Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Академический пр., 2, 4, 6. Императорский гараж

Фотоальбом Императорский гараж

 

В статье описаны три здания — 2 (у), 4, 6 по Академическому пр. Дом 2 (у) — его адрес фактически Дворцовая 8(а). Но мы его описываем вместе со всем комплексом зданий Императорского заража.

 

 

Несмотря на весь консерватизм Российского императорского двора, технические новинки, повышавшие комфорт повседневной жизни, Романовыми всегда приветствовались.

  1. Первое личное знакомство Николая II со средствами передвижения на базе двигателя внутреннего сгорания относится к лету 1895 г.: «Митя показывал свой новый бензиновый экипаж, на кот. я прокатился низом Александрии» (запись в дневнике от 13 августа 1895 г.).
  2. Летом 1896 г. царь посетил Нижегородскую выставку, на которой ему был представлен автомобиль, собранный на фабрике П. А. Фрезе.
  3. Во время визита Николая II в Париж (1896) Дион Бутон предложил вниманию императора автомобиль, но «император предпочел подождать, чтобы лимузин был доведен до совершенного состояния… очертания машины были самые примитивные. Она была похожа на квадратный ящик с двигателем сзади».
  4. Тогда же, осенью 1896 г., будучи в Германии, на родине своей жены, Николай II вместе со своим шурином великим герцогом Гессенским Эрнстом совершает несколько поездок на автомобиле по Франкфурту и окрестностям Дармштадта. Однако от разовых поездок императорской четы на автомобиле до постоянного их использования прошло много времени.

 

Жизнь брала свое, и автомобили постепенно стали необходимым атрибутом повседневной жизни европейских императорских дворов. 28 марта 1900 г. британская королевская семья обзавелась первым автомобилем Daimler Mail Phaeton. В 1903 г. автомобили появились при дворе германского императора Вильгельма II, который всегда подчеркивал свою приверженность техническим новинкам.

Человеком, который перевел абстрактный интерес царя к новой технике в практическую плоскость, стал министр Императорского двора граф Фредерикс Владимир Борисович, Именно он в конце 1890-х приобрел легкий паровой экипаж французской фирмы «Serpollet» и в 1901 г. начал им пользоваться. Двор воспринял новость с нескрываемым удивлением.

Однако это удивление быстро прошло, после того как в 1902 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна обзавелась собственным автомобилем, гараж для которого был устроен в одной из конюшен Аничкового дворца. Пожалуй, только князь Орлов спокойно отнесся к причуде 63-летнего придворного. Он тоже держал автомобиль — бензиновый Мерседес — и поэтому легко мог понять министра-автолюбителя. Князь, очарованный скоростью автомобиля и восхищенный полетом технической мысли его создателей, решил приобщить к своему увлечению императора. Принято считать, что автомобили появились в повседневной жизни царской семьи благодаря именно ему.

 

 

По рассказам генерал-лейтенанта А.А. Мосолова, управляющего делами Императорского Двора в период с 1900 по 1917 год, князь Владимир Орлов был первым кто приехал в 1904 году к Александровскому дворцу на "безумно шикарном автомобиле" — свой «Delaunnay-Belleville». Он предложил Их Величествам совершить несколько поездок на моторе, которым управлял сам. Царь был заинтригован, и захотел сам прокатиться на "этой керосиновой вещи ". После первой же его поездки вокруг площади Николай пригласил Царицу присоединиться к ним. Оценивая этот эпизод, следует подчеркнуть, что инициатором поездки на автомобиле был Николай II.

Но, на наш взгляд, и дата 1904 г., и «автомобильное» первенство князя В. Н. Орлова нуждаются в некотором уточнении. Дело в том, что первым «личным водителем» Николая II в 1904 г. стал его младший брат — великий князь Михаил Александрович, которому тогда было 26 лет. В опубликованном дневнике царя за весь 1904 г. имя Орлова как шофера царской семьи не упоминается ни разу, при этом имя Михаила как шофера встречается постоянно. Странным было бы отсутствие последующих автомобильных прогулок с князем, если они были столь успешно начаты в 1904 г. Поэтому мы можем предположить, что приведенный мемуарный эпизод скорее относится к 1905 г., а первым «шоффером» царя в 1904 г. был его младший брат великий князь Михаил Александрович. Свой автомобиль, видимо, появился у великого князя Михаила Александровича именно к 1904 г. По крайней мере, Николай II впервые упоминает в дневнике о его автомобиле 12 мая 1904 г.:« В среду, к обеду приезжал в Царское Село Миша из лагеря на автомобиле».

С 1905 года князь стал личным "шофером" Императора и возил Царя почти каждый день. Опасаясь за жизнь Царя, Орлов всегда управлял автомобилем сам и никогда не доверял управление автомобилем с пассажирами Императорской семьи простому шоферу. 9 июня 1905 года Николай II записал в своем дневнике: «В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село».

Это продолжалось до тех пор пока наконец, Министр Императорского двора граф Фредерикс не спросил Царя, что не хотел бы он приобрести себе автомобиль. Царь сразу же ответил: «Да, конечно! Мы злоупотребляем добротой Орлова, и это становится невежливым. Велите купить две или три машины, да поручите это сделать Орлову, он разбирается в этом лучше всякого профессионала». Видимо, подобное желание император высказал в мае 1905 г., поскольку тогда князь В. Н. Орлов записал в дневнике: «Государь полюбил автомобиль и решил приобрести себе тоже несколько штук». Так, в 1905 году более чем через два года после первой поездки Царя на автомобиле, князь Орлов выбирает ему французский автомобиль Делоне-Бельвиль. С этого момента начинается настоящая любовь Императора к своим автомобилям. Итак Императорский Дом в 1905 году закупает 2 новых автомобиля Делоне-Бельвиль, истратив на покупку 18 400 рублей на (184000 $).

 

 

Первые автомобили, закупленные В. Н. Орловым, появились близ Александровского дворца Царского Села в начале 1906 г. Это были французские и немецкие автомобили. Во Франции был приобретен лимузин представительского класса фирмы «Delaunnay-Bellcviile» с кузовом типа «фаэтон». Его использовали для коротких поездок по Санкт-Петербургу и пригородам. Для дальних поездок и обслуживания императорской свиты было приобретено четыре автомобиля фирмы «Mercedes» модификации «16-40». Два автомобиля (синий и красный) были оснащены кузовами «лимузин», один (темно-зеленый) — кузовом «ландоле» и синий «Mercedes» был полуоткрытым. А. Мосолов в своих воспоминаниях писал: «… к концу года императорский гараж был хорошо укомплектован. В нем было десять машин — позже их стало двадцать — и школа шоферов. Орлов продолжал возить царя и царицу».

Если говорить о качественных характеристиках приобретенных автомобилей, следует отметить, что если автомобиль «Delaunnay-Belleville» поражал роскошью, то автомобили «Mercedes» уже тогда считались одними из самых быстроходных и надежных. Именно эти машины положили начало автомобильному парку императорского гаража.

К 1913 году император стал обладателем одного из cawx больших автомобильных парков Европы.

 

Строительство гаража

 

 

Как следствие растущего парка автомобилей,  в Царском Селе, начинается строительство Императорского гаража. Императорский гараж —  одно из первых зданий в России, предназначенное для содержания автомобилей.

Место расположения императорского гаража было выбрано поблизости от постоянной (с 1905 г.) резиденции Николая II — Александровского дворца. Немаловажным было и то, что гараж находился на охраняемой (режимной) территории. Рядом с гаражом были расположены казармы Собственного императорского конвоя, казармы Железнодорожного полка и мастерские, находящиеся поблизости от Собственного железнодорожного вокзала Императорской железнодорожной ветки.

Первое двухэтажное здание было возведено в 1906 году в стиле английского коттеджа с элементами фахверха. Здание делится на два яруса: нижний, со стоянкой автомобилей, сплошь выложен красным кирпичом, а верхний, с треугольными и вальмовыми фронтонами, имитирует фахверковую конструкцию из коричневых накладных досок на желтом фоне.

Площадь здания составляет 964,8 кв. м. Автором проекта был архитектор С.А. Данини, работавший в те годы архитектором Царскосельского дворцового управления. В протоколе Царскосельского дворцового Правления от 17 марта 1906 года записано: «Рассмотрели представленный С. A. Данини проект сарая для автомобилей в Царском Селе. Наиболее удобным признан вариант, по которому автомобили расположены в один ряд».

Проектирование здания нового типа потребовало от архитектора поиска неординарных форм, качественно нового уровня технической оснащенности, особых приемов объемно-пространственного решения. О размышлениях и поисках архитектора позволяет судить уже само перечисление листов, иллюстрирующих его замысел: проекты фасадов; план участка в парке, где размещается здание; план двора для авто; котельная в здании для авто; проект интерьера; план второго этажа; план кузницы-мастерской. Это архитектурное решение свидетельствует о попытке архитектора соотнести технические и технологические требования с конструкцией здания. Выработанные зодчим новые конструктивные приемы и формы впоследствии получили широкое распространение.

Этот «сарай для автомобилей» — термин «гараж» еще не имел хождения в русском языке — был выполнен в камне в два этажа. На первом этаже было несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и каретник. Здесь же размещались подсобные службы гаража. Второй этаж здания был жилым для служащих гаража.

Сохранился проект С.Данини для императорского гаража: Северо-восточный фасад. Вариант. Подпись в правом нижнем ушу. «Архитектор С. Данини 1906». Карандаш, акварель, ватман. 20,8 х 32,5. Государственный музей-заповедник «Царское Село». ЕД-1382-ХШ.

Кроме этих служащих, в здании на время концертов размещался приезжавший из Петербурга «музыкантский хор» (т. е. придворный оркестр).

После того как здания были построены, В. Н. Орлов счел необходимым продемонстрировать их императору. 30 марта 1906 г. Николай II записал в дневнике: «Зашли вдвоем в новое помещение для наших автомобилей, там же находится и мастерская». Обычно, когда царь писал «вдвоем», он имел в виду императрицу Александру Федоровну, которая весьма благожелательно отнеслась к новому начинанию.

Несмотря на открытие Императорской школы Шоферов, Князь Орлов, сам лично возил Царя, до тех пор, пока не был приглашен в Царское Село с самыми безупречными рекомендациями водитель француз по происхождению Адольф Кегресс. И все же князь Орлов еще долго ездил рядом с водителем, во всех поездках Царя, для безопасности. Естественно, Николай II наслаждался своими новыми автомобилями, и в течение следующих нескольких лет суммы на их приобретение возрастали.

К концу 1906 года, в Императорском Гараже было уже 7 автомобилей, общей стоимостью 100 000 рублей — 1 000 000 $. Собственным автомобилем императорской семьи в 1906 г. был только один "Delaunnay- Belleville" Четыре автомобиля «Mercedes» обслуживали императорскую свиту.  К двум автомобилям Делоне-Бельвиль, закупленным в 1905 году добавились еще четыре:

  • Делоне-Бельвиль Тройной фаэтон,
  • Мерседес синий лимузин,
  • Мерседес красный лимузин
  • Мерседес темно-синяя полуоткрытая модель.
  • Еще один Мерседес (темно-зеленый лимузин) принадлежал дворцовому коменданту
  • Кроме этого, для решения служебных задач тогда же, в 1906 г., был приобретен омнибус фирмы «Benz»w.

 

На следующий 1907 год Царь истратил на автомобили 77 277 рублей или 727 000 $.

 

Самый дорогой автомобиль Императорского гаража

 

На этот раз были приобретены не только иностранные автомобили, но и отечественный темно-зеленый лимузин «Лесснер», который называли «Русский Мерседес». Машины этой модели были заказаны Императорским гаражом и премьер-министром России С. Витте. Четыре автомобиля "Лесснера" экспонировались на I Международной автомобильной выставке 1907 года в Санкт-Петербурге, за которые Лесснер получил Большую золотую медаль "За установление автомобильного производства в России".

Таким образом, в Императорском гараже изначально сложились четыре группы автомобилей: к автомобилям первого разряда относились машины, обслуживавшие царскую семью. В эту группу входили автомобили лучших европейских марок. Так со временем в число «императорского разряда» вошли

  • немецкие «Mercedes»,
  • английские «Rolls-Roycc»,
  • французские «Delaunnay-Belleville», «Brasicr», «Renault* (шестицилиндровый с двигателем на 7,536 куб. см, мощностью в 40 л. с. — этот автомобиль, как и «Delaunnay — Belleville», имел двускатные задние колеса с базой 3,743 мм) и «Peugcot».

 

 

Ко второму разряду были отнесены машины, обслуживавшие императорскую свиту. К третьему разряду были отнесены автомобили дворцового коменданта. Со временем сложился и четвертый разряд — хозяйственные автомобили» — представленный грузовиками и автобусами, полевой кухней на автомобиле и тягачом (поезд «Ренар» с двумя прицепными платформами, купленный в 1908 г.).

В связи с увеличивающимся количеством Царских автомобилей, возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах, способных управлять и ремонтировать Императорские автомобили, а также обеспечивать безопасность членов Императорской семьи в поездках на автомобилях. Поэтому в первом построенном здании Императорского гаража с 1906 года начала свою деятельность  первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов».

18 февраля 1907 г. В.Б. Фредерикс подготовил записку императору«О временной организации автомобильной части». Аргументация при создании самостоятельной структуры сводилась к тому, что содержание автомобилей весьма затратно, а средства выделяются из различных источников. При этом финансирование автомобилей шло из «особых ассигнований по смете министерства Императорского двора». Весь обслуживающий персонал формирующегося гаража подчинялся дворцовому коменданту, поэтому В. Б. Фредерикс констатировал, что «такая двойственность хозяйства вызывает на практике значительные неудобства, как в административном, так и в отчетном отношении». А поскольку, по мнению министра, «вся хозяйственная сторона этого нового автомобильного дела представляется еще не неустановившеюся», необходимо было навести здесь порядок.

Кроме того, министр считал, что пока автомобильная часть «не станет на прочном основании и практика не выяснит действительные ее потребности», передавать ее в подчинение какого-либо подразделения Императорского двора (либо в Управление дворцового коменданта, либо в придворную Конюшенную часть) преждевременно. Поэтому в констатирующей части «Записки» В. Б. Фредерикс предлагал «в виде опыта на один год, для более точного выяснения действительных потребностей автомобильной части… организовать таковую». Другими словами, в структуре министерства Императорского двора создавалось самостоятельное структурное подразделение, при этом «для объединения и надлежащего направления деятельности означенного техника и заведующего хозяйством гаража надлежало бы поручить Флигель-Адъютанту Полковнику Князю Орлову, при проектируемой организации, высший надзор и руководство автомобильной частью, которою он ведает с самого ее образования при Высочайшем дворе».

На «Записке» В. Б. Фредерикс зафиксировал устное повеление царя: «Высочайше поведено исполнить». Именно этот документ, завизированный императором 18 февраля 1907 г., стал точкой отсчета официального существования гаража как одного из установлений Министерства Императорского двора. Для самого царя это решение было одним из множества подобных решений, которые он должен был принимать в течение своего рабочего дня, поэтому 18 февраля 1907 г. в дневнике он только коротко отметил, что «Принял доклад Фредерикса».

После того как императорский гараж обрел официальный статус, финансирование его пошло по стандартным каналам. И быстро обозначилась тенденция к росту расходов на содержание гаража и закупку новых автомобилей.

Говоря о затратах на приобретение автомобилей и содержание императорского гаража, следует отметить, что к некомпетентным легендам, имеющим широкое хождение, можно отнести и утверждения о том, что финансирование императорского гаража шло исключительно из «личных средств» Николая II. И якобы поэтому начало Императорскому гаражу было положено позже, чем при дворах других европейских монархов. Однако следует подчеркнуть, что финансирование гаража шло из средств министерства Императорского двора и главным источником этих средств было Государственное казначейство.

Столь значительные расходы вновь созданного подразделения Министерства Императорского двора не могли не обратить на себя внимания. Наглядным отражением этой обеспокоенности стала докладная записка от 1 июня 1907 г. на имя министра Императорского двора, подготовленная управляющим Кабинетом его императорского величества свиты генерал-майором князем В. Н. Оболенским. В докладной генерал констатирует, что с 1906 по 1907 г. общая сумма расходов на содержание гаража составила «свыше 240 000 руб.». Кроме этого, требуются значительные средства на постройку трехэтажного каменного дома при гараже в Царском Селе, на постройку бани при гараже в Петергофе, на покупку служебного автомобиля для гаража. Все это может привести к увеличению ежегодной задолженности министерства Императорского двора.

Вместе с тем генерал Оболенский, понимая, что расходы неизбежны, предлагал «в изъятие от установленного по Министерству порядка открытия и расходования кредитов» выдать флигель-адъютанту полковнику князю В. Н. Орлову «кредит в сумме 30 000 руб.», который «по частным сведениям признается князем Орловым достаточным». Но генерал Оболенский даже не предполагал, каких, дополнительных расходов потребует императорский гараж и что в отношениях «с автомобилем» не бывает без дополнительных ассигнований. Для того чтобы прояснить вопрос о том, сколько стоил I Николаю II его гараж, приведем сведения из расходов, связанных только с «собственными» автомобилями императора:

 

Время выдачи ассигновок

Кому и за что уплачено

Сумма, руб.

9 ноября 1905

Фирме «Флинш и К°> во Франкфурте за 5 механизмов к моторам 40 000 германских марок

18 400

2 мая 1906

Людвигу Нобелю за 6-местный автомобиль фирмы «Dellanay-Belleville» и динамо-машину с принад­лежностями

13 416

20 мая 1906

Фирме «Флинш и К"» во Франкфурте эа пять шасси 85 000 марок

39 100

8 июня 1906

Управлению Дворцового коменданта — в возврат расходов по оборудованию Гаража в Петергофе, а также за принадлежности к автомобилю Государя Императора

4 760

24 сентября 1907

Гофмейстеру Федосьеву для уплаты заводу «Della-пау-Belleville» части стоимости заказанного заводу механизма к автомобилю

5 600

Август 1908

Гофмейстеру Федосьеву для уплаты заводу «Della-пау-Belleville» за 6-цилиндровый шасси и фирме «Rothcild et Fils» за экипаж и др. расходы

18 500

22 ноября 1908

Особенной канцелярии по кредитной части — за век­сель на ордер фирмы «Dtennediaire» в 5052 фр. За принадлежности к автомобилю, изготовленные фир­мою «Dellannay-Belleville>

1 904

 

 

Второе здание гаража

 

 

Два года спустя после постройки первого здания, в 1908 году архитектором Липским В.А. было построено второе двухэтажное здание в стиле модерн общей площадью 367,6 кв. м. В нем разместился гараж-резиденция начальника технической службы и личного шофера Императора Николая II француза Адольфа Кегресса. Здание примечательно введением в завершение объема лестничной клетки парадной лестницы барельефа с изображение первых автомобильных гонок, проходивших в те годы регулярно в Царском Селе.

В 1908 году Император истратил 69 700 рублей (697 000 $), в 1909 году 65 000 рублей (650 000 $). В 1910 году была истрачена самая маленькая сумма — всего 33 000 рублей (330 000 $), а вот рекордным был 1911 год — 96 681 рубль (966 810 $), и в 1912 году было истрачено 58 600 (586 000 $)!

К 1908 году штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся до восьмидесяти. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.

Дело расширялось. Императорский гараж с его почти полусотней первоклассных машин, выражаясь современным языком, являлся самым крупным автотранспортным предприятием тогдашней России. Все его машины подразделялись на несколько разрядов. К высшему относились так называемые императорские автомобили — очень дорогие и комфортабельные даже для того времени, когда автомобиль считался роскошью, доступной лишь по-настоящему богатым людям. Так, «Руссо-Балт» модели С 24-40 стоил 7500 рублей. Следующий разряд — свитские машины. Ими пользовались высшие придворные. Третий разряд был представлен грузовиками и автобусами, полевой кухней на автомобиле и тягачом с прицепами. И, наконец, существовали три машины дворцовой команды, или фельдъегерские. Короче говоря — посыльные.

Большая часть машин размещалась в Царском Селе, часть — в здании Конюшенного ведомства в Петербурге и небольшое количество — в Петергофе. Кроме того, в Ливадии к весне 1911 г. был готов гараж на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму.

В начале 1910-х фирмой Ф. Сан-Галли были установлены металлические стропила и световые фонари для Императорского гаража (2-й вариант), а так же металлический сарай для хранения 600 пудов кокса при гараже.

 

Белый гараж

 

Поскольку императорский гараж стремительно разрастался и дворцовая элита пересаживалась из карет в роскошные автомобили, вновь возникла острая необходимость в его расширении. В августе 1910 г. В. Б. Фредерике писал царю, что требуется построить новое здание гаража в Царском Селе «всего» на 35 машин (30 автомобилей, две грузовые машины и три автомобиля для дворцового штата).

 

 

И вот в 1913 году по проекту архитектора А.К. Миняева рядом с существующими зданиями было возведено здание гаража–хранилища императорских автомобилей, т.н. Белый гараж. Здание построено в неоклассическом стиле и напоминает гараж в Ливадии. Площадь его 2212,5 кв.м. Ясности объемного решения отвечает строгая гладь стен. Торцовые фасады прорезаны трехчастным арочным проемом, рассеченным по горизонтали антаблементом и окантованным сверху полосой рустовки. Сдержанно трактованные классические элементы подчеркивают построение фасадов, адекватное организации внутреннего пространства сооружения.

Это единый зал-манеж, перекрытый легкими металлическими фермами. В центре пролета возвышается трехслойный стеклянный фонарь верхнего света, придающий силуэту постройки особую остроту. Гараж-хранилище вмещал 40 автомобилей и был оснащен по последнему слову техники всевозможными устройствами и приспособлениями: электромеханическими подъемными воротами, мойкой автомобилей струей воды под давлением, электрической системой вентиляции, паровой системой отопления, всевозможными станками и другим гаражным оборудованием.

 

Парк машин императорского гаража

Немаловажным вопросом является перечень марок автомобилей, находившихся в императорском гараже. К концу 1910 г. в императорском гараже находилось уже 22 автомобиля различных марок и модификаций. С учетом того, что в различных изданиях публикуются достаточно причудливые «списки», мы приведем таблицу автомобилей Собственного его величества гаража":

К 1912 году у Императора насчитывалось уже более 50 автомобилей. В штате гаража был 80 водителей, практически у каждого автомобиля свой водитель. Водители хорошо вознаграждались за свое мастерство, получая плату вдвое больше средней платы рабочего — 90-100 рублей (900-1000 долларов). Кроме того, им полагалось жилье и питание для всей семьи за счет Дворцового управления

Общие затраты «на Гараж» с 1905 по 1912 г. составили 1 283 866 руб. С учетом того, что активные закупки автомобилей продолжались и в 1913-1914 гг., можно с уверенностью предположить, что затраты на гараж к 1917 г. составили как минимум 1,5 млн руб. Следовательно, гараж как структурное подразделение Конюшенного ведомства и по объему бюджета, и по темпам его наращивания многократно опередил многие установления Министерства Императорского двора.

Следует обратить внимание на то, что указанные затраты шли только на развитие материальной части гаража. Однако кроме этого регулярно выплачивалось жалованье «шоферам», шли ремонтные работы, возводилась соответствующая инфраструктура.

Покупая автомобили для себя, император не забывал и о своих близких. Так, для матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, на Парижской автомобильной выставке в декабре 1913 г. был приобретен роскошный автомобиль марки «Brasicr». Он был оснащен шестицилиндровым мотором (5,341 куб. см, 24 л. е.), пневматическим стартером, электрическим освещением и кузовом типа «ландо-лимузин». 

 

№ п/п

Название автомобиля

Год приобретения

Автомобили его величества

1

«Delaunnay-Belleville» — фаэтон

1906

2

«Delaunnay-Belleville* — ландоле

1908

3

«DeIaunnay-BelkviHe» — лимузин

1909

4

«Delaunnay-Belleville?.. — ландоле

1910й

5

«Mercedes» — ландоле

1910

Автомобили для обслуживания свиты его величества

6

«Mercedes» — лимузин синий

1906

7

«Mercedes» — лимузин красный

1906

8

«Mercedes» — ландоле темно-зеленый

1906

9

«Mercedes» — полуоткрытый синий

1906

10

«Лесснер* — лимузин темно-зеленый

1907

11

«Панхар» и «Левассор» — ландоле

1908

12

«Серею» — ландоле

1910

13

«Deiaunnay- Belleville* — ландоле

1910

14

Балтийского завода — ландоле

1910

15

Автобус с прицепною платформою

1909

16  

«Daimler» английский служебный

1910

Грузовые

17    

Поезд «Ренар» с двумя прицепными платформа ми, одним фургоном и пассажирским вагоном

1908

18   

Платформа «DaimIer»

1908

19     

Платформа «Lorraine-Dietrich» 18 л. с

1908

20     

Платформа « Lorraine-Dietrich* 20 л. с.

1909

Автомобили дворцового коменданта

21      «

Mercedes — лимузин темно-зеленый

1906

22      «

Benz — омнибус

1906

Динамика увеличения подвижного состава императорского гаража отражается в следующих данных:

 

Автомобилей на 1 января

1912

1913

1914

Императорских

5

6

7

Кавалерских

11

12

16

Грузовых и поезд «Ренар*

6

9

11

Служебных

1

1

1

Дворцового коменданта

2

2

2

Кухня и столовая

0

0

2

Итого

25

30

39


Весьма существенным является вопрос об интенсивности использования автомобильного парка императорского гаража. Рассматривая этот сюжет, приведем следующие данные (за 1908 г. и 1909 г. по сентябрь месяц):

 

Автомобили

1908

1909

 

 

Число выездов

Коли­чество верст

Число выездов

Коли­чество верст

«Deiaunnay-BeIIeviIIe» мод. 1906 г.

19

1660

5

173

«Deiaunnay-BeIIeviIIe» мод. 1908 г.

23

1828

15

953

«Deiaunnay-BeIIeviIIe» мод. 1909 г.

0

0

5

421

«Mercedes» синий закрытый

41

1660

17

661

«Mercedes» синий полуоткрытый

28

1878

22

1415

«Mercedes» красный закрытый

50

3488

36

2171

«Mercedes» красный

31

2236

19

2606

полуоткрытый

 

 

 

 

«Лесснер» закрытый

34

2301

38

2178

«Панхар» и «Левасор»

11

696

12

922

Автобус «Ренар»

0

0

14

721

 

В распоряжении дворцового коменданта

«Mercedes» закрытый черный

67

4437

42

2602

«Benz» закрытый черный

55

3341

26

1189

 

Грузовые

Поезд «Ренар»

18

680

34

1864

Фургон «Lorraine-Dietrich»

37

1238

30

1942

Платформа «Daimler»

-

-

31     ,

2020

Платформа « Lorraine-Dietrich»

-

 

24

1287

Подводя итоги, можно констатировать, что императорский гараж в начале XX в. стал одной из самых динамично развивавшихся и весьма затратных структур Министерства Императорского двора. И такое его исключительное положение во многом было обусловлено личным отношением Николая II к этому новому виду транспорта. 

Все три здания гармонично объединяются в комплекс сооружений с единым названием «Царскосельский Императорский гараж». История этих зданий и по ныне хранит много нераскрытых тайн что даже при поверхностном рассмотрении настолько интересна что заслуживает называться достопримечательностью и вызывает желание создать в стенах этих зданий национальный музей автомобилизма в нашей стране.

 

1914

Фельетон о нравах городских автомобилистов

 

После 1917

26 января — имущество "Собственного Его Императорского Величества гаража" передано автоконюшенной базе рабоче-крестьянского правительства.

 

 

Ю. Ломан напишет в своих воспоминаниях о том, как складывалась судьба Императорского гаража после 1917 года:

"1 мая 1918 года на углу площади Восстания и Невского проспекта я увидел в праздничной колонне легковые и грузовые автомашины бывшего императорского гаража. Я подошел ближе. Несколько рук приветливо мне махало. Тут был слесарь Соломонов и еще несколько шоферов, которых я привык видеть рядом с высочайшими особами или высшими чинами Российской империи.

Как потом я узнал, впоследствии большинство этих машин были отправлены в Москву, а из оставшихся в Петрограде, на Конюшенной площади была создана образцовая Автоконюшенная база Петросовета. В этой базе были не только придворные автомашины, но и лошади. Еще в тридцатые годы на базе служил бывший конюшенный офицер Александр Густавович Болин, в свободное время показывавший на скачках и бегах своих питомцев.

Сравнительно недавно, перелистывая страницы какого-то толстого журнала, я наткнулся на фотографию легкового автомобиля, у которого вместо привычных колес лыжи и гусеницы, наподобие танковых. Это были автосани, на которых больного Ленина возили зимой отдыхать в Подмосковье. А я в этом «дедушке» современных автомобилей узнал некогда роскошный, только что полученный «паккард», принадлежавший одному из жертвователей на строительство Городка, процветавшему дельцу Овчарову. Помню, с каким восторгом я садился в эту роскошную, блестевшую лаком синюю автомашину. Все казалось в ней необычным: и мощный’ двигатель, и руль на левой стороне (в то время рули были с правой стороны), и кресло шофера, отделенное от соседнего кресла, и колеса, выкрашенные в желтый цвет.
В конце 1916 года.«паккард» был реквизирован для нужд армии и передан в императорский гараж, где он был переоборудован в автосани, сконструированные механиком гаража французом Кегрессом. Автосани предназначались для Главнокомандующего Кавказским фронтом великого князя Николая Николаевича, а я с любопытством смотрел, как начальник гаража, толстяк граф Орлов с трудом втиснув свой огромный живот за рулевую колонку, крутил рулем «паккарда», пробуя автосани на заснеженном поле по соседству с Федоровским городком. Было это за несколько дней до революции и, видимо, автосани вместо Кавказа, вместе с машинами бывшего императорского гаража попали в Москву.

После многочисленых чисток, в нашем сознании как-то не укладывается, что бывшие придворные шоферы и кучера, да и не только шоферы и кучера, но и конюшенные офицеры могли честно служить в исполкомовских и совнаркомовских автоконюшенных базах. А в первые годы революции так и было. Тогда меньше всего обращали внимание на форму, в больше всего на существо.

Было и такое. Секретарь Наркома просвещения Луначарского поэт Рюрик Ивнев ездил на паре рысаков из бывшей придворной конюшни, покрытых синей сеткой. Большинство солдат Сводного полка с первого дня ревоции служили в Красной Армии. А мой наставник Федор Иванович Прибытков всю гражданскую войну доблестно сражался в рядах Красной Армии. Его же брат Костя Прибытков служил в органах Тамбовского ЧК.

Придворный гараж превратился в автобазу Совнаркома. Шофер Гиль, возивший до революции высочайших особ, по словам М. Ф. Андреевой, стал любимым шофером Ленина. Гиль любил Ленина, гордился им и ценил в нем отсутствие комиссарства."

Как ни странно все три здания за годы советской власти, войн, перестроек, внешне сохранились до наших дней практически в первозданном состоянии. Большая заслуга в этом Санкт-Петербургского государственного Аграрного университета, которому после Великой отечественной войны эти здания были преданы на баланс. Сейчас в них находятся кафедры охраны труда, сельскохозяйственных машин и военная кафедра.

Ирина Демидова, старожил города: Вот эти машины мы все облазили, наигрались в прятки. Их еще больше. А в самом Белом гараже кафедра ЛСХИ, а слева была лыжная база ЛСХИ и лыжная секция ДЮСШ до 1958 года. Наш рекорд начала катания на лыжах был 5 октября. На стадионе слева сгребли снег с футбольного поля, и мы кругами катались.
 

 

Самое удивительное, что здание первой школы шоферов в России, до сих пор не изменило радикально свое первичное предназначение. После революции 1917 года в нем на первом этаже размещался небольшой мотороремонтный завод на втором — жилые комнаты для служащих. После Великой отечественной войны в нем разместилась кафедра автомобилей и тракторов Ленинградского сельскохозяйственного института, (ЛСХИ) потом военная кафедра.

По вооспоминаниям старожила города, в первом здании — Академиечский 4, После войны внизу были гараж и мастерские ЛСХИ, а наверху жили люди. Раньше перед зданием был пожарный пруд, а ближе к нам стояли сараи для дров. Конечно, там было много и живности от коров до окрашенных кур. Побегать бы тут, поиграть в прятки. Лен, не толькр красили или перья, или хвосты, или головы, но и обстригали хвосты. Конечно, для отличия, так как в каждом сарае были куры обязательно..

Во втором здании гаража, где раньше была квартира Кегреса, после войны там была библиотека ЛСХИ.

В настоящее время совместными усилиями Санкт-Петербургского Государственного аграрного университета (так сейчас называется ЛСХИ) и Царскосельского автомобильно-спортивного клуба разработан план воссоздания Императорского гаража, а в этом здании намечено создание школы высшего водительского мастерства, современной станции технического обслуживания автомобилей и тюнингового ателье.

 

Источники, использованные И.В. Зиминым для написания своей статьи:

  1. Мелентьев Ю. А. Авгомотострасти Российской империи. Исторические очерки. СПб., 2005. С. 46
  2. Барятинская М. Моя русская жизнь. Воспоминания великосветской дамы. 1870-1918. М.,2006. С. 61.
  3. Мосолов А. А. При дворе последнего царя. Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006. С. 254-255.
  4.  Из дневника кн. В. Орлова// Былое. 1919. № 14. С. 56.
  5. РГИА. Ф. 482. Оп. 3. Д. 13. Л. 22. Сведения об организации автомобильного дела при Дворе в Берлине.
  6. РГИА. Ф. 468. Оп. 17. Д. 1879. Л.7. Список автомобилей Собственного Его Величества Гаража.
  7. РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 1563. Л. 12. Сведения о расходах на оборудование и содержание императорского гаража, о деятельности автомобильной службы и переписка. 1909 — 31 дек. 1916.
  8. РГИА. Ф. 482. Оп. 10. Д. 803.; Д. 1158. Л. 26. Дело Контроля бывшего Министерства Императорского Двора с перепискою по Собственному Его Величества Гаражу за 1914 г. 1914-1917.
  9. РГИА. Ф. 482. Оп. 3. Д. 27. Л. 36.
  10. РГИА. Ф. 544. On. 1. Д. 889. Л. 1.0 гараже Ея Величества и о передаче его в ведение Придворного ведомства
  11. На одном из сайтов, посвященных истории Александровского дворца, был впервые опубликован список автомобилей императорского гаража на 1910 г. (Rob Moshein. The Imperial Garage). К сожалению, этот список был приведен без ссылок на архивные источники. Все остальные исследователи с большей или меньшей точностью только воспроизводили его. В настоящей статье впервые приводятся архивные ссылки на материалы, посвященные истории императорского гаража.

 

Источники:

  • Бардовская Л. Данини. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • И. В. Зимин. Собственный ЕИВ гараж в Царском Селе из сборника Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Гос-го Эрмитажа
  • Статья с сайта Царскосельского автомобильно-спортивного клуба
  • Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб: КОЛО, 2010.- 240 с.: ил.

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 12261 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!