Навигатор по сайту Туристу Энциклопедия Царского Cела Клубы Форумы Доска объявлений


Авторизация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?

"Сначала любить - потом учить". Старейшие школы Петербурга открыли новое школьное столетие!

 

В Музее Николаевской гимназии обсудили многовековую историю среднего петербургского образования. 

 

 

Во вторник, 27 ноября 2018 года, Музей  Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, действующий на базе Центра технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга, принимал в своем историческом Актовом зале педагогов и музейных работников из старейших дореволюционных школ Санкт-Петербурга на Городской научно-практической конференции “Столица образования”, организованной музеем и Санкт-Петербургским Городским дворцом творчества юных (Аничков дворец). Поводом для встречи стало 100-летие современной системы среднего и дополнительного образования России, отмечаемое в 2018 году.

 

Савельева Ольга Ивановна, педагог-организатор высшей категории, Почетный работник образования, организатор конференции от Аничкова дворца.

 

В конференции приняли участие представители 44 школ и учреждений дополнительного образования из 13 районов Петербурга, а также все, кто интересуется историей российской школы. Следует отметить, что это первое мероприятие, на котором масштабно и одновременно глубоко говорили об истории и достижениях старейших образовательных учреждений и среднего петербургского образования в целом.

Санкт-Петербург был и остается столицей и флагманом лучших педагогических и воспитательных новаций. До 1917 года на Царское Село, в силу его особого статуса, приходилась самая большая в Российской Империи плотность начальных и средних образовательных учреждений на одного жителя. Город Пушкин гордится образовательными традициями царскосельских школ, гимназий, училищ, детских садов. Поэтому особенно приятно, что конференцию встречали именно в Царском Селе.

 

 

На конференции об истории, педагогических традициях и достижениях старейших петербуржских школ рассказали представители их музеев, абсолютное большинство из них созданы педагогами и функционируют в действующих образовательных учреждениях. “Особенность школьного музея, — подчеркнули выступающие на конференции, — что это не музей только ради сохранения памяти, а живой организм, вплетенный в канву современного образования. Школьные музеи, рассказывая об истории своих школ, хранят и популяризируют достижения петербургского образования”.

Открыл конференцию Никита Владимирович Благово - создатель и руководитель Музея знаменитой петербургской Школы Карла Мая, девизом которой были слова основателя школы: «Сначала любить-потом учить», сказав о значимости мероприятия, впервые собравшего столь представительное музейно-образовательное сообщество.

 

 

Его коллега — Валиев Мурат Тимурович, руководитель проекта "Общество друзей Школы Карла Мая" поделился с коллегами, которые, как и он проводят много времени, воссоздавая историю своих школ, в библиотеках и архивах «Практическими рекомендациями по изучению истории средних образовательных учреждений».

 

  

 

Музей Николаевской гимназии предложил коллегам вспомнить о том, каким было школьное религиозное образование и какое место занимал гимназический храм в системе духовно-нравственного воспитания гимназистов. Тема непростая, а в современном мире приобретает новое звучание и актуальность. Музей поделился интересными документами и фактами из жизни Николаевской гимназии и её храма.

На пленарном заседании выступили представители двух старейших гимназий Петербурга — Первой и Второй. Людмила Александровна Дейкова, к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе школы №321 Центрального района рассказала на примере Первой Санкт-Петербургской классической гимназии о том, какими были «Особенности гимназического образования в России конца  XIX– начала  веков XX  веков».

 

 

Её коллега из Мемориального музея истории Второй Санкт-Петербургской Гимназии Адмиралтейского района Денисова Ирина Михайловна, Почетный работник общего образования РФ, рассказала о своей гимназии и  о том, что из дореволюционного опыта черпают педагоги функционирующей до сих пор под тем же номером и в том же здании современная петербургская гимназия.

 

 

Докладов было так много, что после Пленарного заседания выступающие вынуждены были поделиться на секции. На первой секции о себе продолжили рассказывать старейшие школы и училища, весь спектр которых был представлен на конференции: Царскосельская Мариинская гимназия, Женская рукодельно-хозяйственная школа купцов Елисеевых (Гимназия №24 им. И.А. Крылова Василеостровского района), Гимназия принцессы Е.М. Ольденбургской, Павловский институт благородных девиц, Царскосельское Реальное училище Николая II (школа № 500 Пушкинского района), и многие другие.

 

 

Участники второй секции обсудили какое культурно-историческое наследие взяла современная школа у своих предшественников. Из докладов стало очевидно, что и в образовании всё новое — это хорошо забытое старое. Все новации и революции в образовании имеют будущее только основываясь на фундаментальном опыте предшественников, накопленном ими бесценным сокровищем педагогической науки. И наша задача на сегодняшний день — сохранить, приумножить и передать это богатое наследие будущим поколениям.

 

 

Конечно же не обошлось без рассказов о блестящих педагогах прошлого и их выдающихся учениках — главном достижении любой образовательной системы, любого учебного заведения. А их представительство на второй секции было не менее впечатляющим, чем на первой. На секции прозвучали рассказы о "Феномене гимназического образования середины XIX – начала XX веков» (Третья Санкт-Петербургская гимназия), об "Ученических обществах и детских праздниках в Лесном Коммерческом училище"; участники узнали об истории Петербургского Дома Призрения Тименкова-Фролова, Училищном доме на " Прудках", Третьем реальном училище. На секции выступили представители таких удаленных районов, как Кронштадтский и Петергофский, которые поделились уникальном опытом своих старейших школ.

 

 

Глубокая мысль была высказана закрывающим конференцию Владимиром Ильичем Аксельродом, кандидатом педагогических наук, Почетным работником образования РФ, Заслуженным работником культуры РФ, методистом Аничкова дворца.

 

 

Он обратил внимание на то, что несмотря на блестящую историю петербургского среднего образования, в городе музеев до сих пор нет отдельного государственного педагогического музея! И в этой ситуации именно школьные музеи, хранящие память об истории своих учреждений и становятся своеобразными филиалами этого, еще не существующего, музея образования!

История образования нашего города уходит корнями в глубокое прошлое, и то, что память эта живая, развивается, пульсирует интересными проектами и событиями, а мы можем заглянуть в исторические классы, посмотреть как и чему учились наши бабушки и дедушки — в этом заслуга, несомненно, школьных музеев, создаваемых не профессиональными музейщиками, а действующими педагогами и их учениками. Возможно, именно поэтому, не смотря на все эксперименты и вызовы нашего времени, традции и качество образования в нашем городе поддерживается на достойном уровне, а выпускники петербургских школ вновь и вновь встают на пьедесталы самых престижных конкурсов и соревнований самого высокого достоинства, доказывая, что история образования города на Неве — национальное достояние России!

 

30 ноября 2018 года

фотографии Артёма Урванцева и участников встречи

Бровкина Т.Ю., зав. Музеем Николаевской гимназии

Рейтинг: 0 Голосов: 0 116 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!