Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Как царя защищали с воздуха

В 1915 году был создан специальный авиаотряд

Начало прошлого века ознаменовалось небывалым подъемом авиации. В период Первой мировой войны самолет превратился в серьезную воздушную цель, которая заставила военных специалистов изыскивать соответствующие средства ее обнаружения и поражения. В России большое значение уделялось защите столицы и резиденции императора Николая II в Царском Селе от нападения с воздуха.

Как царя защищали с воздуха
 
Еще задолго до начала Первой мировой войны небо над императорской резиденцией было закрыто. Секретным циркуляром от 23 сентября 1909 года за № 39 департамента общих дел Министерства внутренних дел губернаторам, военным губернаторам, градоначальникам и варшавскому обер-полицмейстеру за подписью министра внутренних дел Столыпина объявлялось: «Особая междуведомственная комиссия по вопросу о средствах борьбы с возможным осуществлением замыслов при помощи воздухоплавательных аппаратов, между прочим, признала необходимым безусловно воспретить производство полетов в пределах императорской резиденции».

Для стрельбы по воздушным целям в Царском Селе были установлены четыре трехдюймовые пушки на платформах. Для их обслуживания были назначены нижние чины роты офицерской артиллерийской школы при 4-х офицерах, под общим командованием командира названной роты капитана Мальцева. С этого дня на капитана (впоследствии — полковника) Владимира Никаноровича Мальцева была возложена ответственная миссия — непосредственно руководить воздушной обороной императорской резиденции в Царском Селе, которую он выполнял до Февральской революции 1917 года.

Бурман Георгий Владимирович (1865-1922), начальник Офицерской электротехнической школы в Петрограде. В ноябре 1914 г. ему предложили возглавить создаваемую воздушную оборону Петрограда и его окрестностей. В мае 1915 г. назначен начальником воздушной обороны Петрограда и Царского Села. Продолжал руководить воздушной обороной столицы Российского государства до весны 1918 г. В дальнейшем проходил службу в Военном Инженерном ведомстве Красной Армии.

Известно, что в Царском Селе приказом Верховного Главнокомандующего № 422 от 22 мая 1915 г. был сформирован авиационный отряд. Его задачей являлось – недопустить появление «неприятельского» воздухоплавательного аппарата над дворцом. При этом запрещалось преследовать противника за районом Царского Села, чтобы небо над императорской резиденцией не осталось незащищенным от других вражеских самолетов.

Личный состав авиационного отряда размещался в деревянных казармах 1-го железнодорожного полка в селе Большое Кузьмино рядом с Царским павильоном «собственной» железной дороги (специальная императорская ветка железной дороги от Витебского вокзала до Царского Села – прим. ред.). Эти казармы были построены в русском стиле во время войны архитектором-художником В.Н. Максимовым.

Неизвестный автор. Проект казрм Авиационного отряда в Фермском парке

Там же находилась и авиационная техника. В случае авиационной атаки на Царское Село аэропланам предстояло взлетать прямо с Кузьминского шоссе. Время для подготовки к подъему в воздух ограничивалось двадцатью минутами. Для подъема на высоты от 1700 метров до 2500 метров самолетам требовалось около часа. При этом авиационному отряду запрещалось вылетать из зоны действия артиллерийского огня отдельной батареи для воздушной артиллерийской обороны императорской резиденции. Заведующий обороной императорской резиденции предупреждал отдельно каждый взвод батареи о подъеме в воздух каждого воздухоплавательного аппарата.

В ночное время дежурному летчику разрешалось вылетать только в случае «особо благоприятных» условий, коими являлись белые ночи. Инструкция № 7 «Для действия специального авиационного отряда для воздушной обороны императорской резиденции» от 12 июля 1915 г. гласит: «В темную ночь вылет бесцелен, так как разыскание противника невозможно, а для своих войск является крайне трудным отличить свой воздухоплавательный аппарат от неприятельского».

Сведений о структуре авиационного отряда довольно мало. В архивных документах указывается, что для этого подразделения выделялось в составе поезда на пять вагонов и платформ больше, чем артиллеристам (16 платформ, два вагона 4-го класса и три крытых вагона). О самолетах упоминалось только то, что они были заказаны во Франции. С большой вероятностью это могли быть французские самолеты «Ньюпор» (Nieuport – фр.), так как в то время они получили в России самое широкое распространение. Тогда господствовало убеждение, что необходимо делать ставку на «проверенные» конструкции, а как покажут себя в эксплуатации самолеты наших конструкторов, было неизвестно. В то время лидерами в области авиации считались французы, их самолеты и закупали.

В 1916 году предполагалось усилить отряд еще одним авиационным подразделением. У станции Средняя Рогатка, на 13-й версте Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги началось строительство аэродрома и служебных помещений для авиационного отряда, который намечали перевезти с Гатчинского аэродрома. Командовал этим отрядом подполковник Павленко.

Помимо авиационного отряда для отражения боевых действий воздушного противника имелись и другие подразделения, например две роты Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка, пулеметная команда в составе 6 пулеметов и отдельная батарея в составе 12 орудий, сформированная приказом Верховного Главнокомандующего № 277.

С вышеуказанными подразделениями при необходимости проводились учения под командованием заведующего обороной императорской резиденции с разрешениядворцового коменданта.

Порядок действий зенитных подразделений при поступлении сведений о появлении воздушного противника определялся «Особой инструкцией № 6 для обороны императорской резиденции от нападения воздушного противника» от 12 июля 1915 г. Согласно этому документу, начальник всей обороны и заведующий обороной императорской резиденции незамедлительно докладывал об угрозе нападения с воздуха дворцовому коменданту, после чего все части обороны по тревоге немедленно занимали заранее указанные позиции, готовились к боевым действиям и находились в ожидании команды на открытие огня. О готовности подразделений к бою заведующий обороной императорской резиденции докладывал дворцовому коменданту. Дворцовый комендант указывал сектор, в котором разрешается вести стрельбу, и давал разрешение на открытие огня. Только после получения данного распоряжения заведующий обороной императорской резиденции вступал в ответственное командование обороной Царского Села. Он устанавливал пароль для открытия огня, который хранился на попечении офицеров батареи в конвертах, опечатанных личной печатью заведующего обороной императорской резиденции. Для открытия огня заведующий обороной сообщал этот пароль офицерам батареи. Во всех батареях и башнях, где пулеметные взводы занимали свои боевые позиции, к открытию огня находилось по одному офицеру.

  В последний год царствования, по инициативе дворцового коменданта, было решено заменить обыкновенную крышу дворца (из кровельного железа) на укрепленную для защиты от бомбовых ударов. Детальная разработка такого покрытия была поручена архитектору С.А. Данини, при этом планировалось сделать особый спуск над карнизом, который бы, в случае сбрасывания с аэропланов бомб, мог помешать падать им возле стен. В 1917 году должно было состояться осуществление этого предложения. 

У дворцового коменданта была также мысль окружить дворец рвом  с такими откосами, которые могли бы отражать осколки взрывающихся бомб в стороны, противоположные наружным стенам.
  Так организовывалась воздушная оборона императорской резиденции в Царском Селе. В апреле 1915 года приказом Верховного Главнокомандующего была сформирована отдельная батарея для воздушной артиллерийской обороны императорской резиденции. В июне – создан специальный авиационный отряд, в июле – объявлен временный штат штаба обороны от воздушного нападения императорской резиденции в Царском Селе и Петрограде, а в августе определен порядок усиления сил и средств для борьбы с воздушным противником за счет сформирования авиационно-автомобильной дружины. Этими решениями задача по воздушной обороне важнейших объектов страны была возведена в ранг государственной.


Автор — В создании материала принимали участие: С.В. ДЕВЯТОВ, В.И. ЖИЛЯЕВ, А.С. МАРКОВ.

источник 

Дополнительно рекомендуем:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3443 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!