Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия. Учебный кинематограф

 

Из переписки Попечителя Петроградского Учебного округа с преподавателями Императорской Николаевской Царскосельская мужская гимназия за 1917 год1, следует, что преподаватель гимназии Анна Николаевна Имшеницкая в марте 1917 года вышла на учебный округ с предложением организовать в гимназии научный кинметограф.

 

Иллюстрация портала Наш Баку ourbaku.com 

 

В её прошении было указано, данное мероприятие организовано с целью «помочь учащимся  средней школы использовать разумным образом…внешкольный досуг в такое трудное время», а «демонстрирование картин будет сопровождаться  объяснениями или лекциями преподавателей высших и средних учебных заведений». 

А. Н. Имшеницкая просила оказать содействие данной затее в виде циркулярного распоряжения начальникам средних учебных заведений и разъяснения учащимся важности такого разумного времяпровождения.

Для совместной работы в научном кинематографе были приглашены педагоги и ученые: приват-доцент Петроградского университета Н.С.Державин, лаборант университета Ф.Н.Индриксон, преподаватели 1 гимназии г.Кишкин и г.Ерхон, преподаватели Императорской Николаевской Царскосельской гимназии А.А.Бородин и Н.Н.Холодилин, П.А.Сидоров, учитель народного образования Ив.Ив.Полянский и др..

Занятия планировалось проводить ежедневно за исключением субботы и предпраздничных дней с 4 часов дня до 7 часов вечера. В назначенные часы предусматривается дежурство трех лиц пед. персонала.

В ответе от 17 марта 1917 г. г.Управляющий дает разрешение проводить научный кинематограф.  Сообщается, что министр народного просвещения на данное прошение выразил полное согласие и помощь субсидии в 3 тыс. руб… В СПб проведение сеансов определено в специально приспособленном помещении (Невский пр., 80). Программа кинематографа должна быть заимствована из списка лент постоянной комиссии народных чтений. «Поставить начальников средних учебных заведений о настоящем разрешении Вам предоставляется право сделать самим».

История учебного кинематографа в России развивалась не просто.

В российское образование кинематограф вошел в 1896 году, когда Постоянная Комиссия по Техническому образованию Русского Технического Общества устроила в Соляном Городке в Петербурге ряд кинематографических сеансов для своих школ. В 1909 году, общество дошкольного образования детей собиралось организовать специальный «образовательный кинематограф». В 1910-е годы известная на всю Россию Кинофабрика Ханжонкова систематически выпускала научные и учебные ленты.А первые сведения об учебном кино в России относятся к 1897 году. Использование фильмов в учебных целях в нашей стране основывалось на инициативе учебных заведений, где широко применялись наглядные пособия и где сразу же оценили достоинства кинематографа. Такой была, например, 10-я мужская гимназия в Петербурге, где один из первых энтузиастов педагогического синематографа С.А. Яковлев часто использовал фильмы на уроках естествознания3.  

«Вестник воспитания» (один из лучших дореволюционных педагогических журналов) утверждал, что кинематограф незаменим в области преподавания естествознания и географии, так как с его помощью можно показать в школе любой уголок земного шара. В это же время педагоги и методисты старались найти возможные пути использования кино на уроках математики и физики. 

5(18) августа 1911 года в Москве в здании Политехнического музея открылся 1-й Всероссийский съезд деятелей кинематографии. Один из видных деятелей русской дореволюционной кинематографии М.Н. Алейников в своем выступлении сказал: "… кино, освещая хронику событий, имеет научное и историческое значение", это "правдивый и точный свидетель давно минувших дней". 

И действительно очень скоро синематограф превратился в культурно-просветительскую силу, в которой деятели просвещения увидели средство воспитания, образования и пропаганды научных знаний среди детей разных возрастных групп. Однако тех мизерных бюджетных средств, которые царское правительство предоставляло школам, было недостаточно даже для оснащения их пособиями, а тем более проекционными аппаратами и кинокартинами.

На страницах периодической печати уже тогда отмечалось какое большое воспитательное значение может иметь для детей синематограф, но и насколько вреден он своим влиянием в неумелых и недобросовестных руках. 5

В результате полемика о детях-кинозрителях в кинематографической прессе 1910-х гг. свелась к обсуждению двух главных вопросов: «Можно ли запретить детям посещать кинематограф?» и «Нужно ли создавать особый кинорепертуар для детей, а также специальную индустрию детских кинотеатров и сеансов?»

Запретить было, конечно, проще всего. И уже в 1911 году попечителем петербургского учебного округа был издан циркуляр, воспрещающий учащимся всех столичных средних учебных заведений посещать кинематограф после шести часов вечера6.

За этим совещанием последовал призыв: «Не пускайте детей в кинематограф!» — с которым к сочувствующим родителям обратилось общество имени митрополита Филарета. Это воззвание было подписано товарищем министра народного просвещения, бывшим директором Николаевской гимназии, сенатором Л.А.Георгиевским7

В августе 1914 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» официально объявила, что посещение кинематографов учащимися в столице запрещено. Речь шла о "торговом", как тогда называли коммерческий кинемотограф.8

В 1914 году в Петербурге случилось важнешее событие в сфере детского кинематографического образования — осенью состоялось торжественное открытие «Учебного кинематографа» в здании гимназии и реального училища Штемберга.9

Но, как известно, это было времена серьезнейших исторических событий — началась Первая мировая война, в годы которой правительство проявляет повышенный интерес к кинематографу. В 1915 году вокруг него развернулась настоящая ведомственная битва. А началось всё с выхода 19 июля 1914 года «Высочайшего повеления о прекращении казённой продажи вина» в связи с началом войны. Именно тогда Министерство финансов выступает за государственную монополию в кинопрокате, подобно винной. Так сказать, «Кино вместо водки». Священный синод и его пропагандистский орган Александро-Невское братство выступили против кинематографа как развлечения и зрелища, против частных коммерческих сеансов. Они признавали только научно-просветительный и нравственно-регулятивный кинематограф, утверждающий трезвость. Была создана специальная комиссия конфискации кинематографических предприятий и передачи их в ведение Синода. Но эта идея превращения кинематографа в «клерикальную регалию» осуществления не получила.

Появилось сразу несколько проектов государственного присутствия в кинематографе: от национализации и превращения в «государственную регалию» до дифференцированной поддержки определённых его секторов. Министр народного просвещения граф П.Игнатьев видел в кинематографе мощную культурную, просветительную силу. Для него главным было поддерживать государственным финансированием, дифференцированным налогообложением именно культурно-образовательное кино, учебные фильмы для школ. Ему принадлежала идея создания особого комитета по делам кинематографии при Министерстве просвещения, государственной фильмотеки и киномузеев. Главное, этот либеральный центристский проект сохранял частнопредпринимательский, рыночный фундамент кинематографа при государственной поддержке его некоммерческих секторов. Естественно, отечественные кинопредприниматели были за игнатьевский проект, видя в национализации «покушение на убийство кинематографа».10

В феврале 1916 года «Петроградский кино-журнал» опубликовал следующее письмо одного из своих читателей:

«М.Г. г. редактор!

Не объясните ли Вы, почему у нас есть кинематографы "только для взрослых", а нет кинематографов "только для детей"? Наши дети нуждаются в дешевых развлечениях не меньше нас с Вами, но для них ничего не сделано. Если бы Вы подали эту мысль, бросили ее, м.б., семена бы упали на добрую почву. Подумайте о детях, господа,—в них наше будущее!

Зритель»

 

Разрешение на проведение кинематографических сеансов и концертов, которые тоже имели место в гимназии, предполагало соблюдение следующих условий:11

  1. чтобы количество одновременных посетителей не превышало 250 чел.;
  2. чтобы кинематограф служил лишь для воспитательных целей без допуска посторонней публики;
  3. чтобы эстрада не обращалась в сцену;
  4. чтобы кроме электрического освещения имелось запасное—свечами или лампами с красным пиронафтом;
  5. чтобы в точности исполнялись как все требования вышеупомянутого обязательного постановления, так и постановления о кинематографах.

 

Возвращаясь к началу статьи, мы видмм, что учебный кинематограф все более и более входил в образовательную программу российской школы, в том числе, и в программу Николаевской гимназии. К сожалению, нам неизвестно, насколько удалось Имшеницкой продвинуться в реализации своего проекта, Понятно одно — октябрь 1917 года поставил точку во всех спорах вокруг кино. Как известно, новой властью, а точнее, В.И. Лениным, за кинематографом была признана лидирующая роль в искусстве для народа. Вместе со всем кинематографом, развивался и учебный кинематограф.

А несколько выпускников Императорской Николаевской Царскосельской гимназии и членов их семей связали свою жизнь с кинематографом:

  1. Горданов Вячеслав Вячеславович (1902 — 1983) — кинооператор, один из основоположников ленинградской школы кинооператоров;
  2. Сестра выпускника Книппера Льва Константиновича (1898-1974)  — всемирно известная актриса Ольга Чехова;
  3. Супруга выпускника Оцупа Николая Авдеевича (1894-1958) — киноактриса Диана Карэн;
  4. Оцуп Сергей Авдеевич (1889-1976) — кинопродюссер;
  5. Полонский Витольд Альфонсович (1879 — 1919) — звезда немого кино;
  6. Свирин Юрий Михайлович (1900-1986) — актер театра и кино;
  7. Царёв Михаил Иванович (1903-1987) — актер театра и кино

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источник:

  1. ЦГИА. Фонд 139 оп 1 д 19018 «Попечитель Петроградского Учебного округа, 2 стол, Царскосельская мужская гимназия – ведомость и переписка о преподавателях». 1917. Л 10-12
  2. Русский кинематограф в дореволюционный период. Russkoekino.ru
  3.  Черепинский С.И. Учебное кино: история становления, современное состояние, тенденции развития дидактических идей. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1989. – 68 с. 
  4. Кино как средство образования и обучения. Портал Наш Баку
  5. Голос зрителя // Петроградский кино-журнал. 1916. № 4. 1-2 февраля. С. 15.
  6. Хроника // Сине-Фоно. 1911. № 16. С. 9; Хроника // Вестник кинематографии. 1911. № 11. С. 18.
  7. Хроника // Вестник кинематографии. 1914. № 90/10. C. 29-30.
  8. Запрещение посещения кинематографов учащимся // Санкт-Петербургские ведомости. 1914. 8 (21) августа. № 178. С. 5.
  9. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа. Автореферат диссертации.М., 2007 Научная библиотека диссертаций и авторефератов
  10. Анна Коновалова. Дореволюционный кинематограф и дети. На сайте Кинематографические записки
  11. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 138. Д. 1. Л. 1-14.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 65 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!