Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

Александровский дворец. Парадная анфилада. Полукруглый зал

 

Фотоальбом Полукруглого зала

 

 

Залы Парадной анфилады располагались вдоль садового фасада дворца. Стены в парадных залах облицованы искусственным мрамором, в состав которого входит гипс и натуральный мрамор в толченом виде. Искусственный мрамор легко поддается раскраске и очень удобен для облицовки больших поверхностей. Залы отделены друг от друга колоннами, причем средний сделан округло.

Только в этих помещениях творчество Кваренги, за мелкими исключениями, осталось нетронутым. Залы поражают богатством архитектурной мысли, строгой продуманностью и разнообразием деталей. Ограничив себя только двумя цветами — желтым (колонны) и белым (стены) —Кваренги добился впечатления величественности, блеска и парадной торжественности.

 

 

В центре анфилады находился зал, разделенный на три части широкими арками. Средняя его часть получила название Полукруглого зала, к которому с восточной стороны примыкал Портретный, а с западной — Бильярдный (Мраморный) зал.

Средний зал парадной анфилады, Полукруглый залслужил для приема различных депутаций.

В зале два больших полотна худ. Айвазовского:„Буря под Евпаторией", и „Вид Константинополя*.

 

 

Интерес к этим картинам объясняется тем, что одной из причин вступления России в мировую войну было стремление захватить Константинополь и Дарданеллы—проливы из Черного моря в Средиземное, крайне важные для беспрепятственного развития торговых связей русского капитализма путем выхода на мировой рынок.

В 1843 году архитектор Д. Ефимов, рапортуя о необходимости исправить роспись в пяти парадных комнатах, пишет: «Живопись сию бронзового неприятного цвета, весьма испорченную временем и разными поправками, нахожу необходимым переменить по старому, по выправленному рисунку и колерами приличными быть в верхних частях комнат и предметам изображаемым».

 

 

Но Николаем I было отдано вандальское распоряжение об уничтожении росписи и об окраске сводов белой краской, кроме розеток над люстрами. Тогда же по указанию Николая и по выбору того же архитектора Ефимова были куплены у купца Дельнеро камины для парадной гостиной (она же биллиардная), портретного зала и зала горки и поставлены на места взамен сломанных печей, причем, когда решалась эта переделка, то намечалось сделать эти камины из лучшего белого каррарского мрамора.

В то же время был вычищен и отремонтирован, а местами сделан заново, со шлифовкой и полированием искусственный мрамор стен мастерами этого дела Михаилом Коевым и его товарищем Галактионом Щениковым.

Одновременно с этими работами поденными лепщиками от Александра Дылева были, повидимому, отлиты капители колонн и пилястр, а также казенным столярным мастером Карлом Болгагеном переделаны переплеты и исправлены паркетные полы в пяти парадных залах, начиная от Опочивальни и кончая Залом с горкой. Судя по тому, что на ремонт их идет дуб, береза и сахардан, они тогда уже существовали такими, какими дошли до 1940-х гг.

В 1909 году «… Государыня Императрица Александра Федоровна изволила выбрать рисунок, отмеченный красным крестом, и приказала сделать по нем стулья для столов в круглом зале Александровского дворца», где обычно собиралось семейство во время парадных завтраков. 48 буковых стульев, покрытых эмалевой краской и украшенных позолоченным ампирным декором, были изготовлены по рисунку архитектора Данини на фабрике Ф.Ф.Мельцера.

 

 

Появление этих предметов в одном из самых нарядных залов дворца не только свидетельствовало о модном ретроспективном направлении в русском искусстве 1910-х годов, но было продиктовано внутренней архитектурой и оформлением зала. Интересно отметить, что на рассмотрение и утверждение императрице были представлены два эскиза, из которых коронованная заказчица выбрала, как представляется, лучший вариант.

В Полукруглом зале специально для семьи Николая II устраивались выставки предметов, которые находили при ежегодных археологических раскопках на юге России; икон, исполняемых фирмой Оловянникова, которые отбирались для подарков. Перед Рождеством — изделий Императорского фарфорового и стекольного заводов; столового серебра, выполненного фирмой братьев Грачевых. Здесь же расставлялись многочисленные подарки, подносимые царской семье по различным поводам.

В центре зала сейчас, как и в 1900-х, стоит Ваза-канделябр

Ваза, находившаяся в Александровском дворце с 1843 года, была изготовлена по проекту придворного архитектора К.-Ф. Шинкеля. В 1840 году она была подарена императрице Александре Федоровне ее отцом, королем Фридрихом Вильгельмом III. Позднее в Петербурге был изготовлен букет из бронзовых цветов, в чашечки которых вставлялись свечи. 

 

 

На акварели Премацци "Малиновая гостиная" она стоит у окна, на фотографиях 1900-х гг — в Полукруглом зале, где экспонируется и сейчас.

 

 

По проекту Карла Фридриха Шинкеля. Ваза: Пруссия. Берлинская королевская мануфактура, 1824 год. Пьедестал: Пруссия. Берлин. Фабрика Вернер и Неффен Букет: Россия. Санкт-Петербург. 1830 г… Вернер и Неффен. Бронза, фарфор; литье, чеканка, золочение; полихромнаянадглазурная роспись, фабрика Ф. Шопена Фарфор.Подробнее

 

Кинематограф в Полукруглом зале

 В 1913 году в Полукруглом зале был установлен аппарат для показа развлекательных и научно-популярных фильмов для детей императора; коллекция их была огромна — фауна и флора всего мира, география, история, портреты выдающихся государственных деятелей, пейзажи, иллюстрации к сказкам.

Полукруглый зал еще в 1909 году использовали для массового просмотра. Но это было еще не кино, а "волшебный фонарь". Вечером 3 мая 1909 года в Круглом зале Александровского дворца в Царском Cеле было оживленно и празднично. В присутствии государя императора, членов его семьи и приближенных лиц свиты фотохудожник Сергей Прокудин-Горский показывал свои цветные диапозитивы. На экране возникали удивительные картины из жизни России: золотая осень, белые березы, радуга над рекой, сияющие купола, крестьянские дети в пестрых рубахах, мосты, причалы, монументы. С помощью «волшебного фонаря» краски передавались в тончайших нюансах, оживляя изображения и придавая им объем.

Прокудину-Горскому было что показать царю. Еще в 1903 году, соорудив походную палатку для смены кассет, он совершил первое путешествие с целью цветной фотосъемки — в Карелию.

Затем организовал экспедиции по горным селениям Дагестана и старинным городам Туркестана, проехал по Черноморскому побережью и хуторам Курской губернии, отснял писателя Льва Толстого в Ясной Поляне. У художника скопился огромный архив цветных фотографий, сделанных в разных регионах страны. Николай II поинтересовался у автора, что тот собирается делать со своей замечательной коллекцией. Прокудин-Горский ответил, что хотел бы установить в каждом училище проектор и показывать школьникам богатство и красоту бескрайней страны. Он даже придумал название новому учебному предмету — «Родиноведение»! Царю идея понравилась. Он разрешил Прокудину-Горскому снимать в любых местах, чтобы запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Было запланировано за 10 лет сделать 10 тыс. сюжетов.

Фотографу выделили железнодорожный пульмановский вагон с оборудованной лабораторией. Днем он делал снимки, а вечером проявлял негативы, копировал контактным способом и составлял описание. Прокудин-Горский проехал вдоль Волги от ее истока до Нижнего Новгорода, побывал на Соловецких островах, в Центральной России и на Урале, пересек Украину и Кавказ, Прибалтику и Киргизию, отснял памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых и 100-летием Отечественной войны 1812 года.

В небольшом помещении, расположенном рядом с ванной комнатой Марии Федоровны, архитектором С. А. Данини в 1913 году спроектирована и осуществлена установка кинематографического аппарата, с пробуравленном задней стены Полукруглого зала. До этого ставилась будка с аппаратом в том же Полукруглом зале. Аппарат и экран были приобретены инспектором по учебной части П. В. Петровым и гувернером французом П. Жильяром в Петербургском магазине акционерного общества ИКА, Бассейная ул. 7; ими же приобретались и фильмы.

Электрическое оборудование исполняла дворцовая мастерская. По распоряжению временного правительства аппарат этот вместе с принадлежностями и несколькими другими предметами был отправлен в Тобольск, вслед за переводом туда Романовых.

Экран, состоявший из простого полотна, натянутого на раму с раскосами внизу, устанавливался в полукруглом зале; низ его декорировался цветами; по окончании спектакля он каждый раз убирался в одну из ближайших служебных комнат. Окна названного зала, а также Портретного и Биллиардного завешивались специально изготовленными для этого темными занавесами. Представления давались большей частью днем и, главным образом, для дочерей и Алексея. Иногда присутствовали царь и царица; допускались на спектакли, кроме придворных чинов, няни и некоторые служащие дворца, как например, гоф-фурьер, прислуга подвижного состава и др., последние обычно смотрели стоя.

Демонстрировали большей частью сцены комического характера из детских шалостей; например, как Глупышкин, съев рака, стал пятиться; в присутствии взрослых некоторые сцены из Макса Линдера; показывались также картины учебно-просветительного характера: производство сахара, жизнь растений и т.д., а также видовые и бытовые; уделялось немало внимания смотрам и парадам войсковых частей. Николай II больше всего любил юмористический жанр.

В полукруглом зале происходили торжественные представления царю — депутаций, членов различных союзов России, членов Государственной Думы, губернаторов, предводителей дворянства, различных партий, союзов, профессиональных организаций и объединений. В этом зале семья Романовых провела последнюю ночь перед отъездом из дворца — своего дома, сидя, в буквальном смысле слова, «на чемоданах» в ожидании поезда. Утром 1 августа 1917 года они в последний раз спустились по пандусам садового крыльца в парк: «31 июля. Понедельник. Последний день нашего пребывания в Царском Селе… Стрелки из состава караула начали таскать наш багаж в круглую залу… мы ходили взад и вперед, ожидая подачи грузовиков… несколько раз… надевали пальто, выхо¬дили на балкон и снова возвращались в залы. Совсем рассвело… красив был восход солнца, при котором мы тронулись в путь… Покинули Царское Село в 6.10. утра» — записал в своем дневнике Николай II.

Зал имеет дверь, выходящую на террасу и Тройную аллею Александровского парка. Именно из этих дверей вышла семья Романовых. Отвезенные на вокзал в автомобилях, Романовы, по распоряжению Временного правительства, были отправлены в Тобольск.  Комментарий из книги 1935 года сейчас читается кощунственно: Романовых не стесняли: вслед за ними был отправлен целый обоз вещей, включая граммофон и кинематографический аппарат. Времени для подготовки к отъезду было достаточно. Еще в марте Николай записывает в дневнике: „Ясный день, после 2-х часов оттепель. Разбирался в своих вещах и книгах и начал откладывать все то, что хочу взять.с собой, если придется уезжать в Англию". Контреволюционность буржуазии подчеркивается еще раз тем, что правительство не только ничего не имело против отъезда Романовых за границу, но оказывало им всяческое содействие в этом отношении. События 1917 года в Царском Селе.

 

1941-1945

А. Кучумов в письме  к А.Зеленовой описывает комнату после войны: В Полукруглом, служившем капеллой, сохранился алтарь (испанский)...). В центре, у двери в парк, на пьедестале вазы поставле¬на… горка от углового дивана из Кленовой, стекло вынуто, внутри оклеена голубой бумагой с серебряными звездами и отделана кружевами и гирлянда¬ми сухих цветов. Здесь стояла фигура Мадонны. Обрамлением горки служит большая резная золоченая рама от Крюгеровского портрета, на которую повешены гирлянды из ельника. Перед этим нелепым сооружением сделан из двух золоченых рам (от портрета Екатерины II и Крюгера) помост для алтаря, который «скомпонован» из ясеневого футляра от… ванны Александры Федоровны и резной золоченой плащаницы Знаменской церкви. Кругом прямо на паркет наложен дерн и поставлены елки, одним словом, целый огород. Вот это-то «сооружение» и было принято за трон, помните сообщение в газете. В простенке окон вбиты крюки — что-то еще висело. Мрамор этого зала остался чистым...

 

1950-е

В 1954-1956 гг во дворце располагалось Высшее военно-морское гидрографическое училище.  В полукруглом зале проводились общие собрания, а после выноса кресел — танцы по субботам и воскресениям. Все колонны в зале были отделаны деревянными щитками, для исключения порчи настоящих колонн.

 

Современная реставрация

 

К 300-летию Царского Села три зала Парадной были отреставрированы в кратчайшие сроки после передачи здания военными ГМЗ "Царское Село". Надо отдать им должное- благодаря бережному отношению ко дворцу, очень многое оказалось сохраненном в неплохом состоянии. Ольга Таратынова (директор ГМЗ "Царское Село"): Военные в подавляющем большинстве случаев передают учреждениям культуры руинированные памятники. Здесь же — уникальная ситуация!

 

 

Мраморные стены и колонны были обшиты гипроком, чтобы избежать повреждений, а огромные советские компьютеры, 20 — 30 лет назад установленные в дворцовых залах, были водружены на специальные помосты, поэтому сохранились подлинная отделка Кваренги и даже паркет. 

Во всех трех залах ныне существующие сосновые двери будут заменены дверьми из красного дерева, выполняемыми по исторической иконографии.

 

Источники:

 

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий  или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей — мы ответим Вам в течение суток!

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 13954 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!