Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Штейнберг Михаил Карлович (1867- после 1917)

 

дворянин, выпускник Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1888 года, российский композитор-любитель, поэт и аранжировщик, автор музыки и стихов более трёх сотен популярных песен и «цыганских» романсов начала XX века, более 70 романсов были написаны на собственные слова.

Фотоальбом Штейнберга М.К.

 

Михаил Карлович Штейнберг родился 2 июня (ст.ст.) 1867 года2 в городе Слободском Вятской губернии в семье лютеранина из остзейдских немцев, коллежского секретаря Карла Фридриха-Цецелуса Александровича Штейнберга и его супруги, православной, Елизаветы Михайловны. Как указано в документах отца, сын был также православного вероисповедания.3

М.К.Штейнберг, 19084

Его отец, Карл Штейнберг, получив образование в Земледельческом Институте, в 1860 году поступил на службу в Вятскую палату Государственных имуществ. В 1863 году получил чин губернского секретаря, а в 1866 году — за выслугу лет — коллежского секретаря.5 По непроверенным данным служил управляющим имениями.6

В документах студенческого дела Михаил указан дворянином, но Ю.Ханон утверждает, что дворянство отца было "личным", следовательно — ненаследуемым, и сын его себе приписывал.

Первые шесть лет детства прошли в кругу семьи в Вятской губернии. В семье свободно разговаривали на двух языках: немецком и русском. В ранние годы гувернантка учила мальчика музыке и пению.7

К 1872 году его мать Елизавета Михайловна была замужем уже вторым браком за отставным генерал-майором Родкевичем.8

Семья во время обучения в гимназии сына проживала в Павловске, по Б. Московской улице, д.14, кв.9.9

Михаила отдали учиться в Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию в 1875 году, в приготовительный класс. Он проучился в гимназии 13 лет, оставшись на второй год в приготовительном, IV и VIII классах. Поведения он был очень хорошего, а вот успехи в учебе проявлял средние — в его Аттестате зрелости только одна четверка — по Закону Божьему.10

 

На момент окончания Михаилом гимназии, в ней, согласно документам гимназии, учились два мальчика с фамилией Родкевич, предполагаем их сыновьями его отчима отставного генерал-майора Родкевича (прим. сост.):

  1. Родкевич Александр — ученик 1 класса Николаевской гимназии в 1888 году, оставлен на второй год
  2. Родкевич Лев — родился 02 мая1873 года, сын генерал-майора, выбыл из 3 класса Николаевской гимназии в 1888 году по желанию родителей, в дом родителей, при чем ему угрожало увольнение по §34 Устава гимназии.

 

Но, вернемся к Михаилу. Средние успехи в учебе ему не помешали мальчику проявить и развить свои способности к музыке еще в гимназические годы. Играть на «пианине» или, тем более, на «рояли», вызывая красивые звуки из недр большого чёрного ящика, он пристрастился давно. Ещё в слободском детстве, в барском доме. Вдобавок, его упражнения на клавишах всякий раз нравились товарищам. Его и любили-то в классе — за «музыку» безотказную, прозвали даже «Musiker»: чаще ласково, иногда снисходительно или презрительно.

А лет с двенадцати этот маленький немец-гимназист стал ещё и сочинять: в основном, танцы, конечно — для школьного употребления. Сначала попробовал подбирать что-то на слух, по памяти, что запомнилось, понравилось. Например, из открытых окон услышанное. Или из дверей. Иногда получалось что-то своё, очень даже недурно. Товарищи хвалили, смеялись, по плечу хлопали. Так помалу и пошло-поехало: польки, гопаки, кадрили, вальсы, экосезы, полонезы… — очень скоро Штейнберг сделался записным музыкантом, тапёром для школьных танцев и приёмов..., шаг за шагом, класс за классом, постепенно отходя всё дальше от гимназии — на угол, за угол, по домам и салонам: сельским и городским, царскосельским и столичным.

Неизменно играл на танцах и публичных приёмах и никогда не отказывал, если его просили поиграть польки, вальсы или мазурки по любому случаю. Именно в это время образовалась и его репутация, и связи, которые помогли ему в дальнейшей карьере композитора романсов.11

Регулярно сочинять музыку Михаил Штейнберг начал с двенадцати лет (сначала танцевальную — для фортепиано, а затем песни и романсы. В «Перечне печатных трудов лиц окончивших курс в И.Н.Ц.Г. " значится произведение М.К. Штейнберга. Музыкальные арабески под названием «В Павловском парке».12

По окончании гимназии Михаил, тем не менее, поступил в 1888 году в Императорский Санкт-Петербургский университет не куда-нибудь, а на восточный факультет по китайско-японскому разряду13. Впрочем, проучился он китайским премудростям только год, и на следующий год Михаил поступил, как утверждает Ю. Ханон, по настоянию отца, опять на 1 курс, но уже юридического факультета14. Впрочем и здесь он не задержался и в 1890 году, выбывает из университета15.

Но и там не отметился особыми успехами, посвящая основное время развлечениям, а также музицированию и сочинению. Среди интересов Михаила Штейнберга всё большее место занимала "цыганская" музыка и вся эта, отчасти, ресторанная среда, в которую он вошёл очень быстро и органично, благодаря ещё царскосельским связям и знакомствам. В скором времени его романсы стали исполнять лучшие «цыганские» певицы того времени. Первой из столичных «звёзд» стала молодая опереточная артистка Раиса Раисова(настоящая фамилия Магазинер), которой Михаил Штейнберг иногда аккомпанировал в концертах.16

Начиная с середины 1890-х годов ноты с его «жестокими» песнями и романсами стали публиковать издательства «Давингоф», «Нева» и другие, специализировавшиеся на популярных жанрах.17 В 1902 году вышла первая грампластинка в исполнении Раисы Раисовой.18, имевшая большой успех (в том числе коммерческий) и распроданная десятитысячными тиражами.

После 1904-1905 года популярность Штейнберга достигла своей высшей точки, его цыганские романсы и песни стали исполнять крупнейшие звёзды российского романса: Плевицкая, Вяльцева, Эмская, Юровская, Давыдов, Морфесси. Едва поспевая друг за другом, на разных звукозаписывающих фирмах выходили грампластинки. В 1907 году Надежда Плевицкая записала первый диск со штейнберговским прима-шлягером «Гай-да тройка». Полный тираж был распродан за три месяца. Спустя пару лет она же пела полюбившийся штейнберговский романс при дворе: перед императором, его семьёй и приближёнными. 

В 1908 году «Гай-да тройку» выпустили на грампластинках сразу четыре столичные фирмы, все — в разном исполнении: Раиса Раисова, Мария Эмская, Александр Давыдов и русский народный хор Варшавского. И наконец, в следующем 1909 году эта «цыганская песня» появилась в исполнении Анастасии Вяльцевой. Певица очень любила этот романс (исполняла его с 1906 года), считала одним из лучших в своём репертуаре и исполняла, слегка изменив, даже, можно сказать, улучшив текст (второго куплета).

 

Вот как Анастасия Дмитриевна Вяльцева, с улыбкой рассказала журналистам «Петербургской газеты» о своем знакомстве с М. К. Штейнбергом, поведавшим ей историю создания романса «Гайда, тройка!», который она впервые исполнила 27 октября 1906 года: «Хотите знать, кто виновник появления этого романса?»
– Кто же это?
– Это моя собака Урсик.
– ??
– Да, да, не удивляйтесь! Урсик! Урсик! Поди сюда...
В комнату с громким лаем вбежал белый, красивый шпиц и сердито заворчал на гостью.
– Я сейчас вам расскажу, как это было… Однажды в воскресенье я сидел за роялем и фантазировал. В это время прислуга моя собралась гулять с Урсиком и надевала на него сбруйку. Сбруйка была с бубенчиками и мне представился звон колокольчиков… Затем, когда я посмотрел на собаку и увидел ее белый, пушистый хвост, я нарисовал себе картину пушистого снега… Так совершенно случайно возникла у меня идея романса. А слова я всегда сам пишу» 19

 

Романс Штейнберга "Вот что наделали песни твои" (1903 год) — ноты издательства Давингоф (1904) стр.1.20
 

Михаил Штейнберг не только публиковал романсы собственного сочинения, но также охотно работал в музыкальных издательствах в качестве аранжировщика чужих произведений, перекладывая для фортепиано (и голоса) романсы композиторов-любителей (включая знаменитый «Не уходи, побудь со мною» Николая Зубова, на тему которого он также сочинил фортепианный вальс), а также гимны иностранных государств и народные песни. Также не раз был замечен в сочинении песен и мелодекламаций патриотического и верноподданнического характера. Впрочем, для популярных композиторов в начале XX века это было обычной практикой.21

 

Последняя страница нот издательства Давингоф, середина 1910-х годов страничка с перечислением вышедших в издательстве нот Михаила Карловича Штейнберга.20
 

В конце 1900-х годов композитор Михаил Штейнберг переехал из столицы в Москву.

Стиль музыки Штейнберга вполне вписывался в рамки жестокого ресторанного (цыганского) романса. Как правило, он сам сочинял не только музыку, но и текст, отличавшийся таким же стилем (и вкусом).22 Учитывая громадную популярность некоторых песен и романсов, Штейнберга регулярно критиковали за дурной вкус, а также сочиняли на него многочисленные «пародии» или «романсы-ответы». Один только «король эксцентрики» Михаил Савояров отметился, как минимум, пятью «жестокими» пародиями собственного сочинения, самой популярной из которых стала его брутально-грубая песенка «Вот что наделали песни твои!»,23 а также несколько иронических эпиграмм и даже небольшая поэма «Три Михаила».24 

Также была известна комическая пародия Дмитрия Богемского «Гай-да, тройка на резине!» — в отличие от савояровской (где была «пересочинена» и музыка), представлявшая собой пародийный текст на неизменный вариант песни Штейнберга. Эти комические куплеты имели устойчивый успех в исполнении как автора, так и его жены, Марии Эмской. Сам Дмитрий Богемский издал ноты и пластинку со своей пародией.

Во время событий 1917 года Михаилу Штейнбергу исполнилось пятьдесят лет. Начиная с этого момента следы его теряются и сведений о дальнейшей судьбе нет. В годы сталинской «культурной революции» романсы Штейберга были осуждены и запрещены как образчик махровой пошлости — вместе со всем прочим «мещанским наследием прошлого». Однако в более поздний советский период (оттепели или застоя) и, тем более, после 1991 года самые известные и яркие романсы Михаила Штейнберга снова вошли в репертуар широкого круга эстрадных и романсовых исполнителей.24

 

Источники:

  1. ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д.26547. Личное дело №257 студента СПбИУ Штейнберга М.К., Опубликовано на ресурсе earchive-estlatrus.eu — «Межгосударственный э-архив» (документы 19 века из архивных хранилищ Эстонии, Латвии и России).
  2. Дело 257. Л.3-4 Аттестат зрелости выпускника ИНЦГ Штейнберга М. 
  3. Дело 257. Л.5 Метрическое свидетельство М.К. Штейнберга
  4. Дело 257. Фото из личного дела
  5. Дело 257. Л.7-10. Формулярный список Мирового посредника Слободского уч., коллежского секретаря К.Ф.Ц.А. Штейнберга
  6. Основные биографические сведения о М.К. Штейнберге мы приводим по тексту эссе Юрия Ханона "Михаил Карлович Штейнберг: «Жестоко забытый роман-с»"
  7. там же
  8. Дело 257. Л.10 об. Формулярный список, копия списка сделана по запросу г. Родкевича 13 марта 1872 года
  9. Дело 257. Л.16. Свидетельство о месте проживания.
  10. Дело 257. Л.3-4 Аттестат зрелости выпускника ИНЦГ Штейнберга М. 
  11. Ю.Ханон
  12. Краткий исторический очерк Императорской Царскосельской гимназии за XXV лет (1870 – 1895).-СПб.,1895.
  13. Дело 257. Л.13 Заявление в СПбИУ М.К.Штейнберга  
  14. Дело 257. Л.27
  15. Дело 257. Л.29
  16. Ю. Ханон
  17. «Милый, я жду тебя» (вальс-романс для голоса и фортепиано), слова К.И.Бернарова, музыка и аранжировка М.Штейнберга. — СПб.: Н.Давингоф, 1902 г.
  18. «Милый, я жду тебя» (вальс-романс), Раиса Раисова под аккомпанемент ф-но. — С-Петербург, Zonophone X-63776.
  19. С.П. Кизимова. Несравненная Анастасия Вяльцева. Книга первая. Чайка русской эстрады., Брянск, "Придесенье", 1999г.). 
  20. Опубликовано на Википедии
  21. Ю.Ханон
  22. С.П.Кизимова. «Несравненная Анастасия Вяльцева». Книга первая. «Чайка русской эстрады». — Брянск: «Придесенье», 1999 г.
  23. М.Н.Савояров, 2-й сборник сочинений: «Песни, Куплеты, Пародии, Дуэты», стр.29 — Петроград, 1914 г., Типография В.С.Борозина, Гороховая 12.
  24. Ю. Ханон
Рейтинг: 0 Голосов: 0 185 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!