но оставив службу с этого года в Мариинской гимназии.6

В ноябре 1910 года Николай Густавович серьезно заболел (острым воспалением мозговых оболочек поясничной части спинного мозга). Поправившись, 22 февраля 1912 года он вернулся к службе в гимназии, но ходатайствует перед директором Я.Г. Мором об освобождении его от преподавания немецкого языка в 4 классе. Мор отдает класс его сестре — Елизавете, которая замещала преподавателя в этом классе во время продолжительной болезни брата.

В 1912 году исполняется 30 лет преподавательского стажа Николая Густавовича, причем все 30 — в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии!.. В связи с этим обстоятельством директор гимназии Я.Г. Мор ходатайствует перед окружным начальством об оставлении Розенберга в гимназии и далее, так как при небольшой пенсии, Николай Густавович; "имеет жену и пятерых сыновей, учащихся в различных учебных заведениях, которых ему надо поставить на ноги".8

Не смотря на то, что Розенберг отработал в гимназии три десятка лет, и учительствовал под началом четырех директоров, отношения с последним — Я.Г. Мором, у него явно не сложились. Желчный характер директора в полной мере проявился в характеристике, данной им Розенбергу в 1912 году (преподавателю, прослужившему в гимназии к тому времени 31 год!):9

  1. Опытности много, педагогическое умение невелико, педагогические приемы не всегда достигают цели;
  2. Отношения с учениками в текущем году стали более правильными;
  3. Успешность учеников текущем году несколько снизилась в сравнению с предыдущим годом.

 

Нельзя не заметить, что она не сильно отличается от характеристики, составленной Мором на Розенберга тремя годами ранее, в 1909 году, хотя первая и отличается большей детальностью:

  1. Опытности много, педагогическое умение невелико, педагогические приемы не всегда достигают цели;
  2. Должно быть, не умеет правильно обращаться с учениками, не смотря на то, что хорошо знает их особенности, так как отношения между ним и большим числом учеников старших классов (в которых он преподает) часто принимают враждебный характер и порой вызывают неприятные столкновения. Уроки пропускает редко, опозданий не бывает. Воспитательное влияние незначительное и нередко принимает отрицательный характер.
  3. Авторитет в классе и дисциплина на уроках оставляют желать лучшего, к мерам взыскания прибегает часто, но не всегда с желательным результатом.
  4. Интерес учеников к предмету и участие в классной работе незначительные.
  5. Дополнительных занятий по предмету не было
  6. С влиятельностью преподавателя в качестве классного наставника я не совсем доволен исполнением возложенных на него по этой должности обязанностей, не доволен тоже и его недостаточной энергией
  7. Успеваемость учеников от 74 % до 100 % (в среднем 84 %). 

 

Далее Мор пишет: "К этому я, однако, должен прибавить, что эти сравнительно высокие проценты на переводных испытаниях значительно уменьшились, что для меня служит явным доказательством неправильной оценки знаний учеников и недостатка требовательности преподавателя."10

Он не дает Розенбергу скидку ни на возраст, ни на его болезненное состояние. Преподаватель, отработавший в гимназии почти 30 лет, при четырех директорах, вряд ли мог быть настолько непрофессиональным. Учитывая большую семью учителя, заботы о ней и серьезное заболевание, развивавшееся в это время, думается, что причины его раздражительности в общении с учениками и недостаток энергии носили другой характер (прим. сост.).

Как бы то ни было, но через два года, с 20 сентября 1914 год Розенберг в возрасте 57 лет выходит на пенсию окончательно, а Я.Мор вновь испрашивает Учебный округ о назначении положенной ему пенсии. В документах этого дела он уже фигурирует как житель г. Царского Села Петербургской губернии.11 

За службу Н. Розенберг был награждён орденами:12

  1. 1888 - Св. Станислава 3 ст. 
  2. 1893 — Св. Анны 3 ст.
  3. 1896 — Св. Станислава 2 ст.
  4. 1900 — Св. Анны 2 ст.
  5. 1905 — Св.Владимира 4 ст.

 

Не можем не отметить тот факт, что все они получены до прихода в гимназию Я. Мора, что еще раз косвенно подтверждает не самое лучшее отношение директора к заслуженному педагогу.

Проживали Розенберги на 1914 г. в Царском Селе, на Стессельской улице, в доме лютеранской церкви.13 

12 января 1916 года Николай Густавович Розенберг скончался. После его смерти, его вдова Аделаида Розенберг испрашивает о назначении пенсии по утрате кормильца себе и своему единственному, на это время, несовершеннолетнему сыну находящемуся на её иждивении - Виктору Розенбергу. Два других несовершеннолетних сына — Петр и Михаил, находились в тот момент на казенном содержании.14 

 

В Николаевской гимназии немецкий язык преподавали родственницы Николая Густавовича — сестра Розенберг Елизавета Густавовна и племяница (?) Розенберг Ирма Дмитриевна.

 

Розенберг Елизавета Густавовна — имела звание домашней учительницы, преподавала немецкий язык, педагогический стаж начался 1 сентября 1898 года, с 1904 года она служила в учебных заведениях Ведомства Императрицы Марии Фёдоровны.15

Елизавета Густавовна служила также воспитателем в Николаевской гимназии, в 1907 - 1917 гг.16 Она — "активная филантропка, оказывала материальную помощь нуждающимся школьникам!.17

Елизавета Густавовна замещала брата Николая во время его продолжительной болезни в 1910-1911 уч. году. В отличие от её брата, службу Елизаветы Я.Г. Мор оценивает (в 1912 г.) весьма  положительно:18

  1. Научная подготовленность преподавателя прекрасная
  2. Педагогическое умение и опытность не малая, методические приемы ей вполне знакомы
  3. Отношение к ученикам совершенно правильное, обращение с ними строгое, но справедливое и доброжелательное, отношение к делу весьма добросовестное, уроков пропускает очень мало, опаздывает редко
  4. Авторитет в классе достаточный, она довольно требовательна и в классе поддерживает хорошую дисциплину; применяет меры взыскания там, где только это нужно
  5. Интерес учеников к предмету живой, всегда работает почти весь класс. Преподавание ведется по новому наглядному методу, в котором преподавательница весьма опытна
  6. Занималась дополнительно с малоуспевающими учениками бесплатно
  7. Подготовка к урокам хорошая, внимательно следит за литературой своего предмета
  8. Успешность от 76 % до 91%, средний балл 81 %
  9. Был классной наставницей 1 кл., исполняла все возложенные на нее обязанности с большим усердием: помогала слабым ученикам своего класса, следила за поведением учеников, часто вступала в сношение с родителями учеников, обращавших на себя чем-либо особое внимание, собирала записки относительно домашнего приготовления уроков

 

В 1912/1913 уч. году Е.Розенберг была классной наставницей в 1 классе. Была награждена медалями, в том числе медалью "В память 300-летнего царствования Дома Романовых".19

 

Вторая Розенберг Ирма Дмитриевна, выпускница Мариинской гимназии 1912 года, преподавала немецкий язык в Николаевской гимназии с 23 августа 1913 по 1917 гг.20

И.Д.Розенберг, 191221

 

Эту фотографию Ирма подарила своей подруге, сопроводив её на обороте надписью: "Не презирай совета ничьего, а прежде разсмотри его. Крылов. Дорогой Симе на добрую память от Ирмы Розенберг. 1912, 18 мая".

В 1915-1916 уч.году фигурирует в документах гимназии, как преподаватель. который "не может быть утвержден в звании учителя средних учебных заведений" (имеет звание дом. наставницы, дающей право преподавания только в нач. школе — прим. сост.),22

 

После 1917 года нам известна судьба только вдовы Николая Густавовича — Аделаиды Розенберг, и её младшего сына Виктора. Они оба оказались в эмиграции, в Германии. Адель Зальцберг скончалась 17 января 1942 года в Захерте, а Виктор - 17 апреля 1945 года в Гессене.23 

Несколько однофамильцев Розенбергов числились в списках гимназистов и выпускников Николаевской гимназии, предполагаем их родственниками Николая Густавовича, возможно, племянники: 

  • Розенберг Константин — выпускник Николаевской гимназии 1889 года
  • Розенберг Израиль — в списках гимназии с 1887 (4 кл.) по 1892 гг

 

Двое сыновей Н.Г. Розенберга учились (окончили ?) в Реальном училище Николая II. В списках училища значится еще один однофамилец Розенбергов — Розенберг Дмитрий, выпускник Реального училища 1915 года.24

Эрих Фёдорович Голлербах, выпускник Реального училища, учившийся вместе в Розенбергами, позднее писал о них: "Честные немецкие матери шли со свитой выводков: вот фрау Розенберг, Петер Розенберг, Ганс Розенберг, Юлиус Розенберг и еще другие розовые и головастые Розенберги; вот фрау Келлерман, фрау Мундингер и разные другие фрау, все в пыльных черных шляпках и с добротными зонтиками."25

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии. Документы ЦГИА публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА Ф.139, Оп.1, Д. 16582. 1906. О назначении пенсии Н. Розенбергу. Л. 4-9, 16-18 Формулярный список Н. Розенберга; Д. 16583. 1914. О назначеии пенсии Н.Розенбергу; Д. 16584. 1916. О зназначении пенсии Розенберг Аделаиде, вдове преподавателя ЦГ; 
  2. Фотография Н.Розенберга — преподавателя выпускного класса 1900 года, частная коллекция, копия передана Музею Николаевской гимназии
  3. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1887-1888 уч. год. СПб.: Тип. Балашева, 1888.- 88 с., 1 л. ил. С.10
  4. Фонд МНГ: Хауф В. Избранные сказки Гауффа. Текст с введ., сб. слов и оборотов, расположенных в порядке текста, алфавитным словарем и алфавитным перечнем сильных и неправильных глаголов Ред.: Розенберг Николай Густавович. Петроград: Изд-во: С.А. Манштейн, 1915-126, 104, 7 с./ Серия: Избранные произведения немецких и французских писателей для классного и домашнего чтения.Загл. на рус. и нем. яз.; текст на нем. яз.
  5. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100 с.
  6. ЦГИА Ф. 139. Оп.1 Д.16582. 1906. О назначении пенсии Н.Розенбергу. Л. 4-9, 16-18. Формулярный список преподавателя
  7. ЦГИА Ф. 139. Оп.1 Д.12689. 1911. Л. 55. Ходатайство Мора о возвращении к преподаванию Н. Розенберга и передаче его 4 класса Е. Розенберг
  8. там же, Л.62.Ходатайство Мора об оставлении на службе Н. Розенберга по истечению 30-летнего срока службы
  9. ЦГИА Ф. 139. Оп.1 Д.13222. 1912. Л. 121-122 Характеристика на Н.Г. Розенберга
  10. ЦГИА Ф. 139. Оп.1 Д.11756. 1909. Л. 124-125 Характеристика на Н.Г. Розенберга
  11. ЦГИА Ф.139. Оп. 1 Д..16583. 1914 О назначении пенсии Н.Розенбергу
  12. ЦГИА Ф. 139. Оп.1 Д.16582. 1906
  13. Адрессные книги Весь Петербург
  14. ЦГИА Ф.139, Оп.1, Д.16584. 1916. Дело вдовы Аделаиды Розенберг
  15. ЦГИА Ф.139 Оп.1 Д.15489. 1916. Л. 2 Список личного состава Николаевской гимназии в 1916 году
  16. ЦГИА Ф.139. Оп.1 Д.19017. 1917. Л.4-5 Ведомость о пропущенных преподавателями уроках в 1 полугодии
  17. Э.Голлербах.  Встречи и впечатления. Санкт-Петербург. Инапресс. 1998. С.34-38.
  18. ЦГИА Ф.139. Оп.1 Д.13222. 1912. Л. 141-142 Характеристика на Е.Г. Розенберг
  19. ЦГИА Ф.139 Оп.1 Д 14307. 1914. Л. 15. Личный состав служащих
  20. там же; ЦГИА Ф.139. Оп.1 Д.19017. 1917
  21. Фото И. Розенберг опубликовано на ресурсе Geglov2.narod.ru
  22. ЦГИА Ф. 139, Оп.1,  Д.15034. 1915-1916. Л. 55 Ведомость вакантных должностей ИНЦГ
  23. Историк С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России». Опубликовано на ресурсе Погибшие.рф
  24. Царскосельское дело" №19 пятница 8 мая1915 года
  25. Э.Голлербах.  указ.сочин.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 76 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!