Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Музыкальные и театральные традиции Николаевской мужской гимназии

 

Главная статья: Императорская Николаевская царскосельская мужская гимназия (История учебного заведения)

 

Одной из особенностей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, помогавшей ей растить таланты, был высокий уровень эстетического воспитания гимназистов. Гимназия выделялась среди учебных заведений Царского Села второй половины XIX века особой «музыкальностью». Желающим из числа воспитанников гимназии давались внеклассные уроки музыки, пения и фехтования, под руководством артистов Императорских театров проходили уроки танцев.  

 

Уроки пения, музыки и танцев (перейти на описание по ссылке)

 

В гимназии устраивались литературно-музыкальные вечера, ставились спектакли, давались ежегодные гимназические балы, на которых гимназисты могли продемонстрировать достигнутые ими успехи в хоровом пении (церковная и светская музыка), игре на музыкальных инструментах. Большим успехом пользовались гимназические хор и оркестр, участвовавшие в концертах не только для учеников и их родителей, но и для широкой публики в здании ратуши, императорского Китайского театра и, даже, в Большом Царскосельском дворце. 

1885

В 1885 году хор из воспитанников гимназии выступал дважды с исполнением светских произведений. В апреле на праздновании тысячелетия со дня кончины славянского первоучителя Св. Мефодия, происходившем в ратуше, хор из воспитанников исполнил гимн Кириллу и Мефодию сочинение В. Главача, а в сентябре того же года на праздновании торжественного акта хором воспитанников были исполнены гимн и «Славься» из оперы «Жизнь за царя» Глинки.

1888

В ноябре 1888 году в гимназии, усилиями директора Л.А. Георгиевского, начались занятия игры на музыкальных инструментах и был органиазован гимназический оркестр под руководство преподавателя В.П. Петрова.

 

Выпускник Николаевской гимназии Владимир Визе (на снимке) ещё в Николаевской гимназии стал незаурядным пианистом, сочинил свои первый музыкальный опус. Визе до конца своих дней увлекался сочинением небольших музыкальных произведений.

1889

Уже 15 апреля, спустя всего лишь 5 месяцев после начала репетиций оркестра, в ратуше было организовано музыкальное утро, на котором выступил оркестр. Утро удостоил своим внимание минстр НП граф И.Д. Делянов, председатель ученого комитета А.И. Георгиевский, директор департамента Н.М. Аничков и другие почетные гости. Гимназический оркестр испол­нил пять пьес, и хор, несколько русских песен и „Молитву" из оперы „Фенелла". 

Репетиции гимназического оркестра продолжались и во время каникул, благодаря чему оркестр смог принять участие в торжественном акте 8-го сентября 1889 года, происходившем в Большом Царскосельском Дворце. На этом акте гимназический оркестр вместе с хором исполнил гимн и несколько музыкальных пьес.

30 декабря 1889 года в  ратуше состоялся музыкальный вечер, устроенный учениками и преподавателями Николаевской гимназии. Программа вечера была самая разнообразная. Хором управлял учитель пения Е.Н. Жильников. Помимо гимна "Боже, Царя храни", на вечере прозвучали солдатская песня, русские народные песни, хор из оперы "Лоэнгрин" Вагнера, музыка Штрауса, Моцарта (Ave verum), Бетховена (Турецкий марш), Беллини (Увертюра к опере „Норма"), Гуно (Попурри из оперы „Фауст"), Монюшко и Штрауса. Всего оркестр исполнил девять номеров. На этом же вечере выступили два воспитанника гимназии в качестве солистов: Голиков в качестве певца и Иванов, исполннвший соло на корнет-а-пистоне в пьесе Монюшко. На вечере присуствовал Великий князь Владимир Александрович, выразивший оркестру свою признательность за стройную игру. также вечер почтили своим вниманием товарищ Министра НП князь С.М. Волконский, директор департамента Н.М. Аничков, управляющий учебным округом помощник попечителя Л.И. Лаврентьев и Почётный попечитель гимназии А.В. Кривцов и др.почетные гости.

1890

С устройством при гимназии пансиона в 1890 году устраивались в гимназическом зале литературно-музыкальные вечера, в которых по временам принимал участие оркестр. Воспитанники исполняли или сольные пьесы на рояле, скрипке, виолончели, флейте, или же дуэты, квартеты и проч. На вечерах этих присутствовало начальство гимназии, преподаватели с их семействами, а также и родители воспитанников.

В 1890 году решено было силами гимназистов разучить и исполнить на древнегреческом языке хоровые и сольные номера на музыку Мендельсона-Бартольди к трагедии Софокла «Антигона». Подготовкой спектакля руководили учитель древнегреческого языка С. О. Цыбульский, учитель музыки В. П. Петров и регент 1 Стрелкового ЕИВ батальона Е. Н. Жильников. На подготовку ушло около трёх месяцев.

"Сюжеты античной трагедии и мифы воплощены в речи и диалоги, в действие, в пение и музыку, танцы и хореографические фигуры, в эпические рассказы, содержание облечено в совершеннейшую, какая только быть может, форму, действующую на чувства и ум зрителей, руководящую их мыслями и волею." С. Цыбульский

1891

Спектакль на греческом языке состоялся 5 мая 1891 г. в Павловском театре в присутствии многих почетных лиц, родителей воспитанников и воспитанников СПб гимназий с их преподавателями.

Помимо того, что спектакль этот представлял собой довольно редкое явление, необходимо упомянуть, что и музыкальная часть этого спектакля представляла большой интерес в виду того, что написанная к трагедии Софокла музыка Мендельсона была мало известна, так как редко исполнялась в Петербурге. Гимназический оркестр исполнил гимн в начале спектакля и увер­тюру к упомянутой трагедии. Успех спектакля был полным. Вот что писала о спектакле газета «Невское время»:

“Монологи трагедии часто чередовались с хорами, сочиненными Мендельсоном к словам трагедии. Несмотря на малочисленность хора, стройное исполнение каждого номера вызывало знаки одобрения публики и требование повторения некоторых номеров. В особенности же удачно был исполнен последний хор, отличающийся наибольшей трудностью для исполнения”.

 

Театр Диониса в Афинах во время спектакля Антигона (Сцена Креонта и Тиресия).

Соло из трагедии было исполнено Василием Голиковым настолько удачно, что публика потребовала его повторить. За удачное исполнение министр народного просвещения освободил всех участников спектакля от экзамена по греческому языку, который должен был состояться в мае месяце и разрешил повысить годовую оценку всем участникам по греческому языку на 1 балл.

1892

27 марта 1892 года была прочитана в лицах трагедия в память гр. А.К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". Между действиями были исполнены музыкальные номера.

4-го мая 1892 года, при посещении гимназии министром народного просвещения, оркестр и хор воспитанников исполнил нисколько музыкальныхъ пьес.

16 октября 1892 года гимназистами был устроен первый семейный литературно-музыкальный вечер. 

Программа этого вечера:

  1. Туманные картины, иллюстрирующие сцены русской истории.
  2. Стихотворение „17 октября" прочел восп. Истомин
  3. Tpиo: на скрипке — восп. Недошивин, на виолончели- восп. Брюлов. на рояле воспитаник Раевский
  4. "Лягушка" Аристофана в изложении Коллинза прочитал восп. Карцов
  5. Дуэт:  на флейте Ершов, на рояле — восп.Баралевский
  6. Попурри из басен Крылова прочитал восп. Недошивин
  7. Дуэт: на скрипке — Баралевский, на рояле — Раевский
  8. Басня Крылова "Квартет" в драматической форме: Мартышка — восп. Лобода, осёл — Кобелевский, козел — восп. Макаров, Мишка — восп. Покровский, "голос" (от автора) — восп. Леонидов 
  9. Русские песни в исполнении хора воспитанников

 

Вслед за тем семейные вечера устраивались довольно часто, в большинстве случаев, в дни, ознаменованные патриотическими событиями, и в Царские праздники. Требуя весьма немного времени для приготовления, отличаясь большим разнообразием программы и привлекая к исполнению воспитанников всех возрастов, начиная с приготовительного и заканчивая восьмым, классом, семейные вечера пользовались заслуженным успехом у родителей учеников и устраивались каждый раз по просьбе воспитанников.

8 декабря 1892 года прошел литературно-музыкальный вечер в 2-х отделениях. Второе отделение вечера начиналось с призового вопроса. Ученикам были предложены следующие вопросы:

  • что нам более всего нравится в гимназии
  • для чего мы учимся?

За наиболее удачный ответ были выданы в награду книги, а за самый остроумный конфеты.

1893

Опыт с «Антигоной» в 1891 году был признан настолько удачным, что в 1893 г. точно таким же образом силами гимназического хора был поставлен и исполнен «Царь Эдип» на сцене придворного Китайского театра, осуществленные силами учеников и преподавателей.

Сцена Китайского театра

Для хорового пения на этом спектакле была избрана музыка, написанная к этой трагедии на rpeчecком языке американским композитором Дж. Пэном. Музыка этого композитора, отличающаяся сложною гармонией, своеобразным ритмом, естественно, представляла еще больше затруднения для разучпвания с воспитанниками, нежели музыка Мендельсона к Антигоне. Кроме 5 больших номеров для хора соч. Дж. Пэна, предстояло разучить еще один номер, заим­ствованный из „Антигоны" Мендельсона, и один номер, заключительный, написанный для смешаннных голосов В. Петровым. Подготовительный занятия с хором начались в октябре 1892 года под руководством В. П. Петрова и Е. Н. Жильникова, 

Сам же спектакль состоялся на сцене придворнаго китайскаго театра 2-го апреля 1893 года и был повторен 4 и 5 апреля того же года. Спектакли шли на греческом языке, в сопровождении хора и оркестра гимназии. На них присутствовали директора, преподаватели и ученики петербургских гимназий, студенты университета и театрального училища, профессора петербургской консерватории, родители и родственники учеников и министр народного просвещения.

 

 

Список участников спектакля по сводному списку известных имен гимназистов:

  1. Барулин Михаил (?) (5-7 класс)
  2. Баумгартен Александр (6 класс)
  3. Глушков Пётр (выпускник)
  4. Головань Александр (7 класс)
  5. Головань Павел (2 класс)
  6. Густерин Николай (5-6 класс)
  7. Еленев Павел (6 класс)
  8. Еременко Александр (5-6 класс)
  9. Еременко Дмитрий (4 класс)
  10. Зверев Николай (4 класс)
  11. Истомин Владимир (7 класс)
  12. Ишерский Павел (6 класс)
  13. Какурин Леонид (7 класс) 
  14. Клембровский Валериан (Маркианович ?) (7-8 класс)
  15. Клеменц Лев-Оскар Максимилианович
  16. Клеменц Максимилиан-Георг Максимилианович
  17. Кролюницкий Юрий (2 класс)
  18. Кузьмин ( в списках только Козьмины)
  19. Лазаревский Александр (3 класс)
  20. Лазаревский Михаил (7 класс)
  21. Лобода Александр (3 класс)
  22. Мальтов Александр (выпускник)
  23. Макаров А. (? класс)
  24. Марков Николай (5 класс)
  25. Наумов Степан (4 класс)
  26. Наумов ?
  27. Неверов (все известные нам Н. или окончили, или не поступили еще в этом году)
  28. Остен-Сакен Максимилиан фон (5 класс)
  29. Петров Александр (4 класс)
  30. Покровский Алексей (выпускник)
  31. Раевский Николай (7 класс) 
  32. Ракецкий Александр (3 класс)
  33. Самусьев Анатолий (3 класс)
  34. Семенов Николай? (8 класс?)
  35. Сергеев Дмитрий (7 класс)
  36. Соколов Николай (7 класс)
  37. Степанов Николай (выпускник)
  38. Степанов Павел (2 класс)
  39. Стройновский Казимир (7 класс)
  40. Трубицын много
  41. Херсонский Василий (4 класс)
  42. Хондожевский Василий (выпускник)
  43. Худяков Фёдор (выпускник)
  44. Цветков Владимир (7 класс)
  45. Шерохин Николай (8 класс)
  46. Юзихин Александр (5 класс)
  47. Юзихин Николай (3 класс)

 

Старания участников спектакля увенчались полным успехом, о чем засвидетельствовали в печати, присутствовавшие на постановках представители столичных газет. Директор Императорского лицея В. А. Грингмут в газете «Московкие ведомости» отмечал, что «блестящие результаты постановки могут быть по достоинству оценены лишь теми, кто знает, как трудно довести оркестр и хор учеников— дилетантов до изящного отчетливого исполнения». 

Пастух Лайя перед Эдипом.

 

Во время антракта для гостей был сервирован чай, подавали фрукты и конфеты.

Во все последующие годы гимназические отчета пестрят упоминаниями о других спектаклях, как древнегреческих трагедий, так и отечественной классики, поставленных силами преподавателей и учеников.

Дети законоучителя гимназии А. В. Рождественского Всеволод и Ольга впоследствии вспоминали, что живое участие в самодеятельных спектаклях принимал директор И. Ф. Анненский. В гимназическом рекреационном зале им были поставлены «Кориолан» и трагедия Еврипида «Рэс» в собственном переводе. «Анненский сидел всегда в первом ряду, иногда вставал, уходил за кулисы и сам давал артистам указания» ".  Впервые трагедия «Рэс» была поставлена Анненским в 8-й петербургской гимназии.

16 октября 1893 года вечер был посвящен памяти Кольцова. Во время этого вечера ученик Какурин прочитл жизнеописание характеристику произведений поэта.

9 декабря 1893 года в ратуше силами гимназистов был устроен музыкальный вечер из 2-х отделений.

1894

В 1894 году хор гимназии принял участие в музыкальном вечере в ратуше. Исполнялись «Торжественный хор» из оперы «Семирамида» Россини с сопровождением оркестра и сочинение воспитанника гимназии барона Остен-Сакена «Птичка» на слова Фета.

Ольга Рождественская вспоминала:

"Сама я часто его видела на гимназических спектаклях, в которых он принимал большое участие. Помню, гимназисты ставили «Ревизора» и «Кориолана» (на греческом яз.). Анненский сидел всегда в первом ряду. иногда вставал, уходил за кулисы и сам давал «артистам» указания."2

 

Её брат, Всеволод Рождественский вспоминал, как с замиранием сердца следил за репетициями пьес «Кориолан» и «Рэс», поставленных И. Ф. Анненским в рекреационном зале гимназии:

«Меня приводили в восхищение и строгие хитоны греческих мудрецов, и сверкающие латы римских военачальников, и велеречивые монологи мифологических героев. Театр впервые в жизни предстал передо мною в строгости классических очертаний, на котурнах, в масках подлинного античного обихода, за точным соблюдением которого зорко следил сам вдохновитель этих постановок».

 

Музыкальный вечер1

3 aпpеля 1894 года в городовой ратуше быль устроен музыкальный вечер. На вечере присутствовали: помощник попечителя С.-Петербургского учебного округа Л.И. Лаврентьев, Почётный попечитель гимназии И. В. Рукавишников, окружной инспектор Н.В. Санчурский и многие почётные граждане Царского Села, родители и родные воспитанников Императорской Николаевской гимназии.

Новогодняя ёлка1

6 января 1894 года в здании гимназии её почётным попечителем была устроена ёлка для учеников приготовительного и первых четырех классов и бал для учеников старших четырёх классов. Во время ёлки детям раздавались сюрпризы, сласти и фрукты.

На балу присутствовали: помощник попечителя С.-Петербургского учебного округа Л.И. Лаврентьев, почётный попечитель гимназии И. В. Рукавишников,  начальники городов: Царского Села — полковник Ионов В.Е. и Павловска — барон Рамзай А.Э. и множество приглашенных. Бал начался в 8 час. вечера и окончился в 3 часа ночи. Танцы происходили под звуки оркестра Лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии батальона. Классы были обращены в роскошные гостинные. Во время антрактов был устроен открытый буфет.

1896

20 декабря 1896 г. был устроен в зале гимназии музыкально-драматический и танцевальный вечер.9

1897

17 октября 1897 г. в Актовом зале гимназии был устроен литературно-­музыкальный вечер, по окончании которого были танцы. Вечер удостоил своим посещением г. Помощник Попечителя Спб. Уч. Округа Л. И.Лаврентьев.10

 

Гимназист Николаевской гимназии Севастьян Вальднер, прекрасно играл на скрипке, и даже, впоследствии, учился в Московском филармоническом училище

 

25 ноября того же года в зале Городовой ратуши учениками VII класса был устроен спектакль, на котором была представлена „Женитьба", комедия Гоголя в 3 действиях. Спектакль удостоил своим присутствием г. Помощник Попечителя Спб. Уч. Округа Л. И. Лаврентьев.10

 

1898

15 марта 1898 г. в зале Городовой ратуши Почетным Попечителем гимназии П.А. Дурдиным было устроено увеселительное утро для воспитанников гимназии, для чего был приглашен фокусник, военный оркестр, а также ученикам были розданы гостинцы. Утро посетил г. Помощник Попечителя Спб. Уч. Округа Л. И. Лаврентьев.

23 апреля 1898 г. в зал Городовой ратуши был устроен музыкальный вечер гимназическим оркестром. Вечер почтил своим присутствием г. Помощник Попе­чителя Спб. Уч. Округа Л. И. Лаврентьев.10

15 ноября 1898 г. учениками 8 кл. был устроен бал в здании гимназии. Бал удостоил своим посещением г. Помощник Попечителя Спб. Уч. Округа Л. И. Лав­рентьев.10

1899

31 января 1899 г. в зале Городовой ратуши учениками 7 класса был устроен спектакль, на котором присутствовали многие почетные лица.

25 марта 1899 г. Почетным Попечителем гимназии устроено было в зале Городовой ратуши увеселение для учеников гимназии, при чем был приглашен фокусник и оркестр военной музыки, и раздавались всем гостинцы.

Памятным днем в жизни гимназии стало 26 и 27 мая 1899 года, когда в Царском Селе отмечали Пушкинский праздник в честь столетия великого поэта при активном участии гимназистов и преподавателей, хора и оркестра гимназии. 

1900

30 января 1900 г. учениками 8 кл. был устроен бал, на котором было очень много приглашенных.10

1902

17  февраля и 24 ноября 1902 г. учениками 8 класса были устроены балы в здании гимназии.11

1903

22 апреля 1903 г. в зале гимназии был устроен музыкальный вечер в присутствии учащих и учащихся, а также родителей учеников.11

1906

В декабре 1906 г. учениками 3 кл. был устроен в гимназии спектакль („Веселые дни") на средства, собранные Родительским Комитетом. С 1906 по 1910 гг на вечерах неоднократно выступал хор балалаечников. Помимо обучающей функции постановок ученических спектаклей, они зачастую имели вполне ощутимую финансовую составляющую. Поводов для сбора денег на ученических спектаклях было несколько. Прежде всего, это взносы в кассу "Общества вспомоществования нуждающимся ученикам ИНЦГ". Это помогало обеспечить стипендии малоимущим талантливым гимназистам.

1907

22 декабря 1907 г. устроен был учениками 7 кл. в зале Городской ратуши спектакль с благотворительной целью в пользу недостаточных учеников гимназии. Программа спектакля была следующая: „Безденежье" соч. И.Тургенева, „Тяжба" — коммедия Н.В.Гоголя, „Свадьба"— сцена в одном действии, сочинения А.П. Чехова.11

1908

21 февраля 1908 г. учениками 6 класса в зале Городской ратуши был устроен литературно-музыкальный вечер.11

1909

31 января 1909 г. состоялся спектакль в зале Городской ратуши, устроенный учениками 5 класса с благотворительной целью в пользу недостаточных учеников гимназии. Программа вечера:

  1. Из драмы „Борис Годунов" Пушкина: а) „Ночь. Келья в Чудовом монастыре», б) „Корчма на Литовской границе».
  2. „Завтрак у предводителя", ком. Тургенева.
  3. „Предложение», шутка в одном действии Чехова.11

 

28 и 29 декабря того же года в зале гимназии был устроен естественно-исторический базар и концерт с благотворительной целью в пользу недостаточных учеников. В отчете Общества за 1910 год, упоминается половинный сбор с этого базара, концерта, и ёлки составивший 179 р. 21 коп.; и сбор от спектакля, устроенного учениками 6 класса 18 февраля 1910 года, который составил 570 р. 40 коп.5

 

Сцена из спектакля, поставленного в 1-й петербургской мужской гимназии. 1913. ЦГАКФФД СПб

 

1910

18 февраля 1910 г. был устроен литературно-музыкальный вечер учениками 6 класса в зале Городской ратуши с благотворительной целью в пользу недостаточ­ных учеников. Поставлены были сцены из комедии Фонвизина „Недоросль" (2-е и 4-е действия).33

28 декабря 1910 г. состоялся литературно-музыкальный вечер в зале гимназии, устроенный учениками 7 класса.

Также на ученических спектаклях собирались деньги для устройства собственных балов и праздников гимназистов.  

1915

Музыка в жизни выпускника гимназии 1918 года Андрея Васенко: Помимо поэтического творчества, Андрея Васенко увлекала музыка, пение, страсть к которому он сохранил до последних дней. В семье всегда звучала музыка, как популярная (песенки-романсы Александра Вертинского в начале века и музыка для модных в 1920-е годы степа и шими), так и серьезная (оперные арии и романсы). В его доме на Оранжерейной часто устраивались музыкальные вечера, в которых принимали участие певец Александр Ганнибал, композитор Борис Битов, работавший в Малом оперном театре. Будучи талантливым пианистом, Ганнибал обычно аккомпонировал, а Андрей и его сестра Софья, обладавшие очень хорошими голосами, пели. Шутливое напутствие оставил по этому поводу Валя Хмаро-Борщевский: «Пой больше, Ври поменьше!» (1 марта 1915 года). Мама Андрея, Софья Эмильевна мечтала видеть сына на сцене (сестра Соня уже училась пению серьезно). По семейным воспоминаниям, возили на прослушивание к известному певцу Мариинского театра и Андрея. Выслушав мальчика он сказал Софье Эмильевне: «… Если у Вашей дочери голос «на тысячу», то у этого молодого человека «на весь миллион». Надо серьезно заниматься и карьера оперного певца ему обеспечена.» Однако, несмотря на волнения и просьбы матери, Андрей проявил упорство: он уже выбрал себе другое, «мужское» занятие – решил идти по стопам отца и поступать в институт инженеров путей сообщения.

В годы Первой мировой войны, когда Царское Село превратилось в эвакопункт, и в городе было открыто несколько десятков лазаретов для раненых воинов, гимназисты Николаевской гимназии, вместе с девочками из женских гимназий, студентами и жителями города, устраивали концерты для воинов и семей запасных. Программа одного из таких концертов, устроенного гимназистами Николаевской гимназии8

Описаниями таких концертов пестрила местная газета "Царскосельское дело" в годы Первой мировой войны:

"Благодарность. Одна из жен запасного обратилась к нам с просьбой выразить благодарность от имени жен запасных гимназистам Николаевской гимназии. Дело в том, что 6 января (1915 г.)  от 1 до 6 часа гимназисты устроили в помещении гимназии елку для детей запасных. Во время елки разыгрывалась лотерея между детьми, которых гимназисты одаривали и другими подарками, например, книгами. Сердечное отношение учеников гимназии к детям запасных очень тронуло их матерей и они искренне благодарят их. С удовольстивме отдаем место в газете этим строкам."3

"Заговорив о развлечении больных и раненных воинов на праздниках Св. Пасхи, прежде всего мы должны упомянуть о кружке учащихся обоего пола в высших учебных заведениях Петрограда (студенты и курсистки) для увеселения раненных воинов, которым руководит учитель пения в Николаевской гимназии Н.К. Иванов. Этот симпатичный прекрасно составленный и довольно многочисленный кружок посвятил свою деятельность доставлению увеселения раненным воинам. Так, в понедельник 23 марта кружок посетил уже во второй раз второе отделение (в казарменных бараках) лазарета Офицерской артиллерийской школы, в котором находится более 150 человек. В большом зале обеденной столовой, в которой были собраны почти все раннные ( не исключая тяжело раненных, доставленных на носилках или на колесных передвигающихся креслах), кружок прекрасно исполнил разные песни, русские и малороссийские (хоровыя), пляски, русские и малороссийские и сценкииз «Женитьбы» Гоголя, некоторых пьес Островского. Программа была обширна, разнообразна и интересно составлена. Исполнение не оставляло желать ничего лучшего. Результат превосходный: солдатики слушали с большим вниманием, а при исполнении сценок хохотали от души."4

19166

Его Превосходительству Госп. Временно Управляющему Петроградским Учебным Округом Директор гимназии 22 февраля 1916 г о посещении гимназии Их Императорского Высочества Наследником Цесаревичем и Великими княжнами.

Счастлив донести Вашему Превосходительству нижеследующее.

19 февраля трудами воспитанников 3 кл. вверенной мне гимназии под ближайшим руководством преподавателя русского яз. А.М.Малоземова был устроен литературно-музыкальный вечер для раненых г.Царское Село, гг.  офицеров и нижних чинов в количестве 150 чел. Около 7 час вечера (в 6 час 53 мин) в помещение гимназии изволили прибыть Их Императорские Высочества наследник цесаревич и Великий князь Алексей Николаевич и Великие княгини Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. В 8 час 15 мин Их Императорские Высочества изволили отбыть из гимназии, сопровождаемые троекратным «ура» воспитанников.

Директор Иванов К.А.

 

После 1917

Традиции самодеятельных спектаклей продолжились и в первые годы советской власти. 

В 20-е годы на сцене 1-ой школы, в которую была преобразована гимназия,  с успехом ставились оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Русалка" Доргомыжского, "Фауст" Гуно, ставшие культурным событием  уже  не в Царском, а Детском Селе. Народный артист СССР М.И.Царёв вспоминал, как в 1918-1919 гг вместе с одноклассниками Юрием Свириным, ставшим ведущим актером театра им. Пушкина, и Мечиславом Гедвиласом, ставшим первым председателем Совмина Литовской ССР, он в качестве актера и режиссера принимал участие в постановке русской классики на сцене царскосельской гимназии. 

 

Подготовлено сотрудниками Музея Николаевской гимназии

 

Источники и комментарии:

  1. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с.
  2. Письмо О.А.Федотовой к Вс. А. Рождественскому. 26 марта 1969 г. // Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях.//Памятники культуры: Новые открытия. М., 1983. Еж. М. «Наука», с.77-78.
  3. "Царскосельское дело" №2 пятница 9 января 1915 года
  4. "Царскосельское дело" №4 пятница 23 января 1915 года
  5. Отчет "Общества вспомоществования нуждающимся ученикам ИНЦГ" за 1910 г.- СПб, 1911
  6. ЦГИА. Фонд 139 оп 1 д 15489. Л. 28. Донесение Иванова К.А., 29-30 Программа  семейного литератур-музык вечера, устраиваемого учениками 3 класса ИНЦГ в пользу недостаточных учеников 17 фев 1916 г.
  7. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  8. Оригинал программы хранится в фондах ИЛМП, копия передана Музею Николаевской гимназии
  9. Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1896-1897 уч. год. СПб., 1897. Приложение. С.34
  10. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. С.75  
  11. Там же. С.76

 

Вернуться на главную статью

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1445 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!