Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия. Пансион

 

Благодаря усилиям директора Императорской Николаевской Царскосельской гимназии Л. А. Георгиевского и средствам попечителя гимназии И. В. Рукавишникова в 1891 году при гимназии был открыт пансион1.

Инициатива учреждения пансиона при Императорской Ни­колаевской Царскосельской гимназии принадлежала директору Л. А. Георпевскому, который в первый же год своего вступления в должность принялся и за осуществление своей мысли. Побудительными причинами к тому были как благоприятные климатическия условия Царского Села, которое является курортным место для Петербурга, так и не менее благоприятные условия жизни в Царском Селе, способствующие воспитанию детей вдали от городского шума, на чистом воз­духе, почти в деревенской тиши.

Наконец само здание гимназии, со всех сторон окруженное зеленью,  к которому примыкает большой сад, не могло не навести на мысль об учреждении при гимназии пансиона. Но если пансион былъ полезен для многих слабых здоровьем детей, не обучавшихся до его учреждения в Царскосельской гпмназии, то он оказался не менее по­лезен и для самой гимназии, так как, по составу населения Царского Села, весьма немногие из родителей, отдававших своих детей в гимназии, намеревались дать им полное гимназическое образование, большинство же ограни­чивалось желанием, чтобы дети их окончили четыре, максимум шесть классов, вследстиве чего, при общем количестве гимназистов в 200 человек, оканчивающих курс было в среднем около 7 человек ежегодно.

Но устроить пансион в том помещении, которое гимназия занимала к 1890 году, не представлялось никакой воз­можности: необходимо было возвести новые постройки и перестростроить здания самой гимназии, на что требовалась значительная сумма (по предварительнымъ рассчетам около 75 000 руб.). Гимназия имела в своем распоряжении капитал в 13.381 р. 93 к, из различных пожертвований и остатков от специальных средств. В виду этого пришлось искать частных жертвователей, которые своими вкладами могли бы содействовать осуществлению задуманного дела.

Первымъ пришел гимназии на помощ в этомъ деле бывший в то время почетным попечителем гимназии А. В. Кривцов, который в письме от 20 марта 1889 года уведомил директора, что он с удовольствием жертвует от себя 5.000 р. для устройства при гимназии пансюна. Вслед затем церковный староста при гимназической церкви Д. А. Уконнн сообщил директору, что одно лицо, пожелавшее остаться неизвестным, сочувствуя идее учреждения пансюна при гимназии, жертвует для этой цели 5.000 руб. облигациями С.-Петербургскаго городского кредитного общества, от продажи которых было выручено 5.070 руб. 68 коп.

Видя такое сочувствие частных лиц къ делу устрой­ства пансюна, директор решился обратиться к общему собранию благотворительно-вспомогательной ученической кассы при гимназии с просьбою о пожертвовании на нужды пансиона суммы в 6ооо р. из капиталов кассы с тем, чтобы во все время существования пансиона в нём содержался бесплатно один воспитанник по выбору общего собрания кассы. Единодушное согласия собрания кассы было получено, и, таким образом было получено еще от продажи переданных кассой гимназии облигациий С.-Петербург­скаго городского кредитнаго общества 6049 р. 75 коп.

Имея, таким образом, капитал в 29 502 р. 36 коп., директор обратился лично с просьбою к министру НП графу И. Д. Делянову о поддержании столь благого дела и об оказании помощи гимназии со стороны министерства. Делянов, всегда внимательно относившийся к Николаевской гимназии, получил разрешение от попечителя СПб учебного округа о выделении из строительных капиталов министерства 40 000 на строительство и обустройства пансиона. В качестве архитектора, разрабатывающего проект перестройки и руководство над строительством был выбран гражданский инженер Смирнов. Условием контракта предполагались 2 года на все работы, окончить которые было необходимо к 1 сентября 1891 года. 

Для дальнейшего обеспечения материального положения пансиона, директором было испрошено Министерство Народного Просвещения (МНП) 6 июня 1891 года Высочайшее соизволение на перевод 4 тысяч рублей ежегодно на содержание казеннокоштных2 пансионеров, из суммы, ассигнованной по смете МНП на тот же предмет в гимназии, состоящей при Историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине.

Инспектором, следящим за порядком в пансионе, с 1891 по 1900 год был  учитель математики и физики И.И. Фомилиант, который затем ушел руководить соседним с гимназией Реальным училищем Николая II.

Для устройства пансиона здание Николаевской гимназии значительно расширили. Гражданский инженер Александр Александрович Смирнов в 1889-1891 гг. надстроил третий этаж, возвел также большой корпус для рекреационного и актового залов со стороны двора, который помещен на оси гимназической церкви.

 

 

В оформлении фасада Никитиным и Смирновым повторены детали архитектурно-художественной обработки, что придало общность и целостность усложненной композиции. В украшениях оконных наличников третьего этажа использовались мотивы орнамента алтаря и купола церкви, спроектированные И. А. Монигетти.

В дортуарах надстроенного 3-го этажа здания гимназии ночевали до 60 пансионеров и количество учеников гимназии возросло до 300 человек.

 

план третьего этажа здания гимназии, в котором располагался пансион

 

Вместе с устройством пансиона были открыты новые актовый и рекреационный залы, было выделено помещение для библиотеки, проведено электрическое освещение во всем здании гимназии.

Гимназический сад с пейзажной планировкой занимал значительное пространство в глубине участка, выходившего на Малую улицу, и был устроен по проекту Н.С. Никитина. Для расширения территории гимназического сада был прирезан значительный участок земли, выделенный для этой цели гимназии городовой Ратушей. В 1892 г. для пансиона здесь построили три деревянных здания: для лазарета, запасного лазарета для инфекционных больных и бани на 10 человек. 

 

 

Эти небольшие постройки в русском стиле, образовавшие в саду живописный ансамбль, возвели на средства почетного попечителя гимназии И.В. Рукавишникова.Автор проекта — военный инженер А.П. Веретенников.

На 3 этаже кроме пансиона, расположились учительская, библютека, физический кабинет, и младшие классы: приготовительный, I, II и III. Для пансионеров были устроены гардеробная комната, шкапная для хранения пансионерами книг и учебных при­надлежностей, большой дортуар, маленький дортуар, сто­ловая, приемная доктора, ванная, умывальная и вторая (запас­ная) гардеробная.

Вынесение лазареты и бани из помещения гимназии, позволили улучшить несколько помещений 3 этажа, ранее использовавшихся под нужды лазарета - выбшее помещение аптеки Рукавшников за свой счет переоборудовал под роскошную мраморную умывальную для пансионеров, стоимостью 1000 р.

Рукавшников также выделил средства на закупку для пансиона посуды, полного комплекта белья: носильного, постельного, кухонного, столового, шкафов, кухонного оборудования. Помимо этого Рукавишников взял на себя обязательство по перечислению средств на содержание одного лишнего воспитателя пансиона. 

За устроство пансиона при гимназии Августейший покровитель гимназии Император Александр III выразил свою благодарность лично директору Л.А. Георгиевскому при представлении его 1 февараля 1890 года, и почетному почечителю И.В. Рукавишникову, при представлении его 19 декабря 1890 года. И даже выразил желание присуствовать при открытии пансиона, чего, с сожалению осуществить не смог, так как пребывал в это время в Дании. 

Проживание в пансионе было платным: за полных пансионеров плата взималась в размере 400 руб. в год и кроме того 50 руб. единовременно при поступлении воспитанника на его обзаведение, с полупансионеров по 150 руб. в год.

 

Пансион был открыт 2 сентября 1891 года.

 

Торжество открытия пансиона почтили своим присуствием сенатор А.И. Георгиевский, помощник попечителя СПб учебного округа Л.И. Лаврентьев и много почетных гостей. В день открытия пансиона, расчитанного на 60 человек, в нём уже состояло 47 пансионеров и 8 полупансионеров. 

  • к 1897 году - 71 пансионер, 7 поупансионер; 
  • к 1899 году 75 пансионеров, 8 полупансионеров

 

Пансион при Императорской Николаевской Царскосельской гимназии с самого начала основания всегда имел в виду, что родители, отдавая своих детей в пансион, этим самым лишаются возможности следить за воспитанием их детей, и потому на руководителях пансиона лежит обязанность заменить детям их родителей во все время пребывания в пансионе. Для этой цели воспитательский совет, состоящий из директора, инспектора и всех пяти воспитателей, постоянно обсуждал не только вопросы учебно-воспитательной жизни воспитанников пансиона, но и рассматривал отдельные и единичные случаи, имеющие в деле воспитания часто серьезное значение.

 

Служщие и служители пансиона

Воспитателями и помощниками воспитателей в пансионе были сами учителя гимназии. При пансионе состояли 5 воспитателей (по количеству групп пансионеров), из которых трое дежурили ежедневно, при чем главный дежурный воспитатель дежурил от 2 1/2 часа дня до 8 1/4 часа утра, второй воспитатель - от 2 1/2 часа дня до 10 часов вечера и третий воспитатель дежурил от 5 1/2 час. пополудни до 8 часов вечера. Дежурства между воспитателями распределялись равномерно и при том с таким расчетом, чтобы воспитанники всегда находились под наблюдением воспитателя.

Каждый воспитатель заведовал выдачей ученических принадлежностей воспитанникам своей группы, наблюдал за содержанием в порядком книг, вёл кондуитные списки и сообщал все данные о своей группе воспитательскому совету, который собирался ежемесячно под председательством директора для обсуждения дел, касающихся пансионеров.

Имелся, конечно, и большой штат низших служителей. Учреждение пансиона вызвало значительное увеличение состава служащих и служителей. К пяти воспитателям, эконому, бухгалтеру и кастелянше, с увеличением числа воспитанников были назначены еще повар, его помощник и кухонный служитель; к трём дядькам, лазаретному служителю, буфетному служителю, и 3-м прачкам, пришлось прибавить еще одного дядьку, одну прачку и одного пансионского служителя.

Как вспоминал сын И.Ф.Анненского гимназист В.Анненский-Кривич: «пансионские дядьки были облечены в серое с гербовыми петлицами платье дворцовых лакеев».

Дежурный дядька начинал свое дежурство в 11 час. вечера, когда все воспитанникки пансиона находились в постелях. В его обязанности входило наблюдение за полным порядком и соблюдение всех правил гигиены в течении ночи. При этом он имел контрольные часы, которые обязан был заводить каждые полчаса. Вместе с воспитанниками спал и дежурный воспитатель, который в течении ночи несколько раз обходил дортуар, наблюдая, чтобы порядок никем не нарушался, и чтобы дежурный дядька соблюдал свои обязанности.

Распределение дежурств воспитателей было таковым, чтобы во время занятий, происходящих в 3-х отдельных классах, каждый возраст находится под наблюдением особого воспитателя, который, по мере возможности, помогает воспитанникам в их занятиях, проверяет заданные уроки и разъясняет им все неясное и непонят­ное. Вскоре стало ясно, что воспитатели не успевают проверить уроки всех пансюнеров, и для этой цели были приглашены на счет пансиона шесть репетиторов из лучших учеников старших классов с оплатой по 15 руб. в месяц, и им по­ручены наиболее слабые ученики  младших классов. Благодаря этому воспитатели могли обратить более серьезное внимание на пансионеров старших классов, не оставляя ни одного из них без проверки уроков.

С 1 октября 1893 г. к исправлению должности помощника классных наставников был допущен бывший ученик гимназии Голиков Василий Васильевич, который до этого момента  с 1 октября 1892 года исполнял обязанности пансионского бухгалтера. В обязанности помощника классных наставников входило присматривать за гимназистами и в ходе занятий, и во внеурочное время. Так, например, гимназистам не полагалось присутствовать на вечерних сеансах в театрах и кинотеатрах, посещать рестораны и всякого рода злачные заведения; Должность с лёгким фискальным уклоном. Видимо, обязанностями своими Василий Васильевич не пренебрегал, потому что среди царскосельских гимназистов циркулировала посвящённая ему дразнилка: "Васька — сыщик, Васька — кот, царскосельский бегемот."

Надзиратели старались держать под контролем всю жизнь учащихся, все их действия и даже мысли. Обычно учащиеся жили под постоянным наблюдением, потому и в рамках определенных правил. А вот обязанностей было хоть отбавляй, для этого были разработаны Правила поведения ученика Царскосельской гимназии. Существенно отличался возраст гимназиста от современного ученика: если сейчас в школу отправляют детей с 6 лет и учат до 17, то в Николаевской гимназии личность воспитывали с 10 и до 20-22 лет.

Жизнь пансионеров была жестко регламентирована и подчинялась дополнительным к общим гимназическим, еще и пансионерским правилам, разработанным для более правильной постановки дела воспитания, выработанные инспектором гимназии И.И. Фомилиантом, под руководством и особым попечениеы которого пансион при ИМПЕРАТОРСКОЙ Николаевской Царскосельской гимназии состоял со дня его основания и до ухода Ф. в Реальное училище в 1900 году. Правила были рассмотрены и утверждены воспитатательским советом. 

 

ПРАВИЛАМ поведения и распорядок дня

для вопитанников пансиона при Императорской Николаевской гимназии

 

Правила разбиты на группы, в зависимости от того, какую часть жизни гимназистов они регламентируют:

Распорядок дня и гигиена:

  1. 7 1/4 утра; воспитанники пансиона встают по данному звонку
  2. 35 минут утренний туалет. Встав с постели, каждый воспитанник пансиона, в одном белье и туфлях, отправляется в умывальную комнату, где должен тщательновымыться.
  3. Воспитанники пансиона в умывальной комнате и дортуарах должны соблюдать полную тишину и порядок. Во время умывания в умывальнике должен находится дежурный дядька
    • Для содержания пансионеров в должной чистоте при пансионе имеется баня, куда воспитанники водятся через каждые две или три недели
  4. В 7 час. 40 мин. в дортуар является инспектор
  5. 7 час. 50 мин. утра воспитанники пансиона собираются в залу, где один из них по заранее установленной очереди, громко читает утренние молитвы.
  6. 8 час. утра — утренний чай
  7. После утреннего чая воспитанники пансиона в течение 10 минут собирают свои учебные пособия, необходимые им в этот день в гимназии, и в 8 1/2 час утра, по звонку, отправляются в гимназию, где подчиняются правилам, общим для всех учеников гимназии.
  8. Воспитанники, оканчивающие свои уроки ровно в 2 час. 40 мин., находятся в отведенных для них классах под надзором помощника классных наставников.
  9. Если воспитанник пансиона не обучается какому-либо предмету, то во время уроков по такому предмету он остается в коридоре.
  10. Воспитанники пансиона по окончании уроков по очереди занимаются гимнастикой на машинах (тренажерах- прим. сост.).
    • Примечание: С открытием пансиона в 1891 году появилась возможность, на ряду с другими искусствами, ввести для пансионеров, без особой платы уроки фехтования. При этом преследовалась двоякая цель — желание как можно больше занять свободные часы пансионеров, и при том таким делом, которое служило бы приятным отдохновением от умственных занятий и развить в них ловкость и смелость, что, как известно, достигается фехтованием (прим. ред.).

 

 

  1. Около 3 час. пополудни воспитанники отправляются на прогулку.
    • Примечание: Разрешается не ходить только тем воспитанникам, которым это запрещено гимназическим врачом.
  2. После обеда воспитанники младшего и среднего возраста, по усмотрению воспитателя, могут быть выпущены в гимназический сад, если тому не мешает погода, но непременно под надзором одного из старших воспитанников, по заранее установленной между ними очереди.
  3. В 3 час. 55 м. все воспитанники пансиона должна быть дома и ровно в 4 часа отправляются в столовую для обеда.
  4. В 5 час. 35 мин. дается звонок на приготовление уроков (репетиции), которое продолжается без перерыва до 6 час. 50 мин. После 10-минутного перерыва занятия продолжаются до 8 час. вечера.
  5. После 8-ми часового ужина, в том же порядке направляются прямо в залу, где происходит чтение вечерних молитв одним из воспитанников пансиона, по заранее установленной очереди.
  6. Воспитанники младшего возраста готовятся ко сну с 91/2час. вечера и ложатся в 10 час., среднего с 10 час. и ложатся в 10 1/2 час., и старшего с 101/2час. вечера, и ложатся в 11 час.;
    • Примечание: Перед сном каждый воспитанник должен вымыть лицо, шею и рудь, причем от обмывания груди ocвобождаются те воспитанники, которым это воспрещено врачом.
    • Если воспитанник чувствует себя усталым, или ему нездоровится, то ему дозволяется с разрешения воспитателя ложиться спать ранее назначенного для сна времени.

 

Дортуар Первой мужской гимназии г. Киева, 1890-1900-е гг.

  • В праздничные дни воспитанники пансиона встают 8 1/2 час.утра, читают молитвы до 9 час. утра; в 10 час начинают приготовляться к обедне, после которой завтракают,  а затем гуляют до 2 1/2 час. дня пополудни, после чего занимаются до 4 час дня, а после обеда время распределяется как в будничные дни.

 

Приём пищи и поведение в столовой:

  1. В 8 час. утра воспитанники пансиона пьют чай, причем каждый садится за заранее отведенное ему место. Чай с молоком (или одно молоко) с булками.
  2. В 12 час. 20 мин. два воспитанники пансиона направляются в столовую для общего завтрака, состоящего обязательно из горячего мясного блюда с гарниром
  3. В 2 час. 40 мин. дня, точно по окончании уроков, воспитанники пансиона должны немедленно вымыть руки.
  4. В 4 час. дня - отправляются в столовую для обеда.Обед состоит из супа с мясом или пирожками, жаркого с приправою и сладкого.
  5. В 8 час.вечера - по данному звонку, воспитанники пансиона в должном порядке направляются в столовую, где они пьютъ чай с молоком (или одно молоко) с булками и бутербродами. 
  6. В столовой воспитанникик пансиона соблюдают должную тишину и порядок, обращаясь с прислугою вежливо.
  7. Относительно пищи воспитанников начальство пансиона тщательно наблюдает, чтобы провизия всегда была самого свежего качества, здоровая и сытная. Для этой цели всегда вперед составляется росписание (меню-прим.ред.) завтраков и обедов, которое за полписью инспектора вывешивается на видном месте. Для воспитанников слабых здоровьем по указанию ученического врача, подаются особые кушания, и, кроме того, им за завтраком  и обедом отпускается молоко.

 

Примерный недельный рацион пансионера:

  • Понедельник.
    • Завтрак: 1) Жареное мясо с картофельным пюре; 2) Рулет с картофельным пюре;
    • Обед: 1) Суп лапша. Антрекот с макаронами. Ватрушки с вареньем; 2) Щи ленивые. Мясо по-гусарски. Рулет
  • Вторник.
    • Завтрак: 1) Зразы с кашей; 2) Росбрат с картофелем;
    • Обед: 1) Борщ с сосисками. Солонина с картофельным пюре. Вафли с вареньем; 2) Суп пюре из фасоли. Голубцы. Яблоки в тесте
  • Среда. 
    • Завтрак: 1) Бифштекс с отварным картофелем; 2) Битки с макаронами;
    • Обед: 1) Суп пюре из гороха. Пожарские котлеты с макаронами. Крем; 2) Щи кислые с кашей. Грудинка телячья с рисом. Трубочки со сливками;
  • Четверг.
    • Завтрак: 1) Рубленые котлеты с соусом из фасоли; 2) Шнель-клопс с картофелем;
    • Обед: 1) Щи кислые с мясом. Ростсбиф с картофелем и хреном. Яблоки в тесте; 2) Суп рассольник с почками. Беф-бульи с соусом из капусты. Желе.
  • Пятница. 
    • Завтрак: 1) Антрекот с макаронами; 2) Зразы с кашей.
    • Обед: 1) Суп пюре из картофеля. Оленина. Слойка с вареньем; 2) Суп лапша. Ростбиф с картофелем. Крем.
  • Суббота.
    • Завтрак: 1) Рубленые бараньи котлеты с рисом; 2) Жареное мясо с соусом из брюквы; 3) Росбрат с картофелем;
    • Обед: 1) Щи ленивые с мясом. Тушёное мясо с соусом из кореньев. Пышки с вареньем; 2) Борщ с мясом. Рыба фаршированная. Слойка; 3) Суп с клецками. Солонина с картофелем, пюре. Пирожное.
  • Воскресенье.
    • Завтрак: 1) Ростбиф с картофелем и хреном. Кофе чай. 2) Пожарская котлета с гарниром. Кофе, чай; 3) Рубленые телячьи котлеты с картофелем. Кофе, чай;
    • Обед: 1) Кулебяка с мясом. Суп из кореньев. Гусь жареный с капустой. Пирожное; 2) Суп с кореньями, пирожки. Жаркое куры с огурцами. Пирожное разное; 3) Пирожки. Суп с кореньями. Курица с рисом. Мороженое. 

Воскресное меню.

  • Завтрак: Ростбиф с картофелем и  хреном. Кофе, чай.
  • Обед: Кулебяка с мясом, суп из кореньев, гусь жареный с капустой, пирожное.

Праздничное меню. 

  • ​​Завтрак: Винегрет с рыбой, осетрина холодная с гарнирным соусом провансаль, стерлядки порционные; 
  • Обед: щи грибные кислые, уха из налимов с расстегаями, борщ с грибами, навага жареная,  белорыбица жареная с картофелем, осетрина по-русски, оленина, пышки с вареньем, гусь жареный с капустой, беф-були (отварная говядина с овощами) с хреновым соусом, мясо по-гусарски, трубочки со сливками, шнель-клопс (ускоренная отбивная) с картофелем. 
  • Десерт: Бланманже (холодный десерт, желе из миндального или коровьего молока, сахара и желатина), мороженое, пирожное разное, желе фруктовое, крем, пышки с вареньем, мусс лимонный.

     

Занятия и вечерняя подготовка уроков (репетиции):

  1. В 8 1/2 часов вечера дается звонок для возобновления занятий, при чем окончившие занятия могут оставаться в зале, но отнюдь не в коридоре, и предварительно непременно заявить воспитателю, об окончании занятий.
    • Примечание: Воспитанники, сдавшие свои уроки воспитателю, могут оставаться в зале и не спрашивать на то особого разрешения. Вообще, без разрешения воспитателя, никто из воспитанников не может прекращать свои занятия.
  2. В 9 час. 25 мин. занятия прерываются на 5 минут, и воспитанники могут в это время выйти из класса.
  3. В 2 час. 40 мин. — окончание дневных занятий, обед, прогулки
  4. В 5 час. 25 мин. вечера по данному звонку, воспитанники пансиона начинают приготовлять учебные пособия, необходимые для репетиции, и в 5 час. 35 м. все должны быть, на своих, заранее им отведенных местах, начиная приготовление уроков.
  5. Репетиции  продолжаются до 8 час., причем с 6 час. 50 до 7 час. воспитанникам дается отдых, в это время они обязательно выходят из классов, дабы последние могли быть освежены (проветрены — прим. ред.)
  6. Во время вечерних репетиций безусловно воспрещается все выходы из класса.
  7. Во время репетиций никто из воспитанников не могут оставить своего места без разрешения своего воспитателя.
    • Примечание: Воспитанники, занимающиеся с peпетиторами, вызываются последними из класса через воспитателя.
  8. На время репетиций в каждом классе назначаются дежурные воспитанники, которые обязаны наблюдать за чистотою в класса и за всеми, находящимися в классе принадлежностями.
  9. В случае невозможности приготовить по какой-либо либо причине заданный урок, воспитанник пансиона заявляет об этом инспектору.
  10. Накануне праздничных дней никаких репетиций нет.

Для репетиций воспитанники разделяются на три группы:

  1. Подготовительный, первый и второй класссы
  2. Четвертый и пятый классы
  3. Шестой и седьмой классы

Каждая группа занимается под наблюдением одного из воспитателей. Воспитанники 8 класса ввиду сложности и серьезности занятий занимаются отдельно, в двух комнатах.

 

Гимназисты-пансионеры Первой Киевской гимназии готовятся к урокам в комнате для занятий. 1890-е гг

 

Занятия музыкой:

 

Обучение игре на музыкальных инструментов для пансионеров проводилось за счет гимназии. Обучение велось на всех видах инструментов - духовых и струнных, из состава гимназического оркестра. Воспитанники пансиона, играющие на каких-либо музыкальных инструментах, обязательно занимаются после обеда музыкой в заранее назначенных  им комнатах. Воспитанники пансиона, обучающиеся на poяле приготовляют свои уроки в назначенное для каждого из них время.

С устройством при гимназии пансиона в 1891 году в гимназической зале устраивались литературно-музыкальные вечера, в которых по временам принимал участие оркестр. Воспитанники исполняли или сольные пьесы на рояле, скрипке, виолончели, флейте, или же дуэты, квартеты и проч. На вечерах этих присутствовало начальство гимназии, преподаватели с их семействами, а также и родители воспитанников.

 

Прогулки и игры:

  1. Несмотря на  занятия искусствами, у  воспитанников остается довольно много времени для гулянья и игры. Из остающегося свободного времени часть в течение весны и осени оставался 1 час на прогулку в парках. При этом ученики двух старших классов пользуются правом  гулять без воспитателей, но непременно группами по три или четыре человека по распределению, сделанному в начале учебного года самим директором, с разрешения дежурного воспитателя. Все остальные воспитанники пансиона гуляли под надзором воспитателя, которому на помощь для надзора за младшими гимназистами прикомандировывались двое семиклассников. Зимою же прогулка по паркамъ заменяется гуляньемъ воспитанниковъ въ саду гимназш, где на площадке для нпхъ устраивается катокъ, а на дорож- кахъ сооружается гора. 
  2. Зимою же прогулка по паркам заменялась гулянием воспитанников в саду гимназии, где на площадке для них устраивался каток, а на дорожках сооружалась горка.
  3. Остальное свободное время воспитанники проводили или в гимназическом саду, или в зале пансиона, устраивая для развлечения различный игры.
    • Примечание: Все свободное от занятий время гимназисты обычно проводили в пансионе. Жизнь в нем была очень однообразна и скучна, хотя сами воспитанники старались ее всячески разнообразить. Любимыми играми были чехарда и лапта. Но игры были очень простые — "это была самая обыкновенная возня с криком, шумом, кое-где с дракой"7. Воспитатели почти всегда смотрели на это сквозь пальцы. Существенным отличием Николаевской гимназии от других были её развитые музыкальные, театральные и литературные традиции, занятия гимназического оркестра. Все эти занятия не только заполняли свободное время гимназиста, но и гармонизировали его жизнь, наполняли её содержанием, прививали любовь к занятиям музыкой, театру и книгам (прим.ред.).  
  4. В праздничные дни, когда для гуляния имеется больше свободного времени, воспитанники совершали прогулки на Павловскую ферму, пили молоко, или на Павловскую магнитную обсерваторию, где им показывали различные инструменты, употребляемые для наблюдения, а иногда и на Пулковскую обсерваторию, где их знакомили с производством наблюдений над небесными телами. 

 

Религиозное воспитание:

Если ребенок получает в семье первые понятия о религии и долге верноподанного, то на руководителях пансиона лежит несомненно, и притом важная обязанность развить и укрепить в нем эти семена, припринесенные из родительского дома. Имея это в виду, начальство пансиона всегда относилось с особенной заботливостью к этой стороне воспитания, наблюдая, чтобы воспитанники пансиона посещали богослужения в гимназическом храме, принимали в нём посильное участие пением в хоре или чтением по очереди на клиросе, и таким образом в юных сердцах создавалась потребность обращаться к Богу с молитвой в родном им храме.

Накануне праздников, после всенощной, законоучитель заходит в пансион и беседует с воспитанниками. Не мало воспитанников вместе с привычкой слушать богослужения в гимназическом храме приобретают тот оплот веры и истинно-патриотических чувств, которые у многих остаются несокрушимыми на целую жизнь.  

 

Личные вещи пансионера:

  1. Одежду, обувь, белье и учебные пособия воспитанники пансиона должны содержать в должном порядке и чистоте.
  2. Шкапы, отведенные каждому воспитаннику пансиона, должны содержимы опрятно и чисто.
  3. Воспитанники пансиона могутъ приносить в пансион книги для чтения, но таковые должны быть предъявляемы инспектору.
  4. Воспитанники пансиона могут пользоваться книгами из гимназических (ученической и фундаментальной) библиотек на общих основаниях с приходящими учениками.
    • Примечание: планировалось также открыть дополнительную пансионскую библиотеку (прим.ред.)
  5. Воспитаниики пансиона не могут иметь при себе денег и ценных вещей: то и другое они должны сдавать на хранение инспектору.
  6. По средам, субботам и воскресениям, а также накануне праздничных дней и в сами праздники, воспитанникам пансиона разрешается покупать лакомства, но не иначе, как через воспитателя.
  7. Для покупки лакомств воспитанники пансиона получают деньги от инспектора, но непременно через дежурного воспитателя.
  8. Все письма, получаемые и отправляемые воспитанниками пансиона, должны проходит через инспектора
    • Переписка воспитанников с родителями и родственниками производилась через надзирателей: каждый ученик должен был отдать незапечатанное письмо для отправки на почту своему комнатному надзирателю, и тот имел право прочесть письмо, если воспитанник не пользовался его доверием (прим. ред.)
  9. Никто из воспитанников пансиона не может давать поручения прислуге без разрешения инспектора  или воспитателя.

 

Свидания с родственниками и знакомыми:

  1. Воспитанники пансиона могут принимать своих родных и знакомых, но непременно в приемной комнате, в назначенные для того часы и с особого каждый раз на то разрешения воспитателя.
  2. Накануне предпразничных дней воспитанники пансиона, желающие воспользоваться отпуском, заявляют об этом дежурному воспитателю, обозначая при этом сумму денег, им необходимую.
  3. Воспитанники, отправляющиеся в отпуск, получаюсь отпускные билеты за подписью инспектора и дежурного воспитателя и все должны возвращаться в назначенное в билете время.
  4. В случае невозможности по какой-либо  причине явиться в пансион в назначенное время, начальству гимназии должно быть немедленно послано об этом уведомление.

 

Заболевания, лазареты:

Необходимо напомнить, что во время существования гимназии обычным делом были эпидии кори, на время которых учебные заведения закрывались иногда на несколько месяцев. Была высока и смертность среди заболевших. Это обстоятельство заставляло обращать самое пристальное внимание на здоровье и гигиену гимназистов и пансионеров. Во время эпидемий кори гимназические классы обрабатывали раствором формалина.10

До открытия при гимназии пансиона для оказания медицинской помощи в гимназии заболевшим ученикам и для наблюдения за их здоровьем и за благоприятным санитарным состоянием гимназии, при ней состоял врач и существовала небольшая домашняя аптека с наиболее не­обходимыми лекарствами для оказания, в случае надобности, первой помощи. Врач гимназии посещал ее ежедневно во время большой перемены и ежегодно производилъ медицин­скиий осмотр всех вновь поступавших учеников.

Первоначально лазарет находился на 3-м зтаже, за столовой пансиона, в пяти комнатах, из которых первая была приспособлена для приёмной доктора, вторая составляла собственно лазарет на 8 кроватей, в 3-ей - ванная, в 4-й - аптека и 5-я была отдана для жилья фельдшера.

Ежегодно, перед началом занятий в гимназии врач производил осмотр всех учеников гимназии с измерением их роста, объема груди, зрения и веса. С 1891 года, кроме осмотра вновь поступающих учеников, был введен ежегодный осмотр всех учеников гимназии с измерением их роста, объема груди, зрения и веса. 

В случае заболевания какого-либо из воспитанников, заболевший должен немедленно сообщить об этом дежурному воспитателю, который принимает соответствующие меры. Первый год существования пансиона заболевших гимназистов отправляли в соседний Дворцовый госпиталь. На это обстоятельство обратил внимание почетный попечитель гимназии И.В. Рукавишников, усилиями которого был обустроен пансион. Для лечения пансионеров и их гигиены, на его средства были построены во дворе три здания в русском стиле - баня и два лазаретных барака.

Два лазарета, обычный, по системе круглых бараков, на 12 кроватей, с аптекой при нем и квартирой для фельдшера, и кроме того острозараный лазарет с несколькими палатами обошлись Рукавишникову в 30 000 рублей и были построены к 1893 году.

 

Обоими лазаретами заведовал врач гимназии Севир Кириллович Прутенский, в помощь ему был приглашён отставной лекарский помощник А.С. Шаклейн, а лекарства изготовлял состоящий при лазарете фельдшер Андреем Евгеньевичем Сноповым

Врач гимназии посещал пансион ежедневно во время большой перемены.  Никто их родителей, родных и знакомых не мог навещать больного воспитанника, находящегося в лазарете, без разрешения директора, инспектора и дежурного воспитателя.

В лазарете воспитанники должны вести себя скромно и тихо и во всем слушаться фельдшера. Воспитанники пансиона, принимающие по указанию врача лекарства, ообязаны были сообщать инспектору сколько раз в день и какое лекарство им необходимо принимать, и в какие часы.

 

Многие пансионеры-старшеклассники были уже далеко не дети и баловали себя, несмотря на запреты, далеко не сладкими «лакомствами». Портрет одного из них приводит в рассказе «Муромцев приехал» выпускник 1900 года Александр Оцуп (псевд, Сергей Горный):

  • «Карташевскому было около двадцати. По лицу тут и там, редкими кустиками, можжевельниками и кустарниками росли одинокие волоски. <...> Мы его считали мифическим Паном, козлом, чем-то обросшим. В пансионе за доскою он пил из небольшой двадцатки водку и закусывал солененькими грибками».6

 

Воспитательский совет

В деле воспитания руководители пансиона всегда высоко ставили роль личного примера наставника, и стремились к устранению, по возможности, всякого рода крайностей в учебно-воспитательном деле, и особенно старались действовать на порученных им детей мерами положительного характера: детям, виновным в каком-либо проступке, прежде всего разъяснялась дурная его сторона, старались действовать убеждением на чуткую детскую душу, старались доводить детей до сознания в том, что проступки, совершенные ими дурны, и не должны более иметь место.

В своей деятельности преподаватели и руководители пансиона всегда руководствовались изложенными выше правилами. Но так как никакие правила, как бы полны они не были, предусмотреть всех, встречающихся на практике случаев, то воспитательский совет, состоящий из директора, инспектора и всех пяти воспитателей, не раз возбуждал вопрос о том или ином изменении и дополнении их буквального смысла, применительно к особенностям характера отдельных учеников.

Для более тщательного надзора воспитанники пансиона разделены на пять групп. Воспитатель каждой группы заведовал выдачей ученических принадлежностей воспитанникам своей группы, наблюдал за содержанием в порядке книг, вел кондуитные списки и сообщал все данный о своей группе воспитательскому совету, который собирался ежемесячно под председательством директора для обсуждения всех дел, касающихся пансиона.

 

В списках пансионеров к 8 сентября 1899 года числились 72 человека.

В 1906 году из-за «крайне неудовлетворительного гигиенического состояния» пансион был закрыт и освободившиеся помещения были приспособлены под учебные кабинеты и квартиры служащих гимназии. Некоторые из пансионеров были переведены в училище7,8.

Только в 1909 году в гимназии, наконец-то, была проведена канализация. Отхожие места в гимназических пансионах обычно находились в одной стороне спален и представляли из себя «совершенно открытые ночные приборы без водопровода и тепла». Можно только представить себе, какие миазмы гуляли по коридорам Николаевской гимназии в ночные и утренние часы.6

В годы Первой мировой войны (1914-1917) в лазаретах бывшего пансиона во дворе гимназии разместили один из лазаретов для раненых, которыми было наполнено Царское Село в этот период.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники и примечания:

  1. ЦГИА Ф. 139 оп. 1-1 д. 7696. О разрешении открытия при Императорской Николаевской Царскосельской гимназии пансиона
  2. Казеннокоштный — содержимый и обучаемый на казенный кошт, на средства казны, государства
  3. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за XXV лет её существования (1870-1895). С.-Петербург, 1895. 256 с.
  4. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет её существования (1896-1911). С.-Петербург, 1912. 100 с.
  5. Правила поведения воспитанников Царскосельской гимназии
  6. С. Горный "Муромцев приехал". Рассказ из сборника "Всякое бывало". Берлин, 1927 г.
  7. Деллен А. Из воспоминаний // Журнал для воспитания. 1859. Т. 6. С. 83.
  8. ЦГИА Ф. 64 оп. 1 д. 1680. О передаче 10-ти вакансий казеннокоштных пансионеров из Царскосельской гимназии в училище
  9. ЦГИА Ф. 64 оп. 1 д. 1900. Об израсходовании сумм на содержание пансионеров, переведенных из Царскосельской гимназии лит.А, смета 1910 г.
  10. ЦГИА Ф. 139 оп. 1 д. 19017  Переписка директора гимназии с  управляющим и канцелярией Петербургского учебного округа  с января по август 1917 г. Донесение директора гимназии  К.Иванова управляющему и канцелярией Петербургского учебного округа:о прекращении занятий во 2 кл. для проведения дезинфекции формалином помещения класса в виду появления среди учеников 2-х случаев заболевания корью от 23.02.1917, (затем продлили еще на 3 дня, т.к. заболели еще двое, 25.02.1917) 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1148 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!