Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельская общеобразовательная средняя школа Е. С. Левицкой

 

Фотоальбом Школа Левицкой

 

У самой станции Царское Село, налево, за полотном железной дороги  в конце 19- начале 20 вв. располагался скаковой ипподром. В одном из служебных зданий ипподрома в 1911 году помещалась частная школа Левицкой для детей обоего пола.

Царскосельская общеобразовательная школа Елены Сергеевны Левицкой  по совместному обучению и воспитанию мальчиков и девочек была практически первым подобного рода заведением в России. Такие школы в конце XIX века были созданы уже во многих странах Европы, а в России пока не было. Е.С. Левицкая (кстати, внучка известного писателя и историка Н.А. Полевого), побывав в Англии, Франции и Германии, устроила первую новую школу в Царском Селе.

До сих пор в государственных и частных учебных заведениях России обучение было только раздельным (совместное допускалось в 12х классах училищ и школ низшего разряда). Школа Левицкой была интереснейшей новацией в русской педагогике, смелым экспериментом и примером бескорыстия и самоотдачи в служении людям и своему делу.

Методика школы, по так называемому, образцу "redales", в конце XiX века уже довольно широкоприменялась в ряде стран Европы и в частности, в Англии. Ярой сторонницей подобного рода школ была и Е. С. Левицкая. Получив 23 мая 1900 года разрешение на открытие своего детища в Царском Селе, она летом специально выехалав Англию с задачей более детального ознакомления с деятельностью подобных учреждений на их родине.

Внучка известного историка и писателя Н. А. Полевого Е. С. Левицкая, дочь генерал-майора Сергея Николаевича Полевого и Елены Дмитриевны (ур. Блаватской), талантливый организатор и целеустремленный человек, понимала, как непросто будет преодолеть «сопротивление мира официального, глубоко консервативного, которому идея Левицкой, женщины педагога, казалась немыслимой, утопической и даже опасной. Нужна была глубокая вера в истинность своей идеи, железная настойчивость и сила духа, чтобы по крупице преодолевать это сопротивление» (из речи заведующего учебной частью школы В. И. Орлова по случаю 10-летия школы).

Муж — Иван Николаевич Левицкий (род. 1863), петербургский врач-терапевт; брак расторгнут в декабре 1902 г.

Побывав в Англии, Е. С. Левицкая решила, вернувшись в Россию, воспитать своего сына на Родине, создав свою русскую школу, в которой, не копируя западные образцы буквально, заимствовать из западного опыта наиболее ценные идеи, в частности некоторые принципы учебно-воспитательной системы Бэдли.

Талантливый организатор и педагог, Левицкая очень заинтересовалась методом совместного обучения и воспитания с учетом возрастной психологии и сама разработала специальную программу, привнеся в нее элементы методики английской прогрессивной Бэдэльской школы.

Школа основана в 1900 году, по типу Бидольокой школы в Англии. Новое заведение открылось 15 сентября 1900 года. Для устройства классных комнат и пансиона основательница школы первоначально снимала у частных домовладельцев Царского Села достаточно просторные помещения по Бульварной улице д. 25 (ныне Октябрьский бульвар), а затем по Средней улице.  Его первый набор состоял из 3 мальчиков и 7 девочек.

Место для организации школы нового типа в Царском Селе было выбрано не случайно — благоприятные природные и климатические условия этого пригорода столицы, а так же его благоустроенность, возможность подыскать для аренды помещение под школу. Учитывалось также удобство железнодорожного сообщения с Петербургом, что позволяло, опираясь на активную помощь директора Николаевской гимназии И. Ф. Анненского, привлечь из города высококвалифицированных педагогов.

К концу XIX в. в России существовало уже немало частных средних учебных заведений тех же типов, что и государственные: мужские и женские гимназии и реальные училища. Деятельность их подчинялась строгим правилам, принятым в государственных учебных заведениях подобного типа, и контролировалась органами ведомства народного просвещения, следившего за неукоснительным выполнением утвержденных программ и соблюдением уставного школьного режима. Образовательный ценз, который имела Е. С. Левицкая, был достаточен, чтобы возглавлять под наблюдением губернской дирекции учебные заведения II и III разрядов. К руководству же учебными заведениями I разряда допускались только мужчины педагоги с университетским образованием. В обиходе Левицкую называли «начальницей» школы, но по терминологии, принятой в официальных документах, она именовалась «содержательницей частной гимназии».

Когда школа Е. С. Левицкой относилась к III и II разрядам, численность воспитанников составляла всего 38 человек: 21 мальчик и 17 девочек. На 46 учеников в восьми классах приходилось 34 преподавателя

Конечно, это была элитарная школа — с небольшим числом питомцев и очень высокой платой за обучение… Пансионерами принимались дети до 4-го класса, плата в год составляла 850 руб., с приходящих — 750 руб., не считая стоимости одежды и обуви (форменных). Такая высокая плата могла вноситься только очень состоятельными родителями. Никакой дотации от казны Левицкая не получала, и часто собранные деньги не покрывали всех расходов образцовой школы (смета 1909 г. составила 53 150 руб.).

Но для нас важно не это. Главное, что здесь впервые в России воплощалась в жизнь прекрасная идея о гармоничном развитии детей на природе (школа располагалась в красивой загородной местности), в органичном единении умственного, физического и нравственного воспитания.

Сама школа была построена по домашнему образцу. Вместо скучных книжных занятий и зубрежки всевозможные интересные формы работы: игры, экскурсии, беседы. Большое место отводилось самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом акцент делался на применение полученных знаний — на уроках труда, в школьных мвстерских, во время полевых и садовых работ (на 50 десятинах земли располагались ферма с собственными коровами, сад, огород).

Главная цель школы Левицкой состояла в подготовке будущих хозяев большого дома, службы, страны. Для этого в школе существовало разветвленное самоуправление, действовали многочисленные клубы и даже товарищеский суд. Дети выполняли разнообразные поручения, занимались самообслуживанием. В их распоряжении имелись карманные деньги, и они учились рачительно их тратить. Для.непослушных предусматривалась система наказаний, вплоть до карцера.

Перенеся на русскую почву передовую западную модель, Е. Левицкая создала, по сути, первое образовательное учебное заведение интернатного типа, где достигалась высокая результативность педагогической деятельности. Е.С. Левицкая считала, что задача воспитателя не только изучать ребенка, но и применять к нему в каждом отдельном случае нужную систему воздействия

Учебный курс соответсвовал мужской классической гимназии. Основных классов 4, приготовительныхъ 2. Школа состояла в ведении Министерства Народного Просвещения. Плата в основных классах с приходящих 300 руб., с пансионеров (проживание и питание при школе) 850 руб. в год. В приготовительных —250 и 750 руб. в год.

Работа школы Левицкой вызвала заметный интерес в городе. Летом 1905 года заведение посетила Императрица Александра Федоровна. К этому времени из третьеразрядного заведения перешло в статус перворазрядного.

К моменту преобразования школы в учебное заведение I разряда численность учащихся увеличилась до 53 человек: 34 мальчика и 19 девочек. В перспективе школа была рассчитана на 180 человек. Министерскими указаниями было предписано, чтобы число воспитанников и воспитанниц в каждом из шести младших классов (два приготовительных и 4 основных) не превышало 20 человек, а в каждом из четырех старших (V–VIII классы) составляло не более 15 человек.

В 1908 году оно отпраздновало свой первый выпуск. Его полный курс прошли 2 девушки и 2 юноши.

В 1907 ее адрес в Адресных книгах:  Царское Село, Средняя, дом Малиновского. В 1911 — Царское Село, Новодеревенская, 10

Новое здание школы

К моменту преобразования школы в  I разряд Е. С. Левицкая взяла в аренду у Царскосельского скакового общества обширный участок земли площадью 60 га на противоположной от железной дороги стороне (Новодеревенская ул., 12), возле упраздненного к тому времени скакового ипподрома с расположенными там административными зданиями, конюшнями и служебными строениями, которые к тому времени пустовали.

Этот комплекс был быстро реконструирован применительно к школьным нуждам:

  • оборудована кухня,
  • спальные помещения,
  • в конюшнях расположены коровник и птичник,
  • распахан огород для овощей.

Вскоре здесь же было построено новое школьное здание по специальному проекту с крытым переходом в спальный корпус.

В школьной амбулатории квалифицированными специалистами велись систематические углубленные наблюдения за детьми. Работа врача-педиатра щедро оплачивалась.

На первом этаже школы расположились отлично оборудованные физический и химический кабинеты с лабораториями. На на втором — великолепный гимнастический зал с полным на бором снарядов высокого качества.

Левицкая заказала новейшую, рациональную школьную мебель, изготовленную по образцам, предложенным профессором Хлопиным.

Спорт

Левицкая приобрела много спортивного инвентаря для летних и зимних видов спорта и оборудовала на пришкольной территории теннисный корт, футбольное поле, каток для катания и для игры в хоккей с мячом, санную горку. Уроки гимнастики были раздельными и велись прекрасным специалистом чехом Тодтом, который работал в реальном училище

Со старшими мальчиками здесь проводились курсы допризывной военной подготовки с приглашенным для этого офицером-преподавателем. 

Эмблемой школы Левицкой был весенний подснежник.

В 1914 году в Петрограде госпожа Левицкая, имевшая в Царском Селе свою гимназию, организовала скаутский отряд девочек. Именно этот отряд запомнился О.И. Пантюхову, так как у них была эмблема, очень подходящая для “скауток” (термин Пантюхова) – белый цветок подснежника на шляпах, вернее на их красных кепках.

 

Какие же порядки были в этой школе-семье?

Она пригласила из Англии молодого дипломированного учителя мистера Вэнна, который успешно сочетал обязанности преподавателя английского языка и воспитателя старших классов мальчиков с ролью спортивного тренера.

В спальнях школы поддерживалась низкая температура. Помимо спорта дети занимались уборкой снега, на переменах — гимнастикой на воздухе под музыку. Каждое утро пробежка, обтирание или обливание холодной водой.

Школе был придан почти семейный характер, чтобы не было ни малейшего намека на казенщину и формализм.

Левицкая, как и Чехов, считала, что все в человеке (начиная с внешнего вида и кончая тем, что вокруг него) должно быть безупречным. Она ни в чем не терпела неряшливости, даже в жестах, разговоре, походке. Но это не означало наличия правил и циркуляров. Личный пример, доброе внимание, забота. Учиться надо весело, часто повторяла Левицкая, а счастье вокруг и внутри нас — лучший университет. Тем не менее, иногда следовало наказание — лишение воскресного отпуска.

В школе соблюдалась идеальная чистота по принципу Бэдэльской школы: во время предобеденного перерыва все воспитанники (девочки и мальчики раздельно) без мелочного наблюдения воспитателей отправлялись в умывальные комнаты, меняли чулки, чистили щетками одежду, умывались, тщательно причесывались. У каждого был свой шкафчик.

Обязательными были дежурства в столовой, у телефона, дети заведовали спортинвентарем. Отдых преподавателей, воспитателей считался священным, потому их замещали старшие ребята. Также они выполняли сложные поручения: ездили в Петербург, некоторых назначали казначеями, хранителями карманных денег учеников. Приучали рассчитывать свои деньги.

Одна из главных задач нравственного воспитания — формирование воли, психологические тренинги, умение побороть раздражительность во время ссоры. Как пример — отказ от воды, когда хочется пить, был большой доблестью. Всякое проявление слабости, безволия осуждалось и становилось предметом беседы. Детям постоянно внушали, что охотное выполнение просьбы, оказание услуги и т.д. — необходимо в общежитии от каждого воспитанного человека. Грубость, хвастовство, всякая несправедливость искоренялись и подвергались суду. Особенно осуждалось ябедничество. Жалобы на товарищей не принимались, слухи не обсуждались. Только разговор, приводящий к пониманию. Товарищеский суд сыграл важную роль в практике самоуправления. Он рассматривался как возможность воспитать самостоятельность, ответственность за свои поступки, помочь выработке общественного мнения.

 Как в Бэдэльской школе, на уроках и в общении во всем главенствовал диалог: будете слышать ученика, и он услышит учителя.

Музыкальные занятия

Учредительница школы материально обеспечивала не только возможность индивидуальных занятий учащихся фортепьянной музыкой, но и создание русского народного оркестра. 

Русский язык и словесность

Надо заметить, что эстетическое воспитание в школе Левицкой не ограничивалось уроками музыки, хорового пения, танцев, рисования и лепки. Идеи И.Ф. Анненского о воспитательной роли искусства, его этической ценности и о слове как искусстве были реализованы здесь в учебном плане. Так, впервые в истории общеобразовательной русской школы был введен новый самостоятельный предмет, связанный с прохождением курса русского языка и словесности: искусство выразительного чтения (декламация). Этот полюбившийся всем школьницам и школьникам предмет с большим воодушевлением преподавала дипломированный театральный педагог Вера Павловна Билибина, приглашенная по совету И.Ф. Анненского. Углублению эстетического воспитания и развитию культуры устной речи способствовала и работа руководимого В.И. Орловым самодеятельного литературного клуба учащихся, где заслушивались и обсуждались рефераты на историко-литературные темы. Членами этого клуба со стояли все учащиеся начиная с 4-го класса.

Природоведение

Многие ученики и ученицы школы Левицкой привозили после летних каникул собранные ими гербарии и энтомологические коллекции, открытки с видами мест, где им пришлось бывать. При составлении учебного плана школы было признано, что в программе гимназий изучению природы отведено мало места. Поэтому программа природоведения в школе была значительно расширена, причем здесь больше заботились о том, чтобы знания учащиеся приобретали не только из книг или рассказов о природе, а у самой природы или в лабораторных экспериментах.

География

Преподавание географии было введено в цикл естественных наук и передано в руки натуралистов. Курс географии был дополнен заключительным курсом землеведения, которого никогда не было в программах мужских гимназий.

Математика

Курс математики и физики соответствовал курсу реальных училищ (т.е. усиленный).

Физика и химия

Был добавлен с 5-го по 7-й класс курс неорганической химии, который тоже отсутствовал в гимназии. Его преподавал физик, выпускник Николаевской гимназии 1888 года,Н.С. Холин, опираясь всецело на практические занятия в школьной химической лаборатории. Ученики абитуриентского 8-го класса держали экзамены (письменные и устные) под наблюдением представителей учебного округа.

Иностранные языки

Е.С. Левицкая, сама свободно владевшая английским, французским и немецким языками, старалась обеспечить наилучшую постановку преподавания этих языков в школе. Она не скупилась на оплату труда приглашаемых ею на работу дипломированных учителей иностранцев. Некоторые со стояли воспитателями пансионеров и жили в школе Левицкой постоянно. Это давало возможность проводить внеклассные занятия по раз говорной практике и изучению произведений западноевропейской классики в подлинниках, что соответствовало взглядам И.Ф. Анненского на задачи преподавания новых языков в средней школе.

С 1908 г. в школе Левицкой преподавался один латинский язык. Греческий язык преподавался факультативно.

Из экзаменов было два важнейших — русский язык и словесность и математика, а также обязательный Закон Божий, который учили девять лет, в то время как историю — 7 лет. Из новых языков сдавали не один, как в гимназии, а обязательно три, что, безусловно, превышало требования, но никому не было это в тягость. Сдавались экзамены и по древним языкам: латыни и греческому, знание которых являлось необходимым условием для поступления на историко-филологический факультет любого университета России, а также в Военно-медицинскую академию и Женский медицинский институт.

Физический труд

Школа Левицкой ставила главной целью учебно-воспитательного процесса «дать детям общее умственное развитие, любовь к труду, здоровье, здоровые нравственные основы и запас свежих физических сил». Поэтому в досуге школьников, наряду с чтением художественной литературы и занятиями спортом, отведено было время для посильного физического труда: работа в огороде и саду, а так же в столярной мастерской, техническое черчение в хорошо оборудованном чертеж ном классе, которое вел инженер-технолог М. С. Аршен. При школе была прекрасно оснащенная амбулатория и оранжереи, где с удовольствием работали ребята.

Педагоги

Стремясь привлечь высококвалифицированных преподавателей и удержать у себя на постоянной работе этих учителей, Левицкая установила такую систему оплаты труда персонала, которая давала нужные материальные стимулы. Так, один из ревизовавших школу окружных инспекторов отметил: «Педагогический персонал школы Левицкой поставлен в очень хорошие условия по сравнению с другими частными учебными заведениями».

  • Александров Борис Николаевич  -  сс. с 1914 — преподаватель латинского языка Николаевская гимназия и школа Левицкой, Оранжерейная улица дом Шитова и деревня Кузьмино собственный дом.
  • Ариян Анна Павловна – 1914 — преподаватель русского языка в школе Левицкой, Новодеревенская улица дом Грибоедова

К 1911 году школа заняла почетное местов общеобразовательной системе Царского Села. По объему учебного курса она соответствовала мужской гимназии.  Большую роль в организации ее программы и всего учебного процесса сыграл известный поэт и педагог И. Ф.  Анненский.

И. Ф. Анненский был приверженцем идеи женского равноправия. При его содействии и сообразуясь с его советами, Е. С. Левицкая и учредила в Царском Селе первую в России частную среднюю школу с совместным обучением и воспитанием мальчиков и девочек.

Ряд организационных заседаний в школе проходил под председательством И. Ф. Анненского. Им было рекомендовано заканчивать курс в декабре (в первую половину восьмого года обучения), а вторую половину посвятить целиком подготовке к сдаче выпускных экзаменов. Заведующий учебной частью школы Левицкой, бывший преподаватель русского языка Николаевской гимназии В. И. Орлов напишет о нем «Сам поэт, он в сердце человека видел красоту, и понимал высокую радость незаметного для массы педагогического труда» .

Подбор преподавателей, производившийся моим отцом (пишет А. Орлов), был в школе Левицкой исключительный. Например,

  • ряд лет там преподавал литературу известный впоследствии советский литературовед, а тогда еще молодой ученый Владислав Евгеньевич Евгеньев-Максимов.
  • Физику и химию вел Николай Сергеевич Золин, впоследствии научный сотрудник Нижегородской исследовательской радиолаборатории.
  • Латинистом был крупный археолог Роман Христианович Лепер.
  • Гимнастику преподавал чех, видный деятель славянского антигабсбургского «сокольского» движения Роберт Иванович Тодт.
  • Другие предметы вели лучшие учителя Петербурга и Царского Села.
  • Учебной частью заведовал отец А. Орлова.

Из письма И.Ф.Анненского к А.В.Бородиной,  Ц. С. 18/VI 1903:"В Царском ещё живёт Ел Серг. Мы несколько раз с ней виделись, она всё в сфере разных министров и других gros bonnets (Шишки" (фр)), но всё-таки нет-нет мы с ней и поговорим. И знаете, мне в сущности хочется её видеть, п ч, разговаривая с ней, я думаю о Вас, вспоминаю Вас в Вашей большой комнате на диване. Кажется, ничего нет в этом воспоминании даже и особенно романтического, madame tant toujours si raide Дама, всегда такая твердая (фр.), а вот подите же.

Иннокентий Анненский "К портрету"

"Тоска глядеть, как сходит глянец с благ,
И знать, что всё ж вконец не опротивят,
Но горе тем, кто слышит, как в словах
Заигранные клавиши фальшивят.

________________________________
ПС. Автограф в ЦГАЛИ. В огл. авторской тетр. обозначено: "К портрету (Е. Левицкой)".
Примечание В. Кривича в ПС, с. 164: "К кому именно относится это четверостишие, Анненский от близких не скрывал, — но в рукописях оно не названо. В соответствии с этим, не назову его и я."

Успешно привлекались для работы в школе Левицкой женщины-педагоги и воспитатели. Так, например, в 1912 г. из 30 преподавателей 10 были женщины. Тогда в школе Левицкой преподавала рисование юная ученица художника П. П. Чистякова О. Д. Комарова — будущая писательница Ольга Форш.

Положительный опыт этой наиболее прогрессивной из дореволюционных средних школ не пропал даром для советской школы, хотя об этом мало кому известно. Многое из него было использовано при советской реформе школьного образования, то есть при разработке Положения о советской единой трудовой школе, в которой участвовали О. Д. Форш и мой отец.

Говоря об этом, нужно снова обратиться к И. Ф. Анненскому, ибо под влиянием гуманистического духа его идей находился педагогический мир тогдашнего Царского Села, к которому принадлежала в то время и Ольга Форш. Нельзя не отметить в этой связи и широты взглядов И. Ф. Анненского на общекультурные задачи школьного образования, и на роль эстетического воспитания учащихся. Мне представляется, что и здесь налицо была идейная близость между Иннокентием Анненским и Ольгой Форш.

И. Ф. Анненский был председателем организационного комитета школы Левицкой и, можно сказать, её добрым гением. Это ярче всего показывает, какие передовые позиции он занимал в русской педагогике начала XX века. И. Ф. Анненский внёс большой вклад в разработку и развитие принципов школы Левицкой и её учебного плана, включавших широкие гуманитарные основы наряду с сильно выраженным «реальным» элементом в образовательной подготовке. Интересно, между прочим, отметить, что в школе Левицкой было уделено место не только изобразительному искусству. Там уже со второго класса преподавалось, как отдельный предмет, «выразительное чтение».

Литературоведам лучше судить, оказал ли Иннокентий Анненский какое-либо литературное влияние на формирование писательницы Ольги Форш. Лично мне не известно доподлинно, встречалась ли Ольга Дмитриевна с И. Ф. Анненским при его жизни. Предполагаю, что встречалась. Но то, что Ольга Форш бывала в его семье, — факт совершенно достоверный. Ольгу Дмитриевну Форш я впервые увидел в Царском Селе именно в семье И. Ф. Анненского, где с нею познакомилась моя мать. Тогда же мой отец пригласил Ольгу Дмитриевну преподавать рисование в школе Левицкой.

Главное, что отличало эту школу от прочих, в том числе частных школ, — отсутствие шаблона, постоянный творческий поиск, проникновение в глубины человеческой души, когда дети чувствовали себя людьми нужными и полезными обществу. Примером тому был открытый в 1914 г в помещении школы госпиталь. Все сообща ухаживали за ранеными, готовили медикаменты, бинты, перевязочный материал.

Авторитет преподавателей и воспитателей был основан не на страхе, а на доверии и уважении друг к другу. Всех учащихся называли на «вы», что, кстати, практиковалось и в Николаевской гимназии при И.Ф. Анненском. Учащиеся тоже корректно обращались со всеми, в том числе и с низшим обслуживающим персоналом. Никогда не было доносов, сплетен, конфликтов.

Воспоминание о школе ее воспитаника Свитальского Владимира Александровича (1911-1912);

«Школа Левицкой», на английский манер. Форма: спортивный английский костюм с короткими брюками, чулки с отворотами (как нынешние спортивные гетры). До завтрака красные чулки, после завтрака черные. Кепки всегда красные, галстук красный, костюм серый. Знак школы — подснежник, носится на булавке в галстуке и на кепке вышивкой. Режим, приблизительно, следующий: школа представляет собой закрытое учебное заведение, т.е. ученики не приходят, а живут в ней. Провинившиеся, или не имеющие родителей, остаются на каникулы при школе. И зимой и летом форточки открыты.

Каждый корпус имеет во главе «дядьку», который будит всех, ему поднадзорных, в 7 часов утра, после чего в умывалке все подряд обливаются ледяной водой. После этого все гуськом пробегают под надзором дядьки аллею, специально для этой цели служащую. Затем следует молебен, после чего все идут к завтраку. Если кто-либо не доел чего-либо за завтраком, обедом ли, ужином, на следующее, хронологически, принятие пищи, ему подают то же самое, пока он этого не съест.

На особые случаи имеется карцер. Параллельно, с ведома начальства, существует товарищеский суд, с узаконенной, таким образом, поркой гимнастической резиновой туфлей. Ударов от 50 до 200. Драки, как спорт, также узаконены. Помню такой разговор между учителем и учеником:

Ученик: «Николай Иванович! Попов ко мне пристает, можно ему дать в морду?»
Ник. Ив.: «Если будет еще приставать, можно...»

Лазарет был всегда полон. Смертность была основательная. В 1912 г. я получаю крупозное воспаление легких и чуть не «загибаюсь».

Воспоминания о школе ее воспитанника Алексея Пилацкого:

В детстве Аля был невыносимый капризун. Когда пошел в школу, то каждое утро был скандал – он не желал вставать. Через некоторое время у всех лопнуло терпение от его выходок, и его отдали в закрытое учебное заведение в Царском Селе, что он до конца своей жизни не мог простить родителям. Эта школа была только что открыта некой Еленой Сергеевной Левицкой и создана по образцу английских привилегированных школ /Итон, и т.п./. Цена была высока, рублей девятьсот в год. Воспитатели – все англичане. Ученики – и девочки и мальчики. Форма была тоже наподобие английских школ: пиджаки, короткие штаны, белье – фланелевое. Дома должны были ходить в красных, а на улице в черных чулках, чтобы было видно, что придя домой, они переоделись и не ходят с мокрыми ногами. Все науки были очень хорошо поставлены. Первоклассные педагоги. По окончании дети с легкостью поступали в любое высшее учебное заведение: лицей, правоведение. Масса спорта. Свое футбольное поле, крикет, верховая езда, теннис, гольф. Домой отпускали только через воскресенье; на Рождество и Пасху – на неделю. Там Алексея быстро привели к одному знаменателю и сделали джентльменом4.

Со старшими мальчиками здесь проводились курсы допризывной военной подготовки с приглашенным для этого офицером-преподавателем. Уроки гимнастики были раздельными и велись прекрасным специалистом чехом Тодтом, который работал в реальном училище.

Традицией стал майский гимнастический праздник, проводимый под музыку духового оркестра, устраивались футбольные матчи и теннисные состязания при большом скоплении публики.

Девочки в школе Левицкой

Несмотря на то что сама Е.С. Левицкая образование и воспитание получила в Смольном институте благородных девиц, она, организуя школу, решительно отвергла «тепличную» систему воспитания девочек, царившую во всех подобных закрытых учебных женских заведениях России: в школе Левицкой ученицы были избавлены от церемонных реверансов, обязательных в государственных гимназиях. Воспитанницы школы Левицкой держались свободно, здоровались с педагогами простым поклоном головы, во время прогулок или экскурсий ходили непринужденно, а не шествовали парами под надзором классной дамы, как это было заведено в гимназиях. Сама традиционная фигура классной дамы (впрочем, они были разными, однозначность персонажа классной дамы — плод нашей литературы) была несовместима с воспитательной системой школы Левицкой. Для учениц этой школы были чужды слащавые «дортуарные» нравы закрытых женских заведений. Девочки могли заниматься и рукоделием, но не в ущерб другим полезным занятиям. Для того чтобы научить как мальчиков, так и девочек в равной степени элементарным приемам починки своей одежды (пришивание пуговиц, штопка чулок и т.д.), достаточно было комплексных занятий по фребелевскому методу, проводимых учительницами в двух приготовительных классах.

В свободное вечернее время действовали созданные Левицкой два клуба для двух возрастных групп. Это были самоуправляющиеся ученические общественные организации, имевшие выборные президиумы. В эти группы воспитатели не должны были входить без приглашения. Впрочем, члены клубов охотно приглашали их как своих советчиков и старших товарищей. В клубах дети проводили свободное время так, как его проводили близкие по возрасту братья и сестры в интеллигентных семьях: читали, обменивались впечатлениями о прочитанном, музицировали, играли в шахматы, а младшие — в детские игры, рисовали. Все дети любили фотографировать.

 Хотя Е. С. Левицкая и использовала положительные элементы воспитания Бэдэльской школы, но многое из опыта мистера Бэдли оказалось неприемлемым для русских условий. Простота взаимоотношений между школьниками и педагогами, отсутствие стояния навытяжку перед учителями, облагораживающее влияние совместного обучения на учащихся — такие нравственные явления увидела Е. С. Левицкая в Бэдэльской школе и перенесла их на русскую почву без колебаний.

Но в Англии была совсем иная система комплектования высших учебных заведений, нежели существовавшая в России. Бэдэльская школа не ставила перед собой задачу подготовить своих питомцев к беспрепятственному поступлению в университет, как русские гимназии. Школа мистера Бэдли не имела ни твердых программ, ни заранее предусмотренного расписания уроков. Ученикам в ней зачастую предоставлялось решать самим, чем они будут заниматься в тот или иной момент. Так осуществлялся принцип «свободной» школы, в которой проповедовали теорию анархизма (П. А. Кропоткин, Монтессори и др.) и которую осуществлял на практике Л. Н. Толстой в Ясной поляне, в школе для крестьянских детей. Сторонники «свободной» школы видели ее задачу в свободном развитии личности детей, а роль воспитателей — в ненавязчивом, незаметном содействии такому развитию. Приверженцы «свободного» воспитания, в т. ч. и мистер Бэдли, отвергали для «школы-семьи» необходимость готовить учащихся к выпускным экзаменам для получения свидетельства об окончании среднего учебного заведения.

Такая позиция оказалась неприемлемой для школы Левицкой. Сама Елена Сергеевна, как и большинство русских женщин, ее современниц, не имела возможности получить высшее образование. В тем большей степени она ценила значение последнего не только в интеллектуальном отношении, но и в правовом — для получения диплома, открывающего доступ к квалифицированной работе. Поэтому с самого начала Левицкая имела конкретную цель: доставить учащимся обоего пола возможность после окончания курса школы поступить в высшее учебное заведение. Это вполне отвечало и желаниям родителей учащихся, выраженным на состоявшемся в марте 1907 г. под председательством И. Ф. Анненского совместном заседании родителей и педагогического персонала школы. При этом родителям учащихся стала предоставляться программа, в которой определялся объем требований по каждому предмету, что было чрезвычайно важно в учебно-воспитательном процессе.

Педагогические идеи И. Ф. Анненского и школы Левицкой, по своей классовой природе оставаясь старой русской школой, несли в себе ростки нового, которые появились на почве классического образования. Из всего изложенного здесь видно, насколько велика была руководящая роль И.Ф. Анненского в организации учебного и воспитательного процесса школы педагога-новатора Е.С. Левицкой в формировании системы Бэдэльской школы в России.

Выпускницы школы Левицкой имели одинаковые права с лицами женского пола, выдержавшими экзамены при мужских гимназиях за курс 8-го класса.Было найдено и принято с помощью И.Ф. Анненского оптимальное сочетание «облегченного» варианта классического образования со значительным «реальным» элементом. Сохраняя то лучшее, что содержала в себе классическая система образования, организационный совет школы Левицкой сумел не только уложить в ней прохождение восьмилетнего гимназического курса в 7 лет (не считая двух приготовительных классов), но и усовершенствовать этот курс, расширив и углубив в нем место, занимаемое физико-биологическими науками, а также математикой. Это диктовалось требованиями, которые предъявляла к развитию среднего образования сама жизнь.

Но совместное обучение не гарантировало юным учащимся решения их личных романтических проблем. Так в заметке газеты "Царскосельское дело" за апрель 1914 года можно прочитать заметку о трагичной гибели ученика школы Левицкой Михаила Матусовского, который бросился под поезд из-за неразделенной любви.

 

Банкротство школы

Чтобы поддерживать школу на должном уровне, Е.С. Левицкая прибегала к кредитам частных заимодавцев под большие проценты, что привело ее к банкротству. Это было обнаружено после смерти основательницы школы в 1914 г., когда учебным заведением стал руководить ее сын — студент Петербургского университета.

Школа Левицкой была для немногих. Из-за высокой платы часто не удавалось набирать даже лимитированное число учащихся. Однако малочисленность групп позволяла уделять максимум внимания каждому ученику и делала процесс обучения оптимальным — можно было отказаться от шаблонных форм контроля, что было чрезвычайно важно.

Вероятно, Е.С. Левицкая надеялась, что, доказав плодотворность совместного обучения и воспитания, ей удастся добиться снятия всевозможных ограничений, наложенных на школу, что привело бы к более низкой плате за учебу. Не вина, а беда Левицкой в том, что учрежденная ею школа приобрела элитарный характер. К слову сказать, и взятая ею за образец Бэдэльская школа мистера Бэдли тоже имела малочисленный контингент из-за установленной в ней высокой платы за обучение. Это отмечено в статьях о Бэдэльской школе, опубликованных в радикальном журнале «Свободное воспитание», № 5 за 1910/11 г. и № 4 за 1911/12 гг.

Поэтому Е.С. Левицкая еще в 1908 г. обращалась к попечителю Петербургского учебного округа А.А. Мусину-Пушкину с прошением об открытии при ее школе вечерних общеобразовательных курсов применительно к уровню средних учебных заведений и 8-х классов женских гимназий. Она мотивировала такую просьбу интересами учащейся молодежи Царского Села, а также полезностью посещения этих курсов и ее учениками. А.А. Мусин-Пушкин ей отказал, заподозрив в этом желание просительницы отменить ограничительные условия, установленные для ее школы. Между тем эти курсы способствовали бы пропаганде идеи совместного воспитания, сделали бы опыт школы Левицкой доступным для более широкого круга молодежи и одновременно могли бы помочь школе выйти из тяжелого финансового положения. Но именно этому и противилось бюрократическое руководство округа в лице графа А.А. Мусина-Пушкина.  

28 августа 1914 года в здании школы Левицкой был открыт один из многих лазаретов для раненых воинов, которые открывались тогда в Царском Селе повсеместно. Лазарет на 16 воинов.8 

Октябрь 1914. Несчастный случай- во время футбольного матча между школой Левицкой и одной из петроградских гимназий у одного из игроков оказалась сломанная нога.9

23 октября 1914.  Императрица Александра Федоровна с дочерьми и врачем В.Гейдройц посетила лазарет Левицкой10

Январь 1915. 14-летний герой-доброволец

В лазарет школы Левицкой доставлен воспитанник, раненный в бою в обе ноги. Юный герой, царскосел Сергей Якубенко, бывший воспитанник школы солдатских детей Кирасирского ЕИВ полка. Мысль о побеге в действую армию у него появилась еще в начале войны. В конце октября он тайно бежал на театр войны. При некоторых затруднениях все-таки прибыл и был зачислен в кавалерийский полк. Участвуя в большой разведке, он открыл большой немецкий отряд и своерененно должожил о нем в свой полк. За эту разведку он был представлен к ордену Св. Георгия 4 степен. На следующий день он принял участие в бою, в котором и был ранен. Чувствует юный герой себя хорошо и даже ходит на прогулки.11

Кража в школе Левицкой. Украдено меховое пальто, стоимостью 100 р., принадлежащее г-же Дентнъ и пальто крестьянки Адель Пуштедт, стоимостью 60 р.12

 

Акт вшколе Левицкой. 21 января1915 года состоялся Акт 7 выпуска. Афанасием Беляевым был отслужен благодарственный молебен. Затем — обстоятельная речь заведующего Орлова В.И. Он дал краткую оценку текущего момента, призвав к строгому отношению к делу, к напряженной постоянной работе. В настоящем году курс окончило трое: Елена Борисовна.Булич, Н.И.Курис и А.Е. Степанов (последний с серебряной медалью). После вручения аттестатов и выступлений окончивших школу, ко всем обратилась Елена Сергеевна Левицкая, напомнившая, что после родителей, их второй дом — школа. И в нее всегда можно за помощью и советом.13

 

Среди частных учебных заведений Царского Села наибольшее количество источников сохранилось в архивном фонде Канцелярии попечителя Петроградского учебного округа по истории школы Е. С. Левицкой: переписка об открытии и преобразованиях школы, отчеты, сведения о преподавателях и протоколы испытаний учащихся.

В документах Канцелярии сохранились отчеты частной гимназии Левицкой за 1907/08,1911/12 и 1915/16 учебные годы. Отчет состоял из 14 пунктов, за 1915/16 учебный год он представлял собой текстовой документ, за другие — сведения были даны в виде таблиц, в которых содержались данные об этапах становления учебного заведения, типе гимназии (число классов, название преподаваемых предметов), количестве учащихся, сведения о преподавателях, об учебно-вспомогательных учреждениях и библиотеке).

До сегодняшнего дня корпуса школы Левицкой не сохранились. На их месте сейчас располагаются коллективные сады.

 

Упоминания:

  1. Аренс Зоя Евгеньевна — выпускница школы
  2. Афанасьева Елена Ивановна — 1912 — 1914, жена гс., Новодеревенская улица дом 10, школа Левицкой, секретарь и казначей
  3. Рождественская Ольга Александровна — в 1902—1904 преподавала естествознание

 

Источники:

  1. Сочагин А.И. Царское Село в открытках.
  2. Вильчковский С. Н. Царское Село. Путеводитель. 1710-1910. СПб., 1911
  3. Раиса РЫЖОВА. «Царскосельская газета» № 13, 14 (9969, 9970) от 5, 12 апреля 2012 года
  4. Ю. С. Пятина. Источники по истории царскосельских учебных заведений в документах государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Сборник Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
  5. Архангелиты — дети немецкой слободы
  6. История российского скаутинга
  7. «У меня свои вкусы, ощущения и судьба». В.А.Свитальский по воспоминаниям М.М.Мелентьева и другим материалам
  8. "Царскосельское дело" №37 пятница 12 сентября 1914 года
  9. "Царскосельское дело" №41 пятница 10 октября 1914 года
  10. "Царскосельское дело" №44 пятница 31 октября 1914 года
  11. "Царскосельское дело" №1 суббота 3 января 1915 года
  12. "Царскосельское дело" №2 пятница 9 января 1915 года
  13. "Царскосельское дело" №5 пятница 30 января 1915 года

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9503 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!