Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Сно Николай Александрович (1876 - 1942)

Гимназист Императорской Николаевской Царскосельской гимназии до 1888 года, флагманский инженер-механик, участник Цусимского сражения, умер в блокаду.

Фотоальбом семьи Сно

 

Николай Александрович Сно родился 18 июня 1876 года, в Петербурге, в семье финского купца Александра Ивановича Сно и его супруги Александрины.1.

 

Александр и Александрина Сно

 

Кроме него в семье было еще четверо сыновей1, все мальчики Сно учились в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии и стали её выпускниками, за исключением самого Николая. Он, проучившись в начальных гимназическиих классах, выбыл из 2 класса в 1888 году, для продолжения обучения в кадетском морском корпусе, переведен из 1 во 2 класс с наградою 3-й степени.2

Остается пока не выясненным поступил ли Николай, как планировали его родители в кадетский морской корпус, но, вероятнее всего - да, После этого он поступил в 1893 году в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте, из которого выпустился инженером-механиком в 1897 году.  

 

 

Николай Сно в форме гимназиста Николаевской гимназии - слева, и в форме выпускника Технического училища морского ведомства в Кронштадте

 

В последующие годы Николай Александрович служил на различных военных кораблях, дослужившись до звания капитана 1 ранга3:  Его первым местом службы  в 1894 году была  лодка "Ерш".

 

  

Подпись на обороте фотографии слева: "Душеньке Сашурке на память от Николая Сно. Шанхай, 19 ноября 1900 года"

 

Одним из самых интересных походов Николая Александровича стал трёхгодичный заграничный поход на "Владимире Мономахе",  на котором в 1897 году он отправился в Порт-Артур, в  первый в своей жизни заграничный поход. Этот поход продолжался 8 месяцев, до 7 июня 1898 года. Командиром корабля был капитан 1 ранга князь Ухтомский.

Об этом походе в семье сохранилось абсолютно уникальное свидетельство — рукописная книга, в которую включены все письма, которые он написал из похода семье, описывая своё плавание. По возвращению домой, он отдал письма в переписку и получился внушительный том под названием "Три года на "Владимире Мономахе" инженера-механика Николая Сно".

 

Уникальную книгу потомкам капитана удалось сохранить не смотря на все исторические перепетии прошлого века, риск репрессий за хранение подобных документов в годы сталинских чисток.

 

В 1898 - 1899 гг Николай служит в эскадре Тихоокеанского флота, описывая жизнь своей команды. В 1899 году он возвращается в Петербург и дальше служит на Балтийском флоте. 

В 1901 году его назначют членом комиссии по приемке судов. Он служил на многих кораблях, но четыре крейсера были его основными местами службы:

  • 1897 - 1899 - "Владимир Мономах"
  • 1904 - "Грозный"
  • 1905 - 1912 - "Алмаз"4 
  • 1914 - "Полтава"

 

Во время Русско-японской войны (1904-1905), Н.А. Сно служил на крейсере "Алмаз", именно с этим судном он участвовал в знаменитом Цусимском сражении в конце мая 1905 года. "Алмаз" стал единственным крейсером, которому в тяжелых условиях удалось прорваться во Владивосток, куда он пришел 29 мая 1905 года.

В 1913 году Н.А. Сно получает звание капитана 2-го ранга.5 В Первой мировой войне он участвовал на крейсере "Полтава".

В 1915 году ему дают следующее звание - капитан 1 ранга.

За свою службу Николай Александрович Сно имел многочисленные награды и знаки отличия. Он кавалер орденов:

  • Св. Станислава 2-ой ст. с мечами;
  • Св. Владимира 4-ой ст. с мечами и бантом;
  • Св. Анны 3-ей ст.

 

Медалей:

  • Светло-бронзовая в память о военных событиях в Китае в 1900-1901 гг;
  • В память Русско-Японской войны в 1904-1905 гг;
  • В память 300-летия царствования Дома Романовых;
  • Знак об окончании полного курса наук Морского Инженерного училища Императора Николая I

 

Иностранного ордена:

  • Бухарская Золотая звезда 2-ой ст.

 

После революции 1917 года Николай Сно служит инженером-механиком. В 1921 году он был исключен из флота из-за происхождения у, как сын купца, "неблагонадежный" - как было написано в решении. Но уже в 1922 году он был восстановлен в правах. Николай Александрович уехал в Колпино, где жил приблизительно до 1928 года, после чего вернулся в Ленинград и жил на Канале Грибоедова, в  д.144, кв.17.

 

В 1899 году Николай Александрович женился на Татьяне Львовне урожденной Павловой.

 

 

Татьяна Львовна Сно, урожденная Палова, слева - с сыном Петром.

 

В 1900 году у супругов родился сын Пётр. Татьяне Львовне приходилось сопровождать супруга и часто переезжать на новое место его службы. Поэтому заботу о маленьком Пете взяла на себя её родная сестра Паулина Львовна Павлова (17.12.1870 - 03.03.1942) Она заменила ему мать, после смерти сестры. 

В 1903 году семья проживала в Петербурге, по адресу: СПб, Коломенская ул, д.2, кв.366

Пётр Сно, пойдя по стопам отца, окончил Реальное училище в Петрограде и после него закончил Технологический институт, получив профессию инженера. Он с дества любил классическую музыку, играл на фортепьяно.

 

 

Пётр Сно в форме реалиста, 1910-е

 

В 1928 году Пётр Николаевич женился на Домбровской Зинаиде Владиславовне (1908-1964). 20 ноября 1931 года у супругов родилась дочь, которую они назвали в честь матери Петра — Таней.

 

Татьяна Петровна Сно, 1934

 

До Великой Отечественной войны Пётр Николаевич Сно проживал со своей семьей в Ленинграде по адресу: наб. реки Мойки, д.21/23, кв.6 Последний семейный снимок, где вся семья в сборе, датирован 1939 годом:

 

Лампа, запечатленная на снимке до сих пор сохраняется в семье

 

В начале Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, Пётр Сно служил на Балтийском флоте. Его семья была эвакуирована в Молотовскую (н.Пермскую) область, пос. Верхний Суксун. В семье сохранилась открытка, посланная П.Н. своей супруге Зинаиде и дочери Тане туда во время войны.7 В письме отцу, написанном 17 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде, Пётр пишет: "Нас перевели в твоё училище", из чего можно понять, что его перевели в Кронштадт. В 1943 году он пропал без вести

Его отец, бывший флагманский инженер-механик Николай Александрович Сно в блокадном Ленинграде несколько месяцев работал главным механиком на обувной фабрике в Апраксином дворе. В самую страшную блокадную зиму 25 января 1942 года его не стало. Он ушел в день ангела любимой внучки Тани, он так мечтал её увидеть.

Николай Александрович Сно был очень порядочный, воспитаннный, добрый и многим интересующийся человек!

 

 

Последние фотографии Николая Александровича Сно, 1939

 

Его внучка, Татьяна Петровна Сно (1931-1998) стала педагогом, много лет проработала завучем в ленинградской школе №20 для слабослышащих детей. Она стала хранительницей семейного архива. С 2007 года семейных архив Сно находится у её двоюродной сестры З.Г. Домбровской, которая занимается поиском потомков остальных братьев Сно.

 

 

Татьяна Петровна Сно в 1954 и 1980-х гг

 

Мы глубоко признательны Домбровской Зинаиде Григорьевне за переданные Музею документы, фотографии, сведения семейного архива и помощь в написании статьей о братьях Сно.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. Сведения и фотографии семьи Сно переданные Музею Николаевской гимназии потомками, публикуются впервые
  2. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1887-1888 уч. год. СПб.: Тип. Балашева, 1888.- 88 с., 1 л. ил. 
  3. РГАВМФ  Фонд 873, Опись 17, ед.хр.391. Дело Сно Николая Александровича. Полный послужной список
  4. По сведениям, предоставленным специалистом РГАВМФ А.Ю. Емелина Н.А. Сно служил на "Алмазе" до 1912 г. (правда, к тому времени корабль уже был переклассифицирован в яхту).
  5. Уточнение сделанное также А.Ю. Емелиным: Н.А. Сно 18.04.1910 был произведен в чин подполковника Корпуса инженер-механиков, а 28.03.1913 г. переименован в инженер-механики капитаны 2 ранга.
  6. В семье сохранилась открытка на этот адрес на имя ЕВБ Павловой Татьяны Львовны, посланная Н. Сно из Бреста
  7. Адрес отправителя: КБФ (Краснознаменный Балтийский флот) Военно-морская почта 1001, п/я 340, лит. "Х" 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 245 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!