Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия. Уроки музыки, пения, танцев

 

При всей внешней схожести с другими российскими гимназиями, было что-то в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, помимо громкого титула, что позволило выйти из ее стен столь многим талантам. Одной из таких особенностей, помогавшей растить таланты, был высокий уровень эстетического воспитания гимназистов. Императорская Николаевская гимназия выделялась среди учебных заведений Царского Села второй половины XIX века особой «музыкальностью».

 

Уроки пения и музыки

 

Систематическое преподавание пения было введено уже со второго года её существования. На основании гинмназического устава и согласно постановления педагогического совета, с ноября 1871 года было введено в гимназии обучение пению для желающих учеников. Полезность от занятий искусствами подчеркивалась в отчете гимназии за 1872 год: "Музыка и пение дают пищу сердцу: они пробуждают, воспитывают и облагороживают чувства, развивают и питают любовь к изящному, и таким образом растворяют умственное развита сердечным и эстетическим. Что касается танцевания, то систематическому обучение танцам не придается особенного значения в деле воспитания."5

В 1881/1882 году пению обучались 87 учеников или 40 % от всех учащихся

Но еще до введения систематического преподавания составился, как это видно из отчётов, небольшой хор из учеников гимназии, который 12-го апреля 1871 года, т. е. спустя 7 месяцев со дня открьния гимназии, был на панихиде по почившему в Бозе Цесаревиче Николае Александровиче. Затем, на торжественном акте в сентябре 1871 г. этот же хор принимал участие в благодарственном молебне, которым был открыт акт; а по окончании акта хор из учеников исполнил гимн „Боже, Царя храни".

Уроки пения состояли в упражнениях троякаго рода:

  1. в обучении чтению нот,
  2. в преподавании основных правил пения
  3. в пении как одиночном, так и хоровом, духовном и светском, без аккомпанимента, так и под музыкальный инструмент

 

Уроки назначены: в приготовительном классе по два раза в неделю, а в I, II и III — по одному в неделю; в свободные же от классного времени часы, притом для учеников II и III классов составлялся сводный класс. Для обучения пению был приглашен бывший регент хора певчих в Екатерининском соборе, чиновник Царскосельского дворцового правления И. В. Козмин.

За обучение пению особой платы не взималось. Хотя обучение пению было введено лишь для желаюших ученн­ков, тем не менее в первый же годъ обучалось 60,90 % всего числа учащихся. Несомненно, что введение систематического обучения пению значительно способствовало улучшению и развитию образовавшегося раньше небольшого хора, который уже прпннмал участие при богослужениях, совершавшихся в стенах гимназии.

С 1872 года, т. е. со времени устройства церкви при гимназии, хор из гимназистов принимал участие во всех богослужениях, совершаемых в гимназическом храме в течение всего учебнаго года. Насколько сочувственно и заботливо отно­сились к делу церковного пения стоявший во главе гимназии директор и преподаватели гимназии, можно судить по следу­ющей выписке из отчета за 1872—1873 учебный год: „Принимая во внимание, что ученики гимназш, занимающиеся пеним при богослужениях в гимназической церкви, уделяют на спевки часть своего домашнего времени, которое они могли бы употребить по своему распоряжению на отдых или noвторение уроков, преподаватели, в вознаграждение за время, потрченное на спевки, изъ­явили готовность помогать им повторительными уроками, на которых, в виде беседы, объясняются более трудные места в прогуленных классных уроках. Означенные уроки назначены два раза в неделю по окончании клас­сов".

Старосты гимназической церкви Уконин и Белосельский способствовали улучшению церковного пения поощряли гимназистов подарками в виде конфет или книг ко дню храмового праздника 8 сентября, а также ко дням Рождества.

Гимназический хор певчих в 1900-е годы испытывал большой недостаток в мужских голосах, почему причт и староста, с согласия гимназического начальства, пополняли его несколькими наемными певчими. Альтовую и дискантовую партии  исполняют исключительно ученики гимназии. Исполнение песнопений, несмотря на самое ограниченное число спевок, всегда было очень хорошим. Церковное чтение и пономарские обязанности всегда ревностно исполнялись учениками гимназии. Нередко в пении, чтении и прислуживании в алтаре принимали участие и бывшие ученики гимназии, студенты высших учебных заведений.4

Гимназический хор был самым активным участником театральных постановок в гимназии.

 

Преподаватели пения и руководители гимназического хора:

  1. 1871-1883 Козмин Иван Васильевич управлял хором двадцать лет, отказался в следствии загрузки другими обязанностями
  2. 1883-1895-? — Поляков Филипп Филиппович, регент 4-го Стрелкового ИФ батальона 
  3. Из-за редкого личного присутствия Полякова, управление хором взял на себя преподаватель приготовительного класса Н.А. Чернобровкин, однако он вскоре из-за здоровья отказался и эти обязанности легли на дьяка гимназической церкви С.А. Миролюбова, который делал спевки перед службой, а регентом хора был назначен ученик 6 класса В.В. Голиков
  4. 1889-1908 Жильников Георгий (Егор) Николаевич
  5. В 1889-1890 гг после поступления в университет, В.В. Голиков покинул управление хором. Ещё в 1890 г., обучаясь в университете, В. В. Голиков вернулся к обязанностям регента гимназического церковного хора. Гимназическим хором В. В. Голиков руководил вплоть до 1903 г.
  6. 1908-1917 Иванов Николай Иванович — студент СПБ. Университета

 

В 1888 году В.В. Голиков удостоился благодарности за стройность и красивое пение хора от вл кн Владимира Александровича, который с супругой Марией Павловной и детьми присутстсвовали на Божественной литургии в гимназическом храме. Спустя почти три года после этого Мария Павловна упоминула о том, что ей понравилось пение гимназического хора представленному ей почетому попечителю гимназии И.В.Рукавишникову.

 

Великий князь Владимир Александрович с супругой и детьми, 1880-е

 

С увеличением числа обучающихся в гимназии, вследствие открытого при ней в 1890 году пансиона, постепенно увеличивался и численный состав гимназического хора певчих, и к 1895 году хор состоял почти из 50 человек.

Светское хоровое пение

На основании гимназического устава и постановления педагогического совета в программу преподавания пения было включено также обучение светскому хоровому пениию, но особых уроков для этого пения не было установлено. На хоровое пение времени выделялось не много, поэтому светское пение хора воспитанников до 1885 года ограничивалось лишь исполнением гимна в торжественных случаях, напр., на актах и проч.

В 1885 году хор из воспитанников гимназии выступал дважды с исполнением светских произведений — в апреле и сентябре. С 1888 года, с введением уроков музыки в гимназии, усилились занятия хора воспитанников в светском пении. 

В 1890 году решено было силами гимназистов разучить и исполнить на древнегреческом языке хоровые и сольные номера на музыку Мендельсона-Бартольди к трагедии Софокла «Антигона». Подготовкой спектакля руководили учитель древнегреческого языка С. О. Цыбульский, учитель музыки В. П. Петров и регент 1 Стрелкового ЕИВ батальона Е. Н. Жильников. На подготовку ушло около трёх месяцев.

Разучить в течение непродолжительного времени несколько хоровых номеров сочинения Мендельсона с хором воспитанников, почти неопытных в деле сетского пения, казалось на первых порах почти невыполнимыми. Избрав из воспитанников 15 человек (число необходимое по условиям греческой сцены), наиболее способных, к музыке и обладавших, лучшими голосами (тенора и басы), учитель В. П. Петров приступил к разучиваниюo хоров, взяв cебе в помощники Е.Н. Жильникова. Спевки производились два раза в неделю, а иногда и чаще, когда была к тому возможность, при чем участвующие воспитанники разделялись на две группы по голосам, с одной из, которых занимался г. Петров, а с другой — г. Жилыников, затем обе группы соединялись вместе и пели под аккомпаннмент рояля. Таким образом было разучено семь хоровых номеровъ музыки с греческими текстом, и притом, наизусть, так как спектакль должен был происходить без суфлера. Спектакль состоялся 5 мая 1891 года в Павловском музыкальном театре.

Этот опыт постановки греческого спектакля оказался столь удачным, что в 1893 году начальство гимназии при­знало возможным поставить на сцене трагедию Софокла "Царь Эдип" на греческом языке, при участии гимназических хора и оркестра. Подготовительный занятия с хором начались в октябре 1892 года под руководством В. П. Петрова и Е. Н. Жильникова, самый же спектакль был сыгран на сцене придворного Китайского театра три раза в апреле и мае 1893 года. 

 

Обучение игре на музыкальных инструментах

 

Для полноты образования, даваемого в гимназии, для развитая в учениках музыкальности и эстетического вкуса, представлялось очень желательным ввести для желающих, по возможности без особой платы, обучениe инструментальной музыке и, в зависимости от успехов учеников, организовать свой гимназический оркестр. В ноябре 1888 года директору Л. А. Георгиевскому, еще за несколько месяцев до появления распоряжения Министра народного образования о введении уроков музыки в гимназиях, удалось эту мысль осуществить, и успех, который был при этом достигнут, превзошел все ожидания.

Для уроков музыки в гимназию был приглашен выпускник С.-Петербургской консер ватории В. П. Петровъ, а помощниками ему А. В. Анисов -  для обучения на деревинных духовых инструментах и регент 4-го Стрелкового ИФ батальона Н. В. Васильев, для обучения на медных духовых инструментах.

В первый же месяц введения уроков число изьявивших желаниие обучаться музыке и обнаружпвших музыкальные пособ­ности набралось до 69 человек или 34,15 % из общего числа воспитанников гимназии. Уроки музыки должны были происходить по окончании классных занятий, от 2 1/2 до 3 1/2 часов, при чем для скрипок было уделено два дня в неделю, для виолончели — один день, а для деревянных и медных духовых - по два дня в неделю.

За обучение музыке особой платы с восгитанников не взималось. Организация занятий музыкой, как и всякое новое дело, представляло на первых порах не мало затруднений в виду отсутствия инструментов, в особенности духовыхъ, пюпитров, нот и проч. Затруднения эти были, однако, устранены благодаря любезному содействию членов существовавшего в Царском Селе кружка любителей оркестровой игры, которые с готов­ностью уступили в пользование гнмназии принадлежавшие кружку пюпитры, ноты и снабдили духовыми инструментами тех воспитанников, которые изъявили желание обучаться на них.

Большинство воспитанников, обучавшихся музыке, обладали прекрасными музыкальными способностями; некоторые из них уже состояли в хоре певчих; нашлось нисколько таких воспитанников, которые уже умели играть, преимущественно на скрипке. Благодаря этому оказалось возможным с декабря 1888 года, начать регулярные репетиции оркестра. Опыт репетиций оказался столь удачным, что с января 1889 года начались регулярные оркестровые репетиции, которые происходили один раз в неделю (по вторникам с 6 до 8 часов вечера) под руководством В.П. Петрова. На репетициях исполнялись небольшие пьесы, поисльные участвующим и к составу инструментов, имевшихся в наличности. Директор и инспектор гимназии неизменно присутствовали на репетициях оркестра. 

Благодаря энергии, знанию своего дела и любви к нему В. П. Петрова, который взял это дело на себя, уже 15-го апреля 1889 года гимназический оркестр выступил впервые на музыкальном утре в ратуше. Затем гимназический оркестр неоднократно принимать участвовал в концертах и в спектаклях, которые устраивались гимназией.

Оркестр Николаевской гимназии, 1890-е гг

 

Первый состав гимназического оркестра:

  • первых скрипок — 6;
  • вторых — 4;
  • виолончелей — 6;
  • флейт — 3;
  • флейта пикколо — 1,
  • кларнетов — 2,
  • roбой — 1;
  • корнет-а-пистонов — 3;
  • вальторнов — 2;
  • баритон — 1;
  • тромбон — 1;
  • маленький барабан — i.
  • За отсутствием желаюших об­учаться на контрабасе из числа воспитанников, на этом инструменте играл любитель В. Е. Козмин, бывший воспнитанник Царскосельской гимназии

 

Из числа упомянутых инструментов большинство составляло собственность воспитанников, а некоторые инструменты (контрабас, тромбон, литавры) были приобретены гимназией. 

В виду предстоявших экзаменов уроки музыки в гимназии должны были прекратиться до осени, но так как многие из воспитанников, игравших в оркестре, выразили желание продолжать занятия и во время каникул, то, с разрешения директора, устраивались в здании гимназии летние репетиции оркестра, два раза в месяц. Репетиции посещались воспитанниками весьма охотно и аккуратно. Благодаря этому оркестр смог принять участие в торжественном акте 8-го сентября 1889 года, происходившем в Большом Царскосельском Дворце. 

С началом учебных занятий, в сентябре 1889 г. воз­обновились также уроки музыки и еженедельные репетиции гимназического оркесра. Преподавателем на духовых инструментах, вместо отказавшегося от этой долж­ности Н. В. Васильева, был приглашен бывший регент 1-го стрелкового ЕИВ батальона Е. Н. Жильников, которому были поручены также уроки на скрипке с начи­нающими обучаться на этом инструменте.

Несмотря на то, что несколько воспитанников, участвовавших в гимназическом оркестре, выбыли из гимназии, состав оркестра нисколько не изменился, так как выбывшие были заменены другими воспитанниками, подготовлявшимися ранее и оказавшими xopoшие успехи в музыке. Благодаря этому, а также благодаря успехам, достигнутым оркестром в исполнении более трудных пьес, начальство гимназии признало возможным устроить второй музыкальный вечер, который и состоялся в зале городовой ратуши 30-го декабря 1889 года.

В 1890 году, 5-го мая, оркестр воспитанников принимал участие в спектаклях, устраиваемых гимназией в Павловском театре, где учениками была разыграна трагедия Софокла „Антигона".

С открытием пансиона в 1890 году удовлетворяя желанию родителей, начальство гимназии ввело обучение пансионеров игре на рояле, но в виду того, что такое обучение должно быть непременно одиночным, за уроки музыки на рояле взималась особая плата в размере 25 руб. в полугодие.

Занятия шли по два урока въ неделю и кроме того по получасу ежедневно для упражнения на рояле. Преподавание на рояле было поручено В. П. Петрову. Число обучавшихся на рояле в течение пяти лет (1890-1895 гг), колебалось от 4 до 8 человек. Так как с открытием пансиона увеличилось число воспитанников гимназии, а вместе с тем увеличилось и число желавших обучаться музыке, то для пансионеров, игравших на оркестровых инструментах, были введены отдельные уроки два раза в неделю, от 4 1/2 до 5 часов.

В этом же году был приглашен для обучения на виолончели артист Императорских театров П. А. Чугринов. С устройством пансиона при гимназии, в течение зимы, начиная с октября 1891 года устраивались в гимназическом зале литературно-музыкальные вечера, в которых иногда принимал участие оркестр, но большею частью на этих вечерах воспитанники исполняли или сольные пьесы на рояле, скрипке, виолончели, флейте и других инструментах, или же дуэты, квартеты и проч. На этих вечерах присутствовало начальство гимназии, преподаватели с их семействами, а также и родители воспитанников.

В сентябре 1894 года возобновились уроки музыки и репетиции гимназического оркестра, но в октябре, из-за кончины Императора Александра III занятя музыкой были прерваны и возобновились только в январе 1895 года.

Число обучавшихся ежегодно музыке в течение семи лет колебалось от 50 до 71 человека или от 22 до 34 % от всего числа воспитанников.

К 1895 году гимназия приобрела целый оркестр из 16-ти музыкальных инструментов: рояль, скрипка, контрабас, корнет-а-пистон, медный альт, баритон, 2 тромбона, флейта, 3 кларнета, литавры, маленький барабан, 2 маленькие виолончели. Приобретено 20 пюпитров.

В заключение приводим в алфавитном порядке список композиторов, произведения которых в репертуар гимназического оркестра:

  1. Беллини,
  2. Бетховен,
  3. Бизе,
  4. Брамс,
  5. Вагнер,
  6. Вальдтейфель,
  7. Гайдн,
  8. Гендел,
  9. Главач,
  10. Глинка,
  11. Гуно,
  12. Дезорм,
  13. Дитрих,
  14. Жилле,
  15. Зуппе,
  16. Львов,
  17. Мейербер,
  18. Мендельсон,
  19. Минкус,
  20. Монюшко,
  21. Моцарт,
  22. Россини,
  23. Серов,
  24. Тома,
  25. Чайковский,
  26. Штраус,
  27. Шуберт,
  28. Шуман.

 

Преподавателей му­зыки к 1895 году насчитывал 4 человека.

Преподаватели музыки:

  1. 1888-1895-? Петров Владимир Петрович — общее обучение и руководство оркестром
  2. 1888-1895-? Анисов Александр Николаевич — обучение на деревянных духовых инструментах
  3. 1888-1889 Васильев Н.В., регент 4-го Стрелкового ИФ батальона, для обучения на медных духовых инструментах
  4. 1889-1895-? Жильников Егор Николаевич - регент 1 Стрелкового ЕИВ батальона
  5. 1890-1895-? Чугринов Петр Авксентьевич — артист Императорских театров, виолончелист

 

Обучение танцам

 

Преподаватели танцев:

  1. 1881-1883 Пишо Александр Александрович
  2. 1888-1904 Стуколкин Лев Петрович
  3. 1894-1897 Татаринов Константин Иванович
  4. 1899-1906 Чистяков Александр Дмитриевич
  5. 1906-1909 Баласанов Михаил Никитич профессор хореографии 

 

В виду выраженного некоторыми родителями желания, чтобы их детям, обучающимся в гимназии, была предоставлена возможность обучаться танцам, педагогический совет, принимая в соображение, что танцевание есть только известный способ времяпрепровождения в обществе, а что оно, как искусство, сообщает молодым людям привычку держать себя стройно и с ловкостью управлять своими телодвижежями, постановил с октября 1881 года устроить для желающих танцклассы. Учителем танцев был приглашён артист Императорских театров А.А. Пишо. Начатые в 1881 г. уроки танцев по разным причинами были прекращены через два года весною 1883 года и возобновились опять лишь в январе 1888 года, при чем учителем танцев был приглашен артист Императорских театров Л. П. Стуколкин, которого сменил в 1894 году, вследствие болезни его, артист Императорских театров К. А. Татаринов.

За обучение танцам с приходящих учеников взималась по 5 руб. в год, пансионеры же обучались бесплатно, при чем для пансионеров уроки танцев были обязательны.С августа 1906 г. танцы преподавались желающим с платою 6 р. в год

 

Урок танцев учащихся Нижегородского Александровского Дворянского института (1913 г.)

 

Проводились литературно-музыкальные вечера, ставились самодеятельные спектакли, давались ежегодные гимназические балы. Большим успехом ползовались гимназические хор и оркестр, участвовавшие в концертах не только для учеников и их родителей, но и для широкой публики.

Памятным днем в жизни гимназии стало 27 мая 1899 года, когда в Императорском Китайском театре был устроен Пушкинский праздник в честь столетия великого поэта с участием хора и оркестра гимназистов. 

 

Композиторы и музыканты — ученики Николаевской гимназии:

  1. Альбрехт Георг фон  (золотая медаль) -  композитор, эмигрировал 
  2. Вальднер Севастьян Севастьянович — учился 1892-1894, скрипач, изобретатель
  3. Дешевов Владимир Михайлович — учился до 1903, перевелся в Реальное училище, музыкант-вундеркинд
  4. Книппер Лев Константинович — композитор, ученик гимназии  ок 1907-1910 гг 
  5. Крюденер-Струве Борис Александрович — барон, выпускник 1915 года (серебряная медаль), советский музыковед, виолончелист, доктор искусствоведения.

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники и комментарии:

  1. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XXV лет (1870-1895). Спб., 1895. 256 с.
  2. Материалы Музея Николаевской гимназии
  3. Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики.СПб,: Изд-во Серебряный век, 2009. 310 с., ил.
  4. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской гимназии за XV лет (1896-1910). Спб., 1912. 100 с. С.9
  5. Сведения о Николаевской гимназии в Царском Селе. 1871-1872 уч. год. СПб.: Печатня В.И. Головина, 1872.-31 с., 1 табл. ил. С.11 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 751 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!