Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Деятельность пед.совета

 

 

Деятельность педагогического состава гимназии во главе с директором и инспектором, являлась и является по сей день день краеугольным камнем жизни любого учебного заведения. От взаимоотношений этих людей, уровня их взаимопонимания, сплоченности, вовлеченности в жизнь своих воспитанников, и определяло уровень образования и воспитания, которое учебное заведение могло дать и давало своим подопечным.

Вот как описывал сухим отчетным языком директор Николаевской гимназии Я.Г. Мор этот процесс в 1910 году:

"Преподавательский состав во главе с директором гимназии, осознавая, что деятельность отдельных преподавателей и классных наставников может только в таком случае иметь благотворное всестороннее влияние на умственное, нравственное, физическое развитие воспитанников, если она является результатом дружных действий ученой (целой ?) корпорации, неустанно стремился к тому, чтобы относительно общих начал и приемов воспитания и обучения внести в учебно-воспитательную деятельность всей педагогической коллегии те согласие и единство духа, без которой невозможно достигнуть всестороннего и гармоничного развития всех сил учащейся молодежи.

Связь с родителями и заменяющими их место проявлялась и в отчетном году в сношениях с ними личных и письменных директора, инспектора и классных наставников по обстоятельствам учения и воспитания, касающихся их детей, обучавшихся в гимназии.

Для личных объяснений с директором, инспектором и классными наставниками были назначены особые дни и часы, но родители, приходившие по делам своих детей во всякое другое время к директору и инспектору, живущим в здании гимназии, даже и в праздничные дни ими принимались."1

 

Деятельность педагогического совета Николаевской гимназии по учебной части2,3

 

«Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.) определял, что для всестороннего обсуждения вопросов, относящихся к учебной и воспитательной части гимназии и прогимназии, при них состоят педагогические советы. В состав педагогического совета гимназии входили директор (председатель), инспектор, законоучитель, все преподаватели наук и языков, в том числе сверхштатные, имевшие уроки в параллельных классах, надзиратели и воспитатели пансиона. 

Обязанность секретаря совета исполнял один из учителей, избираемый на эту должность советом на три года. На заседание педагогического совета приглашался врач, имевший право голоса наравне с членами совета. 

Педагогический совет гимназии  функционировал под председательством директора гимназии. Председателю педагогического совета — директору — принадлежало «главное руководство учебной и воспитательной частью учебного заведения».

Благотворным признавалось предоставление широкой самостоятельности педагогическим советам, о чем свидетельствовали циркуляры Министерства народного просвещения, но на практике зачастую оказывалось сокращение самостоятельности педагогических советов в конце ХIХ – начале ХХ вв. Деятельность педагогических советов средних учебных заведений тормозилась множеством предписаний, предусматривавших мелочи школьной жизни и вносивших в дело воспитания молодого поколения тот «бездушный формализм», в котором часто упрекали учителей средней школы. Степень самостоятельности педагогических советов, как показало исследование, менялась в зависимости от образовательной политики министерства народного просвещения.

Деятельность педагогических советов гимназий была сосредоточена, с одной стороны, на точном выполнении указаний высшего начальства, с другой — на решение местных, индивидуальных проблем конкретного учебного завдения. 

В течение всех лет существования Императорской Нико­лаевской Царскосельской гимназии деятельность её педагогического совета по учебной части, согласовывалась с гимназическими уставами, и за­ключалась в обсуждении и решении следующих вопросов:

  1. о приеме учеников и переводе их из класса в класс;
  2. о выдаче аттестатов ученикам, с успехом окончившим полный курс обучения,
  3. о выдаче свидетельств выбывшим из гимназии до окончания курса,
  4. о выдаче свидетельств посторонним лицам (экстернам), выдержавшим испытание в полном курсе или за исключением из него древних языков,
  5. о назначении наград ученикам;
  6. об одобрении речей, назначаемых для чтения на публичном акте;
  7. о выборе предметов для пополнения кабинетов и книг для библиотеки;
  8. о распределении преподавания учебных предметов по дням и часам;
  9. о выборе учебных руководств и пособий,
  10. о рассмотрении годичных отчетов по учебной и воспитательной части;

 

а также для обсуждения: 

  1. предложений об отступлении от нормального устройства учебной части;
  2. об увеличении числа уроков по отдельным предметам;
  3. вопросов об удостоении лиц, не окончивших курса в университете, и иностранцев званий учителей новых языков, учителей уездных училищ и домашних учителей и учительниц.

 

Кроме этих текущих дел педагогическим советом постоянно вырабатывались как общие меры к подъему успеваемости по отдельным предметам, так и частные, при обсуждении успехов целых классов и отдельных учеников. Некоторые из этих мер, вырабатывавшихся постепенно в соответствии с указаниями практики учебного дела, имели временное значение, но многие из них сохранили свою силу длительное время и составляли, так сказать, кодекс постановлений, которыми гимназия руководствовалась в учебном деле.

Меры эти принимались педагогическим советом отчасти по собственному побуждению, отчасти, вследствие предложений Министерства народного просвещения или окружного начальства. К числу таких мер принадлежали, к примеру:

  1. определение объема задаваемых уроков;
  2. освобождение некоторых часов от задавания уроков для облегчения учеников, с тем, чтобы в эти часы производились письменные классные упражнения;
  3. установление порядка производства письменных упражнений;
  4. onpeделение обязанностей преподавателей по отношению к слабым ученикам и способов оказания им помощи;
  5. установление правил для руководства ученикам в их домашних занятиях и в классном чтении и т. п.

 

Протоколы педагогического совета в предписанное время (два раза в год) представлялись на усмотрение начальства С.-Петербургского учебного округа.

 

1870 / 1871 уч. год2,11

В первом со дня основания гимназии и потому едва ли не самом трудном в учебном отношении году, потребовалось наибольшее число сове­щаний. Педагогический совет имел в этом учебном году 25 заседания. Предметами обсуждений и постановлений были следующие:

  1. Прием учеников в гимназию.
  2. Порядок преподавания, выбор учебников, рассмотрение и одобрение программ по каждому предмету.
  3. Заведение и устройство библиотек, фундаментальной и ученической, и прочих учебных пособий.
  4. Устройство дополнительных уроков по русскому, латинскому и французскому языкам.
  5. Устройство письменных упражнений учеников, классных и домашних.
  6. Введение и устройство преподавания Закона Божия ученикам иноверных христианских исповеданий.
  7. Составление правил училищного порядка в гимназии и поведения учеников вне гимназии.
  8. Рассмотрение успехов, прилежания и поведения учеников.
  9. Устройство общих годичных репетиций.
  10. Отчет по учебной и воспитательной части за 1870 год.
  11. Производство испытаний посторонним лицам на первый классный чин и для получения звания.
  12. Распределение денежного вспомоществования, ассигнованного на 1871 год земством Царскосельского уезда на приготовительный класс.
  13. Употребление пожалованных и пожертвованных в гимназию денег.
  14. Поверка сумм и счетов приходом и расходом по гимназии.
  15. Испытания и перевод учеников в следующие классы.
  16. Соображения об открытии на 1871 учебный год IV класса и об устройстве в нём учебной части.

 

Так как во вновь открытые первые три класса гимназии ученики были приняты не столько по своим познаниям, сколько по возрасту и общему развитию, и вообще с очень слабою подготовкой, то советом было постановлено:

  1. хо­датайствовать перед начальством учебного округа о временном разрешении дополнительных уроков по русскому, латинскому и французскому языкам во II и III классах, на что и последовало разрешение. Добавочные уроки продолжались от 1 до 2-х часов. 
  2. По той же при­чине, для улучшения правописания, постановлено было производить в I и во II классах объяснительные и поверочные диктовки по два раза в неделю в свободные от занятий пятые уроки.
  3. Наконец, для пра­вильной постановки учебного дела, предложено было преподавателям представить на обсуждение совета методические записки о преподавании их предметов в каждом классе, и эти записки о способах преподавания были предметам обсуждения и занятий педагогического совета наряду с другими вопросами по благоустройству гимназии.

 

1871 / 1872 уч. год2,10

Педагогический совет имел в этом учебном году 27 заседаний. Предметами суждений и постановлений его были исключительно вопросы учебной и воспитательной части. Одной из главных завбот педагогического совета было введение нового гимназического устава (1871 г.) и реализация на практике указанных в нем предметов и благоустройства по учебно-воспитательной части. В этом же году совет был озабочен окончательным устройством гимназического храма и подготовлением церковного хора, который и был образован из воспитанников гимназии, преподавателей и посторонних любителей церковного пения. Так как на первых порах приходилось довольно часто устраивать церковный спевки, отнимашие довольно много времени, то было замечено, что певчие стали несколько отставать от своих товарищей в проходимом курсе, и вследствие этого было постановлено устроить для певчих учеников особые по­вторительные уроки, происходившие по два раза в неделю по окончании всех обязательных уроков.

 

1872-1876 гг

В последующие 4 года совет был занят дальнейшим устройством учебной части, предоставлявшим с каждым годом новый материал для совещаний, так как каждый год открывалось в гимназии по новому классу.

  1. Совет был озабочен введением уро­ков Закона Божия для учеников католического и лютеранского исповеданий,
  2. устройством уроков гимнастики,
  3. организацией переводных испытаний по вновь вышедшим правилам об испытаниях,
  4. обсуждением вопроса помощи ученикам, неисправным (отстающим — прим. сост.) в приготовлении уро­ков. 

 

При этом было постановлено остающих учеников оста­влять в гимназии после уроков для восполнения пробелов под руководством преподавателей и с этою целью:

  1. назначить на каждый предмет для всех классов вместе особый в течение недели день, 
  2. обязать учеников, замеченных в неисправности по тому или другому пред­мету, приносить в соответствующий день книги и тетради по этому предмету, даже если по общему расписанию в этот день и не было этого урока.

 

1876 / 1877 уч. год 

В этом учебном году особое внимание педсовета было обращено на происшедшие в этом году перемены в учебных планах предметов, преподаваемых в гимназиях,— перемены, вызвавшие целый ряд совещашй со­вета, примыкавших к обсуждению подробных программ преподавания по отдельным предметами.

В следующее десятилетие деятельность педагогического совета была направлена главным образом на методическую работу: выработку методов преподавания по отдельным предметам, особенно по русскому и обоим древним языкам. За этот же период времени была выработана норма объема задаваемых для домашнего приготовления уроков и порядок ведения классных письменных упражнений.

 

1879 / 1880 уч. год12

Педагогический совет имел в минувшем учебном году заседаний: в общем своем составе 15, в комиссиях —  22.

Общие заседания посвящены были обсуждениям разных вопросов по учебно-воспитательной части, заседания по комиссиям — производству специальных испытаний посторонним лицам на разные звания и на чин. Из посторонних выдержали испытания удовлетворительно и получили свидетельства —  13, неудовлетворительно — 9.

 

 

1881 / 1882 уч. год4

Педагогический совет заседал в этом году в общем составе 14 раз, в коммисиях - 17..

Предметом обсуждений были в общих собраниях вопросы по устройству и ведению учебно-воспитательного дела вообще, в комиссиях — вопросы о постановке преподавания того или иного предмета, в том или ином классе и производство специальных испытаний посторонним лицам на разные звания, права и на производство в Первый классный чин. Из державших таковые испытания получили свидетельства — 6, не удовлетворили требованиям - 2.

 

1883 / 1884 уч. год2

Первоначально в гимназии, в виду малочисленности учеников, кондуитных книг совсем не было. Когда возник вопрос о систематическом ведение записей о поведении учеников, педагогический совет на заседании 3 октября 1884 года постановил вносит характерные случаи, особые проступки или сумму их, свидетельствовавшую о неодобрительном поведении какого-либо ученика, в четвертные балловые книги, хранящиеся всегда при делах гимназии и имеющие значение документов.

Заполнение этих четвертных балловых книг лежало пре­имущественно на классных наставниках, по вверенным им классам. Отчеты эти затем подробно обсуждались на заседаниях педагогического совета, и на основании их принимались меры по отношению как к отдельным ученикам, так и к целым классам.

 

1887 / 1888 уч. год 5,9

Педагогический совет имел в этом учебном году 19 заседаний. 

Предметами занятий совета были вопросы о приеме учеников, перевод их из класса в класс, выдача аттестатов и свидетельств зрелости выдержавшим экзамен из всего гимназического курса и свидетельств выбывшим из гимназии до окончания курса, об определении наград отличнейшим ученикам, об освобождении недостаточных учеников от платы за учение и назначении им стипендии, о распределепении преподавания учебных предметов по дням и часам, о выборе книг для пополнения. библиотеки и выписка журналов и газет. По истечении каждой четверти учебного года педагогический совет имел подробное совещание как о каждом классе в отдельности, так и о каждом ученике, вникая в причины неуспешности по отдельным предметам и предлагая меры к их устранению, обсуждая поведение учеников и оценивая его соответственными отметками.

С этого учебного года особое внимание педагогического совета было обращено на облегчение ученикам прохождения курса, насколько это допускают здравые педагогические требования. С этою целью прежде всего всесторонне обсуждался вопрос о равномерном распределении задаваемых на дом уроков и об освобождении некоторых часов от задавания новых уроков с таким расчетом, чтобы в старших классах было ежедневно по одному незадаваемому уроку, а в младших — в неко­торые дни по одному и в некоторые по два. С той же целью, имея в виду, что для успешности занятий имеют большое значение учебники и учебные пособия, педагогический совет занялся тщательным пересмотром упо­треблявшихся в гимназии учебников, при этом некоторые из них заменил новыми.

В этом же году, равно как и в следую­щие годы, педагогический совет был особенно озабочен возможным сближением школы с семьею, наставников с родителями. С этою целью, в том числе, были заведены еженедельные ученические свидетельства, через которые родителям стали еженедельно сообщать все полученные учениками за неделю отметки и замечания, касающиеся их поведения.

Дабы иметь возможно полную картину о состоянии каждого класса, а следовательно и всей гимназии за каждую четверть года и сообразно с этим принимать надлежащие меры, педагогическим советом была принята предложенная директором новая форма отчетности за каждую четверть учебного года.

С целью поощрения учеников к усердию и возбуждению в них благородного соревнования, согласно с установленными Министерством правилами, были введены разряд­ные списки по успехам учеников, которые постановлено было вывешивать в классе.

К числу дальнейших мер, относящихся к упорядочиванию воспитательного процесса, относится введение кондуитных списков учеников. С целью наведения полного порядка и той степени дисциплины, которая желательна в среднем учебном заведении, педагогическим советом было постановлено привлечь к наблюдению за исполнением учениками всех предписываемых им правил весь учебно-воспитательный состав гимназии.

К числу мер, принятых в истекшем году педагогическим советом, по предложению директора, с целью поднятия успехов учеников, относится, и введение новой формы классных журналов.

Для облегчения учащихся в младших четырех классах в истекшем учебном году, по примеру прежних лет, был установлен порядок, чтобы ежедневно не все уроки задавались вновь

Разница между прежними годами и истекшим заключается в этом отношении в том, что прежде не задавалось вновь большее число уроков, в истекшем же году число уроков, к которым не задается ничего нового, было несколько уменьшено, но с тем строго требовалось, чтобы постановление это действительно соблюдалось и чтобы к этим урокам задавалось повторение лишь одного предшествовавшего урока. В I классе решено было задавать ежедневно не более двух уроков два раза в неделю по три урока, во II классе не более трех уроков и в III и IV не более четырех. Руководствуясь тем же соображениям, что лучше требовать меньше работы, но лучшего её выполнения, педагогический совет постановил в истекшем учебном году принять за правило в старших четырех классах не задавать урока по какому-либо предмету в тот день, в который к нему приходится письменное упражнение. При соблюдении этого правила ученики и этих классов будут облегчены настолько, что лишь два раза в неделю им придется готовить все пять уроков, на остальные же четыре дня будет приходиться по четыре урока. Нельзя, впрочем, не заметить, что последняя мера, ввиду её новизны, не вполне еще привилась, так что более широкое развитие и более полное применения она получила в следующем учебном году.

Из дальнейших мер с целью поднять уровень успехов учащихся по отдельным предметам и придать учению большую серьезность, заслуживает упоминания постановление совета в младших классах по возможности разучивать все уроки в классное время с тем, чтобы дома они лишь повторялись и твердо усваивались, а в средних и старших не задавать ничего без предварительного разъяснения. При этом в старших классах, когда задается новый текст из древних авторов, преподаватель должен сделать разъяснены в случае затруднительной конструкции и вообще дать объяснения реальные, лексические и грамматические, в последнем случае, по возможности с указателелем на грамматику.

Чтобы заставлять учеников как можно более работать, предложено было возможно чаще спрашивать их, аттестуя при этом соответствующим баллом в классном журнале, согласно с указаниями, данными на этот предмет в парагр.5 правил об испытаниях. При этом отметки надлежит ставить не только за изложение учениками целой статьи или части урока, но и за краткие ответы на отдельные вопросы, за исправление ошибок в ответах товарищей и т. п. При таком ведении дела в младших классах смело можно успеть спросить 6 — 10 учеников и даже больше. Существенно важно при этом, чтобы при спрашивании учеников не соблюдалось никакой особенной очереди, которую ученики весьма легко замечают и, пользуясь этим, особенно в младших классах, не всегда и не по всем предметам готовят свои уроки. Вследствие соблюдения известной очереди замечались, например, и такие явления, что один и тот же ученик в течение дня бывает спрошен на 4 и даже 5 уроках, тогда как другой остается неспрошенным в течение нескольких дней. Для избежания этого неудобства предложено, чтобы каждый ученик по возможности был спрошен каждодневно хотя по одному предмету в продолжение 4 или 5 уроков.

Дабы ученики принимали возможно деятельное участие в классной работе, следя за разъяснениями преподавателя и ответами товарищей и ожидая очереди быть вызванными или для исправления сделанных ошибок или для продолжения ответа, предложено было в младших классах, где внимание учащихся легко может ослабеть, поощрять учеников к тому, чтобы они давали знать преподавателю, что им известен ответ на заданный вопрос или что они могут поправить ошибку товарища, подниманием правой руки, но таким образом, чтобы это отнюдь не нарушало порядка и приличий.

При обсуждении вопроса о мерах к поднятию успешности учеников и к облегченно для них прохождения гимназического курса, педагогический совет обратил самое серьезное внимание на выбор учебников, посвятив несколько заседаний рассмотрению как употреблявшихся учебников, так и предложенных вновь к употреблению преподавателями соответствующих предметов. Некоторые из сделанных в совете предложений сверх того подробно обсуждались в предметных комиссиях. 

 

1890 / 1891 уч. год2

Одним из наиболее плодотворных годов в де­ятельности педагогического совета по учебной части был 1890 — 1891 учебный год, в течение которого обсуждался в целом ряде заседаний вопрос о введении новых программ, утвержденных министром народного просвещения 20 июля 1890 года, и о применении новых правил об испытаниях, утвержденных 12 марта 1891 года.

 

1891 / 1892 уч. год2

В этом и следующих годах педагогический совет был занят устройством учебной части во вновь открытом пансионе, при чем все меры, касающиеся пансиона, вырабатывались предварительно в воспитательной комиссии.

 

К последующим годам (до 1895 г.) относится выработка правил о внеклассном чтении учеников, и о праве учеников старших классов заниматься репетиторством.

 

1896 / 1897 и в 1898 / 1899 уч.гг.6,7

Педагогический Совет в минувшем учебном году заседал 12 (13) раз.

Важнейшие вопросы, разсмотренные и разрешенные в общих заседаниях педагогического совета по учебно-воспитательной части:

  1. Об устройстве учебно-воспитательной части на 1896 — 1897 учебный год.
  2. О равномерности распределена классных занятий
  3. Об испытаниях переводных и испытаниях зрелости
  4. Об освобождении беднейших учеников от платы и о назначении им стипендий
  5. О выдаче беднейшим учениками учебных пособий и одежды бесплатно
  6. О введении некоторых новых учебников, взамен существовавших ранее
  7. О каникулярных работах

 

По окончании учебного года в каждом общеобразовательном учебном заведении происходил публичный акт, на котором давался отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявлялись имена учеников, удостоенных перевода в высшие классы, выдавались награды отличным ученикам и аттестаты и свидетельства ученикам, окончившим курсы. На акте произносились членами педагогического совета речи, предварительно одобренные советом. В Николаевской гимназии утверждение подобных ечей играло особую роль, так как на публичных актах гимназии практически всегда присуствовало высшее министерсткое начальство и лица Императорской Фамилии.

Экстренные внеочередные заседания созывались особыми распоряжениями окружного начальства или созывались для обсуждения экстренных нужд, возникавших в гимназии. В 1905 и в 1917 году таких экстренных заседний было несколько.

 

190914

Заседаний Педагогического совета в учебном году было - 20

 

191013

Заседаний Педагогического совета в учебном году было - 15

 

1914

Здесь важно отметить и тот факт, что активная заинтересованность родителей в участии в жизни гимназии и совмествной работе с Педагогическим советом, не смотря на все трудности и препоны на этом пути, дала свои результаты. Причем важность этой совместной деятельности была признана и тем фактом, что подробную заметку о родительском собрании в Николаевской гимназии в мае 1914 года, где был заслушан отчет о деятельности Родительского комитета гимназии, напечатала единственная местная газета в городе "Царскосельское Дело". Заметка так и называлась "Родительское собрание в Николаевской гимназии", приводим её олностью, сохранив речевую стилистику оригинала:15

"Общее собрание родителей учеников Николаевской гимназии состоялось 27 Мая под председательством В. А. Балашова. Председатель родительского комитета ознакомил собравшихся родителей с результатом деятельности комитета. Из его речи, равно как и из последовавших за нею прений, выяснилось, что, при умении, родительские организации даже в таком состоянии, как теперь, после их реформирования, могут оказать известное, подчас значительное, влияние. Сформировался комитет в октябре прошлого года. Были выбраны представители от всех классов, кроме V-ro. Собирались они в среднем около двух раз в месяц. Наибольший интерес представляли поклассные собрания, где разбирались конкретные факты и говорили об отдельных преподавателях и учениках. Результатом этих собраний, равно как и собраний всего комитета, был ряд пожеланий, из которых большинство исполнено Педагогическим советом.

  1. Так, в текущем году не были назначены в младших классах экзамены, т. к. педагогический совет согласился с родителями, что экзамены вообще, а для детей в особенности являются совершенно ненужной лотереей.
  2. Были введены групповые занятия с учениками старших классов по французскому языку, т. к. большой процент плохих отметок по этому предмету во всех классах показал несоответствие предъявленных к ученикам требований, в сравнении с тем, что им преподавалось в классе.
  3. Было выражено сожаление, что такой талантливый и любимый учениками преподаватель, как А. А. Бородин, преподает русский язык только в младших классах, а не ведет своих учеников до конца.
  4. По просьбе родителей, будут заменены учебники немецкого языка и естествоведения в младших классах.
  5. В виду того, что, за выездом с казенных квартир некоторых преподавателей, имеются свободные помещения, — комитет просил директора отвести их как для устройства параллельных классов, так и для врачебной комнаты и физического кабинета. На собрании стало известно, что ходатайство родителей будет удовлетворено, и к осени откроются параллельные классы для первых младших классов.
  6. В ряду мер для умственного развития учащихся комитет на первом месте считает общеобразовательный экскурсии. Он высказал пожелание, чтобы оне не носили случайного характера, а являлись обязательными и для учеников, и для учебных заведений. В течение года г-н Гроссман, тов. председателя комитета, организовал поездку в Академию Художеств, где ученики подробно знакомились как с живописью, так и с её техникой. Очень заинтересовала гимназистов и другая экскурсия в Обуховский завод. Комитет с особенным удовольствием ассигновывает недостающие 50 руб. на предстоящую вскоре экскурсию на Урал, которую организует Ал. Ал. Бородин и А. М. Малоземов.
  7. Благодаря комитету, гимназисты зимой имели свой каток, в организации которого на помощь комитету пришли г-жа Звегинцева и г-жа Бялокоз. Расходы по устройству катка достигли 634 рублей, доходу он дал 655 рублей. Общее собрание постановило благодарить названных лиц за содействие.
  8. Заслугою комитета было введение в гимназии горячих завтраков для учащихся. Дело это было сразу встречено очень сочувственно и, благодаря поддержке родителей, удалось поставить его хорошо, и, главное, настолько прочно, что комитету представилась даже возможность выдавать беднейшим ученикам горячие завтраки бесплатно. Число завтракавших учениковъ достигало по месяцам до 160 человек. Доход достиг 1160 руб. и только на 16 рублей превысил все расходы. Особенно ценно было внимание организаторов, когда они стали выдавать бесплатные завтраки всем ученикам во время экзаменов. На педагогическом совете директор отметил, что эта последняя мера имела огромное значение. Помимо организаторов, многие из матерей учеников тоже немало поработали для ученической столовой. Комитет отмечает деятельность г-жи Алексеевой, Бауман, Волковой, Соколовой, Сосницкой, Юревич и других, а общее собрание постановило, кроме того, особенно благодарить г-жу Крюденер-Струве и г-жу Гаук.

 

Совместная деятельность родителей и администрации внешним образом выражалась участием представителя родителей в заседаниях педагогического совета и в посещениях им уроков.

Когда после отчета В. А. Балашов доложил собранию ряд просьб директора, прения приняли довольно горячий характер.

  • Во-первых, директор просил обратить внимание на то, что родители подчас позже, чем в трехдневный срок, сообщают в гимназию о заразных заболеваниях в семье или самих учеников. Против этого никто не возражал,
  • но следующее напоминание — о необходимости строго выдерживать карантинные сроки уже встретили возражения против формального отношения к исполнению этих правил. Указывали, что, при надлежащей дезинфекции и изоляции здоровых и выздоровевших, нельзя заставлять учеников зря терять время; необходимо индивидуализировать каждый отдельный случай.
  • Когда заговорили о третьей просьбе директора — обратить внимание на неаккуратное посещение некоторых уроков учениками, преимущественно старших классов, то выяснилось, что все родители единодушно и строго осуждают те манкировки, который совершаются без их ведома, но что иногда они сами бывают вынуждены, по просьбе своих сыновей, позволять им пропускать те или другие уроки. Преподаватель должен заинтересовать ученика, должен так поставить свое дело, чтобы ученики сами стремились к нему на уроки, и чтобы у него на уроке, а не дома, ученик научался предмету. Если гимназист, сидя дома, за учебником в определенные дни или часы узнает больше, чем в классе, если при этом он так или иначе избегает случайной „порчи* отметки, то ученик не так уж виноват, и значит учитель не умеет оценить знания или войти в положение ученика, если у него имеют значение случайные отметки при окончательном выводе балла за четверть и даже за год.
  • Кстати, заговорили и о том, как наказывают в гимназии провинившихся. Оказалось, «то самым строгим наказанием является занятия в гимназии по праздникам в течение нескольких часов подряд. Родители вполне резонно отметили, что учебное занятие по своему существу не может быть наказанием. По поводу записей в штрафной журнал, которым придается такое огромное значение при выводе отметки за поведение,—общее собрание высказалось за то, чтобы к ним прибегали только в серьезных случаях, и чтобы записи носили точный и определенный характер.
  • Затем г-нъ Гедввилло поднял вопрос о преподавании Закона Божьего.Несколько лет тому назад перестали приглашать к участию в заседаниях педагогического совета преподавателя Закона Божьего для католиков, между тем, как лютеранский пастор остался по-прежнему полноправным членом совета вместе с православным заковоучителем. Собрание вполне сочувственно отнеслось к предложению г-на Гедвилло и было решено просить о пересмотре этого вопроса.

 

На собрании вспомнили как в прошлом году родителям удалось выбрать комитет только благодаря Я. Г. Мору, без которого вряд ли удалось бы соблюсти драконовские правила выборов. Вспомнив Якова Георпевича, еще раз отметили, что, не смотря на его сухой вид, у него в груди билось доброе сердце, и почтили его память вставанием.    Г. К." 

 

Несколько месяцев спустя Россия вступила в Первую мировую войну. События военных лет и последующих ей революционных событий не могли не отразиться не только на самом существовании гимназии, но и на взаимоотношения между Педагогическим советом и родительским комитетом.

 

19178

В 1917 году острейшим вопросом гимназической жизни стал вопрос о взаимоотношениях родительского комитета и педагогического совета, что отражало общий накал общественной жизни России после Февральской революции 1917 года.

(протокол от 10.04.1917): Родительский комитет охарактеризовал эти отношения враждебными, но выразил надежду, что «при радикально изменившихся условиях общественной жизни на возможность совместной в будущем работы с пед.советом за исключением директора, инспектора, Мефферта, Вуано, Холодилина, Имешницкой, Меркулова».8

В выписке из протокола педагогического совета от 11.04.1917 мнение родительского комитета посчитали недопустимым и оскорбительным и решили прервать до 12 апреля учебные занятия для выяснения вопроса о том, насколько это мнение родительского комитета разделяется родителями;8

 

_____________________________________________________________

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что важными для обсуждения и деятельности педагогического совета по учебной части Императорской Николаевской гимназии были самые разнообразные вопросы и стороны жизни гимназии. Никакие из них не оставались без внимания педагогического совета, который старался выработать всесторонние меры по улучшению достигаемых гимназией результатов:

 

Работа с учениками:

  1. npием учеников 
  2. перевод учеников из класса в класс,
  3. облегчение ученикам усвоения предметов,
  4. контроль над успеваемостью и поведением учеников,
  5. поощрения и наказания учеников,
  6. выдача аттестатов ученикам, с успехом окончившим полный курс обучения,
  7. выдача свидетельств выбывшим из гимназии до окончания курса обучения,
  8. выдача свидетельств посторонним лицам, выдержавшим испытание в полном курсе или за исключением из него древних языков,
  9. вопросы взаимодействия семей учеников и школы,
  10. вопросы, касающиеся материального благополучия недостаточных (малоимущих) учеников, и т.п.

 

Работа с педагогическим коллективом:

  1. рассмотрение годичных отчетов по учебной и воспитательной части,
  2. улучшение образовательного процесса в целом,
  3. распределение преподавания учебных предметов по дням и часам,
  4. выработка эффективных методов преподавания предметов, 
  5. введение новых программ и предметов,
  6. обсуждение увеличения или уменьшения числа уроков по отдельным предметам,
  7. введение новых правил испытаний учеников,
  8. одобрение речей, назначаемых для чтения на публичном акте,
  9. о возможности репетиторства старшим гимназистам, 
  10. решение вопросов об удостоении лиц, не окончивших курса в университете, и иностранцев званий учителей новых языков, учителей уездных училищ и домашних учителей и учительниц, и т.п.

 

Обеспечение учебного процесса:

  1. обсуждение отступлений от нормального устройства учебной части,
  2. выбор предметов для пополнения кабинетов, 
  3. выбор книг для библютеки,
  4. выбор учебных руководств и пособий,
  5. подписка на журналы и газеты и многие другие

 

Результативная, заинтересованная, и вдумчивая детяельность педагогического совета была и остается главным залогом успешности любого образовательного учреждения, в том числе, и Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, что подтверждено высочайшим процентом успешно реализовавших себя в профессиональной деятельности выпускников гимназии.

 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии. Документы публикуются впервые

 

Источники:

  1. ЦГИА  Ф.139, Оп.1, Д.12197. 1910 Отчет за 1910 год. Л. 4-5
  2. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с.
  3. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896-1911). Спб., 1912. 100 с.
  4. Сведения об ИНГ. 1881-1882 уч. год. СПб.: Тип. Демакова, 1882. С.10
  5. Сведения об ИНГ. 1887-1888 учебный год. С.-Петербург, 1888.
  6. Сведения об ИНГ. 1896-1897 уч. год. СПб., 1897. С.33-35
  7. Сведения об ИНГ. 1898-1899 уч. год. СПб., 1899. С.2 
  8. ЦГИА Ф.139 Оп.1 Д.19017. 1917. Переписка директора гимназии с  управляющим и канцелярией Петербургского учебного округа  с января по август 1917 г.  
  9. Сведения об ИНГ. 1887-1888 уч. год. СПб.: Тип. Балашева, 1888.- 88 с., 1 л. ил. С.27-28
  10. Сведения о НГ в Царском Селе. 1871-1872 уч. год. СПб.: Печатня В.И. Головина, 1872.-31 с., 1 табл. ил. С.17 
  11. Сведения о НГ в Царском Селе. 1870-1871 уч. год. СПб.: Печатня В.И. Головина, 1871.С.34
  12. Сведения об ИНГ. 1879-1880 уч. год. СПб.: Тип. Демакова, 1880. С.15 
  13. ЦГИА  Ф.139, Оп.1, Д.12197. 1910 Отчет об ИНЦГ за 1910 год. Л. 5
  14. ЦГИА  Ф.139, Оп.1, Д.11756. 1909 Отчет об ИНЦГ за 1909 год. Л. 4
  15. “Царскосельское Дело” №24, пятница, 13 июня 1914 года (РНБ). С.2 "Родительское собрание Николаевской гимназии."

 

вернуться на главную статью о гимназии

вернуться на статью "Система обучения"

Рейтинг: 0 Голосов: 0 296 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!