Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Царскосельское Реальное училище Императора Николая II

 

Реальное училищесреднее общеобразовательное учебное заведение, в учебном плане которого ведущее место было отведено предметам естественно-математического цикла и, в отличие от гимназии, вместо классических изучались современные иностранные языки. Реальные семиклассные училища учреждены Уставом 1864 года наряду с классической гимназией, их выпускники допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но не в университеты.

В 1869 г. общественность Царского Села уже ходатайствовала перед властями об открытии частной реальной гимназии, близкой по программе к государственным реальным училищам, но с расширенным курсом английского языка. Ходатайство было отвергнуто министром народного просвещения гр. Д. А. Толстым «по причине отступления от программы», а вместо реальной гимназии в 1870 г. в Царском была открыта классическая под покровительством Императора.

К 1900 г. ситуация изменилась. На рапорт начальника Дворцового управления генерал-майора В. Е. Ионова министру Двора о том, что многие обыватели хотят дать детям техническое образование (в числе таковых был и С. Данини, у которого росло уже трое сыновей), но классические гимназии Царского Села переполнены,—последовал Высочайше утвержденный положительный ответ Государственного Совета. Были выделены средства и место для строительстваздания Реального училища — площадь со сквером в центре, в который упиралось Московское шоссе.

Почетным попечителем училища и его благотворителем был граф В. В. Гудович. Второй Почетный Попечитель, Коммерции Советник П. Н. Летуновский


В реальное училище принимались только мальчики. Принимались набравшие большее число баллов.

Поступающие в первый класс училища подвергались экзаменам

  • по русскому языку,
  • арифметике
  • и закону Божьему, в объеме знаний начального третьеклассного образования.

В обучении основной упор делался на предметы естественно-математического цикла, но и гуманитарные преподавались на должном уровне программа была вообще очень большая по всем предметам. Изучалось два иностранных языка: с 1 класса — немецкий, со 2-французский. Требования к усвоению курса были очень высокими: например, в старших классах за две орфографические ошибки в сочинении ставилась двойка.

В реальном училище был большой процент отсева учащихся. Никаких дополнительных занятий с отстающими не было. Зато для успевающих и интересующихся организовывались вечерние и воскресные занятия

  • по гимнастике,
  • рисованию,
  • латинскому языку (он не был обязательным предметом),
  • французской литературе,
  • танцам.

В реальном училище занималось всего 270-280 реалистов.

Хорошо оснащенные кабинеты позволяли широко развернуть лабораторные занятия по ботанике, зоологии, химии, физике. Училище вообще было очень хорошо оснащено учебными пособиями. В кабинете естествоведения была большая орнитологическая коллекция, много гербариев, микроскопы, коллекция минералов.

Весной по воскресеньям организовывались геологические экскурсии нареку Поповку, ботанические — в окрестности города, астрономические— в Пулково. Кроме того, два раза в год устраивались обязательные для всех учеников экскурсии в Петербург в Эрмитаж, Русский музей ив о многие другие.

 

Директора училища

Первым директором реального училища был Исаак Иванович Фомилиант, преподававший математику в младших классах. На фоне демократически настроенных преподавателей, большей частью одаренных педагогов-энтузиастов, старый директор выглядел архаично. Но, в сущности, как вспоминают современники, он был добрый человек, по настоящему его никто не боялся. И.И. Фамилиант умер в 1907г. в должности директора.

 

На его место назначен Эраст Платонович Цытович, хороший преподаватель физики, председатель Царскосельского общества любителей литературы и музыки. Кроме того, он ходил в царский дворец преподавать физику дочерям Николая II. 

 

Преподаватели Реального училища

 

Преподаватели в реальном училище были очень квалифицированными, некоторые из них впоследствии стали профессорами вузов. В результате реалисты заканчивали училище очень хорошо подготовленными. Не было случая, чтобы кто-нибудь из окончивших училище не был принят в вуз, хотя конкурсы в то время были очень большими.

В 1911 году на 269 учеников училища приходилось 23 преподавателя, включая директора; два помощника классных наставников; трое врачей; эконом, он же письмоводитель; псаломщик, он же писец и регент церковного хора и церковный староста.

  1. Евгеньев-Максимов Владислав Евгеньевич
  2. Бартолициус Берта Карловна — история и немецкий язык, и в  Мариинской женской гимназии, 1913-1917 гг
  3. Басов Михаил Афанасьевич — 1913
  4. Бобылёв Владимир Николаевич -1910-е,  — кс, 1917 — сс.
  5. Бородин Александр Александрович — русский язык и словесность
  6. Борхсениус Екатерина Иринеевна — 1911, французский язык
  7. Воскресенский А.К. — 1915, преподаватель графических искусств15
  8. Кардашевский Валериан Иванович — французский язык
  9. Моисеев Никита Моисеевич — пение
  10. Соколовский Николай Иванович — естественные науки
  11. Шамраев — математика 

 

В 1905 году Родительский комитет училища возглавлял Пентаковский Казимир Львович 

 

Постановка учебного процесса 

Общественной работы в современном смысле слова в училище не было. Однако были:

  • ученический хор,
  • духовой оркестр,
  • оркестр народных инструментов, выступавшие два раза в год на училищных концертах.
  • Иногда силами учеников давались спектакли.

 

Дисциплина в училище была хорошая. Малейшая грубость немедленно пресекалась. Шум, возня на переменах не возбранялись, но на уроках при нарушении тишины ученик удалялся из класса или повесткой на имя родителей вызывался на воскресенье "отсиживать" два или четыре часа в классе под наблюдением помощника классных наставников. С первого класса преподаватели обращались к ученикам на "вы".

ПРАВИЛА относительно соблюдения порядка и приличия учениками вне стен учебного заведения, вне дома и в отпуску.

 

Форма учащихся


Для всех учащихся была введена обязательная форма: черная шинель, с кантом брюки, тужурка, фуражка с гербом. Выпускники училища носили специальные выпускные значки. Педагоги также ходили в форме.

 

Ученики и выпускники училища:
 

  1. Голлербах Эрих Федорович
  2. Дешевов Владимир Михайлович
  3. Клевер Оскар Юльевич
  4. Москвин Андрей Николаевич
  5. Перхин Михаил Михайлович
  6. Триумфов Александр Викторович
  7. Шульц Лев Александрович

 

Выпуск 1915 года18:

  1. Андреевский А.
  2. Беленький А.
  3. Большаков П.
  4. Борисов С.
  5. Буданцев И.
  6. Гейд В.
  7. Гетьман И.
  8. Глазунов С.
  9. Гольберг С.
  10. Гридин И.
  11. Доббельт Б.
  12. Зотов Б.
  13. Капанен И.
  14. Кашперов Е.
  15. Козырев Н.
  16. Кудрявцев В.
  17. Кузьмин В.
  18. Мартынов В.
  19. Мустель А.
  20. Немировский В.
  21. Овечкин Е.
  22. Орлов А.
  23. Пименов С.
  24. Плюшков А.
  25. Попов Д.
  26. Потинг К.
  27. Розенберг Д.
  28. Фаусек И.
  29. Фохт В.
  30. Чужов А.
  31. Шульц Л.А.
  32. Якунников С. 

В том же году выпуск дополнительного седьмого класса (17 человек)18

  1. Алканов Н.
  2. Бобин С.
  3. Борошнев С.
  4. Буренин Ф.
  5. Васильев Л.
  6. Вешняков С.
  7. Егоров С.
  8. Иванов И.
  9. Киясов С.
  10. Маевский М.
  11. Марков Е.
  12. Меркульев В.
  13. Пташков М.
  14. Сацюк
  15. Сафронов С.
  16. Фокин К.
  17. Чулицкий Г.

 

Самую яркую характеристику училищу дал уроженец Царского Села и ученик училища  Э.Ф. Голлербах, автор книги «Город Муз. Царское Село в поэзии»:

«И было еще Реальное, совсем молодое, с черными барашками: там царили, как Гог и Магог, „Евтушевский" и „Краевич", житья не было от математики, но с интересом добывали кислород. Здесь дух разночинства презирал перчатки, вихрастые мальчишки лупили причесанных, и в воздухе носились крепкие слова, смущая „кувшинное рыло", призванное блюсти порядок.

В половине третьего — радостный гул освобождения и на улице — вечная война „синей говядины" с „ржавой селедкой", вроде войны гвельфов с гибеллинами. <...>

Реальное выпускало крепколобую молодежь, бравшую штурмом всякие институты, надевавшую небесно-голубые брюки и тужурки с наплечниками. Там музы были не в почете, и только восторженный Дешевов ушел из мира прозы в царство Мельпомены; маленький, подвижный, с лицом Шопена, с черными горящими глазами, он появлялся на концертах, подбегал к роялю и исторгал из него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения и патриотической гордости: на эстраде был первый царскосельский композитор, и поэтому затравленный рояль ни в ком не вызывал жалости».

Там же Голлербах вскользь замечает, что «великие княжны приезжали верхом из Александровского дворца в Реальное заниматься физикой у Цытовича»: 1910-1911 году физический класс Реального училища для занятий по физике посещали дочери Императора Николая II — Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Э.Голлербах вспоминал, что "… великие княжны приезжали верхом из Александровского дворца в Реальное заниматься физикой у Цытовича." Князья Константин, Олег и Игорь Константиновичи и княжна Татьяна Константиновна Романовы посещали реальное для занятий по физике и химии.

1913 

В реальном училище во Вторник, 19 Февраля состоялся гимнастический праздник. Учениками, под руководством преподавателя сокольской гимнастики г-на Тодта, были демонстрированы пластичные вольные упражнения на снарядах, прошедшие с большим успехом. 

Из последних отметим упражнения на турнике, брусьях, кобыле, а также и прыжки в „окно". Заключительная картина была неподражаемо эффектна. Затем последовали с тем же успехом упражнения с палками и булавами. После перерыва последовал самый трудный номер программы — упражнения „водителей" на перекладине, исполненный замечательно красиво и ловко. К сожалению, гостям не удалось увидат самого интересного: во время одного упражнения неожиданно лопнула перекладина, к счастью, это случилось с самим преподавателем. Г-н Тодт с неизменяемым ему духом избег несчастия, чем еще раз подчеркнул свои прекрасные качества гимнаста. Вечеръ закончился танцами, продолжавшимися до 1 часу ночи.

В Царском Селе проходили мероприятия, посвященные празднованию 300-летнего юбилея Дома Романовых

В Четверг, 21 Февраля в училище состоялся торжественный акт, посвященный 300-летнему юбилею Дома Романовым. Торжество началось с молитвы „Днесь благодать Св. Духанас собра", вслед за чем последовал ряд речей:

  1. Преподаватель Н. И. Шпаковский произнес речь об "Избрании Михаила Феодоровича на царство";
  2. ученик VI кл. Шакиев прочитал о "Росте Русского Государства за 3 века (1613-1913 r.),
  3. а ученик VII кл. Добровольский сделал „Обзор внутренней политики Poccии" за те же три века;
  4. уч. V кл. А. Плюшков прочитал свое стихотворение „В память избрания Михаила Феодоровича на царство"

 

Хор учеников, под управлением Н. М. Моисеева, исполнил: „Боже, люби Царя", муз. Глинки и „Кантату", написанную по случаю юбилея, муз. Страхова, слова В. А. Жуковского.

Кроме того, ученическим духовым оркестром под управлением Ю.А. Брандта, были исполнены: „Славься Русь", марш Чернявского, фантазии из оперы „Жизнь за Царя" и совместно с хором „Славься, славься".

В заключение директор училища Д.И. Цытович выразил всем присутствовавшим признательность за посещение училища в день настоящего акта. Он предложил послать Шефу училища Государю Императору телеграмму с выражением вёрноподданнических чувств. Текст телеграммы был восторженно принят громкими кликами ура и пением народном гимна. Торжество закончилось раздачей ученикам портретов и книги.

11 Марта 1913 года в Царскосельском Реальном Училище состоялся юбилейный исторический вечер под руководством преподавателя истории П.П. Некрасова.

Причем во время чтения учениками рефератов на экране демонстрировались исторические картины. Картины передавались на экране не с помощью обыкновенного, так называемого „волшебного фонаря", и эпиадиаскопом, передающим картины прямо с листа книги. Аппарат этот (Цейсовский) принес в дар Училищу почетный попечитель Училища Летуновский. Стоимость аппарата превышает 1000 руб.

В газете “Царскосельское Дело” № 12 от 22 марта 1913 года напечатана заметка об одном из вечеров в Царскосельском реальном училище:

экспозиция в актовом зале Реального училища к юбилею

“В реальном училище 14 марта состоялся вечер исторического кружка учеников училища. Актовый зал представлял собою редкое зрелище. По бокам портрета Государя Императора были установлены два красиво декорированных щита, на которых помещены портреты всех царствовавших государей Дома Романовых, а над ними слова: “21 февраля и 14 марта — два дня равно важных, равно священных и памятных русским. Все портреты, коллекции старинных монет, кремниевого оружия и снимков — принадлежит историческому музею Реального Училища. По бокам видны модели старинных строений, изготовпенных учениками из бумаги.

Вечер начался рефератом ученика IV кл. С. Глазунова на тему “Смута в Московском государстве”. Реферат произвел впечатление. С. Глазунов обладает редким даром слова. Во время этого реферата, как и реферата ученика III кл. А. Тургиева, на экране показывались эпидеоскопические световые картины — новинка училища… Молодые историки были выслушаны с глубоким вниманием собравшимися. Вечер закончился народным гимном и кликами “Ура”, после чего последовал осмотр исторического музея училища”.

1905-1907

Революционные события 1905-1907гг. вызвали волнения среди реалистов. Об этом ярко говорилось в рапортах директоров реальных училищ попечителю С-Петербургского учебного округа. Например, 26 апреля 1906 г. среди учеников распространялись листовки (от имени пролетариата предлагалось прекратить занятия 1 мая). Занятия были сорваны. Результатом явилось то, что организаторы волнений—ученики Вульфас и Слободинский были исключены из училища временно, а Вабиков — насовсем, без права поступления в другие учебные заведения. Еще двух реалистов удалили из училища за хранение нелегальной литературы, обнаруженной в углу подвального этажа.

1912

26 сентября 1912 года торжественно отмечался десятилетний юбилей училища.

В газете "Царскосельская мысль" от 21 окт. 1912 года /№2/ упоминается, что на торжественном заседании педагогического совета, посвященном 10-летнему юбилею царскосельского Реального училища, хором учеников была исполнена "юбилейная" кантата на музыку Н.М. Моисеева.

1913/1914 уч.г.

Акт в Реальном училище. Секретарь пед.совета Кардашевский 310 человек училось в 1913/1914 году:

  1. православных 84%,
  2. лютеран 6%,
  3. католиков 5,5%,
  4. иудейского 4%
  5. прочих 0,5 %

По сословиям:

  • дворян и детей чиновников 42, 28%,
  • мещан 26%
  • купцов и духовенства – 6,08%,
  • сельского сословия 26, 23%
  • прочих 1,15%.

Средня отметка 4,8 балла. Второгодников -17, удостоенных наградами – 32 ученика. Окончили – 30 учеников. 77,6% — попали в вузы (блестящий выпуск), в прошлом- только -60.

По учебным заведениям: в институт путей сообщения – 3, в технологический – 2, в электротехнический-1, в политехнический – 3, в университет — 1, морское инженерное училище-4, военные-4, морской корпус -1, высшие коммерческие курсы-1, статистические курсы- 1, ушли добровольцами на войну-2, никуда не поступило-3, не имеется сведений-2.

1914 

После ухода на фронтО.И.Пантюхова  — организатора скаутского движения в России и в Царском Селе, царскосельскую дружину скаутов возглавил Э.П.Цытович. Штаб-квартира царскосельской дружины помещалась в стенах реального училища.

Юный патриот

К директору Реального училища Цытовичу явился ученик приготовительного класса Михаил Б. и принес 450 р. серебряными пятачками, которые им собраны в течение 3-х лет. Попросил передать на нужды воинов, сражающихся за честь родины. Расстроганный директор расцеловал своего ученика и общал исполнить его желание.4

1915

Ученический концерт в Реальном училище. 29 января 1915 года в актовом зале состоялся концерт, доход с которого в размере 25 % поступил в пользу раненных, а 75 % – в пользу нуждающихся учеников. Концерт начался в 8 вечера. 3 отделения состояли из номеров, которые исполнялись исключительно учениками училища. Разнообразная программа: марш, дуэт учеников 5 класса Петровского и Тургенева под аккомпанемент Пантелеймона Константиновича Яшумова.5

Лекця в воскресение 8 марта. Преподаватель графических искусств Реального Училища А.К. Воскресенский, побывавший на Рождество в Галиции, из передовых позиций, где раздавал воинам подарки, поделился своими налюдениями и впечатлениями. Лекция состоялась в актовом зале Реального училища. На лекции присутствовали жертвовательницы подарков – ученицы Министерской гимназии. Лекция сопровождалась демонстрацией световых картин.15

15 марта в 3 ч новый выпуск курсов сестер милосердия военного времени при Царскосельском обществе врачей в Реальном училище, оканчивают курс 45 слушательниц.16

Выпуск реалистов в четверг 30 апреля. Выпускники 6 класса собралиь в здании Реального училища в 10 часов утра, где директор Э.П. Цытович роздал аттестаты и сказал приветственное слово 32 выпускникам. В 1 час дня после торжественного молебна и прочувствованного слова законоучителя училища н.а.беляева, в присутствии педаг.персонаа состоялась раздача свидетельств об окончании дополнительного седьмого класса. (17 человек). После раздачи окончившие и педсовет снялись в общей группе.18

Посещение лазарета Государынею Императрицею.  Впятницу, 1 мая ЕИВГИ Александра Феодоровна, вместе c ИИВ Великими Княжнами Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной, осчастливили Своим посещением Царскосельский лазарет Петроградского дворянства, помещающийся в здании Царскосельскаго реальнаго училища Императора Hиколая II. Прибыв в лазарет к 12 час. 10 мин. пополудни, ИИВ была встречена помощником начальника лазарета A. П. Цытивич, старшим врачем К. А. Янковичем и немедленно явившимся начальником лазарета, директором реальнаго училища Э. П. Цытовичем. Проследовав в столовую, где раненые воины обедали, ИИВеличество вместе с ИИВысочествами собственноручно разрезала больным пищу и милостиво с ними беседовала.Из столовой ИИВеличество проследовала в палаты. Она обходила тяжело больных и ласково распрашивала их о состоянии их здоровья. Во время всемилостивейшего обхода старший унтер-офицер 112 Уральского полка Василий Демин имел счастье поднести Ея Величеству сплетенный из тонких веревок мешок для дамских работ. ЕВеличество, приняв дар и заинтересовавшись работой Демина, соизволила предложить ему несколько вопросов относительно erо работы. Обойдя все палаты и одобрив мысль об устройстве при лазарете главной амбулатории для всех царскосельских ладаретов. ЕИВеличество занесла дату своего посещения в книге имен Особ Императорской Фамилии, и милостиво простившись с окружающими, под крики «ура» раненых, в 12 час. 40 минут изволила отбыть из лазарета.18

Заседание учредителей Общества любителей музыки. В субботу, 2 мая, в помещении музея Реальнаго училища состоялось под председательством Э.П. Цытовича, заседание учредителей Общества любилей музыки. Председателем была оглашена бумага, присланная секретарем Ея Величества гp. Я.И. Ростовцовым с Высочайшей ЕЯ  Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны благодарностью учредителям за организацию концертов в пользу Склада Ея Величества. Затем был доложен денежный отчет общества, выразившийся в сумме 744 руб. 70 коп. Далее обсуждался вовпрос о деятельности общества, причем после оживленного обмена мнениями, постановлено возобновить сезон с конца сентября, устроив шесть обыкновенных концертов, а в 1916 г. с 1 января дать 15 концертов, открыв второй сезон. По вопросу о созыве общего собрания были оглашены списки членов, из которых выяснилось, что большинство членов проживает еще здесь, а потому учредители признали созыв общего собрания желательным, назначив, таковое на воскресенье, 17 мая в 2 ч. дня, в актовом зале реальнаго училища. В заключении была выработала повестка перваго собрания, а также доложены письма некоторых членов. В прениях участвовали учредители общества Э.П. Цытович, А.П. Цытович, И.А. Добровольский, В.В. Навроцкой и секретарь В.В. Шмидт-Берсенев. В 11 час. вечера заседание было закрыто.18

1917

В Реальном училище Э.П.Цытович прочел лекцию о скаутизме 26 февраля. Для всех интересующихся вход бесплатный.14

 

В фонде Царскосельского реального училища (№ 844), хранится 33 дела (с 1902 по 1919 г.), включающие протоколы заседаний Педагогического совета училища (1908-1910,1912-1919), ответственного органа управления учебным заведением, переписку об участии училища в выставках и праздниках, предоставлении ученикам различных стипендий, проведении врачебных осмотров учащихся. Основным источником по истории реального училища являются протоколы заседаний Педагогического совета, представляющие собой листы с машинописным текстом на обеих сторонах, в которых фиксировалась дата заседания, состав участников, перечень обсуждаемых вопросов и решение по каждому из них. Форма протоколов за 1919 г. несколько отлична от других тем, что в начале отчета о заседании Педагогического совета помещалась повестка дня и очередность рассматриваемых вопросов, что значительно упрощает работу с источником. К протоколам заседаний Педагогического совета прилагались отчеты классных наставников о состоянии классов за каждую четверть или «срочный период» учебного года, в которых указывались статистические данные по составу учащихся, приводились сведения об успеваемости учеников, о пропущенных уроках и поведении учащихся.

Брант Юлиан Адольфович — 1913 1917. Реальное училище Императора Николая II

 

После 1917

После Октябрьского переворота Царскосельское реальное училище было переименовано в трудовую школу с девятилетним курсом обучения (школа 11 ступени). Ее первым директором был Авенир Иванович Преображенский. Во всей школе резко уменьшилось число учащихся, очень изменился преподавательский состав. Дисциплина значительно упала. Потребовались новые методы для ее поддержания: появились выборные старосты, представители учащихся в педагогическом совете.

К апрелю 1919 г. на основании декрета ВЦИК от 1918г. "О единой трудовой советской школе" состоялось практическое объединение женских и мужских школ, и в реальное училище влились девочки из детской колонии, образовавшие 1 ступень школы, а также ученицы бывшей женской Министерской гимназии и Высшего женского начального училища — во II ступень. Это объединенная школа стала называться 4-й Детскосельской школой им. А.С. Пушкина. Первым ее директором была выбрана Надежда Эдуардовна Мальцева, работавшая до этого в детской колонии.

 

Школа 500

В 2002 году в школе № 500 было 34 класса, 942 ученика, 70 учителей и 10 технических работников. 28 сентября 2002 года 500-я школа города Пушкина (бывшее реальное училище) торжественно отметила свой столетний юбилей.

________________________________________________________

108-я годовщина со дня основания пятисотой пушкинской школы  совпал ныне с еще одним, можно сказать, знаковым событием: в конце сентября 2010 года здесь была открыта мемориальная доска, посвященная выпускнику школы Эриху Голлербаху.

Высокая честь открытия мемориальной доски с именем писателя и искусствоведа была оказана его внуку — Евгению Голлербаху и активистке школьного музея шестикласснице Ирине Багрий.

Много искренних, сердечных пожеланий прозвучало в выступлениях гостей: с приветствием к собравшимся обратились Е.А. Голлербах, начальник отдела культуры районной администрации С.Ю. Никитин, заведующая Историко-литературным музеем Н.А. Давыдова и другие участники знаменательной встречи

Директор школы Л.Е. Короваева и заведующая школьным музеем Л.В. Степанова подчеркнули, что первая мемориальная доска — это лишь начало увековечивания памяти известных выпускников, а их — целая плеяда. Питомцами училища были художник О.Ю. Клевер, кинооператор А.Н. Москвин и многие другие.

Отныне все последующие поколения молодежи, получающие образование в 500-й школе, будут знать и помнить, что их предшественником за школьной партой в начале XX века был человек, ставший автором замечательных книг: "Детскосельсхие дворцы-музеи и парки’, "Собрание Палей в Детском Селе", антологии "Царское Село в поэзии", "Город муз", пережившей не одно издание, посвященной поэту Иннокентию Анненскому. Можно добавить, что памятные слова великого поэта "Отечество нам — Царское Село" полностью относятся и к замечательному человеку, в честь которого теперь открыта школьная мемориальная доска.

В канун открытия мемориальной доски в школьном музее открылась новая выставка, посвя¬щенная жизни и творчеству Эриха Федоровича Голлербаха. В экспозиции — немало снимков и рисунков, запечатлевших детство и юность Эриха, его пребывание в Реальном училище. Есть фотографии одноклассников, в том числе Е.С. Данини — сына знаменитого архитектора, именем которого названа одна из улиц нашего города. Особый интерес представляют портреты Э.Ф. Голлербаха периода его студенчества в Петербургском университете, выполненные выдающимися художниками — М.В. Добужинским, В.М. Конашевичем и другими мастерами.

И еще один приятный сюрприз получили в эти дни школьники и их наставники. Нынешним летом 500-я школа отправила более двадцати рисунков академику живописи Г.Я. Вольфовскому — довоенному ученику этой школы, ныне живущему в Калифорнии. Художник высоко оценил рисунки пушкинских детей, лучшие работы были удостоены грамот. Награды юным художникам вручил друг и сосед Г.Я. Вольфовского — Альберт Александрович Штейнберг, тоже бывший петербуржец, приехавший на школьный праздник.

А. ШАЛЫТ, выпускник 1 -й (ныне 500-й) школы 1938 года, Почетный гражданин города Пушкина

 

Источники:

  1. Сайт Кирилла Финкельштейна
  2. Историческая записка о Царскосельском реальном училище императора Николая II за первые девять лет существования. (1902-1911 г.) / Сост. секр. пед. совета П. П. Некрасов. Царское Село, 1911.105 с.
  3. Царскосельское реальное училище Императора Николая II (1902 — 1912 г.): (Очерк) // Царскосельская мысль (Ц.С.). — 1912 — 21 октября — /№2/. — С.16-18.
  4. "Царскосельское дело" №39 пятница 26 сентября 1914 года
  5. "Царскосельское дело" №6 пятница 6 февраля 1915 года
  6. Краткий отчет о состоянии царскосельского реального училища Императра Николая II за 1915-1916 учебный год, составленый членом педагогического совета В. Кардашевским.
  7. Царскосельская газета № 54 (9887) 7-13 октября 2010 года
  8. Статья Татьяны Сулоевой, ученицы 500 школы.
  9. Э.Голлербах. Город муз. Царское Село в поэзии. "Арт-Люкс" Санкт-Петербург, 1993.
  10. Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях.//Памятники культуры: Новые открытия. 1981. М., 1983. Ежегодник. М. «Наука, с.100.»
  11. Сергей Горный. Иссак Иванович // "Всякое бывало". Берлин, 1927.
  12. Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.: ил.
  13. Ю. С. Пятина. Источники по истории царскосельских учебных заведений в документах государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Сборник Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
  14. "Царскосельское дело" №3 пятница 24 февраля 1917 года
  15. "Царскосельское дело" №33 пятница 13 марта 1915 года
  16. "Царскосельское дело" №11 пятница 13 марта 1915 года
  17. "Царскосельское дело" №18 суббота 2 мая 1915 года
  18. "Царскосельское дело" №19 пятница 8 мая1915 года

статья редактируется

Рейтинг: +1 Голосов: 1 6258 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!