Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Образовательные и детские учреждения Царского Села

 

 

Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга хранит документы по истории Санкт-Петербурга (Петрограда) и Санкт-Петербургской (Петроградской) губернии до 1917 г. Источники по истории царскосельских учебных заведений представлены материалами отдельных фондов учебных заведений и фондами организаций, контролирующих их деятельность — Канцелярии попечителя Петроградского учебного округа, Дирекции начальных народных училищ Петроградской губернии, Царскосельской уездной земской управы. В статью включена краткая характеристика фондов, содержащая основные сведения по теме, определены группы источников и отражена история отдельных учебных заведений и образовательной системы Царского Села. 

Качество жизни царскосельских жителей определялось и развитой системой образования. Не все знают, что к началу XIX века Царское Село стало одним из просвещённых городов Российской империи.

В 1909 году на тридцать тысяч жителей Царского Села было девятнадцать учебных заведений, почти все исключительно высокого уровня. Наряду с Императорским Царскосельским Лицеем славу города составили Императорская Николаевская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, Царскосельское реальное училище императора Николая II, женское училище духовного ведомства (Царскосельское училище девиц духовного звания), первая в России частная школа совместного обучения Е. С. Левицкой. В Царском Селе помимо гражданских и религиозных учебных заведений находилось и находится большое количество военных обучающих заведений.

Успех учебным заведениям Царского Села во многом обеспечивали всесторонне образованные, преданные профессии педагоги, такие как И. Ф. Анненский, Э. П. Цитович, В. И. Орлов, Е. С. Левицкая, И. И. Фомилиант и многие другие, а также наличие школьных зданий, построенных по специальным проектам талантливыми архитекторами. Здания имели специально оборудованные кабинеты для различных предметов. Немаловажным фактором успеха являлось повышенное внимание к гуманитарным наукам, наличие большого штата воспитателей, умеренная педагогическая нагрузка, не влиявшая на уменьшение заработка учителя. Педагоги воспитывали уважение к Царскому Селу как к особому месту.

Жизнь и обучение в Царском Селе накладывали отпечаток особенности и непохожести. К. И. Чуковский дал такое определение царскосёлам: «… им был присущ тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербургские жители, безошибочно узнаём людей, воспитанных Царским Селом».

К 1917 г. в Царском Селе действовали следующие типы учебных заведений:

  • средние (Николаевская мужская гимназия, Мариинская женская гимназия, училище для девиц духовного звания, реальное училище, женская гимназия министерства народного просвещения, городское училище),
  • начальные (приходские и земские училища, школа при лютеранской церкви, церковно-приходские),
  • частные школы.

В эту классификацию не входит самое известное учебное заведение Царского Села — Лицей, открытый в 1811 г.

Один из самых интересных и информационно насыщенных фондов — фонд Канцелярии попечителя Петроградского учебного округа (№ 139).

В 1802-1803 гг. была проведена реформа в сфере образования: страна была поделена на учебные округа, во главе которых стоял попечитель. Фонд Канцелярии попечителя Петроградского учебного округа насчитывает более 21 000 дел, в которых содержатся следующие материалы по истории средних учебных заведший Царского Села:

  • о переводе Софийского училища в Царское Село (1816),
  • об учреждении и открытии реального училища,
  • школы Е. С. Левицкой,
  • женской гимназии министерства народного просвещения,
  • о преобразовании уездного училища в городское
  • и частных учебных заведений;
  • переписка и сведения о преподавателях Николаевской мужской гимназии, школы Е. С. Левицкой, реального училища,
  • отчеты частных учебных заведений и реального училища.

В ЦГИА СПб фактически не имеется материалов, отражающих деятельность Мариинской женской гимназии, поскольку учебное заведение входило в Beдомство учреждений императрицы Марии, фонд которого находится на хранении в РГИА.

К средним учебным заведениям можно отнести старейшее учебное заведение Царского Села — городское училище. Источником по его истории и  истории некоторых другихсредних учебных заведений Царского Села являются документы фонда Дирекции начальных народных училищ Петроградской губернии. Дирекция была создана на основании утвержденного 25 мая 1874 г. Положения о начальных народных училищах для руководства учебной частью начальных училищ Санкт-Петербурга и губернии. В фонде Дирекции начальных народных училищ Петроградской губернии (№ 218) хранятся следующие материалы:

  • отчеты о состоянии городского училища Царского Села (1885, 1888-1900, 1904-1907, 1909-1913),
  • ведомости о частных учебных заведениях,
  • об учреждении ремесленных школ
  • и сведения о церковно-приходских школах Царскосельского уезда.

 

В январе 1915 года исполняется 25-летний юбилей издаваемому в Москве педагогическому журналу «Вестник воспитания». Журнал пользуется заслуженной популярностью у педагогов.

 

Образовательные заведения Царского Села 

По времени возникновения: 

  1. При Благовещенской церкви было создано первое учебное заведение — школа "Сарскомызского диакона",
  2. При Елизавете школа преобразована в "цифирное" училище
  3. 1740 года 10 Августа, оставленных в Селе Царском малолетних обоего пола 16 детей повелевают довольствовать от Двора и обучать служителю для общей школы определённому, под присмотром приставленной к ним надзирательницы. Они состояли из малолетних пленных и сирот из Турок, Персиян, Бухарцев, Калмыков и других Азиатских народов.
  4. 1750 год — "цифирное" училище было переведено вКузьмино
  5. 1784 год -  "цифирная" Кузьминская школа преобразовалась в "малое народное училище", открытое в Софии
  6. 1797 год -  прилегающие к Белозерке земли в количестве 252 десятин были отведены для первой в России Практической школы земледелия.
  7. 1803 год — 27 октября 1803 года Александр I утвердил доклад министра уделов Дмитрия Трощинского, где рекомендовалось Школу практического земледелия закрыть. Пора­жает цинизм и дремучее невежество составителей этого документа, по­пытка представить всё во благо государства и его граждан.  Практической школы земледелия, требовавшая «несоразмерных с ее пользой расходов», была закрыта, просуществовав всего пять лет
  8. 1803 год — Другое учебное заведение родственного профиля, основанно в Царском Селе как раз ко времени закрытия Практической школы земледелия  «Практическое лесное училище», а в некоторых тоже официальных документах — «Царскосельский практический лесной институт».
  9. 1806 год — "малое народное училище" вновь было преобразовано в"уездное училище"
  10. 1811 года 19 октября  открыт основанный в 1810 году Царскосельский Императорский Лицей
  11. 1811 год — Практическое лесное училище (или Лесной институт) существовавшее в Царском Селе восемь лет переведено в Петербург
  12. 1814- 1829  Благородный пансион Императорского Царскосельского Лицея, Кадетский / Парковая
  13. 182(?) год  На участке Лютеранской церкви построено здание начальной школы. Школу посещали в основном дети немецкой колонии Фриденталь.
  14. 1822 год   Кузьминское училище, основал Антон Игнатьевич Игнатьев ( — 1870). С 1821 священник Благовещенской церкви с. Кузьмино Царскосельского уезда. 
  15. 1829 год — после упразднения Благородного пансиона, на его базе открыт Александровский кадетский корпус для малолетних (н.Парковая/Кадетский)
  16. 1830 год  — пансион для девиц А.Гартман, Московская 3 (у)
  17. 1833 год -  Малое народное училище преобразовалось в уездное З-х классное  училище.
  18. 1843 год    22 октября — открытие Царскосельского училища девиц духовного звания, Московская 2 / Дворцовая 13.
  19. 1846 год (статистика):
    1. Александровский кадетский корпус (400 воспит.),
    2. уездное училище (60 воспит.),
    3. приходское училище (25 воспит.),
    4. частных пансионатов-4 (250 воспит.),
    5. училище для девиц духовного звания (50 девиц),
    6. больница с богадельнею и детским приютом (до 100 детей).
  20. 1857 год   учреждена Стрелковая школа с одногодичным курсом на 114 человек (принимались также вольнослушатели).
  21. 1842 год  5 ноября  П. Г. Гарфункелем по адресу: Царское Село, 2-я часть, 4-й квартал, 2 был основанДетский приют.
  22. 1863 год 5 октября — было организовано Царскосельское благотворительное общество и при нем Александро-Невский приют и Дом трудолюбия
  23. 1865 год   07 февраля — открытие 3-х классной Царскосельской Мариинской женской гимназии, Леонтьевская, 17
  24. 1865 год - девочки-сироты из приюта Гарфункеля были переданы в Детский приют вел. кнг. Александры Николаевны (в сиротское отделение гр. Строгановой)
  25. 1870 год — открыта Императорская Николаевская Царскосельская мужская гимназия
  26. 1874 год — Опекунский совет Мариинского ведомства принял решение о преобразовании Мариинской женской гимназии из трехклассной в семиклассную.
  27. 1877 год — образован Приют 1877 года имени ЕИВ вл кн Марии Александровны
  28. 1879 год — Царскосельское уездное училище преобразовано в Царскосельское городское 4-х-классное по положению 31 мая 1872 года.
  29. 1882 год  — Офицерская артиллерийская школа стрельбы (ОАШС)  учреждена 14 (26) марта 1882 года на базе двух образцовых батарей
  30. 1888 — открыта первая церковно-приходская школа в ЦС,. на средства церкви дворцового госпиталя и предназначалась для обучения девочек.
  31. 1891 — открыта первая Церковно-приходская школа для мальчиков, на средства Екатерининского собора и помещалась в одном здании с Госпитальной школой.
  32. Одноклассная Софийская церковно-приходская школа, находившаяся в ведении  Царскосельского отделения СПб Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы была открыта 3 Октября 1893 г. и предназначалась для детей нижних чинов Царскосельского гарнизона.
  33. 1897 год - Частное женское училище, открыто в 1897 г. преподавательницей Мариинской женской гимназии Марией Александровной Никитиной.
  34. 1897 год -Женское городское училище на углу Конюшенной и Магазейной. В этом же доме помещалась и одноклассная начальная мужская приходская школа
  35. 1897 год — Приют 1877 года имени ЕИВ вл кн Марии Александровны располагался на Леонтьевской ул.
  36. 1898 год — А.И. Сметанников — почетный член СПб Совета Детских приютов Ведомства Учреждений Императрицы Марии, который отдалсвой дом на углу Московской улицы и Торгового пер.Царскосельскому приюту.
  37. Первоначально Одноклассная Софийская церковно-приходская школа располагалась в крайне неблагоустроенном наёмном доме и лишь в 1898 г. была переведена в новое, несколько более обширное помещениев конце Февраля 1899 г. Император Николай II разрешил отвести под постройку школы участок на нечётной стороне Кадетского бульвара, находившийся в пятидесяти саженях от здания офицерского собрания Лейб-гвардии Кирасирского полка. К лету 1900 году здание школы было полностью закончено
  38. В 1900 г. на рапорт начальника Дворцового управления генерал-майора В. Е. Ионова министру Двора о том, что многие обыватели хотят дать детям техническое образование, но классические гимназии Царского Села переполнены,—последовал Высочайше утвержденный положительный ответ Государственного Совета.
  39. 1900 год   15 сентября  открылась Царскосельская общеобразовательная средняя школа Е. С. Левицкой, на Средней улице, затем- за ж/д переездом, в одном из зданий ипподрома
  40. 1900 год — Закладка здания Царскосельского реального училища имени Николая II состоялась весной 1901 г. в торжественной обстановке.
  41. 1902 год — Реальное училище было торжественно открыто 16 сентября 1902 г.
  42. В 1903 году началось строительство и организация Образцового приюта и Школы нянь государыни имп. Александры Федоровны
  43. 1904 год — Царскосельская женская гимназия Министраства народного просвещения
  44. 1904-1905 В 1904, по случаю рождения сына императора, последовало высочайшее повеление на преобразование приюта Гарфункеля в Сиротское отделение имени его императорского высочества наследника Цесаревича и великого князя Алексея Николаевича. Оно было открыто 14 ноября 1905 на углу Бульварной и Оранжерейной улиц,
  45. 1905 год  Торжественное освящение Образцового приюта и Школы нянь государыни имп. Александры Федоровны состоялось 28 мая 1905 г. в Высочайшем присутствии
  46. 1906 год   В Царском Селе при Императорском гараже начинает работает первая в России Императорская школа шоферов.
  47. 1907 — Профессональное Царскосельское училище Е.П. Томиловской (филиал СПб заведения)
  48. 1909 год   Соседний с домовладением Кучумовых узкий участок по Колпинской улице долгое время оставался незастроенным. В 1909. по проекту архитектора С.А. Данини на нем возвели дом с флигелем в глубину участка, в котором разместилась церковно-приходские школы Госпитальная и Екатерининского собора
  49. 1910 ?)     Детский сад и приготовительная школа Пушкаревой
  50. 1910 — в Павловске открывается Практический институт природоведения В.Ф. Мольденгауера
  51. 1912 — открыто Царскосельское коммерческое училище
  52. 1912-1917 упоминается Майский детский союз в ЦС. "Майские союзы" -это организации по защите животных и птиц
  53. 1913 год  Женская гимназия ведомства Министерства Народного просвещения Здание строилось с 1910 г. по 1913 г. в стиле неоклассицизма по проекту арх. А.Р.Баха.

 

1914 — в городе впервые обсуждается важнейшая вещь -  о введении всеобщего школьного обучения в Царском Селе. Учреждается земско-городская школа 1703 ученика, из которых 276 детей- служащих дворцового ведомства. В связи с чем встал вопрос о необходимости взять на себя часть расходов Дворцового управления. Бургомистр Харченко заявил об участии города в расходах по сооружению каменного здания для школы. Решение вопроса отложили.17

Заседание школьной земской комиссии 12 февраля 1915 года в помещении земской управы. Министерство народного просвещения отпустило по 420 р. на каждую школу для приобретения оборудования. Было решено издавать периодические известия по вопросам народного образования с целью ознакомления учителей с положением школьного дела в уезде. Необходимо провести обследование с привлечением самих учителей.18

Педагогичка дает уроки по предметам средних учебных заведений. Готовит к экзаменам и переэкзаменовкам. Занимаюсь с отставшими в умственном развитии. Знаю языки, согласна за комнату. Широкая д. 7, кв. 820 

Роспуск учащихся, апрель 1915 года. В следствии появления в Царском Селе эпидемии кори (52 случая за неделю) и во избежание распространения этой болезни среди учащихся, во многих учебных заведениях занятия прекращены. А таи ккак продолжительность учебных занятий в нынешнем году значительно сокращена, то предписание санитарного врача о необходимости прекратить посещение учащимися учебных заведений, привело к изданию распоряжения со стороны учебного начальства о роспуске учащихся до осени.21

Комитеть по постройке в Царском Ceле палаты трезвости в память 300-летия царствования Дома Романовых, в cocтаве причта и старосты Екатерининского собора, вынес решение о постройке палаты на участке, занимаемом, церковно-приходскими школами. Последние предположено расширить, т. к. в настоящее время классы переполнены вне законной меры. Количества учащихся на класс достигает почти сотни. При всем желании сократить норму у заведующих не хватает решимости в виду просьб родителей об определении детей в школу. С другой стороны, явилась потребность в преобразовании школ в двухкомплектные, с 4-х годичным курсом, вместо 3-х годичнаго. Преобразования, само собою разумеется, требует расширения здадания. 22

  1. 1916 Воскресная школа дамской группы Царскосельского отдела "Союза 17-го октября"
  2. дата ???  Приют шведского купца Синебрюхова на углу Леонтьевской и Октябрьского 

 

20 февраля 1917 года на заседании царскосельской земской школьной комиссии обсуждался проект плана по внешкольному образованию губернского земства, который после прений и поправок был принят. Один из рассматриваемых вопросов: в селах много учеников–финов и поэтому русских редко посещают учителя православного Закона Божьего. Были случаи, когда единственного ученика такой учитель посетил один раз в год. – необходимо созвать отдельную кшольную комиссию.19

 

1917

После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков, создание советской школы проходило в трудных условиях Гражданской войны и военной интервенции, хозяйственной разрухи. В марте 1917 года в городах Царскосельского уезда были созданы первые советы рабочих и солдатских депутатов, в составе которых позднее были сформированы отделы народного образования (Уотнароб).

В июне 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в соответствии с которым создавалась единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет, с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке.

Мысль о превращении какого-либо пригорода Петрограда в «Детское царство» родилась еще весной 1918 г. Выбор пал на Царское Село.  В середине 1918 года Совет Комиссаров Союза коммун Северной области и Народный Комиссариат просвещения, в чьи руки передана забота о детях, принимают решение об организации в пригородах Петрограда детских колоний. В Царском Селе под детские колонии и детские дома уездный и городской Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов отдают особняки царских вельмож, крупной буржуазии и т. д. К началу лета 1918 года в Царском Селе было размещено до 30 детских домов,  они входили в царскосельскую колонию, временно для больных и истощенных детей. Одновременно несколько санатоториев.

Об этом периоде сохранились воспоминания Н. К. Крупской и А. В. Луначарского. В статье «Год работы Наркомпроса», опубликованной 10 ноября 1918 года в № 245 газеты «Известия», Н. К. Крупская писала:«Обращено особое внимание на дошкольное образование. Устройство домов ребенка, колоний и прочего тормозится отсутствием подходящего персонала. Однако тысячи детей были это лето вывезены в колонии. Царское Село превратилось в детское село».

20 ноября 1918 г. правительственным постановлением город получил название Детское Село. Активное участие в организации здесь детских учреждений приняли А.В. Луначарский, А.А. Луначарская, A.M. Коллонтай и ряд других советских государственных деятелей .

Васильевич Луначарский, бывший в 1918 году не только Народным Комиссаром просвещения всей республики, но и Комиссаром по просвещению Союза коммун Северной области, в своем докладе за год работы Наркомпроса говорил: «Среди колоний особенно выделяется колония Детскосельская, которую мы думаем расширить. Детское Село, благодаря великолепному расположению и массе особняков, может вместить до 5000 детей и мы надеемся до весны это сделать, нами достигнуты большие результаты. Я скажу прямо, если кому-нибудь иа Комиссаров захочется отдохнуть душой, то пусть приезжают на День в Детскосельские колонии!» .

Таким образом в высказываниях Н. К. Крупской и А. В. Луначарского мы видим утверждение не только новой истории бывшего Царского Села, но и его новое название — Детское Село. Оба высказывания относятся к концу 1918 г. В Ленинградском фонде Государственного архива Октябрьской революции сохранились протоколы заседаний уездного исполнительного комитета и подлинный экземпляр декрета о переименовании Царского Села в Детское Село. Из протоколов явствует, что еще 16 октября 1918 года на заседании Уездного исполкома его председатель товарищ Северный внес предложение о том, что в связи с празднованием первой годовщины Октябрьской революции следует переименовать город Царское Село. В протоколе заседания  исполкома от 16 октября 1918 года зафиксировано единогласно принятое постановление, где рекомендуется «принять к сведению и решить вопрос совместно с партией большевиков, снесясь также с центром».

В тексте Декрета записано: «На месте дворцов царей и хором бар в так называемом Царском Селе Союз коммун Северной области хочет организовать как бы огромную  образцовую детскую для детей бедноты нашего Севера. Вместе с тем городской уездный Советы так называемого Царского Села выразили пожелания оставить город под знаком имени одного из лучших борцов за социализм, павших на своем посту. Ввиду этого отныне Царское Село будет называться Детским Селом Урицкого. Главная улица будет переименовываться в улицу Урицкого, Александровский парк в парк Урицкого. Все прежние наименования, в которых встречалось прилагательное «Царскосельский» переделываются в «Детекосельсквй». Настоящий декрет принят единогласно на юбилейном заседании Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов  25 октября (7 ноября) 1919 года.  Автором проекта Декрета был Анатолий Васильевич Луначарский.

27 ноября 1918 года на заседании уездного исполнительного комитета председатель тов. Северный на основания отношения № 2305 от 20 ноября 1918 года Совета Комиссаров Союза коммун области доложил об циальном переименовании бывшего Царского Села и город Детское Село. Таким образом, первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции следует считать датой переименования Царского Села в Детское Село.

3 июня 1919 г. председатель школьного совета Детскосельского Уотнароб рассылает во все учебные заведения уезда Циркуляр о «педагогически—рациональном» ведении учебного процесса (орфография здесь и далее в цитатах сохранена):
«<...> Экзамены в виде коллоквиумов и репитиций выспрашивающего характера широко практикуются школами для определения возможности перевода из класса в класс того или иного учащогося, или выпуска его из школы. Такой порядок совершенно недопустим, и не терпим, между тем правильная постановка всякого дела требует в конце работы подведения итогов ея. Задача эта в школьном деле достигается не экзаменами и репитициями, а об’единительными уроками, имеющими ввиду только приведение в систему всего пройденного материала, и одухотворение его той или иной основной руководящей идеей.

Что же касается распределения учащихся на предстоящий учебный год <...>, то таковое должно определяться познаниями по той или иной группе предметов и обшим развитием учащогося <...>, а отнюдь не испытаниями (репетиции, зачеты, экзамены), которые недопустимы как при окончании курса учебного заведения так и переводе из класса в класс.
Попутно отдел.считает нужным указать на необходимость постепенного перехода от классно—годичной системы преподавания к индивидуально-групповой. <...>
Председатель школьного совета» .
 

  1. 1917 — 1919 школа I ступени им.Луначарского в особняках Комстадиуса и Гудовича
  2. Сразу же после большевистского переворота Реальное училище было преобразовано в так называемую Трудовую школу II ступени (на протяжении последующих лет неоднократно менявшую своё наименование).
  3. 1918 в здании  Царскосельского училища девиц духовного звания  открылась   Школа трудовая советская №5

1918 в здании Женской гимназии ведомства министерства народного просвещения размещается 3-я Детскосельская средняя школа

1918 г. организован Петроградский агрономический институт, которому в 1922 г. было передано здание Большой оранжереи

1918 апрель, Царскосельский родильный приют Марии Александровны Дрожжиной переименован в Детскосельский институт охраны материнства и младенчества.

1918 — 16 октября,  Царскосельская Императорская Николаевская  гимназия переименована в 1-я Детскосельскую трудовую школу I и II ступени

1918 по 1922 год в доме Синевой располагался детский дом.

1918 дом Кочубея национализирован и передан в Наркомпрос для устройства детского приюта

  1. К апрелю 1919 г. на основании декрета ВЦИК от 1918г. "О единой трудовой советской школе" состоялось практическое объединение женских и мужских школ
  2. В реальное училище влились девочки из детской колонии, образовавшие 1 ступень школы, а также ученицы бывшей женской Министерской гимназии и Высшего женского начального училища — во II ступень. Это объединенная школа стала называться 4-й Детскосельской школой им. А.С. Пушкина. Первым ее директором была выбрана Надежда Эдуардовна Мальцева, работавшая до этого в детской колонии.
  3. 1919 (?) — 1925 (?) Первая губернская детская музыкальная школа Гляссера, Павловское шоссе
  4. 1920 -на базе Царскосельской Мариинской женской гимназии была создана 2-я детскосельская трудовая школа (впоследствии — полная средняя).
  5. 19 ??) — до 1920 года Детская трудовая колония им.Луначарского размещалась на даче Юсуповой (Парковая, 12)
  6. 1920-е — в Александровском дворце размещается Детская трудовая колония им.Луначарского

 

В начале 1920 г. (точная дата не известна) подотдел снабжения Детскосельского Уотнароба подготовил доклад о своей работе за вторую половину 1919 года.

«<...> Для удовлетворительного снабжения школ пособиями подотделом Снабжения были выработаны нормы такового удовлетворения из следующего расчета, чтобы на каждого ученика приходилось по 20 шт. тетрадей на год, по 2 карандаша, по 24 пера и т.д.
<...> При предоставлении таких цифр в Губотнароб и Компрос к удовлетворению оказалось, что учреждение не в состоянии удовлетворить такого большого спроса, а на самом деле это были минимальные цифры и в результате от названных учреждений подотдел не мог получить почти ничего. В таком же положении оказалось дело с добыванием учебников. Учебников, особенно новых, с новой орфографией, в издательствах и в книжных складах почти не оказалось...
<...> Учительство же, к слову сказать, не учитывает, или не хочет понять, переживаемого момента, и придерживаясь традиций старой дореформенной школы продолжает еще гнаться за господином учебником, тогда как новая реформированная школа рекомендует учительству новый подход в педагогических приемах, ограничиваясь одним лишь руководством по тому или другому предмету.
Подотделом Снабжения при всех трудностях изысканий учебных пособий приходится выдерживать чрезмерные требования со стороны учительства… <...>
Зав. подотделом Снабжения Анфертьев И. У.»

3 февраля 1920 г. Детскосельский Уотнароб  отчитывается на заседании Совдепа о своей деятельности за 1919 г.

«<...> Работа шла и идет сейчас при всех тех трудных обстоятельствах, какие переживаются вообще Советской Россией. На помощь призваны все культурные силы уезда, все общества и просветительные организации.<...> но все же нужно признаться, что сил не хватает, людей мало и работа идет не всегда гладко.

Многие ошибки прошлого исправлены, сделаны большие шаги на пути грамотности, но еще очень много предстоит работы с общим нашим врагом — НЕВЕЖЕСТВОМ. Уотнароб напрягает все свои силы на линии сопротивления и как раньше, так и теперь призывает власть здесь, в центре и на местах в уездах на помощь. Сама власть не всегда стояла в этом отношении на высоте. Часто не во время доставляла необходимый для просвещения материал (бyмагу, книги, освещение, дрова и т.д.), между тем помощь необходима, немедленно сейчас, сию минуту. Что может сделать Уотнароб один иг обладая осветительными, транспортными и другими средствами необходимыми для общего хода дела и располагая лишь отдельными работниками, единицами, как носителями умов. Одних пожеланий мало, даже мало одних людей, буде таковые и имеются, если эти пажелания и эти люди не воплощаются в жизнь в зависимости от общей порчи государственного аппарат. Мы работали как могли не за страх, а за совесть.
<...> Уотнароб имеет 6 под’отделов <...>. Из них наиболее живыми нервами просвещения являются 3 — дошкольный, школьный и внешкольный.
<...> Работа с осени началась дружно и могла бы дать хорошие результаты, но нашествие белой гвардии помешало общему ходу дел, несмотря на то, что они своим нашествием задели лишь некоторые волости. Центр был сдвинут с места, сообщение порвано, а по пути хода белых остались ужасные следы погрома и разграбления. Ясное дело, что кроме фактической стороны была еще и психологическая — неуверенности в верном деле просвещения. Многие школы не прочно стоят вследствие нашествия на ногах и теперь.
Некоторые школы перестали функционировать совсем, и неизвестно когда начнут за полной невозможностью всех средств. Общая разруха нашествия отразилась сразу на всех сторонах образования. Если к этому присоедпнить слабость организации власти на местах, то получится весьма грустная картина.

Учителя не имеют питания и некоторых волостях принуждены буквально побираться, вымаливать и выпрашивать кусок хлеба; школы за неимением дров и керосину не всегда аккуратно функционируют. Дети не имеют теплой одежды и обуви; лишение школ завтраков и обедов сыграло очень плачевную роль, заставив детей отвлекаться от науки добыванием пропитания на стороне.
В последнее время правительством было сделано кое—что в вопросе обу¬ви: отпущено 500 пар сапог и 1180 пар галош. Галош пришлось на школу от 3-х до 8 пар, а сапог хватило лишь на Детское Село и Слуцк: деревня была обойдена. Что же касается питания, то оно совсем не налажено, обещана лишь осьмушка хлеба, да и та еще до сих пор не пришла.
<...> О плохом состоянии книжных рынков и центров печати говорить не приходится.
За завед. Утнароба Москвитина».

1 марта 1920 г. на заседании коллегии отдела народного образования Детскосельского управления Совдепа было рекомендовано каждой школе озаботиться об устройстве своего огорода. Земотдел и Упродком обещали снабдить школы семенами и сельскохозяйственными орудиями.

22 сентября 1920 г. заведующая сектором социального воспитания Уотнароб В. Москвитина обращается с отчаянным письмом в Детскосельский уездный исполком.

«Ввиду тяжелого положения, в котором находятся детские дома и школыубедительно прошу <...> обратить самое серьезное внимание на все детские учреждения и принять меры к улучшению существующих там условий.
<...> электрической энергии не дается, керосина же или совсем не отпускается, или же дается так мало, что осветить хотя бы одну комнату невозможно. <...> отсутствуют замки, ручки от дверей, нет стекол в окнах, водопроводы и уборные неисправны, печи дымят и т.п.»

23 октября 1920 г. сектор социального воспитания Уотнароб представил отчет за сентябрь.

«Фактически отделение школ от церкви выразилось в том, что из школ изъято преподавание З.Б. (Закона Божьего. — ред.) и всякие религиозные беседы. Сняты иконы и прекращено всякое участие школьников в религиозных шествиях, обрядах и церковных службах.
Зав. сектором М. Лебедева»

2 июля 1921 г. Детскосельский Уотнароб на заседании Совдепа отчитывается за 1 половину 1921 г.:

«Трудовые процессы выражались также в оживлении работы в школьных мастерских: столярных, по картонажу, швейных и сапожных. Налажены мастерские при 1-й Д.С. школе».

 

  1. 1930-е. Детский садик на Широкой улице. Разрушен во время войны, номер не известен
  2. 1932 год — здание Большой Оранжереи было передано вновь созданному Институту молочной промышленности.
  3. 1930-е  в здании Женской гимназии МНП размещена детская  школа № 3, четырехклассная начальная школа была в дальнейшем преобразована в среднюю.
  4. 1930 — 1933. — в б.казармах 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка находилась Школа по переподготовке командного состава РККА имени В. И. Ленина.
  5. 1932-1938 — в здании б. Николаевской гимназии располгается Детскосельский педагогический техникум
  6. 1934-1941 — В здании б. Николаевской гимназии параллельно с техникумом Средняя школа рабочей молодежи № 94
  7. 1940-1941 — В здании б. Николаевской гимназии после отъезда пед.техникума, параллельно со школой № 94 Школа для взрослых № 124
  8. 1936 — В ведение железных дорог были переданы школы, где обучались дети железнодорожников. Железнодорожная школа была создана и в Кузьмино, помещавшаяся в деревянном одноэтажном бараке между Царским павильоном и Египетскими воротами. 
  9. 1937 — в Пушкине, специально для испанских детей был создан Детский дом № 10 в здании, в котором находиласьдача Жданова (ныне институт переливания крови
  10. 1937 — на углу Софийского бульвара и улицы Глинки построена неполная средняя мужская школа 405 (1-4 класс)
  11. 1940 — весной Детский дом 10 объединили с детским домом 11 (пока местонахождение выясняется)
  12. 1940-е С довоенного времени в здании б.Реального училища размещалась н. школы 406

 

Проходят десятилетия, история делает крутые повороты, но в последнее столетие практически все здания царскосельских учебных заведений используются для прежних целей — здесь находятся разнообразные образовательные учреждения.

Отдел народного образования исполкома Пушкинского района советов депутатов трудящихся был образован в 1939 г. В связи с оккупацией г. Пушкина немецко-фашистскими войсками, РОНО и школы прекратили свою деятельность и возобновили ее только после освобождения города советскими войсками в феврале 1944 г. Документы РОНО за довоенный и военный периоды погибли. Частые переезды РОНО из одного здания в другое, неупорядоченное де¬лопроизводство, отсутствие зав. архивом или ответственного лица за архив, не способствовали обеспечению сохранности документов и за более позднее время». Единичные документы все же сохранились, и по ним мы можем отследить историю образовательных учреждений Царского Села- Пушкина.

К 1941 году в Пушкине насчитывалось 8 детских домов, 19 детских садов и 9 средних и начальных школ. В конце июня 1941 года по поручению Пушкинского РК ВКП(б) началась подготовка к эвакуации детей дошкольно­го возраста и детских домов. Эвакуация происходила 5 июля 1941 г. Руководила ею заведующая районным отделом народного образования Роза Ильинична Зырянова. Одновре­менно, одним эшелоном выехало 11 детских учреждений (приблизительно 1000-1500 детей), в том числе, испанский дет­ский дом, который в Пушкине располагался в интернате для детей загранработников.

  1. 1941 — май создано Военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи Красной Армии (сейчас Академия Космических войск имени маршала авиации Е. Я. Савицкого). Первый выпуск офицеров состоялся 16 июля 1941 года. За годы Великой Отечественной войны было 29 выпусков, для фронта подготовлено 1863 офицера, из них 123 девушки
  2. Точных сведений о времени сноса здания бывшей  Софийской церковно-приходской школы обнаружить не удалось. По всей видимости, оно было разобрано в конце 1930-х годов или же во время Великой Отечественной войны, во всяком случае на карте 1952 г. его следов уже нет.
  3. 1944 — Училище ремесленное № 50 Управления трудовыми резервами размещалось в здании Нижних конюшен
  4. 1945 — Школа 405 мужская неполная средняя (н. 403) (обучение с 1 по 4 класс). Софийский бульвар 9 / Глинки
  5. 1945 — Открылась семилетняя 410 школа в здании на улице Красной Звезды. Это была женская школа. В ней учились девочки, которые из-за войны отставали в знаниях.
  6. 1946 -Школа 406 находилась наПарковой улице (ныне школа милиции). В этом здании она просуществовала по 1959 год. С 1954 года в школе введено совместное обучение девочек и мальчиков
  7. Здание б. Николаевской гимназии после войны имело незначительные повреждения. Поэтому в 1946 г. его восстановили и разместили Санаторно-лесную школу № 1 для детей, пострадавших от голода в период блокады Ленинграда.
  8. 1947-1948 гг Школа подготовки колхозных кадров в особняке Кочубея
  9. 1949 — Дом детский оздоровительный — после войны располагался в усадьбе купца Соболева, Глинки 3, 5
  10. 1948 — в б.казармах 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка разместили Высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина Ленинградской Военно-морской базы. 
  11. 1951 по 1960 — в здании Реального училища располагалась 409 женская школа
  12. 1952 — в Пушкине размещаетсявоенно-строительное училище,  которое меняло несколько раз название,  с 1954 года до настоящего времени размещается во дворце княгини Палей
  13. 1953 — Школа 407 средняя пушкинская открылась в отремонтированном после войны здании Женской гимназии ведомства Министерства Народного просвещения
  14. 1954 — В 407 школу переводят несколько женских классов, школа стала смешанной.
  15. 1954 -  часть помещений б. Николаевской гимназии отданоШкола № 174 рабочей молодежи (н. Школа № 650).
  16. 1954 — В Алекксандровском дворце организовывается Высшее военно-морское гидрографическое училище
  17. 1956  сентябрь -. открыта первая в г. Пушкине Детская музыкальная школа в здании Мариинской женской гимназии
  18. 1957 — школа 410 переезжает в новое здание на Артиллерийской 
  19. 1960 — общеобразовательная школа 409 располагается в здании б. Школы нянь
  20. 1960 — 1962 — школу в здании б. Реальногоу училища сделали 54-ой школой — интернатом, построили спальный корпус. Директором стал М. Гурбо. Школа была восьмилетка, половина классов с приходящими детьми, а половина жили в интернате. В таком виде школа просуществовала 2 года.
  21. 1961 август — построен новый детский садик на Павловском шоссе 39 а, сначала был номер 322
  22. 1961 октябрь 8 — на Саперной улице открыта в типовом здании Школа-интернат 67 коррекционная ддля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  23. 18 сентября 1961 г. Санаторно-лесная школа № 1 была реорганизована в общеобразовательную школу-интернат № 1 и переведена в г. Павловск.
  24. 10 сентября 1961 г. в здании б. Никоалевской гимназии открылась школа № 488 с продленным днем.
  25. 1962  — Школа 407 открылась в отремонтированном после войны здании Женской гимназии ведомства Министерства Народного просвещения
  26. 1962 — школа вздании б. Реального училища получила номер 500
  27. РОНО после войны
  28. 1963 — Для школы 406 было построено новое современное здание, в котором она находится и по сей день
  29. 1971 -  среднее училище военного училища по подготовке специалистов для частей воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) было реорганизовано в высшее
  30. 1977 — ВНОС начало готовить инженеров для войск Ракетно — космической обороны (РКО), входящих ныне в состав Космических войск России
  31. 1981 — 1 сентября 1981 года на ул. Генерала Хазова 18,  открыта школа № 407 на 1176 мест
  32. 1986 — в б.особняке Кочубея организован Центр учебный подготовки руководителей, ФГОУ Академия дополнительного профессионального образования
  33. 1990 — 26 сентября 1990 г. был образован Межшкольньй центр информационной культуры (МЦИК) «Интеллект» (организатор и впоследствии директор (с 1990 по 2007 год) Имедашвили Рамаз Шалвович), который разместился на втором этаже б. Николаевской гимназии
  34. 1994 — до Детский приемник-распределитель на Малой, 8 в б.усадьбе Зурова. Точное название и время, которое он там находился- уточняются
  35. 1994  — в этом здании располагается Институт Правоведения и Предпринимательства
  36. 1996 год Детская музыкальная школа, находящаяся в  здании б.Мариинской гимназии была реорганизовано в Царскосельскую гимназию искусств.
  37. 1999 — Высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина было реорганизовано вВоенно-морской инженерный институт.
  38. ???? — НОУ Школа "Гуманитарий", частная, Московская 6 / Церковная 14
  39. ШМАС — Школа младших авиационных специалистов,  в/ч 21906 -размещалась до 1992 года в здании военного госпиталя, Парковая, 58
  40. 2002 февраль — в институте им. Турнера начала действовать воскресная школа.
  41. 2007 — школа 410 переезжает в новое здание на Кедринской улице, а в ее здании размещается новая школа — 695 Радуга 

 

В алфавите названий: 

  1. Академия Военно-космическая  имени А. Ф. Можайского, пушкинский филиал
  2. Гимназия женская ведомства Министерства Народного просвещения
  3. Гимназия женская Мариинская Царскосельская
  4. Гимназия мужская Императорская Николаевская Царскосельская
  5. Гимназия искусств Царскосельская
  6. Детский дом 10 для испанских детей
  7. Детский дом 11 — объединен в 1940 с детским домом 10
  8. Детский дом на б. даче Синевой
  9. Детский дом оздоровительный — после войны располагался в усадьбе купца Соболева, Глинки 3, 5
  10. Детский сад и приготовительная школа Пушкаревой
  11. Детский сад 3
  12. Детский сад 4
  13. Детский сад 322 — см. Детский сад № 3
  14. Детский садик на Широкой улице.
  15. Институт агрономический Петроградский
  16. Институт военный систем и средств обеспечения войск ВКА (ВИ СиСОВ ВКА)
  17. Институт Военно-морской инженерный
  18. Институт лесной практический — см. училище лесное практическое
  19. Институт молочной промышленности — расп. в здании Большой оранжереи, Садовая 14
  20. Институт охраны материнства и младенчества Детскосельский
  21. Институт Правоведения и Предпринимательства
  22. Институт экпериментальной хирургии — неосуществленный проект, планировался на участке школьного садового заведения у Кузьминских Египетских ворот
  23. Колония детская трудовая им.Луначарского в александровском дворце
  24. Корпус кадетский Александровский для малолетних
  25. Лицей Императорский Царскосельский
  26. Общества пособия бедным детям Царскосельского римско-католического прихода
  27. Пансион Благородный Императорского Царскосельского Лицея
  28. Пансион для девиц А.Гартман
  29. Практический институт природоведения
  30. Приемник-распределитель детский на Малой, 8
  31. Приют 1877 года имени ЕИВ вл кн Марии Александровны
  32. Приют Александро-Невский при Царскосельском благотворительном обществе
  33. Приют детский Алексеевский ведомства имп. Марии
  34. Приют детский в особняке Кочубея
  35. Приют детский Гарфункеля — см. Приют Алексеевский
  36. Приют детский Синебрюхова
  37. РОНО
  38. Техникум Детскосельский педагогический — в б. Николаевской мужской гимназии
  39. Училище военное по подготовке специалистов для частей воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) — см. Академия Военно-космическая  имени А. Ф. Можайского, пушкинский филиал
  40. Училище военно-морское гидрографическое
  41. Училище военно-морское инженерное высшее им. В.И. Ленина Ленинградской Военно-морской базы
  42. Училище военно-строительное высшее Пушкинское (ВИТУ, ПВВИСУ, ПВСТУ, СУ ВМС)
  43. Училище городское 4-х-классное Царскосельское
  44. Училище девиц духовного звания Царскосельское
  45. Училище женское городское
  46. Училище женское частное Никитиной — см. гимназия МНП
  47. Училище коммерческое Царскосельское
  48. Училище Кузьминское (доп.информация разыскивается)
  49. Училище лесное практическое
  50. Училище малое народное
  51. Училище реальное императора Николая II царскосельское
  52. Училище ремесленное № 50 Управления трудовыми резервами
  53. Училище уездное 3-х классное
  54. Училище "цифирное" Кузьминское
  55. Центр межшкольный информационной культуры (МЦИК) «Интеллект»
  56. Центр учебный подготовки руководителей, ФГОУ Академия дополнительного профессионального образования
  57. Школа 1 музыкальная детская губернская Гляссера
  58. Школа 1 санаторно-лесная — (б. Николаевской гимназии)
  59. Школа 1 трудовая Детскосельская I и II ступени (б. Николаевская гимназия)
  60. Школа 2 трудовая Детскосельская — см. Мариинская женская гимназия
  61. Школа 3 четырехклассная, затем средняя Детскосельская — см. Гимназия женская ведомства Министерства Народного просвещения
  62. Школа 4 трудовая Детскосельская им. А.С.Пушкина — см  Реальное училище
  63. Школа 5 трудовая советская — см. Училище девиц духовного звания
  64. Школа 45, музыкальная детская
  65. Школа 94 рабочей молодежи средняя — в б. Николаевской гимназии
  66. Школа 100-й Авиационной штурмовой бригады г. Пушкина Ленинградского ВО — до 1941 г. находилась в Баболовском дворце (?)
  67. Школа 124 для взрослых  — в б. Николаевской гимназии
  68. Школа 174 рабочей молодежи — в б. Николаевской гимназии
  69. Школа 405 мужская неполная средняя (с 1 по 4 класс) -  с 1945 в здании на Софийском бульваре 9, с 1946 — в здании б. Реального училища
  70. Школа 406 — до войны находилась в здании школы 500, изначально она была мужской. С 1946 года школа находилась на Парковой улице (ныне школа милиции). В 1963 году для школы было построено новое современное здание,
  71. Школа 407 — с 1953 г в здании. Гимназии женской ведомства МНП, с 1 сентября 1981 года в новом здании Хазова 18
  72. Школа 409 женская  — после 1951 года по 1960 — в здании Реального училища (школа 500), общеобразовательная — после 1960 в здании б. Школы нянь
  73. Школа 410 
  74. Школа 411 — см. Мариинская женская гимназия
  75. школа № 488 с продленным днем (б. Николаевская гимназия)
  76. Школа 500 — с 1962 года организована в здании б. Училища реального
  77. Школа 606 — см. Училище девиц духовного звания
  78. Школа 695 Радуга
  79. Школа воскресная в институте им.Турнера
  80. Школа воскресная дамской группы Царскосельского отдела "Союза 17-го октября"
  81. Школа воскресная при Софийском соборе
  82. Школа Гуманитарий
  83. Школа железнодорожная — создана в кузьмино в 1936 году
  84. Школа женская средняя пушкинская — см. Гимназия женская ведомства Министерства Народного просвещения
  85. Школа-интернат 1 — см. Училище девиц духовного звания
  86. Школа-интернат 1 — рерганизованная Санаторно-лесная школа № 1, переведна в Павловск
  87. Школа-интернат 54 — организована в здании б. Реального училища, к ней пристроили спальный корпус.
  88. Школа-интернат 67 коррекционная ддля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  89. Школа-колония им. А.Г.Герцена — см. Училище девиц духовного звания
  90. Школа лошадинная — Придворный манеж, где обучали верховой езде, в том числе и лицеистов
  91. Школа младших авиационных специалистов (ШМАС)
  92. Школа музыкальная детская
  93. Школа начальная при Лютеранской церкви
  94. Школа общеобразовательная средняя Царскосельская Е. С. Левицкой
  95. Школа одноклассная мужская приходская
  96. Школа первой ступени им.Луначарского
  97. Школа по переподготовке командного состава РККА имени В. И. Ленина.
  98. Школа подготовки колхозных кадров в особняке Кочубея
  99. Школа практического земледелия
  100. Школа рабочей молодежи 173 — 1950-е -1960-е располагалась в здании б. Реального училища, затем переехала в здание б. Николаевской гимназии
  101. Школа Сарскомызского диакона при Благовещенской церкви
  102. Школа Стрелковая
  103. Школа стрельбы артиллерийская офицерская
  104. Школа трудовая II ступени
  105. Школа управления сельским хозяйством Ленинградская
  106. Школа церковно-приходские Госпитальная и Екатерининского собора
  107. Школа шоферов Императорская

 

Источниками по истории начальных учебных заведений Царского Села являются документы учреждений, контролирующих их деятельность по учебно-воспитательной части — Инспекции народных училищ, уездного и губернского училищных советов.  Инспекция народных училищ была учреждена на основании высочайше утвержденного мнения Государственного совета «О некоторых мерах к развитию начального народного образования» от 29 мая 1869 г. как структурное подразделение Дирекции начальных училищ. В функции инспектора входил надзор за учебной частью начальных училищ и благонадежностью учителей. Каждый уезд губернии был разделен на несколько районов, подведомственных разным инспекторам. В ЦГИА СПб имеются на хранении документы инспектора 2-го района Царскосельского уезда (фонд № 1117), в ведение которого входили начальные учебные заведения Царского Села. Документы этого фонда насчитывают 32 дела, большую часть которых составляют личные дела учителей.

В круг полномочий губернского училищного совета входило "высшее попечение" о начальных училищах, рассмотрение отчетов уездных училищных советов и составление на их основе отчета для попечителя учебного округа, назначение членов уездных училищных советов. Фонд Петроградского губернского училищного совета (№ 546) насчитывает 89 дел и состоит, главным образом, из отчетов уездных училищных советов, переписки с уездными училищными советами об открытии и закрытии училищ, приеме и увольнении учителей. В фонде сохранились отчеты Царскосельского уездного училищного совета за 1867-1875 и 1877 г. Они представляют собой таблицу, разделенную на девять граф, в которые вносилось название училища, количество учащихся с разделением по полу и вероисповеданию, источник финансирования училища, обеспечение учебными пособиями, число преподавателей с указанием их образования и размера денежного оклада и, наконец, «кто из учителей обращает на себя внимание по способности и усердию».

Следующим видом источников по истории начальных учебных заведений являются материалы исполнительных органов земских учреждений — уездной и губернской земских управ. По Положению от 14 июля 1864 г. земство могло открывать за свой счет только начальные учебные заведения, курс обучения которых состоял из Закона Божьего, русского языка, арифметики и чистописания. По мере становления и укрепления земства как государственного института, в круг его попечения вошли все начальные учебные заведения. В архивном фонде Царскосельской уездной земской управы (№ 722) хранится 211 дел, включающих протоколы и журналы заседаний управы, отчеты и переписку о строительстве зданий для школ, сведения о начальных учебных заведениях, отчеты о состоянии здравоохранения, организации врачебной помощи, ветеринарного и санитарного надзора в уезде, материалы о ремонте дорог, больниц. В фонде сохранилось два вида документов, которые являются источниками по истории начальных учебных заведений — училищный бланк и отчет учебного заведения приходских училищ за 1910-1912 учебные голы и Общества пособия бедным детям католического прихода за 1911/12 учебный год.

В документах архивного фонда Царскосельской земской управы сохранился образец училищного бланка только за первое полугодие учебного года, которое охватывало период с сентября по январь. В бланке содержатся общие сведения по учебному заведению — название, адрес расположения, почтовый адрес, тип училища, год открытия, продолжительность полного курса обучения даты начала обучения и количество учебных дней в каждом месяце, источники содержания учебного заведения, данные об учащихся, отражалась подробная информация об учебных пособиях, руководствах и учебниках, приводились данные о количестве парт, обстоятельные сведения об учителях: фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, место получения образования, окончит курс или нет, стаж педагогической и земской деятельности, дата поступления в учебное заведение.

Отчет начального учебного заведения, доставлявшийся в уездную земскую управу, дополнял училищный бланк следующими показателями: наемное или собственное помещение занимало учебное заведение, размер окладов учителей, распределение учащихся по национальности. Значительное место в отчете отводилось сведениям по врачебно-санитарной части. В первом пункте указывалось количество врачей, фельдшеров и лазаретов. В следующей части приводились данные о здании; площадь помещений и «кубического содержания воздуха на одного учащегося», отношение площади стекол к площади пола; тип освещения (керосиновое, газовое, электрическое), отопления (местное, электрическое) и вентиляции (естественная или искусственная); число парт (правильно и неправильно «устроенных»). Информация о здоровье учеников предоставлялась по следующим категориям: количество учащихся, осмотренных врачами, состояние общего питания (хорошее, среднее и плохое), число учеников с близорукостью, искривлением позвоночника, нервными расстройствами, частыми головными болями, заболевших заразными болезнями, ревакцинированных, умерших, общее количество болезней всех категорий.

В архивном фонде Петроградской губернской земской управы I (№ 376) насчитывается 666 дел, сформированных в 32 описях, ] одна из которых (№ 32) содержит материалы только по народному образованию, в ней имеются статистические бланки о земских и приходских училищах, в том числе Царскосельского уезда за 1915-1917 учебные годы. Формы этих статистических бланков были разработаны на Общеземском съезде по статистике народного образования, который прошел в 1913 г. в Харькове, и имели два вида — «осенний» и «весенний». «Осенний» бланк состоял из 13 пунктов, которые можно разделить на четыре части, где указывались общие сведения об училище, учащихся (количество поступивших, «скольким детям было отказано в приеме»), преподавателях и учебной части (название основных и дополнительных предметов). "Весенний" бланк состоял из 21 пункта, предоставлял сведения только об учащихся и учебной части (количество выбывших, переведенных и окончивших полный курс обучения учениках), продолжительность учебного года, причины перерывов в учебном процессе (эпидемии, болезни учащихся, ремонт школы, праздники), сведения об устройстве внешкольных занятий («чтения», «производство опытов», беседы по природоведению), экскурсиях с указанием мест посещений, школьных праздниках; наличие горячих завтраков, остаются ли учащиеся на ночь в училище).

Источниками по истории частных учебных заведений являются документы Дирекции начальных народных училищ и Канцелярии попечителя учебного округа. Инспектор или директор народных училищ были обязаны раз в год посещать частное учебное заведение для наблюдения за постановкой учебного процесса и «нравственной части воспитания». Итогом таких проверок было составление ведомости о частных учебных заведениях определенного уезда, в данном случае Царскосельского. Этот документ представляет собой статистическую таблицу с указанием количества частных учебных заведений, учащихся, учителей. Учредитель частного учебного заведения был обязан два раза в год предоставлять отчет о деятельности учебного заведения в Канцелярию попечителя учебного округа. На основе этих отчетов в Канцелярии попечителя составлялись ведомости частных учебных заведений по уездам. В документах архивного фонда этого учреждения (№ 139) сохранились подобные ведомости по Царскосельскому уезду за 1903,1906 г. Ведомость содержала следующие сведения: название и разряд учебного заведения, для кого оно предназначалось, сведения о его учредителе (фамилия, имя, отчество, сословие и вероисповедание), дата выдачи свидетельства на право открыть частное учебное заведение, адрес, данные о преподаваемых предметах, состав учащихся, размер платы за обучение.

Кроме рассмотренных ведомостей, в документах архивного фонда Канцелярии попечителя учебного округа хранятся документы об отдельных учебных заведениях, в частности имеется дело об открытии в Царском Селе Профессиональной школы М. И. Аргамаковой, которое служит основным источником по истории этого учебного заведения.

Среди частных учебных заведений Царского Села наибольшее количество источников сохранилось в архивном фонде Канцелярии попечителя Петроградского учебного округа по истории школы Е. С. Левицкой.

Представленные материалы, хранящиеся в архивных фондах ЦГИА СПб, являются основными источниками по истории учебных заведений Царского Села и отражают

  1. формирование структуры обучения в начальных, средних и частных учебных заведениях дореволюционной России;
  2. «портрет» учителя дореволюционной России, охватывающий его образование, продвижение по службе, получаемое жалованье;
  3. различные аспекты в деятельности учебного заведения, которые могут служить источником для изучения положения дел в начале XX в. (врачебные осмотры учащихся — состояние медицины; сведения о проводимых экскурсиях и праздниках — методы стимулирования учебного процесса в целом).

Эти документы представляют малоизученный, но весьма перспективный для исследователей материал, позволяющий судить о формировании начального и среднего образования в России.

 

Источники:

  1. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Сост. К.И. Финкельштейн. СПб., 2008
  2. Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние XV лет ее существования. (1896–1911). СПб. 1912.
  3. Краткий исторический очерк Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за ХХV лет /1870–1895/ СПб. 1895
  4. Краткий исторический очерк развития и деятельности Царскосельского городского 4-х классного училища (по положению 31 мая 1872 года) за период с 1784 по 1911 годы, составленный по случаю Царскосельской Юбилейной Выставки. Царское Село, 1911
  5. Лучицкий К.И. 20-летняя годовщина Училища Девиц духовного звания // Духовная беседа. 1868. №47. С.16; Мартинсон Ф.А. 50-летний Юбилей Царскосельского женского Училища Духовного ведомства. СПб., 1912
  6. Некрасов П.П. Историческая записка о Царскосельском реальном училище… за первые 9 лет существования (1902–1911 годы) (составил секретарь педагогического совета П.П. Некрасов). Царское Село. 1911
  7. Николаевская Царскосельская гимназия / Авт. коллектив: Мещанинов М. Ю. и др. СПб., 2008.
  8. Орелкин П.Ф. Царскосельское городское училище (1784–1894). Царское Село, 1894 (Извлечение из журнала «Русское начальное учительство». 1894. № 3–4).
  9. Очерк возникновения и деятельности Царскосельской женской гимназии Министерства народного просвещения. 1904–1911. СПб. 1911.
  10. Пискарев И.И. Сведения об учреждении Николаевской Царскосельской гимназии. СПб, 1871
  11. Пятина Ю.С… Источники по истории царскосельских учебных заведений в документах государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Сборник Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
  12. Пятина Ю.С. Учебные заведения Царского Села в пореформенный период (1864 — февраль 1917). Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. СПб., 2011.
  13. Финкельштейн К.И. Кузница кадров поэтов и учёных. Николаевская царскосельская гимназия // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета. Т. 3. СПб.: 2005. С. 562–590
  14. Финкельштейн К. Императорская Николаевская царскосельская гимназия: Ученики. СПб., 2009
  15. ЦГА СПБ, ф. 512, on. 1, д. 89, л. 116.
  16. Материалы сайта
  17. "Царскосельское дело" №44 пятница 31 октября 1914 года
  18. "Царскосельское дело" №8 пятница 20 февраля 1915 года
  19. "Царскосельское дело" №3 пятница 24 февраля 1917 года
  20. "Царскосельское дело" №14 пятница 3 апреля 1915 года
  21. "Царскосельское дело" №16 пятница 17 апреля 1915 года
  22. "Царскосельское дело" № 19 пятница 8 мая 1915 года
Рейтинг: +1 Голосов: 1 9052 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!