Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Фотоателье К.Е. фон Ган и К*

 

Возникновение искусства фотографии относится к 1826 году, когда появился первый снимок, выполненный Жозефом-Нисефором Ньепсом на оловянной пластине. В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром, который он назвал дагеротипией. В России расцвет дагеротипии, получившей у нас название «светопись», пришелся на время правления императора Николая I.

– Фотографирование стало любимым занятием и для императорской семьи, которая, как любая другая, создавала фотохронику своей жизни. В период, когда только зарождался репортаж, подданные могли узнать о жизни августейших особ по иллюстрациям в периодической печати и по фотографиям

С 1840-х годов публичную жизнь царской семьи освещали известные профессиональные фотографы, среди них – Карл Бергамаско, Андрей Деньер, Сергей Левицкий, Анаклиет Пазетти, Александр и Иосиф Оцупы, В. Лапре, К.Е. фон Ган. Каждый из них получил официальное право именоваться «поставщиком и придворным фотографом», для чего необходимо было в течение 8–10 лет изготавливать карточки членов императорской фамилии. Уже со времени правления Александра II большинство фотографий царской семьи предназначалось для тиражирования в прессе.

Расцвет фотографического искусства пришелся на время правления императора Александра III. В тот период фотография составила конкуренцию портретной и пейзажной живописи. Фотографированием увлекались и члены семьи императора Николая II. Профессиональные «светописцы» давали уроки мастерства вдовствующей императрице Марии Федоровне – известной поклоннице этого вида искусства, великому князю Сергею Александровичу, Николаю II, Александре Федоровне и их детям.

На лето ателье переезжали в дачные районы и пригороды столицы.

В 1866 году был издан указ, разрешающий открытие фотоателье в Царском Селе. Здесь в разное время располагались ателье фотографов:

 

И работали придворные фотографы:

 

В 1860-х годах в Александровском парке был устроен фотографический павильон. Именно здесь впоследствии семья Николая II занималась фотографией.

Среди выдающихся мастеров фотографии был и наш земляк — Александр Карлович Ягельский, один из владельцев фотографии К.Е. фон Ган. Фотоателье «К.Е. фон Ган и К*» работало исключительно для императорской семьи.

Его открыл в 1891 г. приехавший из Варшавы Александр Карлович Ягельский, вместе с женой старшего инженер-механика К.Е. Якобсон, урожденной Ган. Фирма была названа по имени владелицы, которой принадлежало исключительное право собственности на фотографические изображения императора Николая II.

В 1897 г. совладелицей А.К. Ягельского стала вдова титулярного советника Ванда Ивановна Засельская, а «привилегия художественной собственности» на снимки императорской семьи перешла к А.К. Ягельскому, которому в 1911 г. высочайшим указом было присвоено звание «Фотограф Его Величества».

А.К. Ягельский

Этой фирмой было выполнено большинство фотографий, запечатлевших жизнь императорской семьи. Следует отметить его новаторский подход к технологическим процессам фотосъемки. Например, А.К. Ягельский применил метод кинематографической съемки с целью последующего распечатывания отдельных кадров в качестве фотографий. Об объемах его работы «на семью» говорит то, что только за 1910 г. он напечатал от 1500 до 2000 фотокарточек.

фрагмент большой фотографии 1902 г., К. Ягельский стоит на ступеньках Екатерининского дворца

Александр Карлович удостоен благодарностей императора Николая II и императрицы Александры Федоровны; получил похвальный отзыв за работы на фотографической выставке (СПб.,1884 г.).

Фотоателье фон Ган располагалось в Царском Селе на Широкой улице, дом Бернаскони, близ вокзала, с 1891 года.

 

А. Ахматова, жившая в то время в Безымянном переулке, пересекавшем Широкую улицу, вспоминала: «Напротив (по Широкой) была в первом этаже придворная фотография Ган, а во втором жила семья художника Клевера".

Будучи близок к царю «географически», К.Я. Ягельский превращается в фотографа, получившего доступ со своей фото- и кинокамерой в ближний круг императорской семьи. Он много снимал царя в деловой обстановке, во время отдыха на «Штандарте» и финляндских шхерах. Его фотографии включались заказчиками в свои личные альбомы. Лучшие фото, с одобрения императрицы Александры Федоровны, отбирались и разрешались к продаже.

 

По материалам поездок Николая II по фронтам в 1914–1915 гг. К.Я. Ягельскому удалось составить и издать альбом «Его Императорское Величество в действующей армии».

Свое место рядом с «семьей» К.Я. Ягельский сохранил вплоть до 1917 г. Более того, последние снимки он сделал в Тобольске во второй половине 1917 г.

Не смотря на то, что члены императорской семьи сами были страстными фотолюбителями, и много фотографировали и печатали фотографии сами, однако счета фирме «Ган и Ко» оставались весьма внушительными. Например, в августе 1914 г. императрица Александра Федоровна оплатила фирме Гана пять счетов на 4800 руб. Сумма счета вполне сравнима с ювелирными счетами.

Ягельский владел не только фоторемеслом, но и был основателем кинематографии в Царском Селе. Первые сеансы кинематографии были им устроены в зале городской Ратуши. А. А. Мосолов (начальник канцелярии Министерства Императорского двора) вспоминал: «Фильмы, снятые за неделю придворным фотографом Ягельским, просматривались по субботам (сначала — научный или красивый видовой, затем весёлая лента для детей). Одно кинопредставление по субботам давало пищу разговорам на неделю».

Умер А. К. Ягельский в июле 1916 г. в Вырице, где имел свой дом. 1 августа в Царскосельском костёле прошло прощание, а похоронили его на Казанском кладбище.

Возможно, он брат Игнатия Карловича Ягельского, известного петербуржского фотографа, державшего фотосалон по адресу: Соляной пер., 4-16.

По сообщению журнала «Сине-фоно» (1909, № 16): «Личный фотограф Его Величества г-н Ягельский вошёл в соглашение с Т/д «А. Ханжонков и Ко», по которому он передал последнему право эксплуатирования всех своих негативов. Характерно, что список картин заключает в себе снимки, сделанные ещё в 1902 году, когда синематография находилась в одной из первых стадий своего развития».

В 1993 году в 18 номере журнала "Киноведческие записки" В.К.Беляков — один из авторов фильма "Дом Романовых", сделанного на материалах "царской хроники", хранящейся в архиве, опубликовал каталог съемок А.Ягельского, обнаруженный им в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге(ф.468, оп.14, ед.хр.1103, л.9-15; 49-50). Все приведенные в каталоге киносъемки датируются 1900-1903 годами и осуществлены непосредственно фотографом Его Величества А.Ягельским.

Рядом с царской семьей были и другие любители с фотоаппаратами. Так, полковник А. И. Спиридович, возглавлявший Отряд подвижной физической охраны, стал фактически еще одним домашним фотохудожником, поскольку он по долгу службы был обязан постоянно находиться поблизости от императора.

Значительный вклад в фотолетопись последней императорской семьи внесла и ближайшая подруга императрицы Александры Федоровны – Анна Александровна Вырубова. Когда в 1920 г. она по льду Финского залива бежала из советской России, то вынесла с собой несколько альбомов с фотографиями императорской семьи. Сейчас все они хранятся в библиотеке Йельского университета.
 

Источники:

  1. Царское Село – любимец двух столетий. Каталог выставки./ Под ред. И.К. Ботт. СПб., 2004.
  2. Игорь Зимин. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.
  3. ГМЗ Царское Село
  4. Аукционный Дом Гелиос
  5. Энциклопедия кино
  6. ГАКФД 
Рейтинг: +4 Голосов: 4 7178 просмотров
Комментарии (1)
Oster # 12 июля 2017 в 19:53 +1
Узнал из статьи много нового и интересного. Благодарю.