Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Суханов Самсон Ксенофонтович (1768 - 1840-е)

Тропинин Василий Андреевич. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. 1823

Крестьянский сын Самсон Суханов из Вологодской губернии, работавший в Петербурге в первой трети XIX века, вложил свой труд и талант в такие уникальные творения архитектуры, как Казанский собор, Фондовая биржа (Центральный военно-морской музей), Стрелка Васильевского острова, Горный институт, Исаакиевский собор, Адмиралтейство и многие другие сооружения.

Первым биографом Самсона Ксенофонтовича Суханова был один из образованнейших людей своего времени, известный путешественник, переводчик, издатель и критик и, наконец, знакомец Пушкина Павел Петрович Свиньин. В первом номере своих «Отечественных записок» он написал восторженную статью о Суханове, называя его «русским природным ваятелем». Девизом П. П. Свиньина на титульных листах издаваемого журнала были слова:

«Любить Отечество велят: Природа, Бог;
А знать его — вот честь, достоинство и долг!»

По мнению Свиньина, только одни гранитные колонны Казанского собора и колоссальное подножие монумента Минину и Пожарскому в Москве были бы достаточны для сохранения имени Суханова в памяти потомков; а его личная жизнь не менее любопытна и содержит в себе многие черты русского национального характера.

О незаурядности Суханова-мастера свидетельствует и то, что его портрет был написан художником Василием Андреевичем Тропининым (1776—1857), автором одного из лучших портретов Пушкина. Несомненно, художника привлекла личность Суханова — человека творческого и богато одаренного. На картине он изображен в простой крестьянской одежде. С портрета смотрит на нас могучий, богатырского сложения человек, с умным, волевым лицом и осанкой, полной спокойного достоинства и благородства. Обращают на себя внимание большие, крепкие, много поработавшие на своем веку руки. В то же время длинные тонкие пальцы свидетельствуют о склонности человека к творчеству.

Любопытна история этого портрета. В 1967 году московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский — будущий инициатор создания музея Тропинина и московских художников его времени тогда же приобрел для своего собрания несколько работ Тропинина и среди них портрет неизвестного старика. После тщательной и серьезной реставрации, после удаления наслоений пыли и копоти на трудно различимом изображении старика в крестьянской одежде сперва удалось различить подпись художника, а затем и дату создания портрета — 1823 год. Умное, энергичное, резко индивидуальное лицо старика с каменотесным молотком в руках на фоне базы колонны, а также дальнейшие поиски и сопоставления дат и событий, совпадение характеристик портрета и публикаций о Суханове и его возрасте в это время, связей Свиньина с художником Тропининым — все это дало основание для наиболее правдоподобного заключения о том, что на портрете изображен именно знаменитый в те годы каменщик Самсон Суханов. Это также первый в России достойный портрет мастерового человека, строителя.

Это была незаурядная личность, человек, многое видевший и испытавший на своем веку. Рожденный на севере России в бедной семье, Суханов в жизни опробовал многие занятия и ремесла,  батрачил у богатых людей, бурлачил на Северной Двине и Волге, промышлял зверя на Белом море и зимовал ни Груманте (Шпицбергене), сапожничал и плотничал.

Однако свое призвание нашел в каменотесных делах, когда ррибыл в Петербург на заработки (примерно в 1800 году) к  своему родственнику (брату жены) Копылову, занятому в то время на постройке Михайловского (Инженерного) замка Казанского собора и других сооружений. Следует отметить, что со 2-й половины XVIII века, в связи с развитием Петербурга как столицы и более удобного порта для торговли с заграницей значение многих городов и всего Русского Севера понизилось, а значит, изменилось и экономическое положение жителей этих районов. Им пришлось искать новое место приложения своих сил и навыков.

Одним из привлекательных мест для отхожих промыслов стала северная столица с ее многочисленными стройками. Из прибывающих издалека крестьян и ремесленников особенно ценились каменотесы, кузнецы, плотники, столяры и другие опытные в строительном деле люди. Человеку из Русского Севера было легче уйти на отхожие промыслы, так как он не был в крепостной зависимости от своего барина, а выбраться на заработки крестьянам из ближних губерний, например из Псковской или Новгородской, было достаточно затруднительно, если их специально не присылал помещик. Поэтому в Петербурге находилось наибольшее число работников из бывших крестьян Вологодской и Архангельской губерний.

К моменту заключения подряда на сооружение ванны для Баболовского дворца (1811 год) Самсон Ксенофонтович (в обиходе — Семенович) Суханов уже был широко известен в Петербурге как весьма искусный каменщик-ваятель и подрядчик.

Всеобщее удивление и восхищение вызывали изготовленные Сухановым монолитные гранитные ванны для императорских Зимнего, Петергофского и Александровского дворцов. Артель Суханова высекала фонтаны на Царскосельской дороге из гранита, скульптуры и колоннаду Горного института из пудостского камня, гранитные набережные Петербурга, гигантские колонны для Исаакиевского собора и даже памятник Минину и Пожарскому в Москве (1817 г., скульптор Мартос). Многие произведения создавались в императорских пригородных резиденциях Царского Села (терраса Руска) и Павловска (цоколь, четыре колонны красного гранита в Мавзолее и лестница к портику, мост из черной плиты у Пиль-башни).

В архиве имеется «Дело о выдаче купцу Суханову 6 тыс. руб. за выделку ванны из гранита и перевозку оной в Баболовскуто купальню», из которого, однако, сложно проследить историю создания ванны.

В письме от 12 февраля 1819 года генерал-лейтенант А. А. Бетанкур писал министру двора князю П. М. Волконскому о том, что по контракту с купцом Сухановым на сумму 16 тыс. руб. ему следует выдать остаток в 4 тыс. руб., отмечая при этом, что Суханов как изготовитель понес убытки и претендует дополнительно на 5 тыс. руб. 15 февраля 1819 года П. М. Волконский в ответ написал два письма: Бетанкуру на французском языке и на русском языке — министру финансов Д. А. Гурьеву (сейчас более известному как автор кулинарного рецепта непревзойденной «гурьевской каши») с изложением следующей истории указанной ванны.

В 1811 г. генерал-лейтенант А. А. Бетанкур заключил контракт с купцом Сухановым на выделку и перевозку гранитной ванны в Баболовскую купальню с оплатой в три срока 16 тыс. руб. В мае 1818 года ванна была изготовлена и поставлена на место, и Суханову за выдачей ему в два срока 12 тыс. руб. следует доплатить 4 тыс. руб., но так как он по сему контракту понес некоторые убытки, то «Государь Император высочайше повелительствовал выдать ему из казны б тыс. руб. ассигнациями, каковые деньги не угодно ли будет Вашему превосходительству приказать доставить прямо к г. Бетанкуру, которого я уведомил о сем высочайшем соизволении».

Как уже указывалось, ванна обрабатывалась в течение 7 лет, с 1811 по 1818 год, это стало одной из причин разорения Суханова как подрядчика в условиях отсутствия новых заказов. Самсон Суханов дважды обращался за материальной помощью: первый раз (10 апреля 1834 года) к императору Николаю I [42] и второй (5 октября 1840 года) — к наследнику престола, будущему императору Александру II. В обоих случаях в прошениях указывалось, что эта ванна была сделана по повелению императора Александра I, а из второго прошения следовало, что, работая над ней, Суханов понес большие убытки.

Вот фрагмент из второго прошения:
«Ванна, из цельного отруба огромной величины гранита, которую сделал я по повелению в бозе почившего...Вашего Императорского Высочества Дяди, ...Государя Императора Александра Павловича, заслужила одобрение лучших знатоков в сем деле, и я радостно наслаждаюсь лестными отзывами, хотя и понес в сей работе действительного убытку не менее семи тысяч рублей, ибо увлечась ... оную сделал по контракту только за шестнадцать тысяч рублей».

Отметим, что в ответ на первое прошение 1834 года Суханов вскоре получил заказ на изготовление двух постаментов для грандиозных памятников полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. Тогда отбор был проведен по конкурсу на торгах (Суханов участвовал в этом конкурсе без имущественного залога на подряд — по личному разрешению императора Николая I). А на второе прошение (1840 года) ответа не последовало, и потому работы над постаментами для открытых в конце 1837 года великолепных памятников двум известным полководцам — освободителям России в Отечественной войне 1812 года — оказались лебединой песней Суханова. Особо следует отметить, что эти постаменты были им выполнены по рисункам архитектора В. П. Стасова.

 

Источник:

  • Рубан В.М. Баболовский дворец и творение мастера Суханова. Наука, 2003 год.

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 8018 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!