Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Видов Александр Фомич (1829 - 1896, Царское Село)

действительный статский советник, придворный архитектор, академик архитектуры

 

Александр Фомич фон Видов - архитектор, отдал почти 50 лет служению Царскосельскому дворцовому ведомству и являлся с1854 по 1896 год его старшим дворцовым архитектором. Он внес весомый вклад в формирование и сохранение исторического облика городской застройки и императорских парков Царского Села.

Имя архитектора Александра Фомича Видова известно в основном специалистам, однако его творчество — неотъемлемая часть истории Царского Села. Видов работал в период, когда эстетические идеалы отошли от единого канонизированного образца, которому долгое время сохранял верность классицизм. Новации выражались в свободном выборе форм, опробованных в искусстве прошлого: эта идея направляла развитие стиля, получившего название «историзм», который в XIX веке стал общеевропейским явлением.

Будущий зодчий родился 16 мая 1829 года в городе Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия) в семье немецкого «портных дел подмастерья» лютеранского вероисповедания. Его родители Томас и Анна фон Видовы получили работу и заказы в Царском Селе. Этот город сыграл в жизни их сына значительную роль.

Биографические сведения об А. Ф. Видове немногочисленны и почерпнуты в основном из его формулярного списка и сведений, находящихся в фонде Императорской Академии художеств. Он получил обычное школьное образование; имел склонность к рисованию и зарисовывал здания родного Гельсингфорса, море, пейзажи.

Эти рисунки были предъявлены им при поступлении на архитектурное отделение Петербургской Академии художеств, где он блестяще зарекомендовал себя как рисовальщик.

В 1840-х годах Александр фон Видов работает в качестве архитекторского помощника под руководством архитекторов Василия Стасова и Андрея Штакеншнейдера в Александровском дворце в Царском Селе. В этом дворце по рисункам А. Видова была оформлена Голубая гостиная супруги Николая I Александры Федоровны, которая одновременно являлась и кабинетом императрицы.

В 1851 и 1852 году он был награжден 2 серебряными медлями первого и второго достоинства " по теории практического строительного искусства, правильным составлением смет и в исправлении рисунков фигур и орнаментов", а в 1853 году он получил звание художника с правом на чин XIV класса.

Завершив учебу, Видов 12 октября 1854 года получил работу в ведомстве Царскосельского дворцового правления при своем учителе — архитекторе Ипполите Антоновиче Монигетти, в его мастерской с чином коллежского регистратора. Творчество А.Ф.Видова в течении 40 с лишним лет неразрывно связано с именем учителя.

Их знакомство состоялось, по всей видимости, в Царском Селе,  где они были соседями. До 29 октября 1839 года семья портного мастера Видова жила в Царском Селе во второй части третьего квартала в деревянном доме №24 по Магазейной улице (с прочими надворными строениями), который продали, разделив дом и участок на две части между вдовой коллежского регистратора Михайловой и вдовой Вильманстрбарской, примерно на месте этого дома. 

В качестве помощника архитектора он выполнял самостоятельные работы под наблюдением Монигетти и вел наблюдение за строительством, осуществляющемся в городе по его проектам. С 1854 года А. фон Видов участвует в переделке личных комнат императора Александра II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

А.Ф. фон Видов типичный представитель нового в то время стиля — экслектика, для которого храктерны симпатии к стилям прошлого и их смешение.  Видов использовал в своих работах элементы разных стилей, не отдавая особого предпочтения какому-либо одному. Талантливый и ищущий художник, он глубоко и серьезно изучал архитектуру.

В 1858 году Видов подал в Совет Академии художеств прошение на соискание звания академика. Представление было поддержано Монигетти, который усматривал в работах своего ученика отличные знания как в художественной, так и в технической части, а также свидетельствовал, что, кроме переделок во дворцах, он выстроил несколько частных зданий в Царском Селе с величайшим вкусом и удобством в помещениях и одинаково силен в практике строительного искусства, правильном составлении смет и живописном искусстве.

16 марта 1859 года профессор архитектуры И.А.Монигетти составил о нем отличный отзыв и 18 марта Видов признается академиком СПб Академии художеств. Кроме того, 12 октября «в награду отлично усердной службы» архитектору было пожаловано полугодовое жалованье, а 10 ноября 1859 года указом Сената он получил чин титулярного советника, что упрочило его положение (Видов был вынужден совмещать службу при Дворцовом правлении с работой в Провиантском ведомстве, куда был зачислен в феврале 1861 года).

Его жизнь резко изменилась в июле 1862 году, когда И. А. Монигетти отправился в командировку в Крым, для строительства императорской дачи в Ливадии. Обязанности придворного архитектора в Царском Селе возложили на Видова.

  • 1861 – титулярный советник, помощник архитектора Дворцового правления, академик, имеет медаль 1853-1856 г.
  • 1872 – нс., академик архитектуры, архитектор Царскосельского Дворцового правления.
  • 1874 – 1877 кс, академик архитектуры, архитектор Царскосельского Дворцового правления.

 

С разрешения Я. В. Захаржевского, в связи со срочным отъездом Монигетти, «исправление должности» архитектора Царскосельского дворцового правления с 4 июля 1862 года перешло к его помощнику Александру Фомичу фон Видову. Примечательно, что уже будучи академиком фон Видов продолжал служить в должности помощника архитектора при Монигетти вплоть до его отъезда в Ливадию.

 

В этот период он много и плодотворно работал как в городе, сооружая многочисленные дачи, так и в императорских дворцах: осуществил реконструкцию куполов церкви Екатерининского дворца, рассчитал железные конструкции глав (1863) по собственному проекту, провел капитальные работы по возобновлению Большого Царскосельского дворца после пожара.

16 июня 1863 года в Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца возник пожар, полностью уничтоживший купола. По распоряжению Александра II Видов должен был «возобновить» главы дворцовой церкви в первоначальном виде, который они имели во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны. Зодчий разработал систему конструкций и креплений, соответствующую уровню современной ему инженерии, и по-новому решил объем подкупольного пространства. 6 июля 1865 года архитектор получил за эту работу орден Св. Анны 3-й степени.

Еще одной награды — ордена Св. Станислава 2-й степени — Видов удостоился 26 ноября 1866 года за работы по созданию цветника и веранды (перголы) в Собственном садике Царскосельского парка. За полтора года до этого министр императорского двора констатировал, что «Государю императору угодно, чтобы местность в Царскосельском саду от спуска на арках у Камероновой колоннады, вдоль аллеи, ведущей от сего спуска до острова, на котором находится концертный зал (со включением сего острова), а отсюда заворачиваясь к стороне Малого каприза и потом назад вдоль  палисада, ко дворцу отведена была под  «особый собственный Их Величеств садик».

 

В мае 1867 года Видову вновь поручили исполнять обязанности придворного архитектора в связи с отъездом И. А. Монигетти в Крым.

В это время под руководством архитектора были осуществлены работы в Александровском дворце для наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) и его жены. Зодчий изменил архитектурно-декоративную отделку части здания, провел капитальные работы, переоформил интерьер.

Наиболее эффектной была отделка Голубой гостиной, для которой Видов подобрал и заказал предметы обстановки. Все созданные им залы были обставлены модной в то время мягкой мебелью, зеркалами, ширмами, витринками с фарфором, что соответствовало моде и вкусам владельцев. Видов выдержал императорские апартаменты в стиле историзм, использовав в качестве элементов декора не только украшения стен и потолков, но и камины, осветительные приборы, мебельные гарнитуры; цвет и рисунок драпировок, портьер, обивка мебели участвовали в создании образа наравне с массивными щитами с военной арматурой на стенах, трофеями и доспехами; дополняли обстановку крупные фарфоровые и керамические вазы, а также кашпо с цветами. В комнатах были расставлены памятные для императорской четы предметы, подарки дорогих и любимых людей.

13 ноября 1867 года «наследник цесаревич во внимание своего благоволения к трудам исполняющего должность архитектора Царскосельского Дворцового Правления академика титулярного советника Видова, по возобновлению здешнего Александровского дворца, изволил пожаловать ему перстень с вензелевым изображением имени Его Высочества о чем имею честь уведомить для внесения сей награды в формулярный список о службе г-на Видова».

Наряду с прочим придворный архитектор занимался массой мелких работ по заказам императорского двора: так, он

  • исполнил у подъездов дворцов зонтики на чугунных колонках,
  • починил Зеркальную площадку, заменив старые мраморные плиты;
  • сделал рисунки деревянных пьедесталов и бронзовых карнизов для фарфоровых парных ваз, подаренных Александру II французским императором Наполеоном III и установленных в залах парадной анфилады Большого (Екатерининского) дворца в 1868 году в Парадной Голубой гостиной;
  • чертежи экипажных сараев;
  • рисунки разборных лесов для церкви Екатерининского дворца;
  • рисунки оконных переплетов нижних и верхних окон вантикамерах в связи с их заменой на новые из-за ветхости;
  • проекты столбов с фонарями для электрического освещения площади перед Александровским дворцом и в парках;
  • рисунки заборов, ворот, калиток; дорожки в парках в существующем и предполагаемом видах.

 

Своеобразие творческого почерка архитектора наиболее ярко проявилось в решении лютеранских храмов.

Одной из первых царскосельских работ Видова за пределами императорской резиденции стало завершение строительства готической лютеранской церкви на берегу пруда (Набережная 4), где совершались богослужения на немецком, финском и латышском языках. Проект архитектора был утвержден императором Александром II в 1860 году.

 

Добротное, красного кирпича здание кирхи с высокой островерхой башней-кровлей и контрфорсами отвечает художественным тенденциям архитектуры середины XIX века. Благоустроенный, своеобразной архитектуры комплекс до настоящего времени является одним из интереснейших памятников города. Кирха представляет собой запоминающийся образец храма в готическом стиле, созданный при помощи немногочисленных, но точно рассчитанных приемов, передающих характер средневекового зодчества.

Финская кирха вместимостью в 2000 человек в Царскославянском пасторате Царскосельского уезда, находящаяся близ д. Попово и Пязелево, была построена им на месте деревянной церкви в 18831885 годах.

В 1866 году Видов был произведен в действительные тайные советники за большую работу по строительству при Николаевской (Пулковской) главной астрономической обсерватории павильона для помещения нового мощного рефрактора, самого большого в Европе; также с 1882 по 1886 год он выстроил и оборудовал астрофизическую лабораторию для Николаевской Главной астрологической обсерватории. Усердие, художественный вкус в сочетании с приобретенным инженерным опытом и знание особых научных требований помогли ему решить трудную задачу. За многолетний безвозмездный труд и строительство здания для крупнейшего в мире 30-дюймового двухлинзового телескопа зодчего произвели досрочно, вне правил, в чин действительного статского советника.

В 1868 году архитектор подготовил проектмемориального комплекса (часовня с караулкой) на станции Александровской, посвященного счастливому спасению императора Александра II в Париже, в Булонском лесу, во время уже второго совершенного на него покушения. Генеральный план местности, окружающей станцию, с показанием мест, где предполагалось строительство, план часовни и т. д. — весь процесс работы архитектора отражен в подписных чертежах, хранящихся в собрании ГМЗ «Царское Село».

Небольшая каменная часовня вблизи железнодорожной станции была заложена в сентябре 1868 г. Однако расчёты А. Ф. Видова на скорейшее завершение работ не оправдались, закончить строительство в сентябре не удалось. На следующий год государь повелел совершить освяшение часовни 25 мая в Его присутствии. Спустя восемь месяцев, в 1869 году,  её постройка была окончена

Почти за полвека в должности главного архитектора Царского Села, Александр Фомич фон Видов перестроил здания многих учебных заведений. Нужно отметить, что все эти здания до сих пор служат по своему прямому назначению, а именно: для правильной организации учебного процесса.

Во-первых, это Царскосельская Мариинская женская гимназия (сейчас Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой).  Мариинская женская гимназия — прогрессивное учебное заведение, открытое в Царском Селе в 1865 году. В связи с работами по приспособлению здания под учебные цели Видов был причислен к службе по IV отделению собственной Его Величества Канцелярии с поручением архитекторских обязанностей по дому Царскосельской Мариинской гимназии. Здание расширили, увеличили в объеме, его строгий фасад полностью соответствует выполняемой им функции учебного заведения.

Во-вторых, Царскосельское женское училище девиц духовного ведомства Петербургской губернии (сейчас это средняя школа № 606 с углублённым изучением английского языка).

14 июля 1867 года Видов принял вновь учрежденную должность архитектора (без жалованья) при Царскосельском училище девиц духовного звания. Это было первое женское заведение такого рода в России; его воспитанницы происходили из семей православных священнослужителей, не имевших средств для образования дочерей. Видов составил проекты и сметы на перестройку здания в связи с ростом числа воспитанниц.

В-третьих, здание Николаевской мужской гимназии.

 

В 1862—1865 годах, осуществляя проект архитектора И.А. Монигетти, Видов руководил работами по перестройке жилых флигелей фабрики ассигнационных бумаг для размещения Николаевской богадельни (впоследствии приспособлена под Николаевскую мужскую гимназию)

 

 

и Царскосельской городовой ратуши (Набережная ул., 12,14), при чем творческой удачей Видова стало оформление интерьера православной домовой церкви.

В 1869 году архитектор приступил к длительной работе, которая произвела революцию в жизни жителей Царского Села. Рост города во второй половине XIX века потребовал перевооружения городского хозяйства, и в частности строительства технических зданий новых типов. Смелый взлет инженерной мысли, достижения науки и техники коснулись Царского Села, в котором еще с XVIII века существовали трудности с водоснабжением. Видов начал реконструкцию городского водопровода: по его проекту была сооруженапервая в городе водонапорная башня, называемая Певческой, так как она выстроена на месте и фундаменте бывшего Певческого флигеля, в глубине квартала, за Дежурными конюшнями.

Строительству предшествовала большая подготовительная работа: составлялись фиксационные планы объектов в существующем виде, а затем в предполагаемом виде. Сохранившийся проект позволяет проследить замысел зодчего. Впоследствии для электродинамомашины был создан специальный зал — одна из первых в России электростанций.

Вторая водонапорная башня, выстроенная также по проекту Видова в Софии (районе Царского Села за Орловскими воротами) и получившая название Орловской, была модернизирована позднее архитектором С. А. Данини.

Эти две постройки явились поистине историческим событием в жизни города, изменившим быт горожан Певческая и Орловская башни до недавнего времени оставались самыми высокими постройками города. Они позволили провести полную реконструкцию дворцового и городского водопроводного хозяйства.

Технические и технологические требования архитектор соотнес с конструкцией зданий: в башнях были установлены водонапорные баки, проложены чугунные трубы. Промышленная архитектура требовала выработки новых конструктивных приемов и форм, которые впоследствии получили широкое распространение.  Несомненно, что эти две водоподъемные башни имеют большую историко-культурную ценность как ранние образцы сложных инженерных решений подобного типа. Своеобразный облик этих зданий, которые по воле архитектора получили вид крепостной башни—донжона, наряду с Белой башней и Башней—руиной стал неотъемлемым элементом царскосельского городского и паркового пейзажа.

В обязанности сотрудников строительной части дворцого управления входило не только возведение дворцовых зданий и павильонов, но и проектирование, а также сооружение частных домов для жителей, или, как тогда их именовали, обывателей Царского Села. Архитектор много работал по заказам царскосельских обывателей, доживавших здесь свой век обедневших дворян (эти, в основном деревянные, дома не дошли до наших дней).

А.Ф. Видову приходилось выполнять самые разнообразные работы — от парковых сторожек до административных зданий, жилых домов для людей среднего достатка и особняков вельмож.

Среди его работ по индивидуальным заказам:

 

Пушкинская 19. Дом Юзихина

 

Фасады многих построек, автором которых является Видов, оформлены красным кирпичом с включением крупных оштукатуренных фрагментов—профилированных тяг, филенок, наличников, сандриков, щипцов. Частные жилые дома, каменные и деревянные, которые строили по проектам Видова, были тактично вписаны в сложившуюся градостроительную структуру и во многом определяли облик Царского Села второй половины XIX в.

К их числу относятся дом М.Н. Раевского на углу Пушкинской и Оранжерейной улиц, жилой дом на углу Малой и Конюшенной улиц.

Эти небольшие постройки со сдержанным архитектурным решением фасадов характерны для периода эклектики и в то же время сохраняют индивидуальность творческого почерка мастера в композиции и пропорциях.

В 1871 году дворцово-парковый ансамбль Запасного дворца был пожалован в собственность великому князю Владимиру Александровичу, сыну Александра II. В связи с этим Видов «по одобрению Его императорского Высочества Владимира Александровича произвел новые постройки при Запасном дворце:

исполнил постройку Кавалерского 3-х этажного дома с помещением в верхнем антресольном этаже прислуги; флигеля для квартир унтер-шталмейстера; конюшни на 48 стойл для собственных лошадей Владимира Александровича; экипажного с теплыми помещениями сарая; конюшни для наемных 24 лошадей с фуражным и бланкардным отделением; 2-х этажного флигеля для квартир (смотрителя дворца и прислуги); с банею для Владимира Александровича; садика; ледника; кузницы; прачечной; навеса для дров; мраморной вазы с бассейном для фонтана и чугунного павильона на берегу пруда, а также железных решеток с воротами для ограждения местности садика и всей местности при упомянутом дворце» .

 31 августа 1875 года за работы «по восстановлению» Запасного дворца Великий князь Владимир Александрович в день крещения своего сына подарил архитектору бриллиантовый перстень со своим вензелем.

В 1878 году после смерти Монигетти, фон Видов занимает  его место.

Многие работы, которые велись под руководством фон Видова, стали ранними примерами реставрации. В их числе ремонт и укрепление шпиля Знаменской церкви, ремонт деревянной купальни Дж. Кваренги, ремонт городского собора Святой Великомученицы Екатерины, переделка и реставрация интерьеров Александровского дворца.

В числе наиболее крупных первых работ архитектора была частичная перепланировка Императорского Отдельного парка под застройку дачами, которая осуществлялась с участием садового мастера В.И. Миллера. Глубокое понимание особенностей ландшафтной архитектуры с учетом правил строительства в Царском Селе позволили архитектору тактично вписать новые дома, многие из которых построили по его проектам (например, дача О.Е. Шухт по Павловскому шоссе, 26), в объемно—пространственную структуру парка. 

Последней работой Видова стало оконченное вчерне в 1895 году новое здание на углу Церковной и Средней улиц, предназначенное для квартир придворнослужителей и временного размещения придворно-музыкантского хора во время его приездов в Царское Село.

Сохранившиеся образцы построек мастера принадлежат к числу лучших произведений в стиле эклектики и свидетельствуют об универсальном характере его творчества. За период долголетней службы за ним справедливо укрепилась репутация высокопрофессионального специалиста в области архитектуры и строительства, он пользовался большой популярностью и искренним уважением.

Александр Фомич фон Видов скончался в возрасте неполных 67 лет в ночь с 1 на 2 января 1896 года в собственном доме в любимом им Царском Селе. 

Его супруга Амалия фон Видов умерла раньше супруга — в 1885 году. У супругов осталась дочь Александра Александровна, которая родилась 10 декабря 1872 года и сохранила лютеранское вероисповедание отца. А. Ф. фон Видов похоронен на Казанском иноверческом кладбище Царского Села вместе с женой Амалией, место захоронения утрачено.

Там же похоронена Мария фон Видов, урождённая Штифель (1835-1887), возможно, супруга его брата Карла.

Его братКарл Фомич фон Видов: 

  • директор Царскосельского приюта (будущего Алексеевского приюта) в период его нахождения на углу Московской ул. и Торгового переулка.
  • 1861 – младший аптекарский помощник городской больницы и богадельни ЦС. 
  • 1863 – ттс., 
  • 1875 – кс, управляющий аптекой городской больницы и богадельни, 
  • 1895 — cс., Дворцовое правление.
     


Постройки А.Ф. фон Видова в Царском Селе в хронологическом порядке:

 

  • Закладка усадьбы.Паткуль состоялся в 1854 г. Проект разработал архитектор И. Монигетти. с учетом пожеланий владельцев, а наблюдение за постройкой осуществлял его помошник А.Ф.Видов
  • Архитектором А. Ф. Видовым перед Гротом был насыпан берег и устроена пристань
  • Осенью 1855 г. царь утвердил план отвода шести дачных «мест» в Отдельном парке, разработанный арх. А. Ф. Видовым
  • Павловское шоссе 26,Дача О.Е. Шухт, 1860- построен арх. А.Ф.Видов, 1895 — перестроен, арх. А.Ф. Видов
  • В 1862—1865 годах, осуществляя проект архитектора И.А. Монигетти, Видов руководил работами по перестройке жилых флигелей фабрики ассигнационных бумаг для размещения Николаевской богадельни
  • В 1863 году в части дворца вновь случился пожар, по-вредивший потолки, но плафонную живопись удалось снять и спасти. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор Придворной конторы А. Ф. Видов, Зеленой столовой вновь было возвращено архитектурно-художественное убранство времени Ч. Камерона.
  • В шестидесятые годы XIX в. архитектор А.Ф. Видов надстроил жилые корпуса Дворцовых теплиц вторым этажом, возвел новые теплицы, заменил деревянные заборы каменной оградой. На участке находились многочисленные парники, гряды и теплицы дворцового хозяйства.
  • 14 августа 1860 года по высочайше утверждённому проекту, разработанному архитектором А. Ф. Видовым, была заложена новая каменная кирха. В 1864 году, после того как император Александр II лично выделил приходу семь тысяч рублей, началось строительство. Спустя год постройка кирхи была окончена и 17 апреля 1865 года, в день рождения императора, она была освящена.
  •  К 1866 году здание, в которое переехала Мариинская женская гимназия  перепланировал, приспособив для учебных нужд архитектор А.Ф. Видов.
  • Невеста Александра III, датская принцесса Луиза София Фредерика Дагмар приехала в Царское Село ясным сентябрьским днем 1866 года. На лето 1867 года молодожены переехали в Царское Село, в Александровский дворец. Для них были отведены апартаменты на первом этаже правого флигеля, которые были отделаны по проекту придворного архитектора А. Видова. Покои были удобными и уютными, их обстановка отвечала всем новейшим тенденциям моды середины XIX века.
  • Малая 49,  Нынесуществующий каменный дом в формах эклектики построили на месте деревянного в 1863 — 1866 гг по проекту архитектора А.Ф.Видова.
  • В 1867 году составлял проект одного из домов Шухт на Павловском шоссе
  • В 1870-е гг мезонин дома В.П.Матусевича был перестроен по проекту архитектора А.Ф.Видова для Веселаго
  • Домовладения на углу Колпинской и Оранжерейной улиц с постройками приобрел, предположительно, в 1870-е гг., генерал-майор М.Н. Раевский, сразу же частично перестроив по проекту А.Ф. Видова бывший дом Бакиновского.
  • В 1870 г. арх. А.Ф.Видов расширил бывший дом Сафонова на одну ось по Церковной улице в связи с устройством лестницы для К.И.Коха.
  • Перетсройка дома купца Белозерова (Радищева 11 / Красной звезды 18)
  • Баболовскому дворцу в конце 1870-х годов зданию потребовался ремонт, который был проведен в 1879—1880 годах под руководством А. Ф. Видова.
  • В 1882 г. архитектор составил проект перестройки дома Густерина на углу Оранжерейной и Малой улиц. Оно стало двухэтажным, прямоугольным, на скошенном углу устроен вход. Первый этаж – для торговли, второй – для жилья.
  • Финская кирха близ д. Попово и Пязелево в 1883—1885 годах.
  • Малая 54,Дом А.Баранова (М.Ф.Хун), 1830-е годы арх. А.П.Гильдебрандт; перестроен в 1886 году арх. А.Ф.Видовым
  • 1886Второй дом Раевских
  • В 1887 году по проекту архитектора А.Видова была построена Певческая водоподьемная башня — первая электростанция в Царском Селе
  • В 1887 году по его проекту построены башни-близнецы городского водопровода: Здание Певческой водонапорной башни и водонапорной Орловской башни
  • В 1890-х архитектором А.Ф.Видовым перестроен Продольный (Каскадный) канал вдоль Садовой улицы в Екатерининском парке.
  • Значительные работы по модернизации и переоборудованию Дворцового госпиталя провели в последнее десятилетие XIX в. и в первое десятилетие XX в. В 1890-1892 гг. по проекту архитектора А.Ф. Видова надстроен дом для размещения аптеки.
  • Работы по позолоте Екатерининского собора в 1893-1894 гг. производились под руководством архитекторов А. ф. Видова и А. Р. Баха.
  • В 1895 году некоторые изменения интерьера Придворного Манежа осуществил архитектор А. Ф. Видов (была переделана императорская ложа)
  • Между Крестовым каналом и Детским прудом сохранился мост — шлюз, построеннный по проекту арх.Видова в 1897 г. инженером Макаревичем для пропуска воды из Крестового канала в Детский пруд Собственного садика
  • На рубеже ХIХ-ХХ веков А. Ф. Видовым был реставрирован Запасной дворец Тогда же построены существующие до сих пор служебные и хозяйственные корпуса, а также кавалерский дом.
  • Строительство здания жилого дома Дворцового правления, в стены которого включена старая богадельня, закончилось вчерне в 1895 г… Это была последняя постройка архитектора Видова в Царском Селе
  • 1873 — Дом столяра И. Трофимова на Магазейной6
  • 1871 — Дом мещанина М. Иванова на Велиовской ул.7

 

Источники:

  1. Бардовская Л. Видов. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  2. Иванова Н. Немцы Санкт-Петербургской губернии, ХVIII-ХХ вв. / Н. И. Иванова. — СПб.: ИВЭСЭП, 2008. — 201, [2] с. 
  3. Семенова Г.В. Царское Село: знакомое и незнакомое. .-М.ЦентрПолиграф, 2009.- 638, (2) с.
  4. РГИА. Ф. 487. Оп. 21. Д. 1104. Л. 1. Формулярные списки служащих. 1847-1895.
  5. Проект перестройки дома столяра И. Трофимова на Магазейной улице в ЦС. План дома. Арх. А.Ф. Видов, подл. тушь, акв.бум. 22Х34. 1873Г. ЦГИА СССР. Ф.485. оп..3. д..920. л..2-3
  6. Проект постройки дома мещанина М. Иванова на Велиовской ул. в ЦС. Фасад и  план дома. Арх. А.Ф. Видов, подл… тушь, акв бум. 31Х41. 1871 г. ЦГИА СССР. Ф.485. оп..3. д.1017. л.5.
  7. Царскосельский некрополь / Под редакцией Давыдовой Н.А., Груздевой Г.Ф. СПб.: Серебряный век, 2014 – 280 с., ил. С.130
Рейтинг: +1 Голосов: 1 8602 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!