Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

1882. Рождественский А.В. О значении семьи в отношении ее к школе

 

Слово, произнесенное эаконоучителем Императорской Николаевской Царскосельской гимназии священником А. В. Рождественским во время литургии 8 сентября 1882 года в гимназической церкви

 

Древнее церковное предание о рождении Пресвятой Богородицы рассказывает так. Во время всеобщего ожидания Спасителя мира, в галилейском города Назарет жили благочестивые супруги Иоаким и Анна. Праведный Иоаким происходил из рода царского, а жена его Анна из рода apxиeрейского. Это были родители Богородицы. Несмотря на знатность своего происхождения, они были люди простые и малоизвестные; их скромная жизнь украшалась не знатностью рода, не богатством и почестями, а верою и благочестием, усердием к храму Божьему и благотворительностью к бедным; это были люди праведные и богоугодные. Около пятидесяти уже лет продолжался их супружеский союз в мире и любви и столько же времени Господь Бог испытывал твердость их веры и смирения, терпения и упования: во все время своего супружества они оставались одинокими, не имели детей. Это обстоятельство, печальное и само по себе, служило для праведной четы причиною постоянного горя тем более, что у избранного народа Божия, особенно в потомстве Давида, в силу данных ему обетований Божьих о его умножении и происхождении от него Мессии, безчадство считалось знаком отвержения Бога, особенным наказанием и поводом к укоризне и поношению со стороны ближних. Разделяя общее мнение своих соотечественников о безчадстве, праведные супруги тем не менее безропотно и со смертями переносили свое семейное несчастье, считая себя грешными пред Богом, который праведным судом своим над ними за грехи лишил их детей. С такими настроением мыслей и чувств они постоянно обращались в горячей молитве к Богу, прося у Него прощения грехов своих и снятия с них поношения безчадства, продолжая в то же время исполнять и прочие религиозные обязанности по закону. Так однажды праведный Иоаким по обычаю в праздник пришел во храм принести жертву Богу и здесь, в самом храме, пред народом и от самого служителя храма, принял новую укоризну в безчадстве, признан был лишенным милости Божией и недостойным приносить жертву Богу вместе с другими.

Убитый стыдом и горем, он не хотел после того возвращаться в дом свой, а отправился в пустыню и здесь, никем незримый, кроме Бога, он изливал свою печаль в новых слезах и новой молитве, говоря: “пусть будут мои слезы пищею и пустыня домом, пока Господь Бог Израилев не явит надо мною милости своей.” В тоже время жена его, оставаясь дома и слыша о случившемся с мужем во храме и ожидая его возвращения, предавалась неутешному горю и слезам, проводя время в молитве. Но уже приближался и час радости. Когда праведная Анна молилась, вдруг она видит пред собою Ангела Божия, который говорит ей: «твоя молитва услышана и вздохи твои дошли до Господа: ты родишь дочь преблагословенную, через которую благословятся все племена земные и дано будет спасение всему Миру; ты назовешь ее Мариею». Несказанно обрадованная словами небесного вестника, она тотчас дала обещание посвятить свою дочь Богу, как величайший из Его даров, и сама поспешила с радостью в Иерусалим, принести благодарственную жертву. Между тем Ангел явился также и Иоакиму в пустыне и возвестил, что у него будет дочь, о рождении которой возрадуется весь мир, и в доказательство истинности твоих слов присовокупил, что в Иерусалиме он встретит свою обрадованную жену. Встретившись во вратах храма, счастливые супруги от всей души возблагодарили Господа за дарованную им радость и возвратились в свой дом. Здесь, в Назарете, по истечении естеством определенного срока, родилась у них обетованная и богоизбранная дщерь, преблагословенная Мария. Родители вновь возблагодарили Господа и повторили прежде данное обещание посвятить дочь свою Богу.

Такова краткая история предмета настоящего праздника. Св.церковь в своих песнопениях призывает ныне всех верных ублажить праведных родителей Богородицы и возвеличить самое Преблагословенную Деву, послужившую великому таинству воплощения Бога Слова и спасению всего человеческого рода, осчастливившую своим рождением не только своих престарелых и неплодных родителей, но и все человечество, одряхлевшее и неплодное духовно. Призывая ныне всех людей и всю вселенную к священной радости и веселию, церковь называет и самый сей день днем радости семейной и вместе всемирной.

Назидательная сама по себе, история настоящего церковного праздника, своим семейным и вместе всемирным характером, призывает нас, братья, обратить внимание на значение семьи, ее влиянию на воспитание религиозное, нравственное и гражданское,—на важность семейных прав, отношений и обязанностей не для одной только семьи, но и для всего общества и государства.

Семейство древнее всякого общества и государства. Семейный союз между первыми людьми, от которых произошел весь человеческий род, сам Бог установил и благословил еще в раю. Как союз естественный, т. е. сообразно с природою человека по установление Творца, он навсегда останется союзом самыми основным и существенным в человеческой жизни и не может быть заменен никакою другою искусственно созданною формою человеческого общежития. Из семейств возникли общества и государства, но семья не исчезла в них и не уничтожилась, а всегда оставалась и должна оставаться корнем и основою союза общественного и государственного, охраною и питомником нравственных начал, связующих между собою членов общества и государства. Поэтому у всех народов и во все времена семейный союз пользовался особенным уважением и охраною закона Божеского и человеческого. История показывает, что с падением семейных начал и отношений падают общества и государства, — разрушение семьи самым неизбежным и естественным образом влечет за собою падение самых коренных условий жизни общественной: закона, нравственности, частного и общего спокойствия и благоденствия.

В особенности же упадок веры и нравственности в семье ведет к упадку общества и государства, равно как и наоборот: вера и нравственность сохраняются из рода в род лучше всего примером и влиянием доброй семьи. Бывали времена, когда вся церковь Божия заключалась в одном или нескольких семействах и из них, так из зерна, возрастала в великое дерево. Так было во дни Ноя, во времена Патриархов Авраама, Исаака и Иакова, как и в начале христианства. Вообще как для дерева необходимо, чтобы был здоров и.крепок его корень; так и для церкви и государства необходимо, чтобы была здорова семья. — Основанный не на внешних каких либо расчетах и побуждениях, а на началах и отношениях нравственных, семейный союз имеет великое и незаменимое влияние на воспитание, на развитие человеческой личности и характера. В семье мы начинаем жить и понимать жизнь, учимся любить, уважать, сочувствовать, делиться мыслями, помогать и, пользоваться заботливостью и помощью, привыкаем трудиться на пользу других, жертвовать для других своими личными интересами, испытывать слабость и горечь жизни, счастье и нужду. Здесь, в семье, впервые научаемся сознавать важность и святость отношений, прав и обязанностей первоначально между людьми близкими нам, связанными с нами тесными узами родства и крови, а затем и между всеми людьми, как нашими ближними. Из семейных связей и отношений возникают и развиваются связи и отношения общественные; первые полагаются в основу последних. Из любви к отцу развивается любовь и преданность к государю и властям, от него поставленным; из любви к матери — любовь к родине и отечеству; из любви к братьям и сестрам — любовь к людям, как к нашим близким и братьям. Все высокие нравственные требования, в семье находят для себя первоначальное естественное удовлетворение, выражение и развитие; семьею воспитываются возвышенные стремления и чувства; семейные связи и отношения бывают образцом чистоты, искренности, нежности, любви и доверия, бескорыстия и благородства. Поэтому сам Господь Бог благословил называть себя именем отца, высочайшую тайну своей Божественной жизни представить нам в форме отношений семейных, под образом любящего отца и преданного сына. Сам Сын Божий благоволил быть членом малой и бедной семьи, именоваться Сыном Человеческим и верующих в Него называть своими братьями и сестрами.

Такт велико значение семьи для церкви, общества и госу­дарства.

Школа, как образовательно-воспитательное, общественное и государственное учреждение, как бы она ни была хороша сама по себе, всегда нуждается в помощи со стороны доброй семьи и совершенно заменить собою семью не может. Она действует преимущественно на умственную сторону своих питомцев и через образование их ума старается воздействовать на их волю и сердце, но не иначе может успеть в этом, как при поддержке со стороны семьи и добрых семейных влияний. Между тем семья, предоставляя школе умственное развитие детей и юношей, оставляет за собою преимущественно нравственную сторону воспитания, развивает и укрепляет добрые стремления и навыки; в семье складываются личность и характер, в семье человек живет пол­ною жизнью всего своего существа, от того люди, лишенные с детства семейного воспитания, почти всегда бывают более или менее односторонни в жизни. Таким образом семья и школа должны оказывать друг другу взаимные услуги; отношения между ними должны быть постоянными,  доверчивы и искренни, как между членами одного семейства; всякий разлад и недоверие между ними вредят и той и другой, и портят общее дело воспитания.

Чада св. церкви, родители и дети, братья и сестры, собрались ныне в этом рассаднике просвещения разделить общую для всего христианского Мира, духовную радость, почтить престольный праздник сего св. храма и торжества гимназии Мы еще больше почувствуем эту духовную радость, еще более почтим это двоякое торжество церкви и школы, когда и это малое слово, предложенное благочестивому внимания вашего собрания, не останется совершенно бесплодным для самой жизни. Все мы не только члены своей церкви и государства, но в то же время и члены своей семьи или сохраняем с семьею постоянную связь. Имена отца и матери, мужа и жены, брата и сестры и выражаемые ими отношения для каждого дороги и священны. Семейное счастье одно из лучших наших благ на Земле, источник утешения и радостей жизни. Но важное условие этого счастья есть исполнение в жизни семейных обязанностей в духе нашей св. веры и евангель­ской нравственности.

Исполнение семейных обязанностей составляет священный долг, возлагаемый на нас Богом и природою, а вместе с тем представляет собою служение церкви, обществу и государству, служение великое и важное, плоды которого простираются до отдаленного потомства, по­тому что добро и зло передаются в семьях непосредственно из рода в род. Будем же исполнять этот священный долг и это служение. В особенности мысль о важности семейного влияния и воспитания должна глубоко проникнуть в сознание современного подхода наших соотечественниц. Женщина по самой природе своей призвана Творцом в ве­ликому служению воспитательницы и ответственна в том пред Богом и совестью, пред церковью и государством. В своей домашней, семейной сфере, в качестве доброй жены, донечительной матери, нежной сестры, она может принести несравненно больше добра и пользы, чем во всяком другом отношения и для. Сам Спаситель Мира, пришедший научить людей Вере и добру, возвысив брак до высоты таинства и утвердивший святость и неприкосновенность семейного союза, вверил свое чeлoвечecкoe воспитание не иному кому, ей, своей Пречистой Матери, с которою и провел неразлучно почти все годы своей земной жизни. Что может быть выше, святее и назидательнее этого примера для каждой матери-христианке! Если обратиться к истории человечества, то и отсюда легко усмотреть, что то или другое положение женщины в семье, то или другое ее отношение к воспитанию всегда сопровождались важными последствиями в жизни не только отдельных лиц, но и целых народов и государств!

Христиане-супруги, мужья и жены! Брачный союз ваш должен быть велик и свят, как образ союза Христа и Его церкви. Взаимная любовь и верность, мир и согласие, взаимное уважение и помощь, доверие и снисходительность, искренность и поощрение друг друга к добру — вот главные качества и нравственные обязанности христианских супругов; пренебрежение ими преступно и пагубно.

Христиане-отцы и главы семейств! Вам подобает дом свой добром править, т. е. благоразумно пользоваться своею властью, своим высоким положением в доме, своим нравственным влиянием и руководством. Словом и примером вселяйте в своих домочадцах страх Божий, любовь к ближнему, верность царю и отечеству; охраняйте всеми силами добрые нравы семьи.

Христиане-родители! На вас лежит священный долг воспитания ваших детей не физического только, но и главным образом религиозного и нравственного. С малых лет полагайте в них добрые основы характера, направляйте их умы и сердца к вере и благочестию, словом и примером учите их добру, содержа в послушании и страхе Божьем; тщательно удаляйте от них всякие виды зла, оберегайте от дурных примеров и от дурных сообществе; будьте при этом ни очень строги и взыскательны, ни слишком снисходительны и податливы.

Христиане-дети! Послушайте родителей своих о Господе, сие бо есть праведно, будьте к ним всегда почтительны, внимательны, благодарны; любите их всею душой.

Так, исполняя свои нравственные обязанности, мы служим Богу, обществу и государству, создаем на прочном основании не только свое единичное счастье и благополучие, но и благоденствие дорогого отечества, и не в настоящем только, а и в отдаленном будущем.

Аминь.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источник:

  1.  Сведения об Императорской Николаевской гимназии. 1881-1882 уч. год. СПб.: Тип. Демакова, 1882. С.22-27
Рейтинг: 0 Голосов: 0 48 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!