Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Сидоров Пётр Аполлонович (1866 – 1920)

дворянин, педагог, действительный статский советник, директор приюта принца П.Г.Ольденбургского, товарищ председателя СПб общества грамотности, преподаватель латыни в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.

Фотоальбом Сидоровых

 

Пётр Аполлонович Сидоров имел личное дворянство.

Его отец, Аполлон Андреевич Сидоров, который происходил из военной среды, из так называемых «обер-офицерских детей» — это были дети офицеров, родившиеся до получения их отцами чина, дающего дворянство. Он  начинал свой жизненный путь с должности коллежского секретаря (10-й чин из 14-ти). Звание давало возможность занимать руководящие должности в низших организациях. Затем получил должность асессора (8-й чин), что давало личное дворянство, и затем титулярного советника. Получив образование в Санкт-Петербургском университете, он служил в  Статистическом Комитете Совета министров, награжден орденами св. Анны III степени и Александровской лентой за участие в работе при проведении реформы 1861 года по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Имел «благоприобретенное имение» в Выборгском районе Санкт-Петербурга и троих детей: Петра, Алексея (о нем данных никаких не сохранилось) и Веру. 

Сидоров П.А.,1904 г., архив ЦГАКФФД

 

Пётр Аполлонович Сидоров, окончил полный курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1889) с высшими оценками и присуждением звания кандидата. Для поступления в университет тогда надо было подавать прошение, адресованное «Его Превосходительству господину Ректору университета», с приложением документа о крещении, аттестата (послужного списка) отца и свидетельства о получении аттестата зрелости. Он знал 10 иностранных языков. 

Уже в  28 лет (1887) Пётр Аполлонович был произведении в надворные советники (7-й чин), а в 1900 году — произведен в  чин «действительного статского советника», который давал право занимать высшие должности и потомственное дворянство. Он был награжден пятью орденами:

  1. орденом св. Станислава I, II, III степени,
  2. орденом св. Анны II степени
  3. орденом св. Владимира III степени.

 

Пётр Аполлонович был известным в Петербурге педагогом и организатором народного образования, служил директором гимназии под попечительством принца А.П. Ольденбургского и был членом Попечительского Совета приюта. В архиве сохранился указ Императора о награждении П. А. Сидорова орденом св. Станислава I степени, с формулировкой: «в создании особых трудов и заслуг, оказанных Вами приюту…»1

Его избирали вице-председателем и секретарем со­вета, председателем педагогической комиссии общества «Маяк». Общест­во, состоявшее под почетным попечительством принца А.П. Ольденбургского, было создано в 1900 г. для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. Основателем общества был аме­риканский гражданин Джеймс Стоке2.

В1901 году в Петербурге был открыт Народный дом или Зал для народных чтений Э. Л. Нобеля – общественный центр производственно-жилого комплекса механического завода «Людвиг Нобель». Культурно-просветительское учреждение для всех чернорабочих и интеллигентных служащих завода было создано по инициативе и на средства промышленника Эмануэля (Эммануила Людвиговича) Нобеля (1859–1932).  Первоначально руководство чтениями принял на себя директор Приюта принца П. Г. Ольденбургского П. А.Сидоров. Тематика чтений была разнообразной, они охотно посещались не только рабочими, но и их женами и детьми, так что количество слушателей нередко доходило до 600–700 человек. С января 1905 устройство лекций было передано высочайше учрежденной Комиссии народных чтений. Лекции, которые сопровождались световыми картинами и различными демонстрациями, приняли более серьезный характер, приблизившись по программе к чтениям народных университетов, затрагивая не только вопросы русской истории и явлений природы, но и химии, физики, ботаники и пр.3

В 1902 году По возвращении в Петербург из первой своей поездки на Кавказ Его Высочество принц А. П. Ольденбургский задался целью устроить в Гаграх особого типа учебное заведение, куда могли бы приезжать со всей России воспитанники различных учебных заведений, нуждающиеся в поправлении здоровья, и в то же время продолжать свои занятия. Разработка проекта в деталях была поручена директору приюта П. А. Сидорову. 4

В 1909-1917 гг Сидоров преподавал латынь в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. В 1920-е годы, в разговоре с художественным руководителем Ленфильма А. И. Пиотровским, выпускник Николаевской гимназии (тогда уже I Единой Детскосельской трудовой школы) В.В. Горданов с чувством благодарности вспоминал преподавателя гимназии Петра Аполлоновича Сидорова, который читал им «Феонида из Мегары» в своем переводе и даже под скрипку.6

Многие потомки Петра Аполлоновича пошли по его стопам и стали известными педагогами.

Пётр Аполлонович был женат на Евгении Сер­геевне Баранской (1873-1935):1

Баранская Евгения Сергеевна, архив семьи1

 

После революции она работала преподавательницей русского языка.

У супругов было три дочери:

  1. София, старшая (1892-1939)
  2. Ирина
  3. Мария

 

Жили они в квартире из одиннадцати комнат, видимо, от приюта принца Ольденбургского. Их дочь позднее, шутя (она обладала большим чувством юмора) вспоминала об их жизни: Пётр Аполлонович заказывал подать чай «покрепче, послаще и со сливками», а его супруга —  «слабый, негорячий, с лимоном». При разнице во вкусах у супругов был добрый союз. Потомки вспоминали, что дедушка, умирая, сказал о  том, что если бы жизнь можно было начать сначала, он повторил бы все так же. Он завещал дочерям: «будьте добры к людям», и это всей их семье, дочерям было присуще в избытке.

Их дочь, Софьяя Петровна Сидорова, получила образование за границей, училась в пансионе в Швейцарии, перед свадьбой несколько месяцев обучалась в Париже, в Сорбонне. После Сорбоны она преподавала французский язык в гимназии в Оезрках, где познакомилась со своим будущем мужем. В 1913 году она выша замуж заАнатолия Николаевича Вершинского (1888-1944), в последствии профессора, общественного деятеля, просветителя и основателя регионального исторического краеведения в Твери.  

Сидорова Софья Петровна и Вершинский Анатолий Николаевич, архив семьи1

 

В 1915-1917 гг. она училась в Петрограде на истори­ко-филологическом факультете Высших женских курсов. Деканом факуль­тета в то время был известный профессор всеобщей истории И.М. Гревс.

В семье поддерживалась атмосфера уюта, доброты, особой заботы в отношении друг друга. У супругов рождаются и умирают двое детей: слишком много переживаний и трудностей. В годы Первой мировой войны кроме работы А.Н. Вершинский занимался организацией курсов первой помощи, перевозок и ухода за ранеными. Софя Петровна прродолжала занятия на историко-филологическом факультете Высших женских курсов. С началом Гражданской войны в Петрограде начались сложности с продовольствием. Голод и холод привели их к тяжелому заболеванию воспалением легких. Врач, пытавшийся им помочь, сказал: «Если хотите жить — уезжайте». 

В1922 году супруги решили уехать в родные края Анатолия — в Тверскую губернию. Работали в деревне учителями. 

В советское время Софья Петровна преподавала французский язык в Калининском пединституте и немецкий язык в школе. У супругов родилась дочери Евгения (1920-1993) и Алла (10.03.1923), воспоминания которой легли в основу этой статьи, и сын Юрий (1929). у.

Семья Вершинских, архив семьи1

Софья Петровна умерла 25 октября 1939 года, в 1943 году умер её супруг.

 

Младшие дочери Петра Аполлоновича— Ирина и Мария, после октябрьского переворота 1917 года не смогли продолжить учебу по материальным соображениям, да и существовало особое правило для детей интеллигенции — для поступления в ВУЗ нужен был пятилетний рабочий стаж. Они работали служащими в госучреждениях.

Пётр Аполлонович Сидоров скончался в марте 1920 года.

После его смерти семья переехала в маленькую трехкомнатную квартирку с минимальными удобствами у Финляндского вокзала. Одно время у них дома проводились маленькие музыкальные вечера. Сохранился рояль, очень хороший, который в период блокады они отдали на буханку хлеба какому-то музыканту. Дочери Петра Аполлоновича любили также играть в преферанс, у них собирались маленькие компании.

Позднее, после смерти матери, Евгении Сергеевны, в одну комнату к ним вселили женщину с ребенком, так они стали жить в коммунальной квартире, каких в Санкт-Петербурге после 1917 года было множество. При расселении этого дома в новый дом Ирина и Мария Аполлоновны снова оказались в коммунальной квартире. Они пережили всю блокаду Ленинграда и награждены медалью « За оборону Ленинграда».

Об авторе воспоминаний, внучке Сидорова П.А.: А. А. Вершинская окончила исторический факультет Калининского педагогического института (в настоящее время — Тверской государственный университет) и поступила в аспирантуру, в 1951 г. вышла замуж за Аркадия Георгиевича Манькова и переехала в Ленинград. С 1955 г. до выхода на пенсию в 1978 г. работала в Музее истории религии и атеизма в должности научного сотрудника, занималась историей православия, регулярно проводила экскурсии по музейной экспозиции, читала лекции на предприятиях, воспитала двух дочерей и двух внуков.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. Вершинская Алла Анатольевна Воспоминания о прошлом. Публикация подготовлена Черняковой И.А. Научный электронный журнал Carelika № 1 (2014)
  2.  Как возник «Маяк» // Известия Маяка. 1917. Январь.
  3. Энциклопедия благотворительности СПб
  4. Зеленин А. Новый климатический курорт на кавказском берегу Черного моря
  5. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100 с.; Адресная книга "Весь Петербург" за 1916 г
  6. Арнштам Л. Мастер // Советский экран. 1974. № 1.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 453 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!