Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Трескин Анатолий Владимирович (1905-1986)

Статья о выдающемя советском реставраторе Трескине Анатолии Владимировиче , много работавшем над реставрацией Павловского дворца и некоторых объектов в Царском Селе после войны. Статья из газеты Вперед за 1965:

Вряд ли есть в Европе, столь богатый выдающимися архитектурными памятниками, как наш красавец Ленинград. Его замечательные ансамбли улиц и площадей, грандиозные дворцы, монументальные соборы, величественные общественные здания известны всему миру.

Война и вражеская блокада нанесли огромный ущерб многим из них. Бомбардировки с воздуха, варварские артиллерийские обстрелы повредили немало таких зданий. Но одним из самых страшных врагов архитектурных памятников Ленинграда в период блокады оказалась непогода.

Залы Зимнего дворца, здания бывшего Главного штаба, Русского музея, дворцов Юсуповых, Строгановых, Шуваловых и десятки других исторических зданий требовали неотложных мер. Реставрация монументальных росписей в таких широких масштабах впервые в истории вызвала огромные трудности. Необходимо скопировать старых мастеров, чтобы потом узнать их технику. Большие копии с картин Тициана, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. украшают квартиру художника. Много картин и особенно портретов выполнено мастером. Среди них целая галерея портретов советских полководцев для музея обороны Ленинграда. Но основная область художественного творче¬ства мастера — это реставрация.

Возрождение замечательных росписей прошлых.веков во дворцах и общественных зданиях Ленинграда стало целью жизни Анатолия Владимировича. Пожалуй, нет ни одного выдающегося здания — памятника в Ленинграде, где бы он ни трудился. Его усилиями воссоздана нарядная, сверкающая яркими красками роспись величественного бального зала бывшего дворца графа Лаваль. Этот высокий дом на берегу Невы и зал воспеты Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины». Отсюда, прямо с бала, княгиня Трубецкая отправилась в Сибирь, к своему сосланному мужу-декабристу.

Кто не любовался простором и блеском торжественной Иорданской лестницы в Зимнем дворце? Окружение плафона искусно передает архитектурную композицию — своды, скульптуры атлантов, статуи, вазы с букетами. Все это написано заново А. В. Трескиным. Старая роспись погибла в период блокады. Лишь несколько сохранившихся кусков росписи и фотографии были исходными материалами для воссоздания всей композиции. Мастер не только сумел блестяще передать композицию и колорит прежней росписи, выполненной в 1838 году, но и умело увязать ее с огромным живописным плафоном — картиной XVIII века.

Двенадцать залов реставрировано мастером в величественных анфиладах Зимнего дворца. Залы Русского музея, Строгановского и Юсуповского дворцов, Дворца пионеров им. А. А. Жданова — все они видели под своими высокими сводами неутомимого мастера.

После работы А. В. Трескина с бригадой своих помощников — таких же энтузиастов, любящих создать вновь, по остаткам росписи на обломках штукатурки, выбранным из завалов и пожарищ, фотографиям и зарисовкам. Огромная изыскательская работа предшествовала созданию каждого эскиза росписи. Нужно было учесть все — и натурные эталоны, и довоенные фото, и документальные описания, и даже впечатления хорошо знавших эти росписи до войны. Каждый рисунок, каждый эскиз были результатом большого кропотливого и вдумчивого труда.

Кавалерский и Тронный залы, Картинная галерея, Парадный вестибюль и лестница, Библиотека Росси... Из года в год помещения возрожденного дворца украшаются замечательными росписями. Двадцать шесть залов и комнат расписано здесь Анатолием Владимировичем и его помощниками. Площадь исполненных росписей составляет уже свыше 4 тысяч квадратных метров. Нет ни одного посетителя музея, который бы не восторгался плафоном величественного Тронного зала, а ведь он создан впервые. Эта грандиозная по площади (400 кв. метров) и выразительная архитектурная композиция, задуманная выдающимся итальянским декоратором Пьетро Гонзаго, не была осуществлена в конце XVIII века.

Дворцовый переворот 1801 года, убравший Павла I с престола, прервал работы по отделке зала. Авторский замысел архитектора В. Бренна и художника П. Гонзаго остался лишь в эскизах. Теперь, через 150 лет, предстояло осуществить задуманное. Скептики высказывали сомнение: а под силу ли эта ответственная работа художникам? Ведь для осуществления замысла Гонзаго нужно знать не только технику росписи, но и овладеть тайнами перспективы, на законах которой строится вся композиция. Эскизы Гонзаго, фрагменты его уцелевших фресок на стенах дворца, подлинные декорации в Юсуповском дворцовом театре усадьбы «Архангельское» — все было исследовано и изучено Анатолием Владимировичем. Только «вжившись» в творчество гениального декоратора, можно было приступить к росписи эскизов в роспись. И вот работа завершена. Сняты и убраны высокие леса. Зал предстал во всем своем великолепия. Красочная композиция в виде легкой, круглой двухярусной колоннады уходит в небо, возвышаясь над стенами зала. Все пронизано воздухом и светом, увеличивая высоту зала. С необычайной иллюзорностью написаны «предметы», введенные в архитектуру, драпировки, боевые, пробитые пулями знамена русской армии, которые, свисая с балконов, кажется, колышутся... Сомнения скептиков оказались напрасными. Советские мастера блестяще справились с поставленной задачей.

Росписи зала получили ие только высокую оценку специалистов, но и полное признание самых широких масс посетителей дворца-музея. «...Поражает роспись плафона в Тронном зале, где ленинградский художник Трескин создал изумительно иллюзорный фантастический дворец и с помощью кисти победил пространство. Ведь это колоссальный труд и большое мастерство», — пишет труппа научных работников Москвы.

Только что закончены росписью залы Южной парадной анфилады дворца — Будуара, Парадной , спальни, Библиотеки. Скоро еще шесть залов вступят в строй и будут радовать своей красотой посетителей дворца.


СЕЙЧАС А. В. Трескин работает над воссозданием эскизов росписей шелковых панно парадной спальни, которую предстоит возродить его бригаде. А впереди еще реставрация знаменитых фресок галереи Гонзаго, росписей Гонзаго на фасадах «Пиль-башни» и многие другие работы.

Талантливому художнику исполнилось 60 дет. Он полон творческих планов и неутомимой энергии. Пожелаем же ему доброй здоровья на долгие годы и успешной плодотворной работы!

газета Вперед, 1965

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2918 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!